Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ / СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА / ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Е.А.

В статье освящается исследование взаимосвязи между показателями жизнеспособности и свойствами характера у студентов первого курса педагогического университета. Современные требования к профессиональным качествам личности педагога предопределяют необходимость рассмотрения личностных коррелятов жизнеспособности будущих учителей. Автором раскрывается сущность жизнеспособности, и ее взаимосвязи с регулятивными, коммуникативными, интеллектуальными и эмоциональными компонентами характера студентов разного пола. Раскрыты личностные корреляторы жизнеспособности у первокурсниц эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, а у юношей - общительность, умеренная подозрительность, эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль. Жизнеспособность девушек снижают такие свойства характера как напряженность, беспокойство, высокая тревожность, конформность, а у юношей - напряженность и высокая тревожность. Полученные результаты личностных коррелятов жизнеспособности могут быть применены в психолого-педагогическом сопровождении процесса профессионального обучения студентов. Статья предназначена для студентов психолого-педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF VITALITY AND CHARACTER TRAITS AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY (GENDER ASPECT)

The article discusses the study of the relationship between indicators of vitality and character traits in first-year students of the Pedagogical University. Modern requirements for the professional qualities of a teacher's personality predetermine the need to consider the personal correlates of the viability of future teachers. The author reveals the essence of vitality, and its relationship with the regulatory, communicative, intellectual and emotional components of the character of students of different genders. The personal correlators of vitality were revealed in freshmen, emotional stability, high normality of behavior, and in young men - sociability, moderate suspicion, emotional stability, high self-control. The vitality of girls is reduced by such character traits as tension, anxiety, high anxiety, conformity, and in boys - tension and high anxiety. The obtained results of personality correlates of vitality can be applied in psychological and pedagogical support of the process of vocational training of students. The article is intended for students of psychological and pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)»

УДК 159.9

Исследование взаимосвязи показателей жизнеспособности и свойств характера у студентов педагогического университета (гендерный аспект)

Study of the relationship between indicators of vitality and character traits among students of a pedagogical university (gender aspect)

Волгуснова Е.А., Шадринский государственный педагогический университет, katerina. volgusnova@yandex. ru

Volgusnova E., Shadrinsk State Pedagogical University, katerina.volgusnova@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.033

Ключевые слова: показатели жизнеспособности, свойства характера, половые особенности взаимосвязи, студенты.

Keywords: indicators of vitality, character traits, sex characteristics of the relationship, students.

Аннотация. В статье освящается исследование взаимосвязи между показателями жизнеспособности и свойствами характера у студентов первого курса педагогического университета. Современные требования к профессиональным качествам личности педагога предопределяют необходимость рассмотрения личностных коррелятов жизнеспособности будущих учителей. Автором раскрывается сущность жизнеспособности, и ее взаимосвязи с регулятивными, коммуникативными, интеллектуальными и эмоциональными компонентами характера студентов разного пола. Раскрыты личностные корреляторы жизнеспособности у первокурсниц эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, а у юношей - общительность, умеренная подозрительность, эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль. Жизнеспособность девушек снижают такие свойства характера как напряженность, беспокойство, высокая тревожность, конформность, а у юношей - напряженность и высокая тревожность. Полученные результаты личностных коррелятов жизнеспособности могут быть применены в психолого-педагогическом сопровождении процесса профессионального обучения студентов. Статья предназначена для студентов психолого-педагогических специальностей.

Abstract. The article discusses the study of the relationship between indicators of vitality and character traits in first-year students of the Pedagogical University. Modern requirements for the professional qualities of a teacher's personality predetermine the need to consider the personal correlates of the viability of future teachers. The author reveals the essence of vitality, and its relationship with the regulatory, communicative, intellectual and emotional components of the character of students of different genders. The personal correlators of vitality were revealed in freshmen, emotional stability, high normality of behavior, and in young men - sociability, moderate suspicion, emotional stability, high self-control. The vitality of girls is reduced by such character traits as tension, anxiety, high anxiety, conformity, and in boys - tension and high anxiety. The obtained results ofpersonality correlates of vitality can be applied in psychological and pedagogical support of the process of vocational training of students. The article is intended for students ofpsychological and pedagogical specialties.

