УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ УСПЕХА НА ФОРМИРОВАНИЕ СИЛЫ ВОЛИ
У МОЛОДЕЖИ.
БУРХОНОВА МУБИНА МАСАИДОВНА
Старший преподаватель общеуниверситетской кафедры общей психологии ГОУ "Худжандский государственный университет им. академика Б.Гафурова"
Худжанд, Таджикистан
Аннотация. Актуальность нашей темы в том, что, если общество будет состоять из людей с адекватным, созидающим и создающим сознанием оно сможет развиваться и сосуществовать в психологически-комфортных условиях. Для этого необходимо изучение условий для развития личности чьё сознание адекватное, созидающее и создающее. Одним из многочисленных условий развития такой личности является с помощью правильной и адекватной мотивации сформировать положительные волевые качества.
В данной статье рассматривается некоторые научные точки зрения ученых в сфере мотивации и силы воли. Показана научное исследование с помощью психологических методик по выявлению «Мотивации успеха и боязнь неудачи» и «Самооценка силы воли». В результате был выявлен что студенты, имеющие мотивацию на успех, имели большую силу воли (62,71%), а имевшие не выраженную мотивацию имели среднюю силу воли (37,29%). Даны некоторые рекомендации по правильному развитию силы воли с помощью мотивации успеха у студентов.
Ключевые слова: Мотивация успеха, сила воли, волевые качества, мотивация достижения, большая сила воли, средняя сила воли, мотивация боязни неудач.
Проблема формирования мотивации успеха и силы воли является актуальным на сегодняшний день в связи необходимостью развития психологический благополучной личности. Человек способен преодолевать все препятствия, невзгоды и задачи с помощью своей мотивации и силы воли после чего появляется возможность полноценного развития его сознания.
Тема мотивация достижения успеха была исследовано многими учеными такие как:
A.Н.Леонтьев М. Кручинин, М. Матюхина, Кондратьева, В. Д. Аткинсон, Т.О. Гордеева, Ю.Б.Гиппенрейтер, И.А.Джидарьян, В.И.Ковалев, В.А. Иванников и др. Они считают мотив центральным формированием деятельности для его побуждения и регуляции, взаимодействия личности с окружающей средой, а соединение мотивов они определяли, как мотивация [2].
Х.Хекхаузен психологию мотивации отмечал как безграничную сферу психологического исследования к которой можно подойти разносторонне [8].
Проблема мотивации в современной психологии связаны с выявлением источников побуждающих сил к деятельности и поведению, активации человека, с поиском причин побуждение человека к деятельности, его мотивов. Одним из существенных видов такой мотивации считается мотивация достижения, подразумевающая стремление человека выполнить дело на высоком уровне и качестве, где можно проявить свое мастерство и способности [3].
Формирование воли и волевых качеств личности, в силу своей актуальности, находилось постоянно в центре внимание таких ученых как: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, К.Н. Корнилов, А.Ц. Пуни, Ю.А. Самарин, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов и др.
К общим проблемам в области воли и волевой саморегуляции посвятили свою работу следующие ученые: А.Г. Асмолов, Ю.А. Васильева, А.В. Быков, Н.Н. Обозов, В.Н. Дружинин,
B.А. Иванников, Е.П. Ильин, Е.А. Пуртова, А.И. Фролов, Т.И. Шульга.
Л.С. Выготский отмечал волю функцией побуждения и выбора действий и считал, что важную роль в проблеме воли играет произвольная регуляция поведения и психических
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
процессов. Отсюда и вытекает вопрос о воле так как первичной проблемой становится не порождение действия, а «овладение собой». В рамках этой проблемы воля есть одна из стадий «овладения собственным поведением» [1].
Д.Б Эльконин считает, что воля человека виден в практическом проявлении в деятельности как совокупность присущих ему волевых качеств, а волевые качества - это относительно стабильные, не привязанные к определенной ситуации, устойчивые психические образования личности. Больше всего отмечаются такие понятия волевых качеств, как решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, организованность, самообладание, и др. [7].
Известно, что волевые качества не врожденные, а приобретенные и формируются в ситуациях, при которых необходимо их проявления. Этот процесс происходит в несколько периодов, при каждом из этих периодов имеет влияние биологический и социальный фактор и заканчивается появлением новых способностей и перестройкой предыдущих (С. Корр, А. Бандура, А.В. Быков).
Исследование проводилось среди студентов 2-го курса факультетов иностранных языков, математики, физкультуры и таджикской филологии ГОУ «ХГУ имени академика Б. Гафурова» с педагогической специальностью. Среди испытуемых было решено взять для анализа только тех, у кого есть мотивация на успех и не выражен уровень мотивации, то есть у 118 студентов анализирован уровень сила воли после проведения методики по мотивации.
Для диагностики мотивации достижения и силы воли были выбраны следующие методики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» опросник А.А.Реана и Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова. А также был проведен метод анкетирование и опроса.
В результате использования методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» опросника А.А.Реана: у большинства, то есть у 74 студентов (62,71%), имеющих мотивацию на успех, диагностируется большая сила воли; у 44 студентов (37,29%), имеющих не ярко выраженный мотивационный полюс, была установлена средняя сила воли.
Для определения взаимосвязи между мотивацией на успех и силы воли были собраны данные, которые в дальнейшем были сопоставлены и проведен сравнительный анализ. Результаты сравнения можно наглядно видеть в предложенной диаграмме:
Таким образом, было установлено, что чем выше мотивация на успех у студентов, тем выше у них выражается сила воли. Проведенное исследование показало, что для развития успешной личности и будущего специалиста, необходимо развивать у них мотивацию достижения успеха в связи с чем в последствии формируются положительные волевые
качества. Психолого-педагогическими условиями мотивации достижения успеха в последствии и развития силы воли являются: поощрение объективных достижений студентов; включение студентов в ту область деятельности где возможно их самовыражения, способствующую выявлению их интересов, раскрытию их способностей и возможностей в наилучшей степени; организовывать ситуацию выбора и определения правильных и первостепенных целей, поощрение достижений на каждых этапах решения сложных задач.
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: собр. сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Акад. пед. наук, 1982. - 500 с.
2. Дружинин В. И. Экспериментальная психология / В.И. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016.
3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность/В.И. Ковалев- М.: Наука, 1988. - 192 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., Директ-Медиа, 2008. - 916 c.
5. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: МГУ, 2002. - 343 с.
6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. -СПб.: Речь, 2001. - 284 с.
7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. В.Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва: Педагогика, 2005. - 554 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: