Научная статья на тему 'Инновационный потенциал социально-экономических систем: базовые понятия и методология исследования'

Инновационный потенциал социально-экономических систем: базовые понятия и методология исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ / INNOVATION / INNOVATIVE POTENTIAL / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Андрей Леонидович

В статье представлена концепция инновационного потенциала социально-экономической системы, исходя из сущности инноваций и инновационной деятельности; выделены функции инновационного потенциала и возможности его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POTENTIAL OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS: BASE CONCEPTS AND RESEARCH METHODOLOGY

The concept of innovative potential of social and economic system, proceeding from essence of innovations and innovative activity is presented; functions of innovative potential and possibility of its research are allocated

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал социально-экономических систем: базовые понятия и методология исследования»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

А. Л. ЛЕБЕДЕВ

В статье представлена концепция инновационного потенциала социально-экономической системы, исходя из сущности инноваций и инновационной деятельности; выделены функции инновационного потенциала и возможности его исследования.

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, социально-экономическая система, сбалансированность, устойчивость, пропорциональность, адаптивность.

Рассмотрение инновационного потенциала необходимо осуществить в тесной взаимосвязи составляющих инновационной деятельности и инновационного процесса - понятий «инновация» и «потенциал».

В связи с инновационными тенденциями в развитии экономики России понятия «инновация», «инновационная деятельность», стали активно использоваться в управленческой и экономической литературе [5]. Авторы теории и практики менеджмента, инновационного менеджмента как отдельной единицы новой экономической системы рассматривают и дают огромное количество определений данным понятиям. С одной стороны, большое количество определений имеет весь поверхностный характер, и теория изучения данных определений достаточно суха и не имеет весомых аргументов для своего долгого существования. Однако, мне бы хотелось остановиться в рассмотрении этого вопроса на мнениях известных ученых (в основном зарубежные ученые).

Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретения или идея приобретает экономическое содержание [9]. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых промышленных процессов и оборудования [4].

По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс,

который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и, в случае если инновация ориентированна на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке

может привести к дополнительным добавочным доходам [7].

Из анализируемых определений очевидно, что трактовка понятия «инновация» достаточно широка и разнообразна, но в разный исторический период она имеет приблизительно одинаковую составляющую и одинаковую суть. Однако, в ходе начального этапа своей работы хотелось бы подробнее остановиться на теоретической составляющей вопроса касающегося понятия «инновация», и его составных частей [3].

Для успешного управления предприятием в целом и как элементом инновационной деятельности необходимо существенное изучение инноваций. Инновация представляет собой новые и усовершенствованные продукты, выход на рынок новых или преобразованных технологических процессов. Как уже оговаривалось, определений «инновация» большое множество и их содержание будет зависеть от специфики деятельности предприятия или поставленных целей и задач, на которые ориентирована инновация [8].

В экономической теории выделяют пять следующих видов инноваций: введение нового продукта; метод производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов; реорганизация структуры

управления.

Одним из важнейших элементов системы инновационного процесса является инновационный потенциал, представляющий способность к усовершенствованию и обновлению системы и определяющий технологическое лидерство [2].

В теории и практике инновационный потенциал взаимосвязан с понятием «инновационные

ресурсы» и многие авторы достаточно часто путают эти понятия, несмотря на глубокую взаимосвязь - это все же разные определения и значения с точки зрения управленческой и инновационной науки. «Инновационный потенциал» и «инновационный ресурс» - это разные инструменты управленческой деятельности.

В экономической теории и финансовом менеджменте также выделяют научно-технический, производственный, природно-ресурсный, трудовой потенциалы. В широком смысле под потенциалом понимается способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать одну или другую функциональную цель при большем использовании имеющихся экономических ресурсов.

На основании этого следует под инновационным потенциалом понимать описание (раскрытие) сильных сторон и возможностей организации по достижению целей для реализации инновационных проектов и осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал характеризует достаточно максимальный объем инновационного продукта, который осуществим только лишь при задействовании всех видов инновационных ресурсов. Это определение дает возможность выявлять, насколько большой разрыв между имеющимися инновационными результатами и возможностями существующих инновационных ресурсов (инновационного потенциала). Инновационный потенциал организации проявляется в сильных сторонах и внутренних инновационных возможностях.

