Научная статья на тему 'Институты и конкурентоспособность национальной экономики'

Институты и конкурентоспособность национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / ИНСТИТУТ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНСТИТУТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева О. В.

В экономическом развитии страны и повышении ее конкурентоспособности определяющая роль принадлежит институтам, через институт антимонопольного регулирования государство проводит конкурентную политику для создания и поддержания развитой конкурентной среды внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты и конкурентоспособность национальной экономики»

Коды классификатора JEL: L 44

ИНСТИТУТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

МАЛЬЦЕВА О.В.

Мальцева О.В.СКАГС, аспирантка, 344091, г. Ростов - на - Дону, 2- Краснодарская, 80/2, кв. 112.

В экономическом развитии страны и повышении ее конкурентоспособности определяющая роль принадлежит институтам, через институт антимонопольного регулирования государство проводит конкурентную политику для создания и поддержания развитой конкурентной среды внутри страны.

Ключевые слова: конкурентоспособность страны; институт; конкуренция; институт антимонопольного регулирования; государственная конкурентная политика; Федеральная антимонопольная служба

Экономика России на протяжении семи лет характеризуется устойчивыми темпами роста, за это время прирост ВВП составлял более чем 6% в среднем за год, инфляция сократилась до 10%, значительно выросли доходы населения и предприятий, увеличивается темп прироста инвестиций в экономику. Однако вызывает беспокойство качество и устойчивость этого роста, обусловленного интенсивным импор-тозамещением и благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов. В этой связи стала особенно актуальна проблема повышения конкурентоспособности экономики страны. Как отметил Президент России Владимир Путин «мы должны быть конкурентоспособны во всем - и человек, и отрасль, и население, и страна. Вот это должна быть наша основная национальная идея», для этого «надо быстрее модернизировать отживающие век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны» [4].

В мировой экономике категория конкурентоспособности является центральной, поскольку именно от нее зависит место и роль страны в современном мире. Конкурентоспособность страны определяется как способность в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние государства и граждан. В рейтинге конкурентоспособности стран мира Россия по-прежнему продолжает движение вниз [2]. В исследовании 2003-2004 гг. Россия заняла 70-е место по перспективной конкурентоспособности (GCI), в предыдущем исследовании Россия была на 64-м месте. Индекс деловой конкурентоспособности (BCI) страны - 65 место, по предыдущему исследованию - 58 место. «Индекс перспективной конкурентоспособности» (Growth Competitiveness index) оценивает перспективы экономического роста на 5-8 лет, он складывается из оценок за макроэкономическую ситуацию, качество государственных институтов, способности страны создавать и внедрять новые технологии. «Индекс деловой конкурентоспособности» (Business Competitiveness Index) оценивает деятельность и качество бизнес-среды.

Таким образом, назрела необходимость конкретных действий по всем основным вопросам обеспечения повышения конкурентоспособности страны на основе законодательного установления критериев, порядка, системы инструментов, а также процедур и ответственности по формированию и реализации политики повышения конкурентоспособности экономики.

Сегодня общепризнано, что в экономическом развитии страны и повышении ее конкурентоспособности определяющая роль принадлежит институтам, которые смогут обеспечить решение сложного комплекса проблем сформировавшихся в российской экономике.

