Научная статья на тему 'Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников'

Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
991
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ДіТИ / ДОШКіЛЬНИЙ ВіК / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / ФіЗИЧНА ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / ФіЗИЧНИЙ РОЗВИТОК / ВЗАєМОЗВ''ЯЗОК / CHILDREN / PRESCHOOL AGE / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL FITNESS / PHYSICAL DEVELOPMENT / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кулик Нина Анатольевна, Масляк Ирина Павловна

Рассмотрены показатели взаимозависимости уровня физической подготовленности и физического развития детей средствами корреляционного и факторного анализов. В исследовании принимали участие 276 детей в возрасте 5–6 лет. Установлено, что в дошкольном воспитании важное место занимает изучение физического состояния детей. Отражена степень взаимосвязи между результатами измерения длины тела, массы тела, объема грудной клетки, частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, времени задержки дыхания (проба Штанге, Генчи) и показателями уровня развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости и координационных способностей). Исследования свидетельствует о наличии взаимовлияния между показателями двигательной подготовленности и физического развития дошкольников. Наиболее значительное влияние на показатели физического здоровья оказывают координационные способности, скоростно-силовые способности, быстрота и выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кулик Нина Анатольевна, Масляк Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlations between the components of physical readiness and physical development of the older preschoolers

The indices of interdependence of physical fitness and physical development of children by means of correlation and factor analysis. The study involved 276 children aged 5-6 years. Found that in early childhood education important place occupied by the study of the physical condition of children. Reflected the degree of the relationship between the results of measurements of body length, body weight, volume of the chest, heart rate, blood pressure, lung capacity, breath-holding time (Stange's Genchi test) and measures of the level of development of basic physical properties ( strength, speed, flexibility, endurance and coordination abilities ). Research indicates the presence of interaction between the indices motor fitness and physical development of preschool children. The most significant effect on the physical health of the ability to provide coordination, speed and power capacity, speed and endurance.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников»

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного

виховання і спорту

Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников

Кулик Н. А., Масляк И. П.

Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

Рассмотрены показатели взаимозависимости уровня физической подготовленности и физического развития детей средствами корреляционного и факторного анализов. В исследовании принимали участие 276 детей в возрасте 5-6 лет. Установлено, что в дошкольном воспитании важное место занимает изучение физического состояния детей. Отражена степень взаимосвязи между результатами измерения длины тела, массы тела, объема грудной клетки, частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, времени задержки дыхания (проба Штанге, Генчи) и показателями уровня развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости и координационных способностей). Исследования свидетельствует о наличии взаимовлияния между показателями двигательной подготовленности и физического развития дошкольников. Наиболее значительное влияние на показатели физического здоровья оказывают координационные способности, скоростно-силовые способности, быстрота и выносливость.

Ключевые слова:

дети, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическая подготовленность, физическое развитие, взаимосвязь.

Кулик Н. А., Масляк І. П Взаємозв’язок компонентів фізичної підготовленості та фізичного розвитку у старших дошкільнят. Розглянуто показники взаємозалежності рівня фізичної підготовленості та фізичного розвитку дітей засобами кореляційного і факторного аналізів. У дослідженні брали участь 276 дітей у віці 5-6 років. Встановлено, що в дошкільному вихованні важливе місце займає вивчення фізичного стану дітей. Відображено ступінь взаємозв'язку між результатами вимірювання довжини тіла, маси тіла, об'єму грудної клітини, частоти серцевих скорочень, артеріального тиску, життєвої ємності легень, часу затримки дихання ( проба Штанге, Генчі ) і показниками рівня розвитку основних фізичних якостей ( сили, швидкості, гнучкості, витривалості та координаційних здібностей). Дослідження свідчить про наявність взаємовпливу між показниками рухової підготовленості та фізичного розвитку дошкільнят. Найбільш значний вплив на показники фізичного здоров'я надають координаційні здібності, швидкісно - силові здібності, швидкість і витривалість.

