Научная статья на тему 'Взаимосвязь конкурентной и налоговой политики'

Взаимосвязь конкурентной и налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Н. В.

Несмотря на различие моделей реализации, конкурентную и налоговую политику объединяет общая цель - обеспечение эффективного функционирования механизма рыночной экономики, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. На сегодняшний день взаимовлияние и взаимосвязь конкурентной и налоговой политики в правовой сфере усиливается, что объясняется объективными процессами в экономике и тенденциями развития законодательства зарубежных стран. В связи с этим, по мнению автора статьи, подготовку мероприятий в области конкурентной и налоговой политики необходимо координировать на уровне Правительства Российской Федерации и осуществлять совместными усилиями Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы. Деятельность данных органов исполнительной власти в рамках своих полномочий должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития добросовестной конкуренции, предполагающей реализацию не фискальной, а регулирующей функции налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPENDENCY OF FISCAL AND COMPETITIVE MARKET-RELATED POLICIES

Despite the fact that the policies are implemented in different ways, the fiscal and competitive market-related policies have a common goal of ensuring the market economy mechanisms' efficiency and improving the climate for doing business and making investments. Today the interdependency and the mutual influence between the fiscal and market competition-related policies are growing bigger in the field of legislation. The reason for the growth is the fact that certain processes are going on in the economy and the correlation is being sought with the development trends that exist in the foreign legislative systems. According to the author, the competitive market-related policies and the fiscal policies should be elaborated by the Federal Antimonopoly Service in cooperation with the Federal Tax Service. The work should be coordinated by the RF Government. These two executive bodies should act within the framework of their terms of reference and should foster favorable environment needed to develop bona fide competition where the tax law is used as a control instrument and not as a basis for taking punitive measures.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь конкурентной и налоговой политики»

УДК 336.22

Герасименко Н.В., к. ю. н, советник Аналитического управления ФАС России, ст. н. с. ИЭ РАН, член Международной ассоциации финансового права

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНКУРЕНТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Несмотря на различие моделей реализации, конкурентную и налоговую политику объединяет общая цель — обеспечение эффективного функционирования механизма рыночной экономики, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. На сегодняшний день взаимовлияние и взаимосвязь конкурентной и налоговой политики в правовой сфере усиливается, что объясняется объективными процессами в экономике и тенденциями развития законодательства зарубежных стран.

В связи с этим, по мнению автора статьи, подготовку мероприятий в области конкурентной и налоговой политики необходимо координировать на уровне Правительства Российской Федерации и осуществлять совместными усилиями Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы. Деятельность данных органов исполнительной власти в рамках своих полномочий должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития добросовестной конкуренции, предполагающей реализацию не фискальной, а регулирующей функции налогообложения.

Формирование эффективного механизма рыночной конкуренции и устойчивой финансовой системы являются основными направлениями государственного регулирования в развитых странах мира, что находит отражение в политических, экономических концепциях, закрепляется в нормативных правовых актах. Так, право субъекта предпринимательства на конкуренцию в указанных странах признается на доктринальном уровне, поддерживается и устанавливается нормами законодательства о конкуренции и монополии. В ч. 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности при одновременном запрете деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

При этом если право предпринимателя на конкуренцию ассоциируется с возмож-

ностью его равного и свободного (по отношению к другим предпринимателям) доступа на рынок, то налогообложение всегда связывается с ограничением и принуждением, с обязанностью субъекта предпринимательской деятельности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Подобный подход к взиманию налоговых платежей связан с реализацией законодателем основной функцией налогообложения — фискальной, определяющей пределы государственного принуждения в процессе налогообложения и деятельности государственных налоговых и правоохранительных органов.

Однако у налогов есть и иная важная функция — регулирующая, которая в условиях рыночной экономики выступает на первый план. Данная функция проявляется через воздействие системы налогообложения на уровень и структуру сово-

купного спроса и предложения, развитие производства (стимулирующее и дести-мулирующее), приводит к усилению государственного вмешательства в экономические процессы1. Особенности реализации данной функции определяются основными направлениями государственной налоговой политики, представляющей собой совокупность конкретных мероприятий, проводимых в области налогообложения.

