Научная статья на тему 'Взаимосвязь мануальной асимметрии и познавательных процессов у младших школьников'

Взаимосвязь мануальной асимметрии и познавательных процессов у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейропсихология / мануальная асимметрия / леворукие дети / мышление / память / успеваемость / мнестические процессы / мыслительные процессы / младший школьный возраст
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мануальной асимметрии и познавательных процессов у младших школьников»

взаимосвязь мануальной асимметрии и познавательных процессов у младших школьников

Новгородова Юлия Олеговна, Лобаскова Марина Михайловна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,

г. Ижевск, Россия

Ключевые слова: нейропсихология, мануальная асимметрия, леворукие дети, мышление, память, успеваемость, мнестические процессы, мыслительные процессы, младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте формируется вербально-логическое мышление, память становится логической, смысловой. Для исследования этих познавательных процессов мы применили нейропсихологический подход. Ней-ропсихологический подход занимает особое место в ряду научных дисциплин. Этот подход позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения [2]. Также этот подход часто по праву используется при исследовании мануальной асимметрии. В отечественной психологии вопросы мануальной асимметрии нейропсихологические основы памяти и мышления рассматривали А.Р. Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович.

Предметом исследования выступает связь мануальной асимметрии и мне-стических процессов у младших школьников. Объектом исследования - мануальная асимметрия, мыслительные и мнестические процессы. Целью нашей работы является исследование взаимосвязи латеральных предпочтений и познавательных процессов. Для реализации цели нашего исследования были поставлены следующие задачи: 1.Выявить и разделить на две группы младших школь-

ников с правосторонним и левосторонним латеральными предпочтениями; 2.Исследовать мнестические и мыслительные процессы; З.Определить различия в развитии мнестических и мыслительных процессов в группах левшей и правшей; 4.Проследить взаимосвязь мануальной асимметрии, мнестических и мыслительных процессов, а также успеваемости младших школьников. Теоретико-методологической основой работы является теория А.Р. Лурия о системно-динамической локализации высших психических функций. Нами была выдвинута следующая гипотеза - мы предполагаем, что леворукие дети младшего школьного возраста при выполнении заданий на исследование мышления и памяти совершают больше ошибок, связанных с пространственной организацией материала.

Для проверки гипотезы нами использовались следующие методики: тест Аннет для исследования латеральных предпочтений; «6 фигур», для исследования зрительной невербальной памяти; «6 букв» для исследования зрительной вербальной памяти; «6 слов», «2 группы по 3 слова» для исследования слухоре-чевой памяти, «Рассказ» для исследования смысловой памяти; Прогрессивные матрицы Дж. Равена, «Невербальные аналогии» для исследования невербального мышления; Тест Замбацявичене-Переслене для исследования вербально-логического мышления. Оценка достоверности различий между исследуемыми группами проверялась с помощью и критерия Манна-Уитни, наличие взаимосвязи мануальной асимметрии и познавательных процессов оценивалась с помощью корреляционного анализа Пирсона.

В качестве испытуемых выступили младшие школьники средней общеобразовательной школы № 77 г. Ижевска. На первом этапе мы сформировали 2 группы - праворукие и леворукие дети. Для реализации этой задачи проводился опрос классных руководителей и методика Аннет. На втором этапе исследования познавательных процессов участвовали 30 младших школьников (15 с пра-

восторонними латеральными предпочтениями, 15 с левосторонними латеральными предпочтениями).

Количественный анализ позволил определить значимые различия показателей зрительной невербальной памяти (и = 62,000, р = 0,037), что свидетельствует о том, что уровень избирательности и пространственных представлений выше у правшей. А также левши допустили больше ошибок в подобном задании по типу конфабуляций (замещение другой фигурой при воспроизведении недостающего стимула) (и = 30,000, р = 0,000), что указывает на низкий уровень стабильности регуляции и контроля в процессе запоминания, вместе с тем, это является возрастной нормой. Также значимыми оказались различия в смысловой памяти (и = 273,000, р = 0,001). Правши справились с заданием лучше. Причина недостаточного выполнения задания, возможно, скрывается в ослабленном сукцессивном факторе, так как воспроизводится только общий смысл материала, без подробностей, иногда существенных, также в недостаточной сформированности операций разделения целого на части [1], что находится в рамках возрастной нормы.

Незначимыми оказались различия в группах левшей и правшей по показателям слухоречевой памяти («6 слов» и = 111,000, р = 0,967; «2 группы по 3 слова» и = 102,000, р = 0,683), зрительной вербальной памяти (и = 103,000, р = 0,713). Также количество допускаемых ошибок при воспроизведении зрительных вербальных стимулов по типу конфабуляции (и = 105,000, р = 0,775) незначимо выше у правшей. Количество допускаемых ошибок при воспроизведении слухоречевых стимулов по типу конфабуляции (и = 98,000, р = 0,567), по типу литеральных парафазий (и = 95,000, р = 0,486); по типу вербальных пара-фазий (и = 105,000, р = 0,775). Незначимыми оказались различия в группах левшей и правшей по показателю невербального мышления (и = 397,000, р = 0,775), вербально-логического мышления (и = 336,500, р = 0,093).

В результате корреляционного анализа, мы обратили внимание на большое количество связей между памятью и мышлением в группе левшей, предполагаем, что это указывает на компенсаторный механизм, свойственный атипии психического развития [2]. Следует заметить, что вербальное и невербальное мышление тесно связаны с зрительной невербальной памятью в группе левшей (г = 0,789; р = 0,05).

Несмотря на допущенные леворукими детьми ошибками при запоминании и незначительными ошибками при исследовании мышления, успеваемость леворуких детей не отличается от успеваемости праворуких (U = 380,500, р = 0,300). По итогами исследования можно предположить, что ошибки связанные с пространственной организацией материала, совершаемые левшами при выполнении заданий на зрительную память, невербальное мышление могут проявляться при чтении, письме и счете в школе. Необходимо учитывать ошибки при оценивании результатов обучения.

Список литературы:

1Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Р. Лу-рия. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Ака-демия»,2006.- 384с.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учебное пособие / А.В. Семенович. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Генезис, 2013. - 319 с.

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.