2. Nechaeva, M.P. and Smimova, I.E. (2008), Diagnostic methods of the class teacher. Methodical manual, Perspective, Moscow.
3. Ed. Golovey, L.A. and Rybalko E.F. (2010), Workshop on age psychology: textbook, Speech, St. Petersburg.
4. Shevereva, Yu.N. (2013), The diagnosis of personality results of students, available at: http://gymn278.ru/docs/pdf/PezulObych2013.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2017
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Светлана Васильевна Жолудева, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье раскрывается понятие эмоционального выгорания, обосновывается актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания, характеризуются этапы развития и причины возникновения данного явления. Освещается проведённое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и типом поведения в конфликте. Приводятся методы сбора информации, используемые в исследовании: методика "Диагностика эмоционального выгорания личности" (В.В. Бойко), опросник "Стиль поведения в конфликте" (К. Томас), результаты, применения которых иллюстрируются при помощи диаграмм. Описывается выборка респондентов, состоящая из школьных учителей, имеющих более чем пятилетний стаж педагогической деятельности. Формулируются основные выводы относительно выявленных взаимосвязей между различным уровнем сформированности синдрома выгорания и стилями поведения в конфликте: компромисс, сотрудничество, избегание, уступчивость.
Ключевые слова: деперсонализация, избегание, компромисс, конфликт, объект деятельности, противодействие, резистенция, сотрудничество, стресс, уступчивость, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение.
EMOTIONAL BURNING OUT OF TEACHERS WITH VARIOUS STYLE OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT
Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer,
Svetlana Vasilievna Zholudeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Annotation
The article reveals the concept of the emotional burning out, the relevance of the research of syndrome of the emotional burning out is proved, and the stages of development and reasons of its phenomenon appearance are characterized. The conducted research directed to identification of the correlation between the emotional burning out and type of behavior in the conflict has been covered. The methods of collection of the information used in the research have been given: the technique "Diagnostics of emotional burning out of the personality" (V.V. Boyko), K. Thomas's questionnaire "Style of behavior in the conflict" which results of application are illustrated with the means of charts. It has described the selection of the respondents consisting from the schoolteachers, having more than five-year experience in the pedagogical activity. The main conclusions concerning the revealed interrelations between the various level of formation of the syndrome of burning out and styles of behavior in the conflict are formulated: the compromise, cooperation, avoiding, compliance.
Keywords: depersonalization, avoiding, compromise, conflict, object of activity, counteraction, resistance, cooperation, stress, compliance, emotional burning out, emotional exhaustion.
В условиях транзитивности общественной жизни, когда происходит постоянное поступательное движение в развитии различных сфер человеческой деятельности, в том
числе профессиональных функций и условий их реализации, феномен эмоционального выгорания всё больше актуализируется. Данный термин, введённый Х. Фрейденбергом в 70-х гг. двадцатого века за последние сорок лет получил широкое освещение, именно в связи со своей актуальностью и распространённостью данного синдрома среди профессионалов различных направлений деятельности, особенно среди специалистов, занятых в профессиях социальной сферы, где непосредственным объектом деятельности является другой человек.
Опасность данного синдрома опосредуется несколькими факторами. Во-первых, симптомы эмоционального выгорания приводят к глубинным личностным и соматическим изменениям: снижается самооценка, возрастают чувства тревоги и одиночества, возникает эмоциональное истощение и отстранённость, развиваются хронические заболевания. Во-вторых, синдром выгорания сложно поддается самодиагностике: выгорающий специалист может связывать своё состояние с различными, не имеющими отношения к истинной причине, факторами и предпринимать шаги не только не облегчающие, но напротив усугубляющие состояние, приводящие к тяжёлым профессиональным и личностным кризисам. Так, к примеру, свои профессиональные неудачи выгорающий специалист может ошибочно идентифицировать как профессиональную непригодность, обусловленную осложнённым процессом формирования профессиональных представлений [4].
В качестве основной причины эмоционального выгорания профессионалов называют, как правило, длительное переживания стресса, переходящего в дистресс. Если стресс, мобилизуя ресурсы в определённой степени полезен, то дистресс истощает ресурсы человека. Так, согласно Дж. Гринбергу выгорание в своём развитии проходит несколько стадий: первая стадия имеет название "медовый месяц" и характеризуется повышенной активностью работника; вторая - "недостаток топлива" отмечена возрастанием усталости и апатии на фоне не прекращающейся активности при условии высокой профессиональной мотивации; третья "хронические симптомы" ориентирует на возрастание подавленности и развития "симптома менеджера", проявляющемся в хронической нехватки времени на реализацию профессиональных функций на фоне профессиональной усталости; четвёртая стадия "кризис" выражается в неудовлетворённости собой и в целом качеством жизни, пятая "пробивание стены" проявляется в риске возникновения и развития опасных для жизни заболеваний [2].
