Научная статья на тему 'Взаимосвязь категорий «Финансовая система региона» и «Региональная финансовая безопасность'

Взаимосвязь категорий «Финансовая система региона» и «Региональная финансовая безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева О.Б., Слесаренко Е.В.

В статье исследована взаимосвязь показателей финансовой системы региона и региональной финансовой безопасности, разработаны критерии оценки региональной финансовой безопасности (по ключевым сферам финансовой системы), представлен механизм определения интегральной оценки финансовой безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь категорий «Финансовая система региона» и «Региональная финансовая безопасность»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 336.02:332.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА» И «РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

О. Б. ШЕВЕЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: oksana0701@yandex. ru Е. В. СЛЕСАРЕНКО, ассистент кафедры финансов и кредита Е-mail: slekvlad@mail. ru Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

В статье исследована взаимосвязь показателей финансовой системы региона и региональной финансовой безопасности, разработаны критерии оценки региональной финансовой безопасности (по ключевым сферам финансовой системы), представлен механизм определения интегральной оценки финансовой безопасности региона.

Ключевые слова: финансовая система региона, региональная финансовая безопасность, сферы и звенья финансовой системы, бюджетно-налоговая сфера.

Рассмотрение финансовой безопасности в качестве предмета исследования должно в первую очередь базироваться на понимании природы финансовой системы, поскольку от ее эффективного функционирования в значительной степени зависят стабильность, устойчивость, экономическая безопасность как страны в целом, так и формирующих ее субъектов, а также перспективы их дальнейшего развития.

Большинство отечественных ученых-экономистов определяют финансовую систему как совокупность сфер финансовых отношений, непосредственно связанных с формированием и использованием денежных фондов. Приверженцы этой идеи приводят схожие трактовки, рассматривая исследуемое понятие как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств [9, 11]; в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства [10]; каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в об-щественномвоспроизводстве[14].

Несколько иная позиция приводится в учебнике «Финансы» под редакцией В. В. Ковалева [5]. Коллектив авторов рассматривает финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного

процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Наиболее полное толкование исследуемого понятия, по мнению авторов, содержится в современном экономическом словаре, в котором под данным понятием понимается «...совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов» [7].

С переходом России к рыночным методам и механизмам хозяйствования существенно изменились условия и формы социально-экономического развития регионов. Децентрализация экономики страны привела к усилению самостоятельности формирующих ее субъектов в решении широкого спектра вопросов, связанных с социально-экономическим развитием, что требовало необходимости формирования рыночной инфраструктуры. В этой связи в научной среде зарождается понятие «региональная финансовая система», под которой Л. В. Болдырева, в частности, понимает «совокупность финансовых отношений, возникающих при формировании финансовых ресурсов и специальных финансовых институтов, обеспечивающих управление финансовыми звеньями на территории субъекта Российской Федерации» [1].

Недостаточная разработка понятийно-категориального аппарата в теории финансов приводит к тому, что многие термины трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что затрудняет задачу выработки действенных мер по защите финансовой системы от дестабилизирующих факторов. При наличии практически однотипных подходов к определению финансовой системы существенно различается понимание ее цели, функций, составных компонентов.

Одним из важнейших предметов дискуссии в области финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. Экономисты значительно расходятся в вопросе формирования составных компонентов финансовой системы. Так, Г. Б. Поляк, В. В. Ковалев, В. А. Слепов, В. К. Сен-чагов, М. В. Романовский, О. В. Врублевская в качестве сфер финансовой системы выделяют централизованные финансы, образующие три звена (федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды), а также де-

централизованные финансы, включающие два звена (финансы предприятий, организаций, или финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций, и финансы домашних хозяйств).

В. К. Сенчагов в качестве наиболее важной сферы финансовой системы рассматривает финансы юридических лиц и домашних хозяйств, связывая это с созданием национального дохода именно на соответствующем уровне [15].

М. В. Романовский, О. В. Врублевская утверждают, что в целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов делятся на более частные подсистемы (звенья). Так, подсистема государственных и муниципальных финансов подразделяется на бюджетную систему и государственный кредит. В составе финансов хозяйствующих субъектов авторы выделяют: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансовых посредников.

