МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 658.511.3
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ «ЛИН» И «ШЕСТЬ СИГМ» ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ
ЖЕВНОВ ДЕНИС АНАТОЛЬЕВИЧ
кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Математика и информатика» Барнаульского филиала Финансового университета, Барнаул, россия E-mail: [email protected]
В настоящее время для российских компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы, в том числе с иностранными предприятиями, жизненно важным становится вопрос совершенствования внутренних процессов и внедрения инновационных подходов в производстве. В этих условиях востребованными становятся специальные методики, которые позволяют повысить качество продукции, способствуют росту производительности труда и снижению издержек производства.
Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 2012-2013 гг. на практических материалах результатов оптимизации процессов российскими и зарубежными компаниями в сфере производства и услуг. Использованы эмпирические и аналитические методы исследования.
В статье рассмотрена сущность подходов к оптимизации процессов «Лин» и «Шесть сигм», обоснована экономическая привлекательность их использования и возможность внедрения в практику управления. Конкретизированы достоинства методик «Лин» и «Шесть сигм», проанализированы трудности их внедрения в России.
Рассмотренные в работе методы оптимизации процессов в силу их универсальности могут быть использованы как производственными компаниями, так и предприятиями сферы услуг. Подходы «Лин» и «Шесть сигм», успешно зарекомендовавшие себя во всем мире, начинают находить свое применение и в России. Их дальнейшее использование может стать основой для непрерывного совершенствования качества товаров и услуг отечественных предприятий, роста экономики страны.
Ключевые слова: оптимизация процессов; Лин; Шесть сигм; DMAIC; инновации.
INNOVATION-DRIVEN DEVELOPMENT OF BUSINESS. USING LEAN AND SIx SIGMA APPROACHES TO PROCESS OPTIMIZATION
DENIS A. ZHEVNOV
PhD (Engineering), senior lecturer with the Mathematics and IT chair, the Barnaul Branch of the Financial university, Barnaul, Russia E-mail: [email protected]
Today, in the situation of fierce competition including foreign players, Russian companies are challenged with the issue of improving the quality of in-house processes and introduction of innovation-
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
driven approaches into the production sphere. In view of the above, special methods and procedures that ensure product quality improvement, rise in labor productivity and cost reduction are becoming increasingly in demand.
This paper contains findings of a research carried out by the author in 2012-2013 on practical materials describing the results of process optimization made by Russian and foreign companies engaged in goods manufacturing and providing of services. Empirical and analytical methods were used in the research.
The paper considers the Lean and Six Sigma approaches to process optimization, provides arguments in favor of their economic feasibility and introduction into the management practice and analyzes problems of concern in their promotion in Russia.
The flexibility of process optimization methods considered in the paper allows their application by both manufacturing and service providing companies. The Lean and Six Sigma approaches have received acknowledgement across the world and are beginning to be used in Russia. Their further application may establish the basis for continuous quality improvement of goods and services of domestic enterprises and contribute to the economic growth of the country.
Keywords: process optimization; Lean; Six Sigma; DMAIC; innovations.
Использование инновационных подходов в сфере производства и услуг, постоянное совершенствование технологий и процессов — одно из непременных условий развития экономики страны. Важность перевода экономики на инновационный путь развития была в очередной раз озвучена Президентом России Владимиром Путиным в ходе прямой линии в апреле 2013 г. [1]. По его словам, для развития инноваций необходимо перестраивать налоговую систему, пересматривать систему дотаций регионов. На все это требуется время, поэтому в настоящее время главным источником финансирования инновационной деятельности компаний по-прежнему остаются их собственные средства и ресурсы. Вот почему максимально эффективное их использование является приоритетной задачей бизнеса и экономики в целом.
Одним из способов мобилизации внутренних ресурсов предприятий, повышения качества и снижения себестоимости продукции являются концепции «Лин» и «Шесть сигм», которые находят свое применение как в промышленных отраслях, так и в сфере обслуживания. Их используют ведущие телекоммуникационные предприятия (Motorola, Toshiba, IBM, Xerox), предприятия автомобильной (Ford, Nissan) и авиакосмической промышленности (Air France, KLM, Honeywell), промышленные конгломераты (Toyota, Johnson&Johnson, Caterpillar), финансовые институты (American Express, Citibank,
MasterCard, Credit Suisse, BNP Paribas). При этом по подсчетам экспертов эффект от оптимизации процессов составляет от 100 млн до 5 млрд долларов.
