Научная статья на тему 'Взаимосвязь основных признаков и характеристик исследовательского университета и формируемого имиджа'

Взаимосвязь основных признаков и характеристик исследовательского университета и формируемого имиджа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИМИДЖ / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES / IMAGE / IMAGE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Билалова Д. И., Зинурова Р. И.

Статья посвящена обзору основных признаков исследовательских университетов, образующих наиболее востребованную во всем мире модель, важности имиджевой составляющей их функционирования. Проведен анализ литературных источников, в которых описываются факторы, влияющие на процесс формирования имиджа образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article reviews the main characteristics of research universities that form the most in demand model in the world, the importance of image component of their operation. Analysis of the literature, which describes the factors affecting the process of image formation of an educational institution, is also made.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь основных признаков и характеристик исследовательского университета и формируемого имиджа»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 378.4

Д. И. Билалова, Р. И. Зинурова ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ХАРАКТЕРИСТИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ФОРМИРУЕМОГО ИМИДЖА

Ключевые слова: национальные исследовательские университеты, имидж, формирование имиджа.

Статья посвящена обзору основных признаков исследовательских университетов, образующих наиболее востребованную во всем мире модель, важности имиджевой составляющей их функционирования. Проведен анализ литературных источников, в которых описываются факторы, влияющие на процесс формирования имиджа образовательного учреждения.

Keywords: national research universities, image, image formation.

Article reviews the main characteristics of research universities that form the most in demand model in the world, the importance of image component of their operation. Analysis of the literature, which describes the factors affecting the process of image formation of an educational institution, is also made.

В наукоемком обществе, научно-

исследовательские университеты являются ключевым институтом социального и экономического развития. С момента создания Берлинского университета в начале девятнадцатого века, многие учреждения приняли концепцию объединения науки и научных исследований в национальных целях в области модернизации. Хотя исследовательские университеты представляют лишь небольшую часть высшего образования, другие учреждения часто обращаются к ним как к моделям, поэтому их влияние больше, чем могло бы показаться исходя из их количества.

Исследовательские университеты являются учреждениями с высоким приоритетом в открытии новых знаний и подготовки кандидатов наук широкого диапазона научных дисциплин. Хотя исследовательские университеты также обучают студентов, подготавливают специалистов для широкого спектра позиций, предоставляют услуги для общества, и участвуют в прикладных работах и передачи технологий, их отличительной чертой является производство новых знаний, особенно (но не исключительно) в областях науки и техники. Для достижения этой миссии, исследовательские университеты должны обеспечивать необходимую инфраструктуру - библиотеки, лаборатории, техническую оснащенность и административную поддержку - для ведения научной работы на самом высоком уровне.

Основываясь на литературные данные по развитию институтов можно выделить несколько признаков исследовательских университетов, образующих наиболее востребованную во всем мире модель [1].

Преподаватели, как производители новых знаний, берут на себя новые роли, переходя от традиционной модели независимого исследования, чтобы стать членами командно-ориентированных, междисциплинарных и международных партнерских

связей в исследованиях, направленных чаще, чем обычно в сторону реальных мировых проблем.

Отношения между университетами, правительствами и предприятиями выходят на новый уровень для ускорения экономического развития и производства знаний для общественного блага.

Исследовательские университеты требуют более сложной организационной структуры, направленной на исследования, включающей в себя междисциплинарные центры, интегрирующие элементы исследований в программах обучения студентов и повышения технологической инфраструктуры для открытий.

Важным является также повышение интенсивности научного процесса. В приоритетные направления деятельности исследовательского университета при этом входит производство новых знаний и подготовка квалифицированных сотрудников, которые будут реализовывать свои знания в будущем.

Новые знания, которые наиболее ценятся -это научно-технологические, а также научные исследования человеческой среды посредством социальных наук. Например, такие дисциплины, как лингвистика, политология и история становятся все более количественными в методологии и "научными" в подходе. Модель "большой науки" перекинулась на все части профессорско-преподавательского состава, как ученых, изучающих жизнь человека, социологов, и даже традиционных ученых в области искусства и гуманитариев, принявших так много от модели сколько возможно. В настоящее время производство знания преуменьшает значение старых форм знания, сосредоточенных на социальных ценностях, традициях, классике, и священных текстах.

В рамках исследовательского университета у профессоров есть несколько функций. Они должны не только проводить исследования и публиковать их, но также и обучать студентов и аспирантов, предоставлять услуги своим университетам, а также

использовать свои знания на благо государства. Эти роли часто вступают в противоречие, система вознаграждения в таком случае должна четко отдавать приоритет опубликованным исследованиям, особенно в престижных журналах, по сравнению с другими целями. Публикации же в мировых журналах повышают индекс цитируемости ученого, что формирует имидж ИУ как ведущего исследовательского центра в своем регионе и в стране в целом.

Европейские университеты традиционно рассчитывали на государственное финансирование научных исследований. В последние годы, однако, правительственные прямые инвестиции в научные исследования были дополнены новой государственной политикой, которая способствует партнерским отношениям между исследовательскими университетами и юридическими лицами. Термин «тройной спирали» относится к этой новой взаимосвязи между высшим образованием, промышленностью и правительством. В целом, государство стало в меньшей степени спонсором и в большей степени координатором партнерских связей между университетами и бизнесом, поощряя университеты изыскивать средства из частного сектора.