діти, дошкільний вік, фізичне виховання, фізична підготовленість, фізичний розвиток, взаємозв’язок.

Kulyk N. A., Maslyak I. P. Correlations between the components of physical readiness and physical development of the older preschoolers. The

indices of interdependence of physical fitness and physical development of children by means of correlation and factor analysis. The study involved 276 children aged 5-6 years. Found that in early childhood education important place occupied by the study of the physical condition of children. Reflected the degree of the relationship between the results of measurements of body length, body weight, volume of the chest, heart rate, blood pressure, lung capacity, breath-holding time (Stange's Genchi test) and measures of the level of development of basic physical properties ( strength, speed, flexibility, endurance and coordination abilities ). Research indicates the presence of interaction between the indices motor fitness and physical development of preschool children. The most significant effect on the physical health of the ability to provide coordination, speed and power capacity, speed and endurance.

children, preschool age, physical education, physical fitness, physical development, relationship.

Введение.

В последнее время важное теоретическое и практическое значение приобрело изучение физического состояния детей дошкольного возраста. Наряду с уровнем функционирования систем организма, одним из основных показателей физического состояния является физическое развитие человека, которое характеризуется комплексом соматических и сомато-скопических признаков [1; 2]. Организация процесса управления физическим состоянием детей определяет необходимость решения задач связанных с оценкой уровня их физического развития и двигательной подготовленности, изучением взаимосвязи между показателями антропометрические, функционального состояния и уровнем развития основных двигательных способностей детей [5; 6; 9; 10].

Раннее начало дошкольного систематического обучения, глобальная компьютеризация и интенсификация учебно-познавательной деятельности детей в условиях постоянно нарастающего дефицита двигательной активности, повышают их умственные и нервно-психические нагрузки, которые негативно сказываются на состоянии здоровья детей [5; 8; 1115]. В связи с этим необходимым является обеспечение таких педагогических условий, позволяющих

© Кулик Н. А., Масляк И. П., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.815874

подготовить ребенка к повышенным интеллектуальным нагрузкам и, при этом, не уменьшали объем ее двигательной активности.

Поэтому, на современном этапе развития системы образования, большинство дошкольных учреждений пытаются отойти от традиционной системы воспитания, частично изменить формы и содержание, направить учебно-воспитательный процесс на потребности и интересы детей для их оздоровления и сохранения здоровья. То есть, наблюдается переход к инновационному типу образовательного процесса, требует совершенствования процесса физического воспитания путем разработки и внедрения новых средств, методов, форм, педагогических технологий и др. в содержательное наполнение учебной и воспитательной работы с дошкольниками [3; 4; 8]. На наш взгляд, является необходимым и актуальным изучение взаимосвязи и взаимозависимости компонентов, которые обеспечивают оптимальную реализацию двигательной деятельности дошкольника, и позволит определить наиболее рациональные средства и методы педагогического воздействия, направленные на всестороннее гармоничное развитие ребенка в процессе физического воспитания, что и обусловило выбор темы данного исследования.

Работа выполнена в рамках плану научнокомплексной темы кафедры теории та методики фи-

а2013

ш

зической культуры Института физической культуры Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренко «Оптимизация процесса обучения и воспитания различных групп населения средствами физической культурою и спортом» (номер государственной регистрации 0107 U 002255).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - определение степени взаимовлияния параметров физического развития и двигательной подготовленности у детей 5-6 лет.

Изучение взаимосвязей компонентов функционирования детского организма, как целостной системы, возможно с помощью методов математической статистики, а именно факторного и корреляционного анализов, которые позволяют осуществить разработку соотношение составляющих педагогических действий.

