Научная статья на тему 'Влияние ассертивности на педагогическую компетентность'

Влияние ассертивности на педагогическую компетентность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / педагогическая компетентность / педагогические способности / стиль педагогического общения / ассертивность / коммуникативные способности / организаторские способности / педагог / педагогик компетентлик / педагогик қобилиятлар / педаго- гик муомала услуби / ассертивлик / коммуникатив қобилиятлар / ташкилотчилик қобилиятлари

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадыров Камолиддин Батырович

В статье представлены результаты исследований о взаимосвязи ассертивности и профессиональной компетентности у 210 педагогов средних общеобразовательных и средних специальных учреждений. Для углубленного и всестороннего изучения ассертивности и профессиональной компетентности педагогов был использован целый ряд психодиагностических методик, направленных на выявление различных профессионально-психологических особенностей личности педагогов. Результаты проведенного исследования показали, что педагог, обладающий высоким уровнем ассертивного и уверенного поведения, отличается высокими педагогическими способностями, способствующими лучшей реализации поставленных педагогом целей и задач для продуктивной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АССЕРТИВЛИКНИНГ ПЕДАГОГИК КОМПЕТЕНТЛИККА ТАЪСИРИ

Ушбу мақола умумий ўрта ва ўрта махсус таълим муассасаларининг 210 нафар педагогларида ассертивлик ва касбий компетентлик орасидаги ўзаро муносабатларини ўрганиш натижасида тайёрланган. Ассертивлик ва касбий компетентлик даражасини ўрганиш мақсадида педагог шахсининг касбий-психологик хусусиятларини аниқлашга қаратилган бир қатор психодиагностик методикалардан фойдаланилган. Ўтказилган тадқиқотларнинг гувоҳлик беришича ассертивлиги ва ўзига ишончининг юқорилиги билан ажралиб турувчи педагоглар ўзларининг юксак даражадаги педагогик қобилиятлари билан ажралиб турар эканлар ва бу қобилиятлар уларнинг таълим соҳасидаги фаолиятларини самарали амалга оширишлари учун ўз олдига қўйган мақсадлари ва вазифаларини юқори савияда бажаришларига хизмат қилади.

Текст научной работы на тему «Влияние ассертивности на педагогическую компетентность»

Кадыров Камолиддин Батырович,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета социальных наук Национального университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ВЛИЯНИЕ АССЕРТИВНОСТИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КРДИРОВ К.Б. АССЕРТИВЛИКНИНГ ПЕДАГОГИК КОМПЕТЕНТЛИККА ТАЪСИРИ

Ушбу макола умумий урта ва урта махсус таълим муассасаларининг 210 нафар педагогла-рида ассертивлик ва касбий компетентлик орасидаги узаро муносабатларини урганиш натижа-сида тайёрланган. Ассертивлик ва касбий компетентлик даражасини урганиш максадида педагог шахсининг касбий-психологик хусусиятларини аниклашга каратилган бир катор психодиагностик методикалардан фойдаланилган. Утказилган тадкикотларнинг гувох,лик беришича ассертивлиги ва узига ишончининг юкорилиги билан ажралиб турувчи педагоглар узларининг юксак даражадаги педагогик кобилиятлари билан ажралиб турар эканлар ва бу кобилиятлар уларнинг таълим сох,асидаги фаолиятларини самарали амалга оширишлари учун уз олдига куйган максадлари ва вазифаларини юкори савияда бажаришларига хизмат килади.

Таянч суз ва тушунчалар: педагог, педагогик компетентлик, педагогик кобилиятлар, педагогик муомала услуби, ассертивлик, коммуникатив кобилиятлар, ташкилотчилик кобилиятлари.

КАДЫРОВ К.Б. ВЛИЯНИЕ АССЕРТИВНОСТИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В статье представлены результаты исследований о взаимосвязи ассертивности и профессиональной компетентности у 210 педагогов средних общеобразовательных и средних специальных учреждений. Для углубленного и всестороннего изучения ассертивности и профессиональной компетентности педагогов был использован целый ряд психодиагностических методик, направленных на выявление различных профессионально-психологических особенностей личности педагогов. Результаты проведенного исследования показали, что педагог, обладающий высоким уровнем ассертивного и уверенного поведения, отличается высокими педагогическими способностями, способствующими лучшей реализации поставленных педагогом целей и задач для продуктивной образовательной деятельности.