Традиционно выделяют несколько целей налоговой политики:

• участие государства в общественном воспроизводстве;

• косвенное регулирование экономики путем стимулирования или ограничения хозяйственной деятельности отдельных налогоплательщиков;

• поддержание государственной социальной политики по регулированию доходов;

• обеспечение поступления в доходную часть бюджета2.

В свою очередь, конкуренция является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Данная формулировка содержится в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и воспроизводит определение конкуренции как динамичного процесса, разделяемое большинством представителей российской правовой науки. Поэтому целями конкурентной поли-

1 См.: Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: Учебник. — М., 2007. С. 232.

2 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных

стран: вопросы теории и практики. — М., 1993. С. 14, 15.

тики и конкурентного законодательства в настоящее время являются:

• обеспечение устойчивого экономического развития, стимулирование производства;

• оптимизация распределения ресурсов, изменения в структуре рынков;

• стимулирование научно-технического прогресса и развитие инновационной экономики.

Конкурентную политику(«политику в области конкуренции», «антимонопольную политику») можно определить как совокупность мероприятий, осуществляемых государством и направленных на обеспечение конкурентной среды на рынках, под которой понимают состояние рынка, где субъекты предпринимательства могут реализовать свои возможности конкурировать между собой3. Реализация конкурентной политики предполагает минимальное вмешательство государства в экономические отношения и их корректировку путем принятия важнейших законов, учитывающих потребности общества и отвечающих на запросы предпринимательского сообщества в целом. Появление законодательных норм, ограничивающих право предпринимателя на конкуренцию, и монополизация рынка в современном государстве должны находиться под контролем гражданского общества.

В свою очередь, посредством осуществления налоговой политики и реализации норм законодательства о налогах и сборах государство не просто наполняет бюджет, а эффективно реализует свои функции в экономической сфере, опираясь на вышеперечисленные конституционные основы предпринимательской деятельности. Следовательно, несмотря на различие моделей реализации, конкурентную и налоговую политику объединяет общая цель — обеспечение

3 См.: Предпринимательское право Российской Федерации/Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М., 2004. С. 457-463.

эффективного функционирования механизма рыночной экономики, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

В качестве направлений государственной социально-экономической политики конкурентная и налоговая политика имеют общее содержание — это обеспечение деятельности органов государственной власти и управления по формированию условий для создания стабильных механизмов правового регулирования процесса воспроизводства материальных благ, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина. Поэтому конкурентное и налоговое законодательство большинства западных стран и Российской Федерации распространяется также на действия органов исполнительной власти, определяющих формы (модели) государственной экономической политики.

В настоящее время в мире реализуются две основные модели налоговой политики: либерально-ограниченная и социально-напряженная4. Первая модель характерна для стран, основной целью которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки, рост доходов населения за счет развития его предпринимательской активности. В рамках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при одновременном ограничении социальных гарантий), предоставляются широкие налоговые льготы для инвестиций в производственном секторе. Власти не стремятся вмешиваться в регулирование предпринимательской деятельности и воздерживаются от предоставления особых гарантий участникам рыночных отношений (отсутствует система страхования вкладов в банках, выплат пособий по безработице и т. п.) в целях обеспечения ста-

4 Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. — М., 2006. С. 322-326.

бильности национальной валюты и ограничения роста внешнего долга. На сегодняшний день такой модели придерживаются Бразилия, Мексика, Китай.

Вторая модель присутствует в практике постиндустриальных стран, которые пока вынуждены поддерживать высокие стандарты потребления и социального обеспечения основной массы населения. В целях структурной перестройки экономики и захвата позиций на рынках высокотехнологичной продукции они выстраивают следующую иерархию приоритетов. Приоритеты «первой категории» — прежде всего сокращение неравенства в распределении доходов, обеспечение занятости населения; приоритеты «второй категории» включают разработку и проведение целенаправленной структурной политики, экспансию на мировом рынке капиталов, использование финансовых ресурсов всего мира путем наращивания внешнего долга, концентрацию передовых знаний и их носителей в своих национальных границах. Для системы налогообложения характерны высокие ставки налогов, в том числе социальных налоговых платежей, устранение налоговых ограничений на международную миграцию капиталов в целях контроля над инвестиционной политикой других стран и т. д.