Введение. В последнее десятилетие значительно возрос интерес к проблеме жизнеспособности личности подрастающего поколения [5-8;10] в связи потребностью социума в устойчивой, культурно и духовно зрелой личности для конструктивного взаимодействия с общества в целом, и в частности в способности справляется с кризисами на высоком профессиональном уровне. В декларации

ЮНЕСКО «Образование XXI века» указывается, что «...ведущая ценность новой культуры -ценность устойчивого стабильного развития человека и общества, а основополагающая цель образования - формирование жизнеспособной личности.» [2]. Современное образование приходит к пониманию важности переосмысления целей воспитания: «Идея формирования жизнеспособного поколения

должна быть выдвинута на уровень национального приоритета в

общегосударственной, социальной, семейной, молодежной политике» [3]. Таким образом, для развития способности справляться с жизненными трудностями крайне необходимо становление таких аспектов личности как самомотивации, самоорганизации, самоуважения, социальной компетенции, активности и устойчивых установок, которые обеспечивают повышение качества жизни и деятельности будущих педагогов.

Жизнеспособность «...как структурно -уровневая совокупность индивидуальных характеристик и внешних регулирующих условий, к которым относят семейные и социальные условия (воспитание, образование и т.д.).» [5;7]. Жизнеспособность человека «.это целостность и системность, обеспечивающаяся гармоничным сосуществованием в неразрывном единстве всех уровней его функционирования (индивидного, субъектного, личностного), реализуемых функциональными, операционными и мотивационными механизмами психики» [10], что отражает потребности современного образования в зрелой психически здоровой личности. Жизнеспособность студента -будущего педагога как «.совокупность способностей к управлению своими личностными, профессиональными и

социальными ресурсами для успешной адаптации, самореализации и саморазвития, а также преодоления трудных ситуаций во всех сферах профессиональной и личной жизни.» [1;11].

Однако, несмотря на важность изучения жизнеспособности подрастающего поколения, очень мало внимание уделяется данному аспекту у студентов педагогических специальностей на начальном этапе их подготовки в ВУЗах [1;4;11; 12]. Это упущение в психологических исследованиях затрудняет видение целостного процесса становления способности будущих педагогов адаптироваться к постоянным инновационным изменениям в образование, выдерживать многочисленные психические, социальные и культурные кризисы без срывов и ущерба для их личности.

Малочисленные исследования

жизнеспособности у студентов отражают такие аспекты как взаимосвязь между показателями жизнеспособности (активность, эмоциональный контроль, позитивные установки, самоуважение) и конструктивным разрешением трудных жизненных ситуаций [11]; показателями автономии личности [12], показателями

субъективности личности [4], показателями нервно-психической устойчивости [1] и др.

Однако, несмотря на наличие разнообразных аспектов изучения жизнеспособности личности будущего педагога, еще остаются мало исследованные особенности личности студентов, которые являются стержнем формирования высокого уровня жизнеспособности человека и их взаимосвязи с вышеуказанным явлением. При этом важность изучаемой проблематики обусловлена противоречием между осознанием большого потенциала в развитии жизнеспособности студентов педагогического вуза и слабой проработкой личностных коррелятов (факторов) ее становления.

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи показателей жизнеспособности и свойств характера у студентов первого курса.

Мы выдвинули гипотезы о том, что у студентов первого курса имеется корреляция между показателями жизнеспособности и свойствами характера, обусловленная половым диморфизмом.

Материалы и методики исследования. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотез были использованы

стандартизированные методики: методика «Жизнеспособность личности» (А.А. Нестерова) [8]; 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелл) [9].

