Научная статья на тему 'Методика оценки имиджа вуза на основе анкетирования потребителей его услуг'

Методика оценки имиджа вуза на основе анкетирования потребителей его услуг Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
343
53
Поделиться
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ / DISCRIMINANT ANALYSIS / ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ / SIGNIFICANT FACTORS

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Корепанова Н.В.

В статье предлагается определять имидж вуза как набор факторов, благодаря которым объект становится известным. Таким образом, раскрываются особенности оценки имиджа на рынке образовательных услуг.

METHOD OF THE ASSESSMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE IMAGE ON THE BASIS OF QUESTIONING OF ITS SERVICES CONSUMERS

In article defining of image of higher education institute is offered as a set of factors thanks to which the object becomes known,features of an assessment of image open in the market of educational services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методика оценки имиджа вуза на основе анкетирования потребителей его услуг»

Н.В. Корепанова

студент, кафедра «Интеллектуальные информационные технологии в экономике», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИМИДЖА ВУЗА НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЕГО УСЛУГ

Аннотация. В статье предлагается определять имидж вуза как набор факторов, благодаря которым объект становится известным. Таким образом, раскрываются особенности оценки имиджа на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: имидж, образовательное учреждение, дискриминантный анализ, значимые факторы.

N.V. Korepanova, Izhevsk State Technical University

METHOD OF THE ASSESSMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE IMAGE ON THE BASIS

OF QUESTIONING OF ITS SERVICES CONSUMERS

Abstract. In article defining of image of higher education institute is offered as a set of factors thanks to which the object becomes known features of an assessment of image open in the market of educational services.

Keywords: image, educational institution, discriminant analysis, significant factors.

Экономическая оценка имиджа вуза является одной из новых проблем исследования, возникших одновременно с пробуждением интереса в условиях увеличения предложений со стороны конкурирующих вузов и их борьбы за привлечение абитуриентов.

Совершенствование предприятия и управления в сфере услуг, включая образовательную деятельность, в условиях рынка становится все более важным и осязаемым фактором социально-экономического, общественного и культурного развития современной России.

В диссертации Измайловой Е.А. «Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг», корпоративный имидж вуза рассматривается как «система представлений и оценок различных групп целевой аудитории, формирующихся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности учебного заведения - обучающей, научной, воспитательной, общественной, представляющая собой собирательный образ, характеризующий высшее учебное заведение» [1].

Кадочников Н.А. в своем диссертационном исследовании «Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения» определяет корпоративный или организационный имидж как «образ организации, в представлении различных групп общественности» [2].

Экономику интересует имидж с точки зрения формирования общественного мнения, которое может повлиять на изменения экономических характеристик объекта. Данного определения придерживаемся и мы при оценке имиджа на рынке образовательных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для экономической оценки имиджа вуза нами была использована программа для статистической обработки данных, одна из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований, в том числе в социальных науках - SPSS (в нашем случае SPSS 20.0). Обычно используются различные математические анализы: классификационный, факторный, кластерный, дискриминантный и т.д. Данные методы анализов содержат в себе много общего, но в настоящем исследовании применялся дискриминантный анализ.

В целях оценки имиджа вуза было проведено анкетирование 70 потребителей услуг высших учебных заведений города Ижевск Удмуртской Республики. Для определения важных факторов оценки Ижевского государственного технического университета студентами, были заданы несколько вопросов, где им было необходимо дать оценку 22 факторам по пятибалльной шкале (от 1 до 5, 5 - максимальный, лучший результат). Отбор параметров происходил по принципу «значимости», те переменные, которые превзошли уровень значимости, равный 0,3, и выступили в роли главных переменных. Остальные параметры были исключены из дискриминантной модели. В случае необходимости изменения состава дискриминационных переменных следует заново внести их в программу, однако, при изменении переменных, финальные четыре параметра не поменяли своего значения.

Были получены коэффициенты дискриминантной функции (ненормированные), на основании которых и строится дискриминантное уравнение, по форме похожее на уравнение регрессии. С учетом константы уравнение дискриминантной функции имеет вид:

Ивуза = -8,163+1,321x1-0,276x2+0,628x3 +0,762x4.

Таблица 1 - Ненормированные коэффициенты, полученные при дискриминантном анализе

Коэффициенты канонической дискриминантной функции Функция

1 X

Большое количество лет существования вуза на рынке 1,321 Х1

Влияние внеучебной деятельности на творческое развитие -0,276 Х2

Положительный образ вуза среди учащейся молодежи 0,628 Хз

Стабильность вуза 0,762 Х4

(Константа) -8,163

Отрицательные значения некоторых показателей, составляющих экономико-математическую модель бренда свидетельствуют о понимании респондентами возможности влияния личностного фактора потребителя при оценке вуза и характеризуют особенности рынка образовательных услуг г. Ижевска [3]:

Ивуза = -8,163 до -4,52 - слабый имидж, имеющий низкую степень узнавания, малую частоту спонтанного припоминания, низкий уровень востребованности услуг вуза;

И = -4,5 до 0,342 - средний уровень имиджа, характеризующийся высокой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частотой спонтанного припоминания, средним уровнем востребованности услуг вуза;

Ивуза = 0,35 до 3,9 - сильный имидж, характеризующийся высокой информированностью потребителей об имидже, высоким уровнем идентификации с имиджем, высоким уровнем востребованности услуг вуза [3].

Имидж ИжГТУ:

И^ = -8.163+1.321*4.443-0.27*4.457+0.628*4.5143+0.762*4.29 = -8,163+5,871,2+2,83+3,27 = 2,61.

По нашим результатам получилось, что имидж вуза по построенной модели имеет значение 2,61, что говорит о сильном имидже Ижевского государственного технического университета.

По теме имиджа образовательных учреждений проводится очень мало социологических и маркетинговых исследований, которые помогали бы создавать эмпирическую базу. Таким образом, разработана комплексная методика оценки имиджа. Представленная методика позволяет: определить образы идеального и реального вуза у групп потребителей; провести оценку степени согласованности мнений потребителей; выявить недостатки формирования имиджа реального вуза; провести оценку стоимости имиджа образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Измайлова Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. СПб, 2005. - С. В

2. Кадочников Н.А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения». Диссертация кандидата экономических наук. Москва, 2005. - С. 17-1В.

3. Юсупова Г. Р. Экономическая оценка бренда образовательного учреждения. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Уфа, 2009. - С. 16-17.

List of references:

1. Izmaylov E.A. Formation of marketing communication policy and positive image of higher education institute in the market of educational services. synopsis of the Candidate of Economic Sciences dissertation SPb, 2005. P. В

2. Kadochnikov N. A. Corporate image as factor of competitiveness of the highest professional educational instituten». Dissertation of Candidate of Economic Sciences. Moscow, 2005. P. 17-1B.

3. Yusupova G.R. Economic assessment of a brand of educational institute. synopsis of the Candidate of Economic Sciences dissertation. Ufa, 2009. P. 16-17.

№ б (S) - 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.