Развитие инновационного потенциала организации, в общем, ориентировано на улучшение финансовых показателей предприятия, а в частности - росте прибыльности и рентабельности. Это не только позволяет принимать грамотные управленческие решения, как на оперативном, так и на стратегическом уровне, но и создавать новые продукты, товары и услуги, ориентированные на инновационный потенциал.

По своей сути инновационный потенциал позволяет увеличить инновационную активность предприятия в настоящем, а также охарактеризовать увеличение инновационной активности в будущей перспективе.

К таким возможностям следует отнести целую совокупность ресурсов, требуемых для эффективного осуществления инновационной деятельности:

- интеллектуальные (изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, техническая и технологическая документация, промышленные образцы, товарные знаки);

- материальные (опытно-приборное оборудование и базы, экспериментальное, исследовательское и лабораторное оборудование);

- финансовые (инвестиции, авансирование в текущие затраты (себестоимость), собственные, заемные, бюджетные);

- кадровые (управленец, менеджер-новатор, заинтересованный в инновациях; люди, персонал, со специальным образованием и опыт проведения НИР и исследований; персонал со специальными знаниями в области маркетинга, планирования и прогнозирования потребностей, как скрытых, так и явных потребностей);

- инфраструктурные (оценка эффективности функционирования предприятий в составе технологической цепочки и их функционирование в качестве отдельных предприятий; собственные подразделения НИР; конструкторские отделы; технологические лаборатории; отдел маркетинга, ориентированный на исследование нового продукта, товара или услуги; лаборатории контроля качества продукции на входе и выходе; патентный и лицензионный отделы);

- прочие источники повышения результативности инновационной деятельности предприятия (партнерские и личностные связи персонала с НИИ и ВУЗами, отечественными и зарубежными; информационный и аналитический отделы, опыт управления проектами, стратегическое и долгосрочное управление предприятием [1].

Наличие, величина и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяется как текущая (перспективная) мера готовности, так и будущая степень эффективности освоения и внедрения предприятием новых технологических процессов. Величина инновационного потенциала отражается на выборе стратегии инновационного развития.

При выборе стратегии разработки, исследования и внедрения новых технологий следует ориентироваться на оценку и учет факторов инновационной сферы деятельности предприятия и оценку и анализ внешней среды организации.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой систему, состоящую из собственных и заемных инноваций, проектов, взаимодействие которых ориентированно на эффективное развитие техники и технологий производственной системы. Основной задачей инновационного потенциала является формирование соответствующей структуры инноваций, необходимой для обеспечения целенаправленного роста капитальных вложений и прибыльности предприятия, которые реализуются методологией управления проектами.

Инновации характеризуются следующими видами:

- инновации по требованию государственных органов управления, основной целью которых является выполнение требований экологии, а также безопасности продукции, товара и сотрудников работающих на предприятии;

- инновации, ориентированные на экономию текущих затрат, задачей которых является сокращение издержек на производство продукта, товара или услуги;

- инновации в сохранении и удержании позиции на рынке с целью поддержания стабильного уровня производства;

- инновации, ориентированные на повышение эффективности с целью создания необходимых условий для снижения затрат (издержек) и повышения либо увеличения доходности производственной деятельности;

- инновации, ориентированные на повышение качества товара, продукта с целью создания новых видов продукции с новыми потребительскими ценностями;

- инновации, ориентированные на создание новых производств - рисковые инновации. Целью таких инноваций является создание новых технологий для выпуска новых товаров и продукции [6].

Функции инновационного потенциала предприятия включают в себя виды инновационной деятельности организации и ее внешней среды, входящих в состав воспроизводственного процесса технологий и распределяющих доходы по результатам общей деятельности. Со стороны субъектов инновационных процессов к функциям инновационного потенциала относятся:

- изучение рынка объектов нововведений и инноваций;

- формирование портфеля инновационных ресурсов;

- выбор инновационных проектов;

- мониторинг инновационных ресурсов.

Со стороны объектов инновационных процессов к функциям инновационного потенциала относятся:

- разработка стратегии инновационного развития:

- формирование портфеля инновационного потенциала;

- разработка инновационных проектов;

- управление реализацией проектов.

Система управления инновационным потенциалом включает в себя объект управления - инновационный потенциал и субъект управления -менеджмент управления, в состав которых входит

принятие инновационных решений. Основой системы управления инновационным потенциалом является взаимодействие объекта и субъекта управления, в сочетании которых достигается системная эффективность применения инноваций. Управленческими решениями обеспечивается выбор и создание оперативных стратегий в рамках системной стратегии нововведений.