Существуют и другие модели эмоционального выгорания. Однофакторная модель эмоционального выгорания Э. Пайнса и Э. Аронсон. Авторы этой модели считаю, что выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. При этом истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Двухфакторная модель Д. Дирен-донка, В. Шауфели и X. Сиксма, сводит синдром эмоционального выгорания к двухмерной конструкции, которая состоит из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к объектам деятельности, либо к себе. Он получил название «установочного». Трехфакторная модель принадлежит К. Маслач и С. Джексону. По их мнению, синдром психического выгорания включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении [5].
Причины профессионального выгорания определяются широким спектром стрес-согенных факторов, как организационных (график работы, удалённость от дома, отсут-
ствие взаимопонимания с коллегами, не ясность должностных обязанностей, повышенная требовательность руководства), так и личностных (интровертированнсть личности, создающая основы для каждодневного преодоления себя специалистам, включенным в профессиональную систему "человек-человек", повышенная ответственность и исполнительность, борьба ролей и установок, связанных с работой, внутриличностный конфликт и прочее).
Организационный конфликт также может являться одной из причин, выступающих в качестве пускового механизма развития эмоционального выгорания. Однако существуют различные стратегии поведения в конфликте, в частности К. Томасом было выделено пять подобных стратегий: уступчивость, противодействие, избегание, сотрудничество и компромисс. Если предположить, что эмоциональное выгорание развивается под воздействием организационного конфликта, то вполне возможно, что данные стратегии с разной степенью интенсивности влияют на развитие синдрома выгорания. Данная гипотеза была положена в основу проведённого исследования. Для достижения исследовательских целей была сформирована выборка респондентов из числа учителей общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону, со стажем работы не менее пяти лет, общее количество которых составило 90 человек. В качестве диагностического инструментария использовались тесты: методика "Диагностика эмоционального выгорания личности" (В.В. Бойко), опросник "Стиль поведения в конфликте" (К. Томас) [3], а также самостоятельно составленная анкета на выявление субъективных ощущений респондентов, связанных развитием конфликтных ситуаций в организации.
При помощи методики В.В. Бойко [1], диагностирующей 12 симптомов эмоционального выгорания, сформированных по трём фазам: напряжение, резистенция и истощение, были выявлены группы респондентов с различным уровнем формирования данного синдрома.
%
50 40 30 20 10
□ не сформирован 22,5
□ стадия формирования 32,5
сформирован 45
Рисунок 1 - Процентное соотношение респондентов с показателями разной степени сформированности синдрома выгорания по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Полученные результаты весьма тревожны, поскольку свидетельствуют о том, что менее чем у четверти учителей, преодолевших пятилетний стаж профессиональной деятельности, процесс формирования синдрома профессионального выгорания ещё не запущен, в то время как почти у половины (45%) эмоциональное выгорание носит выраженный характер, что соответственно не может не сказываться на деформации не только личности педагогических работников, но и их деятельности.
Далее, в соответствии с опросником К. Томаса "Стиль поведения в конфликте", исследуемая выборка была дифференцирована по стилям поведения в конфликтной ситуации: избегание, противодействие, сотрудничество, компромисс, уступчивость, исследуемая, приводимым в методике. Рисунок наглядно демонстрирует выявившуюся закономерность, проявившуюся в преобладании у учителей двух противоположенных стилей поведения в конфликте "Уступчивость", для которой характерно жертвование своими интересами в угоду интересов партнёра и "Противодействие", направленного на достижение своих целей в ущерб другим.
% 40 30 20 10 0
□ избегание □ противодействие □ сотрудничество ^компромисс □уступчивость
30
20 1Ç
10
Рисунок 2 - Процентное соотношение респондентов с доминирующим стилем поведения в конфликте по методике К. Томаса
Очевидно, подобные стратегии обусловлены проявлением защитной адаптивной или агрессивной реакцией на сложности профессионального функционирования в образовательных организациях.
