Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / локус контроля / студенты / психологическая помощь / anxiety / locus of control / students / psychological help

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинина Снежана Михайловна

Преодоление тревожности – наиболее частый запрос студентов при обращении за индивидуальной консультацией к специалисту психологической службы университета. Ответственная позиция в отношении своего психического здоровья, осведомленность в приемах психологической самопомощи не снимает проблему высокой тревожности у некоторых студентов. Поиск стратегий психологической помощи студентам по преодолению высокой тревожности с учетом их индивидуальных характеристик послужил поводом к рассмотрению вопроса о характере связи тревожности личности с локусом контроля поведения. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что локус контроля связан с психологическим благополучием, адаптивностью к стрессовым ситуациям и, в частности, с уровнем тревожности. В исследованиях, предмет которых связь тревожности и локуса контроля, содержатся выводы о 1) прямой связи между психологическим неблагополучием, в частности, тревожностью и внешним локусом контроля; 2) отсутствии связи между тревожностью и локусом контроля; 3) прямой связи тревожности и внутреннего локуса контроля; 4)психологических особенностях лиц, имеющих сочетание повышенной тревожности с разными типами локуса контроля. Автор проводил исследование на выборке студентов вузов инженерно-технического профиля. Были использованы шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и методика изучения локуса контроля Дж. Роттера. Были получены выводы о том, что средний уровень тревожности современных студентов выше нормативного. Корреляционный анализ показал, что существует статистически значимая (p<0,001) слабая связь между тревожностью и локусом контроля: с экстернальным – положительная(r = 0,341), с интернальным отрицательная (r = 0,341). Анализ таблицы сопряженности выявил, что высокую тревожность имеют примерно одинаковое количество студентов-интерналов и студентов-экстерналов. Риск появления тревожности у студентов-«интерналов» связан у них с повышенным уровнем контроля поведения, расширенной зоной ответственности, отношением к внутренним причинам своих неудач как стабильным и неизменным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зинина Снежана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN THE LOCUS OF CONTROL AND ANXIETY OF STUDENTS AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Overcoming anxiety is the most frequent request of students when seeking individual advice from a specialist in the psychological service of the university. A responsible attitude towards their mental health, awareness of psychological self-help techniques does not eliminate the problem of high anxiety in some students. The search for strategies for psychological assistance to students to overcome high anxiety, taking into account their individual characteristics, led to the consideration of the nature of the relationship between personality anxiety and the locus of behavior control. An analysis of foreign and domestic studies shows that the locus of control is associated with psychological well-being, adaptability to stressful situations and, in particular, with the level of anxiety. The studies, the subject of which is the relationship between anxiety and the locus of control, contain conclusions about 1) a direct connection between psychological distress, in particular, anxiety and the external locus of control; 2) the absence of a connection between anxiety and the locus of control; 3) a direct connection between anxiety and the internal locus of control; 4) the psychological characteristics of individuals who have a combination of increased anxiety with different types of locus of control. The author conducted a study on a sample of university students of engineering and technical profile. The scale of personal anxiety by C.D. Spielberger and the method of studying the locus of control by J. Rotter. It was concluded that the average level of anxiety of modern students is higher than the norm. Correlation analysis showed that there is a statistically significant (p<0.001) weak relationship between anxiety and the locus of control: positive with the external (r = 0.341), negative with the internal (r = 0.341). The analysis of the table revealed that approximately the same number of internals and externals students have high anxiety. The risk of anxiety among «internals» students is associated with an increased level of behavior control, an expanded area of responsibility, and an attitude to the internal causes of their failures as stable and unchangeable.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

gov/pmc/articles/PMC7346292/ ( accessed 03.02.2024)

19. Halpern J. Empathy and Patient-Physician Conflicts. Journal of General Internal Medicine. 2007. № 22. P. 696 - 700. https://doi.org/10.1007/s11606-006-0102-3

20. Hastings T.S., Kavookjian J., Ekong G. Associations among student conflict management style and attitudes toward empathy. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. Vol. 11, Issue 1. 2019. P. 25 - 32 https://doi.org/10.1016/jxptl.2018.09.019.

21. Jerkovic A., Tadin A., Gavic L. The Association Of Empathy And The Occurrence Of Work- And Family-Based Conflict In The Doctor Of Dental Medicine. Acta Stomatologica Croatica. 2022, Vol 56, Issue 4. P. 445 - 448.

22. Klimecki O.M. The Role of Empathy and Compassion in Conflict Resolution. Emotion Review. 2019. № 11(4). P. 310 - 325. https://doi. org/10.1177/1754073919838609

23. Shi M., Du T. Associations of emotional intelligence and gratitude with empathy in medical students. BMC Medical Education. 2020. № 20. https://doi. org/10.1186/s12909-020-02041-4 — URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/ articles/10.1186/s12909-020-02041-4#citeas ( accessed 03.02.2024)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Зинина Снежана Михайловна

Кандидат психологических наук , доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г.Нижний Новгород), е-mail: sne-janazinina@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-22-37 Аннотация:

Преодоление тревожности - наиболее частый запрос студентов при обращении за индивидуальной консультацией к специалисту психологической службы университета. Ответственная позиция в отношении своего психического здоровья, осведомленность в приемах психологической самопомощи не снимает проблему высокой тревожности у некоторых студентов. Поиск стратегий психологической помощи студентам по преодолению высокой тревожности с учетом их индивидуальных характеристик послужил поводом к рассмотрению вопроса о характере связи тревожности личности с локусом контроля поведения. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что локус

контроля связан с психологическим благополучием, адаптивностью к стрессовым ситуациям и, в частности, с уровнем тревожности. В исследованиях, предмет которых связь тревожности и локуса контроля, содержатся выводы о 1) прямой связи между психологическим неблагополучием, в частности, тревожностью и внешним локусом контроля; 2) отсутствии связи между тревожностью и локусом контроля; 3) прямой связи тревожности и внутреннего локуса контроля; 4)психологических особенностях лиц, имеющих сочетание повышенной тревожности с разными типами локуса контроля.

