Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ CEO КАК «РИСКОВАННОСТЬ» И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ CEO КАК «РИСКОВАННОСТЬ» И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CEO / РИСКОВАННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПАНИЙ / ИННОВАЦИОННОСТЬ КОМПАНИЙ / ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ЭШЕЛОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Ксения Геннадьевна

Важную роль в условиях функционирования экономики и при анализе конкурентоспособности компаний исполняет высший управленческий эшелон, представленный харизматичными личностями СЕО, зачастую предопределяющими направление развития компаний, учитывая специфику каждодневной жизнедеятельности и общих организационных процессов. Происходит трансформация этапов формирования стоимости, смещаются зоны рентабельности, возникают новые игроки - все это создает совсем другое соотношение долей в отраслях, сильно ускоряя генерацию и внедрение новых идей и разработок. Компании обязаны реагировать на новые технологии гораздо рискованнее и понимать, что временной этап их внедрения должен быть сокращен. В статье содержится попытка найти взаимосвязь между индивидуальными качествами СЕО и уровнем инновационности компании. Объектом изучения данной взаимосвязи выступают CEO мирового уровня, как пример успешной реализации инновации через способность своевременно идти на риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляева Ксения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE CEO AS "RISKINESS" AND THE INNOVATIVE ACTIVITY OF THE COMPANY

An important role in the functioning of the economy and in the analysis of the competitiveness of companies is played by the top management echelon, represented by charismatic CEOs, who often determine the direction of company development, considering the specifics of everyday life and general organizational processes. There is a transformation of the stages of value formation, the zones of profitability are shifting, new players are emerging - all this creates a completely different ratio of shares in the industries, greatly accelerating the generation and implementation of new ideas and developments. Companies must respond to new technologies in a much riskier way and understand that the time stage of their implementation should be reduced. The article analyzes the position of the personal characteristics of CEOs, in particular, such qualities as "riskiness", and their impact on the innovative activities of companies. The object of studying this relationship is the world-class CEO as an example of successful implementation of innovation through the ability to take risks in a timely manner.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ CEO КАК «РИСКОВАННОСТЬ» И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ»

Том 9, № 5 (2021) Business Strategies

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-5-153-157

(«D

Взаимосвязь личностной характеристики CEO как «рискованность»

и инновационной деятельности компании

Беляева Ксения Геннадьевна

Студентка 2-го курса факультета «Высшая школа управления»,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва, (e-mail: belksu2015@mail.ru)

Арсенова Елена Вячеславовна Кандидат экономических наук,

профессор Департамента менеджмента и инноваций,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, (e-mail: earsenova@fa.ru) - научный руководитель

Аннотация. Важную роль в условиях функционирования экономики и при анализе конкурентоспособности компаний исполняет высший управленческий эшелон, представленный харизматичными личностями СЕО, зачастую предопределяющими направление развития компаний, учитывая специфику каждодневной жизнедеятельности и общих организационных процессов. Происходит трансформация этапов формирования стоимости, смещаются зоны рентабельности, возникают новые игроки - все это создает совсем другое соотношение долей в отраслях, сильно ускоряя генерацию и внедрение новых идей и разработок. Компании обязаны реагировать на новые технологии гораздо рискованнее и понимать, что временной этап их внедрения должен быть сокращен. В статье содержится попытка найти взаимосвязь между индивидуальными качествами СЕО и уровнем инновационности компании. Объектом изучения данной взаимосвязи выступают CEO мирового уровня, как пример успешной реализации инновации через способность своевременно идти на риск.

