Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ТРЕНЕР / СТРЕСС / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНТРОВЕРСИЯ / ЭКСТРАВЕРСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожарская Е.Л., Скляднева В.В., Бадмаева С.В., Ковальчук А.П.

Цель исследования - выявить индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера. Методика и организация исследования. В изучении принял участие тренерский состав направления «Греко-римская борьба» (восемь человек в возрасте от 30 до 52 лет). Большинство опрошенных - участники, призеры всероссийских и международных соревнований по греко-римской борьбе. В исследовании использовались следующие методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО), разработанный Л.Н. Собчик; методика «Шкала оценки профессионального стресса»; тест «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ); опросник «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой, методика «Самооценка эмоциональных состояний», методы статистической обработки эмпирического материала. Результаты исследования и выводы. Профессиональную деятельность тренера отличает высокое эмоциональное и психологическое напряжение, в результате чего может наблюдаться высокий уровень стресса. К механизмам психологической защиты можно отнести когнитивно-поведенческие стратегии преодоления трудных ситуаций жизни и профессиональной деятельности. Использование механизмов преодоления профессионального стресса зависит от объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются специфические особенности и условия профессиональной деятельности, а субъективными - определенные личностные особенности тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пожарская Е.Л., Скляднева В.В., Бадмаева С.В., Ковальчук А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACH'S PERSONALITY PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STATE SURVEY

Objective of the study was to survey and analyze the Greco-Roman wrestling coaches' psychological and emotional states. Methods and structure of the study. We sampled for the survey elite Greco-Roman wrestling coaches aged 30 to 52 years (n=8), former competitors and runner-ups of the All-Russian and international Greco-Roman wrestling events. The sample was surveyed by the L.N. Sobchik Individuality Typing (IT) questionnaire; A.B. Leonova Occupational Stress Scale, Neuropsychic Stability and Chronic Fatigue test, and the Emotional State Self-testing questionnaire survey; with the survey data processed by a standard statistical toolkit. Results and conclusion. Coach's occupational responsibilities are associated with high emotional and psychological stressors and, hence, expose them to stress-related health risks. The psychological protection mechanisms may include stress coping/ behavioral control strategies. Actual stress coping strategies will be customized to a range of objective and subjective factors, with the objective ones referring to the occupational responsibilities and conditions, and the subjective to the coach's personality traits. Coaches need to master modern self-control tools to effectively mitigate and control neuropsychiatric stressors by constructive stress coping strategies developed by communicative competency advancement trainings that are recommended on a yearly basis prior to every training season.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.

Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Пожарская1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Скляднева1 Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Бадмаева1 Кандидат экономических наук, доцент А.П. Ковальчук1

Фоссийский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

COACH'S PERSONALITY PSYCHOLOGICAL AND EMOTiONAL STATE SURVEY

PhD, Associate Professor E.L. Pozharskaya1 PhD, Associate Professor V.V. Sklyadneva1 PhD, Associate Professor S.V. Badmaeva1 PhD, Associate Professor A.P. Kovalchuk1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Информация для связи с автором: gerashenkol79@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера.

Методика и организация исследования. В изучении принял участие тренерский состав направления «Греко-римская борьба» (восемь человек в возрасте от 30 до 52 лет). Большинство опрошенных - участники, призеры всероссийских и международных соревнований по греко-римской борьбе. В исследовании использовались следующие методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО), разработанный Л.Н. Собчик; методика «Шкала оценки профессионального стресса»; тест «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ); опросник «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой, методика «Самооценка эмоциональных состояний», методы статистической обработки эмпирического материала.

Результаты исследования и выводы. Профессиональную деятельность тренера отличает высокое эмоциональное и психологическое напряжение, в результате чего может наблюдаться высокий уровень стресса. К механизмам психологической защиты можно отнести когнитивно-поведенческие стратегии преодоления трудных ситуаций жизни и профессиональной деятельности. Использование механизмов преодоления профессионального стресса зависит от объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются специфические особенности и условия профессиональной деятельности, а субъективными -определенные личностные особенности тренера.

Ключевые слова: спорт, тренер, стресс, функциональные состояния, индивидуально-психологические особенности, интроверсия, экстраверсия.