Автор проводил исследование на выборке студентов вузов инженерно-технического профиля. Были использованы шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и методика изучения локуса контроля Дж. Роттера.

Были получены выводы о том, что средний уровень тревожности современных студентов выше нормативного. Корреляционный анализ показал, что существует статистически значимая (р<0,001) слабая связь между тревожностью и локусом контроля: с экстернальным - положительная(г = 0,341), с интернальным - отрицательная (г = - 0,341). Анализ таблицы сопряженности выявил, что высокую тревожность имеют примерно одинаковое количество студентов-интерналов и студентов-экстерналов. Риск появления тревожности у студентов-«интерналов» связан у них с повышенным уровнем контроля поведения, расширенной зоной ответственности, отношением к внутренним причинам своих неудач как стабильным и неизменным.

Ключевые слова: тревожность, локус контроля, студенты, психологическая помощь.

RELATIONSHIP BETWEEN THE LOCUS OF CONTROL AND ANXIETY OF STUDENTS AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Zinina Snezhana Mikhailovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Nizhniy Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (Nizhniy Novgorod), e-mail: snejana-zinina@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-22-37 Abstract:

Overcoming anxiety is the most frequent request of students when seeking individual advice from a specialist in the psychological service of the university. A responsible attitude towards their mental health, awareness of psychological self-help techniques does not eliminate the problem of high anxiety in some students. The search for strategies for psychological assistance to students to overcome high anxiety, taking into account their individual characteristics, led to the consideration of the nature of the

relationship between personality anxiety and the locus of behavior control.

An analysis of foreign and domestic studies shows that the locus of control is associated with psychological well-being, adaptability to stressful situations and, in particular, with the level of anxiety. The studies, the subject of which is the relationship between anxiety and the locus of control, contain conclusions about 1) a direct connection between psychological distress, in particular, anxiety and the external locus of control; 2) the absence of a connection between anxiety and the locus of control; 3) a direct connection between anxiety and the internal locus of control; 4) the psychological characteristics of individuals who have a combination of increased anxiety with different types of locus of control.

The author conducted a study on a sample of university students of engineering and technical profile. The scale of personal anxiety by C.D. Spielberger and the method of studying the locus of control by J. Rotter.

It was concluded that the average level of anxiety of modern students is higher than the norm. Correlation analysis showed that there is a statistically significant (p<0.001) weak relationship between anxiety and the locus of control: positive with the external (r = 0.341), negative with the internal (r = - 0.341). The analysis of the table revealed that approximately the same number of internals and externals students have high anxiety. The risk of anxiety among «internals» students is associated with an increased level of behavior control, an expanded area of responsibility, and an attitude to the internal causes of their failures as stable and unchangeable.

Keywords: anxiety, locus of control, students, psychological help.

Начало 20-ых годов нынешнего века стало временем стремительного развития психологической службы в системе отечественного высшего образования [1]. При неоднородности моделей психологических служб вузов, численности их штата, объемов финансирования, содержание деятельности практических психологов центрируется вокруг поиска эффективных способов сохранения и обеспечения психологического благополучия студентов.

Наиболее популярной и востребованной формой психологической помощи в вузах являются индивидуальные психологические консультации, призванные решать персональные психологические проблемы студентов. Среди наиболее частых запросов - проблема тревожности. Так, Е.В. Гордунова и И.Е. Крылова [3]в статье «Психологические службы в российских вузах: что имеем и куда идем?» приводят результаты отчета Центра студенческого психического здоровья (The Center for Collegiate Mental Health), обобщающего опыт 380 учебных заведений США. Согласно им, «тревожность» стоит на первом месте среди запросов студентов к психологу и составляет 25% от причин всех обращений. Наши наблюдения подтверждают эту статистику.

Традиционно, стратегиями преодоления высокой тревожности становятся обучение методам психологической самопомощи, повышение психологической культуры личности, использование приемов когнитивно-поведенческой терапии, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции и нервно-психиче-

ской релаксации. Однако нередко в практике работы приходится иметь дело со студентами которые весьма осведомлены в приемах психологической самопомощи (например студенты-психологи), интересуются вопросами практической психологи, интеллектуально развиты, имеют высокую академическую успешность, ответственно относятся к своему здоровью, используют методы психологической самопомощи, но при этом сохраняют высокий уровень тревожности. Поиск стратегий психологической помощи студентам по преодолению высокой тревожности с учетом их индивидуальных характеристик послужил поводом к рассмотрению вопроса о характере связи тревожности личности с локусом контроля поведения.

