Научная статья на тему 'Взаимосвязь компонентов системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики'

Взаимосвязь компонентов системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / младший школьный возраст / народная педагогика / подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

В статье рассмотрена проблема повышения качества подготовки будущего учителя начальных классов, так как относится к числу тех, которые требуют системного подхода с максимально возможным учетом конкретных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the problem of improvement in quality of a primary school teacher"s training, which is one of those that require the system approach with maximum possible consideration to certain conditions.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь компонентов системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики»

Н. М. Жданова

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Работа представлена кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Ипполитова

В статье рассмотрена проблема повышения качества подготовки будущего учителя начальных классов, так как относится к числу тех, которые требуют системного подхода с максимально возможным учетом конкретных обстоятельств.

The article views the problem of improvement in quality of a primary school teacher's training, which is one of those that require the system approach with maximum possible consideration to certain conditions.

Являясь частью общепедагогической подготовки, подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников предполагает оперирование в соответствующей предметной сфере и представ -ляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (функционального и процессуального).

В подготовке учащихся к самостоятельной жизнедеятельности начальная школа играет основную роль, поэтому вопросы совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности вообще и к патриотическому воспитанию младших школьников в частности приобретают в настоящее время особую актуальность. Социальный заказ современному учительству заключается в том, чтобы воспитать в ребенке любовь и уважительное отношение к своей Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре, национальным традициям и обычаям. По нашему мнению, среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания младших школьников, особое место занимают прогрессивные традиции народа. Обилие информации, доступность материала для понимания, близость к духовным

устремлениям детей позволяет говорить об эффективности использования в патриотическом воспитании младших школьников устного народного творчества, обычаев, народных игр, праздников. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики особенно важной.

Система подготовки студентов к патриотическому воспитанию служит повышению их профессиональной компетентности, развитию умений педагогического анализа, что поможет обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса. Научная организация какого-либо процесса или объекта связана с приведением в определенную систему составляющих его частей.

Под системой мы будем понимать совокупность элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегральными свойствами.

В качестве основного методологического подхода мы использовали системный подход, в основе которого лежат исследования объектов как систем. В современной научной литературе (В. И. Блау-

35 1

берг, Э. Г. Юдин и др.) под системным подходом понимается направление методологии социально-научного познания и практики, когда объекты изучаются преимущественно под углом зрения внутренних системных свойств и связей, обуславливающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование. Целостность объекта рассматривается как часть или элемент системы более высокого порядка1.

Возможности использования системного подхода в педагогических исследованиях рассматриваются в работах С. А. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Бес-палько, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластени-на, С. А. Смирнова, В. А. Якунина и др.

Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики рассматривается нами как динамичная, социальная подсистема в общей системе профессионально-педагогической подготовки. Ее отличает от других то, что она создается для осуществления конкретной педагогической цели, формирования готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.

Впервые понятие «педагогическая система было введено» Н. В. Кузьминой. В ее трактовке - это «множество взаимосвязан -ных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей»2.

Система подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики представляет собой сложное, системное явление, представленное совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, интеграция которых обеспечивает успешность патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.

Выделение функциональных компонентов системы подготовки студентов к

патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики, связанное с учетом структуры и специфики патриотического воспитания, дает основание выделить функции, обеспечивающие объединение элементов рассматриваемой системы в единое целое и ее успешное функционирование. В качестве таковых выделяются: трансляционная, аксиологическая, деятельностная, образовательная, воспитательная и развивающая функции.

Указанные функции отражают возможности системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.

Трансляционная функция предполагает сохранение исторической памяти, критическое переосмысление педагогического опыта предшествующих поколений и выработку на этой основе верных критериев и социальных ориентиров взаимоотношений субъектов педагогической деятель-ности. Процесс подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики выступает как механизм передачи накопленных народом педагогических ценностей и традиций, усвоение которых обеспечивает эффективность осуществления педагогического взаимодействия педагога и младших школьников в процессе патриотического воспитания.

Реализация аксиологической функции подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики предполагает построение образовательного процесса в педагогическом вузе на основе аксиологического подхода, что, в свою очередь, означает выделение в качестве его методологической основы системы общечеловеческих ценностей, заложенных в средствах народной педагогики.

Деятельностная функция подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников обусловлена целью подготовки, в качестве которой выступает

Взаимосвязь компонентов системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию...