Рассмотрим, что представляют собой эти методики. Термин «Шесть сигм» возник из соотношения между вариацией процесса и связанными с данным процессом требованиями потребителя. При этом комплексный набор инструментов совершенствования качества позволяет принимать решения, основываясь на статистических данных. Система «Шесть сигм» делает акцент на осознании возможностей и устранении дефектов с точки зрения потребителя, признавая, что вариация препятствует стабильному оказанию высококачественных услуг [2].
Качество продукции, акцент на котором делает система «Шесть сигм», является одной из важнейших характеристик деятельности любого предприятия. Стандарт ГОСТ ISO 90002011 9000:2005 термин качество интерпретирует как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям [3]. Повышение уровня качества для отдельного предприятия позволяет получить конкурентные преимущества, а для национальной экономики в целом влечет за собой повышение экспортного потенциала и авторитета государства.
Инструментарий системы «Шесть сигм» позволяет определить уровень качества и добиться его существенного улучшения. Многие
Среднее значение = 7 дней
Контрольное значение = 8 дней
3
дня
4 дня
5
дней
6
дней
7 8
дней дней
9
дней
10 дней
11
дней
Рис.1. Распределение доставленных товаров во времени
предприятия полагают, что выпускают качественную продукцию или предоставляют отличный сервис, ссылаясь на значение среднего показателя. При этом опросы клиентов показывают, что не все они остаются довольны. Получая некачественный товар или услугу, они делятся негативной информацией со своими друзьями и знакомыми — срабатывает эффект «сарафанного радио». Эмпирические исследования по вопросу жалоб клиентов показывают, что негативная информация распространяется гораздо быстрее, чем позитивная: положительными эмоциями человек обычно делится с тремя своими друзьями и знакомыми, негативными — с 11. Все это влияет на репутацию предприятия и может негативно сказаться на уровне продаж.
Что же такое вариативность процесса и почему ее нужно сводить к минимуму? Рассмотрим пример, в котором фирма занимается транспортировкой товаров и обещает их доставку в течение 8 дней. При этом из 200 поставок 20 доставлено за 4 дня, 160 — за 7 дней и 20 клиентов получили товар через 10 дней. Отчет о доставке дает средний показатель в 7 дней, который говорит о том, что цель достигнута. Однако у данного процесса есть вариативность 10 дней. Это означает, что 10 % клиентов не получили услугу вовремя — они не будут удовлетворены сотрудничеством с данной транспортной компанией (рис. 1). Для клиентов не имеет значения средний
показатель. Все, что их интересует,— качество предоставленной именно им продукции или услуги.
Уровень Сигма рассмотренного процесса составляет 0,2. Основная цель методики «Шесть сигм» — снижение вариативности и дефектов так, чтобы продукты или услуги соответствовали ожиданиям клиентов и обязательствам компании или превышали их. При этом процент качества должен составлять 99.99966 %, а количество дефектов на миллион будет составлять 3, 4 (табл. 1).
Система «Шесть сигм» является активным подходом к улучшению результативности предприятия. Для совершенствования процессов используется модель БМЛ1С. Данная модель обеспечивает команду, занимающуюся совершенствованием процессов, конкретным планом действий.
Подход БМЛ1С описывает последовательность этапов улучшения процесса с помощью следующих стадий:
«Б — Определение» — определение направления совершенствования процесса;
«М-Измерение» — понимание процесса и его текущего уровня эффективности;
«А-Анализ» — поиск основных источников проблем и возможностей для совершенствования;
«¡-Совершенствование» — разработка и внедрение решений по улучшению процесса;
Таблица 1
Взаимосвязь Сигма и дефектов процесса
Значение Сигма для процесса Количество дефектов на миллион
2 308 537 (30,85 %)
3 66 807 (6,68 %)
4 6 210 (0,62 %)
5 233 (0,0233 %)
6 3,4 (0,00034 %)
«С-Контроль» — закрепление разработанных решений и создание системного подхода по управлению процессом.