Введенное Дж. Роттером понятие «локус контроля» подразумевает склонность человека видеть источник управления своей жизнью во внешней среде или в самом себе, что соответствует внешней и внутренней атрибуции, а также личностям «экстернального» и «интернального» типов. В его исследованиях показано влияние локуса контроля на различные аспекты жизни человека, включая тревожность. В частности, он обнаружил, что люди с внешним локусом контроля имели более высокий уровень тревожности, чем люди с внутренним локусом контроля. [35]

Отечественным ученым А.А. Каракуцевой было обнаружено, что дети с более высоким уровнем тревожности имеют склонность к внешнему контролю, в то время как дети с более низким уровнем тревожности имеют более высокий уровень внутреннего контроля [9]. Похожая закономерность имеет место и у пожилых людей. Те из них, у которых локус контроля имеет склонность к внешнему контролю, имеют более высокий уровень невротизма [8]. В работе Е.Н. Наговицына были сделаны схожие выводы: учащиеся с более высоким уровнем внешнего контроля имеют более высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки [13]. Е.В. Калюжная доказала, что у подростков с более высоким уровнем внутреннего контроля чаще используются позитивные стратегии управления стрессом, такие как активное справление и поисковые стратегии [7]. Применение интерналами эффективных стратегий совладания с жизненными проблемами подтверждают и зарубежные авторы [28]. В исследовании Л.Ю. Рубцова было обнаружено, что у лиц с алкогольной зависимостью чаще встречается внешний локус контроля, что связано с более высоким уровнем тревожности и более низким уровнем самооценки [16].

В отечественных исследованиях, проведенных на студенческих выборках, находим данные о том, что студенты с внутренней направленностью локуса контроля имеют более низкие показатели общей тревожности и тревожности перед экзаменами, чем студенты с внешней направленностью локуса контроля [5], а у студентов с более высоким уровнем внешнего контроля наблюдался более высокий уровень тревожности во время экзаменов, чем у студентов с более высоким уровнем внутреннего контроля [2].

Обобщая достаточное количество психологических исследований и эмпирических фактов выдающийся отечественный психолог А.А. Реан делает вывод

о преимуществах для человека и общества наличия у личности внутренней (ин-тернальной) стратегии атрибуции, коррелирующей с социальной зрелостью и просоциальным поведением. В вопросах коррекции деликвентного поведения подростков необходимость переориентации личности с экстернального на ин-тернальный локус контроля видится А.А. Реану весьма целесообразной. «Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни» - пишет он [ 15, С. 101].

Многие исследователи в разных странах также подтверждают корреляцию между личностной тревожностью и внешним локусом контроля у студентов, как умеренную или сильную положительную, что подтверждает значимость этой связи для понимания причин психологического благополучия студентов. Например, исследование, проведенное в Иордании, выявило, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности был выше уровень внешнего локуса контроля и коэффициент корреляции между этими переменными составил 0,36 [18]. А в одном из исследований, проведенных на выборке студентов в Индии, коэффициент корреляции между этими переменными составил 0,48 [40]. Levitan L. C и Reiner M. обнаружили положительную связь между тревожностью и внешним локусом контроля у студентов высшей школы, тогда как внутренний локус контроля был связан с более низким уровнем тревожности [25]. Подобные результаты были получены исследованием Shingu, M., Ikeda, M., и Horiuchi, S. на японской выборке [36].

Существует множество зарубежных исследований, которые выявляют связь между локусом контроля и тревожными расстройствами, такими как общее тревожное расстройство, социальная фобия, паническое расстройство и депрессия. Некоторые из них дают следующие результаты:

- у пациентов с паническим расстройством наблюдался более высокий уровень внешнего локуса контроля, чем у здоровых людей, они считали, что их симптомы вызваны внешними факторами, а не их собственными способностями для управления ситуациями [19];

- у пациентов с депрессией наблюдался более высокий уровень внешнего локуса контроля и они склонны были считать, что их жизнь и результаты зависят от внешних факторов, и часто испытывали чувство беспомощности и неконтролируемости своей жизни [30];

- у пациентов с общим тревожным расстройством наблюдался более высокий уровень внешнего локуса контроля, они склонны были считать, что их жизнь и результаты зависят от внешних факторов, и часто испытывали чувство беспомощности и неконтролируемости своей жизни [31];

- у пациентов с социальной фобией наблюдался более высокий уровень внешнего локуса контроля, чем у здоровых людей, они считали, что их социальные трудности вызваны внешними факторами, такими как отношение других людей к ним, а не их собственными способностями и поведением [24];

- в контексте жизненного стресса люди с внешним локусом контроля име-

ют более высокий уровень тревожности, что также связано с особыми генетическими и нейрокогнитивными факторами [20].

В работе Iseki, C., Furukawa, T. A., Noma, H. имеется доказательство, что тренировка внутреннего локуса контроля может снижать уровень тревожности у людей. Точнее, что она может повысить эффективность психотерапии для униполярной депрессии. [22].

Hunter, M. S., Chua, T. L., Jackson, T., Crowe, M. провели мета-анализ 44 исследований, в которых изучалась связь между локусом контроля и уровнем тревожности. В результате анализа было обнаружено, что корреляция между локусом контроля и тревожностью действительно существует, но ее сила может варьироваться в зависимости от различных факторов. Например, связь оказалась более сильной у людей с психическими расстройствами, а также у людей, столкнувшихся с неблагоприятными жизненными событиями [21].