Показатели жизнеспособности будущих педагогов были распределены по компонентам: когнитивный, эмоциональный, регулятивный и поведенческий. Когнитивный компонент отражает позитивные установки и самоуважение, т.е. готовность студента рассматривать трудности с положительной перспективой на будущее и уметь признавать свои достижения. Эмоциональный компонент представляет у студентов способность контролировать,

оценивать и адекватно выражать собственные эмоции. Регулятивный компонент проявляется у студентов в способности к самомотивации и самоорганизации, т.е. стремление стимулировать себя для достижения целей и организовать ее достижение. Поведенческий компонент представлен у студентов активностью, адаптивными стилями поведения в трудных жизненных ситуациях и компетентностью в установление социальных контактов.

Свойства характера рассматривали по компонентам: коммуникативные (общительность / замкнутость, доминантность / подчиненность, смелость / робость, подозрительность / доверчивость, нонконформизм / конформизм); интеллектуальные (интеллект, радикализм /

консерватизм мечтательность / практичность, дипломатичность / прямолинейность,); эмоциональные (экспрессивность / сдержанность, чувствительность / жестокость, тревожность / спокойствие, эмоциональная стабильность / нестабильность, напряженность /

расслабленность); регуляторные (низкая / высокая нормативность поведения, низкий / высокий самоконтроль); вторичные факторы свойств личности (низкая / высокая тревожность, интроверсия / экстраверсия, чувствительность / уравновешенность, конформность /

независимость).

Статистическая обработка полученных данных проводилась методами критических значений (t-критерия Стьюдента),

корреляционным анализом (критерий Пирсона).

В исследовании, которое осуществлялось с апреля по июнь 2021 года, участвовали 138 студентов первого курса (возраст 18 - 19 лет, 69 -юношей и 69 девушек) из ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринска, Курганской области.

Результаты исследования. Обратимся к сравнительному анализу показателей жизнеспособности у девушек и юношей первого курса, выявленных с помощью методики жизнеспособности А.А. Нестеровой [8]. Данные исследования позволили обнаружить, что у респондентов превалирует средний уровень показателей жизнеспособности, что предполагает благоприятные условия их стабильного развития. Экспериментальные данные жизнеспособности студентов в работе Е.А. Шерешковой указывают на границы средних значений тех же показателей студентов заочников [11].

Статистические различия обнаружены у юношей в более высоких показателях эмоционального контроля ^Эмп = 3,2, p<0,01), чем у девушек. Возможно, это обусловлено полоролевой моделью воспитания в семье и в обществе, т.к. от мальчиков ждут большей эмоциональной сдержанности и табуируют выражение эмоций. По шкалам «Самомотивация», «Активность»,

«Самоуважение», «Позитивные установки», «Социальная компетентность», «Адаптивные стили поведения», «Самоорганизация» не выявили статистически значимых различий, что позволяет полагать, указанные показатели жизнеспособности у студентов первого курса очного отделения не детерминируются половым диморфизмом.

По 16-факторному личностному опроснику Кеттелла превалируют средние показатели по всем свойствам характера, что свидетельствует

о балансе между двумя противоположными факторами личности. Статистические различия были представлены между показателями смелости (омп = 2,8; p<0,01), эмоциональной стабильности (Ьэмп = 4,1; p<0,01), низкой тревожности ^Эмп = 4; p<0,01) и уверенности в себе ^Эмп = 4,4; p<0,01) у юношей, а у девушек -робости, эмоциональной нестабильности, высокой тревожности и неуверенности в себе. Это можно объяснить особенностями воспитательных установок в семье, так у мальчиков не одобряется проявление слабости и несдержанности, одновременно у девочек принимается выражение слабости и высокой эмоциональности. Кроме того, данные результаты могут быть объяснены особенностями психофизиологии мужчин и женщин, т.е. особенностями гормональных факторов. По остальным факторам не обнаружили статистически значимых различий, что позволяет полагать, изучаемые свойства характера у студентов первого курса очного отделения не обусловлены половыми особенностями.

Связи показателей жизнеспособности и свойств характера студентов также имеют половую специфику, представленные в таблице 1.