Методика исследования. Исследования проводились на базе дошкольных учреждений г. Сумы № 8 «Космический», № 13 «Купава» и г. Шостка Сумской области № 1 «Колокольчик», № 3 «Медвежонок». В исследовании приняло участие 276 детей 5-6 лет: дети 5 лет (104 девочки и 100 мальчиков) и 6 лет (42 девочки и 30 мальчиков). Все дети отнесены (по данным медицинских карт) к основной группе по физическому воспитанию.

Нами был проведен факторный анализ показателей физического развития и показателей физической подготовленности детей 5-6 лет (n=276). Корреляционный анализ и факторный анализ исследуемых показателей физического развития и физической подготовленности был проведен с использованием компьютерной программы математико-статистического анализа Statistic 6 [7].

Результаты исследования.

Проведенный корреляционный анализ выявил, что у девушек 5-6 лет наблюдается достоверное влияние показателей двигательной подготовленности на показатели физического развития. Это подтвердил дальнейшее факторный анализ (табл. 1), который выявил 4 группы факторов.

В группу первого фактора были отнесены показатели тестов № 7 и № 6, прыжок в длину с места. Вклад в общую дисперсию первого фактора составляет 2,347, что составляет 10,67%. По результатам корреляционного анализа тест № 7 имеет взаимосвязь (p<0,05) с показателями длины (r=0,20) и массы тела (r=0,17), пробы Штанге (r=0,26), ЧСС в покое (r=-0,26), беге на 90 м (r=-0,18) и более тесную взаимозависимость (p<0,01) с показателями прыжка в длину (r=0,36) и теста № 6 (r=0,83). Результаты теста № 6 связанные с бегом на 10 м (r=0,22) и 90 м (r=-0,17), прыжком в длину (r=0,19) и ЧСС (r=-0,27 ). Прыжок в длину с места, который также вошел в состав первого фактора, имеет тесную взаимосвязь (p<0,01) с показателями наклона туловища вперед (r=0,30) и теста № 7 (r=0,36). На результативность выполнения прыжка в длину с места у девочек 5-6 лет также влияют (p<0,05) показатели длины (r=0,20) и массы тела (r=0,26), деятельности сердечнососудистой системы (r=0,18; 0,20; 0,19), про-

хождение полосы препятствий (1=-0,18), теста № 6 (г=0,19) и беге на 90 м (г=-0,19).

В группу второго фактора вошли показатели артериального давления. Вклад второго фактора в общую дисперсию факторной структуры физической подготовленности девушек 5-6 лет составляет 1,709 что составляет 7,77%. Корреляционные зависимости показателей деятельности сердечно-сосудистой системы девочек 5-6 лет, было представлено исследованием ЧСС в покое, систолическим и диастолическим положением артериального давления, свидетельствующие

о влиянии тестов № 7 (г=-0,26) и № 6 (г=-0,27) на ЧСС, прыжка в длину с места на АТ , (1=0,20) и АТ

а •> сист4 7 ' диаст'

0=0,19), бега 10 м на АТ , (г=-0,17).

ч 7 /7 сист . 4 ? /

Также выявлено связь (р<0,05) показателей работы сердечно-сосудистой системы у девочек 5-6 лет с показателями работы дыхательной системы: ЧСС, АТ,, АТ , и ЖЕЛ 0=0,23; 0,29; 0,24), проба Штанге и

сист7 диаст 4 7 77 77 /71

АТ , (1=0,17), проба Генчи и АТ , (г=0,19).

сист4 7 '7 А диаст 4 ? /

В группу третьего фактора вошли показатели длины и массы тела девочек 5-6 лет, какие по результатам корреляционной зависимости имеют тесную взаимосвязь (р<0,01; 0,05) с другими соматическими показателями: ОКГ (г=0,39; 0,40), результатам прыжка в длину с места (г=0,20; 0,26) и теста № 7 (г=0,20; 0,17).