Несмотря на то, что «локус контроля» - это концептуальная модель, которая используется для объяснения различий в поведении людей, исследования показывают, что он не всегда связан с уровнем тревожности. Ниже приводятся некоторые исследования, которые не обнаружили связи между локусом контроля и тревожностью.

Lason, D.D., Plaffin, R.G., McGrath, D.S. не нашли значимой связи между локусом контроля и уровнем тревожности у студентов. Участники их исследования с высоким и низким уровнями контроля имели примерно одинаковые уровни тревожности [25]. Ramsay, B.N. Schmitt, A.D. также не обнаружили связи между локусом контроля и тревожностью у студенток-психологов. Участники с разными уровнями контроля имели похожие показатели тревоги [34]. Исследование North, V.D. и Hasan, M.T. проведенное на выборке студентов-психологов также подтвердило эти выводы [33].

Hunter, M. S., Chua, T. L., Jackson, T., и Crowe, M. показали, что характер связи между локусом контроля и тревожностью зависит от многих факторов, включая психологические и социодемографические особенности человека. Так людей с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации эта связь была значимо слабее или отсутствовала. Также, у женщин эта связь оказалась слабее, чем у мужчин. [21]. Например, исследование, проведенное Abramsson, K. A., Lundebjerg, N. E., Hauksson, J. B., Lonneborg, A., Gustafson, Y. не выявило значимой связи между локусом контроля и тревожностью у людей в пожилом возрасте [17]. Констатируют также отсутствие значимой корреляции зарубежные психологи у подростков [18] и у студентов [29].

Особый интерес представляют результаты исследований, в которых получены, противоположные ранее изложенным выводы, такие как:

- у подростков с высокой личностной тревожностью локус контроля имеет склонность к внутреннему контролю [10];

- у студентов с внутренней направленностью локуса контроля выше показатели социальной тревожности и тревожности в отношении оценки со стороны других людей. [5];

- у некоторых людей социальная тревожность может привести к укреплению внутреннего локуса контроля, что связано с тем, что они склонны к самокритичности и сильно фокусируются на своих мыслях и чувствах, что ведет к укреплению внутреннего локуса контроля [32].

Таким образом, хотя локус контроля может объяснить некоторые различия в поведении людей, он может не быть связан с уровнем тревожности в некоторых случаях. Выше приведенные исследования не опровергают связь между локусом контроля и тревожностью в целом, а лишь указывают на возможность непостоянной связи, зависящей от различных факторов. В связи с этим особый научный интерес вызывают работы, описывающие особенности тревожных людей с разным локусом контроля. В частности, Панферовой Н.И. было выявлено, что у школьников с высоким уровнем тревожности и внутренним локусом контроля наблюдаются более высокие показатели уровня самооценки и удовлетворенности жизнью, чем у школьников с высоким уровнем тревожности и внешним локусом контроля. Это может объясняться тем, что внутренний локус контроля связан с более высоким уровнем уверенности в своих способностях и возможностях контролировать события в жизни [14]. Жеребкова Е.В. и Сапронова Л.И. установили связь между тревожностью, локусом контроля и типом мотивации учебной деятельности у студентов. Было показано, что студенты с высоким уровнем тревожности и внешним локусом контроля склонны к внешней мотивации, то есть они стремятся достичь успеха в учебе, чтобы получить внешнюю награду, например, похвалу или высокую оценку. Студенты с высоким уровнем тревожности и внутренним локусом контроля склонны к внутренней мотивации, то есть они стремятся достичь успеха в учебе, потому что это важно для них самих [4].

Исследование Кондрашихиной О.А. и Пантелеева С.Р. обнаружило, что у подростков с высоким уровнем тревожности и внешним локусом контроля чаще наблюдаются стратегии регуляции эмоций, связанные с избеганием проблем, например, отрицание или уход от проблемы. В то время как у подростков с высоким уровнем тревожности и внутренним локусом контроля чаще наблюдаются стратегии регуляции эмоций, связанные с поисковым подходом, то есть они пытаются активно искать решения проблемы и находить новые способы решения ситуации. Это может свидетельствовать о том, что внутренний локус контроля может помочь человеку более эффективно решать проблемы и справляться с трудностями, чем внешний локус контроля [12].

Приведенный обзор показывает, что локус контроля связан с психологическим благополучием, адаптивностью к стрессовым ситуациям и, в частности с уровнем тревожностью. Все выводы по выше проанализированным исследованиям можно условно разделить на утверждения о:

- прямой связи между психологическим неблагополучием, в частности, тревожностью и внешним локусом контроля;

- отсутствии связи между тревожностью и локусом контроля ;

- прямой связи тревожности и внутреннего локуса контроля;

- психологических особенностях лиц, имеющих сочетание повышенной тревожности с разными типами локуса контроля.

Уточнить характер взаимосвязи между уровнем тревожности и локусом контроля у студентов стало задачей нашего эмпирического исследования, выполненного в 2023 году совместно с Смирновой А. Н. в интересах психологической службы высшего образования.

В исследовании, проведенном на базе психологической службы инженерно-технического вуза, приняли участие 64 студента (32 юноши и 32 девушки) различных профессиональных направлений. Исследование проводилось с помощью опросных листов, включающих шкалу личностной тревожности Ч.Д. Спил-бергера [39] и опросника исследования локуса контроля по Дж. Роттеру [35].

