Научная статья на тему 'Взаимосвязь между особенностями развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками и социально-демографическими и организационно-профессиональными характеристиками руководителей образовательных организаций'

Взаимосвязь между особенностями развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками и социально-демографическими и организационно-профессиональными характеристиками руководителей образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ / РУКОВОДИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОП-НО-ДЕЯТЕЛЬНОСТН. КОМП-Т ПСИХ. ГОТ-ТИ РУК-ЛЕЙ ОБР. ОРГ-Й К УПР-Ю ПЕДРАБОТНИКАМИ / EDU. INST-S HEADS TEACHING STAFF MAN-T PSYCH. READINESS OPER. & ACT-TY COMP-T / TEACHING STAFF MANAGEMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS HEADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вознюк Алла Викторовна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи между особенностями развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей к управлению педагогическими работниками и рядом их социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик. Представленные данные статистически доказывают, что умения и управленческий опыт руководителей зависят от их должности, общего и управленческого стажа деятельности, а также от пола и возраста руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вознюк Алла Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interrelation between the characteristics of the development of components of operational-activity component of psychological readiness for management of teaching staff, socio-demographic, organizational and professional characteristics of heads of educational institutions

This paper presents the results of investigation of the relationship between the characteristics of the development the composing components of the operationalactivity component of psychological readiness of managers in the teaching staff management and number of socio-demographic, organizational and professional characteristics. The data demonstrate that statistically, skills and managerial experience of managers depend on their positions, general and administrative experience activities, as well as on sex and age of the managers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между особенностями развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками и социально-демографическими и организационно-профессиональными характеристиками руководителей образовательных организаций»

УДК 159.9:62

Вознюк Алла Викторовна

кандидат психологических наук, доцент Сумской областной институт последипломного педагогического образования, г. Сумы, Украина

alla voznuk 11 @rambler. ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи между особенностями развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей к управлению педагогическими работниками и рядом их социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик. Представленные данные статистически доказывают, что умения и управленческий опыт руководителей зависят от их должности, общего и управленческого стажа деятельности, а также от пола и возраста руководителей.

Ключевые слова: управление педагогическими работниками, руководители образовательных организаций, опе-рационно-деятельностный компонент психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками.

Современное образование выдвигает новые требования к личности и управленческой деятельности руководителя образовательных организаций. Речь идет о новых нормах управленческой деятельности, основанных на знаниях о психологических особенностях процесса управления (психология управления), об инновационных моделях управления педагогическими работниками, позволяющих максимально качественно предоставлять услуги. Это требует от современного руководителя образовательной организации выходить за пределы существующих знаний и находить оригинальные решения в процессе управления педагогическими работниками. Важным условием эффективного управления педагогическими работниками является психологическая готовность руководителей образовательных организаций к данному процессу, в частности операционно-деятельно-стный компонент психологической готовности.

На основе анализа научной литературы [2] опе-рационно-деятельностный компонент психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками определен нами как совокупность умений и управленческого опыта, обеспечивающая успешную работу с педагогическими работниками.

В наших предыдущих исследованиях раскрыта сущность и основные составляющие операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками [2], определен уровень развития операционно-деятель-ностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и др.

Вместе с тем, остаются нерассмотренными вопросы, касающиеся установления взаимосвязи между социально-демографическими и организацион-

но-профессиональными характеристиками руководителей образовательных организаций и составляющими операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей к управлению педагогическими работниками.

Цель статьи - определить взаимосвязь между особенностями развития составляющих операци-онно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и рядом социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик.

Для исследования данной проблемы нами был разработан перечень управленческих ситуаций. Следует отметить, что все управленческие ситуации мы разделили на пять блоков, которые раскрывали уровень развития умений и управленческого опыта руководителей образовательных организаций в соответствии с компонентами управления педагогическими работниками (подбор и отбор педагогических работников, профессиональная адаптация педагогических работников, оценка педагогических работников, профессиональное обучение педагогических работников, личностно-профессиональный рост педагогических работников).

Каждый блок включает в себя четыре управленческие ситуации (две из которых отражают традиционный подход к управлению педагогическими работниками, а две - инновационный подход).

Также необходимо отметить, что каждая управленческая ситуация имеет три варианта решения проблемы, которые отражают определенные уровни развития умений и управленческого опыта управления педагогическими работниками руководителями образовательных организация, а именно:

А) Базовый уровень - руководители образовательных организаций, осуществляющие управление педагогическими работниками, преимуще-

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Вознюк А.В., 2014

ственно руководствуясь нормативно-правовыми документами и четкостью выполнения ими своих функциональных обязанностей.

Б) Ситуативно-стратегический уровень - руководители образовательных организаций, которые во время управления педагогическими работниками в первую очередь выясняют причину возникновения проблемы и находят конструктивные пути ее решения с целью развития образовательной организации.

