Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ И СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ И СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ВЗАИМОКОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Максим Николаевич, Соболев Валерий Иванович

По результатам кросскорреляционного анализа можно сделать вывод о том, что в исследуемой группе студентов-гуманитариев наиболее значимым с точки зрения прогнозирующего значения при выборе типа стратегии поведенческой реакции в конфликтной ситуации является «Компромисс». Установлено, что чем выше у индивида значение показателя «Избегание», тем меньше он был склонен к развитию Интернет-зависимости; с другой стороны, формирование той или иной степени Интернет-зависимости в данной группе респондентов не было связано с потенциальным выбором иных типов стратегии поведения в конфликтной ситуации («Конкуренция», «Приспособление», «Компромисс» и «Сотрудничество»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN INTERNET DEPENDENCE AND STRATEGY OF BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION FOR HUMANITARIAN STUDENTS

Based on the results of cross-correlation analysis, it can be concluded that in the studied group of students in the humanities, the most significant in terms of predictive value when choosing the type of strategy of behavioral response in a conflict situation is "Compromise". It has been established that the higher the value of the "Avoidance" indicator in an individual, the less he was inclined to develop Internet addiction; on the other hand, the formation of varying degrees of Internet addiction in this group of respondents was not associated with the potential choice of other types of behavior strategies in a conflict situation (“Competition”, “Accommodation”, “Compromise” and “Cooperation”).

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ И СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ И СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ

СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Аннотация. По результатам кросскорреляционного анализа можно сделать вывод о том, что в исследуемой группе студентов-гуманитариев наиболее значимым с точки зрения прогнозирующего значения при выборе типа стратегии поведенческой реакции в конфликтной ситуации является «Компромисс». Установлено, что чем выше у индивида значение показателя «Избегание», тем меньше он был склонен к развитию Интернет-зависимости; с другой стороны, формирование той или иной степени Интернет-зависимости в данной группе респондентов не было связано с потенциальным выбором иных типов стратегии поведения в конфликтной ситуации («Конкуренция», «Приспособление», «Компромисс» и «Сотрудничество»).

Ключевые слова: интернет-зависимость, стратегия поведения, взаимокорреляция.

Annotation. Based on the results of cross-correlation analysis, it can be concluded that in the studied group of students in the humanities, the most significant in terms of predictive value when choosing the type of strategy of behavioral response in a conflict situation is "Compromise". It has been established that the higher the value of the "Avoidance" indicator in an individual, the less he was inclined to develop Internet addiction; on the other hand, the formation of varying degrees of Internet addiction in this group of respondents was not associated with the potential choice of other types of behavior strategies in a conflict situation ("Competition", "Accommodation", "Compromise" and "Cooperation").

Key words: Internet addiction, behavior strategy, cross-correlation.

Введение. Согласно современной интерпретации, Интернет-зависимость (Internet аddiction, Internet аddiction disorder, IAD) рассматривается как психическое расстройство, навязчивое желание войти в Интернет и болезненная неспособность вовремя выйти из него. Такая зависимость является одной из форм психологической зависимости и, как частный случай, служит предметом исследования общей аддиктологии [6, 10]. В литературе имеется большое число публикаций, посвященных данной проблеме, определен перечень наиболее распространенных ее форм, главные из которых [1, 3, 4, 5, 6, 11, 16]: игровая зависимость, нездоровая зависимость от общения в социальных сетях и сайтах знакомств, зависимость от просмотра в Интернете видео порнографического содержания, Интернет-трудоголики, Интернет-покупатели, навязчивый web-серфинг [15] и некоторые другие.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что не существует какой-либо четкой границы между разными стадиями формирования Интернет-зависимости как психического расстройства, а выявление границы между здоровым интересом и патологическим состоянием не представляется возможным. Остаются не ясными и такие аспекты как скорость развития такой зависимости, устойчивость выработанных патологических следов, возможность их разрушения и перечень эффективных средств коррекции данного психического состояния.

В проблеме исследования Интернет-зависимости как фактора, разрушающего психическое здоровье, с нашей точки зрения, существует, наряду с другим, еще один важный аспект, в частности, остается практически не исследованным вопрос о взаимосвязи между степенью развития Интернет-зависимости и психологическими особенностями личности. Не вызывает сомнения, что такая взаимосвязь существует, однако ее характеристика и структура остаются вне поля зрения в современных исследованиях. Данный подход [7, 9, 14] позволяет, на наш взгляд, очертить наиболее вероятные «группы риска», склонные к формированию Интернет-зависимости.