Ключевые слова: личностные характеристики CEO, рискованность, эффективность компаний, инновацион-ность компаний, теория высших эшелонов.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE CEO AS "RISKINESS" AND THE INNOVATIVE ACTIVITY OF THE COMPANY

Ksenia G. Belyaeva,

student of 2nd year of the Faculty of Higher School of Management,

FGIBU VO «Financial University under the Government of the Russian Federation», Moscow, (e-mail: belksu2015@mail.ru)

Elena V. Arsenova, Candidate of Economic Sciences,

Professor of the Department of Management and Innovation,

FGIBU VO «Financial University under the Government of the Russian Federation»,

Moscow, (e-mail: earsenova@fa.ru) - scientific advisor

Abstract. An important role in the functioning of the economy and in the analysis of the competitiveness of companies is played by the top management echelon, represented by charismatic CEOs, who often determine the direction of company development, considering the specifics of everyday life and general organizational processes. There is a transformation of the stages of value formation, the zones of profitability are shifting, new players are emerging - all this creates a completely different ratio of shares in the industries, greatly accelerating the generation and implementation of new ideas and developments. Companies must respond to new technologies in a much riskier way and understand that the time stage of their implementation should be reduced. The article analyzes the position of the personal characteristics of CEOs, in particular, such qualities as "riskiness", and their impact on the innovative activities of companies. The object of studying this relationship is the world-class CEO as an example of successful implementation of innovation through the ability to take risks in a timely manner.

Keywords: personal characteristics of CEOs, riskiness, efficiency of companies, innovativeness of companies, theory of higher echelons.

электронный научно-экономический журнал стр 154

Важную роль в условиях функционирования экономики и при анализе конкурентоспособности компаний исполняет высший управленческий эшелон, представленный харизматичными личностями в лице главного исполнительного директора (далее CEO), зачастую предопределяющими направление развития компаний, учитывая специфику каждодневной жизнедеятельности и общих организационных процессов. В данной статье было бы интересно рассмотреть вопрос склонности руководителя компании к предпринимательскому риску как одному из фундаментальных факторов успеха в динамично меняющейся среде сектора технологических компаний.

Целью статьи является попытка выявить характер взаимосвязи между такой личностной характеристикой СЕО как «рискованность» и инновационностью и эффективностью компаний.

На данный момент в научных работах изучается вопрос о совокупном влиянии личностных и профессиональных характеристик СЕО на финансовую эффективность компаний, но не учитывается факт репутационного и других видов риска при осуществлении инновационной деятельности.

Для анализа данной проблемы были рассмотрены источники в научной литературе, связанные с исследованием личностных характеристик CEO компаний как фактора влияния на инновационную деятельность компаний.

Фундаментальной теорией при анализе взаимосвязи личностных характеристик CEO и результатов компаний является теория «высших эшелонов», сформированная Д. Хэмбриком и П. Мэйсоном [Hambrick, Mason, 1984]. Авторами утверждается, что CEO осуществляют свои действия, выбирают поле жизнедеятельности компании и формируют бизнес-процессы и администрирование, опираясь на собственный опыт, обусловленный личностными и профессиональными характеристиками. Многие исследования опираются на основные положения данной теории. К примеру, в [Lovata, Schoenecker, Costigan, 2016] изучается влияние характеристик личности CEO на активную деятельность менеджмента. Зависимой переменной в данном исследовании является несоответствие предполагаемых изначально финансовых показателей с реальными. Авторам удалось определить, что значительное воздействие на результаты управления топ-менеджеров обеспечивают опыт работы, размер доли в компании, а также сам прецедент приобретения руководящей должности как следствие продвижения по карьерной лестнице. Однако не нашли своего отражения в работе вопросы влияния нелинейных переменных, например возраст, опыт работы в качестве СЕО, на деятельность компаний.

В качестве более значительного исследования влияния личностных характеристик является [Amran et al., 2014], где в анализируемые показатели включена национальная принадлежность изучаемой выборки. Авторам удалось определить, что достаточно значимыми характеристиками при измерении эффективной деятельности компании являются: возраст, этническая принадлежность и профессиональная квалификация. Кроме того, установлено, что эффективным сочетанием для качественного управления и генерации идей является тандем молодого топ-менеджера и возрастного представителя высшего управления.

Зачастую при анализе взаимозависимости личностных характеристик и эффективности компании в качестве независимых переменных выделяют просто измеряемые параметры личности, такие, как: возраст, пол, образование, опыт, доля в компании.

