DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-15 УДК 159.9
МОТИВАЦИОННЫЕ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АССЕРТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Лебедева И.В.
В статье предпринята попытка раскрыть понятие «детерминанты ассертивности» личности, которые определяются мотивационными характеристиками и ценностно-смысловыми жизненными ориентирами индивида. Непосредственным побудителем действий человека является мотив или система мотивов. Систему мотивов поведения человека в разных ситуациях деятельности, общения, познания определяет его мировоззрение (совокупность идей, интересов, убеждений). Ценностные ориентации, влияя на направленность активности человека, определяют поведение человека и являются личностными детерминантами проявления ассертивного поведения и ассертивности. Поэтому, значимыми психологическими факторами, способствующими развитию ассертивности, являются: высокая мотивация на достижение успеха, наличие позитивных установок, а также наличие таких ценностей, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие насилию, господству, подавлению и подчинению.
В статье также представлены результаты эмпирического исследования мотивационных и ценностно-смысловых характеристик личности.
Ключевые слова: ассертивная личность, ассертивное поведение, детерминанты ассертивности.
MOTIVATIONAL AND VALUE-SEMANTIC DETERMINANTS OF INDIVIDUAL ASSERTIVENESS
Lebedeva I.V.
The paper attempts to reveal the concept of "determinants of assertiveness" of a personality, which are determined by motivational characteristics and life value and meaning orientations of the individual. The immediate driving force of human action is the motive or the system of motives. The system of motives of human behavior in different situations of activities, communication and cognition is determined by the personal world view (set of ideas, interests, and beliefs). The value orientation, influencing the direction of human activity, determines a person's behavior and is a personality determinant in the manifestations of assertive behavior and assertiveness. Therefore, the significant psychological factors that contribute to the development of assertiveness are high motivation to success, positive attitudes, and such values as compassion, tolerance, mutual understanding, sympathy, concern that oppose to violence, domination, suppression and submission.
The article also presents the results of an empirical study of motivational and value-semantic characteristics of the individual.
Keywords: assertive personality, assertive behavior, the determinants of assertiveness.
Ассертивное поведение формируется на основе осознания нравственной категории поступка, которое в свою очередь ориентирует человека на выполнение такой установки, как «не идти на поводу у зла». Такая позиция разрешает человеку не иметь дела со злыми людьми, не подчиняться им, не вступать с ними в сговор и не сотрудничать, а в лучшем случае просто не замечать их. И, следовательно, «отказаться от плохих средств для реализации хороших конечных целей» [1, с. 63].
Рассмотрим основные подходы в определении ассертивности с позиции ненасилия. Во-первых, ассертивная позиция требует от человека осознания таких нравственно-этических категорий, как добро и зло. Согласно философской позиции М. Ганди: «Осознать зло и не противостоять ему, значит предать в себе человека», ибо злые средства, даже если они используются во имя благих целей, разрушают нашу человечность» [5, с.21].
Во-вторых, отметим, что наряду с осознанием добра и зла для ассертивной личности наивысшим, основополагающим законом жизни является и закон любви, который позволяет относиться к другому человеку с любовью. Это значит, он призывает прощать, «соблюдать достоинство другого, демонстрируя, что я принимаю другого как такового и не придаю значения его недостаткам» [7, с.273].
Следовательно, именно добро и любовь выступают в ассертивности истинными мотивами поведения. Как мы видим, только в философии ненасилия совершенно на другом теоретическом уровне решается вопрос о том, как поступать с человеком, не причиняя ему зла. Подводя итог вышесказанному, ассертивность можно рассматривать как средство, через которое человек противостоит насилию. Если «...ненависть умножает ненависть, жестокость - жестокость», то «.любовь - вот единственная сила, которая созидает» [2, с.66]. Здесь речь идет о продуктивной любви, которая включает и любовь к себе, и к людям, и к миру в целом. «Любовь дарует свободу, делает человека сильным и в то же самое время способным на самопожертвования, она нравственна и деятельна. Отступление от закона любви приводит к нравственной порочности» [2, с.253]. На такой силе любви и строится ассертивное поведение.
В итоге отметим, что мировоззренческой базой ассертивного поведения является философия ненасилия, которая рассматривается позитивным, конструктивным выражением силы и активности человека [9]. Именно с позиции ненасилия человек выступает как высшая ценность мира, где
основополагающими принципами становятся милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие насилию, господству, подавлению и подчинению [8].
