Список литературы:
1. Donald W.B. The Certified Quality Engineer Handbook. - ASQ Quality Press, 2012.
2. George M.L. Lean Six Sigma for Service. How to Use Lean Speed & Six Sigma Quality to Improve Services and Transactions. - N.Y.: McGrow-Hill Co., 2009.
3. Pyzdek T. The Six Sigma Project Planner: A Step-by-Step Guide to Leading a Six Sigma Project Through DMAIC. - N. Y.: McGraw-Hill, 2003. -ISBN 978-0-07-141183-7.
4. George M.L. Lean Six Sigma: Combining Six Sigma Quality with Lean Speed. - ASQ Quality Press, 2012.
5. Tapping D., Luyster Т., Shuker T. Value Stream Management: Eight Steps to Planning, Mapping, and Sustaining Lean Improvements. - N. Y.: Productivity Press, 2013.
6. George M., Rowlands D., Price M., Maxey J. Using DMAIC to improve speed, quality, and cost // The Lean Six Sigma Pocket Toolbook: A Quick Reference Guide to Nearly 100 Tools for Improving Process Quality, Speed, and Complexity. - N.Y.: McGraw-Hill, 2005. - P. 1-26. - ISBN 978-0-07-144199-3.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1 2 © Нестерова У.С. , Стародубцева О.А.
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
В статье рассматривается взаимосвязь крупных и малых предприятий с целью повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, положительные и отрицательные качества такой взаимосвязи, формы взаимосвязи.
Ключевые слова: крупные предприятия, малые предприятия, взаимосвязь крупных и малых предприятий, бизнес, современная экономика, франчайзинг, аутсорсинг.
Актуальность данной темы объясняется тем, что взаимодействие крупного и малого бизнеса служит эффективным инструментом развития экономики на
1 Студент. Научный руководитель: Стародубцева О.А.
2 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики, кандидат экономических наук, доцент.
основе сбалансированного их развития. Это связано с характерными для инновационной экономики процессами возрастания роли научно-технических достижений, сокращения трансакционных издержек, повышения уровня специализации в условиях конкурентоспособной среды. Однако, процесс управления взаимодействием крупного и малого бизнеса сталкивается с большим количеством организационных, финансовых и кадровых проблем.
По Данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» не более 2 % всего малого бизнеса в России можно отнести к инновационному бизнесу. По мировым стандартам, российский инновационный бизнес относительно низко активный. Согласно результатам исследования часть предприятий, которые занимаются инновационными разработками, составляет 10-12 %. В основном это расходы на постепенное усовершенствование уже существующих продуктов [1, с. 835].
Главным носителем инновационной деятельности в экономике является устойчивость рыночной экономики и ее составляющих: структуры производство и цены. Сегодня большая часть производства массовой продукции выпускается на крупных предприятиях. Именно благодаря крупным предприятиям идет развитие бизнеса. Крупные предприятия являются носителями научно-технического прогресса (НТП), они внедряют методы целесообразного предпринимательства.
Малый бизнес является важнейшей составляющей рыночной экономики. Сегодня роль малого предприятия в условиях рыночной экономики интенсивно растет. В общем виде малое предпринимательство осуществляется при определенных условиях, которые установлены представительными органами. Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры.
Крупные и малые предприятия сильно зависят друг от друга. Ведь в случаи неудачи крупной компании, которая приведет к закрытию проекта, то малое предприятие также закроется, поэтому крупные предприятия предпочитают «рискованные» проекты отдавать малому предприятию.
Важно отметить, что малые предприятия, вступая во взаимосвязь с крупным предприятием, рискует попасть под полный контроль и стать зависимым от своего партнера. Поэтому для начала вступления во взаимосвязь нужно взвесить все плюсы и минусы. Так как ни одно явление нельзя охарактеризовать однозначно положительным или отрицательным, то и во взаимосвязи между крупным и мелким предприятием также. Именно от существования положительных и отрицательных качеств имеется возможность дальше развиваться и совершенствоваться.
В настоящее время в России получили развитие различные формы взаимодействия крупных и малых предприятий, такие как аутсорсинг, франчайзинг, лизинг, субконтрактация, венчурное финансирование и пр. Их появление имели объективные предпосылки [1, с. 834]:
- возникновение внешних факторов, стимулирующих консолидацию крупного и малого бизнеса, а именно неблагоприятные экономические условия, нестабильность политической власти, труднодоступ-ность получения кредитных средств и пр.;
- в результате возникновения финансового кризиса необходимость экономии всех видов ресурсов и поиск рациональных способов ведения хозяйственного процесса.
В современной экономике одним из самых важных вопросов для малого бизнеса остается вопрос о дополнительных финансовых средствах, без которых неосуществимо полное развитие. Вследствие этого, имеет смысл рассмотреть проблему взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с банками и франчайзинг как способ получения финансовой помощи.
В первую очередь, франчайзинг допустим для отраслей, характеризующихся с высокой долей услуг с персональным обслуживанием. Развитие малого бизнеса является одним из главных приоритетов для экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается занятость населения, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.