формирование у студентов готовности к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики. Это предполагает формирование активной профессиональной позиции будущих учителей в использовании средств народной педагогики при осуществлении патриотического воспитания младших школьников, что становится возможным на основе включения студентов в разнообразную по видам, формам и содержанию деятельность, имеющую патриотическую направленность.

Образовательная функция подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики направлена на обеспечение будущих учителей фундаментальным знанием основ педагогической теории и школьной практики, знанием средств народной педагогики и умением применять их в патриотическом воспитании младших школьников с целью повышения его эффективности.

Воспитательная функция заключается в том, что обеспечение будущих учителей необходимыми общими и специальными профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками неразрывно связано с формированием у студентов профессионально-значимых качеств личности. Воспитывается интерес к патриотическому воспитанию, у будущих педагогов формируется отношение к себе как субъекту патриотического воспитания.

Развивающая функция подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики отражает влияние на развитие профессионально-направленного мышления будущих учителей начальных классов, их педагогических способностей. В процессе подготовки студентов осуществляется развитие всех сторон их личности, что является необходимым условием успеха осуществления патриотического воспитания младших школьников в будущем.

Следующим компонентом в системе подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики является процессуальный компонент, который, в свою очередь, включает методологическую, теоретическую, методическую, практическую (технологическую) и нравственно-психологическую подготовку.

Методологическая подготовка представляет собой вооружение студентов системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами.

Теоретическая подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики включает овладение основными педагогическими понятиями (целостный педагогический процесс, цель воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания) и знаний по теории патриотического воспитания (цель, задачи, содержание, методы, средства и формы патриотического воспитания, его особенности); овладение основными понятиями (патриотизм, Родина, Отечество, патриотическое воспитание); знание основных категорий народной педагогики и этнопедагогики.

Педагогическая подготовка студентов педвуза предполагает вооружение будущих учителей не только теорией, но и методикой осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.

Методическая подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся предполагает обеспечение их знаниями о содержании, формах, методах и средствах данного направления воспитательной работы: содержание патриотического воспитания (воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку, воспитание уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа; разъяснение задач, стоящих перед

страной, патриотического долга, воспитание уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, формирование готовности служить интересам Родины, воспитание уважения к Российской армии и готовность защищать Родину, активно и сознательно участвовать в трудовой дея-тельности при сочетании личных и общественных интересов); формах патриотического воспитания (индивидуальные, групповые, массовые); методах воспитания (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля в воспитании), средствах народного воспитания (различные виды деятельности воспитанников - учебная, игровая, трудовая, общение, совокупность предметов материальной и духовной культуры, используемых для решения задач патриотического воспитания).

Практическая (технологическая) подготовка студентов к воспитательной ра-боте в начальной школе включает лично-стно-профессиональные качества учителя, умения и навыки реализации, методологические, теоретические и методические знания3. При определении содержа -ния технологической подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию младших школьников, по мнению Н. В. Ипполитовой, необходимо исходить из положения о том, что патриотическое воспитание составляет органическую часть целостного педагогического процесса, и, соответственно, его осуществление требует наличие у учителей общепедагогических умений и навыков, характеризующих педагогическую деятельность в целом4. Отсюда технологическая подготовка студентов к рассматриваемому на -правлению воспитательной работы пред-

полагает формирование у них основных педагогических умений и навыков, профессиональных качеств, необходимых для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.

Нравственно-психологическая подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики как неотъемлемый компонент системы подготовки будущих учителей начальных классов связана с формированием нравственно-психологического аспекта готовности студентов к патриотическому воспитанию. Данный вид подготовки включает развитие ценностных ори-ентаций будущих учителей начальных классов, интерес к патриотическому воспитанию, профессионально и личностно-зна-чимых качеств, необходимых для осуществления патриотического воспитания младших школьников.

Следующий системный блок подготовки студентов к патриотическому воспита-нию младших школьников - условия успешного осуществления процесса подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.

Итак, структурный и содержательный анализ подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики позволяет рассматривать ее как подсистему в системе общепедагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В состав данной подсистемы входят два взаимосвязанных компонента: функциональный (трансляционный, аксиологический, деятельностный, образовательный, воспитательный, развивающий компоненты) и процессуальный (методологическая, теоретическая, методическая, практическая, нравственно-психологическую подготовка).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. С. 39-41.

2 Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 10.

3 Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. С. 25.

4 Ипполитова Н. В., Колесников М. А., Соколова Е. А. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: Монография. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2006. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.