Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень субъективного контроля / локус контроля / типы культур / ответственность / современное студенчество / level of subjective control / locus of control / types of cultures / responsibility / modern students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Востокова Юлия Игоревна, Дворникова Ирина Николаевна, Шпыркова Алёна Сергеевна

Статья посвящена исследованию уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций. Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен уровня субъективного контроля определяет ответственность личности, направленность ее действий, что в период освоения профессии особенно значимо для современного общества. На формирование уровня субъективного контроля личности оказывают влияние ее индивидуально-типологические особенности, воспитание; социальное окружение и культура. Поэтому для выстраивания стратегий по оптимизации профессиональной подготовки современных студентов важно знать их принадлежность к той или иной культуре. Целью статьи является рассмотрение особенности взаимосвязи уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций. Методы: опросник УСК Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут. В результате исследования определена принадлежность студентов к трем типам культур: традиционной, современной и динамически развивающейся. Выявлены и проанализированы особенности показателей интернальности студентов каждого типа культуры в разных сферах (достижения, неудачи, семья, производственные и семейные отношения). Доказано, что принадлежность к типу культуры оказывает статистически значимое влияние на уровень субъективного контроля личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Востокова Юлия Игоревна, Дворникова Ирина Николаевна, Шпыркова Алёна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CULTURAL AND VALUE ORIENTATIONS

The article is devoted to the study of the level of subjective control of students with different types of cultural and value orientations. The relevance of the research is due to the fact that the phenomenon of the level of subjective control determines the responsibility of an individual, the direction of his actions, which is especially significantfor modern society during the period of mastering the profession. The formation of the level of subjective control of a personality is influenced by its individual typological features, upbringing, social environment and culture. Therefore, in order to build strategies to optimize the professional training of modern students, it is important to know their belonging to a particular culture. The purpose of the article is to consider the specifics of the relationship between the level of subjective control of students with different types of cultural and value orientations. Methods: questionnaire of USK J. Rotter’s adaptation by E.F Bazhin, S.A. Golynkina, A.M. Etkind; test of cultural and value orientations by J.Townsend’s adaptation by L.G. Pochebut. As a result of the research, students belong to three types of cultures: traditional, modern and dynamically developing.The features of the indicators of internality of students of each type of culture in different spheres (achievements, failures, family, industrial andfamily relations) are identified and analyzed. It is proved that belonging to the type of culture has a statistically significant effect on the level of subjective control of the individual.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-3-157-170 УДК 37.015.3

Научная статья |

Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Ю.И. Востокова, И.Н. Дворникова, А.С. Шпыркова

Статья посвящена исследованию уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций. Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен уровня субъективного контроля определяет ответственность личности, направленность ее действий, что в период освоения профессии особенно значимо для современного общества. На формирование уровня субъективного контроля личности оказывают влияние ее индивидуально-типологические особенности, воспитание; социальное окружение и культура. Поэтому для выстраивания стратегий по оптимизации профессиональной подготовки современных студентов важно знать их принадлежность к той или иной культуре.

Целью статьи является рассмотрение особенности взаимосвязи уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций.

Методы: опросник УСК Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажи-на, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут.

В результате исследования определена принадлежность студентов к трем типам культур: традиционной, современной и динамически развивающейся. Выявлены и проанализированы особенности показателей интернальности студентов каждого типа культуры в разных сферах (достижения, неудачи, семья, производственные и семейные отношения). Доказано, что принадлежность

к типу культуры оказывает статистически значимое влияние на уровень субъективного контроля личности.

Ключевые слова: уровень субъективного контроля; локус контроля; типы культур; ответственность; современное студенчество

Для цитирования. Востокова Ю.И., Дворникова И.Н., Шпыр-кова А.С. Исследование уровня субъективного контроля студентов с разным типом культурно-ценностных ориентаций // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 3. С. 157-170. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-3-157-170

Original article |

Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environments

THE STUDY OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CULTURAL AND VALUE ORIENTATIONS

Y.I. Vostokova, I.N. Dvornikova, A.S. Shpyrkova

The article is devoted to the study of the level of subjective control of students with different types of cultural and value orientations. The relevance of the research is due to the fact that the phenomenon of the level of subjective control determines the responsibility of an individual, the direction of his actions, which is especially significantfor modern society during the period of mastering the profession. The formation of the level of subjective control of a personality is influenced by its individual typological features, upbringing, social environment and culture. Therefore, in order to build strategies to optimize the professional training of modern students, it is important to know their belonging to a particular culture.