Наряду с этим существуют работы, где измерение субъективных характеристик проводится в количественном виде. Например, в работе [Kaplan, Klebanov, Sorensen, 2012] используются 30 параметров, отражающих личные характеристики претендентов на руководящую должность, с учетом их распределения в пять групп: лидерские, персональные, интеллектуальные, мотивационные, межличностные. Данные были получены посредством проведения персональных интервью с предполагаемыми претендентами на должность CEO, в ходе чего давалась оценка набору характеристик. Далее через несколько лет были сделаны выводы, учитывая результаты деятельности CEO, которые были приняты на работу, а также общая оценка эффективности предпринимаемых решений, сформированных и реализованных идей. Было определено большее предпочтение в найме кандидатов внутри компании, менее - извне.

Исследование [Martin, Nishikawa, Williams, 2009], в свою очередь, затрагивает иную проблематику - взаимосвязь гендера и инновационной деятельности компании. Помимо показателя пола (например, доля женщин-руководителей) в исследование были введены переменные возраста, доля СЕО, которые совмещают одновременно некоторое количество руководящих позиций, а также метод получения должности. В качестве выводов можно назвать следующие: CEO-женщины не так склонны к риску, как CEO-мужчины; гендерный признак в незначительной степени влияет на результаты деятельности компании.

Еще один пример исследования [Chaganti et al., 2016], посвященного эффективности работы высшего менеджмента, где подтверждается гипотеза о положительном воздействии возрастной категории высшего управленческого эшелона на результаты компании. Кроме этого, было установлено благоприятное влияние такой характеристики, как «опыт», и значимость переменной как «размера команды».

В исследовании, посвященном изучению уверенности CEO и ростом расходов на исследования и разработки (НИОКР) [Chen, Ho, Ho, 2014], прослеживается взаимозависимость между данными факторами. Степень уверенности зависит от выполнения опционов, которые имеются в единоличном распоряжении СЕО. Следуя итогам анализа, доходность в долгосрочном периоде положительна лишь для тех компаний, где CEO не относится к категории самоуверенных людей.

Проблематика взаимосвязи инновационной деятельности компании и намерениями и убеждениями CEO поднимается и другими авторами [Galasso, Simcoe, 2011]. Для измерения личностной характеристики «уверенность» берется факт исполнения опционов, чтобы наиболее полно раскрыть и проанализировать взаимосвязь между «убеждениями» CEO в отношении будущих результатов деятельности и показателями инноваций. Для исследования данного вопроса авторами была сформулирована модель карьеры CEO, где обязательным параметром выступало внедрение инноваций для подтверждения и демонстрации своих личных качеств и про-

электронный научно-экономический журнал стр 155

фессиональных способностей. Такая модель позволила сформировать мнение, что самоуверенные менеджеры, недооценивающие риск неудачи, будут с большей вероятностью инновационно активны, подобный эффект выше в конкурентных отраслях. Исследовался пул публичных компаний во временной период с 1980 по 1994 г, вследствие этого выявилась положительная взаимозависимость между крайней самоуверенностью и количеством зарегистрированных патентов и в моделях с кросс-секционными данными, и в моделях с фиксированными эффектами. Как итог: чересчур уверенные руководители с большей вероятностью развивают фирмы в обновленном технологическом направлении.

Подобное исследование было проведено в период с 1993 по 2003 г. [Hirshleifer, Low, Teoh, 2010], в котором также для измерения личностной характеристики «уверенность» в качестве прокси использовалась информация об исполнении опционов СЕО. При условии дополнительного параметра «степень представления CEO в СМИ» авторам удалось установить, что самоуверенные генеральные директора в целом идут на риск и рискованные проекты, а также вкладывают большое количество ресурсов в инновации и достигают большего количества инноваций, что подтверждается количеством патентных заявок и ссылками на них. В качестве вывода можно сказать, что результатом последствия личностной характеристики CEO «нарциссизм» является регулярная и устойчивая ориентация на организационный рост, включающий в себя увеличение инноваций, принятие рисков и инициативность.