Одним из широко используемых подходов при оценке психологического статуса личности является метод психодиагностики, основанный на тестировании [2, 6, 8, 12, 13]. При использовании адекватных и апробированных тестов представляется возможным выявить те или иные особенности структуры личности и прогнозировать модели поведения в тех или иных реальных ситуациях. Такая группа тестов представлена достаточно обширным списком и раскрывает широкие возможности для их выбора в соответствии с целью и задачами исследования. В основу использованного нами теста «Выбор стратегии поведения» [2] положена классификация американского конфликтолога Кеннет Томаса, который разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на две основных группы, в частности, стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление учитывать интересы других людей. Сопоставляя эти результаты, можно выделить основные стратегии поведения людей при конфликте разной природы.

В настоящей работе предполагалось исследовать связь между степенью сложившейся (или складывающейся) Интернет-зависимостью и выбором Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Выяснение характера такой связи, а также ее количественных параметров и явилось целью настоящей работы.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях, проведенных в осенне-зимний период 2021 года, приняли участие студенты Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" в г. Ялте. Средний возраст испытуемых колебался около 21 года (SD=0,57), а число участников тестирования составило 16 респондентов.

В ходе исследования все испытуемые проходили тестирование с помощью двух психодиагностических тестов. Первый метод, предполагал выяснение степени выраженности Интернет-зависимости [5]. Использовалась так называемая «Шкала CIAS Интернет-зависимости Чена» (https://psytests. org/clinical/inet-run.html), которая в количественном выражении (максимальное количество 104 балла) представлена тремя секторами:

1) минимальный риск возникновения Интернет-зависимого поведения (от 26 до 42 баллов);

2) склонность к возникновению Интернет-зависимого поведения (от 43 до 64 баллов);

3) сформированное и устойчивое Интернет-зависимое поведение (от 65 до 104 баллов).

Второй тест, который использовался в настоящем исследовании, связан с группой тестов «Преодолевающее поведение в стрессогенных ситуациях», в частности тестом, определяющим выбор Стратегии поведения в конфликтной ситуации (https://psytests.org/interpersonal/spks-run.html). Данный тест предложен и описан А. Казанцевым, В. Подлесных и

Л. Серовым [2]. Авторы пишут: «Поведение в конфликтной ситуации определяется двумя жизненными заботами (стремлениями): достижением личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные или маловажные) и сохранением хороших взаимоотношений с другими (что также может переживаться, как и маловажное условие). Соотношение этих двух главных стремлений и составляет основу типологии стратегий поведения в конфликтной ситуации» [2]. Авторы выделяют 5 типов поведенческих реакций:

Тип 1. «Черепаха» (избегание) - стратегия ухода под панцирь, т. е. отказа как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими;

Тип 2. «Акула» (конкуренция) - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения - нет. Таким образом, людям не важно, любят их или нет, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй;

Тип 3. «Медвежонок» (приспособление) - стратегия сдерживания острых углов: взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями;

Тип 4. «Лиса» (компромисс) - стратегия умеренного отношения к целям и взаимоотношениям. Такие люди готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения;

Тип 5. «Сова» (сотрудничество) - стратегия открытой и честной конфронтации и сотрудничества. Представители этого типа ценят и цели и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Процедура тестирования проводилась в первой половине дня в условиях on line с использованием ресурса, представленного в каталоге психологических тестов: https://psytests.org/.

Поскольку во всех тестах шкалы имеют численное значение, то в ходе анализа полученных данных после построения корреляционной матрицы представлялось возможным проведение оценки выраженности и характера связей путем сравнительного анализа каждого показателя с каждым.

Статистический анализ полученных данных проводился с использованием общепринятых пакетов анализа (SPSS, Statistics 17.0 и Windows Excel, 2010): вычисляли показатели итоговой статистики, а с помощью корреляционного анализа рассчитывали коэффициенты корреляции Пирсона с последующим построением корреляционной матрицы. Оценка различий между двумя выборочными средними величинами проводилась с помощью t-критерия Стьюдента при заданном уровне значимости p < 0.05. Статистическую оценку различий проводили общепринятыми методами, используемыми в вариационной статистике, на основании проверки нулевой и альтернативной гипотез.