Структура инновационного потенциала представляет собой совокупность следующих факторов:

- внешняя среда организации с учетом инновационных возможностей, которые создаются за счет других составляющих потенциала;

- внутренняя среда предприятия.

Теоретически структура инновационного потенциала направлена на следующие составные компоненты:

- организационно-управленческие ресурсы;

- инновационная культура;

- инновационный климат;

- результат.

Основываясь на предположении, что инновационный потенциал представляет собой систему взаимосвязанных ресурсов (внешней среды организации) и возможностей предприятия, его структуру можно представить в виде иерархических ступеней, каждая из которых представляет собой степень важности для реализации того или иного инновационного проекта.

Инновационный потенциал предприятия не имеет смысла оценивать без учета способности практической реализации [2]. На основании этого следует отметить, что важнейшим ресурсом является способность управления предприятия организовать свои потенциальные возможности в общую систему с целью получения максимально эффективного результата.

Деление составляющих инновационного потенциала позволяет выявить «сложные» и «критические» факторы, влияющие на конечный результат проекта. Помимо ресурсов, указанных выше для эффективной реализации инновационного потенциала необходима развитая инновационная культура.

Следует обратить внимание на то, что раскрытие инновационного потенциала противодействует с факторами внешней среды организации, реализация которых направлена на их изучение и преодоление.

Барьеры инновационного климата являются тем самым «фильтром», проходя через который, направленное действие факторов инновационного потенциала предприятия значительно снижается.

В структуру инновационного потенциала следует включить также бизнес-процессы и ценности.

Особенности формирования и обеспечения инновационного потенциала предприятия определяет особенности развития организации, ее отделов и структурных подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной единицы. От состояния инновационного потенциала предприятия зависит выбор, реализация и контроль инновационной стратегии. На основании этого, следует отметить, что грамотная оценка инновационного потенциала крайне необходима.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия представляет собой степень готовности организации выполнять задачи, необходимые для достижения инновационных целей, то есть уровень готовности к реализации инновационного проекта, программы инновационный изменений и внедрения инноваций.

Оценка инновационного потенциала предприятия производится по следующей системе: ресурс - функция - проект.

Основными задачами оценки инновационного потенциала предприятия являются:

- частная оценка готовности предприятия к внедрению и реализации лишь одного нового проекта;

- общая оценка реального состояния предприятия относительно всех или части уже реализуемых проектов.

При осуществлении анализа инновационного потенциала предприятия учитывается сложность взаимосвязи функций и ресурсов: трудовые ресурсы необходимы для выполнения всех функций, а также для функций менеджмента. На основании этого следует отметить, что в качестве ресурсов, кроме финансовых, материально-технических, трудовых и информационных, берутся в расчет организационная структура, методология процессов выполнения функций и опыт решения задач в данной области.

Таким образом, исходя из общих концептуальных представлений об объекте управления, методология оценки инновационного потенциала предприятия складывается из системного и целе-

вого подходов, а также ситуационного подхода, так как рассматривается комплекс ситуаций, возникающих в инновационных процессах, жизненных циклах системы предприятия, связанных с ними потоками инновационных стратегических и тактических изменений.

Литература

1. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. М., 2008.

2. Лоскутова М. В. Государственная политика в инновационной сфере // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: Материалы III ежегодной всероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2010.

3. Лоскутова М. В. К вопросу о цикличности инновационного развития экономики // Вестн. Тамб. унта. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76).

4. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: Пер. с англ. М., 1990.

5. Парахина В. Н., Перов В. И. Российская экономика: некоторые аспекты управления // АКСОР. № 3 (14). 2010. С. 114-119.

6. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М., 2003.

7. Санто Б. Инновации как средство экономического развития. М., 1990.

8. Степичева О. А., Юрьев В. М., Осадчая Т. Г. Диалектика инвестиционных и инновационных процессов в Российской экономике. Тамбов, 2009.

9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989.

* * *

INNOVATIVE POTENTIAL OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS: BASE CONCEPTS AND RESEARCH METHODOLOGY

A. L. Lebedev

The concept of innovative potential of social and economic system, proceeding from essence of innovations and innovative activity is presented; functions of innovative potential and possibility of its research are allocated.

Key words: innovation, innovative potential, social and economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.