Abstract

Objective of the study was to survey and analyze the Greco-Roman wrestling coaches' psychological and emotional states.

Methods and structure of the study. We sampled for the survey elite Greco-Roman wrestling coaches aged 30 to 52 years (n=8), former competitors and runner-ups of the All-Russian and international Greco-Roman wrestling events. The sample was surveyed by the L.N. Sobchik Individuality Typing (IT) questionnaire; A.B. Leonova Occupational Stress Scale, Neuropsychic Stability and Chronic Fatigue test, and the Emotional State Self-testing questionnaire survey; with the survey data processed by a standard statistical toolkit.

Results and conclusion. Coach's occupational responsibilities are associated with high emotional and psychological stressors and, hence, expose them to stress-related health risks. The psychological protection mechanisms may include stress coping/ behavioral control strategies. Actual stress coping strategies will be customized to a range of objective and subjective factors, with the objective ones referring to the occupational responsibilities and conditions, and the subjective to the coach's personality traits. Coaches need to master modern self-control tools to effectively mitigate and control neuropsychiatric stressors by constructive stress coping strategies developed by communicative competency advancement trainings that are recommended on a yearly basis prior to every training season.

Keywords: sport, coach, introversion, extraversion.

stress, personality psychological characteristics,

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Работа спортивного тренера сопряжена с большими психофизиологическими нагрузками, которые он испытывает в процессе своей профессиональной деятельности, что часто приводит к стрессам [2]. Эта проблема актуализирует разработку адекватных средств оценки уровня профессионального стресса и механизмов его преодоления в деятельности тренера [1, 3].

Цель исследования - выявить индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера.

Методика и организация исследования. Изучение проблемы профессионального стресса тренерского состава проводилось на базе ГБПОУ КФКС «СПАРТА» Москомспорта. В исследовании принял участие тренерский состав направления «Греко-римская борьба» (восемь человек в возрасте от 30 до 52 лет). Большинство опрошенных - участники, при-

зеры всероссийских и международных соревнований по греко-римской борьбе. В исследовании использовались следующие методики: индивидуально-типологический опросник (ИТО), разработанный Л. Н. Собчик; методика «Шкала оценки профессионального стресса»; тест «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ); опросник «Степень хронического утомления» А. Б. Леоновой, методика «Самооценка эмоциональных состояний», методы статистической обработки эмпирического материала.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты, полученные в ходе психологического тестирования по методике «Индивидуально-типологический опросник», более высокие показатели по шкале «Экстраверсия» у реципиента (тренер 30 лет) означают, что респондент проявляет избыточную общительность,

48

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

Таблица 1. Результаты по методике «Индивидуально-типологический опросник»

ФИО Возраст Ложь Агравация Экстраверсия Спонтанность Стеничт-ность (агрессивность) Ригидность Интровер-сия Сензитивность Тревожность Лабильность

О.С. 30 3 0 7 8 7 7 5 6 2 6

И.С. 37 1 1 4 7 6 4 3 7 5 5

В.С. 38 1 2 1 2 2 2 7 6 7 5

О.И. 39 1 3 3 4 5 7 7 8 7 5

А.С. 40 1 0 4 6 7 6 6 8 6 6

С.Д. 41 3 3 1 3 2 4 8 7 5 4

Е.П 48 2 1 5 7 4 4 2 5 4 3

О.Р. 52 3 2 7 4 3 5 7 7 9 6

Таблица 2. Шкала оценки профессионального стресса

ФИО Возраст Итоговый балл

О.С. 30 1,2

И.С. 37 2,13

В.С. 38 4,8

О.И. 39 2,9

А.С. 40 1,5

С.Д. 41 2,8

Е.Г. 48 1,5

О.Р. 52 2

иногда мешающую целенаправленности действии, повышенную отвлекаемость. Также у него наблюдаются более высокие показатели по шкале «Спонтанность», что свидетельствует о его более выраженной раскованности, склонности к свободному самоутверждению. Повышенные показатели по шкале «Агрессивность» (сте-ничность) говорят о выраженной уверенности в себе, импульсивном поведении при низкой подчиняемости. Высокие показатели по шкале «Ригидность» свидетельствуют о выраженном упорстве в отстаивании своей точки зрения. По шкале «Сензитивность» - для реципиента характерна ранимость, обидчивость. Шкала «тревожность» выявляет осторожность в принятии решений.