В экономической теории существует множество подходов к определению содержания понятия институт. Наиболее распространенным определением института, является определение данное Д. Нортом. Он определяет институты как «формальные правила, неформальные ограничения и способы обеспечения действенности ограничений» или как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [3, с. 18]. Формальные правила являются результатом специального человеческого замысла. Они создаются централизованно и фиксируются в нормативно-правовых актах государства. Формальные правила включают в себя политические правила, экономические правила и социальные контракты. Важным аспектом формальных правил является то, что они определяют набор прав, которыми обладают индивиды. Устанавливаемая, таким образом, структура прав определяет предоставляемые игрокам «возможности по максимизации личной выгоды посредством осуществления обмена» [3, с.68]. Поскольку предполагается, что экономические агенты действуют в соответствии со своими интересами, то обеспечение стимулов к экономическому росту и развитию будет зависеть во многом от системы формальных правил и механизмов по контролю за их соблюдением. Под механизмом подразумеваются официальные меры, которые предпринимаются государством с целью принуждения индивидов к выполнению предписанных им норм.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Неформальные ограничения, согласно Д. Норту, создаются в процессе исторического развития общества. Они являются: «во-первых, продолжением, развитием модификацией формальных правил; во-вторых, социально санкционированными нормами поведения; в-третьих, внутренне обязательными для человека стандартами поведения» [3, с.61]. В качестве дополнения к формальным правилам неформальные ограничения появляются тогда, когда повторяющиеся ситуации в рамках действия формальных правил порождают определенные формы взаимодействия, не оговоренные официально. Под социально санкционированными нормами поведения понимаются такие нормы поведения, которые приняты в данном обществе, поддерживаются им и нарушение которых приводит к осуждению и потери уважения со стороны других субъектов общества. Внутренние ограничения, принятые на себя человеком, также определяют поведение индивида в соответствии с индивидуальной функцией полезности. По Норту, неформальные ограничения возникают из «информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и являются частью того наследия, которое мы называем культурой, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрерывности в ходе длительных социальных изменений» [3, с. 57].

Итак, институт представляет собой совокупность формальных и неформальных правил и ограничений. Под формальными правилами понимают установленные государством нормы и законы, которые носят юридический характер. Неформальные правила и ограничения - это нормы, которые не получили отражение в прописанных правилах, которые существуют в сознании людей и применяются в их жизнедеятельности.

Так, наиболее конкурентоспособные страны обладают следующими основными институтами:

- открытая рыночная экономика, свободные цены, поддержание конкуренции на рынках;

- доминирование частной собственности при жесткой ее защите;

- соблюдение договорных обязательств: рыночная экономика - сетевая экономика сделок и оформляющих их договоров; обязательность позволяет снижать трансакционные издержки и считается важнейшим деловым качеством;

- налоговая система, подконтрольная налогоплательщикам через демократические представительные учреждения с сильным налоговым администрированием;

- эффективные государственные службы с низким уровнем коррупции;

- прозрачные публичные компании и финансовые учреждения;

- демократическая политическая система с политической конкуренцией, разделением и сменяемостью властей, создающая надежные механизмы контроля общества над государством и бюрократией;

- законопослушность граждан, воспитываемая с детства и культивируемая в обществе; независимый суд, сильная система органов охраны правопорядка и исполнения судебных решений, обеспечивающая высокую степень неотвратимости наказания за нарушение законов; минимальный разрыв между формальными и неформальными нормами социального поведения [7, с. 20].

В нашей стране подобные институты находятся в процессе своего становления и развития, в функционировании которых мешают следующие проблемы:

- структурные диспропорции в российской экономике;

- несовершенство законодательства, правоприменительных механизмов и процедур;

- низкая правовая культура;

- институциональные барьеры.

Поэтому государство должно изменить свои подходы к становлению и совершенствованию рыночных институтов, особенно экономических институтов, которые обеспечивают устойчивое функционирование и развитие народного хозяйства, а в современной действительности - экономический рост и благосостояние общества.

Конкуренция в рыночной экономике обуславливает эффективность функционирования других экономических институтов, она определяет основные параметры рыночного хозяйства, направленность развития производства и рыночных отношений, конкуренция позволяет устранять серьезные нарушения всех экономических пропорций. Именно она способствует рациональному использованию ресурсов для выпуска продукции, предусматривает, что деятельность субъектов на всех стадиях производства должна быть прогрессивной и оптимальной, распределяет справедливо доходы участников рынка. Достижение конкурентоспособности национальной экономики на глобальном уровне должно основываться на создании и поддержании развитой конкурентной среды внутри страны.

