Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 109-112. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 109-112.
Научная статья
УДК 159.9.072.43-057.875
https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.16
Взаимосвязь личностной зрелости студентов-первокурсников и статуса их профессиональной идентичности
Екатерина Александровна Андреева
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-6310-2942
Аннотация. Статья посвящена эмпирическому изучению особенностей личностной зрелости студентов-первокурсников педагогического вуза и статуса их профессиональной идентичности. Установлено, что развитыми личностными структурами характеризуется большая часть респондентов: они способны принимать самостоятельные решения, осуществлять рефлексию, оценивать свои поступки и планировать жизненное пространство, основываясь на ценностно-ориентационных установках. Выявлена прямая корреляционная связь между уровнем личностной зрелости и сформированным статусом профессиональной идентичности. Показаны гендерные различия в уровне развития личностных структур и статусе профессионального самоопределения участников исследования. Большинство девушек демонстрируют стремление к саморазвитию, ответственность, позитивное отношение к миру, они настроены на педагогическую деятельность, что свидетельствует о сформированной у них профессиональной идентичности. У юношей же наблюдаются такие ее статусы, как «мораторий» и «навязанная профессиональная идентичность». Соответственно, выбор ими педагогической профессии был сделан под влиянием окружающих или внешних обстоятельств и не отражает реальных профессиональных устремлений. Результаты проведенного исследования могут послужить практической цели сопровождения профессионально-личностного становления студентов на начальных этапах обучения в вузе.
Ключевые слова: личность, личностная зрелость, идентичность, профессиональная идентичность, статус профессиональной идентичности, студенческий возраст, личностное и профессиональное развитие
Для цитирования: Андреева Е.А. Взаимосвязь личностной зрелости студентов-первокурсников и статуса их профессиональной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 109-112. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.16.
Original article
The relationship between the personal maturity of first-year students and the status of their professional identity
Ekaterina A. Andreeva
Сhuvаsh I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary, Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-6310-2942
Abstract. The article focuses on the empirical study of the features of the relationship between the personal maturity of first-year students and the status of their professional identity. It was found that developed personal structures characterize most of the respondents because they are able to make independent decisions, reflect, evaluate their actions and plan their living space, based on value-orientated attitudes. A direct correlation was revealed between the level of personal maturity and the formed status of professional identity. The gender differences in the level of development of personal structures and the status of professional self-determination of the research participants are shown. Most of the girls demonstrate a desire for self-development, responsibility, a positive attitude towards the world, they are inclined to work in pedagogical field which testifies that they have formed the professional identity. Young men have such statuses as "moratorium" and "imposed professional identity". Accordingly, their choice of teaching profession was made under the influence of surrounding or external circumstances and does not reflect real professional aspirations. The results of the study can serve the practical purpose of supporting the professional and personal development of students at the initial stages of studying at university.
Keywords: personality, personal maturity, identity, professional identity, professional identity status, student age, personal and professional development
For citation: Andreeva, E.A. (2021) The relationship between the personal maturity of first-year students and the status of their professional identity. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 109-112. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.16 (In Russian).
© Андреева Е.А., 2021
Юношеский возраст, связанный с выбором профессии и построением планов на будущее, является периодом активного формирования личностной зрелости. Процесс самоопределения и самореализации предъявляет определенные требования к психологическим характеристикам индивида. Личностно зрелый молодой человек обладает развитой системой ценностных ориентаций, саморегуляцией, социальной активностью, чувством ответственности за свои поступки, способен к адаптации в усложняющихся условиях мира взрослости, к изменчивой социальной реальности.
Особую актуальность проблема личностной зрелости молодых людей приобретает в рамках вопроса профессионального становления студентов на этапе обучения в вузе. Это связано с тем, что одним из показателей качества высшего образования выступает не только профессиональная компетентность выпускника, но и достижение им определенного уровня развития личности, который будет определять выбор выпускником стратегии поведения и деятельности, способность принимать ответственность за свои поступки, эффективно решать жизненные задачи. Однако многие молодые люди сталкиваются в период обучения в вузе с внутренними противоречиями, испытывают неуверенность в себе, чувство одиночества, погружаются в тревожные эмоциональные переживания, связанные с их будущим, что отрицательно сказывается на дальнейшем профессиональном становлении (Микляева, 2016; Джанерьян, Ращупкина, 2015). В связи с этим возникает важная проблема, сопряженная с определением особенностей влияния личностной зрелости студентов на статус их профессиональной идентичности.
Как отечественные, так зарубежные исследователи обращали свое исследовательское внимание на особенности формирования личностных структур индивида. Определение сущности и характеристика личностной зрелости представлены в работах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Д.А. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и других. Составляющие данного понятия рассмотрены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Д.А. Леонтьева, А.А. Реана, П.М. Якобсона. Классификация видов личностной зрелости осуществляли В.А. Бодров, А.А. Деркач, А.А. Реан и другие.