С помощью корреляционного анализа Спирмена были установлены некоторые корреляционные связи между уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания и стратегиями поведения в конфликте. Так несформированный синдром имеет прямую корреляцию с таким типом поведения в конфликте как компромисс (r = 0,726 при p =0,005); а сформированный синдром коррелирует с уступчивостью и избеганием (r =0, 856 при p = 0,005 и r =0, 728 при p = 0,005 соответственно), кроме того, зафиксирована обратная корреляционная связь между сформированным синдромом и стратегией поведения "Сотрудничество" (r = 0,615 при p =0,005). Подобные взаимосвязи свидетельствуют о том, что типичная для учителей стратегия поведения в конфликте могут либо способствовать скорейшему развитию синдрома выгорания, либо напротив противодействовать данному синдрому. Стремление к поиску компромиссных решений в процессе выстраивания взаимоотношений с объектами деятельности: учениками, коллегами, администрацией, родителями создаёт условия благоприятного профессионального развития. Если же учитель стремится минимизировать развитие конфликтов и нивелировать их последствия при помощи стратегий избегания или постоянных уступок - развитие эмоционального выгорания практически неизбежно, возможно это связано с повышенными эмоциональными затратами, направленными на приложение усилий по игнорированию самой конфликтной ситуации в условиях объективно существующего конфликта или же со снижающейся профессиональной и как следствие личностной самооценкой в ситуации хронических уступок и невнимательности к собственным интересам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб. : Изд-во ин-та психотерапии, 2009. - 278 с.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2005. - 336 с.
3. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - СПб. : Питер, 2009. - 384 с.
4. Науменко, М.В. Особенности взаимосвязи трудовой мотивации и профессиональных представлений учителей с различным стилем педагогической деятельности [Электронный ресурс] / М. В. Науменко, И.А. Панкратова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - № 4 (4). - URL : http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN416.pdf. - Дата обращения 12.12.2016.
5. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб. : Питер, 2001. - 520 с.
REFERENCES
1. Boyko V.V. (2009), Syndrome of emotional burning out in professional communication, publishing house Institute of psychotherapy, St. Petersburg.
2. Vodopyanova, N.E. and Starchenkova, E.S. (2005), Syndrome of burning out: diagnostics and prevention, Piter, St. Petersburg.
3. Yemelyanov, S.M. (2009), Workshop on conflictology, Piter, St. Petersburg.
4. Naumenko M.V. and Pankratova, I.A. (2016), "Features of interrelation of labor motivation and professional representations of teachers with various style of pedagogical activity", World of science, No. 4 (4), http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN416.pdf.
5. Payns, E. and Maslach, K, (2001), Workshop on social psychology, Piter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2017
УДК 796.412.2:159.9
О НЕОБХОДИМОСТИ НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
СПОРТСМЕНОК ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКИ Ирина Сергеевна Семибратова, кандидат педагогических наук, Лада Игоревна Павлычева, магистрант, Анна Юрьевна Давыдова, магистрант, Татьяна Юрьевна Давыдова, магистрант Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Художественная гимнастика молодой, активно развивающийся вид спорта, где особенно обострилась конкуренция в групповых упражнениях. Чтобы удерживать лидерство спортсменкам приходится выполнять динамичные и технически сложные композиции, проявляя свои лучшие качества [3]. На все эти характеристики спортсмена напрямую влияют высшие психологические функции: внимание, память, устойчивость к стрессу, умственная работоспособность, мышление. Степень управления этими функциями спортсменкой, ее способность сосредоточиться и повысить восприятие организма к ним, зачастую становится успехом победы. Это обуславливает необходимость специального обоснования применяемых для их развития средств и методов.
Ключевые слова: групповые упражнения, высшие психические функции человека, внимание, память, устойчивость к стрессу, умственная работоспособность, мышление гимнасток.
ABOUT NEED HAVE DIRECTED DEVELOPMENT OF HIGHEST MENTAL FUNCTIONS OF HIGHLY SKILLED SPORTSWOMEN IN GROUP EXERCISES IN
RHYTHMIC GYMNASTICS Irina Sergeevna Semibratova, the candidate of pedagogical sciences, Lada Igorevna Pavlycheva, the undergraduate, Anna Yurievna Davidova, the undergraduate, Tatiana Yurievna Davidova, the undergraduate The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Rhythmic gymnastics is a young, rapidly growing sport, where we see the especially intensified competition in the group exercises. To hold the lead the athletes have to perform dynamic and technically complex compositions, showing their best qualities [3]. All these characteristics of the athlete are directly influenced by the higher psychological functions: the attention, memory, resistance to stress, mental performance, and thinking. The degree of control of these functions by the female athlete, her ability to focus and enhance their perception with the body is often the reason for success and victory. This necessitates the special justification of the used for their development tools and methods.
Keywords: group exercises, highest mental functions of person, attention, memory, resistance to stress, intellectual working capacity, thinking of gymnasts.