ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ С ПРОБЛЕМАМИ И ИСТОЧНИКАМИ ИННОВАЦИЙ
В. Н. ПАРАХИНА, О. А. БОРИС
Выделены экономические, административно-правовые, психологические, культурные, коммерческие, производственные, инфраструктурные и кадровые проблемы инновационного процесса; показана взаимосвязь менеджмента компании и источников инноваций.
Ключевые слова: инновации, управление, проблемы внедрения инноваций, менеджмент промышленной компании, источники инноваций.
Организация деятельности промышленного предприятия в области разработки, использования и внедрения инноваций представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из отдельных этапов, влияющих на жизненный цикл инновации [2]. Управление инновационным процессом создания и внедрения инноваций в основном основывается на проектном подходе, сущность которого заключается в изучении всего научнопроизводственного цикла инноваций: разработка инновации, создание, внедрение и реализация инновации (в частности, это может быть инновационный продукт, инновационная технология, инновация в производстве, инновация в управлении и пр.). Однако в силу специфики предприятия необходимо особо остановиться на инновациях в производственном цикле (системе).
Основной целью инновационного процесса в промышленно-производственной системе является круговорот, смена технологических решений, техники и готового продукта (товара, изделия) [2].
Следует также отметить, что качество технологического процесса определяется по степени его способности создавать нововведения. Они оцениваются с точки зрения технологических характеристик и с точки зрения системы финансовоэкономических показателей, что позволяет установить в определенной степени зависимость между техническими и финансово-экономическими показателями и найти определенную последовательность операций для соответствующего функционирования промышленно-производственных систем.
Объем производства следует оценивать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Также следует указать все производственные издержки, цену реализации за одну единицу
новой продукции (товара, изделия) и предполагаемую (на основании финансово-экономических расчетов) выручку от реализации. Следует отметить, что на первоначальном этапе производства и реализации инновационных проектов загрузка и использование производственных мощностей используется не более, чем на 20 %. Это происходит вследствие коммерческих трудностей (маркетинговой составляющей), т. е. с выводом нового продукта (товара, изделия) на рынок, а также из-за производственных проблем: проблемы с налаживаем процесса поставки сырья (материалов, полуфабрикатов), наладкой оборудования, подбором персонала для обслуживания нового оборудования и новых технологий или переобучение «старого» персонала с учетом новых требований. Все эти аспекты и все необходимые условия (замечания) рассматриваются и учитываются при составлении технического и финансово-экономического обоснования и инженерной проработки инновационного проекта.
На стадии производства осуществляется весь комплекс работ по освоению нового продукта (товара, изделия), изготовлению опытных партий и переход к серийному производству, а затем и массовому производству нового продукта (товара, изделия). Определение потребности во вводимых производственных мощностях представляет собой последовательный этап от стадии к стадии, который должен осуществляться для каждой стадии отдельно в соответствии с промежуточными результатами предполагаемого производства или объема реализации новой продукции (товара, изделия). На этом этапе следует определить конкретные потребности в материалах, рабочей силе и выбрать наиболее подходящий вариант использования оборудования.
Потребности в необходимых ресурсах и издержки производства должны подсчитываться на каждом этапе и осуществлять четкую взаимосвязь с финансовыми ресурсами и объемом реализации. Необходимо производить расчет или как минимум предусматривать потери, брак, простои. Издержки на разных этапах производственного цикла при разной загрузке производственных мощностей рассчитываются на основе пропорционального распределения затрат при полной производственной мощности.
На основании этого следует сделать вывод, что определение способа и основного варианта технического и технологического подтверждения зависит от определенной ситуации, характера и особенностей нововведения, его соответствия требуемому стандарту, ресурсному, научному и техническому потенциалу промышленного предприятия, а все это предопределено решениями менеджмента компании.
Таким образом, при внедрении технологических и продуктовых инноваций решающую роль играет руководство промышленной компании, которое выделяет коммерческие и производственные проблемы, влияет на их возникновение и решение.
Существуют и другие проблемы, порождаемые и решаемые системой управления разного уровня (как хозяйственного, так и государственного), которые влияют на возможность внедрения инноваций.
Во-первых, административно-правовая проблема.
Законодательство содержит достаточно «скудный» перечень льгот для промышленных предприятий, занимающихся научной и исследовательской работой, что соответственно в достаточной степени не может их стимулировать к разработкам и внедрению новых идей, продуктов, услуг и прочее, что отрицательно сказывается на развитии научно-технического прогресса в Российской Федерации. В итоге при высокой степени научного потенциала присутствует низкая инновационная активность как наукоемких предприятий, так и научной элиты страны.