Таким образом, существует достаточное количество работ, авторы которых стремятся связать личностные характеристики руководителя и финансовые показатели компании, однако зачастую в них содержатся противоречивые выводы. Возможно, это происходит потому, что не учитываются стадии жизненного цикла, на которых находится компания во время руководства СЕО. Это условие важно именно для технологичных компаний, имеющих высокие показатели R&D, что несет дополнительные риски.

Безусловно в любой хозяйственной деятельности существует вероятность риска, определяющаяся спецификой хозяйственных операций. Кроме этого, ситуация неопределенности результата деятельности взаимосвязана с понятием «риск», а сама идентификация и определение рисков причисляются к списку первостепенных задач экономического анализа и управления деятельностью компании.

При осуществлении управленческих решений также почти всегда присутствует возможность риска в перспективе. Подобные риски чаще всего связаны с решением самой управленческой задачи (поставленной задачи перед руководством), где «или»:

1) отсутствует возможность обладания детальной информацией для принятия конкретного управленческого распоряжения;

2) низкий процент вероятности получения предполагаемого результата;

3) отсутствуют благоприятные условия и нужные ресурсы для осуществления целей;

4) CEO затрудняется при выборе из нескольких возможных вариантов наиболее удачного метода или средства деятельности.

Важно отметить, что инновационная деятельность в большей мере, чем остальные направления предпринимательской деятельности, связана с риском ввиду того, что гарантия абсолютно положительного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. Однако крупным компаниям подобный риск знаком в меньшей мере, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Если говорить про уровень риска в инновационной сфере, то он может быть обоснован тем, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две [Игнатовская, 2002]. С другой стороны, такой высокий риск в инновационной деятельности сопровождается, как правило, высокой компенсацией: предполагаемая норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше получаемой при осуществлении иных типов предпринимательской деятельности. Именно этот аспект предоставляет возможность развиваться инновационной сфере. Риск инновационной активности выше в том случае, когда инновационный проект более локализован. Когда подобных проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется (закон больших чисел) и вероятность успеха инновационного предпринимательства увеличивается. Стоит помнить, что при успешной реализации инновационных проектов прибыль способна перекрыть все затраты, ушедшие на иные неуспешные идеи и разработки.

В обобщенном понимании «инновационный риск» можно классифицировать в качестве вероятных потерь, возникающих при вложении ресурсов в производство новых товаров и/или услуг, в разработку новой техники и технологий, которые могут не найти желанного спроса, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Для того чтобы изучить взаимосвязь личностных характеристик CEO и инновационной деятельности, стоит привести примеры личностей мирового уровня как модель успешной реализации инновации через способность своевременно идти на риск.

Первым приведенным примером станет известный во всем мире Стив Джобс - американский изобретатель, предприниматель и промышленный дизайнер. Стив Джобс является соавтором 312 американских патентов. Известность принесло основание компании Apple, где Стив Джобс являлся одним из основателей, председателем совета директоров и СЕО корпорации. Благодаря его способности идти на риск была порождена целая эпоха инноваций, ассоциирующаяся не только с корпорацией Apple, а с электронной отраслью в целом. Стив Джобс известен крайне смелой манерой ведения бизнеса: смелая промо-реклама первого Macintosh «1984» - один из примеров, вошедших в историю рекламного дела, сенсорный экран в эпоху стандартных телефонов и другое.

Первым и фундаментальным риском стал уход из колледжа после первого семестра учебы, аргументируя свой поступок так: «Я наивно выбрал колледж, который был почти таким же дорогим, как и Стэнфорд, и все

электронный научно-экономический журнал стр 156

сбережения моих родителей уходили на оплату обучения в колледже. Спустя шесть месяцев я не видел в этом смысла. Я совершенно не знал, что я буду делать со своей жизнью, и не понимал, как колледж поможет мне осознать это. Я был тогда здорово напуган, но, оглядываясь назад, я понимаю, что это было одним из лучших моих решений в жизни».

Алан Дойчман, автор книги «Как Стив Джобс изменил наш мир», писал, что главное в его герое - не гениальность, а стремление идти на риск. Основатель Apple имел большой успех ввиду того, что шел на огромные риски и принимал ответственность за выпуск новых продуктов на основании личных суждений и интуиции, что не такой частый случай в корпоративном мире, утверждает автор.