Появились новые категории преподавателей кафедры, которые не учат совсем, а работают с подрядными проектами, консультируют предприятия, различные институты и государственные учреждения. Они заняты коммерциализацией знаний, поскольку именно тесная связь науки с производством позволяет получить быструю отдачу и положительный эффект от разрабатываемых идей и проектов.

Эти характеристики отличают

исследовательские университеты от других образовательных учреждений. Процесс создания ИУ в России начался сравнительно недавно. Идея создания таких университетов опиралась на мировой опыт, и за основу были взяты именно эти характеристики. При этом современные исследовательские университеты, открывающиеся в нашей стране, должны обрести российскую уникальность и региональное своеобразие, становясь центрами науки, образования и культуры, где могут быть гармонично соединены образовательная деятельность и научные исследования [2]. Являясь новообразованиями, ИУ необходимо завоевать свое место среди других высших учебных заведений и сформировать уникальный имидж.

Развивающиеся рыночные отношения в образовании обусловили развитие конкуренции между ВУЗами. Поэтому резко возросла озабоченность высших учебных заведений тем, как они воспринимаются группами общественности, то есть какой они имеют имидж. В условиях жесткой конкурентной борьбы пристального внимания заслуживает тот образ вуза, который складывается у потенциальных потребителей, поэтому, работа над безупречностью имиджа, является важнейшей задачей, обеспечивающей процветание. Имидж - это

не самоцель, а - инструмент достижения стратегических целей организации.

Важнейший фактор, влияющий на позитивный имидж и репутацию образовательного учреждения, заключен внутри самого ВУЗа, а именно в том, какое представление о ВУЗе имеют сами студенты. Студенты являются не только показателем качества предоставляемых ВУЗом образовательных услуг, но также для окружающих студенты - это "достоверный" источник информации о ВУЗе [3]. Посредством этого источника и формируется имидж образовательного учреждения в глазах всей общественности. Студенты являются носителями особенностей корпоративной культуры ВУЗа, его традиций, ценностей, имиджа, не только в период своего обучения, но и спустя много лет по его окончании. В зависимости от того, насколько эти ценности разделяются студентами, распространяется положительная или отрицательная информация о ВУЗе.

Формирование имиджа образовательного учреждения и управление им является значительным резервом для эффективного позиционирования на рынке образовательных услуг. Однако проблема создания имиджа образовательных учреждений остается недостаточно изученной.

Чаще всего для разъяснения понятия имиджа образовательного учреждения используется определение Пискуновой Т.Н. [4]: «имидж - это эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения».

Первые публикации по имиджу образовательных учреждений появились в середине 1990-х годов [5]. Но более детальной разработкой темы формирования имиджа занялись с начала 2000-х годов.

В диссертации Измайловой Е. А. [6] в качестве внутренней составляющей имиджа образовательного учреждения выступает

корпоративная культура, являющаяся неким идейным стержнем, усиливающим организационную сплоченность, порождающую согласованность в поведении сотрудников, служащая своеобразным компасом для успешной и плодотворной работы всего коллектива. Формирование корпоративной культуры образовательного учреждения -обязательный процесс для вуза, занимающегося своим имиджем. Корпоративная культура является весомой составляющей маркетинговых

коммуникаций. Маркетинговые коммуникации подразумевают совокупность сигналов, исходящих от образовательного учреждения в адрес различных контактных аудиторий, в том числе абитуриентов, заинтересованных организаций, органов управления и собственного персонала, и обратную связь, делающую коммуникации двусторонним

динамическим процессом.

Кадочников Н.А. на основании проведенных исследований среди студентов, работников образовательных учреждений, потенциальных клиентов и работодателей выделил ряд факторов, формирующих имидж образовательного учреждения [7], среди которых, например, востребованность выпускников на рынке труда, уровень их зарплаты и продвижение по карьерной лестнице. Это, на наш взгляд, наиболее принципиально важный фактор, поскольку основная цель поступления в вуз -получение образования и знаний, которые будут востребованы.

И не смотря на то, что по закону об образовании, университет является родовым понятием для всех вузов, которые занимаются научной деятельностью по широкому кругу направлений, национально-исследовательский

университет обладает своими особенностями,

опираясь на которые ему и необходимо формировать

свой уникальный имидж.

Литература

1. . K. Mohrman, W. Ma, D. Baker, Higher Education Policy, 21, 2, 21-27 (2008).

2. Д.И. Билалова, Р.И. Зинурова, Вестник технолог. унив-та., 14, 13, 180-186 ( 2011).

3. Имидж Красноярского государственного университета в представлении студентов (http://www.bestreferat.ru/referat-214068.html).

4. Т.Н. Пискунова, Дисс. канд. психологич. наук, РГМУ, Москва, 1998. 148 с.

5. Николаева, В.И. Изучение имиджа образовательных

учреждений / В.И. Николаева

(http://www. marketing. spb. ru/mr/education/ei_image. him).

6. E.A. Измайлова, Дисс. канд. экон. наук, ГУИЭ, СПб., 2005. 159 с.

7. Н.А. Кадочников, Дисс. канд. экон. наук, АТиСО, Москва, 2005. 137с.

© Д. И. Билалова - асп. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, dinara_sadrieva@mail.ru; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.