Ключевые слова и понятия: педагог, педагогическая компетентность, педагогические способности, стиль педагогического общения, ассертивность, коммуникативные способности, организаторские способности.

KADYROV K.B. INFLUENCE OF ASSERTIVENESS ON PEDAGOGICAL COMPETENCE

The interrelationship of assertiveness and professional competence among 210 teachers of general secondary schools and secondary specialized educational institutions is considered in the present article. A variety of psychodiagnostic techniques, directed to revealing various professional and psychological features of teachers' personality, were used for in-depth and comprehensive study of assertiveness and professional competence of teachers. The research results have show that teachers with high level of assertive and confident behavior are characterized with prominent pedagogical abilities, which provide effectiveness of educational activity.

Keywords: pedagogue, pedagogical competence, pedagogical abilities, pedagogical communication style, assertiveness, communicative abilities, organizational abilities.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

Создание необходимых условий для творческого развития и профессионального роста педагогов, а также обеспечение их психологического благополучия являются одними из самых актуальных проблем современной системы образования.

Стоит отметить, что современному динамично развивающемуся обществу необходим особый тип личности - педагог, который способен конструктивно отстаивать свои профессиональные интересы, свободно выражать свои чувства и при этом не ущемлять права других. Осознание такой потребности предполагает научную и практическую разработку проблемы формирования ассертивной личности.

Известно, что для ассертивной личности характерны уверенность в себе как показатель ценностного отношения и к себе и r другим, социальная смелость и инициативность в социальных контактах, которые, в конечном итоге, выражаются в активности в направлении познания1. Ведущая направленность ассертив-ной личности связана с деятельностью познания и вызвана ценностью познания. Ценност-нообразующим и основным качеством личности на социальном уровне развития выступает альтруистический тип отношения к окружающему, являющийся необходимым признаком ассертивной личности и, в частности, в педагогической деятельности.

В настоящем исследовании мы рассматриваем два ведущих конструкта: «ассертивность» и «профессиональная компетентность». Понятие «ассертивность» описывает качество внутренней позиции человека - это сила, с которой человек настаивает на своем, отстаивает свои права, свою позицию. «Под педагогической компетентностью понимается гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации»2.

1 Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - Нижний Новгород, 2008. - стр.28.

2 Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое

пособие - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - стр.9899.

Рассматривая педагогическую деятельность, К.Левин был первым, кто, основываясь на поведенческом подходе, выделил три вида стиля управления: авторитарный, демократичный и либеральный3. В классификации в качестве крайних полюсов были поставлены авто-кратичное и попустительское (в исходной терминологии — авторитарное и либеральное) руководство, а демократичный стиль выступал как компромиссный и наиболее приемлемый вариант. Мы полагаем, что демократичный стиль деятельности является приоритетным для ассертивной личности, т.к. именно в ассертивном поведении отсутствует манипуляция и приветствуется компромиссное решение.

Участниками проведенного нами эмпирического исследования были учителя-предметники различных средних и средних специальных учебных заведений Юнус-Абадского района города Ташкента, а также педагоги, проходящие повышение квалификации в Ташкентском городском институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В общей сложности объём выборки составил 210 испытуемых, из которых 183 (87,14%) женщин и 27 (12,86%) мужчин. Возраст учителей варьируется в пределах от 22 до 71 года, средний возраст составляет 39,95 лет со стандартным отклонением 11,85. Педагогический стаж наших испытуемых также имеет достаточно широкий диапазон - от 1 года до 47 лет.

