Научная статья на тему 'Инновационная деятельность современных компаний'

Инновационная деятельность современных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / инновационное управление / внедрение инноваций / возможные трудности / organization / innovation activities / innovation management / management / innova- tion / success / personnel / possible difficulties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. С. Пискун

В статье рассмотрена инновационная деятельность как одно из направлений коммерциализации современного предпринимательства. Представлены ключевые элементы инновационного менеджмента. Определены основные проблемы, с которыми сталкиваются компании при использовании инновационного управления, и факторы, от которых зависит успех работы фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES OF MODERN COMPANIES

The article discusses the need for effective use of innovative activities of modern organizations. The key elements of innovation management are presented. The main problems that companies may encounter when using innovative management and the factors that determine the success of the company’s work are identified.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность современных компаний»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ М.С. Пискун, студент

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10434

Аннотация. В статье рассмотрена инновационная деятельность как одно из направлений коммерциализации современного предпринимательства. Представлены ключевые элементы инновационного менеджмента. Определены основные проблемы, с которыми сталкиваются компании при использовании инновационного управления, и факторы, от которых зависит успех работы фирмы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное управление, внедрение инноваций, возможные трудности.

В современном мире происходит быстрое развитие различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и менеджмента, который требует от управленцев и их команд высокого профессионализма, обучаемости, креативности и готовности пойти на риск.

Высокая позиция на рынке - одна из главных целей для многих компаний. Зачастую учредители вкладывают огромные средства в свои проекты и удивляются тому, что не могут достичь поставленных целей. Причиной этому служит неэффективное использование имеющихся ресурсов или использование устаревших методов управления.

Реальным источником конкурентоспособности компании является умение управленцев объединять организационные, технологические и производственные возможности для достижения поставленных целей. Если компания будет обладать ключевыми компетенциями управления и использовать инновации в производстве, конкурентам будет сложно обойти организацию-соперника. Ключевые компетенции компании - это преимущества, особенности и уникальные характеристики, которые отсутствуют у конкурентов. Так, например, ключевыми компетенциями компании Microsoft являются контроль стандартов и применение целостной совокупности продуктов, компании IBM - высокая скорость и точность обработки данных, Motorola - безопасность и качество беспроводной связи [1].

Ключевые компетенции являются важной составляющей инновационного менеджмента в деятельности компаний. Инновационный менеджмент - это использование современных/инновационных способов и методов управления для реализации и достижения заранее поставленных компанией целей. Успех организаций сегодня обусловлен их способностью использовать самые последние технологии и приспосабливать их для управления организационными процессами. На фоне стремительного развития информационных технологий управленец, который использует инновационный подход в управлении организацией, создаёт большее конкурентное преимущество, так как новаторство в сфере производства всегда востребовано. К примеру, основатель и руководитель компании Amazon Джефф Безос достиг невероятного процветания своим инновационным подходом к организации продажи разнообразных товаров массового спроса через Интернет и в настоящее время является самым богатым человеком в мире [2].

Для эффективного продвижения своего бизнеса Джефф Безос использует нестандартные подходы в управлении компанией. Так, совещания в его компании начинаются с 20-ти минутного прочтения каждым сотрудником письма с информацией о вопросах, которые будут обсуждаться. А самое оптимальное количество человек в каждом подразделении компании, по мнению Джеффа Безоса, не должно превы-

шать 5-7-и сотрудников. Создатель Amazon разработал принцип «двух пицц», в соответствии с которым на собрании вокруг стола не должно оказаться людей больше, чем можно накормить двумя пиццами. Немаловажную роль в достижении успеха Amazon сыграло и то, что в своей работе бизнесмен выделил особые ценности:

- преданность покупателю;

- право на собственность;

- энергичность и инициативность в работе;

- осмысленность затрат;

- высокая квалификация работников;

- новаторство и всестороннее развитие [3].

