Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И МНОГОУРОВНЕВОГО ОТБОРА В ЖЕНСКИХ ГАДБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И МНОГОУРОВНЕВОГО ОТБОРА В ЖЕНСКИХ ГАДБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОТБОР / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / КОМАНДЫ ГАНДБОЛИСТОК / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / MULTILEVEL SELECTION / INTERPERSONAL CONFLICT / CYCLICITY / EVOLUTION / INDIVIDUAL AND GROUP CONFLICT / HANDBALL TEAMS / CONFLICT BEHAVIOR STRATEGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буссаха Амир, Жийяр Марина Владимировна

В данной статье рассмотрена взаимосвязь конфликта и отбора как внутри команды, так и между командами. На примере женских гандбольных команд проиллюстрирован определенный цикл эволюции команды, в котором конфликт играет важный роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Буссаха Амир, Жийяр Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И МНОГОУРОВНЕВОГО ОТБОРА В ЖЕНСКИХ ГАДБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА И МНОГОУРОВНЕВОГО ОТБОРА В ЖЕНСКИХ ГАДБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Буссаха Амир

выпускник аспирантуры, ФГБОУ РГУФКСМиТ 105122, РФ, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4 Жийяр Марина Владимировна

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой ТиМ гандбола Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) 105122, РФ, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4

Аннотация. В данной статье рассмотрена взаимосвязь конфликта и отбора как внутри команды, так и между командами. На примере женских гандбольных команд проиллюстрирован определенный цикл эволюции команды, в котором конфликт играет важный роль.

Annotation. This article examines the relationship between conflict and selection within a team, as well as between teams. And on the example of women's handball teams, the cycle of team evolution is illustrated, in which conflict plays an important role.

Ключевые слова: многоуровневый отбор, межличностный конфликт, цикличность, эволюция, индивидуальная и групповая конфликтность, команды гандболисток, стратегии поведения в конфликте.

Keywords: multilevel selection, interpersonal conflict, cyclicity, evolution, individual and group conflict, handball teams, conflict behavior strategies.

Важной приметой современности является увеличение количества конфликтов, возникающих в разнообразных сферах социального взаимодействия. Осознавая то, что конфликт может привести к нежелательным последствиям, следует минимизировать возможный ущерб, причиненный этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу [3].

Данная особенность характерна и для спорта, так как стремление к достижению высоких спортивных результатов способствует яркому проявлению диалектического закона противоречия в качестве источника развития [2].

Согласно общепринятому для теории спорта определению понятия, спорт представляет собой социальное явление, включающее собственно соревновательную деятельность, подготовку к ней, а также специфические межличностные отношения и поведенческие нормы, возникающие в процессе этой деятельности. Соответственно, по сути своей, спортивная деятельность неизбежно связана с особыми отношениями, в том числе с конфликтами [1].

Для изучения межличностных отношений и конфликтных ситуаций в команде гандболисток был проведён эксперимент. В эксперименте приняли участие четыре команды гандболисток (всего 64 гандболистки). Возрастной состав спортсменок варьирует от 17 лет до 39 лет, уровень спортивного мастерства - от 1-ого разряда до мастера спорта международного класса (МСМК).

В исследовании использовался опросник «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). С помощью методики Б.А. Бабаяна [2], были выявлены показатели индивидуальной и групповой конфликтности (Ц) в женских командах по гандболу, которые варьируют в пределах диапазона от -1,0 до 1,0 (1 - конфликтный, -1 - неконфликтный). Статистический анализ результатов проводился с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 10.

Любая конфликтная ситуация в значительной мере влияет на поведение участников конфликта. Кооперативное поведение участников межличностных взаимодействий строится на содействии и заинтересованности в решении проблемы для противостоящих сторон. А конкурентное поведение способствует возникновению колебаний и враждебности при взаимодействии.

Соответственно, характер личной конфликтности сказывается на характере групповой конфликтности; если он направлен на личное благо и соперничество с другими членами команды, то это приведет к деструктивному результату, если же направлен на общее благо, то команда получает необходимый потенциал соревноваться и соперничать с другими командами. Другими словами, каждая группа несет на себе печать составляющих её членов, и каждая личность несет на себе печать своей группы.

