48
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Хомси; пер. N.C. Charlotte. - Inform. age publ., 2012; М.: Стандарты и качество, 2013.
8. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / под ред. В.П. Самарина. - М.: Кнорус, 2012.
9. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/.
10. Сайт журнала «Молодой учёный» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/.
11. Электронный каталог библиотеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
LEAN SIX SIGMA - ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
© Игнатова Л.В.1
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье проводится анализ внедрения бережливого производства с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Проанализированы основные элементы концепций six sigma и lean manufacturing.
Ключевые слова интеграция шести сигм и бережливого производства, принципы бережливого производства, улучшение действующих организационных процессов.
Lean Six Sigma - это интегрированная концепция, объединяющая наиболее популярные в 90-е годы прошлого столетия концепции управления качеством: концепцию «Бережливое производство» (Lean manufacturing), сфокусированную на устранение потерь и непроизводительных затрат, и концепцию «Шесть сигм» (Six Sigma), нацеленную на снижение вариабельности процессов и стабилизацию характеристик продукции.
Первый опыт применения Lean Six Sigma был описан в 2001 г., а уже к 2003 г. вышел ряд книг с подробным описанием теории, практики и преимуществ применения Lean Six Sigma. Концепция Lean Six Sigma вобрала в себя лучшее, что позволяет предприятиям достичь наибольших экономических результатов в наименьшие сроки. Концепция Lean Six Sigma имеет широкую область применения и может быть использована любыми предприятиями, независимо от размера и сферы деятельности.
1 Аспирант.
Период формирования концепций «Шесть сигм» и «Бережливое производство» приходится на середину 80-х годов прошлого столетия. В то время в сфере производства были установлены самые высокие требования к качеству продукции и экономии ресурсов. Концепция «Бережливое производство» создавалась как методология оптимизации затрат в автомобильной промышленности. Концепция «Шесть сигм» обязана своим рождением программе борьбы с дефектами готовой продукции путем снижения вариабельности процессов при производстве полупроводников. Вполне естественно, что пионерами в применении этих концепций были производственные предприятия [1]. Этапы развития концепций «Шесть сигм» и «Бережливое производство» повторяют этапы развития стандартов на системы менеджмента качества (СМК). Прародителями самых используемых стандартов на СМК ИСО серии 9000 были стандарты, содержащие требования к обеспечению качества для военной промышленности, позднее - для автомобилестроения и машиностроения [2]. Начало 90-х годов прошлого столетия можно охарактеризовать как время активного использования стандартов на системы управления и концепций «Шесть сигм» и «Бережливое производство» в нетрадиционных для них сферах. Все нарастающая конкуренция подталкивала производителей услуг и интеллектуальной продукции, государственные и общественные организации к поиску новых путей поддержания и повышения спроса.
Концепция «Бережливое управление», впервые сформировавшаяся на японских предприятиях, имеет другие факторы успеха. Высокая организованность является уже не фактором достижения успеха, а получаемым результатом. Достигаемая высокая организованность процессов (как основных, так и вспомогательных) позволяет предприятию сэкономить значительный объем ресурсов. Помимо того, что концепция «Бережливое управление» подразумевает принципиально новые подходы к культуре менеджмента и организации предприятия [3], она также предлагает набор инструментов, позволяющих удешевлять и ускорять процессы [4]. Основные инструменты уже хорошо известны специалистам по качеству: точно вовремя (just in time), 5S, кайд-зэн (концепция непрерывного улучшения), управление потоком создания ценностей (value stream management), покэ-ёка (метод защиты от ошибок) и др. В этом списке специалисты-практики выделяют «управление потоком создания ценностей» как один из наиболее результативных инструментов в достижении целей концепции «Бережливое управление» [5].
Итак, что же роднит концепцию «Шесть сигм», имеющую американские корни, с рожденной в Японии концепцией «Бережливое управление»? В первую очередь - обоюдный интерес к отдельно взятому процессу. Именно это существенным образом отличает их от многих «маститых предшественников», ориентированных на всеобщий охват, и роднит с концепциями нового поколения, такими, как «реинжиниринг бизнес-процессов». Концепции «Шесть сигм» и «Бережливое управление» идеально дополняют друг
50
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
друга. Ответы на вопросы, касающиеся взаимодополнения этих концепций, можно найти в публикациях Майкла Джорджа, одного из первых идеологов Lean Six Sigma [6]. Генезис концепций представлен в табл. 1.
