Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна

Введение. Актуальность изучения нервно-психической устойчивости у будущих педагогов обусловлена следующими причинами: рост стрессовых и фрустрирующих состояний у человека, обусловленных современной нестабильной тревожной социальной ситуацией; принадлежность профессии педагога к группе профессий с большим количеством стресс-факторов; зависимость успешности педагогической деятельности от устойчивости педагога. Значительную помощь в становлении нервно-психической устойчивости у студентов может оказать развивающая работа со стороны психологической службы вуза. Для планирования деятельности психологической службы вуза и психолого-педагогического сопровождения студентов особое значение приобретает понимание взаимосвязи уровня нервно-психической устойчивости с индивидуальными особенностями личности. В исследовании нервно-психическая устойчивость понимается как сложное интегративное свойство личности, характеризующееся сочетанием биологических предпосылок и приобретенных эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных качеств, обеспечивающих оптимальную деятельность в напряженных условиях. Целью исследования стало выявление взаимосвязи нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями обучающихся педагогического вуза. Материалы и методы. Объектом исследования стали особенности нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте. Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Для проведения исследования использовались методики: «Прогноз», автор В. Ю. Рыбников (Рыбников 2000); «Индивидуальный типологический опросник (ИТО)», автор Л. Н. Собчик (Собчик 2010). Результаты исследования. Эмпирическое исследование показало преобладание у студентов-первокурсников педагогического вуза среднего и низкого (удовлетворительного и неудовлетворительного) уровней нервно-психической устойчивости. Незначительная часть обучающихся продемонстрировала высокий уровень нервно-психической устойчивости. Была выявлена прямая положительная корреляциянервно-психической устойчивости с экстраверсией и спонтанностью; обратная отрицательная корреляция с тревожностью и интроверсией. Взаимосвязи с такими индивидуально- типологическими особенностями, как агрессия, сенситивность и ригидность, выявлено не было. Результаты исследования позволяют построить примерные портреты студентов с разным уровнем нервно-психической устойчивости. Заключение. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках деятельности психологической службы вуза. Программы, направленные на развитие способности к эффективной коммуникации, навыков использования приемов снижения тревожности, а также развитие уверенности в себе, принятия собственных личностных особенностей, могут способствовать повышению уровня нервно-психической устойчивости у обучающихся педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN NEURO-PSYCHOLOGICAL STABILITY AND INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PERSONALITY TRAITS IN STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction. The neuro-psychological stability in future teachers is a relevant research topic for a number of reasons. First, stressful and frustrating states in humans are on the rise due to volatile and disturbing social situation. Second, the profession of a teacher belongs to the group of professions with a large number of stress factors. And third, the success of a teacher’s work depends on the teacher’s stability. A psychological service of the university can make a major contribution to the development of neuro-psychological stability in students. When planning the activity of the psychological service, it is particularly important to understand the interrelation between the level of neuro-psychological stability and individual personality traits. In this study, we consider neuro-psychological stability as a complicated integrative property of a personality which provides optimal activity under stressful conditions. The aim of the study was to identify the relationship of neuro-psychological stability with individual-typological features of students of a pedagogical university. Materials and Methods. The peculiarities of neuro-psychological stability in adolescence were the object of research. The research was conducted at Orenburg State Pedagogical University. The study employed the Forecast Questionnaire by V. Yu. Rybnikov (Rybnikov 2000) and the Individual Typological Questionnaire (ITQ) by L. N. Sobchik (Sobchik 2010). Results. The empirical study showed the predominance of the average and low (i.e., satisfactory and unsatisfactory, respectively) levels of neuro-psychological stability in the first-year students of the pedagogical university. The study revealed a direct positive correlation of neuro-psychological stability with extraversion and spontaneity and an inverse negative correlation with anxiety and introversion. No correlation was found with such individual-typological features as aggression, sensitivity and rigidity. The results of the study make it possible to construct approximate portraits of students with different levels of neuro-psychological stability. Conclusions. The obtained data can be used by the psychological service of the university to develop programs of psychological and pedagogical support for students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Психология человека в образовании, 2023, т. 5, № 2 Psychology in Education, 2023, vol. 5, no. 2 _www.psychinedu. ru

Клинические, образовательные и социальные аспекты психологии здоровья

EDN MYSLYA

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-247-257 Научная статья

Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологических особенностей личности у студентов педагогического вуза

Л. С. Самсоненко01

1 Оренбургский государственный педагогический университет, 460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19

Сведения об авторе

Людмила Сергеевна Самсоненко, SPIN-код: 6567-2500, ORCID: 0000-0002-3321-6479, e-mail: lsamsonenko@yandex.ru Для цитирования: Самсоненко, Л. С. (2023) Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологических особенностей личности у студентов педагогического вуза. Психология человека в образовании, т. 5, № 2, с. 247-257. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-247-257 EDN MYSLYA Получена 2 августа 2022; прошла рецензирование 17 сентября 2022; принята 25 сентября 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Л. С. Самсоненко (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Актуальность изучения нервно-психической устойчивости у будущих педагогов обусловлена следующими причинами: рост стрессовых и фрустрирующих состояний у человека, обусловленных современной нестабильной тревожной социальной ситуацией; принадлежность профессии педагога к группе профессий с большим количеством стресс-факторов; зависимость успешности педагогической деятельности от устойчивости педагога. Значительную помощь в становлении нервно-психической устойчивости у студентов может оказать развивающая работа со стороны психологической службы вуза. Для планирования деятельности психологической службы вуза и психолого-педагогического сопровождения студентов особое значение приобретает понимание взаимосвязи уровня нервно-психической устойчивости с индивидуальными особенностями личности. В исследовании нервно-психическая устойчивость понимается как сложное интегративное свойство личности, характеризующееся сочетанием биологических предпосылок и приобретенных эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных качеств, обеспечивающих оптимальную деятельность в напряженных условиях. Целью исследования стало выявление взаимосвязи нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями обучающихся педагогического вуза.

