Научная статья на тему 'Проблема профессионального выгорания педагога'

Проблема профессионального выгорания педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1067
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Екатерина Сергеевна

Данная статья посвящена проблеме профессионального выгорания педагогического персонала. Рассмотрены основные компоненты профессионального выгорания, согласно концепции К. Маслач и С.Джексон, а также их взаимосвязь с такими сопутствующими факторами, как осмысленность жизни педагогов и профессиональная направленность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального выгорания педагога»

SCIENCE TIME

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Морозова Екатерина Сергеевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

E-mail:morozovakate123 @gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме профессионального выгорания педагогического персонала. Рассмотрены основные компоненты 0 профессионального выгорания, согласно концепции К. Маслач и С. Джексон, а • также их взаимосвязь с такими сопутствующими факторами, как осмысленность жизни педагогов и профессиональная направленность личности.

Ключевые слова: организационная психология, управление

персоналом, профессиональное выгорание.

В 70-х годах XX века произошло удивительное научное событие: возникло новое научное направление изучения стресса. Все началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, рабочая обязанность которых - налаживать рабочие контакты и облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, устранять их стресс, помогать советами и душевной беседой. Из - за таких жалоб и обид консультирующие организации и психотерапевтические клиники стали терпеть убытки. Тогда и была выявлена особая форма «болезней стресса», своего рода «болезнь общения». Ее называли впечатляюще: «выгорание персонала», «выгорание личности», а потом короче - «выгорание».

Мнения ученых по поводу того, что из себя представляет профессиональная дезадаптация разделились на две основные группы. В первой группе, сторонниками которой являются Е. Махер, К.Кондо и др., это явление рассматривают как один из видов профессионального стресса. В другой группе, по мнению ученых, профессиональное выгорание - следствие

профессиональных стрессов (К. Маслач, Дж. Джексон, Дж. Гринберг, М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова и др.).

Однако мнения ученых разошлись не только в интерпретации данного

264

о

Щ SCIENCE TIME Щ

явления, но и в его обозначении. Другими словами, термин «эмоциональное сгорание» применяется для обозначения нарушений именно в эмоциональной сфере (сгорание есть результат неблагоприятного выхода из стресса в условиях профессиональной адаптации) [1].

Многие авторы рассматривают выгорание как особый стресс - синдром с широким спектром симптомов. Симптомы выгорания проявляются в определенных обстоятельствах или ситуациях. Однако все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, поскольку выгорание - сугубо индивидуальный процесс. Профессиональное выгорание представляет собой симптомокомплекс эмоциональных, мотивационно - установочных и ценностных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью.

Развитие синдрома профессионального выгорания запускается, когда внутренние и внешние требования со стороны работы длительное время преобладают над внешними и внутренними ресурсами человека, когда доминируют неравновесные состояния и душевная дисгармония [2, с.4-7].

Модернизация системы образования России рождает потребность в более качественной работе педагогов. Однако выполнение школой своих задач, направленных на достижение качества образовательного процесса, напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех сотрудников бюджетного образовательного учреждения, в первую очередь, административного и педагогического персонала [4, с.43-44.].

Стоит отметить, что ввиду особенностей кадрового состава

образовательного учреждения, необходимо использовать не только традиционные методы управления, но и сочетать их с особенными, характерными для определенной организации и обусловленными ее деятельностью. К особенностям управления персоналом бюджетного

образовательного учреждения можно отнести то, что он представлен не только простыми учителями, но также педагогами - психологами, воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими специалистами, а также самой администрацией школы.

Сама по себе педагогическая деятельность является уникальной и имеет свои особенности. Она представляет особый вид социальной деятельности, которая представляет собой передачу от старшего поколения младшему накопленных человечеством знаний, культуры и опыта, создание условий для развития личности учеников и подготовку их к выполнению определенных социальных ролей в обществе [5].

Для того, чтобы иметь более полное представление об особенностях профессионального выгорания педагогов, было проведено эмпирическое исследование. Респондентами исследования выступили 29 учителей бюджетного общеобразовательного учреждения. Примечательно, что все респонденты

о

SCIENCE TIME

выбранной группы педагогов - женщины.

Для исследования были выбраны следующие методики исследования степени выраженности профессионального выгорания и сопутствующих ему факторов: опросник «MBI» К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой); тест смысложизненных ориентации (СЖО), адаптированный Д. А. Леонтьевым; опросник направленности личности, адаптированный В. Смекалом, М. Кучером (вариация) ориентационной анкеты Б. Басса).