The purpose of the article is to consider the specifics of the relationship between the level of subjective control of students with different types of cultural and value orientations.

Methods: questionnaire of USK J. Rotter's adaptation by E.F. Bazhin, S.A. Golynkina, A.M. Etkind; test of cultural and value orientations by J.Townsend's adaptation by L.G. Pochebut.

As a result of the research, students belong to three types of cultures: traditional, modern and dynamically developing.The features of the indicators of internality of students of each type of culture in different spheres (achievements, failures, family, industrial andfamily relations) are identified and analyzed. It is proved that belonging to the type of culture has a statistically significant effect on the level of subjective control of the individual.

Keywords: level of subjective control; locus of control; types of cultures; responsibility; modern students

For citation. Vostokova Y.I., Dvornikova I.N., Shpyrkova A.S. The Study of the Level of Subjective Control of Students with Different Types of Cultural and Value Orientations. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 157-170. DOI: 10.12731/26584034-2023-14-3-157-170

Студенчество составляет потенциал развития современного общества, представляя перспективы его совершенствования, поэтому осознанность и ответственность молодых людей в направлении освоения будущей профессии выступает стратегически важным аспектом высшего образования.

Одной из значимых характеристик личности, определяющей степень ее ответственности, является уровень субъективного контроля, который составляет такие устойчивые свойства как: самостоятельность, активность, независимость. Однако восприятие происходящего как результата собственной деятельности может не только детерминировать развитие личности, но и способствовать росту тревожности, эмоциональному выгоранию по причине переоценки своей роли и отсутствия объективного самовосприятия, а в противоположном варианте, может привести к безответственности.

В учебно-профессиональной деятельности адекватный уровень субъективного контроля студентов особенно в условиях современных технологий обучения будет способствовать более осознанному и успешному освоению профессии, так как позволяет определить не

только вектор ответственности, но и управление своим поведением в целом. Зная направленность локуса контроля личности, можно выстраивать эффективные стратегии поведения, что актуально для современного образования.

Одним из первых исследователей и автором термина «локус контроля» был американский психолог Дж. Роттер, выделивший два типа людей: экстерналы - считают, что все в их жизни происходит из-за внешних факторов, отличаются слабой мотивационной сферой, конформностью; интерналы - определяют все события, происходящие в их жизни, как результат их персональных действий, берут ответственность за свои поступки на себя [10]. Большему количеству людей одновременно свойственны в той или иной степени и интернальность, и экстернальность, граница между ними варьируется: по одним сферам жизни доминирует интернальный, по другим - экстернальный локус контроля.

В психологических исследованиях доказано, что экстерналы более уступчивы и зависимы от мнения окружения, интерналы - обладают более активной жизненной позицией в целом, лучше владеют ситуацией, имеют четкие цели и стратегии их достижения, конструктивно преодолевают трудности [8, 9].

Проблема уровня субъективного контроля студентов в современных психологических исследованиях рассмотрена во взаимосвязи с саморегуляцией и самоконтролем в учебной деятельности [1], особенностями профессионального развития [6]. Выявлено, что студенты-интерналы отличаются более организованной структурой ценностных ориентаций, позитивным самоотношением, менее подвержены прокрастинации [2, 4, 7]. В тоже время, у студентов выявлен низкий уровень интернальности [3, 5], что может негативно влиять на результат профессионального обучения. Поэтому исследование особенностей уровня субъективного контроля студентов с целью определения путей оптимизации процесса профессионального развития остается актуальной проблемой, для изучения которой важно понимание причин формирования того или иного локуса контроля.

Согласно теории социального научения Дж.Роттера на становление внутреннего или внешнего локуса контроля влияет воспитание, которое зависит от особенностей культуры, формирующей личность. Кроме того, оказывают влияние индивидуально-типологические особенности личности, социальное окружение (через механизмы подражания и идентификации), этнографические условия (историческая обусловленность).