Выпуск iPhone в 2007 году стал революционным и рискованным шагом. На тот момент смартфоны имели кнопочную клавиатуру. Сенсорный экран - это подрывная инновация, концепция которой используется и сейчас. Именно эта идея послужила определению компании Apple как лидера индустрии мобильных технологий. Риск заключался в том, что потребители могли не отдать предпочтение неизведанному ранее продукту, но Джобсу удалось доказать ограниченность кнопочного интерфейса. Таким образом, интуиция и способность идти на риск Стива Джобса образовала организацию, чьи финансовые активы по состоянию на 2019 год составляли выручка в размере $260,17 млрд, чистая прибыль - $55,26 млрд.

Стив Джобс постоянно настаивал на том, что создание качественного, всесторонне подготовленного продукта вовремя, а следовательно, умение идти на риск даже в условиях недостаточно благоприятных, не менее важно, чем инновационность товара и его дизайн. «Инновации - вот что отличает лидера от догоняющего», - утверждал Стив Джобс.

В качестве второго показательного примера приведем Марка Цукерберга, являющегося американским программистом, предпринимателем в области интернет-технологий, долларовым миллиардером. Один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook, а также руководитель компании Facebook Inc. В интервью 2011 года в Startup School Y Combinator основатель и настоящий гендиректор Facebook высказал свои мысли насчет того, что не думал о том, сможет ли его продукт преобразоваться в успешный стартап в то время, когда он тратил на него абсолютно все ресурсы.

«Самый большой риск - это не рисковать», - говорит Марк Цукерберг. «В очень быстро меняющемся мире единственная стратегия, которая гарантированно потерпит неудачу, - это не рисковать». Он доказал это в 2006 году, когда Facebook запустил функцию ленты новостей. Позже он сказал об этом так: «Новостная лента была одной из самых больших ставок за последние 10 лет, которая больше всего сформировала наше сообщество и современный облик социальных сетей. Я очень рад, что рискнул и не уступил тогда».

В 2014 году компанией Facebook была приобретена компания Oculus VR, которая занимается разработкой технологий виртуальной реальности, за $2 млрд. Стоит отметить, что в момент осуществления сделки компания Oculus VR не имела ни одного конечного продукта. Виртуальная реальность - будущее digital-технологий. Марк Цукерберг своевременно пошел на риск, однако мог выждать время и выкупить данную разработку спустя несколько лет, после подтверждения ее актуальности, потратив больше первоначальной суммы в $2 млрд.

В определенный момент развития Facebook количество аудитории, использующее для выхода в сеть именно смартфоны, стремительно увеличивалось. Ввиду этого в качестве стратегии было выбрано использование платформы HTML5, целью которой являлась эксплуатация платформы для работы приложения без использования Flash, так как большинство телефонов не поддерживают Flash. Важно отметить, что в свое время Стив Джобс также отказался добавлять поддержку Flash в ПО iPhone и iPad. Тогда подобное решение являлось крайне смелым, так как большая часть медиа в сети интернет функционировала на Flash.

Джефф Безос - американский предприниматель, основатель и глава интернет-компании Amazon.com, основатель и владелец аэрокосмической компании Blue Origin и владелец издательского дома The Washington Post. В возрасте 30 лет Джефф Безос ушел с должности вице-президента в компании D. E. Shaw&Co для того, чтобы основать магазин по продаже книг. По состоянию на 2020 год состояние Безоса оценивалось в $204,6 млрд, что сделало его первым человеком в современной истории, чье состояние превысило $200 млрд. На данный момент Amazon является самой крупной компанией в области онлайн-торговли, а также одним из наибольших поставщиков услуг в облаке Amazon Web Services.

Джефф Безос всегда был склонен к риску и экспериментам, ввиду чего смог добиться колоссального успеха. Он утверждает, что если бы создание Amazon было неудачным, он относился бы к себе намного хуже, если бы не побоялся рискнуть. «Чем быстрее вы принимаете решения, тем эффективнее ваш бизнес», - считает CEO Amazon.

