Научная статья на тему 'Взаимосвязь межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов, работающих с мигрантами. '

Взаимосвязь межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов, работающих с мигрантами. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МИГРАНТЫ / УЧЕНИКИ / ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЯ / СТРЕСС / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларин Никита Андреевич

Данная статья посвящена описанию результатов научно-исследовательской работы и раскрывает особенности взаимосвязей межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов при работе с мигрантами. Статья содержит описание феномена эмоциональное выгорание и межкультурной компетентности педагогов. Так же в статье описаны основные выводы о результатах работы, которые говорят о том, что существует взаимосвязь между аффективно-мотивационным компонентом межкультурной компетентности педагога и уровнем деперсонализации, а так же общим уровнем выгорания. В рамках нашего исследования, мы провели провели исследование среди 64 педагогов, в 6 общеобразовательных учреждениях. Для исследования эмоционального выгорания мы использовали методику MBI. Для исследования межкультурной компетентности мы использовали экспресс-опрос межкультурной компетентности М.Ю. Чибисова, Т.М. Иванова, М.В. Корнилова. На первый взгляд, эмоциональное выгорание и межкультурная компетентность педагогов средних общеобразовательных организаций это разные, не связанные между собой понятия. Но так как в своей работе педагог, сталкивается с детьми-мигрантами, что может приводить к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Это может оказать влияние на эмоциональное состояние педагога и, как следствие, на эмоциональное выгорание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов, работающих с мигрантами. »

Взаимосвязь межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов, работающих с мигрантами.

Ларин Никита Андреевич

аспирант, Московский государственный псиюлого-педагогический университет

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29

И psylarin@gmail.com

Статья из рубрики "Педагогическая психология"

Аннотация.

Данная статья посвящена описанию результатов научно-исследовательской работы и раскрывает особенности взаимосвязей межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов при работе с мигрантами.Статья содержит описание феномена -эмоциональное выгорание и межкультурной компетентности педагогов. Так же в статье описаны основные выводы о результатах работы, которые говорят о том, что существует взаимосвязь между аффективно-мотивационным компонентом межкультурной компетентности педагога и уровнем деперсонализации, а так же общим уровнем выгорания. В рамках нашего исследования, мы провели провели исследование среди 64 педагогов, в 6 общеобразовательных учреждениях. Для исследования эмоционального выгорания мы использовали методику МВ1. Для исследования межкультурной компетентности мы использовали экспресс-опрос межкультурной компетентности М.Ю. Чибисова, Т.М. Иванова, М.В. Корнилова. На первый взгляд, эмоциональное выгорание и межкультурная компетентность педагогов средних общеобразовательных организаций - это разные, не связанные между собой понятия. Но так как в своей работе педагог, сталкивается с детьми-мигрантами, что может приводить к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Это может оказать влияние на эмоциональное состояние пе да г о г а и, ка к сле дс тв ие , на эмо цио на льное в ыгора ние .

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, межкультурная коммуникация, межкультурная компетентность, мигранты, ученики, педагог, учителя, стресс, деперсонализация

DOI:

10.7256/2454-0676.2018.2.25515

Дата направления в редакцию:

20-03-2018

Дата рецензирования:

06-03-2018

Дата публикации:

03-05-2018

Синдром эмоционального выгорания - это феномен, который часто встречается у современных специалистов помогающих профессий, в том числе и педагогов. Данный феномен у педагогов заключается в обезличивании учеников и коллег, потере интереса к работе и профессиональному развитию, негативном ощущении, связанном со свой работой и т.п. Требования, иногда предъявляемые специалистами, доходят до проявления безупречности во всех рабочих сферах и таким образом способствуют постоянному нервно - психическому напряжению. Дополнительным фактором развития напряжения и, как следствие, эмоционального выгорания, может послужить работа педагога с детьми - мигрантами.

"Внешними" факторами рисков развития эмоционального выгорания и понижения работоспособности является напряжение в коллективе педагогов, особенно при взаимодействии с руководством. Кроме того, в работе с обучающимися представителями других культур присутствуют факторы, специфически влияющие на взаимодействие внутри системы «обучающийся - педагог». Существующий ряд различий в культуре может не совпадать у педагога и обучающегося. При таком взаимодействии возникает напряженность, которая в течение длительного времени будет оказывать влияние на уровень переживания стресса и, как следствие, способствовать возникновению эмоционального выгорания. Такие условия приводят к тому, что для обеспечения эффективного труда и уменьшения эмоционального выгорания педагога ему необходим «набор» различных компетентностей, в том числе и межкультурных компетентностей.

Под эмоциональным выгоранием в данной статье понимается нарастающее эмоциональное истощение в ответ на стрессовые стимулы.

Эмоциональное выгорание по К. Маслач состоит из 3 симптомов:

• «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утрате интереса и позитивных чувств к окружающим, проявлении ощущения «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом. В контексте синдрома выгорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.

• «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях - в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.

