Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивации и творческой активности учащихся'

Взаимосвязь мотивации и творческой активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1528
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / CREATIVE ACTIVITY / MOTIVATION / INTELLECTUAL ACTIVITY / CREATIVITY / MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышев Илья Александрович

В статье подняты вопросы подготовки творческой личности. Проблемы формирования креативности по-разному трактуются отечественными и зарубежными педагогами. Познавательная активность учащихся влечёт за собой мотивацию, которая является ядром личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION OF MOTIVATION AND STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY

This article discusses problems of training of a creative personality. Problems of forming creativity are interpreted by home and foreign pedagogues in different ways. Students' cognitive activity involves motivation which is the kernel of every personality.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивации и творческой активности учащихся»

УДК 37.013.77

И. А. Чернышев

Курск

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ГРНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческая активность; мотивация; мыслительная деятельность; креативность; мотивационная сфера.

АННОТАЦИЯ. В статье подняты вопросы подготовки творческой личности. Проблемы формирования креативности по-разному трактуются отечественными и зарубежными педагогами. Познавательная активность учащихся влечёт за собой мотивацию, которая является ядром личности.

I. A. Chernyshev

Kursk

INTERCONNECTION OF MOTIVATION AND STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY

KEY WORDS: creative activity; motivation; intellectual activity; creativity; motivational

ABSTRACT. This article discusses problems of training of a creative personality. Problems of forming creativity are interpreted by home and foreign pedagogues in different ways. Students’ cognitive activity involves motivation which is the kernel of every personality.

sphere.

ентральным вопросом развития учащихся в процессе обучения

ляемые ребенком только при условии сотрудничества со взрослыми, под их руководством, при их помощи и пока еще недоступные для него в самостоятельной деятельности.

является соотношение между накоплением знаний и развитием познавательных способностей.

Л. С. Выготский выдвинул оригинальную гипотезу, суть которой состоит в том, что процессы развития учащихся не совпадают с процессами обучения, а идут вслед за ними и создают «зону ближайшего развития». Данный термин обозначал процессы развития, осуществ-

В педагогическом наследии прошлого прежде всего утверждалась мысль о том, что задача воспитания и обучения состоит в подготовке творческой личности (И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой), активность рассматривалась как мыслительная и физическая

© Чернышев И. А., 2 011

способность человека (Я. А. Коменский, А. Дистервег, К. Д. Ушинский), одним из важных условий успешного учения считалась самостоятельная работа учащихся, которая значительно повышала познавательную активность школьников.

Среди многочисленных аспектов проблемы активности значительное место занимает развитие познавательной активности учащихся в широком личностном плане применительно к обучению отдельным предметам. Как известно, личность формируется и развивается в деятельности. Ведущий вид деятельности для школьников — учение. Психологи и педагоги (П. М. Якобсон, Г. И. Щукина, Е. Л. Яковлева и др.) показали, что решающим в формировании личности школьника является не только правильная организация его деятельности, но и воспитание правильных мотивов поведения, положительного отношения к учению, развитие познавательной активности.

Под познавательной активностью понимается способность учащихся к познавательной деятельности, которая протекает на разных уровнях: воспроизводящем (репродуктивном) и творческом (продуктивном). Отличительным признаком воспроизводящей активности является умение решать познавательную задачу, если сама задача, способы ее решения и материал даны в готовом виде.

Творческая активность представляет собой более высокий уровень познавательной активности по сравнению с воспроизводящей (М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, Е. Л. Яковлева). «Творческая активность — это способность к познавательной деятельности, отличительными признаками которой являются потребность и умение выдвигать оригинальную познавательную задачу, находить материалы и способы ее решения, применять имеющиеся знания в новых условиях при частичной помощи или совсем без помощи учителя»

[4. С. 7]. Важным средством развития творческой активности являются самостоятельные и творческие работы, так как они обеспечивают прочное и сознательное овладение знаниями, а также превращают знания в убеждения, развивают интерес к учению и способствуют формированию познавательной мотивации учащихся при изучении различных школьных предметов. Для формирования познавательной мотивации на высшем уровне очень важно, чтобы школьники хорошо овладели знаниями, приобрели необходимые умения и навыки, глубоко разбирались в сущности изучаемых явлений.

Задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать поисковую деятельность учащихся, воспитать к ней определенное отношение, которое должно перерасти в потребность личности постоянно совершенствовать и обновлять свои знания.

В работах современных психологов и педагогов исследуется проблема творческого потенциала личности (Е. Л. Яковлева, Б. Б. Коссов и др.), так как в наше время в образовании наметились два существенных противоречия, а именно противоречие между креативностью (творческостью) и технологичностью и противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения.

Раскроем суть первого противоречия. В настоящее время уже недостаточно обладать некоторой суммой знаний, необходима постоянная готовность к изменению, к творчеству. Основная задача современного образования должна заключаться в воспитании творческости, но пока преобладает определенная технология в изучении школьных дисциплин.

Обратимся ко второму противоречию. Индивидуальный подход к учащимся — это один из важных дидактических принципов, но его реализация в школе весьма ограничена.