Наряду с рассмотрением финансовой системы как совокупности различных сфер финансовых отношений, по мнению М. В. Романовского, О. В. Врублевской, ее можно представить в институциональной форме — как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами [11]. В качестве институтов в финансовой системе авторы выделяют: коммерческие банки, инвестиционные и лизинговые компании, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство государственного имущества РФ, Федеральную таможенную службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу по финансовым рынкам, систему Центрального банка и его региональные управления.

Б. М. Сабанти, А. М. Бирман, А. Ю. Казак придерживаются разных точек зрения на формирование финансовой системы, ориентируясь в большей степени на государственную сферу финансовых отношений. В связи с тем, что в современных условиях формирование первичных финансовых ресурсов и процессов распределения и перераспределения вновь созданной стоимости происходит на уровне корпоративных финансов, то такой подход является

недостаточно актуальным. А если рассматривать распределение и перераспределение финансовых ресурсов как одну из главных функций любой финансовой системы, то этот процесс в рыночных условиях немыслим без учета первостепенной роли корпоративных финансов.

Обобщая концептуальные подходы отечественных экономистов к составу финансовой системы, следует отметить, что многие авторы едины в том, что в ее составе необходимо выделять:

1) государственные и муниципальные финансы;

2) финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Однако современные тенденции развития финансовых отношений неизбежно требуют необходимости расширения и уточнения составных частей финансовой системы, что обусловлено возникновением и развитием новых форм финансов (в первую очередь речь идет о спекулятивной форме финансовых отношений, порождающей фиктивные финансовые ресурсы). В связи с этим существующие подходы к составу сфер финансовой системы являются неполными и подлежат корректировке.

В новейших публикациях отечественными авторами предпринимаются попытки выйти за грани привычного понимания составных частей финансовой системы, учитывая современные тенденции развития финансовых отношений. В частности, В. К. Сенчагов в рамках финансовой системы выделяет следующие сферы:

— бюджетно-налоговую сферу или классические централизованные финансы;

— сферу корпоративных финансов (как часть децентрализованных финансов);

— кредитно-банковскую сферу;

— сферу фондовых рынков как часть централизованных финансов и форму существования спекулятивного капитала.

Как утверждает В. К. Сенчагов, опыт развития мировой экономики в последние годы свидетельствует о том, что посредством спекуляции из реального сектора «оттягиваются» денежные средства, преследуются цели максимизации личных доходов, что является крайне дестабилизирующим фактором развития экономики. Этот эффект возникает в связи с тем, что нет необходимости в течение длительного периода времени обращать спекулятивные капиталы в другие формы. Данным обстоятельством автор объясняет выделение в составе финансовой системы сферы фондового рынка.

В подтверждение высказываний В. К. Сенча-гова стоит заметить, что американский финансист и инвестор Дж. Сорос разделял экономику на «реальную» и «финансовую». Он утверждал, что экономическая активность наблюдается в реальной экономике, а выдача кредитов и выплат по ним происходит в финансовой. В частности, в своей работе «Кризис мирового капитализма» Дж. Сорос отмечает, что «неустойчивость финансовой системы может иметь катастрофические масштабы и требует регулирования, банки и организованные финансовые рынки усложняют ход событий, в которых действуют уже две группы участников. В этом случае проявляется рефлексивная взаимосвязь между регулирующими органами и экономикой, которую они регулируют» [9].

А. Н. Трошин с позиции теории в финансовой системе, аналогично В. К. Сенчагову, выделяет функциональные подсистемы, которые отличаются характерными особенностями финансовых отношений: бюджетную, налоговую, кредитную, платежную, валютную.

Различны современные подходы и к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционным является включение в их состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, внебюджетных фондов, государственного кредита, системы страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами.

Специфические звенья финансовой системы выделены Б. А. Райзбергом, Л. Ш. Лозовским, Е. Б. Стародубцевой [7]. В них входят органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность, что, по мнению авторов, также является неотъемлемой частью финансовой системы как на федеральном, так и на региональном уровне. Поскольку разработанные и действующие в субъекте законодательно-правовые нормы, функционирующие финансово-кредитные учреждения, органы управления финансами есть не что иное, как звенья в цепочке финансовых отношений.