Анализ полученных в ходе исследования показателей по шкале личностной тревожности Спилбергера представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение студентов по уровням личностной тревожности

Уровень Кол-во

абс. отн. (%)

Высокая тревожность 34 53%

Умеренная тревожность 29 45%

Низкая тревожность 1 2%

Как видно из таблицы 1, почти половина студентов из выборки имеют высокий уровень личностной тревожности и только у одного студента тревожность характеризуется как низкая. Характер распределения показателей позволяет судить об общем уровне тревожности студентов, который является выше нормативного. Наши экспериментальные данные согласуются с результатами, полученными на других студенческих выборках. В частности, в работе Wang, Z., Kong, F. были проанализированы результаты 54 исследований, посвященных изучению личностной тревожности у студентов, и показано, что несмотря на то, что уровень тревожности студентов может варьироваться в зависимости от таких факторов как пол, возраст, уровень образования и страна, средний уровень личностной тревожности у студентов в различных странах значительно выше, чем у населения в целом. [41].

Для выявление характера связи между тревожностью и локусом контроля был проведен расчет линейного коэффициента корреляции Пирсона между персональными количественными показателями, полученными по методикам Ч.Д. Спилбергера и Дж. Роттера. Результаты представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2 числовые значения коэффициентов корреляции показателей тревожности с показателями разных направлений локуса контроля зеркальны. Между экстернальным локусом контроля и тревожностью выявлена

слабая положительная статистически значимая связь (г = 0,341), тогда как между интернальным локусом контроля и тревожностью связь точно такая же по силе, но обратная по направлению.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа связей показателей локуса контроля и личностной тревожности студентов ( п=64)

Локус контроля Экстернальный Интернальным

Личная тревожность 0,341 - 0,341

Р p<0,001 p<0,001

В связи с тем, что практический психолог имеет дело с конкретной личностью, то для выявления характера связи тревожности студента и ориентации контроля поведения целесообразнее анализировать показатели измерения психических свойств, полученные в номинативной шкале, разделив выборку на три группы по уровням тревожности и на три группы по типам локуса контроля, выделив дополнительно «неопределенный тип». Взаимосвязь в этом случае выявляется на основе анализа таблицы сопряженности ( см. таблицу 3 ).

Таблица 3

Сопряжённость уровня личностной тревожности и типа локус контроля

Тревожность Экстерналы Неопределенный тип Интерналы

Высокая 14 8 12

Умеренная 12 3 14

Низкая 1 0 0

Из таблицы 3 наглядно видно, что высокую тревожность имеют примерно одинаковое количество студентов-интерналов и студентов-экстерналов. Различия в количестве, согласно расчету коэффициента углового преобразования Фишера статистически незначимы (p>0,1). Следовательно, даже наличие внутрен-ного локуса контроля поведения не обязательно способствует снятию высокой личностной тревожности.

Наше исследование показало, что у студентов имеет место слабая положительная связь высокой тревожности с экстернальной атрибуцией поведения , однако у части студентов наличие высокой тревожности наблюдается и при ин-тернальном локусе контроля. Риск высокой тревожности при внутреннем локусе контроля связан с тем, что по мнению отечественного психолога А.А. Реана, суть интернальной личности - это всеобъемлющий контроль, расширенная ответственность, которая распространяется и на удачи и на жизненные неудачи лич-

ности. Стремление интернала тщательно контролировать многое в своей жизни приводит к росту нервно-психического напряжения, дискомфорта, нарастанию чувств вины и стыда, невротизации личности в целом. Это те проявления, которые А.А. Реан связывает с понятием «плохая интернальность», когда неудачи объясняются не недостаточностью усилий (вариативный компонент), а неизменными низкими способностями (стабильный компонент) [15] .

На основании результатов теоретико-эмпирического исследования можно сделать ряд выводов:

1. Средний уровень тревожности современных студентов выше нормативного.

2. Существует статистически значимая (p<0,001) слабая связь между тревожностью и локусом контроля: с экстернальным - положительная(г = 0,341), с интернальным - отрицательная (r = - 0,341).

3. Обзор психологических исследований показал, что у лиц с высоком уровнем образования, осведомленности в вопросах психологии, склонности к внутренней мотивации, не имеющих признаков психических расстройств и ситуативно благополучных в жизненном плане, наличие интернальной атрибуции поведения может не снимать проблему повышенной тревожности, особенно в области социальных отношений.

4. Риск появления тревожности у «интерналов» связан с повышенным уровнем контроля поведения, расширенной зоной ответственности, отношением к внутренним причинам своих неудач как стабильным и неизменным.

5. При выборе стратегии психологической помощи студентам с повышенной тревожностью важно учитывать, что локус контроля может оказывать значительное влияние на поведения и психологическое благополучие студента. При наличии внешнего локуса контроля переориентация на внутренний локус может помочь почувствовать большую уверенность в своих возможностях, способность контролировать события в своей жизни, использовать активные стратегии и эффективные способы совладания с проблемами.

6. Ориентиром в коррекционно-развивающей и профилактической работе для практического психолога должна стать «хорошая интернальность», которая подразумевает интернальность в области достижений и интернальность в области неудач, которая в свою очередь включает интернальность в области преодоления неудач и экстернальность в области причин неудач.

7. В практической работе психолога для выбора стратегии психологической помощи студентам с высокой тревожностью важно диагностировать не просто универсальный локус контроля, а особенности контроля в ситуации достижений и в ситуации неудач, а также в разных областях значимой для студента деятельности.

