Scientist
Scientist, 2022, 22(4), 85-87._
Материалы VII итоговой научно-практической конференции НОМУИС 23-25 мая 2022 года, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Фидиркина В.Н., Баринова О.Г.
RELATIONSHIP BETWEEN GENERAL SELF-ESTEEM AND SPEECH SELF-ESTEEM OF PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS
Altai State Medical University, Barnaul Fidirkina V.N., Barinova O.G.
В работе показана специфика самооценки речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и определена ее связь с уровнем развития у них общей, личностной самооценки.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, самооценка, дети старшего дошкольного возраста.
The paper shows the specifics of self-assessment of speech in preschool children with speech disorders and determines its relationship with the level of development of their general, personal self-esteem.
Key words: common underdevelopment of speech, self-esteem, older preschool children.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения и дальнейшего анализа специфических особенностей самооценки детей с нарушениями речи, так как, в последнее время, количество детей с недоразвитием речи увеличилось, а исследований по данной проблематике недостаточно.
Scientist
86
Цели исследования - определить степень сформированности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями и выявить взаимосвязь между общей самооценкой ребенка и самооценкой его речи.
Материалы и методы Осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. На этапе описания данных эмпирического этапа работы применены математико-статистические методы обработки полученных результатов с помощью программы SPSS Statistics (корреляционный анализ Пирсона). Для эмпирической части исследования выбраны: авторская методика изучения речевой самооценки А.Ю. Кругликовой [1] и методика на выявление статуса самооценки «Лесенка» В.Г. Щур.
Респондентами в нашем исследовании выступили дошкольники с нарушениями речи (ОНР) ДОУ №75, г. Барнаула в количестве 15 человек.
Результаты и их обсуждение По результатам применения психодиагностических процедур нами были выявлены некоторые особенности соотношения общей самооценки и самооценки речи у детей с ОНР. Так, завышенная общая самооценка была выявлена у 67% детей с ОНР и у 40% этой же группы обнаружена завышенная самооценка речи. Заниженная, низкая и ниже средней самооценки на нашей выборке выявлено не было. В ходе исследования была подтверждена взаимосвязь общей самооценки ребенка дошкольного возраста с самооценкой речи. По результатам применения метода корреляционного анализа Пирсона (г=,392), нами установлена статистически значимая прямая связь между указанными психологическими феноменами. Выявленная взаимосвязь означает что, чем выше уровень общей самооценки ребенка с ОНР, тем выше его самооценка собственной речи. Этот факт полностью соответствует общепринятым положениям относительно личностной (общей) самооценки детей, имеющим те или иные речевые нарушения. Общепринятой особенностью, присущей дошкольникам с речевыми нарушениями, в психологии является общая завышенная самооценка [2].
Отмечая выявленные в рамках нашего исследования особенности личностной самооценки детей с ОНР, скажем, что она зачастую проявляется в
Scientist, 22(4), 2022
87
Взаимосвязь общей самооценки и самооценки речи.
повышенной самокритике детей. Однако, парадоксальным является тот факт, что при всем при этом в процессе установления самооценки, дошкольники начинают с идеальной и лишь, затем отмечают реальную самооценку. Кроме того, у детей наблюдаются выраженные трудности в поиске подходящих вербальных средств для аргументации самооценки. Дети считают, что все окружающие оценивают их одинаково хорошо, только некоторые из окружающих относятся к ним хуже, чем другие.
Выводы
Таким образом, специальных исследований в области измерения и изучения особенностей самооценки речи у детей с общим недоразвитием речи очень мало. Именно с этим фактом в науке мы связываем перспективы наших дальнейших исследований. На наш взгляд, будет интересным изучение динамических характеристик самооценки речи детей на разных этапах их возрастного развития, а также выявление дальнейших взаимовлияний между общей самооценкой и самооценкой речи детей с ОНР.
Список литературы:
1. Кругликова А.Ю. Комплекс исследований по изучению речевого общения в дошкольных группах семейной логопсихотерапии. // Комплексные исследования детства. 2021. т. 3. № 3. С. 230-243. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-230-243
2.Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп. - Таганрог: Ступин С. А., 2015. 155 с.
Как цитировать:
Фидиркина В.Н, Баринова О.Г. (2022). Взаимосвязь общей самооценки и самооценки речи дошкольников с речевыми нарушениями. Материалы VIIитоговой научно-практической конференции НОМУИС, 23-25мая2022года, г. Барнаул, Алтайский государственный медицинский университет. Scientist, 22 (4), 85-87.
Scientist, 4(22), 2022