В защите конкуренции и преодолении монополистических тенденций в экономике страны важнейшим является институт антимонопольного регулирования. Государство, в лице Федеральной антимонопольной службы, проводит активную конкурентную политику. Под конкурентной политикой понимают комплекс последовательных мер и действий, осуществляемых органами государственной власти, направленных на развитие и поддержание конкуренции, защиту и пресечение от монополистических действий и недобросовестной конкуренции всех участников рынка.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит конкурентную политику на основании принятого 26 июля 2006г. Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции», в котором определены правовые основы государственной конкурентной политики, усовершенствован правовой инструментарий пресечения и предупреждения монополистической деятельности и антиконкурентных действий органов власти, унифицировано правовое регулирование отношений по защите конкуренции. Так же в своей деятельности в области пресечения монопольных действий и недобросовестной конкуренции она руководс-

твуется Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 «О рекламе», Федеральным законом от 17 августа N 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральным законом от 21июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основные цели государственной конкурентной политики - это развитие конкурентной среды, защита конкурентных отношений, предотвращение и пресечение антиконкурентных действий, регулирование действий естественных монополий, поддержка малого предпринимательства.

В качестве ценностной цели государственной конкурентной политики с очевидностью можно назвать экономическое развитие, выраженное, в том числе, в устойчивом экономическом росте, повышении конкурентоспособности российского бизнеса на внешнем и внутреннем рынках, повышении имиджа и инвестиционной привлекательности страны [6, с. 44].

Конкурентная политика включает в себя два основных направления. Первое - развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках. Второе направление - пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции.

Среди методов реализации первого направления можно выделить следующие:

- содействие развитию товарных и финансовых рынков (устранение административных барьеров, необоснованного представления льгот и преимуществ отдельным участникам рынка);

- поддержка малого предпринимательства (упрощение процедур лицензирования и регистрации, снижение ставок налогов, субсидирование);

- наблюдение за деятельностью естественных монополий и др.

Методами реализации второго направления являются такие как:

- наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке и их контроль;

- пресечение недобросовестной конкуренции;

- контроль за действиями органов государственной власти, которые направлены на ограничение конкуренции и ущемление интересов субъектов рынка;

- контроль за уровнем концентрации на рынках.

Можно также выделить дополнительные направления государственной конкурентной политики, которые позволяют повысить конкурентоспособность экономики России и развитие конкуренции:

- разработка и внедрение механизмов по защите отечественных производителей, применение антидемпинговых механизмов;

- расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

- борьба с низким уровнем культуры рыночных отношений и низким уровнем правосознания потребителя;

- повышение компетентности и ответственности чиновников, участвующих в реализации конкурентной политики и применении антимонопольного законодательства.

Так за 2006-2007 гг. основным направлением конкурентной политики стало законодательное становления условий, механизмов, процедур и ответственности в области защиты конкуренции, пресечении недобросовестной конкуренции, регулировании монополий в таких приоритетных рынках: связи, железнодорожных перевозок, нефтепродуктов, обязательного медицинского страхования, лекарственных средств, строительных материалов, ипотечного кредитования и жилой недвижимости.

В 2007 году Всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено исследование «Восприятие и оценка деятельности Федеральной антимонопольной службы экспертным сообществом и населением России» [1]. В соответствии с результатами данного исследования 33% опрошенных предпринимателей заявили, что по его наблюдениям, конкурентная среда в том секторе экономики, где он ведет свою деятельность, несколько улучшилась, еще 9% отметили ее существенное улучшение, 30% считают, что конкурентная среда не изменилась, и 5% считают, что конкурентная среда ухудшилась.

Основной угрозой конкурентной среде, большинство опрошенных предпринимателей считают нечестную борьбу между хозяйствующими субъектами (43% опрошенных), также велика доля тех, кто видит главную опасность в деятельности органов власти (36% опрошенных).

