Научная статья на тему 'Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у школьников младших классов'

Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у школьников младших классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
695
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МАНУАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ПАМЯТЬ / BRAIN FUNCTIONAL ASYMMETRY / LATERAL ORGANIZATION PROFILE / MANUAL BRAIN ASYMMETRY / EMOTIONAL AND PERSONAL SPHERES / COGNITIVE SPHERE / UNEASINESS / FRUSTRATION / COMPETENCY / PERCEPTION / MEMORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Елена Алексеевна, Усманова Шахло Шавкатовна

Целью исследования было изучение взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что при организации обучения школьников младших классов для их благоприятной адаптации к школе и всестороннего и гармоничного развития необходимо учитывать профиль функциональной асимметрии головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Елена Алексеевна, Усманова Шахло Шавкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF JUNIOR PUPILS’ BRAIN FUNCTIONAL ASYMMETRY AND SPECIFICS OF THEIR EMOTIONAL, PERSONAL AND COGNITIVE SPHERES

The goal of the research was in the study of interrelation between children’s pronounced manual asymmetry and their emotional, personal and cognitive spheres. The outcomes proved that in teaching junior pupils and their school adaptation it is necessary to take into account the profile of brain functional asymmetry.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у школьников младших классов»

УДК 37.013.77 - 057.874

Е. А. Зотова, Ш. Ш. Усманова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Целью исследования было изучение взаимосвязи выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что при организации обучения школьников младших классов для их благоприятной адаптации к школе и всестороннего и гармоничного развития необходимо учитывать профиль функциональной асимметрии головного мозга.

Ключевые слова: функциональная асимметрия мозга, профиль латеральной организации, мануальная асимметрия мозга, эмоционально-личностная сфера, когнитивная сфера, тревожность, фрустрация, компетентность, восприятие, память

Уе. А. Zotova, 8к. 8к. №типога

INTERRELATION OF JUNIOR PUPILS' BRAIN FUNCTIONAL ASYMMETRY AND SPECIFICS OF THEIR EMOTIONAL, PERSONAL AND COGNITIVE SPHERES

The goal of the research was in the study of interrelation between children's pronounced manual asymmetry and their emotional, personal and cognitive spheres. The outcomes proved that in teaching junior pupils and their school adaptation it is necessary to take into account the profile of brain functional asymmetry.

Key words: brain functional asymmetry, lateral organization profile, manual brain asymmetry, emotional and personal spheres, cognitive sphere, uneasiness, frustration, competency, perception, memory

В последние годы в силу целого ряда причин в системе образования значительно возросла актуальность проблемы содержания, диагностики эмоционально-личностной и когнитивной сферы у школьников младших классов. Поскольку именно эмоционально-личностная и когнитивная сферы являются факторами эффективности адаптации и усвоения знаний в процессе начального образования, что определенным образом влияет и на дельнейшее становление личности в процессе обучения. Выяснение закономерностей развития этих особенностей личности имеет в психологии различные стратегии и результаты. Особое значение в этом плане принадлежит функциональной асимметрии мозга, что представляет собой сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями [4]. Индивидуальный профиль функциональной асимметрии мозга (профиль латеральной организации) — индивидуальное сочетание функциональ-

ной асимметрии полушарий, мануальной и сенсорной асимметрии [2].

Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту. Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, с чередующимся доминированием правого и левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межпо-лушарной специализации. Задержка латерализа-ции функций нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении [8].

Исходя из вышесказанного, мы поставили цель исследования — изучить взаимосвязь выраженности мануальной асимметрии с особенностями эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка.

Объект и методы исследования

В эмпирическом исследовании принимали участие учащиеся 2-4-х классов (70 чел.). Из них 36 мальчика и 34 девочка. Возраст испытуемых от 8 до 10 лет, средний возраст 9 лет. Перво-

классников решили не брать, т. к. они находятся в периоде адаптации к школе.