Подводя итог изучения теоретических подходов к сущности, содержанию финансовой системы, авторы данной статьи придерживаются наиболее распространенного в теории финансов определения и присоединяются к экономистам, трактующим

финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, которые необходимо рассматривать, в том числе и обособленно на уровне отдельного региона.

Поскольку основной целью любой системы (в том числе и финансовой) с точки зрения безопасности является способность обеспечивать устойчивое функционирование и дальнейшее развитие территориального образования, концептуально формирование эффективной финансовой системы должно опираться, во-первых, на многомерное представление, а во-вторых, на создание комплексного мониторинга состояния сфер финансовой системы.

Таким образом, с нашей точки зрения, финансовую систему в разрезе многомерности целесообразно представить с позиции двух уровней:

1) как совокупность сфер финансовой системы (организационный уровень);

2) как совокупность институтов финансовой системы (институциональный уровень).

В качестве ключевых сфер финансовой системы необходимо выделить:

— бюджетно-налоговую сферу;

— кредитно-банковскую сферу;

— сферу корпоративных финансов;

— сферу фондовых рынков.

Бюджетно-налоговая составляющая (система

государственных финансов) и сфера корпоративных финансов (финансы предприятий, организаций) классически являются основополагающими в системе финансов и рассматриваются как наиболее важные сферы финансовой системы. Так, по мнению В. К. Сенчагова, стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы страны, региона — это прежде всего бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития территории [15].

Однако в глобальном понимании стирается четкая граница между «деньгами» и «финансами», в мировом масштабе финансовая система включает все сферы и звенья не только финансовых отношений, но и денежных. Такое обстоятельство подтверждается тем, что различные документы и нормативно-правовые акты в области финансов содержат информацию не только о бюджетной

сфере, хозяйствующих субъектах реального сектора экономики, но и кредитной системе, участниках финансовых рынков. Данный факт обусловливает необходимость выделения в составе финансовой системы кредитно-банковской сферы и сферы фондовых рынков, в том числе и на уровне регионов.

Выделенные сферы позволяют рассмотреть финансовую систему региона более детально, с учетом функциональных составляющих, поскольку каждая сфера выполняет определенные специфические функции в системе финансовых отношений. В целях обеспечения финансовой безопасности региона выделение ключевых сфер в финансовой системе позволит выработать перечень критериев (показателей-индикаторов), характеризующих уровень безопасности в каждой из представленных сфер, определить их пороговые значения, что впоследствии даст возможность разработать интегральный показатель уровня региональной финансовой безопасности и выявить наиболее проблемные сферы в регионе.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену присущи специфические формы, методы образования доходов и направления расходования средств.

Совокупность звеньев финансовой системы выделена в качестве второго уровня, поскольку любая сфера не функционирует обособленно, вне времени и пространства. Каждая сфера финансовой системы вбирает в себя определенную совокупность институтов, функционирующих в самой сфере.

Совокупность звеньев региональной финансовой системы имеет системный характер, то есть представляет собой совокупность институтов финансовой системы, объектов, субъектов управления финансовыми отношениями. В качестве институтов налогово-бюджетной сферы на региональном уровне следует выделить:

— министерства финансов субъектов РФ;

— департаменты финансов субъектов РФ;

— департаменты экономического развития субъектов РФ;

— территориальные управления Федерального казначейства;

— контрольно-счетные палаты субъектов РФ;

— территориальные управления налоговой службы;

— территориальные управления программ и бюджетной политики;

— территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и др. (рис. 1).

В функциональные обязанности данных институтов входят:

— разработка перспективной бюджетной политики;

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей регионального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению;

— анализ исполнения регионального бюджета и подготовка предложений, направленных на эффективное его использование, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— организация и осуществление контроля за эффективностью и целевым использованием предоставленных кредитов;

— контроль за своевременным поступлением в региональную бюджетную систему налогов, сборов и других обязательных платежей, что в совокупности охватывает различные стороны региональной финансовой системы.

Сфера корпоративных финансов подразделяется на звенья в зависимости от характерных черт субъекта хозяйствования, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. В этой связи можно выделить финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств (рис. 1). Функции звеньев корпоративных финансов связаны с обеспечением эффективного потребления финансовых ресурсов для стабильного функционирования финансовой системы.