Учёт этих положений может способствовать повышению эффективности психологической помощи студентам с повышенной тревожностью в рамках деятельности психологической службы вуза.

Литература

1. Басюк В.С., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 4-18.

2. Веселова, Е.Ю. Связь локуса контроля и тревожности у студентов в условиях экзаменационного периода // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2015. - № 2. - С. 101-107.

3. Горбунова Е.В., Крылова И.Е. Психологические службы в российских вузах: что имеем и куда идем? // Высшее образование в России. 2023 . Т.23. №11. С. 95-115.

4. Жеребкова, Е.В., Сапронова, Л.И. Тревожность, локус контроля и мотивация учебной деятельности у студентов // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - С. 138-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жукова, Т. А., Шаманова, Т. А. Особенности тревожности у студентов с разной направленностью локуса контроля // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 46. - С. 96-104.

6. Казакова, И.В. Локус контроля и стили мотивации у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. -2010. - № 3. - С. 64-72.

7. Калюжная, Е.В. Локус контроля и адаптивные стратегии управления стрессом у подростков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 4. - С. 129-135.

8. Каракуцева, А.А. Локус контроля и личностные особенности у пожилых людей // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, № 1. - С. 37-44.

9. Каракуцева, А.А. Локус контроля и уровень тревожности у детей // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, № 1. - С. 65-72.

10. Каракуцева, А.А. Связь локуса контроля и личностной тревожности у подростков // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2010.

- № 4. - С. 40-50.

11. Климова, О.А., Тихомирова, Т.Н., Нечаева, Г.В. Особенности локуса контроля у студентов в зависимости от уровня самооценки // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - № 3. - С. 80-87.

12. Кондрашихина, О.А., Пантелеев, С.Р. Регуляция эмоций и локус контроля у подростков с высоким уровнем тревожности // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 1. - С. 109-117.

13. Наговицына, Е.Н. Локус контроля и психологические особенности учащихся средней школы // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 39-47.

14. Панферова, Н.И. Особенности тревожности у школьников с разной направленностью локуса контроля // Сибирский психологический журнал. - 2012.

- Т. 47, № 2. - С. 128-136.

15. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.- 2004.-416с.

16. Рубцова, Л.Ю. Связь локуса контроля и тревожности у лиц с алкогольной зависимостью // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28, № 6. - С. 46-55.

17. Abramsson, K. A., Lundebjerg, N. E., Hauksson, J. B., Lonneborg, A., & Gustafson, Y. Sense of control and anxiety among very old people: A population-based study. Aging & mental health, 2013, vol.17, no.1, pp.40-49.

18. Al-Fahim, F. N. The relationship between anxiety and external locus of control among university students. International Journal of Humanities and Social Science Research, 2017, vol. 7no.1, pp. 6-12.

19. Bandari, S., Khosravi, M. Locus of control in generalized anxiety disorder. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2011, no. 30, pp.1056-1060.

20. Hindi, M., Dresler, T., Sandi, C. Anxiety-related individual differences in the context of life stress: The role of neuro-cognitive and genetic factors. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2018, no. 90, pp.13-28.

21. Hunter, M. S., Chua, T. L., Jackson, T., Crowe, M. The relationship between locus of control and anxiety: A meta-analysis. Journal of anxiety disorders, 2012, vol.26 no.5, pp. 569-583.

22. Iseki, C., Furukawa, T. A., Noma, H. Training of internal locus of control to increase the effectiveness of psychotherapy for unipolar depression: A systematic review and meta-analysis. Psychological medicine, 2016, vol.46, no. 4, pp. 693-703.

23. Kobasa, S. C. Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of personality and social psychology, 1979, no37(1), pp1-11.

24. Kovacic, B., Martinovic, D. Locus of control in patients with social phobia. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2012, no. 84, pp. 939-943.

25. Lason, D.D., Plaffin, R.G., McGrath, D.S. Self-control and anxiety among college students. Journal of Social Behavior and Personality, 1992 vol.7 no.3, pp. 485-492.

26. LeBeau, R. T., Glenn, D. E., Hanover, L. N., Beets, M. W., DeBar, L. L. Using behavioral and contextual factors to predict childhood anxiety: A cross-sectional analysis of data from the Fit4Schools study. Journal of School Health, 2020, vol. 90no.2, pp. 92-100.

27. Lefcourt, H. M. Internal-external control and gender: A review and extension. Current Psychology, 2018. vol.37no.2, pp.185-194.

28. Levitan, L. C., Reiner, M. Personality factors, coping strategies, and student achievement. Journal of College Student Development, 1987, vol.28, no. 6, pp. 525530.

29. Martin, G. L., Pear, J. J., Zuckerman, M. Personality characteristics of the college classroom: Relation to academic performance. Journal of Educational Psychology, 1979, vol. 71no.6, pp. 767-779.

30. McKinnie, J. E., Whitefield, K. Locus of control and depression in young people: A review of the literature. Child and Adolescent Mental Health, 2010, vol.15no.4, pp.178-183.

31. Milligan, R., Kotler, M. The role of locus of control in panic disorder and agoraphobia. Journal of Anxiety Disorders, 1984, vol.1,no 1, pp. 51-57.

32. Moller, A.C., Friedman, H.S. Do facets of self-perceived control contribute uniquely to health and well-being? Journal of Personality and Social Psychology, 2001,vol. 80, no.1, pp. 191-201.