Поэтому уровень субъективного контроля как личностная характеристика является в большей степени результатом социализации. В связи с этим для понимания специфики изучаемого феномена у современных студентов важно изучить особенности их принадлежности к той или иной культуре, определить возможные зависимости между типом культурно-ценностных ориентаций и интернальностью в разных сферах их жизни, что и выступило целью данной работы.

Методика

Для исследования интернальности студентов была использована методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. Для изучения принадлежности обучающихся к тому или иному типу культур нами использовался тест культурно-ценностных ориентаций Дж.Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

Выборка

В исследовании приняли участие студенты (19-20 лет), обучающиеся в городе Арзамасе Нижегородской области (n=60) на разных уровнях и направлениях профессиональной подготовки.

Результаты

В соответствии с результатами диагностики вся выборка была разделена по выявленным типам культур и соотнесена с уровня субъективного контроля.

Рис. 1. Показатели интернальности студентов группы традиционного типа культуры

На рисунке 1 представлены данные студентов, которые относятся к традиционному типу культуры (35% всей выборки). Представители данного типа культуры ориентированы на прошлое, чтят традиции, зависят от окружения, подчиняют свою деятельность правилам.

Согласно результатам, многие значения интернальности приближены к среднему, что означает готовность студентов традиционного типа культуры брать ответственность за свою жизнь на себя, не отрицая влияния внешних факторов на нее, хотя и в слабой степени (показатель Ио немного превышает средние значения). Высокий показатель интернальности в семейных взаимоотношениях (Ис) свидетельствует об уверенной инициативе студентов в семье, подтверждая высокую значимость семейных ценностей традиционного типа культуры.

На рисунке 2 представлены данные студентов, которые относятся к современному типу культуры (25% всей выборки). Представители данного типа культуры ориентированы на настоящее, формальность взаимоотношений и самореализацию личности: стремятся получить не материальные блага, а призвание, похвалу, успех.

Согласно результатам, студенты данного типа культуры выступают в целом экстерналами: ответственность за происходящее с ними перекладывается на внешние обстоятельства. При этом достижения

и сфера межличностных отношений оцениваются как результат собственных действий.

Рис. 2. Показатели интернальности студентов группы современного типа культуры

На рисунке 3 представлены данные студентов, которые относятся к динамически развивающемуся типу культуры (40% всей выборки). Представители данного типа культуры ориентированы на будущее, быстрый успех, независимость.

Рис. 3. Показатели интернальности студентов группы динамически-развивающегося типа культуры

Согласно результатам, выявленный высокий уровень общей интернальности студентов, характеризует их как самостоятельных, ответственных, обладающих хорошим самоконтролем и независимостью. Кроме того, студенты данного типа культуры принимают ответственности за свои достижения (Ид) и характер межличностных взаимоотношений (Им). В динамически-развивающемся типе

культуры это важно, поскольку его представители ориентированы на себе и своем успехе.

Для проверки значимости различий между показателями общей интернальности студентов в различных типах культур был использован однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Согласно результатам анализа тип культуры оказывает статистически значимое влияние на уровень общей интернальности студентов^(31,99)=3,25 при p=0,00).

Обсуждение результатов

Исходя из результатов данного исследования, большинство современных студентов имеют средний уровень субъективного контроля, что характеризует их зависимость от внешних условий. Ярко выраженное отличие проявления уровней общей интернальности в разных типах культур у студентов не выявлено, однако можно проследить некоторые частности.

Студентам, относящимся к традиционному типу культуры, свойственны следующие особенности: в целом, они готовы брать на себя ответственность за положительные и отрицательные события, которые происходят в их жизни, но воспринимают успех как результат своих усилий и одновременно могут перекладывать ответственность на внешние факторы в случае неудач. В семейных отношениях принимают свою инициативу и обязательства, но достижения на работе считают зависящими от руководства, случайных обстоятельств, здоровье и выздоровление, зависящим от врачей и внешних причин; испытывают сложности в общении, ожидая инициативы от других.