Каким был 1994 г., когда Джефф Безос решил пойти на риск и образовать компанию Amazon? По состоянию на тот год, большинство людей не имело домашнего доступа в интернет, а если такая возможность имелась, то выход в сеть совмещался с медленным доступом по телефонной линии. Технология DVD только начинала свое становление, потоковое мультимедиа сформировалось лишь через более 10 лет. Совершенно любой он-лайн-бизнес в 1994 г. считался в лучшем случае проектом с сомнительным успехом. Риски Джеффа Безоса были осознанными и просчитанными, но оттого не переставали быть рисками.

Джефф Безос подразделяет фирмы на два типа: «День 1» и «День 2». К первому типу компаний относятся те, что функционируют в парадигме постоянного новичка, ввиду чего они не боятся идти на риски и осознают, что их знания не универсальны. К компаниям второго типа относятся те, что полагают себя экспертами в сфере жизнедеятельности, ввиду этого не полагаются на удачу, а проводят исследования и затем принимают обдуманные решения. Очевидно, что Джефф Безос за тактику быстрых и рискованных, но качественных решений.

Таким образом, обобщенно понятие «риск» в контексте инновационной активности можно зафиксировать как объективная возможность потерь, формирующихся при вложении средств и ресурсов в производство новых

электронный научно-экономический журнал стр 157

товаров и услуг, в разработку новых технологий, которые, с некоторой вероятностью, не смогут повлечь ожидаемый спрос на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

СЕО - важный источник стратегии компании, операционных и финансовых решений, а также инноваций. В силу этого исследование влияния высшего звена на инновационное развитие компании является важным прикладным аспектом. Вышеприведенные примеры CEO, которые в свою очередь крайне склонны к риску, отражают прямую взаимозависимость успеха компании в сфере инноваций и личностных характеристик CEO. Высший управленческий эшелон не должен ограничивать себя условностями, вкладывая материальные и прочие ресурсы в действия по отношению к цели. Риск и инновации тесно взаимодействуют между собой, так как сам риск - это действие, вследствие чего отсутствие изменений или статичное состояние компании не является возможным.

^исок литературы

[1] Игнатовская П. Инновации и экономический рост // Российский экономический интернет-журнал. 2002. № 1.

[2] Плеханов А.В., Яковлев А.Е. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003.

[3] Amran N.A., Yusof M.A., Ishak R., Aripin N. 2014. Do characteristics of CEO and chairman influence government-linked companies performance? Procedia-Social and Behavioral Sciences 109: 799-803.

[4] Chaganti R.S., Zimmerman M., Kumaras-wamy A., Maggitti P.G., Black J. 2016. TMT characteristics, time-to-IPO and firm performance. Journal of Management and Public Policy 7 (2): 37-56.

[5] Chen S.-S., Ho K.-Y., Ho P.-H. 2014. CEO overconfidence and the long-term performance following unexpected R&D increases. Financial Management 43 (2): 245269.

[6] Galasso A., Simcoe T.S. 2011. CEO overcon-fidence and innovation. Management Science? (8): 1469-1484.

[7] Hambrick D.C., Mason P.A. 1984. Upper echelons: The organization as a reflection of its top managers. Academy of Management Review 9 (2): 193-206.

[8] Hirshleifer D., Low A, Teoh S.H. 2012. Are overconfident CEOs better innovators? The Journal of Finance 67 (4): 14571498.

[9] Kaplan S.N., Klebanov M.M., Sorensen M. 2012. Which CEO characteristics and abilities matter? The Journal of Finance 67 (3): 973-1007.

[10] Lovata L.M., Schoenecker T.S., Costigan M.L. 2016. CEO characteristics, compensation and real activity management in manufacturing companies. Academy of Accounting and Financial Studies Journal 20 (3): 103-114.

[11] Martin A.D., Nishikawa T., Williams M.A. 2009. CEO gender: Effects on valuation and risk. Quarterly Journal of Finance and Accounting 48 (3): 23-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.