Такой вывод был получен на основе корреляционного анализа показателей средних значений индивидуальной и групповой конфликтности (коэффициент корреляции - 0,818), где каждая группа имеет свою индивидуальную конфликтность, которая идет параллельно с линией развития индивидуальной конфликтности своих членов (Рисунок 1).

2 1,5 1

0,5 0

-0,5

-1 Команда девушки 2000 г,p. Team of handball players 1996's Команда Луч г. Москва Team Luch Moscow Команда гандболисток 1998 г. р. Team of handball players 1998's Команда девушки 2000 г.р. Team of handball players 2000's

X J(H.K.) ! XJ(I.C.} 0,2 0,53 0,8 0,79

Уровень групповой конфликтности J(r.K.) Level of group conflict J(G.C.) -0,42 -0,03 0,08 0,74

Рисунок 1 - Различия коэффициентов групповой и индивидуальной конфликтности гандболисток

в женских командах

Затруднительное положение, в котором находит себя член коллектива, между личными и групповыми интересами. Петер Турчин это называет «дилемма кооператора». Представим ситуацию, когда игрок должен либо бросать по воротам, либо передать мяч партнеру по команде, у которого больше шансов забить гол. Результативный бросок мяча по воротам несет перспективу индивидуальной славы, но передача мяча партнеру несёт коллективное благо. Если взглянуть на статистику гандбола, или любого командно-игрового спорта, можно обнаружить, что команды, которые «пасуют» мяч чаще выигрывают больше игр, в такой команде игроки сотрудничают, что делает команду сильнее соперников [7].

Это - типичный пример дилемм, с которыми люди сталкиваются все время. Мы хотим, чтобы наша группа добилась успеха, но мы также заботимся о своем собственном положении в группе. На стыке этой дилеммы рождается внутренний конфликт, который выражается в большей степени в виде соперничества (члены женских гандбольных команд чаще используют стратегию «соперничество», V=53,08%) (Таблица 1).

Таблица 1

Коэффициент вариации использования стратегий конфликтного поведения _в командах гандболисток_

Конфликтное поведение X Xmin Xmax а V, %

Соперничество 4,29 0,00 10,00 2,26 53,08

Сотрудничество 6,75 2,00 10,00 1,64 24,25

Компромисс 7,67 4,00 11,00 1,67 21,73

Избегание 5,32 1,00 8,00 1,59 29,80

Приспособление 5,50 1,00 10,00 2,13 38,68

Важно понимать, что конкуренция может принимать несколько обличий. Например, в командных видах спорта, где есть соревнование между командами, каждая из которых включает в себя несколько игроков, и, в то же время, соревнование между игроками в команде. Другими словами, конкуренция может происходить на многих уровнях. И поэтому эволюционная теория, которая помогает нам разобраться во всем этом, называется "многоуровневым отбором" [6].

В этой теории, конфликт и соперничество (конкуренция) играют важную роль. Так как, по результатам нашего исследования, существует только одна прямая и тесная взаимосвязь между индексом индивидуальной конфликтности и стратегией «соперничество» (Д = 0,260) (таблица 2).

Таблица 2

Взаимосвязь показателей индекса индивидуальной конфликтности J (и.к.) _и стратегий поведения в конфликте_

Ранговые корреляции Спирмена (р <0,05)

Стратегии поведения в конфликте Все команды

Соперничество 0,260

Сотрудничество -0,137

Компромисс 0,165

Избегание -0,074

Приспособление -0,031

В спорте не длится вечно ситуация, когда группа становится чересчур доминирующей, в ней растет самодовольство, начинается полоса неудач, что подрывает её внутреннюю сплочённость, люди могут не осознавать это до тех пор, пока не станет слишком поздно, и их может отделить более эффективная, лучше организованная группа, и это напоминает о динамичности и цикличности системы, которая происходит бесконечно [7].

Данная концепция поможет объяснить различия в женских гандбольных командах по уровню индивидуальной конфликтности (Таблица 3), и иллюстрировать разные этапы развития женских гандбольных команд.