Сравнивая вышеуказанные модели налоговой политики с формами (моделями) государственной антимонопольной политики, можно отметить несомненное сходство поощрительной формы конкурентной политики с либерально-ограниченной моделью и протекционистской формы с социально-напряженной моделью налоговой политики при различии в используемом инструментарии. Так, поощрительные меры в рамках антимонопольной политики могут иметь «внешний» характер, или универсальный (экспортные субсидии), и селективный характер (предоставление правительственных гарантий по конкретным сделкам иностранным компаниям). Указанные действия государств регулируются на

базе соглашений с ВТО. Кроме того, эти действия могут представлять собой «внутренние» действия, не связанные напрямую с иностранной конкуренцией (предоставление бюджетных субсидий, мер промышленной или научно-технической политики, создание льготных или дискриминационных условий деятельности для отдельных предприятий). Они регулируются в рамках политики, направленной на обеспечение благоприятных условий для успешного функционирования экономики на основании специально принятых законов5. В Российской Федерации это достигается путем законодательного определения и разграничения:

• функций и полномочий антимонопольного органа;

• системы мер для обеспечения государственного контроля за экономической концентрацией, предупреждения и пресечения антиконкурентных (ограничительных) соглашений, устранения злоупотреблений доминирующим положением на рынке;

• процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и механизма защиты субъектов хозяйственной деятельности от злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции.

Однако в некоторых странах, например в Германии, главной задачей конкурентной политики и деятельности антимонопольного органа — Федеральной картельной службы — является защита конкуренции как таковой, а защита субъектов хозяйственной деятельности индивидуальных конкурентов, потребителей от недобросовестной конкуренции осуществляется только в судебном порядке на основании норм закона о недобросовестной конкуренции.

В Российской Федерации создана более детализированная и проработанная систе-

5 См.: Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. — Нью-Йорк и Женева, 2001. С. 26-37.

ма защиты хозяйствующих субъектов от негативных конкурентных явлений, в том числе от действий государственных органов, ограничивающих конкуренцию. Так, например, одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа. Согласно ст. 15 Закона о защите конкуренции ФАС России осуществляет контроль за действиями органов государственной власти и местного самоуправления с целью пресечения практики, направленной на недопущение, ограничение и устранение конкуренции. Поэтому только в I полугодии 2007 г. ФАС России было возбуждено 687 дел в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.

В рамках выполнения контрольных мероприятий Федеральная антимонопольная служба пресекает такие действия органов государственной власти и местного самоуправления, как создание преимущественных условий для ведения бизнеса отдельными субъектами хозяйственной деятельности, формирование административных барьеров входа на рынки, необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Эти действия совершаются, в том числе и в сфере налогообложения, где органы представительной власти регионального уровня могут использовать налоговые льготы и особые экономические условия для предоставления законодательных преимуществ субъектам при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории субъекта Федерации.

Так, в ФАС России было рассмотрено дело № 1 15/67-07 о нарушении Государ-

ственным Советом Республики Коми ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Из материалов дела следует, что Закон Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» носит явно дискриминационный характер в отношении предприятий малого и среднего бизнеса в нефтедобыче, фактически лишая их права на предоставляемые данным Законом льготы. В результате применения соответствующих льгот одному, более крупному производителю нефти, относящемуся к одной группе лиц с вертикально-интегрированной нефтяной компанией, предоставляется экономическое преимущество по отношению к малым нефтедобывающим организациям.

В соответствии с Законом о внесении дополнений на получение налоговых льгот, в части уменьшения до 13,5 % налога на прибыль и снижение на 30 %% ставки налога на имущество организаций могут претендовать организации, удовлетворяющие следующим условиям: годовой объем добычи нефти, осуществляемой организацией на территории Республики Коми, должен составлять не менее 7 млн тонн и (или) объем переработки нефти — не менее 3 млн тонн.

Из материалов, полученных ФАС России от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации, хозяйствующих субъектов следовало, что из двадцати двух компаний соответствующего профиля, работающих на территории Республики Коми, в ближайшем будущем указанными льготами смогут воспользоваться только хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц с ОАО « ЛУКойл», а именно: ООО «ЛУКойл-Коми» и ОАО «ЛУКойл-Ух-танефтепереработка».

