ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: взаимосвязь, креативность, самореализация, личность, научно-исследовательская деятельность.
Keywords: psychological conditions, professional, self-development, teacher-psychologist.
Аннотация: статья посвящена взаимосвязи креативности и самореализации личности в научно-исследовательской деятельности, реализуя новые требования в профессиональной деятельности обязывают проводить психологические исследования, где предметом выступает креативность и самореализация личности, их природа, структура и механизмы развития.
Abstract: the article is devoted to the characteristics and specific features of the psychological conditions of the professional self-development of the pedagogical psychologist as an active, conscious, purposeful activity of the teacher-psychologist in improving professional competence for the purpose of professional self-realization and improving the quality of rendering psychological and pedagogical services to participants in the educational process.
Современное общество в эпоху новых социально-экономических условий нуждается в личности оригинально мыслящей, способной нестандартно решать возникающие вопросы, умеющей по-новому подходить к поиску решений общеизвестных ситуаций. Изучение творческого потенциала интересно не только в профессиональной, но и в образовательной сфере. Всё больше появляется заданий, которые направлены на проявление креативных способностей обучающихся, развитие их в практической деятельности.
Исследования креативности на современном этапе развития психологической науки связаны с особым интересом к данному феномену. Однако, несмотря на существующие научные работы, на данный момент выделить единую теорию креативности трудно. В первую очередь, это связано с тем, что на протяжении последних нескольких лет в психологических исследованиях всё чаще объектом выступает творческий потенциал, а не сама природа креативности. Это объясняется тем, что возрастает потребность в творческой личности в различных профессиональных сферах деятельности. Благодаря термину «креативный», подчеркивающему особый статус, в обществе
стали появляться новые названия современных должностей в организациях: «креативный директор», «креативный менеджер», «креативный продюсер», «креативная группа» и т.д. Таким образом, новые требования в профессиональной деятельности обязывают проводить психологические исследования, где предметом выступает креативность личности, её природа, структура и механизмы развития [1].
Креативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека. С одной стороны, она обеспечивает качество выполняемой деятельности, а с другой, - обусловливается успешной самореализацией личности. Наиболее тесно эта проблема касается специалистов, занимающихся научно-исследовательской
деятельностью.
Проблема самореализации личности является актуальной в современных исследованиях подготовки специалистов различного уровня, поэтому исследуемая проблема в научно-исследовательской деятельности побуждает человека к пересмотру критериев эффективности труда. Кроме традиционных характеристик (скорость, точность, экономичность), применяемых к обществу, становится особенно важным обращать внимание на внутренние, психологические характеристики, которые отображают степень вовлечённости личностного потенциала человека для реализации возникающих перед ним задач.
Таким образом, развитие инновационных технологий, а также доступность информационного пространства определяют повышение уровня конкуренции, что, в свою очередь, приводит к возникновению ускоренных процессов взаимодействия и изменений в обществе. С одной стороны, современные условия общества предъявляют высокие требования к личности. Это проявляется в умении быстро и самостоятельно принимать решения; сначала разрабатывать, а затем реализовывать нестандартные идеи; употреблять полученные знания в различных областях жизни; применять определённые тактики поведения при решении разных задач. С другой стороны, выступают способности, помогающие развитию успешной самореализации в современном мире во всех сферах жизнедеятельности. Перечисленные характеристики, так или иначе, входят в понимание феномена «креативность» и имеют отношение к общепсихологическим знаниям.
Изучению особенностей самореализации личности уделяли внимание представители различных психологических школ: Л.Г. Брылева, Е.И. Горячева, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу. Одной из ключевых проблем на сегодняшний день является выделение
самореализации в отдельный и самостоятельный предмет в психологических исследованиях. Важно отметить, что понятие «самореализация» употребляется только в современных работах. Трактовка данного понятия достаточно размыта и несколько абстрактна. Под данным процессом понимается стремление человека к раскрытию собственных сил, самого себя. Человек стремится реализовать свой потенциал [2].
Теория мотивации фокусируется на сознании, осознанном стремлении к достижению целей. Гуманистическое направление рассматривает самореализацию как индивидуальную функцию человека, говоря о базовой потребности человека самореализовываться. Данное стремление автономное, обеспечивающее различные потребности, которые могут осознаваться человеком в дефиците, которое подкрепляется желанием делать что-то лучше в личностном и социальном плане (теории развития и роста) и осознаётся человеком (гуманистические теории). Стремление к самореализации у человека - это сумма мотивации, в структуре которой есть три уровня человеческой психики, а именно -индивидный, индивидуальный и личностный.
Самореализация - это некое свойство системы личности, которое характеризуется в свободной инициации. Под свободной инициацией мышления понимается проявление природы человека в виде организации её высшего уровня, в котором происходит саморазвитие, самореализация, как одни из необходимых условий к существованию человека.
Самореализация понимается как многомерное психологическое образование, детерминированное совокупностью внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешность самовыражения личности в процессе онтогенеза [3].
Таким образом, системный подход представляет собой широкую платформу для психологических исследований, и есть много моментов, которые необходимо исследовать в будущем. Системный подход в исследовании самореализации личности доказывает своё преимущество перед другими линейными концепциями.
Креативность как способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения Креативность не должна сводить воедино одинаковые цели, следовать установленным правилам. Под креативностью понимается потребность в исследованиях, которая есть у абсолютно каждого человека с самого рождения, и в процессе онтогенетического развития креативность постоянно развивается.
Креативность - это системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью [4].
Итак, анализ показал, что исследование феномена креативности постепенно расширяется из-за существующего интереса, а это, в свою очередь, приводит к размытому восприятию данного понятия. С одной стороны, креативность - когнитивный процесс (тип мышления), с другой - выступает понимание креативности как типа личности, а с третьей - происходит объединение двух подходов и дальнейшее изучение проявления креативности. Анализ позволяет констатировать, что наиболее продуктивной выступает полисистемная концепция самореализации личности.
Список литературы
1. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2015.
2. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2017.
3. Жигулин А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки. 2013. № 1. С. 47.
4. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психол. журнал. 2016. Т. 15. № 2. С. 28-29.
5. Гавенко Н.В. Исследовательская деятельность студентов факультета филологии КФ НГПУ в системе непрерывного профессионального образования // Педагогическое образование в современных условиях материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014. С. 7074.
6. Шитов С.Б. Инновационный человеческий капитал как основа общества знания (социально-философский взгляд) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 35-38.
Курыло О.В.