В) Персонализированный уровень - руководители образовательных организаций, которые во время управления педагогическими работниками в первую очередь учитывают профессиональные возможности и интересы педагогического работника.

Для выявления и фиксации уровней развития умений и управленческого опыта у руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками, основываясь на разработках Л.М. Карамушки [3], использовалась шкала показателей:

1. Базовый уровень - 1 балл;

2. Ситуативно-стратегический уровень - 2 балла;

3. Персонализированный уровень - 3 балла.

В целом, для расчета полученных показателей, были использованы качественные и количественные методы: контент-анализ ответов опрашиваемых, методы описательной статистики (программа SPSS (версия 13.0) [1].

Исследование проводилось на базе ряда областных институтов последипломного педагогического образования на курсах повышения квалификации среди руководителей образовательных организаций в течение 2012-2013 учебного года. Выборку составили 1100 руководителей образовательных организаций.

Учитывая особенности деятельности руководителей образовательных организаций, нами были выделены основные характеристики руководителя такие, как: а) социально-демографические (пол, возраст руководителей образовательных организаций); организационно-профессиональные (должность руководителя образовательной организации, общий стаж, стаж управленческой деятельности).

Необходимо также подчеркнуть, что в первую очередь нас интересовали результаты статистического анализа данных по персонализированному уровню развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и рядом социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик.

Рассмотрим последовательно взаимосвязь между особенностями развития составляющих операци-онно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками

и рядом социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик.

По результатам исследования были установлены статически значимые различия (р<0,00; р<0,05;) по четырем составляющим управления педагогическими работниками. Так, руководители-женщины опережают руководителей-мужчин по трем составляющим: «профессиональная адаптация педагогических работников» (13,6% против 4,1%), «оценка педагогических работников» (17,7% против 11,9%), «профессиональное обучение педагогических работников» (9,6% против 4,8%). Это позволяет сделать предположение о том, что большинство руководителей-женщин занимают должность заместителя руководителя образовательной организации и поэтому в их функциональные обязанности входит работа по вышеуказанным направлениям.

В свою очередь руководители-мужчины опережают руководителей-женщин только по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (10,2% против 4,8%). Это подтверждает нашу гипотезу о том, что большинство руководителей-мужчин занимают должность руководителя образовательной организации и поэтому в их функциональные обязанности входит работа по формированию персонала.

В процессе исследования взаимосвязи возраста руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены четыре возрастные группы руководителей образовательных организаций: 1) до 30 лет; 2) от 31 до 40 лет; 3) от 41 до 50 лет; 4) старше 50 лет.

По результатам исследования было установлено статистически значимые различия (р<0,05; р<0,00) между тремя составляющими управления педагогическими работниками.

Так, анализ статистически значимых различий показал, что третья возрастная группа (от 4150 лет) опережает остальные по трем составляющим: «профессиональная адаптация педагогических работников» (15,4%), «профессиональное обучение педагогических работников» (13,1%) «лич-ностно-профессиональный рост педагогов» (6,1%).

Следует отметить, что хотя по другим составляющим не были выявлены статистически значимые закономерности, но вторая возрастной группа (от 31-40 лет) опережают остальных по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (9,5%), а третья возрастная группа (от 41-50 лет) -по составляющий «оценка педагогических работников» (8,8%).

Такие данные, по нашему мнению, могут свидетельствовать о том, что руководители третьей возрастной группы больше осознают значимость управления педагогическими работниками для реа-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

51

лизации стратегии развития образовательной организации.

Также уместно отметить тот факт, что четвертая возрастная группа (старше 50 лет) по всем составляющим находится на последних позициях. Это позволяет сделать предположение о том, что с одной стороны, данные руководители, сумели сформировать из педагогических работников слаженную команду, которая без участия руководителя четко выполняет функциональные обязанности, а с другой - то, что недостаточно руководители работают с персоналом, ведя образовательную организацию к этапу «стагнации».

В процессе исследования взаимосвязи должности руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены две группы респондентов: 1) руководители; 2) заместители руководителей.

По результатам исследования были установлены статистически значимые различия (р<0,01; р<0,00) по четырем составляющим управления педагогическими работниками.

Выяснилось, что заместители руководителей опережают руководителей по таким составляющим, как «профессиональная адаптация педагогических работников» (18,5% против 4,3%), «оценка педагогических работников» (19,3% против 13,4%), «профессиональное обучение педагогических работников» (10,3% против 6,4%). Это позволяет подтвердить предположение о том, что заместители руководителей выполняют функциональные обязанности по работе с персоналом.

В свою очередь, руководители опережают заместителей руководителей по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (8,0% против 4,4%). Это также подтверждает нашу гипотезу о выполнении функциональных обязанностей руководителей.

