EDN: SRCPIR
ш
Н.Е. Жданова - к.пед.н., доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
N.E. Zhdanova - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology of education and professional development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ THE RELATIONSHIP BETWEEN MOTIVATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND COMMUNICATIVE COMPETENCE
Аннотация. Исследование мотивации педагогической деятельности и коммуникативной компетентности в профессионально-образовательном пространстве представляется актуальным и востребованным. С одной стороны это обусловливается, с одной стороны, возросшими требованиями к уровню психологической включенности сотрудника в его трудовую деятельность, с другой стороны, профессиональным умением педагога устанавливать контакт и эффективно взаимодействовать с окружающими, пользоваться различными средствами связи и информации, а также владеть поликультурными навыками. В статье рассматриваются результаты исследования мотивации педагогической деятельности во взаимосвязи с коммуникативной компетентностью. Для проведения сравнительного анализа педагоги были поделены по полу и по стажу работы. Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что существуют значимые различия в уровне выраженности мотивации педагогической деятельности и коммуникативной компетентности между мужчинами-педагогами и женщинами, а также между педагогами с разным стажем работы. Подтвердилась зависимость между мотивацией педагогической деятельности и коммуникативной компетентностью.
Abstract. The study of the motivation of pedagogical activity and communicative competence in the professional and educational space is relevant and in demand. On the one hand, this is due, on the one hand, to the increased requirements for the level of psychological involvement of the employee in his work, on the other hand, the professional ability of the teacher to establish contact and interact effectively with others, to use various means of communication and information, as well as to possess multicultural skills. The article discusses the results of the study of the motivation of pedagogical activity in relation to communicative competence. To conduct a comparative analysis, teachers were divided by gender and by work experience. The revealed patterns confirmed the assumption that there are significant differences in the level of motivation of pedagogical activity and communicative competence between male teachers and women, as well as between teachers with different work experience. The dependence between the motivation of pedagogical activity and communicative competence was confirmed.
Ключевые слова: мотивация, мотивация педагогической деятельности, коммуникативная компетентность, педагоги колледжа.
Keywords: motivation, motivation of pedagogical activity, communicative competence, college teachers.
Введение
Социально-коммуникативная компетентность является видом профессиональной компетентности педагога профессионального обучения, обеспечивающим реализацию социально-коммуникативной деятельности при решении педагогических задач посредством управления процессами социальной коммуникации.
В работе М.Н. Гусаровой предлагается модель развития информационно-коммуникативной компетенции педагога колледжа. Описываются компоненты развития компетенций в области информационных и коммуникационных технологий, в том числе и мотивационный [1].
В исследовании Д.А. Недоступенко представлены результаты диагностики уровня профессионального развития молодых преподавателей колледжа [6].
В статье И.Ю. Ленской и А.Ф. Казаковой описаны результаты проведенного исследования взаимосвязи между мотивацией педагогов, степенью их удовлетворенности трудом и результативностью педагогической деятельности [3].
В эмпирическом исследовании Н.А. Параниной и Н.В. Климко рассматривают структуру коммуникативной компетентности и факторы, и барьеры, препятствующие развитию коммуникативных навыков [7].
Таким образом, актуальность проблемы мотивации труда и социально-коммуникативной компетентности педагогов не вызывает сомнения, так как обуславливается возросшими требованиями к уровню психологической включенности сотрудника в его трудовую деятельность.
Цель проведенного исследования включала: 1) выявление взаимосвязей между мотивацией педагогической деятельности и коммуникативной компетентностью; 2) выявление значимых разли-
чий в уровне выраженности мотивации педагогической деятельности и коммуникативной компетентности между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами, а также между педагогами с разным стажем работы.
Для реализации поставленной цели применялись диагностический инструментарий: тест мо-тивационной структуры Ф. Герцберга [5]; тест «Оценка уровня коммуникативной компетентности педагога (В.Ф. Ряховский) [2]; тест определения характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля (А.А. Леонтьев) [4].