Материалы и методы. Объектом исследования стали особенности нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте. Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного педагогического университета. Для проведения исследования использовались методики: «Прогноз», автор В. Ю. Рыбников (Рыбников 2000); «Индивидуальный типологический опросник (ИТО)», автор Л. Н. Собчик (Собчик 2010).

Результаты исследования. Эмпирическое исследование показало преобладание у студентов-первокурсников педагогического вуза среднего и низкого (удовлетворительного и неудовлетворительного) уровней нервно-психической устойчивости. Незначительная часть обучающихся продемонстрировала высокий уровень нервно-психической устойчивости. Была выявлена прямая положительная корреляциянервно-психической устойчивости с экстраверсией и спонтанностью; обратная отрицательная корреляция с тревожностью и интроверсией. Взаимосвязи с такими индивидуально-типологическими особенностями, как агрессия, сенситивность и ригидность, выявлено не было. Результаты исследования позволяют построить примерные портреты студентов с разным уровнем нервно-психической устойчивости.

Заключение. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках деятельности психологической службы вуза. Программы, направленные на развитие способности к эффективной коммуникации, навыков

Я Check for updates

УДК 159.9.07

использования приемов снижения тревожности, а также развитие уверенности в себе, принятия собственных личностных особенностей, могут способствовать повышению уровня нервно-психической устойчивости у обучающихся педагогического вуза.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, индивидуально-типологические особенности, личность, студенты, юношеский возраст, педагогический вуз

Research article

The relationship between neuro-psychological stability and individual-typological personality traits in students of a pedagogical university

L. S. Samsonenko01

1 Orenburg State Pedagogical University, 19 Sovetskaya Str., Orenburg 460014, Russia

Author

Lyudmila S. Samsonenko, SPIN: 6567-2500, ORCID: 0000-0002-3321-6479, e-mail: lsamsonenko@yandex.ru

For citation: Samsonenko, L. S. (2023) The relationship between neuro-psychological stability and individual-typological

personality traits in students of a pedagogical university. Psychology in Education, vol. 5, no. 2, pp. 247-257. https://www.

doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-247-257 EDN MYSLYA

Received 2 August 2022; reviewed 17 September 2022; accepted 25 September 2022.

Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © L. S. Samsonenko (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The neuro-psychological stability in future teachers is a relevant research topic for a number of reasons. First, stressful and frustrating states in humans are on the rise due to volatile and disturbing social situation. Second, the profession of a teacher belongs to the group of professions with a large number of stress factors. And third, the success of a teacher's work depends on the teacher's stability. A psychological service of the university can make a major contribution to the development of neuro-psychological stability in students. When planning the activity of the psychological service, it is particularly important to understand the interrelation between the level of neuro-psychological stability and individual personality traits. In this study, we consider neuro-psychological stability as a complicated integrative property of a personality which provides optimal activity under stressful conditions. The aim of the study was to identify the relationship of neuro-psychological stability with individual-typological features of students of a pedagogical university. Materials and Methods. The peculiarities of neuro-psychological stability in adolescence were the object of research. The research was conducted at Orenburg State Pedagogical University. The study employed the Forecast Questionnaire by V. Yu. Rybnikov (Rybnikov 2000) and the Individual Typological Questionnaire (ITQ) by L. N. Sobchik (Sobchik 2010).

Results. The empirical study showed the predominance of the average and low (i.e., satisfactory and unsatisfactory, respectively) levels of neuro-psychological stability in the first-year students of the pedagogical university. The study revealed a direct positive correlation of neuro-psychological stability with extraversion and spontaneity and an inverse negative correlation with anxiety and introversion. No correlation was found with such individual-typological features as aggression, sensitivity and rigidity. The results of the study make it possible to construct approximate portraits of students with different levels of neuro-psychological stability. Conclusions. The obtained data can be used by the psychological service of the university to develop programs of psychological and pedagogical support for students.

Keywords: neuro-psychological stability, individual-typological features, personality, students, adolescence, pedagogical university

Введение

Характерными особенностями нашего времени выступают нестабильность в экономической и социальной областях, динамика ценностно-смысловой сферы общества, угрозы природного и техногенного характера, приводящие к росту стрессовых и фрустрирующих состояний у человека. Согласно данным ВЦИОМ, в 2019 году доля россиян, переживающих стресс, составляла 17%, а тех, кто находится в стрессе постоянно, — 8%. О том, что часто они сталкиваются со стрессами, заявляли преимущественно женщины и молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (Жизнь в стрессе... 2019). Уже в 2020 году по результатам аналитики исследовательского холдинга «Ромир» стресс переживали 79%. К февралю 2021 года число переживающих стресс немного сократилось — до 55% (Исследование выявило стресс. 2021).