Конечный результат каждого шага является входным параметром следующей фазы.
Концепция бережливого производства «Лин» уделяет первоочередное внимание максимизации скорости процесса. В переводе с английского «Lean» означает тощий, худой, без грамма жира. Отцом-основателем «Лин» считается Таичи Оно (Taiichi Ohno) — родоначальник «Производственной системы Тойоты». Данная концепция ориентирована на использование минимального количества ресурсов, необходимых для поставки «точно вовремя» высококачественных продуктов или услуг с минимальными издержками.
Основная цель концепции «Лин» — повышение скорости любого процесса за счет сокращения семи видов потерь:
• излишняя обработка — действие при производстве продукции или услуги, не добавляющее ценности с точки зрения клиента или бизнеса;
• транспортировка — многократные или ненужные перемещения;
• движение — излишние перемещения персонала;
• переделывание — переделывание или повторное выполнение уже сделанной работы;
• запасы — избыточные товароматериаль-ные ценности или незавершенная работа;
• ожидание — простои процесса, его задержка во времени;
• перепроизводство — создание чего-либо в количестве, превышающем необходимое.
Бережливое производство исходит из того, что большинство процессов не являются оптимальными и имеют показатель эффективности цикла процесса менее 10 %. Поэтому необходимо сократить до минимума время, которое незавершенная работа находится без движения, использовать систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства [4].
При помощи инструментов «Лин» анализируется поток процесса и время задержек в ходе каждой отдельной операции. При этом выявляются шаги, добавляющие и не добавляющие ценность. Если шаг не добавляет ценность — необходимо постараться от него избавиться, сократив тем самым затраты на производство продукции или услуги. Минимизация излишней сложности процесса и его стандартизация помогают добиться экономии ресурсов и устранить возможное появление дефектов.
Улучшение процессов состоит из следующих ключевых стадий.
1. Определение ценности с точки зрения внутреннего и внешнего клиента, а также бизнеса
С точки зрения клиента все, что делает предприятие, либо создает ценность, либо ее не создает. Создание ценности — это любое действие, которое вносит прямой вклад в удовлетворение нужд клиента. Не создающее ценность действие — все то, что потребляет время или ресурсы и не создает ценность. Большинство процессов только в 10 % действий создают ценность, 90 % действий — неэффективное использование ресурсов.
2. Анализ потока создания ценности
Каждый процесс содержит большой объем работ, не добавляющих стоимость для
Общее время процесса
Время, добавляющее ценность
Время, не добавляющее ценность
Рис. 2. Анализ потока создания ценности
клиента. Методы Лин направлены на выявление и устранение потерь. Улучшение имеет больше шансов на успех, если оно сфокусировано на избавлении от потерь, не добавляющих ц енности, нежели на улучшении элементов, добавляющих ценность (рис. 2).
3. Организация потока создания ценности
Поток — это движение материалов и информации в процессе их преобразования в продукт или услугу для потребителя. Там, где есть продукт или услуга,— там есть поток. Любая деятельность может быть трансформирована в поток. При этом важно выявить и устранить потери, сократить время простоя, минимизировать не создающие ценность шаги, обеспечить непрерывность процесса с момента старта до его завершения.
Достаточно часто первоначально процесс выстроен таким образом, что сотрудники сосредоточены на выполнении только своих функций, не видя значимости работы в рамках всего процесса. Они организованы по управлениям и отделам, и их ключевые показатели эффективности либо отсутствуют, либо сфокусированы на конкретной функции, а не на результате процесса. Входы и выходы между шагами организованного таким способом процесса не согласованы, что ведет к ошибкам и ненужным внутренним циклам. Превалирует пакетная обработка накопившимися партиями.
В этом случае процесс нужно перестроить таким образом, чтобы были четко определены взаимосвязи между шагами в рамках процесса: входы и выходы, требования к данным, необходимым для выполнения операций и принятия решений. Необходимо сфокусироваться на минимизации таких потерь, как ожидание,
лишняя обработка, движение. Устранение излишней сложности достигается сокращением количества шагов процесса и их стандартизацией. Пакетную обработку данных зачастую целесообразней заменить потоком единичных изделий.