Сегодня инновационный менеджмент стал необходимым требованием выживания и процветания большинства компаний. Это связано с тем, что с каждым днем товары и услуги все более устаревают. Решением этой проблемы является разработка новых уникальных товаров и услуг, которые должны увеличивать коммерческую ценность организации. Современный менеджер должен уметь применять основные приемы исследовательской деятельности и использовать их с целью повышения эффективности управления, как, например, руководство компании Google, которое в работе над Android Google нашло инновационное решение: сделать платформу доступной для всех и не нанимать разработчиков. Это позволило каждому программисту создавать персональное приложение. Благодаря этому на сегодняшний день платформой Android пользуется более миллиарда человек по всему миру [4].

Инновационный подход является одним из основных составляющих успешного управления, ключевыми элементами которого являются:

- инновационный форсайт [5]. По мнению французского теоретика и практика менеджмента Анри Файоля важнейшим элементом управления является предвидение. Действительно, в инновационном управлении не обойтись без грамотного прогнозирования и предвидения качественно новых результатов развития науки, техники, технологий;

- планирование - четкое определение целей, а также разработка инновационных методов и средств их достижения;

- организация - создание реальных условий для достижения поставленных целей;

- мотивация - активизация деятельности персонала, побуждение его к продуктивной работе и достижению наилучшего результата;

- контроль - соизмерение достигнутых результатов с запланированными;

- анализ - научное обоснование принимаемых решений и планируемых действий;

- управление - руководство персоналом, выполняющим намеченные действия.

В наше время компании всего мира стараются разработать качественно новые, инновационные подходы к достижению успеха. Так, производители японских автомобилей Toyota делают ставку на совершенствование разработанной основателями компании уникальной производственной системы TPS (Toyota Production System) [7]; стратегией компании МТС является расширение сферы деятельности и включение в нее финансовых услуг, облачных сервисов и телевидения [8]; стратегией ПАО «Газпром» является гарантия надежности поставок и эффективное использования научно-технических достижений по добыче и транспортировке газа [9].

Инновационная деятельность предполагает использование таких инструментов управления, которые помогают мотивировать всех членов компании к достижению общей цели. Этими инновационными инструментами управления могут быть различные оперативные методы решения проблем на основе стимулирования творческой активности: мозговой штурм, морфологический анализ, синектика, рабочие листы и т.д. Например, компания Google активно использует технику мозгового штурма. Сотрудники считают, что это прекрасный инструмент для создания инноваций. Именно поэтому компания разработала определенный план мозгового штурма, который помогает превращать новые идеи в реальные продукты. Ключе-

выми пунктами этого плана являются изучение аудитории, улучшение идеи в десять раз, создание прототипа [6].

Сегодня компании не могут добиться успеха без инновационной деятельности, так как она:

- помогает прогнозировать изменения на рынке, выявлять новые сегменты и следить за тенденциями клиентов;

- позволяет оценивать инновационный процесс со стороны, выявлять слабые точки и определять области совершенствования производства;

- способствует повышению организационной культуры и конкурентоспособности фирмы;

- дает возможность проявить творческий потенциал тем, кто заинтересован в процветании компании;

- повышает эффективность работы компании, то есть гарантирует долгосрочный успех.

Успех фирмы зависит от многих факторов. Ответственность за успешную работу фирмы лежит на всем коллективе, поскольку только работая как единый механизм, можно стать серьезным конкурентом для остальных компаний. Итак, что же определяет успех работы компании? Это:

- четкое понимание всем персоналом цели, которая стоит перед компанией;

- знание и понимание лидерами современных тенденций развития рынка;

- заинтересованность сотрудников в достижении успеха и готовность к переменам;

- наличие у компании собственного сайта, хорошая PR-кампания;

- высококвалифицированный персонал.

Примером успешного внедрения инноваций является компания Philips, которая совершила переворот в 120-летней истории ламп для освещения различных помещений и выпустила лампу нового поколения. Базирующаяся в Нидерландах компания производит различное оборудование, начиная со сканеров МРТ и заканчивая дисковыми проигрывателями.

Еще одним ярким примером, подтверждающим необходимость и важность внедрения инновационной деятельности, является WhatsApp. Данный проект сломал

систему привычного платного отправления SMS через операторов связи и совершил настоящую революцию в способах современного общения. Этот удобный, бесплатный сервис стал незаменимым средством связи для людей всех поколений.