Первоначально был проведен анализ степени проявления Интернет-зависимости у студентов исследуемой группы. Это стало возможным благодаря особенностями использованного теста, в котором степень Интернет-зависимости выражается в численном выражении. Так, вся шкала Интернет-зависимости разделена на три сектора, рамки которых приведены в разделе «Организация и методика проведения исследований». Результаты такого анализа сведены в таблице 1. Так, в целостной группе из 16 испытуемых 18,6 % относятся к категории с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости со средним значением набранных баллов 33,7±0,33. Более половины респондентов (50,1 %) были отнесены к группе уже со склонностью к возникновению Интернет-зависимого поведения при сумме набранных баллов 49,9±1,36. Между первой и второй группой, по результатам двухвыборочного t-теста Стьюдента, существует статистически значимые различия (p < 0,05). Наконец, третья группа представлена 31,3 % и характеризуется уже полностью сформированным и устойчивым Интернет-зависимым поведением с суммой баллов, набранных при тестировании, 78,6±3,68, что статистически значимо (p<0,05) отличается от первых двух групп респондентов.

Вызывает интерес анализ дисперсий выборок у выделенных трех групп исследованных студентов. Так, величина дисперсии закономерно и статистически значимо (p < 0,05) нарастает от первой ко второй и, далее, к третьей группе респондентов. Этот факт можно объяснить различной шириной трех секторов шкалы Интернет-зависимости, которая установлена авторами методики. С другой стороны, многократное (в 205 раз) превышение величины дисперсии у третьей группы, например, в сравнении с первой, свидетельствуют, с нашей точки зрения, о сложной структуре группы респондентов с сформированным и устойчивым Интернет-зависимым поведением. Однако ограниченный объем выборки (16 респондентов) не позволяет провести соответствующий анализ.

Таблица 1

Распределение степени выраженности Интернет-зависимости среди респондентов

Статистический показатель Шкала Интернет-зависимости (26-104 балла)

Минимальный риск возникновения Интернет-зависимого поведения (26-42 балла) Склонность к возникновению Интернет-зависимого поведения (43-64 балла) Сформированное и устойчивое Интернет-зависимое поведение (65-104 балла)

Среднее значение 33,7 49,9 78,6

Стандартная ошибка 0,33 1,36 3,68

Стандартное отклонение 0,58 3,87 8,23

Дисперсия выборки 0,33 15,0 67,8

Число респондентов (в %) от общего количества студентов (16) в исследуемой группе 18,6% 50,1% 31,3%

На следующем этапе описания результатов исследования представляют интерес следующие вопросы: анализ взаимокорреляций между показателями теста «Тип стратегии поведения в конфликтной ситуации» по принципу «каждый с каждым» и выявление возможных связей и степени их выраженности между значениями «Шкалы Интернет-зависимости» и выбором типа стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Результаты анализа позволяют говорить, что в корреляционной матрице в части, относящейся к взаимокорреляции между отдельными типами стратегии поведения выявлены лишь два статистически значимые коэффициенты корреляции Пирсона. Так, четкая обратная связь существует между типом поведения «Конкуренция (Акула)» и «Компромисс (Лиса)», о чем свидетельствует значение коэффициента корреляции Пирсона (г = -0,515±0,29, р < 0,05). Это позволяет прогнозировать, что чем более выражена у респондента склонность к «Конкуренции», тем ниже у него способность к «Компромиссу».

Таблица 2

Характер взаимосвязи между степенью выраженности интернет-зависимости и выбором стратегии поведения в

конфликтной ситуации у студентов-гуманитариев

Показатели Тип стратегии поведения в конфликтной ситуации

Шкала интернет-зависимости Избегание (Черепаха) Конкуренция (Акула) Приспособление (Медвежонок) Компромисс (Лиса)

Избегание (Черепаха) -0,633 * - - - -

Конкуренция (Акула) -0,161 0,093 - - -

Приспособление (Медвежонок) 0,0256 0,116 -0,264 - -

Компромисс (Лиса) -0,233 0,250 -0,515 * -0,343 -

Сотрудничество (Сова) -0,347 0,237 -0,299 -0,126 0,615 *

Примечание: * - значение коэффициентов корреляции Пирсона статистически значимо ф < 0,05)

Прямо противоположная закономерность выявлена в отношении связи между типами поведенческой реакции, развивающейся по типам «Компромисс» и «Сотрудничество». Действительно, по данным табл. 1 между этими показателями наблюдается положительная взаимосвязь, т.е. чем выше способность к «Компромиссу», тем больше проявляется «Сотрудничество».