4. Организация системы вытягивания
Вытягивание — система производства, при которой поставщик ресурсов, находящийся выше по потоку, ничего не производит до тех пор, пока потребитель, находящийся ниже, ему об этом не сообщит. Ее суть заключается в снабжении внутреннего клиента необходимыми ресурсами только в тот момент, когда они ему требуются. Система вытягивания объединяет потоковые ячейки вместе, при этом скорость подачи заданий равна пропускной способности процесса.
5. Доведение до совершенства
Процесс непрерывного совершенствования
достигается за счет стандартизации и непрерывных улучшений «кайдзен».
На сегодняшний день около 100 российских предприятий осуществляют внедрение инструментов «Лин» и «Шесть сигм». Среди них Русал, РЖД, Росатом, Сбербанк и другие. Многие из этих компаний добились значительного снижения производственных затрат и роста качества продукции. Тем не менее внедрение методологии «Лин» и «Шесть сигм» в нашей стране пока еще находится на первоначальном этапе, сталкиваясь с определенными трудностями. Основной их источник — существенные организационные и культурные различия российских и западных предприятий. В зарубежных компаниях ментальность персонала ориентирована на дисциплину, выполнение требований, правил, стандартов,
законов. На первом месте находится бизнес-подход к построению и развитию организации. При этом в России в большинстве случаев превалирует «политический» подход к построению и развитию организации, мен-тальность персонала ориентирована на поиск «обходных» путей выполнения правил. Еще одна сложность — поверхностная вовлеченность высшего менеджмента российских компаний в процессы трансформации, слабый личный пример, большая должностная дистанция между участниками бизнес-процессов. Несмотря на это, по мнению одного из ведущих международных экспертов в сфере бережливого производства Майкла Томаса Вейдера, количество примеров реализации Лин-программ в России будет постоянно расти [5]. Подтверждение тому — интерес российских компаний, регулярная организация конференций и лин-форумов, привлечение зарубежных специалистов для обучения и консультации российских сотрудников.
Подходы «Лин» и «Шесть сигм» располагают специальным инструментарием для
оптимизации процессов. У каждой методики есть большое количество примеров успешных внедрений, которые принесли бизнесу сотни млн долларов. При этом концепция бережливого производства «Лин» сфокусирована на устранение потерь и непроизводительных затрат, нацелена на создание ценности в процессе, дает быстрый результат и направлена на непрерывные улучшения. Концепция «Шесть сигм» нацелена на снижение вариативности процессов и стабилизацию характеристик продукции, фокусируется на прорывных улучшениях и серьезных изменениях в процессах, основанных на голосе клиента. Обе методики хорошо дополняют друг друга: внедрение концепций «Лин» и «Шесть сигм» в подходе БМА1С дает возможность устранить потери и вариативность, повысить качество и ориентацию на клиента, т. е. решить большинство проблем бизнеса. Совместное применение данных методик способно помочь предприятию решить задачу производства качественных товаров и услуг с минимальными затратами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская газета. Стенограмма «Прямой линии» с Владимиром Путиным. URL: http:// www.rg.ru/2013/04/25/stenogramma-site.html (дата обращения: 12.06.2013).
2. George М. Lean Six Sigma for Service, New York, McGraw-Hill, 2003, 401 р.
3. ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Liker J. The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer, New York, McGraw-Hill, 2004. 352 p.
5. Вейдер М. О внедрении Лин в России. URL: http://www.mashportal.ru/interview-26851.aspx (дата обращения: 12.06.2013).
REFERENCES
1. Rossiiskaya Gazeta. A short-hand record of a Hot Line with Vladimir Putin URL: http://www. rg.ru/2013/04/25/stenogramma-site.html (accessed date: 12.06.2013).
2. George М. Lean Six Sigma for Service, New York, McGraw-Hill, 2003, 401 р.
3. GOST ISO 9000-2011. «Quality Management Systems. Main Provisions and the Glossary». Accessible from the «ConsultantPlus» legislation database.
4. Liker J. The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer, New York, McGraw-Hill, 2004, 352 p.
5. Veider M. Towards the Lean Promotion in Russia. URL: http://www.mashportal.ru/ interview-26851.aspx (accessed date: 12.06.2013).