Выделение звеньев кредитно-банковской сферы в составе региональной финансовой системы обусловлено ключевой ролью данной сферы как «эффективного проводника» финансовых ресурсов для целей экономики, посредством стимулирования организованных сбережений, предотвращения нелегального оттока средств с территории региона. К таким звеньям на региональном уровне следует отнести:

— региональные управления Центрального банка Российской Федерации;

— региональные кредитно-банковские организации;

— филиалы действующих кредитных организаций;

— небанковские организации; страховые компании.

Выделение звеньев в сфере фондовых рынков также обусловлено их особой ролью в экономике, что проявляется в следующем:

— в привлечении свободных средств в виде инвестиций для развития производства;

— в обеспечении перелива капитала из «затухающих» сфер деятельности в быстро развивающиеся;

— в привлечении средств для покрытия дефицита федерального и регионального бюджетов;

— в возможности оценить состояние экономики по индикаторам фондового рынка;

— во влиянии на изменение темпов роста инфляции.

Таким образом, в качестве звеньев сферы фондового рынка целесообразно выделить:

— негосударственные пенсионные фонды;

— инвестиционные фонды;

— региональные кредитно-банковские организации;

— небанковские организации; филиалы действующих кредитных организаций;

— фондовые биржи;

— брокерские, страховые компании.

Включение банковских, небанковских организаций и страховых компаний одновременно в состав двух сфер финансовой системы следует объяснить дуалистичностью функций таких институтов в экономике. Подобные институты носят фондовый характер, т. е. формируют фонды денежных средств в целях обеспечения перелива капиталов из сфер деятельности, где возникает избыток этих средств, в сферы, где существует острая потребность в них. Данный принцип отражает как функции кре-дитно-банковской сферы, так и сферы фондовых рынков.

Вместе с тем функционирование совокупности сфер осуществляется в соответствии с определенными подходами, правилами, нормами, что требует выделения в составе финансовой системы институционально-правовой среды, задающей тенденции и определяющей направления развития финансовых отношений. Институционально-правовая среда представляет собой совокупность законодательно-правовых инструментов, регулирующих функционирование финансовой системы регионов (рис. 1). Эта среда в составе финансовой системы представляет собой рычаг управления первым и вторым уровнями, поскольку посредством законотворчества органы государственной власти могут, как стимули-

ровать положительные тенденции, так и оказывать сдерживающее влияние на негативные проявления в финансовых отношениях региона.

Схематично система сфер и звеньев финансовых отношений на региональном уровне представлена на рис. 1.

Исходя исключительно из сущности и содержания финансовой системы, сложно представить ее функциональную составляющую и определить влияние на процесс обеспечения финансовой безопасности региона, поскольку через функции финансовой системы выражается природа данной категории. Функции финансовой системы раскрывают необходимость управления данной системой, поддержания ее стабильности, целостности, единства и обеспечения безопасности в каждой из выделенных сфер. Так, Л. Н. Павлова наделяет государственные финансы, а конкретнее — финансовую систему функциями планирования, организации, стимулирования и контроля [5]. В. К. Сенчагов и А. И. Архипова говорят о том, что для финансов характерны следующие функции: распределительная, стимулирующая и контрольная, ссылаясь на то, что под функциями понимается работа, выполняемая финансами [12].

В. К. Сенчагов утверждает, что финансовая система включает конкретные характеристики финансовых инструментов, отражающих в определенной мере характер отношений собственности, а совокупность отношений собственности и характеристик финансовых инструментов формирует и движение капиталов, и их распределение в рамках реализуемой денежной и кредитно-финансовой политики, что в целом отражает основную функцию данной категории [15].

М. В. Романовский, О. В. Врублевская, представители санкт-петербургской школы финансовой науки, считают, что функции финансовой системы отражают не работу как таковую, а общественное назначение, присущее данной категории. Ученые утверждают, что распределительной, стимулирующей функциями обладают не только финансы, но и практически все другие экономические категории — цена, заработная плата, прибыль и т. д. Общественное же назначение финансов, и в частности финансовой системы как экономической категории, выражается в трех функциях: формирование денежных фондов; использование денежных фондов; контроль.