В качестве методов исследования были выбраны следующие методики:

Ув. А. Zotova, Sh. Sh. Usmanova

1. Группа психофизиологических тестов: тест «Моторные пробы» — для выявления доминантности полушария головного мозга; Теппинг-тест — для определения выраженности мануальной асимметрии.

2. Группа психологических тестов: детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS в адаптации А. М. Прихожан) — для определения тревожности у школьников младших классов; шкала

оценки своей компетентности (С. Хартер, адаптирована Н. С. Чернышевой); методика по оценке эффективности произвольного и непроизвольного запоминания П. И. Зинченко; методика К. Ман-гины по определению сформированности зрительного восприятия.

3. Статистические методы анализа результатов исследования [3].

Результаты и их обсуждение

Для выявления мануальной асимметрии использовались методики «Леворукость» и «Моторные пробы», Теппинг-тест. Из 70 младших школьников выявлено 34 праворуких, 27 амби-декстров и 9 леворуких. На рисунке 1 приведена гистограмма в процентном соотношении асимметрии. У амбидекстров четкого доминирования

ведущей рукиещё не произошло, ведь формирование межполушарной асимметрии длительный процесс и мозговая организация окончательно складывается к 10-12 годам, поэтому некоторые нынешние амбидекстры, это в будущем правши или левши.

Рис 1. Процентное соотношение выборок

Результаты методики — детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS в адаптации А. М. Прихожан) показал следующее. Эмоциональное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга его общения — он начинает учиться в школе. Тревожность у школьников младших классов возникает следствие фрустрации потребности в надёжности, защищённости со стороны ближайшего окруже-

ния и отражает неудовлетворённость именно этой потребности, которая в этом возрасте является ведущей [6].

На рисунке 2 приведены различия средних значений тревожности в выделенных группах детей. Наиболее тревожными оказались левши. Значимые различия в показателях тревожности выявлены между левшами и правшами(и = 65,0; р< = 0,03), между левшами и амбидекстрами (и = 48,5; р < = 0,04).

Рис. 2. Различия в

Это согласуется с данными о том, что правое полушарие мозга является более эмоционально заинтересованным, чем левое, и восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария [7, 8, 9].

В младшем школьном возрасте сформирован-ность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к

ях тревожности

школьному обучению [1]. В связи с этим рассмотрим данные исследования выделенных групп по методике С. Хартер [3]. На рисунке 3 даны средние значения показателей компетентности в различных сферах, полученные для групп с разной выраженностью мануальной асимметрии.

Рис. 3. Различия по компетентности

Как видно на гистограмме по выраженности познавательной компетентности серьезных различий между группами не наблюдается. Этот факт отражает общевозрастную тенденцию — ведущая деятельность младшего школьного воз-

раста — это учебная деятельность. По другим показателям компетентности наблюдаются значимые различия между группами. Обращает на себя внимание факт, что наименьшая компетентность по всем показателям, кроме познаватель-

Ye. A. Zotova, Sh. Sh. Usmanova

ной компетентности, обнаруживается у амбидек-стров. В общении со сверстниками различия между амбидекстрами и правшами — (и = 253,0; р < 0,02). По компетентности во внеурочной деятельности (и = 217,0; р < 0,003) и общему самоприятию (и = 235,0; р < 0,01) различия также достигают значимого уровня. Различия между амбидекстрами и левшами во внеурочной деятельности еще выше, чем с правшами (и = 40,0; р < 0,02) — по общению со сверстниками достигают уровня (и = 51,5; р < 0,04). По общему самоприятию также наблюдаются различия (и = 51,0; р < 0,02).Таким образом, худшую компетентность в общении со сверстниками обнаруживают амбидекстры, это характерно и для дру-

гих рассматриваемых сфер компетентности, кроме познавательной.

Зрительное восприятие — базовая психическая функция, лежащая в основе высших психических функций. Под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое [5, 7]. На рисунке 4 приведены различия средних значений сформированности зрительного восприятия в выделенных группах детей.