Разрешить эти противоречия школа стремится с помощью гуманизации образования, суть которой, по мнению, например, Е. Л. Яковлевой, «заключается в том, что в центре всех образовательных процессов должен стоять конкретный человек со своей индивидуальностью, со своим отношением и к знаниям, и к процессу образования. Обеспечение личностной включенности ребенка в образовательный процесс — это и есть, на наш взгляд, гуманизация образования» [5. С. 4]. Данное положение следует учитывать при формировании у школьников познавательной мотивации. Не менее важным нам представляется утверждение автора о том, что творческий потенциал личности развивается через эмоциональную сферу человека. «Безусловно, развитие индивидуальности не сводится только к эмоциональному аспекту, но развитие творческого потенциала личности, с нашей точки зрения, осуществляется именно через эмоциональный аспект. Интересуясь не только тем, что ребенок знает или не знает, а и тем, что он чувствует, принимая и поддерживая эмоциональные проявления детей, взрослый способствует их творческому развитию» [Там же. С. 5]. В связи с этим положением Е. Л. Яковлева выдвигает в качестве основного принципа развития творческого потенциала личности принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. «В соответствии с этим принципом проблемой становится не выполняемое человеком задание, а его эмоциональное отношение к этому заданию и соотнесение его с общепринятым отношением. Это эмоциональное отношение принимается как самодостаточное проявление индивидуальности» [Там же. С. 6]. В исследовании был учтен данный принцип, так как психологи указывают на прямую зависимость умственной деятельности (развитие умственной деятельности необходимо учитывать при формировании по-

знавательной мотивации) от эмоциональных переживаний. Психологи считают эмоциональную мотивацию деятельности фактором, ответственным за направленность и энергетический запас личности. Мотивацией объясняется избирательность и упорядоченность мыслительных действий.

Очевидно, что сила мотива зависит также от количества информации, которая содержится в стимуле. Мотив непосредственно влияет на внимание, стимулирует мыслительную деятельность, придает ей творческий характер, но следует организовывать «умственную деятельность подростков так, чтобы процесс осмысления, овладения знаниями тесно сливался с применением знаний, чтобы одни знания были инструментом для овладения другими, — от этого, в конце концов, зависят и интерес, и внимание, и прочность знаний» [4. С. 135].

Разные авторы определяли способность к творчеству по-разному. Общим во всех дефинициях было то, что способность к творчеству рассматривалась как способность создавать что-то новое, оригинальное, уникальное.

Е. П. Торранс, анализируя проблему творчества (креативности), подчеркивает, что в современных исследованиях креативность трактуется как высший мыслительный процесс. А. Ротенберг понимал под креативностью абстрактное развитое мышление. Существенным в данном вопросе является тот факт, что в творческости обязательно присутствует продукт или результат задачи. Так, А. Ребер определяет творческость следующим образом: «Творческость — психический процесс, который приводит к уникальным и новым решениям, идеям, положениям, художественным формам, теориям или продуктам» [6. С. 203].

В отечественной психологической науке проблема творческой одаренности рассматривалась в связи с проблемой способностей (Б. М. Теплов, Б. Б. Коссов,

А. Я. Пономарев и др.). Так, Д. Б. Богоявленская считает основным показателем творческости интеллектуальную активность, которая сочетает в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный.

Творческая мотивация личности исследовалась также Б. Б. Коссовым. Автором проанализированы личностные особенности творческих «лидеров» и «аутсайдеров» и установлено, что «стержневым показателем мотивационной сферы личности творческих лидеров является преобладание положительных эмоций, оптимизма, жизнерадостности над отрицательными эмоциями как проявлениями неудачи, плохого настроения, нетерпимости. Это свойство личности наиболее тесно связано с тремя другими свойствами: с успешностью в повседневных делах, стратегическим успехом в будущей жизнедеятельности, преобладанием интереса, мотивирующего активность в жизни» [2. С. 26].

В последних педагогических работах подчеркивается важность проблемы эстетического уровня образовательной среды. Например, С. В. Кульневич считает, что «немаловажное значение для самоактуализации подростков имеет эстетическое оформление обстановки, ибо эстетика способствует возможности развития потребности в эстетическом окружении. Учащиеся должны постоянно ощущать высокий эстетический уровень

ЛИТЕРАТУРА

среды, «вдохновляющий» на творческие проявления» [3. С. 156].

В настоящее время в педагогике и педагогической психологии центральная проблема — это проблема мотивации учебной деятельности, в частности формирования познавательной мотивации учащихся, поэтому важным является положение о том, что «целенаправленное формирование мотивационной сферы личности — это, по существу, формирование самой личности, т. е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек» [1. С. 183].

Всеми исследователями признается, что мотивационная сфера является ядром личности. Мотив, стимулируя мыслительную деятельность, придает ей творческий характер, органически соединяет процесс овладения знаниями с их практическим применением, позволяет использовать уже имеющиеся знания для приобретения новых. В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которое включает социальные, познавательные и творческие побуждения (мотивы), их содержательные и динамические характеристики. Современной школе и учителю необходимо использовать весь комплекс средств, открытых педагогикой, психологией, методикой, направленных на развитие мотивационной сферы учащихся.

1. ИЛЬИН Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2003.

2. КОССОВ Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М., 1997.

3. КУЛЬНЕВИЧ С. В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов : ТЦ Учитель, 2001.

4. ТАМБОВКИНА Т. И. Развитие творческой активности учащихся. Калининград, 1974.

5. ЯКОВЛЕВА Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Флинта, 1997.

6. REBER A. S. The Penguin dictionary of psychology. Harmondsworth : Penguin, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.