Таким образом, по результатам кросскорреляционного анализа можно сделать вывод о том, что в исследуемой группе студентов-гуманитариев наиболее значимым с точки зрения прогнозирующего значения при выборе типа стратегии поведенческой реакции в конфликтной ситуации является «Компромисс».

Одной из центральных задач настоящей работы было выявление возможных связей между степенью выраженности Интернет-зависимости и выбором типа стратегии поведения в конфликтной ситуации. По данным табл. 2 следует, что существует лишь одна статистически значимая корреляционная связь между этими показателями. Так, для параметров пары «Избегание - Шкала интернет-зависимости» коэффициент корреляции Пирсона, во-первых, составил -0,633±0,21 (р < 0,05) и, во-вторых, носил отрицательный характер. Следовательно, чем выше у испытуемого был показатель «Избегание», тем меньше он был склонен к развитию Интернет-зависимости. С другой стороны, формирование той или иной степени Интернет-зависимости в данной группе респондентов не было связано с потенциальным выбором иных типов стратегии поведения в конфликтной ситуации («Конкуренция», «Приспособление», «Компромисс» и «Сотрудничество»).

Выводы. По результатам кросскорреляционного анализа можно сделать вывод о том, что в исследуемой группе студентов-гуманитариев наиболее значимым с точки зрения прогнозирующего значения при выборе типа стратегии поведенческой реакции в конфликтной ситуации является «Компромисс».

Установлено, что чем выше у индивида значение показателя «Избегание», тем меньше он был склонен к развитию Интернет-зависимости; с другой стороны, формирование той или иной степени Интернет-зависимости в данной группе респондентов не было связано с потенциальным выбором иных типов стратегии поведения в конфликтной ситуации («Конкуренция», «Приспособление», «Компромисс» и «Сотрудничество»).

Литература:

1. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 457 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

3. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100

4. Денисов, А. Психология интернет-зависимости / А. Денисов // Развитие личности. - 2014. - № 1. - С. 190-202

5. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики / В.Л. Малыгин. - М.: МГМСУ, 2011. - 32 с.

6. Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) / В.Д. Менделевич, Р.Г.Садыкова // Вестник клинической психологии. - 2003. - Том 1, №2. - С. 153-158.

7. Попов, М.Н. Легитимизированная агрессия как механизм психологической защиты в условиях относительной социальной изоляции студентов-гуманитариев / М.Н. Попов, В.И. Соболев // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 1. - С. 391-395

8. Попов, М.Н. Взаимосвязь между выбором стратегии преодоления стрессовых ситуаций и личностной агрессивностью у студентов-гуманитариев / М.Н. Попов, В.И. Соболев // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 2. - С. 350-353

9. Попов, М.Н. Взаимосвязь между типом мышления, стилями деятельности и уровнем агрессивности у студентов гуманитарного вуза в условиях относительной «социальной изоляции» / М.Н. Попов, В.И. Соболев // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 2. -С. 210-214

10. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

11. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 2009. - 23 с.

12. Соболев, В.И. Оценка уровня агрессивности у студентов в условиях «коронавирусной самоизоляции» /

B.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 1. - С. 356-361

13. Соболев, В.И. Структура психологической защиты у студентов-гуманитариев в условиях относительной социальной изоляции (коронавирусной пандемии) / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2021. - №3. -

C. 157-164

14. Соболев, В.И. Психофизиологические корреляты уровня агрессивности у студентов-гуманитариев / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. -Вып. 73. - Ч. 1. - С. 369-372

15. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29

16. Greenfield, D.N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them. / D.N. Greenfield. -Oakland: New Harbinger Publ., 1999. - 227 p.