В связи с этим в психологической науке возрастает интерес к изучению нервно-психической устойчивости личности. Нервно-психическая устойчивость становится профессионально значимой характеристикой для различных профессиональных сфер, приобретая особую ценность для педагогической деятельности. Педагог ежедневно сталкивается с разного рода стрессовыми факторами, обусловленными противоречивостью и конфликтностью образовательной среды, информационными перегрузками, необходимостью принимать решения в условиях недостатка времени и информации, большим количеством эмоциональных контактов, высокими социальными ожиданиями. Многие исследователи признали принадлежность профессии педагога к группе профессий с большим количеством стресс-факторов (Бергис, Кривуля 2020; Величковская 2005; Водопьянова 2011; Митина 2020).

В таких условиях успешность деятельности во многом определяется способностью личности к мобилизации и уровнем сформирован-ности нервно-психической устойчивости.

Анализ различных работ показывает, что развитие нервно-психической устойчивости взаимосвязано с влиянием таких факторов, как свойства нервной системы, наличие заболеваний, особенности социальной среды, стиль воспитания, волевые, эмоциональные, мотивационные качества личности и др. (Бакунович, Шавлюке-вич 2019; Берг 2005; Небылицын 2000; Рыбников 2000). Развитие нервно-психической устойчивости продолжается в течение всего периода становления личности, но этап получения профессионального образования выступает одним

из наиболее благоприятных периодов. К факторам, способствующим развитию нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте, относят: становление личностной идентичности; формирование устойчивых взглядов на мир и себя, формирование способности к прогнозированию и осмыслению жизненной перспективы; развитие уверенности в себе; интеллектуальное развитие, определяющее способность к гибким решениям, к самоизменению (Волков 2006; Иванова 2009; Кон 2013; Мухина 1999; Райс, Долджин 2010). Значительную помощь в становлении нервно-психической устойчивости у студентов может оказать развивающая работа со стороны психологической службы вуза. Для планирования деятельности психологической службы вуза и психолого-педагогического сопровождения студентов особое значение приобретает понимание взаимосвязи уровня нервно-психической устойчивости с индивидуальными особенностями личности. Мы предположили, что студенты с разным уровнем нервно-психической устойчивости обладают индивидуально-типологическими особенностями, развитие которых в рамках психолого-педагогического сопровождения в вузе способствует развитию устойчивости и адаптационного потенциала личности. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и нервно-психической устойчивости у студентов педагогического вуза.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

В психологической науке достаточно активно исследуется содержание и характеристики нервно-психической устойчивости. В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию нервно-психической устойчивости:

• как сложное интегративное свойство личности, характеризующееся сочетанием биологических предпосылок и приобретенных эмоциональных, волевых, нравственных, интеллектуальных качеств, обеспечивающих оптимальную деятельность в напряженных условиях (Вяткин 2018; Савченков, Уварина 2018; Спицина и др. 2021; Федотов, Бабкина 2006);

• как способность действовать в ситуации напряженности, противостоять негативным раздражителям (Дарвиш 2008; Небылицын 2000; Тенчурин 2016);

• как определенное эмоциональное состояние, включающее эмоциональную невозмутимость и стабильность (Иванова 2009; Ильин 2001).

Анализ различных работ показал, что большинство современных авторов трактуют нервно-психическую устойчивость в соответствии с первым подходом — как интегративную характеристику личности. Мы в данном исследовании также разделяем данную позицию. Понимание нервно-психической устойчивости как сложного личностного образования является наиболее методологически разработанным, что позволяет реализовывать эмпирическое исследование данного феномена.

Ряд отечественных исследований посвящен изучению нервно-психической устойчивости у студентов в процессе получения профессионального образования. Например, в работе Г. А. Матчина, К. К. Вилковой и А. В. Иванова (Матчин и др. 2015) у студентов государственного университета получена более высокая устойчивость у девушек, чем у мужчин.

А. А. Ковальчук и Е. В. Харитонова (Ковальчук, Харитонова 2021), проводя исследование на базе Кубанского Государственного университета, получили преобладание неудовлетворительного и удовлетворительного уровней нервно-психической устойчивости у студентов. В данной же работе было выявлено, что студенты с неудовлетворительным уровнем устойчивости характеризуются тревожностью, подозрительностью, эмоциональной нестабильностью. Студенты с удовлетворительным уровнем отличаются нонконформизмом.

В исследовании Е. А. Прокуратовой (Проку-ратова 2018) выявлена связь нервно-психической устойчивости со стратегиями копинга у студентов медицинского колледжа.

Исследование О. А. Спициной, Е. А. Шереш-ковой, Е. А. Едихановой (Спицина и др. 2021) показало, что у будущих педагогов преобладает низкий уровень нервно-психической устойчивости, причем чаще низкие показатели были выявлены у девушек, по сравнению с юношами. Но риск нервно-психического расстройства выше у юношей, чем у девушек.

Изучая межполовые особенности нервно-психической устойчивости у студентов Тувинского государственного университета, Л. К. Будук-оол (Будук-оол 2020) в своей работе обнаружила достаточный уровень нервно-психической устойчивости у большинства обучающихся, при этом у студентов-девушек показатели оказались ниже, чем у студентов мужского пола. Высокий уровень управления стрессовыми состояниями показали

все студенты, но снова студенты-юноши продемонстрировали более высокие показатели в уровне самоконтроля и эмоциональной устойчивости в ситуациях напряженности.