Основная часть
Исследование было проведено на выборке педагогов колледжа. Общее количество участников исследования составило 60 испытуемых. Среди них 30 педагоги-мужчины и 30 педагоги-женщины.
На рисунке 1 представлены результаты описательной статистики по методике «Тест мотива-ционной структуры» в общей выборке.
■ низкий Нсрерний ■высокий
Рисунок 1 - Гистограмма показателей результатов диагностики мотивационной структуры в общей выборке педагогов колледжа, проценты
Анализ результатов по методике «Тест мотивационной структуры» (рисунок 1) в общей выборке респондентов показал, что у педагогов колледжа преобладают финансовые мотивы (заработная плата и материальное вознаграждение). Скорее всего, это связано с тем, что хорошее финансовое положение позволяет закрыть основные потребности. Кроме того, хорошее вознаграждение стимулирует на дальнейшую перспективную работу.
34 % педагогов колледжа (17 человек) демонстрируют низкие показатели важности для них мотива общественного признания. Для педагогов неважно будет ли их деятельность оценена другими педагогами и администрацией колледжа.
Для 18 % педагогов (9 человек) колледжа важно, как будут складываться отношения с руководством. Однако, 48 % (24 человека) отмечают, что не считают необходимым выстраивание доверительных отношений с руководством колледжа. Для них в приоритете выполнение собственной деятельности.
Педагоги колледжа (34 % - 17 человек) отмечают, что для них является ценным в работе фактор сотрудничества в коллективе. В коллективе есть возможность решать определенные задачи, получать поддержку и помощь. 40 % опрошенных педагогов (20 человек) не считают, что могут каким-либо образом развиваться за счет коллектива, не склонны к взаимопомощи.
В общей выборке педагогов наблюдаются низкие показатели по фактору мотивации «ответственные работы» (40 % - 20 человек). Педагоги не стремятся брать на себя ответственность. В большей степени, скорее всего, это касается дополнительной нагрузки и творческой деятельности.
Продвижение по карьерной лестнице играет роль в формировании мотивации только у 20 % педагогов (10 человек). 32 % респондентов (16 человек) говорят о том, что им неинтересны управленческие позиции, они не готовы присваивать себе подобную ответственность.
Фактор достижения личного успеха важен для 24 % опрошенных (12 человек). Такие педагоги готовы трудиться, чтобы достичь высоких результатов в работе. За счет достижения личных высоких результатов удовлетворяется внутренняя потребность в значимости.
Фактор содержания работы значим для 18 % педагогов (9 человек). Данные педагоги не против разнообразить свой трудовой процесс, готовы выполнять различные функции. Как правило, они благосклонны к изменениям.
Анализ результатов по методике «Коммуникативная социальная компетентность» (рисунок 2) показал, что на среднем уровне выраженности находятся такие показатели компетентности, как общительность, логическое мышление, эмоциональность, творческое мышление, независимость. Педагоги данной выборки могут сохранять равновесие между данными характеристиками.
Рисунок 2 - Гистограмма показателей результатов диагностики коммуникативной компетентности педагогов, проценты
42 % опрошенных педагогов (21 человек) демонстрируют открытость и легкость в отношениях. Для создания интерактивности во время занятий необходим высокий уровень общительности педагога. При организации процесса обучения педагогу важно создать пространство для межличностного общения во время занятия, чтобы была возможность диалога в обучении.
У 40 % педагогов (20 человек) наблюдается высокий уровень сообразительности и развитого логического мышления. Такие педагоги способны последовательно выстраивать преподаваемый материал. Кроме того, их уровень владения материалом и сообразительности позволяет давать ответы н дополнительные вопросы студентов. 18% педагогов (7 человек) обладают низким уровнем логического мышления. Такие педагоги не привносят в лекции и практики элементы новизны, следуют давно простроенным схемам обучения.
Для 50 % педагогов колледжа (25 человек) свойственно сохранять серьезность во время рабочего процесса.
Художественное мышление и стремление работать в команде характерно для 30 % респондентов (15 человек). 22 % опрошенных (11 человек) достаточно рациональны на работе, им проще сделать все самим, ни на кого не надеясь.