В группу четвертого фактора вошли основные показатели физической подготовленности, которые влияют на развитие кардиореспираторной системы оргазма девочек 5-6 лет на 7,92%. Установлена взаимосвязь (р<0,05) с показателями бега на 10 м и ЖЕЛ (г=-0,23), пробой Штанге (г=-0,17), АТсист, (г=-0,17), тестом № 6 (г=0,22) и тесная взаимосвязь (р<0,01) с бегом на 30 м (г=0,40) и преодолением полосы препятствий (г=0,40). Бег на 30 м, который также характеризует развитие быстроты у девочек 5-6 лет, имеет тесную взаимосвязь (р<0,01) с показателями бега на 10 м (г=0,40) и беге на 90 м (г=0,49) и зависит (р<0,05) от показателей ЖЕЛ (г=-0,17) и времени преодолением полосы препятствий (г=0,22). Координационные способности девушек 5-6 лет были отражены в группе первого фактора тестами № 7 и № 6, а также представлены в группе четвертого фактора времени преодоления полосы препятствий. Результат прохождения полосы препятствий у девушек 5-6 лет взаимосвязан (р<0,05) с бегом на 30 м (г=0,28), наклоном туловища вперед из положения сидя (г=-0,26), прыжок в длину (г=-0,18) и имеет тесную взаимозависимость (р<0,01) с показателями бега на 10 м (г=0,40) и беге на 90 м (1=0,33). Выносливость у девушек 5-6 лет были определены средствами бег на 90 м, показатели которого взаимосвязаны (р<0,01) с бегом на 10 м (1=0,49) и времени преодоления полосы препятствий (1=0,33) и влияют (р<0,05) на координационные способности (г=-0,24; -0,17) и прыжок в длину с места (г=-0,19).

Рассматривая полученные результаты мальчиков 5-6 лет следует отметить, что в ходе исследования было выявлено три группы факторов, которые имеют наибольшую степень взаимовлияния (табл. 1). В группу первого фактора, который получил название

І ПЕДАГОГІКА І

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Таблица 1

Факторный анализ показателей физического развития и двигательной подготовленности детей 5-6 лет

(п=276)

Название фактора, % дисперсии Показатели Факторы

Рз

Девочки 5-6 лет (п=146)

Координационные способности и скоростносиловые качества, 10,67% Тест №7, с 0,8065 - - -

Тест №6, с 0,6827 - - -

Прыжок в длину, см 0,4208 - - -

Сердечно-со судистая система, 7,77% АТ , мм рт.ст. сист А - 0,7645 - -

АТ , мм рт.ст. диаст А - 0,8508 - -

Антропометрическое развитие, 7,06% Длина тела, см - - -0,6077 -

Масса тела, кг - - -0,7906 -

Дыхательная система, быстрота, координационные способности и выносливость, 7,92% ЖЕЛ, мл - - - 0,4199

Бег на 10 м, с - - - -0,4970

Бег на 30 м, с - - - -0,5742

Полоса препятствия, с - - - -0,5027

Бег на 90 м, с - - - -0,4522

Мальчики 5-6 лет (п=130)

Сердечно-сосудистая система, скоростно-силовые качества и выносливость, 11,54% ЧСС в покое, уд-мин-1 -0,5358 - - -

АТ , мм рт.ст. сист А -0,4587 - - -

Прыжок в длину, см 0,6140 - - -

Бег на 90 м, с -0,5234 - - -

Быстрота и координационные способности, 8,13% Бег на 10 м, с - 0,5486 - -

Бег на 30 м, с - 0,5438 - -

Тест №7, с - 0,4999 - -

Тест №6, с - 0,4010 - -

Полоса препятствий, с - 0,4155 - -

Антропометрическое развитие, 6,98% Длина тела, см - - 0,7691 -

Масса тела, кг - - 0,6728 -

ОГК, см - - 0,4850 -

Примечание: уровень достоверности составляет р <0,05. Критерий расчетов к>0,4000

«Сердечно-сосудистая система, скоростно-силовые качества и выносливость» вошли показатели деятельности сердечно-сосудистой системы и прыжка в длину с места. Первый фактор имеет вклад в общую дисперсию изучаемых показателей на уровне 2,539, что составляет 11,54%.