Рис. 4. Различия по

В исследовании зрительного восприятия наиболее успешными оказались амбидекстры. В силу не четкого доминирования и отсутствия внутренних ориентиров, этим детям приходится более часто использовать опосредованное зрительное восприятие для адаптации к окружающему миру. Наблюдаемые отличия группы амбидекст-ров достигают значимого уровня — между амби-декстрами и левшами (и = 49,0; р < 0,05), между амбидекстрами и правшами (и = 275,0; р < 0,05). Таким образом, мы обнаружили, что дети с раз-

зному восприятию

ным мануальным доминированием отличаются по степени сформированности зрительного восприятия и амбидекстры здесь занимают особое место.

Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах школьников младших классов (рис. 5). Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции [5].

60

2 s

X

«

X X

я

о

а

«

о а

<и S X

ч ш

а

U

50

40

30

20

10

1

в прав ш амб ^ лев

Непроизвольное Опосредованное

Рис. 5. Соотношение механического, непроизвольного и опосредованного запоминания у трёх групп испытуемых

На рисунке 5 видно, что самые высокие показатели по опосредованному запоминанию показали амбидекстры. Больше всего различий между правшами и амбидекстрами (и = 264,5; р < 0,04) в непроизвольном запоминании. В механическом запоминании (и = 230,0; р < 0,01) различия тоже достигают значимого уровня. Таким образом, амбидекстры демонстрируют лучшее развитие всех форм запоминания по сравнению с другими

детьми. Амбидекстры в силу не четкого доминирования склонны использовать мнемическую функцию как одну из основных когнитивных стратегий приспособленности к учебной деятельности.

Исследование взаимосвязи профиля мануальной асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей показало следующее.

Таблица 1. — Анализ взаимосвязей в группе праворуких детей

Непроизв. запомин. Механич. запомин. Опосред. запомин. Зрительн. воспр. Тревожн. Успеваем.

Непроизвольное 1 0,40 0,15 0,27 -0,02 0,12

Механическое 1 0,42 0,54 -0,32 0,55

Опосредованное 1 0,29 -0,22 0,14

Зрительное восприятие 1 -0,17 0,68

Тревожность 1 -0,35

Успеваемость 1

У правшей наблюдается прямая связь между механическим запоминанием с непроизвольным и опосредованным запоминанием. Значит, чем более развито механическое запоминание, тем более развито непроизвольное и опосредованное запоминание. Со зрительным восприятием и ус-

певаемостью имеет место прямая связь, и чем более развито зрительное восприятие, тем выше успеваемость. Успеваемость имеет обратную корреляцию с тревожностью, что может говорить о том, что, чем выше тревожность, тем ниже успеваемость.

0

Ув. А. Zotova, Sh. Sh. Usmanova Таблица 2. — Анализ взаимосвязей в группе детей со смешанным профилем мануальной асимметрии

Непроизв. Механ. Опосред. Зрительн. Тревож. Успеваем.

запомин. запомин. запомин. воспр.

Непроизвольное 1 0,55 0,40 0,41 -0,10 0,67

Механическое 1 0,54 0,48 -0,47 0,45

Опосредованное 1 0,14 -0,36 0,40

Зрительное восприятие 1 0 0,27

Тревожность 1 -0,04

Успеваемость 1

У амбидекстров наблюдается множество взаимосвязей. Тревожность имеет обратную корреляцию с механическим запоминанием. Значит чем выше тревожность, тем хуже механическая память. Успеваемость положительно связана со всеми тремя видами запоминания. Зрительное

восприятие прямо связано с непроизвольным и механическим запоминанием. Следовательно, чем более развито зрительное восприятие, тем более развито непроизвольное и механическое запоминание.

Таблица 3. — Анализ взаимосвязей в группе леворуких детей

Непроизв. запомин. Механ. запомин. Опосред. запомин. Зрительн. воспр. Тревожн. Успеваем.

Непроизвольное 1 0,27 -0,07 0,80 -0,54 -0,10

Механическое 1 0,17 0,11 -0,60 0,53

Опосредованное 1 -0,23 -0,45 0,21

Зрительное восприятие 1 -0,20 -0,25

Тревожность 1 -0,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успеваемость 1

В группе левшей наблюдается лишь одна прямая взаимосвязь — зрительное восприятие с непроизвольным запоминанием. Что может

свидетельствовать о том, что, чем более развито зрительное восприятие, тем выше непроизвольное запоминание.

