Научная статья на тему 'Изучение особенностей характера, влияющих на развитие ассертивности у старшеклассников'

Изучение особенностей характера, влияющих на развитие ассертивности у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / АССЕРТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ АССЕРТИВНОСТИ / ASSERTIVENESS / ASSERTIVE PERSONALITY / CRITERIA OF FORMATION OF ASSERTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева И. В.

В данной статье представлен этап исследования, в котором изучаются черты личности старшеклассников, оказывающих влияние на развитие ассертивности, а также рассматриваются структурные компоненты ассертивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей характера, влияющих на развитие ассертивности у старшеклассников»

Лебедева И.В. ©

Соискатель, «Институт развития образовательных систем»,

Российская академия образования

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В данной статье представлен этап исследования, в котором изучаются черты личности старшеклассников, оказывающих влияние на развитие ассертивности, а также рассматриваются структурные компоненты ассертивности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивная личность, критерии сформированности ассертивности. Keywords: assertiveness, assertive personality, criteria of formation of assertiveness.

Теоретический анализ литературных источников позволил нам выделить те личностные черты, которые характеризуют ассертивность и являются компонентами ассертивности. Так, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, для ассертивной личности характерны: автономность, целеустремленность, самостоятельность, независимость, инициативность, настойчивость, решительность, уверенность в себе, ответственность, требовательность к себе и другим, способность к эмпатии, рефлексии.

Критерии сформированности ассертивности у старшеклассников согласно таким представлениям об основных структурных компонентах ассертивности следующие: личностный, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий [1, 2, 3]. Каждый из названных критериев выражается в совокупности количественных и качественных показателей. Количественные показатели содержат информацию о количестве набранных баллов по тестам в результате диагностики свойств личности, характеризующих ассертивность. Качественные показатели ассертивности позволяют судить о глубине ее личностного развития (от развитой способности до низкого уровня, выраженного в неспособности проявлять ассертивное поведение). На основе данных критериев выделены три уровня сформированности ассертивности: высокий, средний, низкий.

Личностный критерий определяет сформированность таких индивидуально-личностных черт, характеризующих ассертивность, как: уверенность в себе, самостоятельность, независимость,

настойчивость, напористость, решительность, смелость, целеустремленность, самоконтроль, ответственность, субъектность, самоэффективность.

Когнитивный критерий определяет способность к конструктивному подходу к решению проблем, правильное представление о социальных нормах, способность с помощью этих знаний анализировать свое поведение и поведение других людей, адекватность самооценки, способность к рефлексии своего и чужого поведения, способность к рациональному мышлению, реалистичность, готовность принимать решения в ситуациях неопределенности.

Эмоционально-ценностный критерий определяет сформированность эмоциональной и ценностно-смысловой сфер личности: силы, устойчивости, и глубины чувственных переживаний, эмоциональной стабильности, способности к сопереживанию, эмпатии, активной жизненной позиции, самоуважения и творческого отношения к жизни, требовательности к себе и другим, позитивных мотивационных установок и смысложизненных ориентаций.

Поведенческий критерий определяет способность свободно общаться с людьми и выражать свои мысли и чувства, последовательно отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих, стремление сделать что-то быстро и хорошо, умение доводить начатое дело до конца и активно реагировать в психологически напряжённых ситуациях.

С помощью теста на ассертивность в модификации В.Каппони и Т.Новака было протестировано 206 человек в возрасте 15-18 лет, учащихся 10-11-х классов, из них 120 девушек и 86 юношей. По результатам тестирования нами была выделена группа испытуемых, показавших высокий уровень ассертивности (самые высокие результаты по фактору «Б» теста на ассертивность -от 5 до 8 баллов).

©© Лебедева И.В., 2013 г.

Самые высокие показатели по фактору «Б» показывают, что эти испытуемые уже сейчас способны действовать в нужном направлении и проявляют ассертивное поведение. В группе с высоким уровнем ассертивности учащиеся достаточно независимы, но с уважением относятся к мнению других людей, способны к компромиссам. Им свойственны осознанность представлений о себе, позитивное самоотношение, способность к рефлексии, интернальный локус контроля. При средних значениях выраженности личностного и когнитивного компонентов показатели эмоционального и поведенческого компонента ассертивности выше средних значений. В нашем исследовании высокий уровень ассертивности показали 71 человек (42 девушки и 29 юношей), которые вошли в экспериментальную группу.