Проведенный теоретический анализ литературных источников (Бодалев, 1998; Щукина и др., 2018; Меркулова, 2013) показал, что личностная зрелость представляет собой сложное структурное образование, которое можно представить как результат социального и духовного развития личности, опирающийся на произвольную саморегуляцию жизнедеятельности, на умение делать самостоятельный выбор в личной и профессиональной сферах. К характеристикам зрелой личности можно отнести развитое чувство ответственности и нравственное сознание, способность к активному участию в жизни общества, самоконтроль поведения, адекватное целе-полагание и самоотражение (Меркулова, 2013). В результате длительного личного и профессионального развития, самопознания и самопонимания происходит формирование профессиональной идентичности, которая отражает степень принятия индивидом избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития.
Таким образом, в данном исследовании под личностной зрелостью мы понимаем интегральное системообразующее качество личности, отражающее готовность и способность личности к эффективному решению жизненных задач и определяющее ее способность к постоянному саморазвитию. Профессиональную идентичность студента можно представить как единство представлений о самом себе как об одном из членов определенной профессиональной группы.
Нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение особенностей личностной зрелости современных студентов-первокурсников и статуса их профессиональной идентичности. В нем приняли участие 135 студентов первого курса Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева г. Чебоксары, среди них - 53 юноши и 82 девушки. Для изучения особенностей личностной зрелости студентов был использован «Тест-опросник личностной зрелости» Ю.З. Гильбуха, результаты анализа полученной информации представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования личностной з релости студентов, %
Уровень личностной зрелости Юноши (п = 53) Девушки (п = 82) Угловой критерий Фишера, ф
Очень высокий 0 0 -
Высокий 11,3 34,1 3,183**
Удовлетворительный 69,8 52,5 2,037*
Неудовлетворительный 18,9 13,4 0,851
Примечание: уровень значимости различий обозначается: ** - при р < 0,01; * - при р < 0,05.
Было обнаружено, что как среди юношей (69,8 %), так и среди девушек (52,5 %) наибольшую группу по численности составляют студенты, обладающие удовлетворительным уровнем личностной зрелости. Респонденты этой группы в той или иной мере активно усваивают обще-
ственно-исторический опыт, постигают общественно важные нормы и ценности, изучают содержание и сущность социальных ролей, являются субъектами общественных отношений. Соответственно данные испытуемые характеризуются достаточной зрелостью собственных суждений, обладают определенными ценностными установками, взглядами на важные аспекты человеческих взаимоотношений и жизнедеятельности.
Однако также можно сказать, что высокий уровень личностной зрелости характеризует в большей степени девушек, нежели юношей (ф = 3,183; p < 0,01). Первокурсницы демонстрируют стремление к саморазвитию, ответственность, толерантность, позитивное отношение к миру в целом.
Кроме того, выделилась группа студентов, обладающих неудовлетворительным уровнем развития личностной зрелости (18,9 % юношей и 13,4 % девушек). Данные обучающиеся являются хуже подготовленными к взрослой жизни, они менее социально зрелые. Это свидетельствует о торможении нормального социального созревания личности растущего человека, поскольку во многом его социальное развитие сохраняет ориентацию на возрастную норму, характерную для предыдущих сензитивных периодов, что способствует развитию таких качеств, как безответственность и инфантилизм.
Таким образом, уровень личностной зрелости у большинства обследованных студентов-первокурсников установлен как удовлетворительный. В целом 75 % респондентов характеризуются достаточной зрелостью собственных суждений, обладают ценностно-ориентационными установками, взглядами на важные аспекты человеческих взаимоотношений и жизнедеятельности. Тогда как 25 % студентов не подготовлены к взрослой жизни, они менее социально зрелые. Им свойственные такие качества личности, как инфантилизм, социальная безответственность, низкий уровень эмоционального интеллекта.
Далее в ходе исследования к ее участникам была применена методика «Определение статуса профессиональной идентичности», разработанная А.А. Азбель. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2 - Результаты исследования статуса профессиональной идентичности
студентов, %
Статусы профессиональной Юноши Девушки Угловой критерий
идентичности (n = 53) (n = 82) Фишера ф
Неопределенная 3,7 8,5 1,146
Навязанная 20,8 7,3 2,259*
Мораторий 20,8 0 5,368**
Сформированная 54,7 84,2 3,729**
Примечание: уровень значимости различий обозначается: ** - при р < 0,01; * - при р < 0,05
Сравнительный анализ статуса профессиональной идентичности юношей и девушек показал, что более высокий уровень ее сформированности характерен для представительниц слабого пола (84,2 %), чем для молодых людей - 54,7 % (ф = 3,729; p < 0,01). Следовательно, большинство девушек готовы к становлению в избранном профессиональном русле, настроены на педагогическую деятельность и уверены в правильности принятого самостоятельного решения.