При изучении взаимосвязей показателей копинг-стратегий и нервно-психической устойчивости студентов-бакалавров Шадринского государственного педагогического университета первого курса Е. А. Волгуснова и Е. А. Ше-решкова (Волгуснова, Шерешкова 2020) получили преобладание низкого уровня нервно-психической устойчивости и адаптационных процессов. Анализ межполовых особенностей нервно-психической устойчивости показал преобладание у юношей, по сравнению с девушками, более высоких показателей устойчивости и адаптационного потенциала, а у девушек, по сравнению с юношами, более высокие показатели дезадаптационных нарушений.

В исследовании Е. В. Ярославкиной и Г. Е. Хле-бодаровой (Ярославкина, Хлебодарова 2022) принимали участие студенты направления подготовки «Педагогическое образование» ФГБОУ ВО «САХГУ». У студентов очной формы обучения было выявлено наличие низкого и ниже среднего уровней нервно-психической устойчивости и, соответственно, высокий риск дезадаптации при стрессе. У студентов заочной формы обучения показатели нервно-психической устойчивости оказались выше, чем у студентов очной формы. В совокупности, у всех студентов выявлены средние и ниже средних показатели нервно-психической устойчивости.

Таким образом, в современных исследованиях активно изучаются уровневые и содержательные характеристики нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте, рассматриваются гендерные особенности данного феномена. Некоторые авторы пытаются установить взаимосвязь нервно-психической устойчивости с какими-либо отдельными качествами личности (саморегуляция, субъективное благополучие, копинг-стратегии, тревожность, эмоциональная стабильность). Однако целостных исследований, выявляющих взаимосвязь нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями личности в юношеском возрасте, к настоящему времени недостаточно.

Проблема исследования особенностей нервно-психической устойчивости у студентов, получающих профессию педагога, остается актуальной. Образовательный процесс в педагогическом вузе обладает ресурсами для развития личностных качеств обучающихся, благодаря которым может развиваться и нервно-психическая

устойчивость. Требуются эмпирические данные, подтверждающие взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью и индивидуально-типологическими особенностями личности. Под индивидуально-типологическими особенностями, опираясь на теорию ведущих тенденций Л. Н. Собчик (Собчик 2010), мы понимаем такие свойства личности, как экстраверсия, интроверсия, ригидность, тревожность, сенси-тивность, спонтанность и агрессивность.

Организация и методы исследования

Объект исследования: нервно-психическая устойчивость в юношеском возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями личности в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретические источники по проблеме исследования;

2) подобрать и обосновать диагностические методики для изучения нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологических особенностей в юношеском возрасте;

3) провести эмпирическое исследование;

4) проанализировать результаты изучения взаимосвязи нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями в юношеском возрасте.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

• методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», автор В. Ю. Рыбников (Берг 2005);

• методика «Индивидуальный типологический опросник (ИТО)» Л. Н. Собчик (Собчик 2010).

Исследование проводилось со студентами первого курса исторического факультета по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». В исследовании принимали участие 68 студентов в возрасте 18-19 лет, из них 17 юношей, 51 девушка.

Мы предположили, что существует прямая положительная корреляция нервно-психической устойчивости с такими особенностями, как экстраверсия и спонтанность, обратная отрицательная корреляция с интроверсией, агрессией,

тревожностью, сензитивностью; отсутствует взаимосвязь с ригидностью.

Для оценки различий между двумя выборками использовался и-критерий Манна — Уит-ни, для изучения взаимосвязи между двумя признаками — коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов изучения нервно-психической устойчивости позволил разделить всю выборку на несколько групп:

• Группа с высоким уровнем нервно-психической устойчивости, где средний балл составил 6,87. В эту группу вошло всего шесть человек, что составляет 8,8%. Студенты в этой группе характеризуются высокой стрессоустойчивостью, нервно-психические срывы маловероятны. Можно сказать, что данная группа обучающихся характеризуется тем, что легко адаптируется в условиях стресса, то есть они могут в любых условиях оставаться сами собой, сохранять свою продуктивность и работоспособность.

• Группа с удовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости со средним баллом 10,8 — 26 человек (38,3%). У студентов этой группы достаточный уровень стрессоустойчивости, они могут находить способы пополнения своих внутренних ресурсов и получения позитивных эмоций, а также за решать возникшие проблемы и выходить из состояния стресса, не теряя интереса к своей деятельности и жизни в целом.

• Группа с неудовлетворительным уровнем со средним баллом 17,7 — 28 человек (41,2%). У обучающихся данной группы вероятны нервно-психические срывы, особенно в экстремальных условиях. В целом, им свойственно позитивное отношение к себе и к окружающим. Но ситуация личностного и социального изменения может вызывать тревогу.

• Группа с психической неустойчивостью со средним баллом 33,2 — 8 человек (11,7%). Можно предположить, что у студентов данной группы низкая стрес-соустойчивость, высокий риск дезадаптации в стрессовых ситуациях. Для этой группы студентов характерно отрицательное отношение к настоящему, они не могут спрогнозировать свое будущее, боятся возвращаться в воспоминаниях

в прошлое. Эти респонденты нуждаются в дополнительном обследовании у психолога и помощи по повышению уровня нервно-психической устойчивости.

Значимость различий подтверждена статистически (табл. 1).