Контрольную группу составили испытуемые, которые показали самые высокие баллы по фактору «А» и «В» (средний и низкий уровни ассертивности), это говорит о том, что эти испытуемые имеют представление об ассертивности, у них есть хорошие шансы овладеть ассертивностью, но они не пользуется ею в жизни.

В группе со средним уровнем ассертивности учащимся свойственны независимость, граничащая с негативизмом, эгоцентризм, переоценка своих возможностей, агрессивность, неадекватно высокие значения самоуважения, аутосимпатии, самоуверенности, экстернальный локус контроля. У них выражен личностный, эмоциональный и поведенческий компонент при слабо выраженном когнитивном компоненте ассертивности.

В группе с низким уровнем ассертивности учащиеся очень зависимы от окружающих людей, у них низкие значения глобального самоотношения, негативный полюс аутосимпатии, конформное поведение, неуверенность, низкая самооценка, готовность к самообвинению, экстернальный локус контроля и низкие значения по всем компонентам ассертивности (личностному, когнитивному, поведенческому), кроме эмоционального.

135 испытуемых (78 девушек и 57 юношей), показавших средний и низкий уровень ассертивности, вошли в контрольную группу.

Для диагностики особенностей характера ассертивных (экспериментальная группа) и неассертивных (контрольная группа) личностей мы использовали 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF). По усредненным данным нами получены профили ассертивной и неассертивной личностей, представленные на рисунке 1.

На усредненном профиле ассертивной личности, представленном на рис.1, мы наблюдаем пики по таким шкалам, как: Е - подчиненность-доминантность, Н - «робость-смелость», L -«Доверчивость-настороженность», O - «уверенность-тревожность», Q- «Самоконтроль».

При высоких оценках по фактору «Е» личность доминантна, независима, агрессивна. При высоких оценках по фактору «Н» человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность к контактам, склонность к риску. Фактор «Q» измеряет уровень внутреннего контроля поведения. При высоких оценках по данному фактору человек демонстрирует развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. При высоких оценках по фактору “О” - "уверенность в себе - тревожность” человеку свойственна тревожность, депрессивность, впечатлительность.

9.00

а.50

3.00 7.50

7.00

б.50

I 6,00

" 5.50 $.00

4.50

4.00

3.50

3.00

Л В С £ Р О Н ( 1, М N (‘VI 0: СО 04 ми

--Р"" ЭКСГЕГр контр Г|*

Рис. 1. - Усредненные профили личности экспериментальной и контрольной групп по Кеттеллу

Фактор ‘Ъ” - “доверчивость - подозрительность” - говорит об эмоциональном отношении к людям. При низких оценках характерны доверчивость, доброжелательность по отношению к другим людям, терпимость, уживчивость. При высоких оценках человек эгоцентричен, подозрителен. У ассертивных личностей этот показатель несколько ниже, чем усредненный показатель неассертивных людей. Ассертивные личности более доброжелательны и терпимы по отношению к окружающим, чем неассертивные.

Также из графика на рисунке 1 видно, что в профиле ассертивной личности выше показатели по таким шкалам, как: “А”- “замкнутость - общительность”, “С” - “эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость”, F - «Сдержанность-экспрессивность», чем в профиле неассертивной личности.

При высоких баллах по фактору “А” личность эмоциональна, гибка, беззаботна, легка в общении. Высокие оценки по фактору «С» говорят о том, что человек выдержан, работоспособен, эмоционально зрел и реалистически настроен. При высоких оценках по фактору ‘Т” человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, энергичен, экспансивен, в социальных контактах эмоционален.

Таким образом, у выделенных нами в экспериментальную группу испытуемых выше показатели доминантности, смелости, активности, готовности к контактам, склонности к риску, упорства в достижении целей, организованности, эмоциональной устойчивости. Они обладают более развитым самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, жизнерадостностью, целенаправленностью и интегрированностью личности, энергичностью, эмоциональностью в социальных контактах. В то же время в профиле ассертивных личностей выше, чем в контрольной группе, показатели тревожности, импульсивности.