• «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности педагогического работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Работа педагогов школ является во многом психотравмирующей, отличается наличием взаимодействий с широкой аудиторией людей, которые имеют свои специфические особенности. Эти условия требуют определённой гибкости, знаний, умений разрешать конфликты и т.д. Полученные результаты исследования помогут в разработке программ, направленных на снижение рисков эмоционального истощения для педагогов.

У современных педагогов часто наблюдается деперсонализация. Можно отметить, что часто в качестве одного из признаков снижения показателей обучения детей -мигрантов представляется проявляемое педагогом безразличие в понимании детей -мигрантов, отсутствие мотивации к попыткам приспособиться к общению с детьми -мигрантами, а также отсутствие желания изучать другие культуры и вникать в особенности взаимоотношений между представителями различных культур. Можно предположить, что некоторая эмоциональная отстранённость и равнодушие у этих педагогов возникает в условиях большой рабочей нагрузки, сильных стрессов, связанных с взаимодействием с руководством, обучающимися и родителями обучающихся. Стремление педагога устраниться, формализация взаимодействия с детьми - мигрантами способствуют возникновению напряжённой ситуации и как следствие конфликтам, что ещё в большей мере снижает эффективность процесса обучения.

Поиск путей уменьшения эмоционального выгорания и исследования взаимосвязи с компетентностями крайне важны. Помимо прочего исследование компетентностей поможет повысить эффективность работы педагогов.

Межкультурная компетентность (МКК) педагога так же влияет на качество учебного процесса и психологическое состояние педагога. Как утверждает П.Педерсен, межкультурная компетентность (или культурологическая компетентность) — система или совокупность индивидуальных ценностных установок, связанных с построением общей стратегии установления межличностных и профессионально-деловых взаимоотношений; эмоционально-познавательных стереотипов; шаблонов поведения и распространенных в данной культуре моделей общения; в том числе на уровне языкового и невербального взаимодействия, позволяющих индивидам совместно организованно и слаженно работать в условиях межкультурного взаимодействия. Культурологическая компетентность есть не просто способность одного индивида понимать культуру другого индивида это сложный комплекс отношений людей, который находящийся в постоянной динамике. М.Ю. Чибисовой были предложены следующие компоненты межкультурной компетенции:

• Аффективно-мотивационный компонент

• Когнитивно-поведенческий компонент

• «Избегание различий»

Данное представление и распределение компетентности на 3 компонента базируется на представлениях В. Гудикунста, А.С. Купавской.

И сследования проводились в общеобразовательных школах, лицеях и колледжах. Обратимся к результатам исследования, проведенного в общеобразовательных школах.

Исследование проходило в 6 общеобразовательных школах г. Москвы. Всего в исследовании принимало участие 64 человек. Возраст участников исследования - от 25 до 50 лет.

Для исследования эмоционального выгорания использовалась методика «Опросник МВ1» (опросник выгорания Маслач) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, модифицированный НИИ им. В.М. Бехтерева. Данная методика содержит 3 шкалы эмоционального выгорания, отражающие виды и степень выгорания в соответствии с теорией К. Маслач и общую шкалу выгорания.

Для исследования межкультурной компетентности использовался экспресс-опрос межкультурной компетентности М.Ю. Чибисова, Т.М. Иванова, М.В. Корнилова. В экспресс-опроснике межкультурной компетентности межкультурная компетентность понимается как интегративная характеристика, представляющая собой способность осуществления эффективной коммуникации в межкультурном контексте. Данная методика основан на исследованиях М.Ю. Чибисовой и Т.М. Ивановой.

По итогам проведённого исследования, в результате корреляционного анализа методом Пирсона, были выявлены следующие взаимосвязи, представленные в таблице 1. Между деперсонализацией, интегральным индексом выгорания и аффективно - мотивационном компонентом МКК выявлена обратная корреляция. Между редукцией профессионализма и аффективно - мотивационном компонентом МКК выявлена корреляция. Можно сказать, что при развитом аффективно-мотивационном компоненте межкультурной компетентности педагога в меньшей степени обезличивают своих учеников и коллег при работе с детьми - мигрантами, а также данный компонент позволяет легче переносить стресс от контакта с мигрантами и не допускать развития выгорания в целом. Так же, благодаря данному компоненту МКК, педагоги меньше переживают напряжение, заставляющее усомниться в качестве собственной работе, перестают стремиться быть профессиональнее и улучшать свои навыки связанные с преподаванием. Между аффективно-мотивационным компонентом МКК и эмоциональным истощением взаимосвязи не найдено.