По составляющей «личностно-профессиональ-ный рост педагогов» следует отметить, что заместители руководителей больше внимания уделяют профессиональному совершенствованию и реализации профессиональных интересов педагогов (6,1% против 2,3%). Это дает основания говорить о том, что заместители руководителей больше времени работают с педагогическими работниками и могут создать серьезную конкуренцию своим руководителям.

В процессе исследования взаимосвязи профиля образования руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих опе-рационно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками респонденты были объединены в две группы: 1) руководители с общепедагогическим образованием; 2) руководители с менеджерско-уп-равленческим образованием.

По результатам исследования были установлены статистически значимые различия (р<0,00) по всем составляющим управления педагогическими работниками. Так, руководители с менеджерско-управленческим образованием опережают руководителей с общепедагогическим образованием по составляющим «подбор и отбор педагогических работников» (25,9% против 5,2%), «профессиональная адаптация педагогических работников» (31,0% против 10,0% ), «оценка педагогических работников» (41,4% против 14,8%), «профессиональный обучение педагогических работников » (31,0% против 7,0%), «личностно- профессиональный рост педагогов» (13,8% против 3,6%).

Таким образом, результаты исследования показывают, что руководители образовательных организаций, имеющие менеджерско-управленческое образование, с одной стороны, осуществляют процесс управления педагогическими работниками на профессиональном уровне, а с другой - осознают значимость компетентных педагогических работников для общей стратегии развития образовательной организации.

В процессе исследования взаимосвязи общего стажа руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-де-ятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены три группы руководителей образовательных организаций: 1) до 10 лет; 2) от 10 до 20 лет; 3) более 20 лет.

По результатам исследования были установлены статистически значимые различия (р<0,00) по четырем составляющим управления педагогическими работниками, а именно, руководители образовательных организаций второй группы опережают другие группы по составляющим «подбор и отбор педагогических работников» (9,0%), «профессиональная адаптация педагогических работников» (14,1%), «оценка педагогических работников» (18,5%), «профессиональный обучение педагогических работников » (10,1%). Это дает основания выдвинуть предположение о том, что руководители второй группы больше внимания уделяют формированию педагогического коллектива, учитывая профессиональные возможности и интересы педагогов; больше осознают значимость профессионального обучения педагогов в рамках образовательной организации и создают условия для реализации их профессиональных интересов.

В процессе исследования взаимосвязи стажа управленческой деятельности руководителей образовательных организаций и уровня развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности к управлению педагогическими работниками были выделены четыре группы руководителей образовательных организаций: 1) до 5 лет; 2) от 5 до 10 лет; 3) от 10 до 15 лет; 4) старше 15 лет.

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

По результатам исследования было установлено статистически значимые различия (р<0,00; р<0,05) по четырем составляющим управления педагогическими работниками: руководители образовательных организаций второй группы опережают другие группы по составляющей «подбор и отбор педагогических работников» (16,1%), «оценка педагогических работников» (38,6%), «профессиональный обучение педагогических работников » (17,7%), а руководители образовательных организаций третьей группы - по составляющей «личностно-профессиональный рост педагогов» (8,5%).

Следует отметить тот факт что, хотя и не была установлена статистическая значимость, но руководители образовательных организаций второй группы опережают другие группы по составляющей «профессиональная адаптация педагогических работников» (23,3%).

Это дает основания выдвинуть предположение о том, что руководители второй группы больше внимания уделяют формированию педагогического коллектива, учитывая профессиональные возможности и интересы педагогов, а также проводят оценку педагогических работников с целью определения профессиональных резервов и разработки программы их личностно-профессионального роста.

Выводы. Таким образом, на основе исследования взаимосвязи особенностей развития составляющих операционно-деятельностного компонента психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и ряда социально-демографи-

ческих и организационно-профессиональных характеристик были выявлены некоторые тенденции.

Большинство руководителей-женщин, занимая должность заместителя руководителя образовательной организации, выполняют функциональные обязанности по работе с персоналом, а подавляющее большинство руководителей-мужчин занимаются вопросами формированию персонала.

Руководители образовательных организаций в возрасте от 30 до 40 лет и руководители со стажем управленческой деятельности до 10 лет больше внимания уделяют формированию педагогического коллектива, учитывая профессиональные возможности и интересы педагогов.

В свою очередь руководители образовательных организаций с увеличением возраста и стажа деятельности (общего, управленческого) осознают значимость создания условий для реализации профессиональных интересов и расширения профессиональных возможностей педагогических работников.

Библиографический список

1. БююльА. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей.- СПб.: Диа-СофтЮП, 2002. - 608 с.

2. ВознюкА.В. Сутшсть та основш компоненти психологично! готовносп керiвникiв освггшх оргат-зацш до управлiння педагопчними пращвниками // Теоретичш i прикладш проблеми психологи. - Лу-ганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля. - 2012. - № 3 (29). - С. 71-79.

3. Карамушка Л.М. Психолопя освггаього менеджменту. - К.: Либщь, 2004. - 424 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.