33. North, V.D. Hasan, M.T. The relationship between locus of control and anxiety among clients of a counseling center. Journal of Mental Health Counseling, 2012, vol. 34, no. 1, pp. 62-74.

34. Ramsay, B.N. Schmitt, A.D. Locus of control, anxiety, and academic achievement among female psychology students. Journal of College Student Development, 2007, vol 48,no.4, pp. 431-438

35. Rotter, J. B. learning and clinical psychology. Englewood Cliffs, 1954. NJ: Prentice-Hall.

36. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 1966, no. 80, pp. 1-28.

37. Sarason, I. G., Johnson, J. H., Siegel, J. M. Assessing the impact of life changes: Development of the life experiences survey. Journal of consulting and clinical psychology, 1978, vol. 46, no.5, pp. 927-932.

38. Shingu, M., Ikeda, M., Horiuchi, S. Relations between locus of control and anxiety in Japanese college students. Psychological Reports, 1994, vol. 74, no.2, pp. 579-583.

39. Spielberger, C. D., Gorsuch, R. L., Lushene, R. E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. 1970

40. Vohra, A., Aggarwal, P. Personality, locus of control, and stress among university students. International Journal of Science and Research, 2016, vol. 5, no.6, pp. 1466-1469.

41. Wang, Z., Kong, F. College students' trait anxiety and subjective well-being in China: The moderating roles of hope and purpose in life. Personality and Individual Differences, 2017, no. 107, pp. 53-58.

References

1. Basyuk V.S. Federalnaya set psikhologicheskikh sluzhb obrazovatelnikh organizatsii visshego obrazovaniya: kontseptsiya, prioriteti i resursi razvitiya [Federal Network of Psychological Services of Educational institutions of Higher Education: concept, priorities and development resources]. V.S. Basyuk, C.B. Malikh, T.N. Tikhomirova. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2022. no 6. pp. 4-18. [in Russian]

2. Veselova Ye.Yu. Svyaz lokusa kontrolya i trevozhnosti u studentov v usloviyakh ekzamenatsionnogo perioda [The relationship between the locus of control and anxiety in students during the examination period]. Ye.Yu. Veselova. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science]. 2015.

no 2. — p. 101-107. [in Russian]

3. Gorbunova Ye.V. Psikhologicheskie sluzhbi v rossiiskikh vuzakh: chto imeem i kuda idem? [Psychological services in Russian universities: What do we have and where are we going?]. Ye.V. Gorbunova, I.E. Krilova.Visshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. — 2023. T.23.no 11. p p. 95-115. [in Russian]

4. Zherebkova Ye.V. Trevozhnost, lokus kontrolya i motivatsiya uchebnoi deyatelnosti u studentov [Anxiety, locus of control and motivation of educational activity in students]. Ye.V. Zherebkova, L.I. Sapronova.Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2014. no 389. pp. 138-142. [in Russian]

5. Zhukova T.A Osobennosti trevozhnosti u studentov s raznoi napravlennostyu lokusa kontrolya [Features of anxiety in students with different focus of the locus of control]. T.A Zhukova, T.A. Shamanova. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal]. p 2012. no 46. p p. 96-104. [in Russian]

6. Kazakova I.V. Lokus kontrolya i stili motivatsii u studentov [Locus of control and styles of motivation among students]. I.V. Kazakova. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhbi narodov. Seriya Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Psychology and Pedagogy series]. p 2010, no 3. p p. 64-72. [in Russian]

7. Kalyuzhnaya Ye.V. Lokus kontrolya i adaptivnie strategii upravleniya stressom u podrostkov [Locus of control and adaptive stress management strategies in adolescents]. Ye.V. Kalyuzhnaya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kulturi i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts]. p 2017. no 4. pp. 129-135. [in Russian]

8. Karakutseva A.A. Lokus kontrolya i lichnostnie osobennosti u pozhilikh lyudei [Locus of control and personality traits in the elderly]. A.A. Karakutseva. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. 2010. T.31 no 1. pp. 37-44. [in Russian]

9. Karakutseva A.A. Lokus kontrolya i uroven trevozhnosti u detei [The locus of control and the level of anxiety in children]. A.A. Karakutseva. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. p 2008. p T.29 no1. p p. 65-72. [in Russian]

10. Karakutseva A.A. Svyaz lokusa kontrolya i lichnostnoi trevozhnosti u podrostkov [The relationship between the locus of control and personal anxiety in adolescents]. A.A. Karakutseva. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology]. 2010. no 4 pp. 40-50. [in Russian]

11. Klimova O.A. Osobennosti lokusa kontrolya u studentov v zavisimosti ot urovnya samootsenki [Features of the locus of control in students depending on the level of self-esteem]. O.A. Klimova, N.V. Tikhomirova, G.V. Nechaeva. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University]. 2017. no 3. p p. 80-87. [in Russian]

12. Kondrashikhina O.A. Regulyatsiya emotsii i lokus kontrolya u podrostkov s visokim urovnem trevozhnosti [Emotion regulation and locus of control in adolescents

with high levels of anxiety]. O.A. Kondrashikhina, S.R. Panteleev. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2015. T.20.no1. p p. 109117. [in Russian]

13. Nagovitsina Ye.N. Lokus kontrolya i psikhologicheskie osobennosti uchashchikhsya srednei shkoli [Locus of control and psychological characteristics of secondary school students]. Ye.N. Nagovitsina. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2016. no 4. p p. 39-47. [in Russian]

