Научная статья на тему 'Взаимосвязь косвенного налогообложения и инфляционных процессов в России'

Взаимосвязь косвенного налогообложения и инфляционных процессов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казьмин А. Г., Мусорина И. В.

The issues of transition from a centrally planned to market-dominated economic structure in Russia are of interest worldwide. During the last 10-15 years the Russian transition economy has been causing inflation development. This article analyzes the basic methods of inflation regulation: the monetary, credit and tax-budgetary policy. The basis of a tax-budgetary policy is made by the system of indirect taxation (VAT, excises, custom payments, etc.). We demonstrate that 13 % VAT decrease will lead to 6,2 % inflation decrease.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of indirect taxation and inflation in Russia

The issues of transition from a centrally planned to market-dominated economic structure in Russia are of interest worldwide. During the last 10-15 years the Russian transition economy has been causing inflation development. This article analyzes the basic methods of inflation regulation: the monetary, credit and tax-budgetary policy. The basis of a tax-budgetary policy is made by the system of indirect taxation (VAT, excises, custom payments, etc.). We demonstrate that 13 % VAT decrease will lead to 6,2 % inflation decrease.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь косвенного налогообложения и инфляционных процессов в России»

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

А.Г. Казьмин, И.В. Мусорина

Kazmin A.G., Musorina I.V. Interrelation of indirect taxation and inflation in Russia. The issues of transition from a centrally planned to market-dominated economic structure in Russia are of interest worldwide. During the last 10-15 years the Russian transition economy has been causing inflation development. This article analyzes the basic methods of inflation regulation: the monetary, credit and tax-budgetary policy. The basis of a tax-budgetary policy is made by the system of indirect taxation (VAT, excises, custom payments, etc.). We demonstrate that 13 % VAT decrease will lead to 6,2 % inflation decrease.

Транзитивная экономика объективно обуславливает развитие инфляционных процессов в стране, что является серьезным препятствием на пути формирования новой экономической системы. В этой связи, возникает острая необходимость в исследовании проблем, касающихся вопросов взаимосвязи косвенного налогообложения и инфляционных процессов в России, способов регулирования и методов борьбы с ними.

Под влиянием идей западноевропейской экономической школы (А. Смит, А. Вагнер. Д. Рикардо и др.), в частности сторонников монетаристского течения (М. Фридмен, Дж. С. Милль, А. Маршалл, И. Фишер и др.), в России стали приниматься шаги по преодолению нарастающего кризиса [1]. Основными способами борьбы с инфляционными процессами стали методы, свойственные монетаристской экономической школе.

Однако в настоящее время все большее количество экономистов склоняется к мысли, что данная система является неэффективной (Д.С. Львов, А.Е. Ильин и др.), поскольку регулирование экономики по средствам только денежно-кредитных рычагов крайне затруднительно в условиях постоянно меняющегося мира. В этом случае у государства снижается возможность эффективного регулирования оптимального уровня товарной продукции и соответствующего объема денежной массы. Отсутствие эффективного метода регулирования товарно-денежных отношений снижает экономическую самостоятельность государства, ставит экономику страны в зависимость от ситуации на мировых рынках. Управление одним из элементов, составляющим основу стабильности экономики, особенно в условиях усиления роли крупного бизнеса и транснациональных

корпораций (ТНК), является недостаточным для управления инфляционными процессами в стране.

Представителями монетаристской школы экономики основными причинами инфляции в России были названы:

• дефицит государственного бюджета, как следствие чрезмерная эмиссия денежных средств, выпускаемая в обращение Центробанком для покрытия государственных расходов;

• значительный государственный долг как внутренний, так и внешний;

• рост скорости обращения денежных средств вследствие инфляционных ожиданий населения, чрезмерная налоговая нагрузка на бизнес.

При этом из поля зрения российских экономистов выпали немонетарные факторы, оказывающие немаловажное значение на инфляционные процессы в стране. Кроме того, не были учтены особенности советской экономической системы и международная обстановка.

В рамках денежно-кредитной политики в РФ была введена новая налоговая система, позволяющая в кротчайшие сроки сократить количество наличных денег в обращении и восполнить дефицит государственного бюджета. Следует отметить, что ведущая роль в новой налоговой системе отводится косвенному налогообложению, поскольку через фискальную функцию налогов и распределения налоговой нагрузки между производством и потреблением удается добиваться более эффективного поступления средств в бюджет.

Между тем, применение косвенных налогов в качестве основного источника доходов (в 1992 г. на долю косвенных налогов

приходилось около 50 % доходов государственного бюджета) привело к катастрофическим последствиям для экономики. Налоговая стратегия государства проводилась без должного анализа сложившейся экономической ситуации в стране. При проведении экономических шагов по регулированию инфляционных процессов правительство не учло ряд факторов. Во-первых - вид инфляционных процессов, которые протекали в тот момент в стране. Во-вторых - структуру российской экономики и ее монополизирован-ность. В-третьих - структуру ценообразования, характерную для капиталистической системы хозяйствования. В-четвертых, какое воздействие оказывают на экономику государства те или иные налоги.