Корреляционный анализ показателей, вошедших в первую фактора, свидетельствует о тесной взаимосвязи (р<0,01) результатов ЧСС и пробы Штанге (г=-0,21), АТ , и АТ , (г=0,39; 0,29) , беге на 90 м (г=0,24),

сист диаст \ у у у у у \ 7 у,

прыжкам в длину (г=-0,38) и высоту (г=-0,28) с места, а также показателей АТсист, и прыжкам в длину (г=-0,25) и высоту (г=-0,20) с места. Скоростно-силовые качества мальчиков 5-6 лет, представлены выполнением прыжков в длину с места, как и у девочек, имеющих значительный взаимовлияние (р<0,01) с результатами ЧСС (г=-0,38), беге на 90 м (г=-0,33), а также с показателями (р<0,05) длины тела (г=0,22), массы тела (г=0,27), АТ , и АТ , (г=-0,25; -0,23), бега на

ч ? сист диаст 4 77 7 у 7

10 м (г=0,20), наклона туловища вперед (г=0,19). Следует отметить, что у мальчиков более значимыми являются показатель выносливости, чем у девочек. Так, результаты бега на 90 м имеют взаимосвязь (р<0,05) с показателями длины тела (г=-0,19), ЧСС (г=0,24), бега на 30 м (г=0,21), наклона туловища вперед (г=-0,18), преодоление полосы препятствий (г=0,23), прыжка в длину (г=-0,33) и высоту (г=-0,21) с места.

Координационные способности у мальчиков 5-6 лет вошли в группу второго фактора, в отличие от девочек. Второй фактор «Быстрота и координационные способности» составляет 8,13% от общей дисперсии факторов в состав показателей этого фактора вошли бег на 10 и 30 м, а также тесты, отражающие уровень координационных способностей: тест № 7, тест № 6 и полоса препятствий. Корреляционный анализ также подтверждает имеющийся тесная взаимосвязь (р<0,01) между показателями бега на 10 м с результатами бега на 30 м (г=0,53) и прохождение полосы препятствий

а2013

ш

(г=0,45); беге на 30 м и полосы препятствий (г=0,46); тест № 7 и тест № 6 (г=0,81). Также существует зависимость (р<0,05) между показателями деятельности дыхательной системы и результатами бега на 30 м (г=-

0,26) и преодоление полосы препятствий (г=-0,21); бегом на 90 м и бегом на 30 м (г=0,21), прохождением полосы препятствий (г=0,23); прохождением полосы препятствий и метанием малого мяча (г=-0,25).

Корреляционное группировки взаимосвязей между исследуемыми показателями у мальчиков менее тесным, чем у девушек, что в свою очередь повлияло на выделение лишь трех групп факторов, влияющих на физическое развитие и физическую подготовленность мальчиков 5-6 лет. В группу третьего фактора вошли показатели антропометрического развития: длина и масса тела, ОГК, которые имеют тесную связь друг с другом в середине третьего фактора (р<0,01). Среди всех корреляционных матриц выделяются имеющие тесно скопления результатов относительно прямой корреляции. Показатели длины и массы тела также взаимосвязаны (р<0,05) с результатами бега на 90 м

(г=-0,19), подъема туловища в сед (г=0,23) и прыжке в длину с места (г=0,27).

Выводы

1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии взаимовлияния между показателями двигательной подготовленности и физического развития у детей 5-6 лет, отображаемый в основном, в среднем по величине степени взаимосвязи.

2. Наиболее значительное влияние на показатели физического здоровья оказывают координационные способности, скоростно-силовые качества, быстрота и выносливость. Влияние гибкости и силы носит выборочный не системный характер.