Корреляционный анализ показал наличие как положительных, так и отрицательных связей показателей жизнеспособности и свойств характера у девушек и юношей первого курса. У студенток самомотивация образует высокую связь с эмоциональной стабильностью и умеренной нормативностью поведения, т.е. чем лучше регулируются эмоциональные процессы и сформированы моральные ценности, тем выше самомотивация. У девушек самомотивация имеет среднею положительную связь с общительностью, смелостью, внешним конформизмом, оптимальным самоконтролем, амбиверсией, т.е., чем умеренно выражены указанные свойства характера, тем чаще проявляется самомотивация. Это может быть обусловлено тем, что у них чаще наблюдаются потребность обмениваться мыслями и чувствами, быть гибкими и уступчивыми, умерено рисковать, что повышает собственную мотивацию. Имеет место умеренная отрицательная связь самомотивации девушек с подозрительностью, мечтательностью,

тревожностью, напряженностью и

конформностью, а также высокая негативная связь с высокой тревожностью. Это можно объяснить тем, что девушки имеющие склонность витать в облаках, не доверяющие окружающим и боящиеся любых изменений в своей жизни, а

также легко идущие на поводу у социума имеют низкие показатели самомотивации.

У юношей самомотивация образует высокую позитивную связь с умеренной

подозрительностью, т.е. чем менее они доверчивы, тем выше самомотивация.

Таблица 1. - Значимые корреляционные связи между показателями жизнеспособности и свойствами характера у студентов по половому диморфизму

Свойства характера Показатели жизнеспособности

самомотивация активность эмоц. контроль позитивные установки самоуважение социальная компетентнос. самоорганиз. адаптивные стили

Коммуникативные

Общительность .288* .364* .419* .458* .264* .304* .425* .581** .272* .269*

Доминантность .270* .281*

Смелость .361* .405* .482* .273* .463* .269* .360*

Подозрительность -.381* .515** -.301* -.284* -.460* -.370* -.360*

Нонконформизм .495* -.462* -.357* -.485* .285* -.488* -.470* -.364*

Интеллектуальные

Интеллект -.410* -.376*

Мечтательность -.263* -.446* -.388* -.250* -.335* -.323* -.285* -.438* -.416*

Дипломатичность -.342* .256* .344*

Радикализм -.362* .416*

Эмоциональные

Эмоциональная стабильность .580** .625** .592** .544** .571** .558** .356* .540** .314* .551** .486* .472*

Экспрессивность .316* .293* .381*

Тревожность -.345* -.392* -.453* -.500** -.426* -.271* -.266* -.374* -.261* -.345* -.307* -.268* -.267*

Напряженность -.250* .294* -.298* -.547** -.633** -.554** -.288* -.308* .277*

Регуляторные

Высокая нормативность поведения .508** .383* .492* .412* .323* .468* .322* .444*

Высокий самоконтроль .264* -.302* .277* .585** .263* .259* .314* .316* .253* .362*

Вторичные факторы свойств личности

Высокая тревожность -.554** .360* -.577** -.541** -.538** -.633** -.490* -.424* -.473* -.310* -.433*

Экстраверсия .387* .456* .405* .293* .300* .386* .497* .346* .318* .351*

Чувствительность .464* -.334*

Конформность -.425* -.487* -.253* -.318* -.438* -.273* -.467* -.479* -.324* -.508** -.415*

Примечание: ** - р<0,01, * - р<0,05; девушки/юноши

У первокурсников самомотивация образует напряженностью, тревожностью и

среднею положительную связь с умеренной уравновешенностью, т.е., чем оптимально

проявляются данные свойства характера, тем чаще проявляется стимуляция к деятельности. Это может быть обусловлено тем, что у них чаще проявляется сосредоточенность на поставленных целях и устойчивость интересов, что поддерживает собственную мотивацию. У юношей наблюдается умеренная отрицательная связь самомотивации с интеллектом, мечтательностью и низким самоконтролем, т.е. чем ниже развиты мыслительные процессы, оторванность от реальности, бесконтрольность, тем ниже стимуляция себя.