Психология

УДК 159.95

кандидат психологических наук, доцент Штерц Ольга Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИСГРАФИЕЙ И

ДИЗОРФОГРАФИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования цифровых образовательных технологий в коррекционной работе как фактора повышения резильентности детей с дисграфией и дизорфографией. В работе особое внимание уделено проблеме неуспешности детей с нарушением письма. Автор статьи задается вопросом, как использование цифровых технологий влияет на результативность коррекционной работы и способствует повышению резильентности детей с дисграфией и дизорфографией. В процессе анализа результатов исследования автор пришел к выводу, что коррекция дисграфии и дизорфографии должна проводиться на основе системно-деятельностного подхода и включать в себя не только коррекцию специфических ошибок, совершаемых ребенком при письме, но и работу над развитием когнитивных процессов. В процессе исследования удалось выявить положительный эффект от использования цифровых образовательных технологий на развитие познавательных процессов у детей с дисграфией и дизорфографией.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, дисграфия, дизорфография, когнитивные процессы, резильентность.

Annоtation. The article deals with the problem of using digital educational technologies in correctional work as a factor in increasing the resilience of children with dysgraphia and dysorphography. In the work, special attention is paid to the problem of the failure of children with writing disorders. The author of the article asks how the use of digital technologies affects the effectiveness of correctional work and helps to increase the resilience of children with dysgraphia and dysorphography. In the process of analyzing the results of the study, the author came to the conclusion that the correction of dysgraphia and dysorphography should be carried out on the basis of a system-activity approach and include not only the correction of specific mistakes made by the child when writing, but also work on the development of cognitive processes. In the course of the study, it was possible to identify a positive effect from the use of digital educational technologies on the development of cognitive processes in children with dysgraphia and dysorphography.

Key words: digital educational technologies, dysgraphia, dysorphography, cognitive processes, resilience.

Введение. Проблема повышения качества образования подрастающих поколений является одной из важных проблем в современной науке. Учитывая современные реалии и развитие технического прогресса, в образовательный процесс активно внедряются цифровые образовательные технологии призванные повысить эффективность учебно-воспитательной и коррекционной деятельности педагогов.

Академическая успешность каждого ребенка во многом зависит от развития когнитивных процессов. Однако следует отметить, что у многих детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушением письменной речи, возникает проблема в реализации собственных способностей. Поэтому мы считаем важным и актуальным проблему выявления факторов, в том числе возможностей цифровых образовательных технологий, в развитии способностей и в достижении успеха детей, имеющих в анамнезе дисграфию и дизофографию.

Изложение основного материала статьи. Термин «школьная неуспешность» в современной науке активно используется в интерпретации «школьная неуспеваемость» и, по мнению российских исследователей Е.И. Исаева, С.Г. Косарецкой, А.М. Михайлова, означает феномен систематического отставания обучающегося от сверстников в усвоении школьной программы [5].

Феномен академической резильентости (resilience) в современной психолого-педагогической науке понимается как способность учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства.

Для нас интересна интерпретация феномена «личной резильентности». К.М. Ушаков определяет резильентность как способность достигать успех в трудных условиях, вопреки обстоятельствам [11]. А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова интерпретируют резильентность как способность достойно встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства и вызовы, становясь при этом сильнее [9].

Проблема дисграфии и дизорфографии, впервые привлекла внимание специалистов еще в XX веке. Данная проблема разрабатывалась в трудах таких таких знаменитых ученых как Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, а позднее и в работах, О.И. Азовой, О.В. Елецкой [2, 4, 6, 7]

В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel и другие. Электронные книги («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей», «Маруся и логопед», «Говорящий логопед», «Трудные звуки», «Весёлая логоритмика» Е. Железнова); специальные компьютерные игры.

Исходя из целей нашего исследования, мы считаем, что необходимо рассмотреть возможности использования цифровых образовательных технологий в развитии когнитивных процессов с позиции повышения резильентности детей дисграфией и дизорфографией. Выявление специфики функционирования когнитивных процессов у детей с дисграфией и дизорфографией позволит определить влияние когнитивных процессов на эффективность деятельности детей в процессе обучения и более грамотно и эффективно построить коррекционную деятельность. Достижение личностной резильентности детей с дисграфией и дизорфографией рассматривается нами в неотъемлемой взаимосвязи с успешностью учебной деятельности. Мы полагаем, что опора на сохранную зрительную память и развитие навыков саморегуляции эмоционального состояния, а также, концентрации и избирательности внимания в процессе проведения коррекционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.