Для реципиента (тренер в возрасте 40 лет) характерны: интровертированность (стремление к профессиональной занятости «кабинетного стиля», к ограничению круга непосредственных контактов и избеганию конфронтации с окружением). Ему также характерна сензитивность, сопровождающаяся чувствительностью с ориентацией на авторитет более сильной личности. В сочетании с «интровертированностью» и «тревожностью» формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры (табл. 1).

По методике «Шкала оценки профессионального стресса» было определено, что на момент прохождения теста только у одного из испытуемых были обнаружены высокие показатели по шкале профессионального стресса. У остальных испытуемых во время проведения данного теста регистрируется умеренный или низкий уровень стресса (табл. 2).

Согласно тесту «Нервно-психическая устойчивость» (НПУ) все испытуемые показали благоприятные результаты: «хороший» и «удовлетворительный» уровни НПУ. С оценкой «неудовлетворительно» выявлен один испытуемый.

Результаты, полученные по опроснику «Степень хронического утомления» А. Б. Леоновой, показали, что у 25 % испытуемых признаки хронического утомления отсутствуют; у 50 %% отмечается начальная степень хронического утомления; у 12,5 % - выраженная степень хронического утомления; у 12,5 %о отмечается сильная степень хронического утомле-

ния. Для более качественной интерпретации результатов был подсчитан удельный вес разных групп симптомов в общем индексе хронического утомления. Результаты по данной выборке характеризуются следующими данными: симптомы физиологического дискомфорта наблюдаются у 25 % опрошенных; снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт - у 25 %; нарушения в эмоционально-аффективной сфере - у 25 %; снижение мотивации и изменения в сфере социального общения - 25 % реципиентов.

Согласно методике «Самооценка эмоциональных состояний» выявлено, что самооценка эмоциональных состояний у 62,5 % опрошенных находилась в пределах нормы. Эмоциональное состояние респондентов в момент исследования характеризуется спокойным, уравновешенным фоном настроения, отсутствием тревоги и напряжения, повышенной раздражительности.

Вывод. Профессиональную деятельность тренера отличает высокое эмоциональное и психологическое напряжение, в результате чего может наблюдаться высокий уровень стресса.

К механизмам психологической защиты можно отнести когнитивно-поведенческие стратегии преодоления трудных ситуаций жизни и профессиональной деятельности.

Использование механизмов преодоления профессионального стресса зависит от объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются специфические особенности и условия профессиональной деятельности, а субъективными - определенные личностные особенности тренера.

Способами оптимизации профессиональной деятельности тренера могут служить методы саморегуляции по снятию нервно-психического напряжения, техники выработки конструктивных стратегий преодоления стресса и тренинги коммуникативной компетентности, которые целесообразно проводить с тренерским составом не менее 1-го раза в год перед началом учебного процесса.

Литература

1. Андрющенко Л.Б., Витько С.Ю., Шутова Т.Н. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 261.

2. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2-е международное издание. Санкт-Петербург. 2003 г.

References

1. Andryushchenko L.B., Vitko S.Y., Shutova T.N. Fizkulturno-ozdoro-vitelnye tekhnologii v ukreplenii sostoyaniya zdorovya studentov i sotrudnikov vuza [Physical education and health technologies in strengthening health of students and university personnel]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. No. 5. P. 261.

2. Brayt D., Dzhons F. Stress. Teorii, issledovaniya, mify [Stress. Theories, research, myths]. 2nd international edition. Saint Petersburg. 2003.

3. Gridneva S.V., Vasyakin B.S., Ovsyanik O.A., Pozharskay E.L., Ber-ezhnaja M.S. MODERN HEALTH IMPROVING PSYCHOTECHNOLOGIES OF A HIGHER SCHOOL TEACHERS PERSONALITY. Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. V. 12. No. 5b. pp. 823-834.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.