У девушек и юношей была обнаружена сильная положительная связь показателя активности с эмоциональной стабильностью, что опосредовано умением регулировать собственные эмоции, следовательно, проявлять активность. Умеренная связь была выявлена у девушек между показателем активности и общительностью, доминантностью, смелостью, нормативностью поведения и экстраверсией, т.е. этот показатель жизнеспособности тесно переплетается с умением и желанием коммуницировать, способностью занимать господствующую позицию в социуме сверстников. Имеет место сильная отрицательная связь активности с высокой тревожностью, т.е. девушки бояться проявлять себя на занятиях и в общение с однокурсниками, т.к. не знают, как реагировать на неопределенность ситуации. У респонденток была отрицательная умеренная связь между показателями активности и подозрительность, конформизмом, мечтательностью, тревожностью и напряженностью, т.е. чем более не безопасно чувствуют себя девушки в социуме, тем ниже их активность, тем больше они уходят от контактов, открытости выражения своих мыслей и чувствуют недоверие по отношению к другим студентам.

У юношей также имеется умеренная положительная связь между показателями активности и общительностью,

экспрессивностью, самоконтролем,

экстраверсией, т.е. чем более активен студент, тем выражена его потребность выстраивать контакты, выражать свои эмоции, а также эффективно их контролировать. Имеет место высокая отрицательная корреляция между показателями активности и расслабленности, высокой тревожностью, т.е. чем выше у респондентов уровень тревоги, тем ниже их проявление активности. У юношей имелась умеренная отрицательная связь между показателями активности и тревожностью, конформностью, т.е. низкая активность пересекается с чертами тревожного и легко соглашавшегося с мнениями

других, уступающего и внушаемого молодого человека.

У студенток была выявлена высокая положительная связь между показателями эмоционального контроля и эмоциональной стабильностью, т.е. чем устойчивее проявляются эмоциональные процессы, тем выше контроль над эмоциями. У девушек обнаружена средняя положительная связь между показателями эмоционального контроля и общительностью, экстраверсией, доминантностью, т.е. чем более . и открыта к контактам студентка, тем выше эмоциональный контроль. Также у них проявилась сильная отрицательная связь между показателями эмоционального контроля и напряженностью, тревожностью, т.е. чем выше внутренняя напряженность и высока тревожность, тем более низкий эмоциональный контроль у девушек. Умеренная отрицательная связь зафиксировали у студенток между показателями эмоционального контроля и конформностью, т.е. чем выше внушаемость и склонность отказываться от своего мнения, ради принятия в референтную группу, тем ниже контроль над эмоциями.

У студентов имелись высокие положительные связи между показателями эмоционального контроля и эмоциональной стабильностью, высоким самоконтролем, т.е. чем выше уровень нервно-психической устойчивости и владения своим поведением, тем выше собственно контроль над эмоциями. Умеренная положительная связь наблюдалась между показателями эмоциональной стабильности и общительностью, т.е. чем более коммуникабелен юноше, тем выше его стремление сохранять эмоциональную устойчивость. Сильная отрицательная корреляция представляется между показателями эмоционального контроля и напряженностью, высокой тревожностью, т.е. юноши, проявляющие постоянные беспокойство о неизвестном, вытесняющие агрессию и раздражительность испытывают трудности в регуляции эмоциональных состояний, что приводит к неожиданным эмоциональным всплескам. Средняя отрицательная связь выявилась между показателями эмоционального контроля и подозрительностью, т.е. юноши, не доверяющие окружающим, чаще не контролируют собственные эмоции.

У девушек и юношей была зафиксирована высокая положительная корреляция между показателями позитивнъа установок и эмоциональной стабильностью, т.е. гармония эмоциональных переживаний повышает позитивный настрой на деятельность. Средняя

положительная связь наличествует у девушек между показателями позитивных установок и общительность, нормативным поведением, самоконтролем и экстраверсией, т.е. чем выше их позитивные установки, тем выше потребность в межличностных контактах и умение себя вести в обществе. Имеются у студенток умеренные отрицательные связи между показателями позитивных установок и подозрительностью, конформизмом, практичностью, тревожностью, расслабленностью, т.е. чем выше данные факторы личности, тем ниже позитивные настрой на деятельность.