Сегодня в России необходимо поднимать производственную сферу, поэтому малое предпринимательство приобретает особую значимость, особенно для развития научно-технического потенциала.
Одной их эффективных инновационных форм взаимодействия малых и крупных фирм в современных условиях является аутсорсинг [1, с. 835]. Аутсорсинг это передача компанией ряда непрофильных вспомогательных для бизнеса функций или частей бизнес-процессов на договорной основе сторонней организации, профессионально специализирующейся на оказании таких услуг. Главным критерием для передачи любого бизнес-процесса или бизнес-функции на аутсорсинг является наличие конкурентной среды. Передача второстепенных управленческих функций аутсорсинговым компаниям позволяет предприятию сосредоточиться на основной деятельности, оставив в управлении руководства организации только ключевые функции, что приводит к снижению себестоимости процесса выполнения второстепенных функций за счет специализации аутсорсера [2, с. 139].
Взаимосвязь крупного с малым бизнесом осуществляется с помощью заказов определенных деталей на производства. Поскольку крупным предприятиям не выгодно выполнять или производить определённую работу, то в этом случаи большое предприятие передают это малым предприятиям, особенно если работа разовая.
Множество крупных предприятий предпочитают устанавливать свои заказы на малых предприятиях, расположенных в развивающихся странах.
Так, достигается большая экономия денежных средств, а развивающиеся страны могут неплохо пополнить свой бюджет. Именно по такому принципу работают многие компании, которые занимаются выпуском одежды, обуви и бытовой электроники [3, с. 154].
Роль малого бизнеса сильно повышается в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что при сохранении данной экономической ситуации крупные предприятия уменьшают свои масштабы производства, оптимизируют затраты и временно приостанавливают свое производство что, в свою очередь, усиливает рост экономических проблем. Преодолеть такую экономическую ситуацию возможно путем развития малого предпринимательства. При сравнительно небольших бюджетных затратах государство, использует ресурсы малого бизнеса, может действительно эффективно решить проблемы, связанные с уменьшением потребительского спроса; снижением уровня доходов населения и т.д. Существенные проблемы при создании новых и развитии существующих малых инновационных фирм в России связаны с финансированием, кадровыми вопросами и административными барьерами. Недостаток собственных средств, малоразвитость венчурного финансирования, невыполнимость получения банковских кредитов на старте бизнеса и риск инновационного проекта нередко служит непреодолимым барьером для развития малого бизнеса.
Причем, в условиях экономического кризиса важнейшей функцией малого предпринимательства становится противодействие увеличения безработицы, обеспечение занятости населения, высвобождаемого в результате остановки крупных предприятий, и, как следствие, поддержание в обществе социальной стабильности.
Таким образом, взаимодействие малого и крупного бизнеса не только является взаимовыгодным, но и необходимым для успешного развития экономики любой страны.
На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм [4, с. 363]:
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для исполнения определенной цели или разработки определенной идеи, нужной для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание разной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых предприятий-сателлитов, то есть различных дочерних предприятий, сохраняющих «родственные связи» с головной организацией, образование малых предприятий, юридически самостоятельных, но экономически зависящих от основной структуры, и т.д.).
Именно малые предприятия создают стабильность в стране, обеспечивая налоговые потоки, менее зависящие от состояния и уровня всей миро-
вой экономики. Ведь малым предприятиям гораздо проще приспособиться к изменению конъюнктуры. Но крупные предприятия совместно с государством способны обеспечить продолжительную поддержку инновационно-ориентированной модернизации экономики страны.
В настоящее время представители, как крупного, так и малого бизнеса понимают, что нуждаются друг в друге, и что их объединяет ряд общих экономических интересов, прежде всего, повышение собственной конкурентоспособности и создание в стране эффективной рыночной экономики с высоким уровнем спроса.
Таким образом, система взаимодействия малого и крупного предпринимательства представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, действующую с целью достижения положительного эффекта и влияющую на инновационную активность как малого, так и крупного бизнеса.
Список литературы:
1. Стародубцева О.А. Производственный аутсорсинг - инновационная форма взаимосвязи крупного и малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2. - Ч. 1 (67-1). - С. 834-838.
2. Стародубцева О.А., Стародубцева В.К. Производственный аутсорсинг -эффективный инструмент повышения конкурентных преимуществ организации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 2. - С. 137-142.
3. Сапсай Б.П. Взаимодействие малых предприятий с крупными производствами. - Время, 2015. - С. 240.
4. Хабарова Н.Е. Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития. - 2014. - № 10. - С. 374.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА - ОСНОВА ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1 2 © Ремез В.А. , Стародубцева О.А.
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
В статье рассмотрены изменения, приведшие к глобализации бизнеса, проведен анализ факторов, оказывающих существенное влияние на инновационное развитие промышленных предприятий, рассмотрены управленческие решения в рамках стратегии инновационного развития.
1 Студент. Научный руководитель: Стародубцева О.А.
2 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики, кандидат экономических наук, доцент.