3. Взаимовлияние исследуемых параметров зависит от пола - у девочек он выражен более значительно, чем у мальчиков.

Перспективы дальнейших исследований могут осуществляться путем определения взаимосвязи компонентов двигательной подготовленности и физического развития у школьников младших классов.

Литература:

1. Бальсевич В. К. Теоретико-методологическое обоснование концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте / В. К. Бальсевич // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. -Томск, 1996. - С. 9-13.

2. Бальсевич В. К. Теория и технология спортивноориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Богініч О. Фізичне виховання дошкільників засобами гри: навч.-метод. посіб. / О. Богініч. - К. : Шкільний світ, 2007. - 120 с.

4. Вільчковський Е. С. Теорія і методика фізичного виховання дітей дошкільного віку: навч. посіб. / Е. С. Вільчковський, О. І. Курок. - Суми : Університетська книга, 2004. - 428 с.

5. Долбишева H. Факторна структура взаємозв’язку знань і показників фізичного здоров’я дітей старшого шкільного віку / H. Долбишева // Спортивний вісник Придніпров’я. Дніпропетровськ : ДДІФКС, 2010. № 2. - С. 178-181.

6. Масляк И. П. Взаимосвязь устойчивости вестибулярного анализатора и уровня развития ловкости школьников / И. П. Масляк // Слобожанський науково-спортивний вісник. - Харків : ХДАФК, 2004. - № 7. - С. 14-16.

7. Квиков Д. М. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. М. Квиков. - М. : Пресс, 2004. - 67 с.

8. Пангелова H. Е. Інтеграція фізичного і розумового розвитку дошкільників засобами туризму / H. Е. Пангелова, А. Л. Палатний // Гуманітарний вісник Переяслав-Хмельницького ДПУ імені Григорія Сковороди : зб. наук. праць. - Переяслав - Хмельницький, 2004. N1, - С. 150-154.

9. Пивовар А. Взаємозв’язок фізичного стану і розумового розвитку старших дошкільників / Молода спортивна наука України : зб. наук. праць. - Львів : HВФ «Українські технології», 2006. - Т.

1. - С. 15-20.

10. Сагунова І. Взаємозв’язок компонентів фізичних здібностей і морфофункціонального стану дошкільників 5-6 років / І. Са-гунова // Спортивний вісник Придніпров’я. Дніпропетровськ : ДДІФКС, 2010. № 2. - С. 110-112.

11. Чопик М. Оздоровчий біг і здоров’я школярів / М. Чопик // Молода спортивна наука України : зб. наук. праць. - Львів : HВФ «Українські технології», 2003. - Т. 2. - С. 114-117.

12. Bornstein D.B., Beets M.W., Byun W., McIver K. Accelerometer-derived physical activity levels of preschoolers: A meta-analysis. Journal of Science and Medicine in Sport. 2011, vol.14(6), pp. 504511. doi:10.1016/j.jsams.2011.05.007.

References:

1. Bal’sevich V. K. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie koncepcii formirovaniia fizicheskoj kul’tury cheloveka v doshkol’nom vozraste [Theoretical and methodological basis of the concept of human development, physical culture in the preschool years]. Zdorovyj obraz zhizni [Healthy lifestyle], Tomsk, 1996, pp. 9-13.

2. Bal‘sevich V. K., Lubysheva L. I. Fizicheskaia kul’tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education and training], 2005, vol.5, vol.50-53.

3. Boginich O. Fizichne vikhovannia doshkil‘nikiv zasobami gri [Physical education means pregame], Kiev, School World, 2007, 120 p.

4. Vil’chkovs’kij E. S., Kurok O. I. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia ditej doshkiVnogo viku [Theory and methodology of physical education preschool children], Sumy, University Book, 2004, 428 p.