Для углубленного и всестороннего изучения ассертивности и профессиональной компетентности педагогов был подобран набор методик, направленных на выявление различных показателей личностной и профессионально-психологической сфер личности, а именно:

3 В.М.Львов, А.В.Ильина, Н.Л.Шлыкова. К проблеме оценки и формирования ассертивности личности // Журнал «Проблемы психологии и эргономики». 2002. N3. С. 6270.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

V_/

Таблица 1. Анализ зависимости особенностей проявления ассертивного и уверенного поведения педагогов от возраста и педагогического стажа (критерий Спирмена) Общая выборка (N = 210)

Показатели Возраст Педагогический стаж

Уровень ассертивности -0,136* -0,145*

Уверенность в себе 0,096 0,104

Социальная смелость -0,008 -0,018

Инициатива в социальных контактах -0,190** -0,206**

1. Методика диагностики ассертивности (уверенного поведения)1.

2. Тест уверенности в себе (В.Г.Ромек)2.

3. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»3.

4. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)4.

5. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)5.

6. Методика диагностики стиля взаимодействия6.

7. Методика «Педагогические ситуации».

Нами были проанализированы корреляционные взаимосвязи шкал теста уверенности в себе и уровня ассертивности с возрастом и стажем педагогической деятельности. Результаты анализа взаимосвязи возраста и педагогического стажа с особенностями проявления ассертивного и уверенного поведения у педагогов с использованием критерия Ч.Э.Спирмена представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что уровень ассертивности имеет значимые отрицательные коэффициенты корреляции как с возрастом (г=-0,136; р<0.05), так и с педагогическим стажем (г=-0,145; р<0.05). Отрицательный знак корреляции указывает на то, что с возрастом и стажем

1 Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРГИ, 1998. С. 87-108.

2 Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с. 2002. Стр. 86-87.

3 Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с. 2002. Стр. 184-186.

4 Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. - Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - стр.78-82.

5 Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. -СПб: «Речь». 2004. С. 77-78.

6 Примечание: * - р<0.05; ** - р<0.01.

педагогической деятельности уровень ассертивности отнюдь не увеличивается, а, наоборот, уменьшается. Такая неожиданная для нас закономерность представляется очень странной при первом приближении, т.к. изначально мы предполагали наличие положительной взаимосвязи между ассертивностью и стажем педагогической деятельности. Однако обнаруженные нами корреляции позволяют нам предположить, что педагоги старшего поколения демонстрируют более низкие степени ассертивности к быстро меняющимся условиям жизни и ценностям общества.

Низкий уровень ассертивности педагогов старшего поколения, вероятно, вызывает у них ряд трудностей в процессе взаимодействия с коллегами, руководством или учениками. В силу сложившихся у них устойчивых взглядов, закрепившихся установок и стереотипных суждений они затрудняются проявлять гибкость и адаптивность в различных проблемных ситуациях. Чем старше возраст, тем труднее приходится варьировать своё поведение в зависимости от меняющейся социальной ситуации, проявлять умения вести себя конструктивно, тактично и вежливо настаивать на своем, умение вести обратную связь с субъектами педагогического процесса.

Возможно, отсутствие у педагогов старшего поколения таких важных качеств, являющихся неотъемлемой частью педагогической компетентности, можно объяснить так называемым феноменом «старого закала», учитывая, что большинство педагогов старшего поколения получали педагогическое образование в период доминирования традиционной, авторитарной педагогики. В последние же десятилетия все больше внедряются личностно-ориентированные технологии, основанные на принципах гуманизма и демократизма. Именно эти принципы созвучны с позицией ассертивной личности, а знание, понимание и личностное принятие принци-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

Таблица 2. Сравнение межполовых различий в динамике проявления особенностей ассертивного и уверенного поведения педагогов в зависимости от возраста и педагогического стажа (критерий Спирмена)1

Показатели Выборка женщин (N=183) Выборка мужчин (N=27)

Возраст Педагогический стаж Возраст Педагогический стаж

Уровень ассертивности -0,087 -0,121 -0,527** -0,450*

Уверенность в себе 0,151* 0,154* -0,237 -0,222

Социальная смелость 0,055 0,014 -0,537** -0,202

Инициатива в социальных контактах -0,153* -0,196** -0,410* -0,318

пов личностно-ориентированного подхода молодыми педагогами, возможно, выступили фактором, способствующим большему развитию у них свойств ассертивной личности.