14. Panferova N.I. Osobennosti trevozhnosti u shkolnikov s raznoi napravlennostyu lokusa kontrolya [Features of anxiety in schoolchildren with different directions of the locus of control]. N.I. Panferova. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 2012. T.47.no2. pp. 128-136. [in Russian]

15. Rean A.A. Psikhologiya lichnosti. Sotsializatsiya, povedenie, obshchenie [Personality psychology. Socialization, behavior, communication]. A.A. Rean. — SPb: praim-evroznak, 2004. 416 p. [in Russian]

16. Rubtsova L.Yu. Svyaz lokusa kontrolya i trevozhnosti u lits s alkogolnoi zavisimostyu [The relationship between the locus of control and anxiety in people with alcohol dependence]. L.Yu. Rubtsova. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal]. 2007. T.28 no.6. pp. 46-55. [in Russian]

17. Abramsson, K. A., Lundebjerg, N. E., Hauksson, J. B., Lonneborg, A., & Gustafson, Y. (2013). Sense of control and anxiety among very old people: A population-based study. Aging & mental health, vol.17, no.1, pp.40-49.

18. Al-Fahim, F. N. The relationship between anxiety and external locus of control among university students. International Journal of Humanities and Social Science Research, 2017, vol. 7no.1, pp. 6-12.

19. Bandari, S., Khosravi, M. Locus of control in generalized anxiety disorder. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2011, no. 30, pp.1056-1060.

20. Hindi, M., Dresler, T., Sandi, C. Anxiety-related individual differences in the context of life stress: The role of neuro-cognitive and genetic factors. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2018. no. 90, pp.13-28.

21. Hunter, M. S., Chua, T. L., Jackson, T., Crowe, M. The relationship between locus of control and anxiety: A meta-analysis. Journal of anxiety disorders, 2012. vol.26 no.5, pp. 569-583.

22. Iseki, C., Furukawa, T. A., Noma, H. Training of internal locus of control to increase the effectiveness of psychotherapy for unipolar depression: A systematic review and meta-analysis. Psychological medicine, 2016, vol.46, no. 4, pp. 693-703.

23. Kobasa, S. C. Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of personality and social psychology, 1979, no37(1), pp1-11.

24. Kovacic, B., Martinovic, D. Locus of control in patients with social phobia. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2012,no. 84, pp. 939-943.

25. Lason, D.D., Plaffin, R.G., McGrath, D.S. Self-control and anxiety among college students. Journal of Social Behavior and Personality, 1992, vol.7 no.3, pp. 485-492.

26. LeBeau, R. T., Glenn, D. E., Hanover, L. N., Beets, M. W., DeBar, L. L.

Using behavioral and contextual factors to predict childhood anxiety: A cross-sectional analysis of data from the Fit4Schools study. Journal of School Health, 2020, vol. 90no.2, pp. 92-100.

27. Lefcourt, H. M. Internal-external control and gender: A review and extension. Current Psychology, 2018, vol.37no.2, pp.185-194.

28. Levitan, L. C., Reiner, M. Personality factors, coping strategies, and student achievement. Journal of College Student Development, 1987, vol.28, no. 6, pp. 525530.

29. Martin, G. L., Pear, J. J., Zuckerman, M. Personality characteristics of the college classroom: Relation to academic performance. Journal of Educational Psychology, 1979, vol. 71no.6, pp. 767-779.

30. McKinnie, J. E., Whitefield, K. Locus of control and depression in young people: A review of the literature. Child and Adolescent Mental Health, 2010, vol.15no.4, pp.178-183.

31. Milligan, R., Kotler, M. The role of locus of control in panic disorder and agoraphobia. Journal of Anxiety Disorders, 1984, vol.1,no 1, pp. 51-57.

32. Moller, A.C., Friedman, H.S. Do facets of self-perceived control contribute uniquely to health and well-being? Journal of Personality and Social Psychology, 2001, vol. 80, no.1, pp. 191-201.

33. North, V.D. Hasan, M.T. The relationship between locus of control and anxiety among clients of a counseling center. Journal of Mental Health Counseling, 2012, vol. 34, no. 1, pp. 62-74.

34. Ramsay, B.N. Schmitt, A.D. Locus of control, anxiety, and academic achievement among female psychology students. Journal of College Student Development, 2007, vol 48,no.4, pp. 431-438

35. Rotter, J. B. learning and clinical psychology. Englewood Cliffs, 1954. NJ: Prentice-Hall.

36. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 1966, no. 80, pp. 1-28.

37. Sarason, I. G., Johnson, J. H., Siegel, J. M. Assessing the impact of life changes: Development of the life experiences survey. Journal of consulting and clinical psychology, 1978, vol. 46, no.5, pp. 927-932.

38. Shingu, M., Ikeda, M., Horiuchi, S. Relations between locus of control and anxiety in Japanese college students. Psychological Reports, 1994, vol. 74, no.2, pp. 579-583.

39. Spielberger, C. D., Gorsuch, R. L., Lushene, R. E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. 1970

40. Vohra, A., Aggarwal, P. Personality, locus of control, and stress among university students. International Journal of Science and Research, 2016, vol. 5, no.6, pp. 1466-1469.

41. Wang, Z., Kong, F. College students' trait anxiety and subjective well-being in China: The moderating roles of hope and purpose in life. Personality and Individual Differences, 2017, no. 107, pp. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.