Статьей 56 Налогового кодекса РФ установлено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот

по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Указанный Закон Республики Коми фактически предоставляет индивидуальную налоговую льготу ОАО «ЛУКойл», поскольку эта компания удовлетворяет основным критериям законодательного акта. В ст. 6 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлено, что инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Предоставление льгот хозяйствующим субъектам в зависимости от их годового объема добычи и (или) переработки нефти на территории Республики Коми является необоснованным, что приводит к ограничению, устранению конкуренции на рынках добычи и переработки нефти Республики Коми и свидетельствует о нарушении Государственным Советом Республики Коми ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Однако в связи с добровольным устранением нарушения Государственным Советом Республики Коми производство по данному делу было прекращено.

Вместе с тем деятельность органов государственной власти в процессе реализации налоговой политики регулируется Налоговым кодексом РФ (НК РФ), прежде всего нормами, закрепляющими права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, системы налоговых органов. Однако в России отсутствует законодательное определение и обоснование налоговой политики (за исключением детально разработанного механизма налогового контроля и привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства). В ст. 4 НК РФ только присутствует упоминание о «государственной политике в сфере налогов и сборов», которую не следует отождествлять с налоговой политикой в широком смысле слова.

Конкурентная и налоговая политики являются неотъемлемой частью государ-

ственной правовой политики, так как предполагают осуществление не только организационных, но правовых мероприятий. Правовая политика существует только в демократическом государстве и, по мнению некоторых исследователей, может объективироваться в двух формах:

1) политических документах (программах, посланиях и т. д.);

2) непосредственно в законодательных актах6.

Разработка единой правовой политики требует координации усилий различных органов государственной власти, одновременного и своевременного внесения изменений и дополнений в различные отрасли законодательства. Но применительно к законодательству о конкуренции и монополии и законодательству о налогах и сборах соответствующая правотворческая деятельность на федеральном уровне будет затруднена, а законодатель столкнется с рядом проблем.

1. В настоящее время в Российской Федерации создана система законодательства о конкуренции и монополии, которое включает конкурентное законодательство (акты антимонопольного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции) и законодательство о государственных и естественных монополиях. Указанное законодательство формировалось в течение долгого времени, первые законодательные акты были приняты на общесоюзном и республиканском уровнях в рамках ранее существовавшего государства. При этом использовался опыт антитрестовского законодательства США и аналогичного законодательства стран Европы, поэтому в законах был представлен апробированный во многих странах набор средств (запрещение отдельных видов предпринимательских соглашений — вертикальных и горизонтальных, торговых практик, которые ведут к ограничению конкуренции на рын-

6 Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). — М., 2005. С. 110.

ках)7. При этом изменение конкурентного законодательства осуществлялось путем совершенствования, т. е. внесения новых элементов и замены устаревших правовых конструкций. Это способствовало устранению пробелов в законодательном регулировании. Так, Закон о защите конкуренции уточняет правовые основы государственной конкурентной политики, обновляет правовой инструментарий пресечения и предупреждения монополистической деятельности и антиконкурентной деятельности органов власти, унифицирует правовое регулирование отношений по защите конкуренции не только на товарных рынках, но и на рынках финансовых услуг (что является новацией). Кроме того, в соответствии с общемировой практикой были разработаны законодательные акты о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о естественных монополиях, а также ужесточена административная ответственность за неисполнение законного решения, предписания антимонопольного органа и т. д.

2. Отличительным признаком налоговой политики является проведение существенных преобразований налоговой системы (системы налогов и сборов, системы налогового администрирования и т. п.), т. е. налоговых реформ, оформляемых соответствующими финансовыми законами. Это предполагает разработку и создание модели налогообложения на среднесрочную и долгосрочную перспективу, распределение налоговых обязанностей, создание механизма равенства участников налоговых правоотношений. При этом именно на государственные органы возложена задача соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков, и имен-

7 Жидков О. А. Антимонопольное законодательство в СССР: проблемы и противоречия: Сборник тезисов выступлений/Под ред. В. Тишенко, У. Батле-ра. — Лондон, 1991. С. 100.