Ненасилие заключается не в осознании себя жертвой и не в отказе от борьбы. Скорее всего, это активная борьба, но без сознательного применения физической силы. Отказ от насилия, пробуждает в человеке совершенно другую силу - силу справедливости, силу любви, силу истины [4]. Именно поэтому в изучении проблемы ассертивности, философия ненасилия является мировоззренческой базой для понимания ассертивного поведения, что позволяет особым образом определить позицию ассертивной личности: «ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, а не злость или злорадство, стремится к людям, а не против людей» [6, с. 120].
Сущность ассертивной позиции заключается в стойкости. «А стойкость -это мировоззрение и мировосприятие, глубоко запечатленные в душе и в сознании человека. Стойкие люди трезво смотрят на жизнь, находят смысл в самых тяжелых испытаниях и способны решить любую головоломку» [3, с. 26].
Таким образом, детерминантами ассертивности являются мотивационные характеристики и ценностно-смысловые жизненные ориентиры личности. Так, психологическими факторами, препятствующими развитию ассертивных качеств личности, являются такие мотивационные тенденции, как мотивация на избегание неудач и низкая мотивация на успех, а также недооценка ценностей творчества, терпимости, высоких запросов, чуткости, честности, широты взглядов. В то же время значимыми психологическими факторами, способствующими развитию ассертивности, являются высокая мотивация на успех, наличие позитивных установок, а также наличие таких ценностей, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие насилию, господству, подавлению и подчинению.
Непосредственным побудителем действий человека является мотив или система мотивов. Систему мотивов поведения человека в разных ситуациях
деятельности, общения, познания определяет его мировоззрение (совокупность идей, интересов, убеждений). Как качество личности ассертивность проявляется в ощущении внутренней свободы и доверия к себе, что является показателем здоровой личности, а также в особом мировоззрении, присущем только зрелой и сильной личности - философии ненасилия. Значит, зрелой личность становится на основании философского осмысления мира, зрелая личность есть продукт и выражение системы ценностей самосозидающих внутренних сил человека, которые приводят личность к самоактуализации.
Нами было проведено исследование мотивационных и ценностно-смысловых характеристик личности.
В нашем исследовании основной задачей являлось выявление психологических факторов, детерминирующих ассертивность личности. Ценностные ориентации были исследованы нами с помощью теста «Ценностные ориентации» М.Рокича. Результаты диагностики терминальных ценностей в группе ассертивных личностей по сравнению с контрольной группой представлены в таблице 1.
В системе терминальных ценностей у испытуемых, выделенных в экспериментальную группу (имеющих ассертивные черты личности), первые ранговые места занимают такие ценности, как: активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье, любовь, свобода и независимость, уверенность в себе. Далее следуют (в порядке снижения предпочтений) ценности: счастливая семейная жизнь, развлечения, материально-обеспеченная жизнь, красота природы, искусство, жизненная мудрость, интересная работа, общественное признание, познание, творчество, развитие, продуктивная жизнь, счастье других.
В системе терминальных ценностей у испытуемых контрольной группы (неассертивных личностей) первые места занимают такие ценности, как: уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, здоровье, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа. Далее
следуют (в порядке снижения ранга) ценности: свобода, развлечения, продуктивная жизнь, познание, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь, творчество, развитие, красота природы, искусство, общественное признание, счастье других, любовь.
Таблица 1
Ранговые места терминальных ценностей по М.Рокичу
в экспериментальной и контрольной группах
№ Терминальные ценности Ранги
Экспериментальная группа Контрольная группа
1 активная деятельная жизнь 1 4
2 жизненная мудрость 11 11
3 здоровье 3 2,5
4 интересная работа 12 6
5 красота природы и искусства 10 15
6 любовь 4 18
7 материально обеспеченная жизнь 9 2,5
8 наличие хороших и верных друзей 2 5
9 общественное признание 13 16
10 свобода, независимость 5 7
11 счастливая семейная жизнь 7 12
12 счастье других 18 17
13 творчество 15 13
14 уверенность в себе 6 1
15 развитие 16 14
16 развлечения 8 8
17 продуктивная жизнь 17 9
18 познание 14 10
Сравнительный анализ системы терминальных ценностей испытуемых экспериментальной и контрольной групп показал следующее: у ассертивных личностей занимают более высокие ранговые места по значимости, чем в контрольной группе, такие ценности, как: активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, свобода и независимость, общественное признание.