Таблица 1

Корреляции межкультурной компетентности и эмоционального выгорания

Эмоц. ис то ще ние Деперсонализация Редукция профессионализма Инте г ра льны индекс выгорания

Аффективно - Корреля мотивационный Пирсона ция -,139 -270** ,198* -,225*

компонент Знач. ,141 ,004 ,035 ,016

Когнитивно - Корреля поведенческий Пирсона ция ,165 ,110 -,163 ,161

компонент Знач. ,080 ,244 ,083 ,082

Корреля Избегание Пирсона различий Знач. ция -,145 ,125 -,149 ,114 ,014 ,883 -,148 ,116

Общий Корреля пока з а те ль Пирс о на ция -,010 -,065 -,065 ,008

компетентности Знач. ,916 ,494 ,495 ,934

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Можно предположить, что такое значительное влияние аффективно-мотивационного компонента МКК влияет на не развитие отдельных компонентов эмоционального

выгорания и общего выгорания и связано с тем, что данный компонент МКК отвечает за эмоциональную оценку ситуации, в том числе за контакт с детьми-мигрантами. Благодаря этому педагогам эмоционально легче переносить контакт с мигрантами, что позволяет предотвратить развитие конфликтов и выгорания. Более того, когнитивно-поведенческий компонент МКК, «избегание различий» и общий уровень компетентности МКК не показали значимые корреляционные связи.

Педагоги, которые интересуются информацией о других культурах, гораздо легче могут понять особенности культуры, где формализация, отражающая внешние атрибуты культуры (обычаи, ритуалы, одежда, еда) и скрытые особенности культуры (неписанные правила), влияют на формирование и развитие взаимодействия больше, чем внешняя общедоступная сторона этноса.

Педагоги, проявляющие эмпатию к участникам образовательного процесса и включённые в процесс общения (в том числе не связанного с обучением, более успешны в достижении результатов обучения и, следовательно, в достижении своего профессионального роста.

П едагоги, которые не избегают межкультурные различия, а используют их для повышения качества образовательного процесса, имеют более высокую эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку, хорошее эмоциональное и физическое состояние.

Современные образовательные стандарты определяют широкий спектр возможностей использования подходов в обучении и воспитании, но, к сожалению, образовательным организациям часто не хватает ресурсов (возможно творческих) для того, чтобы сделать обучение менее формализованным, стимулирующим педагогов на изучение других культур и стремление вникать в особенности взаимоотношений между представителями различных культур. Единственным ресурсом к развитию для педагога здесь является самостоятельное воспитание в себе профессионально важных качеств, востребованных в образовательных организациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа педагога средней общеобразовательной школы содержит в себе широкий спектр стрессогенных факторов и предполагается, что одним из этих факторов является педагогическое взаимодействие специалиста - педагога с инокультурными обучающимися. Качество этого взаимодействия предположительно зависит от особенностей межкультурной компетентности педагога.

В ходе исследования было связанно с выгоранием, а, развития выгорания в связи

определено, что большинство следовательно, их отсутствие с работой с детьми-мигрантами

компонентов компетенций не ника к не в лия е т на с те пе нь

Мы можем говорить о том, что между компонентами эмоционального выгорания педагогов - «Деперсонализация», общая степень эмоционального выгорания, выраженная в шкале «Интегральный индекс выгорания» и компонентами межкультурной компетентности - «Аффективно-мотивационный» - выявлена корреляция.

На основании этого утверждения можно сделать предположение, что аффективно-мотивационный компонент МКК, содержащий в себе непосредственно эмоциональную оценку от взаимодействия с детьми-мигрантами, крайне важен для предотвращения развития выгорания.

Снижению рисков возникновения эмоционального выгорания способствует

межкультурный тренинг, где применяются ключевые методы, способствующие развитию межкультурной компетентности.

Библиография

1. Акиндинова И.А., Баканова А.А., Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.

2. Александрова Е.А., Культурология. История идей и их воплощений//Учебное пособие. М. : ФОРУМ, 2014-144 с.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С. 443-463.

5. Вяликова Г.С., Финикова Ю.Б. Межкультурная компетентность учителя как средство преодоления интолерантного поведения детей и подростков, в сборнике: Башкатовские чтения: Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде/ Материалы двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования Московской области ГОУ ВПО Московский государственный областной социально-гуманитарный институт //Ответственный редактор М.Н. Филиппов. 2012. С. 14-18.

6. Капитанец Елена Германовна Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. 2015. №2. С.111-115

7. Кочерга И.В. Социально - педагогическая поддержка педагогов с синдромом эмоционального выгорания среднего профессионального образования //автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2007

8. Ларин Н.А. К вопросу современного исследования эмоционального выгорания// ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. 2015. №4. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/k-voprosu-sovremennogo-issledovamya-emotsionalnogo-vygoraniya (дата обращения: 10.12.2017).

9. Ларин Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. // Психология и Психотехника. — 2017.-№ 3.-^1-9.URL: http://e-notabene.ru/ppp/artide_23962.html(дата обращения: 10.12.2017).

10. Мацумото Д. Человек. Культура. Психология /Прайм-Еврознак 2008 год, 720 стр.

11. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 8595.

12. Хухлаева О.В. «Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов» Народное образование. 2010. № 7. С. 278-282.

13. Работа психолога в многонациональной школе : [учебное пособие] / О.В. Хухлаева, М.Ю. Чибисова. - Москва : Форум, 2011. - 176 с.

14. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 333 с.

15. Поликультурное образование : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева,. Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.