Для большинства педагогов данной выборки (68 % - 34 человека) свойственно обладать высоким уровнем контроля и самоконтроля. Для педагогов важно контролировать процесс обучения, обладать высокими организаторскими способностями. Это важно для продуктивности образовательного процесса.
Результаты описательной статистики определения характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля представлены на рисунке 3.
На среднем уровне выраженности в данной выборке педагогов находятся такие компоненты педагогического стиля, как заинтересованность в общении, поощрение, открытость, активность, гибкость, дифференцированность. Педагоги в своем общении руководствуются ситуацией и собственным состоянием.
52 % педагогов колледжа (26 человек) склонны к выстраиванию доброжелательных отношений со студентами. Для 36 % педагогов (18 человек) характерна высокая заинтересованность в своем деле и своих студентах. Они стремятся сделать занятия интересными и насыщенными. Также они обращают внимание на состояние своих студентов, их эмоциональные проявления. 26 % респондентов (13 человек) достаточно закрытые в процессе общения. Скорее всего, такие педагоги общаются со студентами только по теме проведенного занятия.
■ низкий ■средний ■высокий
Рисунок 3 - Гистограмма показателей результатов диагностики коммуникативного компонента педагогического стиля, проценты
Общий уровень коммуникативной деятельности находится на высоком уровне выраженности у 52 % опрошенных педагогов (26 человек). У таких педагогов в аудитории царит доброжелательная атмосфера. Студенты, как правило, внимательны на занятиях, заинтересованы преподаваемым материалом. Педагог стимулирует студентов на открытое высказывание своего мнения.
Для сравнительного анализа были выбраны критерии Манна - Уитни. Данные сравнения выборки выявили значимые различия между подвыборками по некоторым шкалам. Результаты сравнительного анализа в подвыборках в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа по полу
Показатель И-критерий Уровень значимости Средний ранг
Педагоги-мужчины Педагоги- женщины
Отношение с руководством 211,500 0,049 29,54 21,46
Ответственные работы 177,500 0,008 30,90 20,10
Независимость-ответственность 210,500 0,046 29,58 21,42
Обнаружены статистически значимые различия по шкале «отношения с руководством» (и = 211,5; р = 0,049). Педагоги-мужчины в большей степени обладают хорошими отношениями с руководством, чем педагоги-женщины. Как правило, педагогический коллектив преимущественно женский коллектив. Наличие мужчины в педагогическом коллективе ценится администрацией колледжа, поэтому взаимоотношения мужчин с руководством складываются лучше.
Выявлены достоверные различия между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами по шкале «ответственные работы» (И = 177,5; р = 0,008). Респонденты-мужчины чаще, чем респонденты-женщины берут на себя дополнительную нагрузку и ответственность. Возможно, это связано с тем, что мужчинам важно быть финансово обеспеченными, так как они содержат семьи. Поэтому дополнительная ответственность и нагрузка воспринимаются мужчинами как способ улучшить финансовое положение.
Обнаружены достоверные различия в подвыборке по полу по шкале «независимость-зависимость» (И = 210,5; р = 0,046). Педагоги-мужчины в данной выборке более самостоятельны и независимы, чем педагоги-женщины. Педагоги-мужчины склонны принимать решения самостоятельно. В то время как женщины склонны советоваться с другими людьми по поводу принятия важных решений.
В таблице 2 рассмотрим показатели сравнительного анализа в подвыборках педагогов по стажу работы. Для проведения сравнительного анализа применим Н-критерий Краскела-Уоллеса, так как сравнивать будем 4 подвыборки: 1 - молодые педагоги, 2 - педагоги на стадии первичной профессионализации, 3 - педагоги на стадии вторичной профессионализации; 4 - педагоги на стадии профессионального мастерства.
Сравнивая педагогов по стажу работы, мы получили, что уровень значимого различия определяется по шкале «общественное признание» методики «Тест мотивационной структуры» (Н = 9,914, р = 0,019), а, согласно средним рангам, наибольший показатель у подгруппы педагогов на стадии первичной профессионализации.