Также по таблице 1 можно отметить высоко значимые отрицательные корреляционные связи шкалы «Инициатива в социальных контактах» с возрастом (г=-0,190; р<0.01) и особенно педагогическим стажем (г=-0,206; р<0.01). Эти соотношения также наводят на мысль, что педагоги старшего поколения менее открыты в общении, не проявляют особого желания вступать в социальные контакты с окружающими людьми. Возможно, такое остывание и склонность к отчуждению от общества обусловлены наличием у них признаков эмоционального выгорания, вызванного в результате длительной обременительной трудовой деятельности, связанной с тесными социальными контактами с субъектами педагогической деятельности. 1

С целью рассмотрения более детальных и глубинных закономерных связей нами было принято решение проанализировать корреляционные взаимосвязи в мужской и женской выборках в отдельности (таблица 2).

По данным приведенной таблицы выясняется, что уровень ассертивности значимо отрицательно коррелирует с возрастом (г=-0,527; р<0.01) и педагогическим стажем (г=-0,450; р<0.05) только в мужской части выборки, тогда как в женской выборке данные коэффициенты корреляции не значимы. Эти казалось бы не менее странные, чем предыдущие результаты свидетельствуют о том, что такое снижение уровня ассертив-ности с возрастом и педагогическим стажем присуще главным образом мужчинам, а не женщинам (хотя и в женской выборке можно

1 Примечание: * - р<0.05; ** - р<0.01.

обнаружить слабую тенденцию отрицательной связи).

Обращает на себя внимание и тот факт, что между возрастом мужчин-педагогов и шкалой «Социальная смелость» (г=-0,537; р<0.01), а также шкалой «Инициатива в социальных контактах» (г=-0,410; р<0.05) имеются также высоко значимые отрицательные корреляционные связи. Приведенные соотношения, возможно, свидетельствуют о том, что с возрастом мужчины-педагоги становятся более скромными, вдумчивыми, замкнутыми, менее инициативными и не проявляют высокую социальную активность, скорее всего, в силу влияния эмоционального выгорания, сформированного в результате длительной профессионально-педагогической деятельности.

Не менее интересными оказались и коэффициенты корреляции, обнаруженные в женской выборке. Неожиданным для нас, например, оказался тот факт, что шкала «Уверенность в себе» значимо положительно коррелирует с возрастом (г=0,151; р<0.05) и педагогическим стажем (г=0,154; р<0.05) женщин-педагогов. А шкала «Инициатива в социальных контактах», наоборот, имеет отрицательные связи как с возрастом (г=-0,153; р<0.05), так и с педагогическим стажем (г=-0,196; р<0.01). Приведенные соотношения наводят на мысль, что с возрастом женщины-педагоги приобретают больше уверенности в своих помыслах и поступках, становятся более самодостаточными и независимыми, что препятствует установлению активных социальных контактов с окружающими людьми, они становятся менее коммуникабельными, избегают общения с людьми.

Таким образом, в результате исследования сложных взаимосвязей ассертивного и уверенного поведения с возрастом и стажем педагогической деятельности мы пришли к следующим выводам:

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

V_/

Таблица 3. Анализ зависимости проявления профессионально-важных качеств личности педагогов от возраста и педагогического стажа (критерий Спирмена) А) Общая выборка (N = 210)*

Показатели Возраст Педагогический стаж

Альтруизм-эгоизм 0,230** 0,206**

Уровень коммуникативного контроля -0,023 -0,059

Коммуникативные склонности -0,091 -0,132

Организаторские склонности -0,066 -0,063

Педагогические способности 0,219** 0,249**

Авторитарность -0,068 -0,041

Демократизм 0,117 0,131

Либерализм -0,061 -0,073

1. Влияние возраста и стажа педагогической деятельности на проявление ассертивно-сти и уверенного поведения педагогов во многом определяется тендерными особенностями профессионального формирования личности.

2. У мужчин-педагогов средних школ и лицеев с возрастом наблюдается снижение инициативности в социальных контактах, социальной смелости. Также с возрастом и педагогическим стажем снижается и уровень ассер-тивности. Видимо, эмоциональное выгорание и психическое истощение, вызванное влиянием длительной профессионально-педагогической деятельности, явно даёт о себе знать.