По мнению авторов, помимо типичных функций формирования, распределения, перераспре-

деления и аккумуляции денежных ресурсов целесообразно выделить следующие специфические для современной экономики функции финансовой системы, которые особенно актуализируются на уровне регионов:

1) обеспечение финансовой устойчивости социально-экономической системы региона;

2) обеспечение целостности и единства социально-экономической системы региона;

3) первые две функции агрегируются и выражаются в такой функции финансовой системы, как обеспечение финансовой безопасности социально-экономической системы региона;

4) рациональное и эффективное распределение финансовых ресурсов в региональной социально-экономической системе;

5) регулирование региональных социально-экономических процессов.

Выделяя в качестве специфической функции финансовой системы поддержание устойчивости социально-экономической системы региона, следует отметить, что данная функция в полной мере отражена в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с которой устойчивость финансовой системы определяется «.уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности» [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. В. Романовский и О. В. Врублевская конечную цель управления финансами также видят в достижении финансовой устойчивости системы, которая обеспечивается путем достижения макроэкономической сбалансированности, профицитом бюджетного плана, повышением финансовой значимости в международном сообществе [11]. В. К. Сенчагов устойчивость финансовой системы трактует как способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций [15].

Выделение в качестве специфической функции финансовой системы обеспечения целостности и

Финансовая система региона

I

Первый уровень (организационный) - совокупность сфер финансовой системы

Налогово-бюджетная сфера

Кредитно-банковская сфера

Сфера корпоративных финансов

Сфера фондовых рынков

Второй уровень (институциональный) - совокупность звеньев финансовой системы

1. Министерства финан' сов субъектов РФ.

2. Департаменты финансов субъектов РФ.

3. Территориальные управления Федеральной службы финансово' бюджетного надзора.

4. Департаменты экономического развития.

5. Территориальные управления Федерального казначейства.

6. Контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

7. Территориальные управления налоговой службы.

8. Территориальные управления программ и бюджетной политики

Рис. 1. Совокупность сфер и звеньев финансовой системы региона

единства социально-экономической системы региона обязывает обратиться к самому толкованию целостности и единства финансовой системы. С точки зрения В. К. Сенчагова — это такое развитие финансовых сегментов экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, при котором финансовая система способна выполнять одну из главных своих функций — обеспечивать государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних задач [15]. Таким образом, понимание целостности и

единства финансовой системы сводится к полноте выполнения функций финансовой системы.

Вместе с тем финансовая система представляет собой систему интеграционного типа, характеризующуюся тесной связью входящих в нее элементов (сфер и звеньев) и тем, что ни одна из подсистем не может функционировать самостоятельно. Свойством такой системы является проявление синерге-тического эффекта — превышение совокупного системного эффекта над результатами независимого функционирования отдельных элементов. Данный

факт обусловливает понимание целостности и единства финансовой системы с точки зрения обеспечения финансовой безопасности, в связи с чем под целостностью и единством финансовой системы следует понимать эффективное взаимодействие всех выделенных сфер и звеньев, подчиненных одной общей цели.

Основываясь на том, что роль и значение финансовой системы в последние десятилетия существенно меняется, в условиях растущей глобализации и интеграции в мировое хозяйство финансы практически превращаются в самостоятельный сегмент экономики, не выполняя при этом основного назначения — обслуживание национальной экономики. Особенно важным становится выделение в качестве функции финансовой системы обеспечения финансовой безопасности в целях устойчивого развития социально-экономической системы региона, что подразумевает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны и образующих ее регионов.

Одним из основных факторов усиления роли финансов в стране в целом, и в отдельных ее регионах, по мнению В. К. Сенчагова«... стал активный рост товарно-денежных отношений, в которые были вовлечены до этого некоммерциализированные сферы человеческой деятельности (искусство, культура и др.)» [15].

Западные же экономисты-аналитики усиление роли финансов объясняют в основном значительными достижениями в технологии, информатике, системах коммуникаций. Технический прогресс вызвал небывалый спрос на финансовые ресурсы, следствием чего стало вовлечение в финансовую сферу новых дополнительных ресурсов.