Таблица 1
Интегрирование концепций Lean Six Sigma
Основные элементы концепции Концепция «Шесть Сигм» Концепция «Бережливое производство» Интегрированная концепция Lean Six Sigma
Формализованные обязательства руководства + +
Формализованное распределение ресурсов + +
Градация вовлеченных в проекты + +
Краткосрочные проекты улучшений - кайдзен + +
Мониторинг + + +
Использование статистических методов для улучшения вариабельности процессов + +
Выявление и устранение потерь + +
Повышение скорости функционирования процесса + +
Устранение потерь, появляющихся в результате ложной экономии + +
Из этой таблицы видно, что в концепции Lean Six Sigma ответы на вопрос «как организовать деятельность?» взяты из концепции «Шесть сигм», а на вопрос «что делать?» - в основном, из концепции «Бережливое управление». При этом концепция Lean Six Sigma использует объединенный набор измеряемых показателей (метрик) и объединенный набор методов и инструментов реализации совершенствования.
Сложность применения концепции Lean Six Sigma кроется в простоте отдельных ее элементов. Большая часть проблем связана с неправильным сбором и подготовкой данных. Мы выделили несколько основных принципов, сопутствующих успеху как в применении простых статистических методов, так и при реализации концепции Lean Six Sigma:
- заинтересованность руководства;
- выделение ресурсов;
- опыт успешных проектов.
При реализации концепции Lean Six Sigma к ресурсам относят оплаченное время персонала, затраты на его обучение и на приобретение средств, необходимых для подготовки и выполнения проектов. Руководство должно получить объем знаний, необходимый для контроля и управления этой деятельностью. Калькуляцию необходимых часов обучения и затрат рабочего времени на реализацию проектов можно найти в любом учебнике по концепции «Шесть сигм». Лидер проекта должен иметь практический опыт участия в успешных проектах по улучшению. При всей важности обучения, опыт участия в одном успешном проекте стоит изучения десятков примеров из практики.
Список литературы:
1. Donald W.B. The Certified Quality Engineer Handbook. - ASQ Quality Press, 2012.
2. George M.L. Lean Six Sigma for Service. How to Use Lean Speed & Six Sigma Quality to Improve Services and Transactions. - N.Y.: McGrow-Hill Co., 2009.
3. Pyzdek T. The Six Sigma Project Planner: A Step-by-Step Guide to Leading a Six Sigma Project Through DMAIC. - N. Y.: McGraw-Hill, 2003. -ISBN 978-0-07-141183-7.
4. George M.L. Lean Six Sigma: Combining Six Sigma Quality with Lean Speed. - ASQ Quality Press, 2012.
5. Tapping D., Luyster Т., Shuker T. Value Stream Management: Eight Steps to Planning, Mapping, and Sustaining Lean Improvements. - N. Y.: Productivity Press, 2013.
6. George M., Rowlands D., Price M., Maxey J. Using DMAIC to improve speed, quality, and cost // The Lean Six Sigma Pocket Toolbook: A Quick Reference Guide to Nearly 100 Tools for Improving Process Quality, Speed, and Complexity. - N.Y.: McGraw-Hill, 2005. - P. 1-26. - ISBN 978-0-07-144199-3.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1 2 © Нестерова У.С. , Стародубцева О.А.
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
В статье рассматривается взаимосвязь крупных и малых предприятий с целью повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, положительные и отрицательные качества такой взаимосвязи, формы взаимосвязи.
Ключевые слова: крупные предприятия, малые предприятия, взаимосвязь крупных и малых предприятий, бизнес, современная экономика, франчайзинг, аутсорсинг.
Актуальность данной темы объясняется тем, что взаимодействие крупного и малого бизнеса служит эффективным инструментом развития экономики на
1 Студент. Научный руководитель: Стародубцева О.А.
2 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики, кандидат экономических наук, доцент.