3. У женщин-педагогов, работающих в средних и средних специальных образовательных учреждениях, с возрастом и с ростом педагогического стажа повышается уверенность в себе и снижается инициативность в социальных контактах. Данные результаты свидетельствуют о том, что в ходе длительной профессионально-педагогической деятельности женщины становятся более уверенными, независимыми и при этом менее инициативными в социальных контактах.

Далее нами были рассмотрены результаты анализа корреляционных связей особенностей профессиональной компетентности с возрастом и стажем педагогической деятельности, которые представлены в таблице 3. Анализируя результаты корреляционного анализа в общей выборке, можно отметить, что шкала «альтруизм-эгоизм» высоко значимо коррелирует с показателями возраста (г=0,230; р<0.01) и педагогического стажа (г=0,206; р<0.01). Как известно, альтруистическая направленность в сфере педагогической деятельности означает готовность к оказанию помощи, содействию

1 Примечание: ** - р<0.01.

своим подопечным и эти качества педагогов формируются годами, так как у них на протяжении всей профессиональной деятельности формируется педагогический опыт.

Хотелось бы обратить внимание и на шкалу «Педагогические способности», которая также имеет высоко значимые корреляции с возрастом (г=0,219; р<0.01) и педагогическим стажем (г=0,249; р<0.01). Действительно, педагогические способности - это тот потенциал, который появляется только со временем, когда у педагога появляется свой стиль деятельности и своя техника преподавания, и это все приходит с возрастом и, конечно же, со стажем педагогической деятельности. Чем больше педагог развивается и активно работает в своей деятельности, тем лучше и эффективнее становится его преподавание.

С целью выявления гендерных особенностей зависимости профессионально важных качеств личности педагогов от возраста и педагогического стажа был также применен критерий Спирмена в мужской и женской выборках в отдельности (таблица 4). Из таблицы видно, что обе рассмотренные выше шкалы, т.е. как «альтруизм-эгоизм», так и «педагогические способности», имеют высоко значимые корреляции с возрастом и педагогическим стажем только в женской выборке.

И вновь перед нами предстаёт очень интересный факт: в мужской выборке шкалы, на наш взгляд выражающие профессионально важные качества личности педагогов, практически не коррелируют с показателями возраста и стажа профессиональной деятельности. Эти соотношения, скорее всего, свидетельствуют о том, что с возрастом и увеличением педагогического стажа профессиональная компетентность педагогов-мужчин не претерпевает зна-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

Таблица 4. Межполовое сравнение различий в динамике формирования профессионально-важных качеств личности педагогов в зависимости от возраста и педагогического стажа (критерий Спирмена)1

Показатели Выборка женщин (N = 183) Выборка мужчин (N=27)

Возраст Педагогический стаж Возраст Педагогический стаж

Альтруизм-эгоизм 0,217** 0,213** 0,226 0,218

Уровень коммуникативного контроля -0,024 -0,067 -0,262 -0,029

Коммуникативные склонности -0,043 -0,095 -0,232 -0,191

Организаторские склонности -0,015 -0,008 -0,291 -0,327

Педагогические способности 0,273** 0,298** -0,151 -0,096

Авторитарность -0,036 -0,021 -0,192 -0,122

Демократизм 0,111 0,114 0,217 0,197

Либерализм -0,097 -0,096 0,088 0,112

чительных изменений, и они, по всей видимости, не проявляют особой гибкости и адаптивности к условиям профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашим данным, мужчины, работающие в сфере образования, в сравнении с женщинами в целом обладают более высокими уровнями коммуникативных (и = 1859; р<0.05) и организаторских способностей (и = 1892; р<0.05), которые, по-видимому, выступают устойчивыми факторами успешности и стабильной эффективности их профессионально-педагогической деятельности. Женщины же в течение многолетней педагогической деятельности развивают свои педагогические способности и формируют у себя альтруистическое отношение к людям, и таким образом проявляют более высокую адаптивность к условиям профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, было выявлено, что возрастное и профессиональное развитие женщин-педагогов приводит к формированию у них альтруистического типа отношений к окружающим людям, а также развитию педагогических способностей, выражающихся в адекватной оценке педагогических ситуаций, в умении превращать их в педагогические задачи, в способностях принимать адекватные, творческие решения проблем, возникающих в процессе обучения. В отличие от женщин у мужчин с возрастом и увеличением педагогического стажа ярко выраженных изменений в профессионально-психологических качествах не происходит, хотя статистический анализ показал, что в сравнении с женщинами они обладают существенно более высоким

1 Примечание: ** - р < 0.01.

уровнем коммуникативных и организаторских склонностей.

Нами была также осуществлена попытка анализа и интерпретации взаимосвязей ассер-тивного и уверенного поведения со шкалами, диагностирующими профессионально важные качества педагогов на основании результатов применения критерия Спирмена (таблица 5).

В таблице 5 представлены результаты корреляционных взаимосвязей между особенностями проявления ассертивного поведения и различными характеристиками деятельности педагогов. По данным таблицы видно, что между шкалами, диагностирующими ассер-тивное и уверенное поведение, имеется большое количество значимых корреляций, анализ которых на наш взгляд представляется достаточно интересным.

Более подробное рассмотрение корреляционных связей, представленных в данной таблице, показывает, что, в основном, все шкалы ассертивного и уверенного поведения высоко значимо положительно коррелируют с такими шкалами как «Коммуникативные склонности», «Организаторские склонности», «Педагогические способности», «Авторитарность» и «Демократизм», и отрицательно коррелируют со шкалой «Либерализм». Данные результаты в целом подтверждают нашу основную идею о том, что профессиональная компетентность педагога во многом определяется различными особенностями ассертивного и уверенного поведения.

Интересным представляется тот факт, что шкала «Инициатива в социальных контактах» не коррелирует со шкалами «Педагогические способности» и «Авторитарность», что может указать на отсутствие сходства в ценностно-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

V_/

Таблица 5. Анализ взаимосвязей между особенностями ассертивного и уверенного поведения и профессионально-важными качествами педагогов по критерию Спирмена (N=210)*

Показатели Уровень ассертивности Уверенность в себе Социальная смелость Инициатива в социальных контактах

Альтруизм-эгоизм -0,037 0,027 0,05 -0,106

Уровень коммуникативного контроля 0,06 0,091 0,158* 0,104

Коммуникативные склонности 0,420** 0,429** 0,516** 0,327**

Организаторские склонности 0,391** 0,546** 0,477** 0,245**

Педагогические способности 0,149* 0,170* 0,183** -0,023

Авторитарность 0,169* 0,350** 0,277** 0,098

Демократизм 0,209** 0,162* 0,230** 0,189**

Либерализм -0,385** -0,464** -0,470** -0,254**

ориентационных установках в содержаниях этих шкал. Если инициатива в социальных контактах связана с открытостью к сотрудничеству, к коммуникации, то педагогические способности, скорее всего, характеризуются деловой направленностью, а авторитарность связана с такими мотивами как стремление к власти, установление превосходства над другими людьми.

Привлекает внимание и тот факт, что шкалы ассертивного и уверенного поведения не коррелируют со шкалой «Альтруизм-эгоизм». Этот факт может служить основанием для оспаривания идеи о том, что «смыслообразующей ценностью ассертивной личности выступает альтруистический тип отношения к окружающему миру в целом»2. По нашим данным, педагоги с высоким уровнем ассертивности могут проявлять как альтруистический, так и эгоистический тип отношений к окружающей действительности. Напомним, что альтруистический тип отношений у педагогов формируется главным образом в процессе их профессиональной деятельности в сфере образования и воспитания подрастающего поколения (таблица 4).

И, наконец, из таблицы 5 видно, что шкала «Уровень коммуникативного контроля» имеет положительную корреляционную связь только со шкалой «Социальная смелость» (г=0,158, р<0,05). Данный результат показывает, что для того, чтобы обладать высоким уровнем социальной смелости недостаточно иметь только

1 Примечание: * - р<0.05; ** - р<0.01.