У юношей также имеются умеренные отрицательные связи между показателями позитивных установок и прямолинейностью, консерватизмом, тревожностью, расслабленность и конформизмом, т.е. чем ниже позитивные установки мужчин, тем выше их тревога, готовность соглашаться с мнением других, не тактичность, «простоватость», боязнь всего нового и страх изменений, апатичность, доходящая до безразличия к жизни.

У студенток отмечается высокая позитивная корреляция между показателями самоуважения и эмоциональной стабильностью, что возможно обусловлено зрелостью и устойчивость отношений к себе и делу. Средняя позитивная связь наблюдается у них между показателями самоуважения и смелостью, высокой моральностью поведения, самоконтролем, экстраверсией, т.е. чем выше самоуважение, тем выше контроль над поведением, открытость контактам, решительность и неординарность действий. Умеренная отрицательная связь обнаруживается между показателями

самоуважения и подозрительностью,

конформизмом, мечтательностью и

тревожностью, т.е. чем ниже самоуважение, тем выше внушаемость, бесхребетность, витание в облаках, опасения неизвестного и не предсказуемого.

У юношей также наличествует умеренная положительная связь между показателями самоуважения и смелостью, нонконформизмом, эмоциональной стабильностью, напряженностью и высокой нормативностью поведения, т.е. чем выше решительность в достижение целей, собранность, самостоятельность, владение своими переживаниями, отточенность адекватности действий ситуации, тем выше уважение себя.

Умеренная отрицательная связь проявилась у них между показателями самоуважения и тревожностью, т.е. чем выше беспокойство,

мнительность и пессимистичность, тем ниже уважение к себе.

У студенток выявляется высокая положительная корреляция между показателями социальной компетентности и эмоциональной стабильностью, т.е. чем лучше они владеют своими чувствами, тем выше их способность к общению. Средняя положительная связь была у них между показателями социальной компетентности и общительностью, смелостью и экстраверсией, т.е. чем выше навык коммуникации, тем выше их потребность в получение и передаче информации, предприимчивость при выборе тем и стратегий коммуникации, открытость новым контактам. Отрицательная корреляция представлена между социальной компетентностью девушек и подозрительностью, конформизмом,

мечтательностью, тревожностью, т.е. низкие навыки общения обусловлены легкой внушаемостью, беспокойством, депрессивностью, мнительностью и оторванностью от реального мира.

У студентов обнаруживается высокая положительная связь между социальной компетентностью и общительностью, т.е. возможно именно готовность работать в команде, легкость налаживания контактов способствует развитию навыка коммуникации. Умеренная положительная связь была у них между социальной компетентностью и смелостью, самоконтролем и экстраверсией, т.е. чем выше предприимчивость, решительность, легкость и желание идти на контакт, владение и регуляция эмоциональной сферы, тем выше их навык общения. Умеренная отрицательная связь была отмечена у мужчин между показателями социальной компетентности и низким интеллектом, чувствительностью и

комфортностью, т.е. чем ниже мыслительные процессы, внушаемость и необдуманность принятых решений, беззаботность в отношении их последствий.

У первокурсниц наличествует умеренная положительная связь между показателями самоорганизации и общительности, смелости, дипломатичности, эмоциональной стабильности, высокой нормативности поведения, самоконтроля и экстраверсией, т.е. чем выше способность организовывать свою деятельность, планировать ее, тем выше показатели указанных свойств характера. Сильная отрицательная связь наблюдается у них между показателями самоорганизации студенток и конформностью, т.е. чем больше они нуждаются в одобрение группы, в поддержке их силы из вне, тем слабее

они организуют себя. Средняя отрицательная корреляция отмечается между показателями самоорганизации девушек и конформизмом, мечтательностью, тревожностью, низким самоконтролем, т.е. чем выражение показатели, тем ниже их самоорганизация.