Проведенная диагностика показала, что низкий уровень эмоционального истощения отмечается у 41,4% опрошенных педагогов (12 чел.). Средний уровень эмоционального истощения имеют 44,8% (13 чел.) педагогов, а высокий 13,8% (4 чел.) опрошенных. При этом в группе респондентов очень высокий уровень истощения обнаружен не был (рис.1).

о

о

Рис. 1 Выраженность уровней эмоционального истощения у педагогов

Следующим рассмотренным нами компонентом профессионального выгорания был симптом деперсонализации. Низкий уровень деперсонализации в группе респондентов обнаружен не был. При этом к среднему уровню по данному показателю относится практически половина опрошенных- 48,3% (14 чел.) учителей. Высокий уровень деперсонализации отмечается у 24,1% (7 чел.) преподавателей школы. Очень высокий уровень деперсонализации отмечен не был (рис.2).

Тенденция к возникновению деперсонализации свойственна сфере деятельности «человек - человек», так как в профессиях такого типа работник нередко «отдает» очень много сил и энергии во взаимодействии с другим

266

о

SCIENCE TIME

субъектом, но не всегда получает отдачу. На почве этого появляется отстраненность, и позитивные установки меняются на негативные.

о

Рис. 2 Выраженность уровней деперсонализации у педагогов

о

Шкала редукции личных достижений (профессиональной успешности) является обратной, поэтому низкие баллы, полученные по данному показателю говорят о ярко выраженной редукции достижений.

Низкий уровень редукции личных достижений замечен у 41,4% (12 чел.) опрошенных учителей. Средний уровень выраженности показателя представлен более, чем у половины опрошенных преподавателей школы - 51,7% (15 чел.). Высокий уровень редукции достижений обнаружен лишь у 6,9% (2 чел.), однако к очень высокому уровню выраженности данного показателя не относится никто из опрошенных (рис.3).

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональные задачи, которые решают педагоги, социально - профессиональная среда, в которой они находятся, в большей степени подвергают риску профессионального выгорания педагогов.

Рассмотрим и проанализируем результаты диагностики по методике «Тест смысложизненных ориентаций» (интегральный показатель).

Установлено, что среди педагогов 41,4% (12 чел.) имеют низкий уровень общей осмысленности жизни. При этом лишь у 24,1% (7 чел.) отмечается средний уровень выраженности данного показателя, а у 34,5% (10 чел.) учителей общая осмысленность жизни находится на высоком уровне (рис.4). Можно предположить, что специфика деятельности педагогического персонала,

267

а

о

Щ SCIENCE TIME Щ

оказывающая влияние на возникновение профессионального выгорания, негативное влияние на осмысленность жизни данной категории работников.

МВ1-Редукция достижений

Низ.ур-нь Ср. ур-нь Выс.ур-нь Очень выс

ур-нь

Рис. 3 Выраженность уровней редукции профессиональных достижений у педагогов

Рис. 4 Выраженность уровней осмысленности жизни (интегральный показатель СЖО) у педагогов

Для анализа результатов, полученных при диагностике профессиональной направленности личности, были посчитаны средние значения по каждому показателю в группе респондентов- педагогов.

268

о

Щ SCIENCE TIME Щ

Среднее значение по показателю «Направленность на себя» в группе респондентов - педагогов составляет 31,2±5,8 баллов. По шкале «Направленность на взаимодействие» средний балл равен 27,9±6,3. А по показателю «Направленность на задачу» среднее значение в данной группе респондентов составляет 30,9±4,5 (рис.5).

Профессиональная направленность личности

На себя На На задачу

взаимодействие

Рис. 5 Выраженность различных видов направленности личности у педагогов

Для статистической проверки результатов исследования мы посчитали коэффициент корреляции Пирсона.