Если компания берется за реализацию инновационной деятельности, не имея достаточных знаний и опыта в данной сфере, то это может привести к плачевным последствиям, вплоть до банкротства организации. Компания может столкнуться с такими проблемами, как отсутствие необходимых методик достижения целей и навыков их эффективной реализации, недостаточный профессионализм команды менеджеров, слабая мотивация персонала, падение спроса на производимую продукцию. В таком случае необходимо постараться разобраться с проблемами внутри организации, найти пути их решения и только после этого переходить к инновационному управлению. Рассмотрим примеры неудачного внедрения инноваций в деятельность компаний.

Американская фирма Harley Davidson, производящая мотоциклы, в 2000 г. решила разработать мужской аромат, подчеркивающий мужественность представителей сильного пола. Однако покупателям было непривычно видеть и покупать товар, совершенно не связанный с мотоциклами, поэтому эксперимент Harley Davidson провалился.

Еще одним примером неудачного внедрения инноваций может служить разработанный российской компанией «Yota Devices» в 2013 г. смартфон YotaPhone, который содержал в себе ряд новаций, например, наличие двух дисплеев и расходование небольшого количества энергии. Однако нововведения не смогли улучшить качество работы смартфона в целом. Гад-жет проиграл лидирующим мировым производителям аналогичных устройств по цене и техническим характеристикам и ушел с рынка [10].

В заключении стоит отметить, что внедрение инноваций - это один из самых трудных процессов для компаний всего мира. Компании борются за максимальную

выгоду и эффективность своей работы. Не онные продукты, услуги и решения. Такие сложно догадаться, что успеха добивается компании меняют не только свое будущее, лишь тот, кто предлагает самые инноваци- но и будущее всех нас.

Библиографический список

1. Большаков З. Организационная архитектура Microsoft. URL:https://www.cfin.ru/management/microsoft.shtml (дата обращения: 9.02.2019).

2. Рамблер: Назван самый богатый человек в мире, 2017. URL: https://finance.rambler.ru/economics/38268147-nazvan-samyy-bogatyy-chelovek-v-mire/ (дата обращения: 10.02.2019).

3. TGLTOMSK Как научиться быть великим менеджером, преуспеть в управленческой деятельности? URL:https://zazama.ru/samorazvitie/kak-nauchitsya-byt-velikim-menedzherom-preuspet-v-upravlencheskoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 23.12.2018).

4. Селиванов И. Т0П-50 инновационных компаний мира, 2016. URL: http://1tmn.ru/ratings/world-ratings/top-50-innovacionnykh-kompanijj-mira-4140006.html (дата обращения: 23.12.2018).

5. Климук Е.В. Применение инновационного форсайта с целью повышения конкурентоспособности предприятия // Actualscience. - 2016. - Т. 2. - № 3. - С. 88-89. URL: http://topknowledge.ru/innovatsionnyj-menedzhment/4412-innovatsionnyj-forsajt.html (дата обращения: 17.12.2018).

6. VERONIQUE LAFARGUE How To Brainstorm Like A Googler, 2016. URL: https://www.fastcompany.com/3061059/how-to-brainstorm-like-a-googler (дата обращения:

23.12.2018).

7. Девлет-Гельды Г.К., Армидонова А.А. Японский феномен менеджмента: удастся ли российскому бизнесу перенять зарубежный опыт? // РИСК. - 2017. - №4. - С. 232-237.

8. МТС. Наша стратегия, 2015. URL: http://report2015.mts.ru/ru/strategy.html/ (дата обращения: 13.02.2019).

9. Стратегия Газпрома. URL: http://www.gazprom.ru/about/strategy/(дата обращения:

13.02.2019).

10. Бокарева А.А., Соколова Ю.Д. Внедрение инноваций: путь к успеху или банкротству фирмы? 2016. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74699 (дата обращения: 13.02.2019).

INNOVATIVE ACTIVITIES OF MODERN COMPANIES M.S. Piskun, student

Bauman Moscow state technical university (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the need for effective use of innovative activities of modern organizations. The key elements of innovation management are presented. The main problems that companies may encounter when using innovative management and the factors that determine the success of the company's work are identified.

Keywords: organization, innovation activities, innovation management, management, innovation, success, personnel, possible difficulties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.