Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / САМООЦЕНКА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фидиркина В. Н., Баринова О. Г.

В работе показана специфика самооценки речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и определена ее связь с уровнем развития у них общей, личностной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN GENERAL SELF-ESTEEM AND SPEECH SELF-ESTEEM OF PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS

The paper shows the specifics of self-assessment of speech in preschool children with speech disorders and determines its relationship with the level of development of their general, personal self-esteem.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Scientist

Scientist, 2022, 22(4), 85-87._

Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Фидиркина В.Н., Баринова О.Г.

RELATIONSHIP BETWEEN GENERAL SELF-ESTEEM AND SPEECH SELF-ESTEEM OF PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS

Altai State Medical University, Barnaul Fidirkina V.N., Barinova O.G.

В работе показана специфика самооценки речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и определена ее связь с уровнем развития у них общей, личностной самооценки.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, самооценка, дети старшего дошкольного возраста.

The paper shows the specifics of self-assessment of speech in preschool children with speech disorders and determines its relationship with the level of development of their general, personal self-esteem.

Key words: common underdevelopment of speech, self-esteem, older preschool children.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения и дальнейшего анализа специфических особенностей самооценки детей с нарушениями речи, так как, в последнее время, количество детей с недоразвитием речи увеличилось, а исследований по данной проблематике недостаточно.

Scientist

86

Цели исследования - определить степень сформированности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями и выявить взаимосвязь между общей самооценкой ребенка и самооценкой его речи.

Материалы и методы Осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. На этапе описания данных эмпирического этапа работы применены математико-статистические методы обработки полученных результатов с помощью программы SPSS Statistics (корреляционный анализ Пирсона). Для эмпирической части исследования выбраны: авторская методика изучения речевой самооценки А.Ю. Кругликовой [1] и методика на выявление статуса самооценки «Лесенка» В.Г. Щур.

Респондентами в нашем исследовании выступили дошкольники с нарушениями речи (ОНР) ДОУ №75, г. Барнаула в количестве 15 человек.

Результаты и их обсуждение По результатам применения психодиагностических процедур нами были выявлены некоторые особенности соотношения общей самооценки и самооценки речи у детей с ОНР. Так, завышенная общая самооценка была выявлена у 67% детей с ОНР и у 40% этой же группы обнаружена завышенная самооценка речи. Заниженная, низкая и ниже средней самооценки на нашей выборке выявлено не было. В ходе исследования была подтверждена взаимосвязь общей самооценки ребенка дошкольного возраста с самооценкой речи. По результатам применения метода корреляционного анализа Пирсона (г=,392), нами установлена статистически значимая прямая связь между указанными психологическими феноменами. Выявленная взаимосвязь означает что, чем выше уровень общей самооценки ребенка с ОНР, тем выше его самооценка собственной речи. Этот факт полностью соответствует общепринятым положениям относительно личностной (общей) самооценки детей, имеющим те или иные речевые нарушения. Общепринятой особенностью, присущей дошкольникам с речевыми нарушениями, в психологии является общая завышенная самооценка [2].

Отмечая выявленные в рамках нашего исследования особенности личностной самооценки детей с ОНР, скажем, что она зачастую проявляется в

Scientist, 22(4), 2022

87

Взаимосвязь общей самооценки и самооценки речи.

повышенной самокритике детей. Однако, парадоксальным является тот факт, что при всем при этом в процессе установления самооценки, дошкольники начинают с идеальной и лишь, затем отмечают реальную самооценку. Кроме того, у детей наблюдаются выраженные трудности в поиске подходящих вербальных средств для аргументации самооценки. Дети считают, что все окружающие оценивают их одинаково хорошо, только некоторые из окружающих относятся к ним хуже, чем другие.

Выводы

Таким образом, специальных исследований в области измерения и изучения особенностей самооценки речи у детей с общим недоразвитием речи очень мало. Именно с этим фактом в науке мы связываем перспективы наших дальнейших исследований. На наш взгляд, будет интересным изучение динамических характеристик самооценки речи детей на разных этапах их возрастного развития, а также выявление дальнейших взаимовлияний между общей самооценкой и самооценкой речи детей с ОНР.

Список литературы:

1. Кругликова А.Ю. Комплекс исследований по изучению речевого общения в дошкольных группах семейной логопсихотерапии. // Комплексные исследования детства. 2021. т. 3. № 3. С. 230-243. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-230-243

2.Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп. - Таганрог: Ступин С. А., 2015. 155 с.

Как цитировать:

Фидиркина В.Н, Баринова О.Г. (2022). Взаимосвязь общей самооценки и самооценки речи дошкольников с речевыми нарушениями. Материалы VIIитоговой научно-практической конференции НОМУИС, 23-25мая2022года, г. Барнаул, Алтайский государственный медицинский университет. Scientist, 22 (4), 85-87.

Scientist, 4(22), 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.