Таблица 1

Корреляционная матрица взаимосвязей симптомов профессионального выгорания, факторов смысложизненных ориентаций и видов направленности личности педагога

Общ.ОЖ НС НВ НЗ

ЭИ -,346* -,007 ,416* -,570**

Д -,277 ,311 -,132 -,218

РД ,403* -,110 -,137 ,333

Примечание:

«*» - р<0,05; «**» - р<0,01; «Общ. ОЖ» - общая осмысленность жизни; «НВ» -направленность на взаимодействие; «НЗ» - направленность на задачу

Нами были выявлены интересные статистически взаимосвязанные элементы. Так, например, с высоким уровнем достоверности выявлена обратная линейная взаимосвязь между эмоциональным истощением и общей

269

о

Щ SCIENCE TIME Щ

осмысленностью жизни. Этот результат вполне соответствует концепции ПВ Н.Е. Водопьяновой, согласно которой утрата жизненных смыслов субъектом труда является одним из значимых предикторов развития синдрома ПВ [3].

Обратная взаимосвязь с высоким уровнем достоверности определена между эмоциональным истощением и направленностью личности педагога на задачу. Заинтересованность учителя в решении проблем, связанных с его профессиональной деятельностью, выполнение работы на достаточно высоком уровне, сверхпогруженность в работу, блокирует развитие симптома эмоционального истощения.

Стоит отметить, что малочисленность выборки исследования не дает статистически подтвердить все полученные результаты, однако дает возможность полагать о наличии определенных тенденций. Например, таковой является прямая взаимосвязь отмечается между направленностью личности преподавателя на взаимодействие и эмоциональным истощением. Это свидетельствует о том, что в процессе возрастания уровня эмоционального истощения у педагога усиливается потребность во взаимодействии, в организации любой совместной деятельности, связанной с работой.

Таким образом, в среде педагогов эмоциональное истощение оказывает наиболее сильное негативное влияние на общую осмысленность жизни.

При статистической проверке наличия возможных коррелирующих элементов с показателем деперсонализации в группе опрошенных учителей на уровне тенденции были отмечены взаимосвязи между компонентом профессионального выгорания - деперсонализацией и общей осмысленностью жизни, направленностью на себя.

Так, имеющаяся обратная взаимосвязь между деперсонализацией и общей осмысленностью жизни свидетельствует о негативном влиянии данного симптома выгорания на осмысленность жизни профессионала.

Прямая линейная связь отмечается между деперсонализацией и направленностью на себя. Это можно объяснить тем, что при развитии деперсонализации у педагога может проявиться ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству в коллективе.

Статистически менее достоверными можно считать связи между деперсонализацией и направленностью на взаимодействие, направленностью на задачу.

Взаимосвязь показателя редукции личностных достижений со смысложизненными ориентирами и различными видами направленности личности.

Проведенная диагностика показала, что статистически высокому уровню достоверности соответствует корреляции между показателем редукции

270

о

Щ SCIENCE TIME Щ

личностных достижений и общей осмысленностью жизни.

Так, между редукцией достижений и общей осмысленностью жизни наблюдается обратная линейная взаимосвязь. Это означает, что при отсутствии симптома редукции у педагога общая осмысленность жизни возрастает.

На уровне тенденции можно выделить связи между показателем редукции личностных достижений и профессиональной ориентацией на задачу.

То есть, то чем более педагог погружен в профессиональную деятельность, заинтересован в решении рабочих вопросов, тем менее он подвержен такому симптому профессионального выгорания, как редукция достижений.

Наименее статистически достоверные взаимосвязи обнаружены между показателем редукции достижений и направленностью на себя, направленностью на взаимодействие.

Таким образом, в группе респондентов - сотрудников школы отмечаются наиболее достоверные статистически и характерные для данного вида профессии взаимосвязи между редукцией личностных достижений и осмысленностью жизни, результативностью и удовлетворенностью самореализацией в жизни, а также жизненными целями.

Таким образом, проведя анализ полученных результатов, можно сделать q следующие выводы: педагогический персонал довольно сильно подвержен явлению профессионального выгорания. При этом коррелирующие раскрывают зависимость профессионального выгорания от сферы профессиональной деятельности, от выполняемых рабочих задач, а также от смысловых ориентиров, которых придерживаются работники той или иной сферы деятельности, и их профессиональной направленности (будь то направленность на себя или направленность на взаимодействие, или направленность на задачу).

Литература:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В. В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. — 472 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика/ Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун -та, 2011. — 160 с.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. — 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мальцева, Т. И. Система управления персоналом образовательного учреждения/ Т. И. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 43-44.

5. Энциклопедия «Grandars» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.grandars.ru/college/biznes/adaptaciya-personala.html, свободный. - Загл. с экрана.

271

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.