Таблица 2 - Результаты сравнительного анализа в подвыборках педагогов по стажу работы
Показатель Н-критерий Уровень значимости Средний ранг
Педагоги 1 группы Педагоги 2 группы Педагоги 3 группы Педагоги 4 группы
Общественное признание 9,914 0,019 33,31 15,15 27,79 28,17
Таким образом, педагогам со стажем работы от 5 до 10 лет наиболее важным показателем, влияющим на мотивацию, является общественное признание. Возможно, это связано с тем, что на данном этапе работы педагоги уже набрались опыта и готовы реализовывать себя, уровень профессионального выгорания, как правило, еще не высок. Для педагогов на стадии первичной профессионализации важно получать признание своих заслуг со стороны администрации, педагогов, обучающихся колледжа.
Для решения задач корреляционного анализа использовалась программа статистической обработки SPSS. Выявление особенностей взаимосвязей между мотивацией педагогической деятельности и коммуникативной компетентностью вычислялось с помощью коэффициента корреляции Спир-мена. При выборе данной корреляции мы обосновывались на том, что выборка не соответствует закону нормального распределения.
Результаты корреляционного анализа в общей выборке педагогов колледжа представлены на рисунке.
Наблюдается положительная среднезначимая взаимосвязь между финансовой мотивацией и шкалой «логическое мышление» (г = 0,292; p = 0,039). Чем выше у респондентов сформированы финансовые мотивы, тем выше у них уровень логического мышления и сообразительности. Стремление улучшить финансовое положение стимулирует педагогов придумывать различные занятия, разрабатывать курсы дополнительного образования.
Финансовые мотивы Логическое мышление
Отношение с руководством
Дифференцированность в общении
Ответственные работы
Добр о же л а т е л ьн о сть
Карьера
Достижение личного успеха
Поощрение — подавление ппицм ати в ы
Содержание работы
Рисунок 4- Корреляционная плеяда в общей выборке
Примечание: - положительная корреляционная взаимосвязь при р<0,05;
отрицательная корреляционная взаимосвязь при р<0,05;
Чем выше у педагогов с уровень избирательности в общении, тем ниже их мотивация на выстраивание доверительных отношений с руководством и продвижение по карьерной лестнице. Для построения карьеры необходимы хорошие взаимоотношения с администрацией и коллективом, важно, чтобы отношения складывались даже с теми людьми, которые не симпатизируют по различным параметрам. Видимо, у педагогов данной выборки существуют преграды для построения конструктивных взаимоотношений в коллективе.
Обнаружена отрицательная среднезначимая корреляционная связь между шкалой мотивации «ответственные работы» и характеристикой коммуникативного компонента педагогического стиля «доброжелательность» (г = - 0,291; р = 0,040). Чем больше у педагогов загруженность на работе, тем меньше они доброжелательны в общении. Возможно, это связано с тем, что педагоги не справляются с большим количеством рабочей нагрузки, вследствие чего у них ухудшается эмоциональное состояние.
Наблюдается положительная среднезначимая корреляционная связь между характеристикой коммуникативного компонента педагогического стиля «поощрение-подавление инициативы» и шкалой мотивации «содержание работы» (г = 0,349; р = 0,013); а также отрицательная корреляционная взаимосвязь со шкалой мотивации «достижение личного успеха» (г = -0,319; р = 0,024). Чем больше педа-
гогу нравится содержание его работы, тем больше он настроен на поддержание инициативы в общении со студентами. Заинтересованные своим предметом педагоги, готовы расширять знания студентов, поддерживать их желание выйти за рамки обучения. С другой стороны, чем больше педагоги ориентированы на достижение личного успеха, тем меньше они готовы поддерживать инициативу студентов. Скорее всего, педагогам не хватает времени на развитие инициатив студентов, так как педагоги заняты собственным саморазвитием. Выводы
Подводя итог, следует отметить, что первая гипотеза исследования - между мотивацией педагогической деятельности и коммуникативной компетентностью - нашла свое подтверждение. Были выявлены характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля, которые наиболее широко взаимосвязаны с мотивационными компонентами. Это логическое мышление, дифференци-рованность в общении, доброжелательность. Поощрение педагогов также оказывает значительное влияние на содержание его работы.