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в целом наши результаты согласуются с результатами других исследований. Так же, как в работах Ярославкиной, Хлебода-ровой (Ярославкина, Хлебодаров 2022), Волгус-новой (Волгуснова, Шерешкова 2020), Спициной, Шерешковой, Едихановой (Спицина и др. 2021), в нашем исследовании у большинства студентов педагогического вуза преобладает средний и низкий (удовлетворительный и неудовлетворительный) уровни нервно-психической устойчивости.

Такой результат можно объяснить, во-первых, возрастными особенностями. Юность — это возраст, когда идет активное становление

самоконтроля и саморегуляции, но в связи со сменой образа жизни, необходимостью адаптации к новым условиям возрастает чувствительность, восприимчивость к событиям окружающего мира, приводящие к низкой нервно-психической устойчивости. Во-вторых, фактором, приводящим к снижению нервно-психической устойчивости, являются изменения в социальной среде. Студенты зачастую переживают острый дефицит временного ресурса, испытывают информационные перегрузки, а также сталкиваются с несоответствием имеющихся знаний и предъявляемых требований преподавателями вуза. Все это приводит к росту напряженности и снижению устойчивости.

На следующем этапе проводился корреляционный анализ между показателями нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологическими особенностями студентов. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.

Группы с разным уровнем нервно-психической устойчивости U эмп р

Высокий / удовлетворительный уровни 0 р < 0,01

Высокий / неудовлетворительный уровни 6 р < 0,01

Высокий уровень /психическая неустойчивость 0 р < 0,01

Неудовлетворительный уровень / психическая неустойчивость 0 р < 0,01

Удовлетворительный / неудовлетворительный уровни 0 р < 0,01

Удовлетворительный уровень / психическая неустойчивость 0 р < 0,01

Table 1. The results of comparison of groups with different levels of neuro-psychological stability according to the Mann—Whitney criterion

Groups with different levels of neuro-psychological stability U р*

High / satisfactory levels 0 р < 0.01

High / unsatisfactory levels 6 р < 0.01

High level / psychological instability 0 р < 0.01

Unsatisfactory level / psychological instability 0 р < 0.01

Satisfactory / unsatisfactory levels 0 р < 0.01

Satisfactory level / psychological instability 0 р < 0.01

Табл. 1. Результаты сравнения групп с разным уровнем нервно-психической устойчивости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по критерию Манна — Уитни

Табл. 2. Корреляционные взаимосвязи между показателями нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологическими особенностями личности

Нервно-психическая устойчивость Индивидуально-типологические особенности

Значение r s Экстраверсия Интро-версия Спонтанность Агрессия Тревожность Сенситив-ность Ригидность

0,537* -0,494* 0,515* -0,147 -0,575* -0,107 0,214

Примечание: * — p < 0,01.

Table 2. Correlative relationships between the indicators of neuro-psychological stability and individual-typological

personality traits

Neuropsychological stability Individual-typological personality traits

The value r s Extroversion Introversion Spontaneity Aggression Anxiety Sensitivity Rigidity

0.537* -0.494* 0.515* -0.147 -0.575* -0.107 0.214

Note: *—indicates p < 0.01.

Показатели нервно-психической устойчивости связаны с показателями экстраверсии (г = 0,537 при р < 0,01), спонтанности (г = 0,515 при р < 0,01), тревожности (г = -0,575 при р < 0,01), интроверсии (г = -0,494 при р < 0,01). Связь с экстраверсией и спонтанностью положительная, а с тревожностью и интроверсией — отрицательная.

Прямая положительная взаимосвязь с экстраверсией говорит о том, что нервно-психическая устойчивость связана с уровнем общительности и активности личности. Высокий уровень коммуникабельности и открытости, скорее всего, свидетельствует и о высокой нервно-психической устойчивости. И наоборот, так как была получена обратная взаимосвязь с интро-версий, можно сказать, что закрытость и пассивность личности свидетельствует о низком уровне нервно-психической устойчивости.

Взаимосвязь нервно-психической устойчивости со спонтанностью позволяет говорить, что личность, обладающая способностью к проявлениям естественности, свободы, принимающая и осознающая себя, характеризуется высоким уровнем устойчивости к напряженным условиям деятельности.

Обратная отрицательная связь с тревожностью позволяет говорить о том, что низкий уровень тревожности связан с высоким уровнем нервно-психической устойчивости.

Взаимосвязи с такими индивидуально-типологическими особенностями, как агрессия, сенситивность и ригидность, не было выявлено.

Итак, опираясь на результаты исследования, можно построить примерные портреты студентов с разным уровнем нервно-психической устойчивости:

• студенты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости обладают открытостью, коммуникабельностью, активностью, способны к быстрым решениям, для них характерна низкая тревожность;

• студенты с низким уровнем нервно-психической устойчивости характеризуются закрытостью, пассивностью, осторожностью и, возможно, повышенным уровнем ответственности.

Полученные результаты взаимосвязи нервно-психической устойчивости с индивидуально-типологическими особенностями позволяют сделать вывод, что такими качествами личности, как упорство, агрессивность (наступательность), сенситивность (чувствительность) может обладать как человек с высокой нервно-психической устойчивостью, так и с низкой.

Перспективой нашей работы является разработка программы в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе с целью развития нервно-психической устойчивости, содержательно направленной на развитие коммуникабельности и активности, а также снижение тревожности.

Итак, новизна и значимость результатов исследования заключаются том, что изучены взаимосвязи нервно-психической устойчивости и индивидуально-типологических особенностей студентов-первокурсников педагогического вуза. Результаты исследования дополняют эмпирические данные по этой проблеме и могут составить основу для разработки развивающих программ для студентов в рамках деятельности психологической службы вуза.

Выводы

Таким образом, анализ работ, посвященных проблеме изучения особенностей нервно-психической устойчивости, показывает, что данная категория понимается в большинстве работ как интегративное свойство личности, определяющее адаптивные способности и стрессоустой-чивость человека. В научных работах изучается взаимосвязь нервно-психической устойчивости с какими-либо отдельными качествами личности, но целостных данных о взаимосвязи данного феномена с индивидуально-типологическими особенностями личности недостаточно.

Наше исследование показало, что существует прямая положительная корреляция нервно-психической устойчивости с экстраверсией; обратная отрицательная корреляция с интро-версией и тревожностью; отсутствует взаимосвязь с ригидностью, сенситивностью, спонтан-

ностью, агрессивностью. Выдвинутая гипотеза подтвердилась частично. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе. Обучая студентов приемам снижения тревожности, развивая способность к эффективной коммуникации и взаимодействию, можно способствовать повышению уровня нервно-психической устойчивости у обучающихся вуза.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The author declares that the study complies with all ethical principles applicable to human and animal research.

Литература

Бакунович, М. Ф., Шавлюкевич, О. А. (2019) Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и саморегуляции как показатель социального поведения в юношеском возрасте. Профессиональное образование, № 3 (37), с. 36-41. ЕБ№ СТВНЕТ

Берг, Т. Н. (2005) Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 63 с.

Бергис, Т. А., Кривуля, Ю. С. (2020) Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы. Карельский научный журнал, т. 9, № 1 (30), с. 47-49. ЕБ№ ВМС№К7

Будук-оол, Л. К. (2020) Нервно-психическая устойчивость и стратегия совладания со стрессом у студентов: гендерный анализ. Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 2. Естественные и сельскохозяйственные науки, № 2 (61), с. 6-13. ЕБ№ GWIQTP

Величковская, С. Б. (2005) Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский государственный лингвистический университет, 30 с.

Водопьянова, Н. Е. (2011) Профилактика и коррекция синдрома выгорания:методология, теория, практика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 159 с.

Волгуснова, Е. А., Шерешкова, Е. А. (2020) Копинг-стратегии и нервно-психическая устойчивость бакалавров педагогического университета. Психолого-педагогический поиск, № 2 (54), с. 123-133. https://doi.Org/10.37724/RSU.2020.54.2.012

Волков, Б. С. (2006) Психология юности и молодости. М.: Академический проект, 256 с.

Вяткин, Б. А. (2018) Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Институт психологии РАН, 176 с.

Дарвиш, О. Б. (2008) Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. Сибирский педагогический журнал, № 7, с. 362-370. ЕБ№ PFUQNP

Жизнь в стрессе: масштаб проблемы и пути решения. (2019) ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analitiches^cii-obzor/zhizn-v-stresse-masshtab-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения 19.07.2022).

Иванова, С. П. (2009) Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости. Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, № 9, с. 99-108.

Ильин, Е. П. (2001) Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 752 с.

Исследование выявило стресс более чем у половины россиян в 2021 году (2021) Известия, 19 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1165722/2021-05-19/issledovanie-vyiavilo-stress-bolee-chem-u-poloviny-rossiian-v-2021-godu (дата обращения 19.07.2022).

Ковальчук, А. А., Харитонова, Е. В. (2021) Личностные ориентиры психолого-педагогического сопровождения студентов с низкой стрессоустойчивостью. Научные высказывания, № 7 (7), с. 18-21. EDN: UCFBRV

Кон, И. С. (2013) Психология юношеского возраста. М.: Книга по Требованию, 176 с.

Матчин, Г. А., Вилкова, К. К., Иванов, А. В. (2015) Анализ нервно-психической устойчивости студентов первого курса факультетов иностранных языков и дошкольного и начального образования. В кн.: А. Г. Гущин (ред.). Актуальные исследования в области безопасности жизнедеятельности. Материалы международной конференции, приуроченные к всероссийскому дню изобретателя и рационализатора. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, с. 115-118. EDN: UVLXSB

Митина, Л. М. (2020) Психология труда учителя. 2-е изд. М.: Юрайт, 337 с.

Мухина, В. С. (1999) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд. М.: Академия, 456 с.

Небылицын, В. Д. (2000) Проблемы психологии индивидуальности: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 682 с.

Прокуратова, Е. А. (2018) Копинг-стратегии студентов медицинского вуза с разным уровнем нервно-психической устойчивости. В кн.: Личность в трудных жизненных ситуациях:ресурсы и преодоление. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Омск: Изд-во Омского государственного университета, с. 425-428.

Райс, Ф., Долджин, К. (2010) Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 816 с.

Рыбников, В. Ю. (2000) Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно психических состояний специалистов экстремального профиля. СПб.: Санкт-петербургский университет МВД России, 205 с.

Савченков, А. В., Уварина, Н. В. (2018) Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики. Современная высшая школа: инновационный аспект, т. 10, № 1 (39), с. 61-69. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69

Собчик, Л. Н. (2010) Индивидуально-типологический опросник: практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. М.: Компания Боргес, 59 с.