Стоит заметить, что вовлечение этих ресурсов происходит крайне неравномерно, порождая периоды и области их нехватки, что в свою очередь обусловливает возникновение угроз, неравномерное развитие регионов и видов экономической деятельности. Сложившиеся на сегодняшний день диспропорции в концентрации финансовых ресурсов обостряют ситуацию в экономике, нарушая необходимый экономический рост, ставят под угрозу целостность и единство финансовой системы.

Обозначенные тенденции еще более углубляются на уровне регионов, поскольку они зачастую не в силах самостоятельно противостоять негатив-

ным тенденциям в сфере финансовых отношений. Такая закономерность складывается по нескольким объективным причинам.

Во-первых, наличие проблемы функционирования бюджетного федерализма, которая проявляется в том, что территориальные и местные органы власти, реализуя самостоятельность своих бюджетов, оперируют значительно меньшим набором налоговых инструментов по сравнению с федеральными органами, сосредоточивающими наиболее важные налоговые источники доходов, тем самым ослабляя доходную базу региональных бюджетов.

Во-вторых, сосредоточение основных капиталов в крупных финансовых центрах страны, что вызывает избыток финансовых ресурсов в одних местах и недостаток в других, порождая острую финансовую дифференциацию регионов, которая Государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации отнесена к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности государства. Обозначенная проблема усугубляется еще и за счет слаборазвитой региональной кре-дитно-банковской сферы, зачастую не способной обеспечить экономику регионов необходимыми финансовыми ресурсами.

В-третих, неразвитость в большинстве субъектов РФ сферы фондового рынка. Способность регионов мобилизовать и привлекать инвестиционные ресурсы для целей экономики, т. е. восполнять нехватку внутренних финансовых ресурсов, напрямую зависит от уровня развития в регионе сферы фондового рынка. Регионы с неразвитой или слаборазвитой сферой фондового рынка представляются не привлекательными для притока капиталов.

Выявленные причины ставят под угрозу безопасность региональной финансовой системы.

Наряду с обозначенными проблемами в условиях российской действительности, когда происходит углубление процесса отхода от эквивалентного обмена (т. е. уход в так называемое «виртуальное геофинансовое пространство») и наблюдается перелив и без того ограниченных финансовых ресурсов в спекулятивный капитал, обеспечение безопасности в финансовой сфере регионов носит первостепенный характер.

Кризисные события подвигли многих экономистов на активизацию исследований в области финансовой безопасности страны и регионов. Научные разработки последнего десятилетия внесли существенную определенность в общее понятие

«финансовая безопасность страны» (при наличии различных подходов), однако категория «финансовая безопасность региона» еще нуждается в более тщательной проработке и выработке корректных исходных категорий, понятий, создании соответствующих финансовых институтов.

Для детального понимания категории «финансовая безопасность региона» более подробно остановимся на трактовке понятия «финансовая безопасность страны». В новейших исследованиях проблем обеспечения финансовой безопасности на федеральном уровне распространена следующая трактовка данной категории — обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы. Данная трактовка понимания финансовой безопасности тесно взаимосвязана с определением В. К. Сенчагова, который финансовую безопасность рассматривает как фактор сохранения целостности и единства финансовой системы [15].

Отсутствие адекватных исследований региональной финансовой безопасности побудило современных экономистов попытаться внести ясность в понимание данной категории. В качестве иллюстрации приведем несколько современных мнений на предмет толкования финансовой безопасности региона.

Так, Г. А. Константинов видит финансовую безопасность региона как «систему отношений и процессов, создающих приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста народного благосостояния, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы для успешного противостояния внутренним и внешним факторам дестабилизации финансового положения...» [3]. Следует отметить, что термин «приемлемые» условия является достаточно дискуссионным ввиду того, что для различных типов регионов эта приемлемость может существенно варьироваться.

Г. В. Новиков финансовую безопасность региона трактует как «характеристику основных финансовых параметров развития экономики региона, при которых обеспечиваются выявление и предупреждение возникновения угроз развитию ключевых финансовых сфер экономики, определяющих ход воспроизводственного процесса в регионе и высо-

кую степень вероятности нарастания социальных конфликтов» [4]. Под ключевыми финансовыми сферами экономики автор понимает бюджетную сферу денежного обращения, платежно-расчетную сферу, сферу корпоративных финансов, сферу фондового рынка.