Изучение инструментальных ценностей показало следующее (см. таблицу 2). У ассертивных личностей при ранжировании инструментальных ценностей
на первых позициях представлены: эффективность в делах, самоконтроль, жизнерадостность, широта взглядов, образованность, смелость в отстаивании своих взглядов, ответственность, независимость и далее - высокие запросы, исполнительность, честность твердая воля, терпимость, рационализм, чуткость, непримиримость к недостаткам у себя и других, воспитанность, аккуратность.
Таблица 2
Ранговые места инструментальных ценностей по М.Рокичу
в экспериментальной и контрольной группах
№ Инструментальные ценности Ранги
Экспериментальная Контрольная группа группа
1 аккуратность 2 6
2 воспитанность 3 17
3 высокие запросы 9 10,5
4 жизнерадостность 1 4
5 исполнительность 13 13,5
6 независимость 5,5 3
7 непримиримость к недостаткам у себя и других 14 12
8 образованность 15 8
9 ответственность 10 18
10 рационализм 18 15,5
11 Самоконтроль 8 13,5
12 смелость в отстаивании своих взглядов 4 1
13 твердая воля 5,5 2
14 терпимость 17 15,5
15 широта взглядов 16 7
16 честность 12 10,5
17 эффективность в делах 11 5
18 чуткость (заботливость) 7 9
У испытуемых контрольной группы на первых позициях располагаются такие инструментальные ценности, как: смелость в отстаивании своих взглядов, твердая воля, независимость, жизнерадостность, эффективность в делах, аккуратность. Далее по мере убывания значимости - широта взглядов, образованность, чуткость, высокие запросы, честность, непримиримость к
недостаткам у себя и других, самоконтроль, исполнительность, рационализм, терпимость, воспитанность, ответственность.
Таким образом, у ассертивных личностей, в отличие от неассертивных личностей, более высокие ранги занимают инструментальные ценности, связанные с волевыми качествами (самоконтроль, ответственность), ценности, связанные с мироощущением (жизнерадостность), ценности общения и принятия других (чуткость, заботливость), этические ценности (аккуратность, воспитанность).
Сравнительный анализ показателей теста «Ценностные ориентации» Рокича в экспериментальной и контрольной группах проводился с помощью критерия Манна-Уитни и показал, что в системе ценностей ассертивных и неассертивных личностей имеется значимое (при р < 0,05) различие. У ассертивных людей предпочтения ценностей, как терминальных, так и инструментальных, имеют отличия от предпочтений этих ценностей у неассертивных личностей.
Таким образом, ценностные ориентации, влияя на направленность активности человека, определяют поведение человека и являются личностными детерминантами проявления ассертивного поведения и ассертивности.
При исследовании мотивационной направленности личности нами были экспериментально исследованы такие мотивационные характеристики, как мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи, у испытуемых, которые были отобраны в экспериментальную группу на основании теста на ассертивность. Проверено предположение, что у ассертивных личностей -высокий уровень мотивации достижения успеха и низкий уровень мотивации избегания неудачи.
Направленность мотивации (на достижение успеха или на избегание неудачи) измерялась нами с помощью методик Т.Элерса. Как видим из таблицы 3, у испытуемых экспериментальной группы высокий уровень мотивации достижения успеха (17,8 баллов) и средний уровень мотивации избегания
неудачи (13,9 баллов). У испытуемых контрольной группы, наоборот, высокий уровень мотивации избегания неудачи (16,9 баллов) и средний уровень мотивации достижения успеха (14,8 баллов). При сравнительном анализе по t-критерию Стьюдента в экспериментальной группе достоверно выше (р < 0,05) показатели мотивации достижения успеха и достоверно ниже (р < 0,05), чем в контрольной группе, показатели мотивации избегания неудачи. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ассертивные люди больше мотивированы на успех, чем на избегание неудачи.
Таблица 3
Сравнительный анализ показателей мотивации по методикам Т.Элерса
Направленность мотивации Экспериментальная группа Контрольная группа t-критерий Стьюдента р
Мотивация достижения успеха 17,8±2,75 14,8±2,47 2,234 < 0,05
Мотивация избегания неудачи 13,9±2,50 16,9±2,62 -2,384 < 0,05
Ассертивное поведение, по нашему мнению, проявляется в соответствии с имеющимися жизненными ценностями и установками личности. Вся деятельность ассертивных индивидов должна иметь для них личностный смысл, что позволяет им быть более спокойными, расслабленными, уверенными в себе и действовать в некоторых ситуациях спонтанно, доверяясь собственным чувствам и интуиции.