Спицина, О. А., Шерешкова, Е. А., Едиханова, Ю. М. (2021) Исследование нервно-психической устойчивости в юношеском возрасте. Казанский педагогический журнал, № 3 (146), с. 261-268. https://www.doi. org/10.51379/KPJ.2021.147.3.036

Тенчурин, А. Д. (2016) Психическая устойчивость сотрудников органов прокуратуры. В кн.: Студенческая наука XXI века: материалы VIIIМеждународной студенческой научно-практической конференции. Т. 1. Вып. 1 (8). Чебоксары: «Интерактив плюс», с. 224-227. EDN: VKNKUZ

Федотов, С. Н., Бабкина, Н. А. (2006) Проблема психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, № 3 (36), с. 31-32. EDN: JWKSUF

Ярославкина, Е. В., Хлебодарова, Г. Е. (2022) Нервно-психическая устойчивость студентов вуза как предмет психологического анализа. В кн.: С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова, Т. Н. Данилова (ред.). Шамовские педагогические чтения: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 2. М.: Научная школа управления образовательными системами; Международная академия наук педагогического образования; «5 за знания», с. 838-843. EDN: DDSBYC

References

Bakunovich, M. F., Shavlyukevich, O. A. (2019) Vzaimosvyaz' nervno-psikhicheskoj ustojchivosti i samoregulyatsii kak pokazatel' sotsial'nogo povedeniya v yunosheskom vozraste [The relationship of neuropsychic stability and self-regulation as an indicator of social behavior in adolescence]. Professional'noe obrazovanie, no. 3 (37), pp. 36-41. EDN: KFBHET (In Russian)

Berg, T. N. (2005) Nervno-psikhicheskaya neustojchivost' i sposoby ee vyyavleniya [Neuropsychiatric instability and ways to detect it]. Vladivostok: Admiral G. I. Nevelsky Maritime State University Publ., 63 p. (In Russian)

Bergis, T. A., Krivulya, Yu. S. (2020) Problema professional'nogo stressa pedagogov v usloviyakh sovremennoj obrazovatel'noj sistemy [The problem of professional stress of teachers in the modern educational system]. Karel'skij nauchnyj zhurnal— Karelian Scientific Journal, vol. 9, no. 1 (30), pp. 47-49. EDN: BMCNKZ (In Russian)

Buduk-ool, L. K. (2020) Nervno-psikhicheskaya ustojchivost' i strategiya sovladaniya so stressom u studentov: gendernyj analiz [Neuropsychic stability and strategies of stress coping in students: Gender analysis]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vypusk 2. Estestvennye i sel'skokhozyajstvennye nauki — Vestnik of Tuvan State University Issue 2. Natural and Agricultural Sciences, no. 2 (61), pp. 6-13. EDN: GWIQTP (In Russian)

Darvish, O. B. (2008) Psikhologicheskaya ustojchivost' kak bazovaya kharakteristika lichnosti [Psychological stability as a basic characteristic of personality]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal— Siberian Pedagogical Journal, no. 7, pp. 362-370. EDN: PFUQNP (In Russian) Fedotov, S. N., Babkina, N. A. (2006) Problema psikhologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov organov vnutrennikh del [The problem of psychological stability of police officers]. Chelovecheskij faktor: problemy psikhologii i ergonomiki, no. 3 (36), pp. 31-32. EDN: JWKSUF (In Russian) Il'in, E. P. (2001) Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint Petersburg: Piter Publ., 752 p. (In Russian) Issledovanie vyyavilo stress bolee chem u poloviny rossiyan v 2021 godu [Study reveals stress in more than half of Russians in 2021]. (2021) Izvestiya, 19 May. [Online]. Available at: https://iz.ru/1165722/2021-05-19/ issledovanie-vyiavilo-stress-bolee-chem-u-poloviny-rossiian-v-2021-godu (accessed 19.07.2022). (In Russian) Ivanova, S. P. (2009) Psikhologicheskaya ustojchivost' lichnosti kak factor protivodejstviya negativnym vliyaniyam sotsial'noj sredy v rannej yunosti i molodosti [Psychological stability of personality as a factor of counteraction to negative influences of the social environment in early juvenility and youth]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 9, pp. 99-108. (In Russian)

Kon, I. S. (2013) Psikhologiya yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence]. Moscow: Kniga po Trebovaniyu Publ., 176 p. (In Russian)

Kovalchuk, A. A., Kharitonova, E. V. (2021) Lichnostnye orientiry psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov s nizkoj stressoustojchivost'yu. [Personal guidelines for psychological and pedagogical support of students with low stress resistance]. Nauchnye vyskazyvaniya, no. 7 (7), pp. 18-21. EDN: UCFBRV (In Russian) Matchin, G. A., Vilkova, K. K., Ivanov, A. V. (2015) Analiz nervno-psikhicheskoj ustojchivosti studentov pervogo kursa fakul'tetov inostrannykh yazykov i doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya [Analysis of the neuropsychic stability of first-year students of the Faculties of Foreign Languages and preschool and primary education]. In: A. G. Gushchin (ed.). Aktual'nye issledovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Materialy mezhdunarodnoj konferentsii, priurochennye k vserossijskomu dnyu izobretatelya i ratsionalizatora [Current research in the field of life safety. Proceedings of the international conference dedicated to the All-Russian day of the inventor and innovator]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Publ., pp. 115-118. EDN: UVLXSB (In Russian) Mitina, L. M. (2020) Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of teacher's work]. 2nd ed. Moscow: Yurajt Publ., 337 p. (In Russian)