Результаты сравнения подгрупп по полу выявили статистически значимые различия по показателям «отношения с руководством», «ответственные работы», «независимость-ответственность». Данный факт подтверждает нашу вторую гипотезу о наличии различий в факторах удовлетворенности трудом. Возможно, это может связано с тем, что мужчинам важно быть финансово обеспеченными, так как они содержат семьи. Поэтому дополнительная ответственность и нагрузка воспринимаются мужчинами как способ улучшить финансовое положение.
Третья гипотеза о наличии значимых различий в уровне выраженности мотивации педагогической деятельности и коммуникативной компетентности между педагогами с разным стажем работы также нашла свое подтверждение. Педагогам со стажем работы от 5 до 10 лет наиболее важным показателем, влияющим на мотивацию, является общественное признание. Возможно, это связано с тем, что на данном этапе работы педагоги уже набрались опыта и готовы реализовывать себя, уровень профессионального выгорания, как правило, еще не высок. Для педагогов на стадии первичной профессионализации важно получать признание своих заслуг со стороны администрации, педагогов, обучающихся колледжа.
Проведенное исследование, посвященное выявлению зависимости между мотивацией педагогической деятельности и коммуникативной компетентностью, обозначило актуальность и перспективность решения этой задачи. Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений со студентами и освоение навыков рефлексивного поведения.
Источники:
1. Гусарова М. Н. Развитие информационно-коммуникативной компетенции педагога колледжа // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2018. № 1. С. 167-174.
2. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности. Барнаул: Алтайск. гос. пед. ун-т, 2015. 205 с.
3. Ленская И. Ю., Казакова А. Ф. Удовлетворенность трудом как основополагающий фактор результативности педагогической деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 16-25.
4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. 95 с.
5. Методы организационной диагностики в управлении персоналом: учебно-методическое пособие / Е. В. Киселева, М. Н. Крутцова, Л. Г. Приятелева, А. М. Рудко, Л. И. Скворцова, С. Г. Старцева; под ред. Е. В. Киселевой. Вологда : Вологод. фил. Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2016. 422 с.
6. Куликова, Е. С. Государство и образование: маркетинговый подход / Е. С. Куликова, В. В. Сулимин // Цифровая экономика: особенности и тенденции развития : сборник статей Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, Нижний Тагил, 29 июня 2018 года. - Нижний Тагил: Уральский институт подготовки кадров, 2018. -С. 75-80. - EDN YAISTJ.
7. Недоступенко Д. А. Управление профессиональным развитием молодых преподавателей колледжа // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2 (116), ч. 3. С. 83-86. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.085.
8. Паранина Н. А., Климко Н. В. Развитие коммуникативной культуры педагогов профессионального и высшего образования как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 102-107.
9. Самойленко, Н. Б. Цифровизация высшего образования: от теории к практике / Н. Б. Самойленко, Л. Н. Жарко, М. С. Шевченко // Умная цифровая экономика. - 2022. - Т. 2, № 4. - С. 88-99. - EDN FZPSAA.
References:
1. Gusarova M. N. Development of information and communication competence of a college teacher // European Social Science Journal = European Journal of Social Sciences. 2018. No. 1. pp. 167-174.
2. Kolmogorova L. A. Formation of a person's communicative competence. Barnaul: Altaisk. gos. ped. un-t, 2015. 205 p.
3. Lenskaya I. Yu., Kazakova A. F. Satisfaction with work as a fundamental factor in the effectiveness of pedagogical activity // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2021. No. 7 (160). pp. 16-25.
4. Leontiev A. A. Pedagogical communication. 2nd ed., reprint. and additional M.; Nalchik: El-Fa, 1996. 95 p.