В. Ю. Паначев финансовую безопасность региона рассматривает как «способность финансовой системы восстановить свою целостность путем разрешения противоречий между движением финансовых ресурсов и производственным процессом в регионе» [6]. Под целостностью финансовой системы В. Ю. Паначев понимает «способность функционировать в соответствии с ее основными целями в постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях» [6].

Следует заметить, что большинство новейших исследователей продолжают теорию В. К. Сенчагова и рассматривают финансовую безопасность региона с точки зрения сохранения целостности и единства финансовой системы. Тогда как, по мнению автора, сохранение и поддержание целостности, единства социально-экономической системы представляется как важнейшая функция самой финансовой системы.

Ввиду того, что на сегодняшний день понимание финансовой безопасности региона является дискуссионным, каждое из выдвинутых определений имеет право на существование. По мнению авторов, современные определения региональной финансовой безопасности, во-первых, не учитывают многомерности данной категории, а, во-вторых, не указывают на конкретные параметрические значения наличия или отсутствия опасности в финансовой системе региона, а значит, такие рассуждения можно рассматривать как абстрактные.

В связи с этим мы придерживаемся следующей трактовки понятия «финансовая безопасность региона» — это многокритериальная характеристика состояния финансово-экономической системы региона, соответствующая разработанным параметрам.

В свою очередь, уровень финансовой безопасности — это параметрические значения критериев финансовой безопасности или интегральный критерий финансовой безопасности региона.

Обеспечение финансовой безопасности региона видится нам как способность финансовой системы обеспечить такой уровень безопасности, который соответствует установленным параметрическим значениям установленных критериев.

Под критериями финансовой безопасности, в общем смысле, следует понимать совокупность признаков, характеризующих качественную и количественную оценку степени и уровня финансовой безопасности.

Таким образом, авторский подход к оценке региональной финансовой безопасности заключается в выработке системы критериальных показателей по ключевым сферам финансовой системы региона (бюджетно-налоговая сфера, кредитно-банковская сфера, сфера корпоративных финансов, сфера фондовых рынков).

Указанные сферы региональной финансовой системы видятся как наиболее значимые, особенно для территориальных образований промышленно-сырьевой направленности, крайне инерционных в части структурных преобразований в экономике и решении задач финансовой безопасности.

Оценку финансовой безопасности региона предлагается осуществлять в несколько этапов:

1) определение и обоснование показателей-индикаторов, свидетельствующих об изменении уровня безопасности в каждой из выделенных сфер в финансовой системе региона;

2) выработка критических (пороговых) значений показателей-индикаторов в каждой из выделенных сфер финансовой системы;

3) определение частного совокупного показателя безопасности в каждой из выделенных сфер;

4) определение весового значения каждого частного совокупного показателя;

5) определение интегрального показателя региональной финансовой безопасности.

Интегральная оценка региональной финансовой безопасности представлена на рис. 2.

Современные исследования, посвященные разработке методик оценки финансовой безопасности региона, основываются на определении по-

Рис. 2. Многокритериальная оценка региональной финансовой безопасности

казателей-индикаторов и выведении интегрального показателя. Однако российская действительность определила новые условия и роль финансовой системы в экономике регионов. В связи с этим назрела необходимость разработки новых методологических подходов к оценке совокупной региональной финансовой безопасности.

Список литературы

1. Болдырева Л. В. Модернизация региональной финансовой системы в посткризисной экономике: монография. Ростов-на-Дону. 2011.

2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации: одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608.

3. Константинов Г. А. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации: монография. М. 2005.

4. Новиков Г. В. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны: монография. М. 2001.

5. Павлова Л. Н. Финансы предприятий. М.: ЮНИТИ, 1998.

6. Паначев В. Ю. Противоречия как источник угроз финансовой безопасности региона: формы проявления, методы преодоления: монография. Красноярск. 2009.

7. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Старо-дубцевой. М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под ред. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИ-ТИ, 2002.

11. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М. В. Романовского и О. В. Вруб-левской. М.: Юрайт-Издат, 2004.

12. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М. : Проспект, 2000.

13. Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалева. М. : ТК Велби, 2003.

14. Финансы: учеб. пособие / под ред. А. М. Ковалевой. М. : Финансы и статистика, 2001.

15. Экономическая безопасность России (общий курс) : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.