В результате исследования мы выяснили, что структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик у детей с различной мануальной асимметрией различна. Современные стратегии обучения приводят к лучшим результатам у правшей, чем у левшей. Леворукие дети, испытывая трудности в адаптации и в обучении, понимают свое особое положение и стараются реализовать себя, выделяя такие способы усвоения учебной деятельности, которые удобны для них, в частности опираясь на опосредование. Еще одной группой риска в начальной школе являются амбидекстры — это дети с особенностями психического становления. Неустановившийся про-

филь и возможное расхождение между психическим и календарным возрастом плохо влияют на адаптацию. Они ощущают себя такими как все, поэтому не испытывают потребности в самокоррекции, как левши, хотя на самом деле такие дети нуждаются в более внимательном отношении взрослых в основном направленном на становление доминирования рук.

Поэтому при организации обучения школьников младших классов, необходимо учитывать профиль функциональной асимметрии головного мозга, с целью их благоприятной адаптации к школе и самое главное всестороннего и гармоничного развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. — М., 2002. — 160 с.

2. Бердичевская Е. М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 9.

3. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2005.

4. Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга. — СПб.: Речь, 2005.

5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. — СПб., 2004. — 672 с.

6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков. — М., 2000. — 304 с.

7. Реброва Н. П., ЧернышеваМ. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. — СПб.: Речь, 2004.

8. Семенович А. В. Проблемы онтогенеза межполушарных взаимодействий: нейрофизиологический подход. — М.: НИИ Мозга РАМН, 2004.

9. Хомская Е. Д., Ефимова И. В. Нейропсихология индивидуальных различий. — 1997. — 281 с.

УДК 159.928.23

Е. И. Сибирцева

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ

В статье рассматривается вопрос об особенностях личностных ресурсов людей с различным уровнем прокрасти-нации. Приведены результаты исследования, позволяющего говорить о том, что у людей с низким уровнем прокра-стинации выше осмысленность жизни, простроенность будущего, эмоциональная удовлетворенность прошедшим периодом. Такие люди чаще демонстрируют навыки активного разрешения проблем, тогда как люди с высоким уровнем прокрастинации чаще выбирают избегание и поиск социальной поддержки. Уровень прокрастинации накладывает отпечаток и на субъективную оценку профессиональной успешности, люди с высоким уровнем прокра-стинации ниже оценивают свои профессиональные успехи.

Ключевые слова: прокрастинация, личностные ресурсы, копинг-стратегии, самоэффективность

Ye. I. Sibirtseva PERSONAL RESOURCES OF PEOPLE WITH DIFFERENT LEVELS OF PROCRASTINATION

The article envisages the specifics of personal resources of people with different levels of procrastination. It contains the results of the research which allow making the conclusion that people with low procrastination possess higher life intelligence, perspective of future, emotional satisfaction with the previous period. They demonstrate the skills for quick problem solution while people with high level of procrastination more often choose escape and search for social support. The level of procrastination seals the subjective assessment of professional activities; people with high level of procrastination estimate own professional achievements lower.

Key words: procrastination, personal resources, coping strategies, self-effectiveness

В современных условиях при наличии постоянного потока информации, увеличения скорости жизненного и рабочего процесса люди все чаще сталкиваются с феноменом прокрастинации. Постоянное откладывание дел «на потом» оборачивается невыполнением задач, работой в стрессовом режиме с желанием успеть в срок, некачественным результатом. Профессиональная эффективность зависит от большого количества факторов, среди них и личностные качества работника:

компетентность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, умение быть удовлетворенным процессом деятельности, избирать нужную стратегию поведения.

Для грамотного управления персоналом организации и эффективного руководства необходимо оценивать личностные ресурсы людей разного склада, в том числе с различным уровнем про-крастинации, понимать преобладающие стратегии поведения сотрудников в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.