Mukhina, V. S. (1999) Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: Phenomenology of development, childhood, adolescence]. 4nd ed. Moscow: Academia Publ., 456 p. (In Russian) Nebylitsyn, V. D. (2000) Problemy psikhologii individual'nosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Problems of the psychology of individuality: Selected psychological works]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 682 p. (In Russian) Prokuratova, E. A. (2018) Koping-strategii studentov meditsinskogo vuza s raznym urovnem nervno-psikhicheskoj ustojchivosti [Coping strategies of medical university students with different levels of neuropsychiatric stability]. In: Lichnost' v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh: resursy i preodolenie. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 25-letiyu fakul'teta psikhologii Omskogogosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo [Personality in difficult life situations: Resources and overcoming. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the Faculty of Psychology of Dostoevsky Omsk State University]. Omsk: Omsk State University Publ., pp. 425-428 (In Russian) Rice, F. P., Dolghin, K. G. (2010) Psikhologiyapodrostkovogo iyunosheskogo vozrasta [The adolescent: Development,

relationships, and culture]. 12th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 816 p. (In Russian) Rybnikov, V. Yu. (2000) Psikhologicheskoe prognozirovanie nadezhnosti deyatel'nosti i korrektsiya dezadaptivnykh nervnop-sikhicheskikh sostoyanij spetsialistov ekstremal'nogo profilya [Psychological forecasting of activity reliability and correction of maladaptive neuropsychiatric states of extreme specialists]. Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 205 p. (In Russian) Savchenkov, A. V., Uvarina, N. V. (2018) Stanovlenie professional'noj identichnosti budushchego pedagoga v usloviyakh ekstremal'noj pedagogiki [The formation of professional identity of future teachers in conditions of extreme pedagogy]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyj aspekt — Contemporary Higher Education:

A. C. CaMconeuKO

Innovative Aspects, vol. 10, no. 1 (39), pp. 61-69. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69 (In Russian)

Sobchik, L. N. (2010) Individual'no-tipologicheskij oprosnik: prakticheskoe rukovodstvo k traditsionnomu i komp'yuternomu variantam testa [Individual typological questionnaire: a practical guide to the traditional and computer versions of the test]. Moscow: Kompaniya Borges Publ., 59 p. (In Russian) Spitsyna, O. A., Shereshkova, E. A., Edikhanova, J. M. (2021) Issledovanie nervno-psikhicheskoj ustojchivosti v yunosheskom vozraste [Research of neuropsychiatry stability in youth]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal — Kazan Pedagogical Journal, no. 3, pp. 261-268. https://www.doi.org/10.51379/KPJ.2021.147.3.036 (In Russian) Tenchurin, A. D. (2016) Psikhicheskaya ustojchivost' sotrudnikov organov prokuratury [Mental stability of the Prosecutor's Office staff]. In: Studencheskaya nauka XXI veka: materialy VIIIMezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Student science of the 21st century: Materials of the VIIIInternational student scientific and practical conferences]. Vol. 8. Iss. 1 (8). Cheboksary: "Interaktiv plyus" Publ., pp. 224-227. EDN: VKNKUZ (In Russian) Velichkovskaya, S. B. (2005) Zavisimost' vozniknoveniya i razvitiya stressa otfaktorov professional'noj deyatel'nosti pedagogov [Dependence of the emergence and development of stress on the factors of professional activity of teachers]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State Linguistic University, 30 p. (In Russian)

Vodop'yanova, N. E. (2011) Profilaktika i korrektsiya sindroma vygoraniya: metodologiya, teoriya, praktika [Prevention and correction of burnout syndrome: Methodology, theory, practice]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., 159 p. (In Russian) Volgusnova, E. A., Shereshkova, E. A. (2020) Koping-strategii i nervno-psikhicheskaya ustojchivost' bakalavrov pedagogicheskogo universiteta [Coping-strategies and pedagogical university students' mental and psychological stability]. Psikhologo-pedagogicheskij poisk — Psychological and Pedagogical Search Academic Journal, no. 2 (54), pp. 123-133. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.542.012 (In Russian) Volkov, B. S. (2006) Psikhologiya yunosti i molodosti [Psychology of juvenility and youth]. Moscow: Akademicheskij

proekt Publ., 256 p. (In Russian) Vyatkin, B. A. (2018) Sistemnaya integratsiya individual'nosti cheloveka [System integration of human individuality].

Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 176 p. (In Russian) Yaroslavkina, E. V., Khlebodarova, G. E. (2022) Nervno-psikhicheskaya ustojchivost' studentov vuza kak predmet psikhologicheskogo analiza [Neuropsychic stability of university students as a subject of psychological analysis]. In: S. G. Vorovshchikov, O. A. Shklyarova, T. N. Danilova (eds.). Shamovskie pedagogicheskie chteniya: Sbornik state) XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Shamov pedagogical readings: Collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference]. In 2 parts. Pt. 2. Moscow: Scientific School of Educational Systems Management Publ.; International Academy of Sciences of Pedagogical Education Publ.; "5 za znaniya" Publ., pp. 838-843. EDN: DDSBYC (In Russian) Zhizn' v stresse: masshtab problemy i puti resheniya [Living under stress: The scale of the problem and solutions]. (2019) VTSIOM [VCIOM]. [Online]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ zhizn-v-stresse-masshtab-problemy-i-puti-resheniya (accessed 19.07.2022). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.