но государство определяет пределы фискального вмешательства в перераспределительный процесс8. Следовательно, изменение законодательства о налогах и сборах осуществляется путем реформирования. В связи с этим устойчивость налоговой системы и налогового законодательства относительна, поскольку процесс их реформирования в странах с формирующейся политической системой является непрерывным. Однако в Российской Федерации наметилась тенденция к ограничению реформирования налогового законодательства во времени в условиях стабилизации социально-экономической политики государства.

3. На формирование конкурентной политики государства оказывают влияние объективные законы экономического развития и различные социальные силы (корпорации, граждане). Налоговая политика отличается противоречивостью, поскольку ее реализация связана не только с экономическим развитием страны и структур гражданского общества, но и с влиянием различных политических (оппозиционных) сил на процесс налогового реформирования. К налогам, которые предполагается ввести в систему налоговых платежей РФ с учетом экономических и политических перспектив, относятся налог на недвижимость, объединяющий два ныне действующих налога (на имущество физических лиц и на землю), и предполагающий исчисление на основе рыночной стоимости недвижимости, и налог на роскошь.

Несмотря на различие в подходах к формированию системы отраслевого законодательства, специалисты едины во мнении о том, что конкурентное законодательство тесно связано с другими отраслями регулирования. Функционирование правового механизма регулирования конкуренции вза-

8 Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. — М., 2004. С. 26-28.

имосвязано с процессом сближения отраслевых норм. Введение в земельное,лесное, жилищное, водное, законодательство о природных ресурсах норм прямого действия, предусматривающих обязательность проведения публичных процедур (аукционов, конкурсов) при распределении соответствующих активов (прав, ресурсов) приведет к развитию конкуренции в указанных отраслях. А это даст возможность федеральному антимонопольному органу осуществлять контроль в тех сферах, которые раньше были фактически для него «закрыты».

На сегодняшний день взаимовлияние и взаимосвязь конкурентной и налоговой политики в правовой сфере усиливается, что объясняется объективными процессами в экономике и тенденциями развития законодательства зарубежных стран.

Во-первых, наблюдается постепенное сближение институтов финансового, в том числе налогового, и гражданского предпринимательского права, а также соответствующих отраслей законодательства. Большинство исследователей признает, что финансовому, налоговому и предпринимательскому праву (непосредственно связанному с правовым регулированием конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности) присущи как публично-правовые (основанные на отношении власти и подчинения), так и частно-правовые методы регулирования (основанные на равенстве субъектов правоотношений). Это отражается и в современном определении налога как части имущества налогоплательщика, изымаемого в денежной форме. Однако в ст. 8 НК РФ содержится устаревшее определение, не отвечающее существующим реалиям, подчеркивающее только принудительный характер изъятия налоговых платежей. Поэтому на сегодняшний день предмет налогового права следует определять через имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, возникающие в процессе фискальной деятельности государства. Наличие подобных взгля-

дов приводит к возникновению проблемы применения норм гражданского законодательства к налоговым правоотношениям и установления с помощью налоговых норм режима совершения некоторых сделок.

Совершенствование законодательных норм позволит субъектам хозяйственной деятельности реально управлять своими доходами, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, что приведет к появлению реального налогового планирования (а не мнимой оптимизации или налогового маневрирования), как внутрифирменного, так и международного.

Во-вторых, в налоговом праве и законодательстве о налогах и сборах будут созданы ранее неизвестные институты, присущие гражданскому и предпринимательскому праву (налоговое обязательство, специальный налоговый режим консолидированного налогообложения и т. д.).

Так, анализ зарубежного опыта показывает, что основными элементами системы консолидированного налогообложения являются следующие принципы:

• группа взаимосвязанных предприятий рассматривается как единый налогоплательщик;

• исполнение обязанностей по уплате налогов от имени всей группы осуществляет головная организация;

• по налоговым обязательствам группы заполняется единая налоговая декларация;

• доходы и убытки членов группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью их взаимозачета (как следствие — введение консолидированной отчетности);

• внутригрупповые операции освобождены от налогообложения (в этой области существует и ряд ограничений)9.