Во-вторых, экономические проблемы внедрения инноваций. Они связаны с недостатком или отсутствием денежных средств предприятия, необходимых для приобретения инновации или разработки инновационной идей (замысла) или инновационного процесса в целом. Однако, данный контекст проблемы не будет стоять так остро при наличии финансирования или софинансирования разработки инновационной идеи (замысла, инно-
вационного процесса) со стороны государства. Кроме этого, если заранее предусмотрены все составляющие расходов на инновации, т. е. в случае составления адекватного бюджета инновационного проекта, достоверные экономические оценки позволят отобрать эффективные проекты. В противном случае возникает данная проблема при внедрении инновации [3].
В-третьих, необходимо отметить проблемы развития инфраструктуры и культуры ведения бизнеса.
Инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных структур и систем, направленных на обслуживание и реализацию инновационной деятельности. Данные структуры оказывают помощь предприятиям (как государственным, так и коммерческим) в анализе эффективности инноваций, их внедрения и использования в работе инновационных отделов и структур. Под инфраструктурой также можно подразумевать предоставление производственных площадей, рабочих мест, кредитных и налоговых льгот и пр. Проблема заключается в недостаточной развитости инновационной инфраструктуры [2].
Следующей немаловажной проблемой внедрения инноваций является культура ведения бизнеса. За последнее время культура ведения бизнеса несколько ухудшилась. Проблема заключается в том, что на руководящие должности производственных предприятий пришли специалисты, имеющие бизнес-образование, но не знающие особенностей производства [3].
В-четвертых, важной проблемой внедрения инноваций выступает низкая квалификация рабочего персонала. Данная проблема возникла в результате двух причин: 1) сократилось количество учебных заведений, выпускающих специалистов рабочих специальностей; 2) инновационно активные предприятия несут дополнительные затраты временного и финансового плана на постоянное обучение и повышение квалификации рабочих [3].
В-пятых, внутриорганизационные проблемы -отсутствие организационной поддержки инновации. Если инновация не подкреплена соответствующими организационными регламентами, то ответственность за инновацию размыта, отсутствуют механизмы внедрения предложений сотрудников.
В-шестых, психологические проблемы.
Проблему внедрения инноваций в производственный процесс достаточно часто интерпретируют исключительно как внедрение технических новинок. При этом за пределами внимания остается внедрение инноваций в области деятельности персонала и организации его труда. В настоящее
время существует достаточное количество методик и принципов управления персоналом, включая воздействие на человеческие отношения, которые позволяют благоприятно изменять результативность интеллектуальной деятельности.
В-седьмых, уровень внедрения инноваций в производственный процесс зависит от того, насколько руководство владеет инновационными методами работы, склонно к внедрению нововведений. Следовательно, необходима перестройка сознания непосредственно самого руководителя. Происходит порой болезненная ломка сложившихся стереотипов, менее эффективных, но более привычных.
Поэтому важным фактором успеха внедрения инноваций выступает человеческий фактор, на какой бы ступени организационной иерархии он не находился.
Существует и много других проблем, которые необходимо решать как в рамках отдельных предприятий, реализующих нововведения (недостатки инновационного процесса, организационных структур, финансового обеспечения инноваций; психология, мотивация и квалификационный уровень персонала; готовность руководства к нововведениям и умение их внедрять), так на уровне государства.
Для обоснования направлений решения проблем внедрения инноваций охарактеризуем взаимосвязь менеджмента промышленной компании и источников инноваций.
Аппарат управления промышленного предприятия определяет возможности инновационного развития, формируя следующие элементы механизма менеджмента:
1) стратегию предприятия, которая исходит из приоритетов инновационного развития; интересов собственников, коллектива и руководителя промышленного предприятия;
2) организацию инновационных процессов, включая определение лица или лиц, несущих ответственность за внедрение инноваций; а также выделение этапов инновационного процесса: поиск, генерация, отбор и внедрение инноваций;
3) обеспечение ресурсами (персоналом с соответствующими знаниями; технологическим оборудованием; источниками финансирования);
4) формирование мотивационных стимулов, включая материальное, моральное и организационное стимулирование участников во всех этапах инновационного процесса;
5) корпоративную культуру, открытость к нововведениям; инициативу;
6) ответственность за внедрение инноваций.
Организационные решения элементов инновационного процесса определяются приоритетами инновационного развития, выраженными посредством стратегических целей предприятия, направленных на объединение ресурсов компании на разработку инновации.