Таблица 3

Сравнительный анализ конфликтного поведения «соперничество» _в женских гандбольных командах_

Команды Ранговый ДА Краскела-Уоллиса / соперничество (р = 0,0393)

N X (Рангов) X (Ранг)

Команда «Луч» г. Москва 11 222,50 20,23

Команда гандболисток 1996 г.р. 18 586,50 32,58

Команда гандболисток 1998 г.р. 19 593,50 31,24

Команда гандболисток 2000 г.р. 15 613,50 40,90

Женская команда разновозрастных гандболисток (например, «Луч» г. Москва) и команда гандболисток, в которой различия в возрасте составляют не более 2-3 лет (в среднем примерно 17-19 лет), считаются самыми неконфликтными. Обе команды находятся в стадии распада. Расформирование команды происходит тогда, когда группа функционирует недостаточно эффективно, отмечается низкая принадлежность членов к группе и нет желания устанавливать отношения, поскольку отсутствует общая цель для команды (команда «Луч» г. Москва находится в группе аутсайдеров суперлиги), или, когда общая цель уже выполнена (команда гандболисток 1996 г.р. выиграла Чемпионат мира по гандболу и заканчивает выступления в данном составе).

Команды гандболисток 1998 г.р. и 2000 г.р. отличаются наибольшими показателями индивидуальной конфликтности. Обе команды отличают интенсивный соревновательный период (участие в российском чемпионате и международных соревнованиях).

Таким образом, конфликт в команде играет роль двигателя, который способствует продвижению команды к своей цели, или к ее расформированию, дабы она стала более эффективной.

В этом контексте, Йозеф Шумпетер считает распад важным аспектом социальной эволюции. Когда социальные образования становятся дисфункциональными, они должны быть каким-то образом заменены более кооперативными, более функциональными образованиями [5].

И по словам В.А. Светлова, здесь конфликт выступает как «эволюционный модератор». Он считает, что ни синергия, ни антагонизм не гарантируют абсолютного выживания и, следовательно, абсолютной стабильности систем. Более того, ни одна система не способна перейти от синергетического развития к антагонистическому и, наоборот, без конфликта, как особого промежуточного состояния. Это означает, что во всех системах такие критические точки становятся предвестниками актуализации любого из присущих им внутренних конфликтов. И если система больше не способна к какому-либо синергетическому или антагонистическому развитию, конфликт уничтожит ее, выполняя уникальную функцию естественного отбора [4].

Таким образом, конфликт играет роль «катализатора», в том или в обратном направлении.

Основополагающим моментом в командно-игровых видах спорта, и в гандболе, в частности, является то, что выиграть матч может только одна команда, другая всегда останется проигравшей (иногда в конце матча случается равный счет); в этом - суть соперничества. В каждой команде есть командный дух, но при этом есть и некая лояльность, которая заставляет игроков соперничать между собой за место в команде или в основном составе. Но эти инстинкты соперничества направлены на сотрудничество, поскольку у всех членов команды есть свои функции, но есть и общая главная цель.

Урок, который предлагает командный спорт, который заключается в том, что мы не просто соревнуемся друг с другом как личности. Мы также соревнуемся как члены команды против других команд.

Список литературы

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - 3-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2007. - 296 с.

2. Основы спортивной конфликтологии / И. И. Сулейманов; Сиб. гос. акад. физ. культуры, науч. -исслед. ин-т деятельности в экстрем. условиях. - Омск: СибГАФК, 1997. - 343 с.

3. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.

4. Светлов В.А. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / В.А. Светлов. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 520 с.

5. Шумпетер Йозеф Алоиз Теория экономического развития = Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung ; Капитализм, социализм и демократия = Capitalism, Socialism and Democracy / Йозеф Алоиз Шумпетер ; [пер. с нем.: В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко ; пер. с англ.: В. С. Автономов и др.]. - М.: Эксмо, 2007. - 861 с.

6. Buchanan, J. M. Group Selection and Team Sports // Journal of Bioeconomics. - 2000. - 2: р. 1-7.

7. Turchin P. Ultrasociety: How 10,000 Years of War Made Humans the Greatest Cooperators on Earth. Chaplin, CT: Beresta Books, 2016. - 274 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.