Тем не менее реализация подобной модели налогообложения при всех ее очевид-

9 Иконникова О. А. Консолидированная группа налогоплательщиков: Обзор. — М., 2003.

ных преимуществах потребует внесения ряда поправок в Закон о защите конкуренции. Это связано с тем, что в отличие от антимонопольного права Европейского Союза, в ст. 9 Закона о защите конкуренции юридические лица, образующие группу лиц, не рассматриваются в качестве единого субъекта хозяйственной деятельности.

Подготовка и реализация мероприятий, важных для российской экономики, будут определяющими и при появлении новаций в антимонопольном законодательстве. Например, в странах Европейского Союза предприятия могут получать освобождения от так называемых экологических налогов в виде государственной помощи (которая в этих странах применительно к данной ситуации обозначается как субсидия). Это происходит в том случае, если необходимо компенсировать временный риск потери конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности на международном рынке; соответствующий налог играет существенную роль в сохранении экологического баланса, а его уплата вносит значительный вклад в охрану окружающей среды.

В-третьих, происходит становление механизма международно-правового регулирования конкурентных отношений, что приводит к упорядочению отношений между государствами в данной сфере. Работа по формированию международных принципов обеспечения конкурентной среды на товарных рынках должна включать:

• двустороннее и многостороннее сотрудничество антимонопольных органов с использованием международного принципа «взаимной вежливости»;

• унификацию и гармонизацию антимонопольного законодательства и конкурентной политики различных государств (например, в рамках ЕС);

• подготовку и заключение многостороннего соглашения в рамках ВТО.

В-четвертых, развиваются международные правоотношения в сфере налоговой конкуренции, что способствует появлению

международно-правовых норм в этой области.

Таким образом, подготовку мероприятий в области конкурентной и налоговой политики необходимо координировать на уровне Правительства Российской Федерации и осуществлять совместными усилиями Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы. Деятельность данных органов исполнительной власти в рамках своих полномочий должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития добросовестной конкуренции, предполагающей реализацию не фискальной, а регулирующей функции налогообложения. Изменение функциональной роли налогообложения приведет к реорганизации деятельности Федеральной налоговой службы и формированию законодательства о налогах и сборах на основе механизма совершенствования существующих норм.

Литература

1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. — М.: Экономистъ, 2006.

2. Доклад о результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2008-2010 годы. — М.: Маркет ДС, 2007.

3. Дэйвис К. Право Европейского Союза/Пер. со 2-го англ. изд. — Киев: Знания, 2005.

4. Жидков О. А. Антимонопольное законодательство в СССР: проблемы и противоречия: Сборник тезисов выступлений/Под ред. В. Тишенко, X Батлера. — Лондон, 1991.

5. Иконникова О. А. Консолидированная группа налогоплательщиков: Обзор. — М.: Пепеляев, Гольцблат и партнеры, 2003.

6. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. — М.: ООО «Вершина», 2004.

7. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). — М.: Юристъ, 2005.

8. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. — М.: Манускрипт, 1993.

9. Предпринимательское право Российской Федерации/ Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2004.

10. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учебник. — М.: ЮНИТИДАНА, 2007.

11. Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. — Нью-Йорк и Женева: ООН, 2001.

Статья поступила в редакцию 24.12.2007.

N. Gerasimenko, PhD (Law), adviser,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Analysis Department, Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation, member of the International Financial Law Association

INTERDEPENDENCY OF FISCAL AND COMPETITIVE MARKET-RELATED POLICIES

Despite the fact that the policies are implemented in different ways, the fiscal and competitive market-related policies have a common goal of ensuring the market economy mechanisms' efficiency and improving the climate for doing business and making investments. Today the interdependency and the mutual influence between the fiscal and market competition-related policies are growing bigger in the field of legislation. The reason for the growth is the fact that certain processes are going on in the economy and the correlation is being sought with the development trends that exist in the foreign legislative systems.

According to the author, the competitive market-related policies and the fiscal policies should be elaborated by the Federal Antimonopoly Service in cooperation with the Federal Tax Service. The work should be coordinated by the RF Government. These two executive bodies should act within the framework of their terms of reference and should foster favorable environment needed to develop bona fide competition where the tax law is used as a control instrument and not as a basis for taking punitive measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.