2 Узбекистан Республикаси Президентининг 2017 йил 13 сентябрдаги "Китоб махсулотларини нашр этиш ва таркатиш тизимини ривожлантириш, китоб мутолааси ва китобхонлик маданиятини ошириш хамда тарFиб килиш буйича комплекс чора-тадбирлар дастури т^рисида"ги ПК.-3271-сон Карори. - http://lex.uz/docs/3338600

высокие коммуникативные и организаторские склонности или другие профессиональные качества, но вместе с тем, важно формировать у себя высокий уровень коммуникативного контроля, который предполагает умение постоянно следить за собственной манерой общения, управлять выражением своих эмоций и др.

Резюмируя представленные выше результаты, можно придти к выводу, что уверенная в себе личность педагога, обладающего высокой ассертивностью, ярко выраженными коммуникативными и организаторскими склонностями проявляется и в умении находить общий язык с учениками, сотрудничать с ними, сплотить класс.

Педагог, обладающий высоким уровнем ассертивного и уверенного поведения, также отличается, как выяснилось, высокими педагогическими способностями, способствующими лучшей реализации целей и задач, поставленных педагогом для продуктивной образовательной деятельности. Педагог может успешно преподнести и донести учащимся знания и умения для усвоения ими необходимого материала при условии, что он уверен в своих знаниях и опыте, проявляет инициативность, социальную смелость. Очевидно, что при этом педагог не боится новых задач и трудностей, которые могут появиться на его пути, так как он осведомлен о своих способностях, уверен в своих действиях, отчетливо понимает сложившуюся ситуацию, ответственен за свои поступки, обладает высоким уровнем коммуникативного контроля и способен контролировать свои эмоции. Объединение всех этих качеств и создают, на наш взгляд, более или

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

менее целостную картину компетентности педагога.

И наконец, еще одним из важных результатов было подтверждение того, что демократизм и авторитарность являются ярко выраженными стилями педагогического общения ассертивного и уверенного в себе педагога. При этом если для авторитарного стиля в наибольшей степени характерными являются такие черты как уверенность в себе и социальная смелость (р<0.01), то наиболее характерной особенностью демократического стиля педагогического общения являются уровень ассертивности, инициатива в социальных контактах и социальная смелость (р<0.01). Это еще раз подчеркивает, что демократический стиль педагогического общения по сравнению с автократическим, предполагает наличие ценностей гуманизма, уважения и любви к людям, ориентированность на личностные достоинства окружающих людей. Более тесная связь уровня ассертивности с демократическим стилем педагогического общения объясняется тем, что черты ассертивности являются не про-

сто сильной стороной развития личности, но они выступают показателем ее зрелости и продуктивности.

Таким образом, ассертивная личность - это доброжелательный и открытый человек, который в своей работе опирается на группу единомышленников и старается прислушиваться к мнению окружающих, но при этом держит руку на пульсе, контролируя процессом со стороны, является строгим, но справедливым педагогом.

Что касается такого стиля педагогического общения как либерализм, то здесь наблюдается совершенно другая картина, которая заключается в том, что низкий уровень ассер-тивности педагога приводит к формированию попустительского отношения к учебному процессу. Отсутствие управления учебным процессом, чаще всего связано с излишней и неоправданной терпимостью и снисходительностью к нарушениям, отсутствием жестких требований и правил, что в конечном итоге может отрицательно повлиять на эффективность преподавания.

Список литературы:

1. Львов В.М., Ильина А.В., Шлыкова Н.Л. К проблеме оценки и формирования ассертивной личности. // Проблемы психологии и эргономики. 2002. N3. С. 6270.

2. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы / Л.М. Митина. - М.: ПИ РАО, МГППУ, 2010. - 386 с.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: «Речь». 2004. С. 77-78.

4. Немов Р.С. Психология: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: «Владос», 1995. С. 429-434.

5. Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРГИ, 1998. С. 87-108.

6. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых: учеб.пособие / В.П. Симонов. - М.: Международная педагогическая академия, 2004. -стр.78-82.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

8. Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Нижний Новгород, 2008. - 220с.

9. Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 192с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.