Половина предпринимателей (50%) считает, что сегодня в России вести честный бизнес нельзя, что сама институциональная среда, в которой действует бизнес, толкает его в «тень».

О деятельности ФАС две трети (63% опрошенных) предпринимателей ответили, что уровень их знаний в области антимонопольного законодательства не высок, и в случае нарушения их конкурентных прав обращаться в ФАС не будут, население также мало знакомо с работой ФАС - почти половина опрошенных (48%) услышали впервые о ведомстве от интервьюеров.

Выводы исследования свидетельствуют о необходимости совершенствовать институт антимонопольного регулирования по следующим направлениям:

1. Совершенствование антимонопольного законодательства и активное его применение (увеличение размеров штрафов за антиконкурентные действия, расширение практики привлечения к уголовной ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства).

2. Создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов (контроль за неконкурентными действиями органов исполнительной власти, устранение институциональных барьеров).

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2

3. Регулирование процесса монополизации (контроль над процессами слияния, поглощения и объединения, контроль над горизонтальной интеграцией).

4. Стимулирование создания малых предприятий и их поддержка (уменьшение процедур регистрации, применение упрощенной системы налогообложения).

5. Регулирование деятельности естественных монополий (контроль сделок естественных монополий, выявление и пресечение случаев дискриминации доступа к услугам субъектов естественных монополий, контроль за уровнем цен и тарифов)

6. Создание благоприятной информационной среды для осуществления конкурентной политики (проведение семинаров, направленных на объяснение необходимости соблюдения антимонопольного законодательства, как для предпринимателей, так и для органов власти, разъяснение преимуществ конкуренции в СМИ, электронных и печатных изданиях).

Реализуемая органами антимонопольного регулирования «государственная конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия» [5, с.20]. Результатом конкурентной политики является - появление новых участников хозяйственной деятельности, новых товаров на рынке, улучшение потребительских свойств и качеств товара, эффективное использование ограниченных ресурсов.

Совершенствование государством экономических институтов позволяет решить сложный комплекс проблем сформировавшихся в нашей экономике, определить ее устойчивое развитие, повысить конкурентоспособность страны и благосостояние общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВЦИОМ. «Восприятие и оценка деятельности Федеральной антимонопольной службы экспертным сообществом и населением России». 2007.

2. Ежегодный обзор Всемирного экономического форума (WEF). «Доклад о мировой конкурентоспособности 2003-2004». www. worldfornm. int.

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги начала. 1997, С 68.

4. Российская газета. 2004. 13 февраля.

5. Сулакшин С.С. О государственной конкурентной политике в Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно- практической конференции. - М.: Научный эксперт, 2007. С 20.

6. Якунин В.И. Постановка задачи разработки концепции экономической политики России. М., 2006. С. 44.

7. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики //Вопросы экономики. 2004. № 7. С 20.

Коды классификатора JEL: E 24, K 42

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ТРУДОВОЙ ИММИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ТРЕМБА В.А.

Тремба в.А. СКАГС, аспирант, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70.

В статье рассмотрены основные макроэкономические причины, количественные и качественные характеристики теневой трудовой иммиграции и дана оценка ее последствий для российской экономики.

Ключевые слова: теневая трудовая иммиграция; инфраструктура теневой трудовой иммиграции; бюрократизированность и коррупционность иммиграционных процедур

С начала 1990-х годов в России начинается невиданный прежде рост трудовой миграции, в том числе внешней. При этом исследователи проблемы миграции, в частности В.Э Бойков, вынуждены отмечать то, что она «практически целиком является процессом стихийной социально-экономической самоорганизации населения» [1, с. 79]. Стихийность и слабая регулируемость со стороны российского государства миграционных процессов обусловливает крайне высокую степень их теневизации. Большинство отечественных экспертов считает, что в теневой экономике принимают участие до 90% внешних иммигрантов; по оценкам Международной организации по миграции, этот показатель составляет 75%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.