Сравнительный анализ проводился с использованием первичных статистик: среднего значения (М), стандартного отклонения ^), ^критерия Стьюдента. Результаты сравнительного анализа показателей шкал по Кеттеллу в экспериментальной и контрольной группах с помощью ^критерия Стьюдента представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, у ассертивных личностей (экспериментальная группа) значимо (р<0,001) выше, чем у испытуемых контрольной группы, показатели по факторам: С-

«Эмоциональная устойчивость», Е - «Подчиненность-доминантность», Н - «робость-смелость», а

также значимо выше (р<0,05) по таким факторам, как: А - «Замкнутость-общительность», F -«Сдержанность-экспрессивность», О - «Уверенность-тревожность» Q - «Низкий самоконтроль -высокий самоконтроль».

Показатели таких черт личности, как нормативность поведения, ответственность, обязательность, добросовестность, чувствительность у ассертивных личностей также выше, чем в контрольной группе, но различие средних показателей по данным параметрам незначимо.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей по Кеттеллу в экспериментальной и контрольной группе___________

Эксперимен- Контрольная Факторы тальная группа группа t - критерий Стьюдента Уровень достоверности (р)

А Замкнутость- общительность 5,63± 2,56 4,76±2,16 2,054 < 0,05

В Интеллект 4,67± 2,78 4,57±2,18 0,211 > 0,05

С Эмоциональная устойчивость 6,27±1,73 4,39±1,64 6,192 < 0,001

Е Подчиненно сть -доминантно сть 8,55±1,38 6,19±2,08 7,123 < 0,001

Б Сдержанность- экспрессивность 6,39±1,77 5,57±1,76 2,555 < 0,05

G Безответственность- нормативность 4,76±1,81 4,28±1,82 1,472 > 0,05

Н Робость-смелость 6,51±1,80 4,77±1,63 5,616 < 0,001

I Жесткость- чувствительность 4,49±2,03 4,04±2,23 1,151 > 0,05

L Доверчивость- настороженность 6,82±2,33 7,32±2,10 -1,240 > 0,05

М Практичность-развитое воображение 4,33±1,91 4,61±1,94 -0,800 > 0,05

N Прямолинейность- дипломатичность 5,69±1,543 5,39±1,853 0,955 > 0,05

О Уверенно сть-тревожно сть 7,24±1,674 6,37±2,233 2,349 < 0,05

Консерватизм-радикализм 4,22±2,026 4,07±2,361 0,201 > 0,05

Конформизм 4,86±2,044 4,51±2,093 0,948 > 0,05

Самоконтроль 5,82±2,073 4,87±2,064 2,175 < 0,05

Расслабленность- напряженность 4,63±1,817 4,84±1,813 -0,730 > 0,05

МД Адекватная - неадекватная самооценка 5,02± 1,740 4,65 ±1,89 1,104 > 0,05

По факторам: А - «Интеллект», L - «Доверчивость - подозритебльность», М - «Практичность-развитое воображение», Т - «Прямолинейность-дипломатичность», Q - «Консерватизм-радикализм», Q- «Конформизм», Q- «Расслабленность-напряженность», МD - «Адекватная самооценка -неадекватная самооценка» показатели в экспериментальной и контрольной группах практически не отличаются между собой и имеют средний уровень выраженности (5±0,5стенов).

По результатам данного этапа исследования можно заключить, что на ассертивность не оказывают влияние такие черты личности, как интеллект, мечтательность, развитое воображение, дипломатичность, гибкость, самодостаточность, напряженность, фрустрированность. Значимых гендерных различий нами также не выявлено.

Таким образом, ассертивные личности, в отличие от неассертивных, эмоционально более устойчивы, более доминантны, смелы, решительны, активны, общительны, независимы, организованны, имеют более высокий уровень самоконтроля, проявляют упорство в достижении целей, в то же время более чувствительны и тревожны.

Литература

1. Кан Ж.И. Ассертивность в структуре межличностных отношений подростков /Ж.И. Кан / - Костанай: Костанайский гос.пед.институт (Республика Казахстан). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.msnauka. сот/ 21_ DSN_2012/Psihologia/5_114756.doc.htm

2. Каппони В. Как делать все по-своему, или ассертивность - в жизнь! / В. Каппони, Т. Новак. - СПб.: Речь, 1995. - 232с.

3. Леонтьев А.А. Ассертивность. Общение и деятельность общения / А.А. Леонтьев Р. Харре, М. Аргайл, А. Фернхэм, Д.А. Грэхем. - СПб.: Питер, 2008. - С.160-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.