У юношей наблюдается умеренная положительная корреляция между показателями самоорганизации и высокой нормативностью поведения, экспрессивностью, т.е. чем выше готовность соблюдать общественные нормы и открытость в выражение эмоций и общение, тем выше проявление организации своей деятельности и поведения. Средняя отрицательная связь зафиксирована между показателями самоорганизации студентов и мечтательностью, тревожностью, т.е. чем выше беспокойство и мнительность, оторванность от реальности, тем ниже самоорганизация.

У девушек обнаруживается умеренная положительная связь между показателями адаптивнътх стилей и эмоциональной стабильностью, высокой нормативностью поведения, высоким самоконтролем, т.е. чем выше устойчивость эмоциональной сферы, высокая моральность поведения и самоконтроль над поведением, тем выше стили адаптации в жизнидеятельности. Средняя отрицательная связь встречается между показателями адаптивных стилей студенток и конформизмом, мечтательностью, высокой тревожностью, беспокойством и конформностью, т.е. чем более внушаемы, обеспокоены и живут в мире фантазий, тем более низкие вариации адаптивных стилей выбирают первокурсницы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У первокурсников имеют место умеренная положительная корреляция между показателями адаптивных стилей и общительностью, дипломатичностью, консерватизмом, высоким самоконтролем, экспрессивностью и

экстраверсией. Таким образом, чем выше их способность к приспособлению, тем более они стремятся к контактам с людьми, проявляют гибкость и такт при выстраивании отношений, стремятся поддерживать порядок в деятельности, владеют собственными эмоциями и свободно презентуют себя в социуме. Указанные свойства характера способствуют эффективному регулированию личностной и учебно-профессиональной сфер с опорой на ресурсы личности.

Таким образом, у первокурсниц в большей мере были представлены корреляционные связи показателей жизнеспособности со свойствами

характера, в меньшей мере они встречаются у их однокурсников. Возможно, большое количество личностных коррелятов обусловливается тем, что девушки более жизнеспособны, чем юноши [11]. Следовательно, у них больше свойств характера связано с уровнем их способности к преодолению личностных и профессиональных кризисов.

Заключение. Представленные в данном исследовании результаты позволяют

сформулировать следующие выводы.

У студентов первого курса преобладает средний уровень развития жизнеспособности при средних показателях свойств характера. У юношей превалируют показатель

жизнеспособности эмоциональный контроль и показатели свойств характера (эмоциональная стабильность, смелость, спокойствие и уверенность в себе) над показателями девушек.

Полученные данные свидетельствуют о сильной положительной корреляции между показателями жизнеспособности у юношей с коммуникативными свойствами характера (подозрительность, общительность); с эмоциональными свойствами характера (эмоциональная стабильность); с регуляторными свойствами характера (высокий самоконтроль); у девушек с эмоциональными свойствами характера (эмоциональная стабильность); с регуляторными свойствами характера (высокая нормативность поведения).

Сильная отрицательная корреляция наличествует между показателями

жизнеспособности и у юношей с эмоциональными свойствами характера (напряженность); с вторичными факторами свойств личности (высокая тревожность); у девушек с эмоциональными свойствами (тревожность, напряженность); с вторичными факторами свойств личности (высокая тревожность, конформность).

В перспективе нами планируется изучение свойств характера и жизнеспособности студентов педагогического вуза и педагогов общеобразовательных учреждений как фактора успешной адаптации и преодоления личностных и профессиональных кризисов. Дальнейшей разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения студентов и педагогов в процессе их деятельности, и организации тренингов по формированию их жизнеспособности с опорой на значимые личностные корреляторы (общительность, эмоциональная стабильность, самоконтроль, моральность поведения).

Литература:

1. Волгуснова Е.А., Шерешкова Е.А. Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и жизнеспособности студентов - будущих педагогов / Е.А. Волгуснова, Е.А. Шерешкова // Человек и образование. - 2020. - № 2. - С. 148155.

2. Галажинский Э.В., Рыльская Е.А. Системно-динамический подход к исследованию жизнеспособности человека / Э.В. Галажинский, Е.А. Рыльская // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 338. -С. 169-173.

3. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М.П. Гурьянова // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 13-18.

4. Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Взаимосвязь жизнеспособности и уровня субъектности у будущих педагогов / О.В. Коновалова, Е.А. Шерешкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - № 2. - С. 97-103.

5. Лактионова А.И. Структурно-уровневый анализ феномена жизнеспособности человека / А.И. Лактионова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 106-133.

6. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма / А.В. Махнач. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 459 с.

7. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их

жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. -№ 5. - С. 69-84.

8. Нестерова А.А. Разработка и валидизация методики «Жизнеспособность личности» / А.А. Нестерова // Психологический журнал. - 2017. - № 4. - Т. 38. - С. 93-108.

9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. -М.: Бахрах-М Самара, 2015. - 672 с.

10. Рытьская Е.А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека и его бытия: интегративный подход / Е.А. Рыльская // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - С. 75-85.

11. Шерешкова Е.А., Волгуснова Е.А., Спицына О.А. Роль жизнеспособности в преодоление трудных жизненных ситуаций у будущих педагогов физической культуры / Е.А. Шерешкова, Е.А. Волгуснова, О.А. Спицына // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 151159.

12. Шерешкова Е.А., Ионина О.С. Особенности жизнеспособности студентов с разными уровнями автономности личности / Е.А. Шерешкова, О.С. Ионина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - № 3. - С. 83-90.

References:

1. Volgusnova E.A., Shereshkova E.A. The relationship of neuropsychic stability and vitality of students - future teachers / E.A. Volgusnova, E.A. Shereshkova // Man and Education. - 2020. - № 2. - S. 148-155.

2. Galazhinsky E.V., Rylskaya E.A. System-dynamic approach to the study of human viability / E.V. Galazhinsky, E.A. Rylskaya // Bulletin of the Tomsk State University. - 2010. - № 338. - S. 169-173.

3. Guryanova M.P. Education of a viable personality in a disharmonious society / M.P. Guryanova // Pedagogy. - 2004. - № 1. - P. 13-18.

4. Konovalova O.V., Shereshkova E.A. The relationship between the viability and the level of subjectivity in future teachers / O.V. Konovalova, E.A. Shereshkova // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. -2021. - T. 27. - № 2. - S. 97-103.

5. Laktionova A.I. Structural-level analysis of the phenomenon of human vitality / A.I. Laktionova // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology. - 2017. - T. 2. - № 4. - S. 106133.

6. Makhnach A.V. Viability of a person and a family: a socio-psychological paradigm / A.V. Makhnach. - M.: Institute of Psychology RAS, 2016. - 459 p.

7. Makhnach A.V., Laktionova A.I. Personal and behavioral

characteristics of adolescents as a factor of their vitality and social adaptation / A.V. Makhnach, A.I. Laktionova // Psychological journal. - 2013. - T. 34. - № 5. - P. 69-84.

8. Nesterova A.A. Development and validation of the methodology "Viability of personality" / A.A. Nesterova // Psychological journal. - 2017. - № 4. - T. 38. - S. 93-108.

9. Raigorodsky D.Ya. Practical psychodiagnostics. Techniques and tests / D.Ya. Raigorodsky. - M.: Bakhrakh-M Samara, 2015. - 672 p.

10. Rylskaya E.A. Vitality as the potential for the integrity of a person and his existence: an integrative approach / E.A. Rylskaya // Human vitality: individual, professional and social aspects / otv. ed. A.V. Makhnach, L.G. Wild. - M.: Institute of Psychology RAS, 2016. - S. 75-85.

11. Shereshkova E.A., Volgusnova E.A., Spitsyna O.A. The role of vitality in overcoming difficult life situations in future physical culture teachers / E.A. Shereshkova, E.A. Volgusnova, O.A. Spitsyna // Pedagogical education in Russia. - 2019. - № 6. -S. 151-159.

12. Shereshkova E.A., Ionina O.S. Features of the viability of students with different levels of personality autonomy. Shereshkova, O.S. Ionina // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2019. -No. 3. - S. 83-90.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторе:

Волгуснова Екатерина Андреевна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: katerina.volgusnova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.