Таким образом, ассертивных индивидов отличает от испытуемых контрольной группы наличие в их жизни целей в будущем, осмысленность жизни, испытуемые воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они положительно
оценивают качество своей жизни, представляют себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о смысле жизни.
По результатам эмпирических исследований мотивационной и ценностно-смысловой сфер в структуре ассертивной личности мы приходим к выводу, что такие личностные качества, как уверенность в себе, смелость, устойчивость эмоциональной сферы, доминантность, настойчивость, обусловливаются высокой мотивацией достижения успеха и такими ценностно-смысловыми установками личности, как активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, свобода, независимость, общественное признание.
Интересными, на наш взгляд, являются следующие результаты исследования эмоциональной сферы личности испытуемых: при таких выраженных волевых качествах, как доминантность, смелость, агрессивность, несколько повышенные показатели чувствительности, эмпатии, общительности, экстравертированности. Такое сочетание свойств личности, по нашему мнению, обуславливаются более высокими, чем в контрольной группе, рангами ценностей общения и принятия других.
Таким образом, характеристики мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности влияют на формирование и развитие индивидуально-психологических черт личности, характеризующих ассертивность, и являются психологическими детерминантами ассертивности и ассертивного поведения.
Список литературы
1. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 63-64.
2. Кинг М.Л. Любите врагов своих // Вопросы философии. 1992. № 3. С.
66-67.
3. Куту Д.И. Проверка на прочность // Искусство управления. 2002. № 4. С.26-36.
4. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического прогресса). М.: изд-во «Наследие», 1996. 183 с.
5. Ненасилие: философия, этика, политика / под общ. ред. А.А. Гуссейнова. М.: Наука, 1993. 188 с.
6. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого утверждения. СПб.: Евразия, 2000. 224 с.
7. Опыт ненасилия в ХХ столетии. Социально-этические очерки / под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Эксмо, 1996. 288 с.
8. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. СПб.: Речь, 2001. 286 с.
9. May R. Love and Will. New York: W.W. Norton. 1969. 352 p.
References
1. Gzhegorchik A. Dukhovnaya kommunikatsiya v svete ideala nenasiliya [Spiritual Communication in the Light of the Ideal of Non-violence]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], no. 3 (1992): 63-64.
2. King M.L. Lyubite vragov svoikh [Love your Enemies]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], no. 3 (1992): 66-67.
3. Kutu D.I. Proverka na prochnost [Strength Test]. Iskusstvo upravleniya [The Art of Management], no. 4 (2002): 26-36.
4. Nazaretyan A.P. Agressiya, moral i krizisy v razvitii mirovoy kultury (Sinergetika istoricheskogo progressa) [Aggression, Morality and Crises in the Development of World Culture (Synergetics of Historical Progress)]. Moscow: Publishing House "Naslediye", 1996. 183 p.
5. Nenasilie: filosofiya, etika, politika [Nonviolence: Philosophy, Ethics, Politics]. Ed., A.A. Gusseynov. Moscow: Nauka, 1993. 188 p.
6. Nikitin E.P., Kharlamenkova N.E. Fenomen chelovecheskogo utverzhdeniya [The Phenomenon of Human Approval]. St. Petersburg.: Eurasia, 2000. 224 p.
7. Opyt nenasiliya v XX stoletii. Sotsialno-eticheskie ocherki [The Experience of Non-violence in the XXth Century. Social and Ethical Essays]. Ed., R.G. Apresian, Moscow: Exmo, 1996. 288 p.
8. Stepanyants M.T. Vostochnaya filosofiya: Vvodnyy kurs. Izbrannye teksty [Eastern Philosophy: Introductory Course. Selected Texts]. St. Petersburg.: Rech, 2001. 286 p.
9. May R. Love and Will. New York: W.W. Norton. 1969. 352 p. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Лебедева Инга Викторовна, соискатель, педагог-психолог
Институт развития образовательных систем Российской академии образования
пр. Комсомольский, 75, г. Томск, 634041, Россия inga-lebedeva@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Lebedeva Inga Viktorovna, Applicant, Educational Psychologist
The Institute for Development of Educational Systems, Russian Academy of
Education
75, Komsomolskiy, Tomsk, 634041, Russia inga-lebedeva@yandex. ru
Рецензент:
Минахметова А.З., канд. пс. наук