Предполагаемыми причинами полученных результатов могут быть следующие особенности традиционной культуры:

- природа и окружающий мир для людей с традиционным типом культуры - загадка, которую они не пытаются решить, то есть люди заранее знают, что есть какая-то внешняя сила, которая всем руководит. В нашем исследовании это доказывают результаты экс-тернальности в области здоровья;

- старшее поколение берет ответственность за младшее, чему свидетельствуют высокие показатели Ис;

- строго регламентированная деятельность отвергает возможность инициативы («все равно от них ничего не зависит»), доказательством выступают показатели Ин и Ип.

Студентам, относящимся к современному типу культуры, свойственны следующие особенности: причины своих проблем они определяют не только во внешнем мире, но и в самих себе, склонны к конформизму, отсутствию инициативы и слабому самоконтролю (Ио=4). Как и в традиционном типе культуры студенты воспринимают свои успехи как результат собственных усилий, неудачи -внешних обстоятельств. Выявленные области экстернальности свидетельствуют о возможной зависимости студентов от семьи, ее установок и ценностей; обучающиеся воспринимают карьерный рост и отношения с коллективом как результат влияния внешних факторов. Однако осознают свою ответственность во взаимодействиях с другими людьми.

Предполагаемыми причинами полученных результатов могут быть следующие особенности современного типа культуры:

- природа оказывает прямое воздействие на человека и его здоровье, то есть жизнь человека зависит не только от него самого, но и от внешних факторов;

- при регуляции поведения используются понятия морали и норм общества.

Студенты, относящиеся к динамически-развивающемуся типу культуры, в целом берут ответственность на себя и осознают значимость собственных усилий во всех сферах жизни, готовы сами принимать решения, достигать намеченных целей, стремятся к собственному благополучию.

По всем трем типам культур в соотношении с уровнем субъективного контроля можно проследить следующие тенденции:

- общая интернальность выше в динамически-развивающемся типе культуры, ниже - в современном, что определено темпоральной ориентацией личности в данных культурах;

- студенты показывают интернальность в области достижений и экстернальность в области неудач во всех типах культур, что возможно определяется неконструктивными защитными реакциями.

Для более детального анализа соотношения показателей в следующих исследованиях планируется увеличение объема выборки, использование дополнительных методов исследования.

Заключение

Показатель уровня субъективного контроля, определяющий адекватную и осознанную ответственность личности в разных сферах жизни, выступает важной характеристикой студента и имеет свои особенности в зависимости от специфики социализации личности, которая, в свою очередь, определяет ее культурно-ценностные ориентации (тип культуры).

Результаты исследования доказывают взаимосвязь принадлежности студентов к тому или иному типу культуры с их уровнем субъективного контроля. Выявлено, что в динамически-развиваю-щемся типе культуры интернальность выше, чем в традиционном и современном типах.

В последующих исследованиях планируется изучить вопрос особенностей уровня субъективного контроля студентов разных уровней образования в зависимости от принадлежности к тому или иному типу культур с целью оптимизации методов и технологий профессионального обучения, психологической помощи обучающимся.

Список литературы

1. Горская Н.Е., Глызина В.Е., Федорюк А.В. Исследование особенностей уровня субъективного контроля студентов в образовательном пространстве // Казанский педагогический журнал. 2019. 2(133). С. 121-125.

2. Давудова А.Р., Далгатов М.М., Магомедханова УШ. Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 147-151.

3. Здор Е.Ю. Емельянова Е.В. Особенности интернальности локуса контроля студентов-психологов // Национальная ассоциация учёных. 2017. № 4 (31). С. 37-39.

4. Зобнина Т.В. Особенности самоотношения у студентов с интер-нальным и экстернальным локусом контроля // Вестник Костромского государственного университета. 2021. С. 65-70. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70

5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Локус контроля учащихся среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 2 (13). С. 32-45

6. Мешкова И.В. Особенности профессионального развития студентов с разными уровнями ответственности // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 133-142. https://doi.org/10.52944/ P0RT.2021.46.3.012

7. Михайлова И.В., Жаркова Ю.П. Особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 24-38. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-24-38

8. Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / под ред.А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. C. 278-285.