Анализ динамики и ход развития инфляционных процессов, а также выявленные факторы, влияющие на них, позволил нам сделать вывод о том, что на уровень инфляции существенное влияние оказывает существующая в стране система налогообложения. В большей части это касается системы косвенного налогообложения.

Для определения влияния косвенного налогообложения на инфляционные процессы необходимо установить взаимосвязь между ними. Косвенные налоги являются надбавкой к цене товара, поэтому их введение или повышение непосредственно сказываются на повышении уровня цен в стране. Поэтому, чем больше в России косвенных налогов и чем выше частота их начисления, тем значительнее рост цен, а соответственно и уровень инфляции в стране. При этом, товары различной номенклатуры облагаются различными видами косвенных налогов с различной частотой.

Современная налоговая система России облагает импортные товары не только ввозными таможенными пошлинами, но и НДС и акцизами (для подакцизных товаров). Подакцизные товары, произведенные на территории России, будут облагаться как акцизами, так и НДС, все остальные товары, произведенные на территории России, будут облагаться лишь НДС. Уровень обложения таких товаров будет зависеть от количества этапов, на которых происходит начисление косвенных налогов.

В частности, в современной России уровень косвенного налогообложения непомер-

но выше, чем в европейских станах. На долю косвенных налогов в России приходится около 7 % валового внутреннего продукта страны. Доля косвенных налогов по промышленным товарам составляет 52 %, а по продовольственным - около 30 %. В европейских странах доля косвенных налогов колеблется в пределах от 5 до 25 %. Учитывая структуру потребительских расходов населения за 2006 г., расходы на приобретение продуктов питания составили 42,7 %, а на потребление промышленных товаров и услуг

57,3 %. Общий уровень косвенного налогообложения составляет около 42 % от общего объема доходов граждан [2]. В европейских странах уровень изъятия доходов населения посредством применения косвенных налогов составляет в среднем 10-15 % [3].

Несмотря на то, что данная налоговая система позволяет в кратчайшие сроки повысить доходы бюджета, она имеет один существенный недостаток. Происходит значительное падение уровня доходов граждан, и, как следствие, сокращается спрос. Ограничение спроса выражается значительной налоговой нагрузкой на бюджеты потребителей, посредством включения косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) в цену товаров и услуг. Причем, чем длиннее путь проходит товар от производителя продукции до конечного потребителя, тем выше удельная доля косвенных налогов в цене произведенной продукции, что отрицательно сказывается на дальнейшем покупательной способности населения. Сокращение платежеспособного спроса ведет к снижению уровня потребления, снижение уровня потребления вызывает жесткие условия конкуренции, заставляя производителей наращивать не производительные издержки, что ведет к росту себестоимости продукции, и, как следствие, росту цен, появляется инфляция издержек. В свою очередь, предполагаемый рост цен вызывает у населения инфляционные ожидания, заставляя скупать значительную часть товаров с тем, чтобы как-то сохранить денежные средства.

В условиях монополизированной экономики сокращение спроса приводит не только к снижению объемов производства, но и росту цен на товары монополистов. Так как в условиях монопольного положения на рынке фирма-монополист не имеет конкурентов,

следовательно, может не снижать цены на продукцию, а всего лишь сократить объем производства, снизив тем самым условно переменные издержки и повысив цену, компенсировав удельный рост условно постоянных издержек. Происходит переход инфляции спроса в инфляцию издержек, затем процесс изменяется, инфляция издержек переходит в инфляцию спроса, и на каждом этапе необходимо применять свои собственные методы борьбы с инфляцией [4].

Основные причины, влияющие на процессы ценообразования в стране, изучены довольно подробно. Однако выявлению степени влияния косвенного налогообложения, как правило, не уделяется должного внимания. Нами было установлено, что введение в стране западноевропейской системы налогообложения и переход к новой экономической модели способствовали значительному росту цен на продукцию предприятий в переходный период. В частности, введение в 1992 г. 28 % налоговой ставки по НДС совпало с периодом гиперинфляции, рост потребительских цен составлял 2509 % в год. Однако с понижением ставки налога на добавленную стоимость до 20 % и жестким ограничением денежного обращения в 1993 г. инфляция уже составила 844,2 %, что в 3 раза ниже, чем в предыдущем. В 2003 г., с момента действия 18 % ставки налога, уровень стабилизирующихся инфляционных процессов составил 12 % против 15,1 % в 2002 г., в котором действовала 20 % ставка налога на добавленную стоимость [2].