5. Dolbisheva N. Sportivnij visnik Pridniprov’ia [Dnipro Sports Bulletin], 2010, vol.2, pp. 178-181.

6. Masliak I. P. Slobozhans’kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2004, vol.7, pp. 14-16.

7. Novikov D. M. Statisticheskie metody v pedagogicheskikh issledovaniiakh [Statistical methods in educational research], Moscow, Press, 2004, 67 p.

8. Pangelova N. E., Palatnij A. L. Gumanitarnij visnik Pereiaslav-Khmel‘nic‘kogo DPU [Humanitarian Bulletin Pereyaslav-Khmelnitsky GPU], 2004, vol.1, pp. 150-154.

9. Pivovar A. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2006, vol.1, pp. 15-20.

10. Sagunova I. Sportivnij visnik Pridniprov’ia [Dnipro Sports Bulletin], 2010, vol.2, pp. 110-112.

11. Chopik M. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2003, vol.2, pp. 114-117.

12. Bornstein D.B., Beets M.W., Byun W., McIver K. Accelerometer-derived physical activity levels of preschoolers: A meta-analysis. Journal of Science and Medicine in Sport. 2011, vol.14(6), pp. 504511. doi:10.1016/j.jsams.2011.05.007.

13. Hodges E.A., Smith C., Tidwell S., Berry D. Promoting Physical Activity in Preschoolers to Prevent Obesity: A Review of the Literature. Journal of Pediatric Nursing. 2013, vol.28(1), pp. 3-19. doi:10.1016/j.pedn.2012.01.002.

14. Iivonen S., Saakslahti A., Nissinen K. The development of fundamental motor skills of four- to five-year-old preschool children and the effects of a preschool physical education curriculum. Early Child Development and Care. 2009, vol.181(3), pp. 335-343.

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

13. Hodges E.A., Smith C., Tidwell S., Berry D. Promoting Physical Activity in Preschoolers to Prevent Obesity: A Review of the Literature. Journal of Pediatric Nursing. 2013, vol.28(1), pp. 3-19. doi:10.1016/j.pedn.2012.01.002.

14. Iivonen S., Saakslahti A., Nissinen K. The development of fundamental motor skills of four- to five-year-old preschool children and the effects of a preschool physical education curriculum. Early Child Development and Care. 2009, vol.181(3), pp. 335-343. doi:10.1080/03004430903387461.

15. Sun S.-H., Sun H.-L., Zhu Y.-C., Huang L., Hsieh Y.-L. Concurrent validity of Preschooler Gross Motor Quality Scale with Test of Gross Motor Development-2. Research in Developmental Disabilities. 2011, vol.32(3), pp. 1163-1168. doi:10.1016/j.ridd.2011.01.007.

doi:10.1080/03004430903387461.

15. Sun S.-H., Sun H.-L., Zhu Y.-C., Huang L., Hsieh Y.-L. Concurrent validity of Preschooler Gross Motor Quality Scale with Test of Gross Motor Development-2. Research in Developmental Disabilities. 2011, vol.32(3), pp. 1163-1168. doi:10.1016/j.ridd.2011.01.007.

І ПЕДАГОГІКА I

Информация об авторах:

Кулик Нина Анатольевна: [email protected]; Сумской государственный педагогический университет; ул. Роменская, 87, Сумы, 40002, Украина

Масляк Ирина Павловна: [email protected]; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Information about the authors:

Kulyk N.A .: [email protected]; Sumy State Pedagogical University; Romenskaya str.87, Sumy, 40002, Ukraine.

Maslyak I.P.: [email protected]; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Цитируйте эту статью как: Кулик H. А., Масляк И. П. Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 11 - С. 52-56. doi:10.6084/m9.figshare.815874

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 23.08.2013 г. Опубликовано: 05.11.2013 г.

Cite this article as: Kulyk N. A., Maslyak I. P. Correlations between the components of physical readiness and physical development of the older preschoolers. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.11, pp. 52-56. doi:10.6084/m9.figshare.815874

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 23.08.2013 Published: 05.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.