Сравнив результаты ответов юношей и девушек, мы установили, что такие статусы профессиональной идентичности, как «навязанный» (ф = 2, 259; p < 0,05) и «мораторий» (ф = 5,368; p < 0,01) в большей степени свойственны юношам, чем девушкам. Так, 20,8 % молодых людей, имеющих представление о своей будущей профессии, демонстрируют признаки навязанности им учебно-профессионального выбора. Скорее всего, данные студенты выбрали педагогическую профессию не самостоятельно, а под влиянием родительского мнения. Кроме того, еще 20,8 % юношей находятся на этапе кризиса выбора профессиональной идентичности (статус «мораторий»). Вероятно, осваиваемый профиль обучения не соответствует их ожиданиям, при этом такие студенты осознают необходимость изменить выбранную специальность. Отметим, что среди обследуемых девушек статус профессиональной идентичности «мораторий» не выявлен.
Как среди юношей (3,7 %), так и среди девушек (8,5 %) статус неопределенной профессиональной идентичности представлен незначительно. Имеющие его студенты характеризуются отсутствием профессиональных целей и даже не задумываются о данной проблеме.
Таким образом, проведя анализ полученных в результате исследования данных, можно заключить, что, несмотря на обнаруженные различия в доминирующих статусах профессиональной идентичности, можно говорить о преобладании сформированной профессиональной идентичности у студенческой молодежи, предполагающей осознанный выбор дальнейшего профессионального развития. Однако у юношей наблюдаются некоторые особенности профессиональ-
ной идентичности. В частности, у 45,3 % молодых людей отмечены такие статусы, как «мораторий» и «навязанная профессиональная идентичность». Соответственно, ожидания этих молодых людей от учебно-профессиональной деятельности не соответствуют реальности, а выбор педагогической профессии был осуществлен ими под влиянием окружающих. Можно сказать, что выбор профессионального пути им еще только предстоит сделать.
Кроме того, анализ изученных показателей позволил установить наличие прямой корреляционной связи между уровнем личностной зрелости и сформированным статусом профессиональной идентичности у студентов-первокурсников педагогического вуза (r = 0,229; p < 0,01). Соответственно, можно утверждать, что чем выше уровень личностной зрелости, проявляющийся в рефлексии, социальной активности, чувстве ответственности за свои поступки, тем четче у индивида сформирован образ самого себя как субъекта профессиональной деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать для психологического сопровождения студентов на этапе учебно-профессиональной подготовки, для разработки программы профессионального становления студентов на этапе обучения в вузе.
Список источников:
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с.
Джанерьян С.Т., Ращупкина Ю.В. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (185). С. 86-94.
Меркулова В.Н. Статусные характеристики профессиональной идентичности старших подростков на ранних стадиях профессионального определения // Психология в России и за рубежом : материалы II Международной научной конференции. Казань, 2013. С. 57-63.
Микляева А.В. Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 473-476.
Щукина М.А., Яковлева И.В., Тютюнник Е.И., Крайнюков С.В. Параметры личностной зрелости студентов помогающих профессий // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Т. 30, № 2. С. 7-19.
References:
Bodalev, A. A. (1998) Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya [The Peak in Adult Development: Characteristics and Conditions of Achievement]. Moscow. 168 р. (in Russian).
Dzhaner'yan, S. T. & Rashchupkina, Y. V. (2015) Features of a Personal Maturity of the Urban Studying Youth. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki. (1 (185)), 86-94 (in Russian).
Merkulova, V. N. (2013) Statusnye kharakteristiki professional'noi identichnosti starshikh podrostkov na rannikh stadiyakh professional'nogo opredeleniya [Status Characteristics of the Professional Identity of Older Adolescents at the Early Stages of Professional Determination]. Psikhologiya v Rossii i za rubezhom : materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Kazan', рр. 57-63 (in Russian).
Miklyaeva, A. V. (2016) Personal Maturity and Infantilism in the Social Beliefs of Different Generations. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 5 (4 (17)), 473-476 (in Russian).
Shchukina, M. A., Yakovleva, I. V., Tyutyunnik, E. I. & Krainyukov, S. V. (2018) Parametry lichnostnoi zrelosti studentov pomogayushchikh professii [Indicators of Personal Maturity of Students of Helping Professions]. Uchenye zapiski Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noi raboty. 30 (2), 7-19 (in Russian).
Информация об авторе Е.А. Андреева - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=736018.
Information about the author E.A. Andreeva - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Pedagogy and Humanities, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=736018.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.