Последние события свидетельствуют о том, что снижение ставки НДС на один процент приводит к снижению уровня потребительских цен на 1,53 %, а общего уровня инфляции в стране - на 1,22 %. В этой связи снижение основной ставки НДС до 13 % приведет к снижению общего уровня цен в стране на 6,2 %, а индекса потребительских цен на 7,5 %. В результате, общий уровень цен в стране должен составить около 3-4 %, что является приемлемы условием для развития экономики государства. Как показывает мировая практика, государство может успешно развиваться при уровне инфляции в 2-3 %. Данный уровень инфляции является характерным для ведущих развитых стран. В соответствии со стратегией банка России, к 2008 г. уровень официальной инфляции дол-

жен снизиться до уровня в 6-7,5 %. Но мы считаем, что намеченные перспективы достичь не удастся по причине постоянно высокого роста цен на энергоносители и все нарастающего их дефицита.

В России с 1999 г. наблюдается инфляция издержек, выражающаяся в росте удельных затрат на производство каждой конкретной единицы продукции [5]. Низкий платежеспособный спрос на продукцию не соответствует потенциальным возможностям предприятий, и из-за этого растут условно постоянные затраты, снижается маржинальная прибыль и рентабельность продукции. Постоянное падение экономических показателей отдельных предприятий и отраслей не позволяет им взять кредит вследствие низкой эффективности производственной деятельности. Отсутствие возможности модернизации производства в условиях жесткой конкуренции со стороны импортных аналогов приводит большинство предприятий к банкротству, снижая тем самым налогооблагаемую базу. Из-за снижения внутренней товарной массы и роста экспорта доля возмещения НДС из бюджета составляет около 90 % от уровня поступившего.

Исходя из особенностей налоговой системы России, можно сделать вывод, что существующая система является неэффективной по ряду причин:

- во-первых, существует крайне сложная система контроля и начисления НДС, создавая условия и мотивацию к уклонению от уплаты налогов;

- во-вторых, различия существуют и в объектах, подлежащих налогообложению;

- в-третьих, структура российского экспорта и импорта. В доле российского экспорта преобладают энергоносители и сырье, а в структуре российского импорта - наукоемкая промышленная продукция.

Рост импортной продукции со значительной величиной добавленной стоимости, представленной отраслями промышленности, также является негативным фактором в условиях сырьевого экспорта экономики. Приобретая импортные промышленные товары, отечественные потребители оплачивают не только стоимость сырья, затраченного на его производство, но и налоги, начисляемые в стране производителя продукции. Кроме того, сырье промышленно развитые страны

приобретают по мировым ценам, а значительную долю в структуре затрат любого промышленного предприятия занимают энергоресурсы. Основным поставщиком энергетических ресурсов является Россия:

64,4 % в 2005 г., или 68,7 млрд евро. Это около 28 % общего объема энергетических ресурсов, поставляемых в страны ЕС [2].

Доля продукции машиностроительного комплекса в структуре российского экспорта ничтожно мала, тогда как доля импорта из стран ЕС, по данным Европейского статистического агентства, занимает существенное значение. Так, объем импорта промышленной продукции России составляет 48 млрд евро, а объем экспорта - 11 млрд евро в 2005 г.

Вместе с тем, следует отметить, что применение только одного метода регулирования инфляционных процессов является недостаточным. Наиболее эффективным будет применение комплекса мер, направленных не только на регулирование денежно -кредитных отношений, но и на развитие промышленного производства. В этой связи, снижение основной ставки НДС и изменение объекта обложения положительно скажется не только на платежеспособном спросе, но на росте промышленности, т. к. в этих условиях снижение налоговой нагрузки происходит сразу с двух сторон, с потребителей и производителей. В результате в промышленном секторе экономики у предприятий появятся свободные средства, которые они смогут пустить на модернизацию производства, повысив качество и количество выпускаемых товаров. Снижение налогового бремени скажется на уровне цен. В ряде секторов экономики произойдет снижение общего уровня цен и, как следствие, инфляции. Снижение общего уровня инфляции, в свою очередь, приведет к снижению ставки по кредитам и

ставки рефинансирования и позволит улучшить общий инвестиционный климат в стране, что будет способствовать развитию производства.

Однако в условиях монопольного производства применение данных мер может оказаться не эффективным, а иногда и наоборот, может привести к всплеску инфляции спроса, а за ней и инфляции издержек, что окончательно приведет к потере производственного потенциала российской экономики. Поэтому необходимо государственное регулирование ценообразования предприятий-монополистов.

Таким образом, предлагаемые нами методы: снижение ставки НДС, корректировка способов начисления косвенных налогов, изменение налоговой нагрузки на производителей и потребителей, будут способствовать снижению уровня инфляции, что является необходимым условием для эффективного развития экономики страны. В современных условиях становление и развитие новой экономической системы должно происходить с учетом тесной взаимосвязи косвенного налогообложения и инфляционных процессов.

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

2. Российский статистический ежегодник / Госкомстат РФ. М., 2006.

3. Structures of the taxation systems in the European Union. Luxembourg, 2006. Р. 417.

4. Малкин М.Ю. // Финансы и кредит. 2006. № 6. С. 2-14.

5. Назаров В. А. // Финансы и кредит. 2006. № 10. С. 6-12.

Поступила в редакцию 12.08.200l г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.