На стадии разработки стратегии предприятия необходимо рассчитать финансово-экономическую эффективность инновационного проекта (нововведения), выделив возможные источники финансирования данного проекта предприятия. При выборе соинвестора следует учитывать тот фактор, что соинвесторы институтов развития, готовых софинансировать инвестиционно привлекательные инновационные разработки производственных предприятий, как правило, существенным образом влияют на требования к проектам, а также на выбор стратегических приоритетов.
Организационное обеспечение инновационного процесса в форме стратегического планирования включает в себя следующие этапы[1; 3]:
- назначение руководителя, ответственного за инновационное развитие предприятия;
- создание отдела, осуществляющего функцию по разработке и выбору предложений, направленных на инновационное развитие;
- формирование органа, принимающего решения по инновационному развитию предприятия.
После определения приоритетных стратегических направлений развития предприятия выявляется спрос на инновации. На данном этапе осуществляется формирование публичных запросов на инновации и инновационные проекты. Их необходимо согласовывать с преимуществами планов инновационного развития предприятия и включать в себя требования к качественной и количественной оценке запланированного финансово-экономического эффекта.
Достаточно часто в практической деятельности предприятия данный этап отсутствует и рассматриваются все поступающие инновационные идеи. Инициаторами инновационный идей, как правило, выступают научные лаборатории и производственные подразделения предприятия. В итоге проводимые исследования не всегда соответствуют стратегически сильным преимуществам предприятия и требованиям (потребностям) рынка.
Итогом работы над инновациями должно быть принятие объективного решения, удовлетворяющего запросы предъявляемым требованиям. С этой целью должны быть четко организованны процессы поиска и генерации идей, их грамотный отбор и
доработка до уровня требуемого решения. Результатом выступают решения, готовые к исполнению, экономически обоснованные и соответствующие стратегическим преимуществам.
На данном этапе осуществляется работа совместно с НИОКР или научными лабораториями предприятия, а также как возможный вариант, внешние разработки. Эти отделы выполняют функцию генератора идей, создателя требуемого решения. Результатом инновационного процесса выступают реальные изменения ассортиментной линейки, технологий производства или процессов производства, обеспечивающие предприятие конкурентными преимуществами.
В практической деятельности процесс внедрения инноваций не всегда доводится до логического завершения, либо недостаточно контролируется, в итоге разработки не используются, не происходит изменений, бюджет на инновации расходуется бессмысленно, и никто на себя не берет за данные действия ответственность. В случае достижения требуемого результата менеджментом компании данный факт воспринимается как необходимый минимум, а инициаторы и исполнители не стимулируются за выполненный результат.
По исследовательским данным основными источниками инновационных идей являются:
- развитие науки и техники, ориентированных на новые открытия, изобретения, ноу-хау, патенты, новые методы и средства труда, новые методы и принципы управления и пр.;
- проблемы и изменения (усовершенствования) в производстве товара (продукта) на предприятии;
- изменение потребностей потребителей.
Относительно вопроса радикальности рассматриваемой инновации, то опыт показывает, что на первоначальных этапах (поиск и оценка инновационных идей) достаточно сложно определить степень обоснованности. Инновация, кото-
рая в настоящий промежуток времени считается незначительной и небольшой для промышленных масштабов, в дальнейшем может дать значительный результат и эффект.
На основании данных, полученных от консалтинговых и научно-технических организаций, можно сделать вывод, что для осуществления и внедрения одной инновации в промышленности необходимо оценить не менее 60-80 разнообразных инновационных идей, которым необходимо пройти оценку и отбор.
Литература
1. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Б. Н. Чернышева. 2-е изд., переб. и доп. М., 2009.
2. Особенности управления инновационным развитием социально-экономических систем в современных условиях: коллективная монография / под ред. профессора В. Н. Парахиной. Ставрополь, 2011.
3. Современные подходы к управлению стратегическим развитием организации: коллективная монография / под ред. профессора В. Н. Парахиной. Ставрополь, 2010.
* * *
INTERRELATION OF MANAGEMENT OF THE INDUSTRIAL COMPANY WITH PROBLEMS AND SOURCES OF INNOVATIONS
V. N. Parakhina, O. A. Boris
Economic, administrative and legal, psychological, cultural, commercial, production, infrastructure and personnel problems of innovative process are allocated; the interrelation of management of the company and sources of innovations is shown.
Key words: innovations, management, problems of introduction of innovations, management of the industrial company, sources of innovations.