9. Плотникова Е.С. Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Биробиджар: 2020. С. 42-46.

10. Rotter J.B. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable // American Psychologist. 1989. 45. С. 489-493.

References

1. Gorskaja N.E., Glyzina V.E., Fedorjuk A.V. Issledovanie osobennostej urovnja sub#ektivnogo kontrolja studentov v obrazovatel'nom prostran-stve [The study of the peculiarities of the level of subjective control of students in the educational space]. Kazan Pedagogical Journal, 2019, no. 2(133), pp. 121-125.

2. Davudova A.R., Dalgatov M.M., Magomedhanova U.Sh. Lichnostnye cennosti studentov s internal'nym i eksternal'nym lokusom kontrolya

[Personal values of students with internal and external locus of control]. The world of science, culture, education, 2016, no. 4 (59), pp. 147-151.

3. Zdor E.Yu., Emel'yanova E.V. Osobennosti internal'nosti lokusa kontro-lya studentov-psihologov [Features of internality of the locus of control of psychology students]. National Association of Scientists, 2017, no. 4 (31), pp. 37-39.

4. Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Osobennosti samootnosheniya u stu-dentov s internal'nym i eksternal'nym lokusom kontrolya [Features of self-attitude among students with internal and external locus of control]. Bulletin of Kostroma State University, 2021, pp. 65-70. https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70

5. Krushel'nickaya O.I., Tret'yakova A.N. Lokus kontrolya uchashchihsya srednego professional'nogo obrazovaniya [Locus of control of secondary vocational education students]. Personality in a changing world: health, adaptation, development, 2016, no. 2 (13), pp. 32-45.

6. Meshkova I.V. Osobennosti professional'nogo razvitiya studentov s raz-nymi urovnyami otvetstvennosti [Meshkova I.V. Features of professional development of students with different levels of responsibility]. Vocational education and labor market, 2021, no. 3, pp. 133-142. https://doi. org/10.52944/P0RT.2021.46.3.012

7. Mihajlova I.V., ZHarkova Yu.P. Osobennosti samoaktualizacii i lokusa kontrolya u studentov s raznym urovnem prokrastinacii [Features of self-actualization and locus of control in students with different levels of procrastination]. Bulletin of the Moscow State Regional University, 2021, no. 3, pp. 24-38. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-24-38

8. Pantileev S.R. Metody izmerenija lokusa kontrolja [Methods of measuring the locus of control]. Generalpsychodiagnostics. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1987, pp. 278-285.

9. Plotnikova E.S. Vzaimosvyaz' lokusa kontrolya na sposobnosti k samoupravleniyu [The relationship of the locus of control on the ability to self-government]. Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Birobidzhar, 2020, pp. 42-46.

10. Rotter J.B. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable, 1990, 45, pp. 489-493.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Востокова Юлия Игоревна, старший преподаватель кафедры общей и практической психологии

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ул. Карла Маркса, 36, г. Арзамас, Нижегородская обл., 607220, Российская Федерация vostokova_ulia@mail. ru

Дворникова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ул. Карла Маркса, 36, г. Арзамас, Нижегородская обл., 607220,

Российская Федерация

din4@mail.ru

Шпыркова Алёна Сергеевна, студентка психолого-педагогического факультета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ул. Карла Маркса, 36, г. Арзамас, Нижегородская обл., 607220,

Российская Федерация

alena.shpyrkova@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Yulia I. Vostokova, Senior Lecturer at the Department of General and Practical Psychology

Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky

36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220,

Russian Federation

vostokova_julia@mail. ru

ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5265-686X

Irina N. Dvornikova, Ph.D., Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology

Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky

36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220, Russian Federation Din4@mail.ru SPIN-code: 7862-5770

Alyona S. Shpyrkova, Student ofthe Faculty of Psychology and Pedagogy

Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky

36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod region, 607220,

Russian Federation

alena.shpyrkova@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3943-3746

Поступила 14.05.2023 Received 14.05.2023

После рецензирования 20.05.2023 Revised 20.05.2023

Принята 01.06.2023 Accepted 01.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.