Научная статья на тему 'Взаимосвязь искусства и религии у народов Северного Кавказа'

Взаимосвязь искусства и религии у народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1330
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ИСЛАМ / ISLAM / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / INTERACTION OF CULTURES / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / HISTORY OF CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванов Вадим Викторович

В статье рассматривается взаимосвязь народного искусства на Северном Кавказе с исламом, его влияние на традиции и культуру региона в исторической ретроспективе. Обосновывается вывод о том, что развитие эстетической культуры любого народа это объективный процесс, разворачивающийся под влиянием исторических, политических и религиозных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF ART AND RELIGION AMONG THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS

The problem of relationship between religion and culture is discussed in the paper. The author reveals the significant role of Islam in the development of spiritual culture of mankind in general, and in the ethnic culture history of peoples of the North Caucasus in particular. The specific forms of art which are culture inherent in the Muslim countries of the East spread along with the process of Islamization in the North Caucasus. Despite the religious ban in the past, folk music, folklore, architecture, and various kinds of decorative art, which reflected the best aspirations of the people, its national character, high artistic talent, have developed significantly in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь искусства и религии у народов Северного Кавказа»

УДК 94(32):008

В. В. Иванов

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье рассматривается взаимосвязь объективный процесс, разворачивающийся народного искусства на Северном Кавказе с под влиянием исторических, политических и

исламом, его влияние на традиции и культуру региона в исторической ретроспективе. Обосновывается вывод о том, что развитие эстетической культуры любого народа - это

религиозных факторов.

Ключевые слова: искусство, религия, ислам, Северный Кавказ, взаимодействие культур, история культуры.

V. V. Ivanov

THE RELATIONSHIP BETWEEN ART AND RELIGION AMONG THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS

The article deals with the problem of relationship between folk culture and Islam in the North Caucasus as well as the impact of Islam on the traditions and culture of the region in historic retrospect. The author corroborates a thesis that development of esthetic culture of a people is an

Вопрос о взаимосвязи религии и культуры является весьма сложным и крайне слабо освещенным. Мировая наука рассматривает его апологически, признавая за религией значительную роль в развитии духовной культуры человечества в целом и в истории этнической культуры в частности. В научной литературе распространены термины «культура христианских стран», «мусульманская культура» и другие, являющиеся отражением указанной выше точки зрения.

Исламская религия содержит в себе почитание и уважение красоты. Но в этом религиозном учении принципы нравственности важнее эстетических принципов, хотя связь между ними признается. Приоритет нравственного над эстетическим распространяется на все формы искусства и творчества. К любому виду творчества применимо следующее положение ислама: «Прекрасное в нем - доброе, неприличное в нем - дурное». В ряде строк Корана содержатся утверждения о совершенстве и гармоничности мироздания. Не верны утверждения, что ислам отвергает искусство, в нем отвергается только дурное и аморальное, а прекрасное признается и принимается. Искусство и творчество должны

objective process under the influence of historic, political and religious factors.

Key words: art, religion, Islam, North Caucasus, interaction of cultures, the history of culture.

вызывать в людях возвышенные чувства, совершенствовать человеческую природу. Произведения искусства, пробуждающие в человеке «темные стороны», ислам не принимает.

Показательно взаимоотношение ислама и искусства северокавказских народов. История искусства, как и в целом культуры, народов Северного Кавказа уходит своими корнями в глубокую древность. Для примера возьмем развитие искусства многонационального Дагестана [2, с. 57-65]. Эта стратегическая зона была ареной многочисленных кровопролитных сражений, ею стремились овладеть северные и южные соседи Дагестана. Но это не означало, что в Дагестане смешалось все и вся. Естественно, все эти походы, нашествия и связи повлияли на развитие культуры дагестанских народов, но удивляет то, что, несмотря на все это, малочисленные народы этой горной страны развивались, сохранив свой неповторимый облик, язык и самобытную культуру. Но эти народы развивались не только на своей этнокультурной основе. Контакты с другими народами, взаимовлияние культур, творческое восприятие опыта других народов обогащают внутреннее развитие каждого из этих народов [6]. Из-

древле в Дагестане известны такие сложные приемы обработки металла, как фигурная ковка, волочение, лужение, чеканка, инкрустация, художественное литье. Еще древнее гончарное производство. Здесь наблюдается относительное постоянство художественно-эстетических представлений народа. В основе развития дагестанского искусства с древних времен наблюдаются устойчивые национально-специфические компоненты, которые порождены общностью хозяйственно-бытового уклада и эстетическими потребностями того или иного народа. Искусство, будучи формой общественного сознания, выступает как часть практической деятельности, вызванная к жизни специфически человеческими потребностями - эстетическими. Отсюда, возникновение и развитие искусства - это объективный процесс в жизни любого народа, в том числе и народов Северного Кавказа, независимо от каких бы ни было религиозных верований. Но вопрос в том, каково влияние религии на развитие искусства, каково взаимоотношение искусства и религии в процессе исторического развития?

Процесс взаимодействия искусства и религии сложный и длительный. Он берет свое начало с древнейших времен и приобретает наиболее систематизированную форму на уровне взаимодействия искусства и мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Отношение этих религий к искусству, использование его в своих интересах несколько различно. Одна из мировых религий, ислам, как монотеистическая религия возникла в процессе объединения разрозненных мелких племен в большие племенные союзы. А это требовало создания единобожной религии. Процесс становления монотеизма в Аравии шел в борьбе с политеизмом, т. е. необходимо было преодолеть идолопоклонство (каждое племя имело своего идола), избежать его. Это требовало определенных запретов. В исламе, прежде всего, был выдвинут запрет изображать живые существа (человека, животных, птиц, насекомых и т. д.) во избежание идолопоклонства и из опасения отрицания единого бога. И еще, не менее важная причина запрета изображений живых существ мусульманской религией - не допускать человека своим творчеством конкурировать с богом, ибо ислам, как и другие религии, считает, что создание живого существа - дело Аллаха. Человек,

если и изображает живое существо, никогда не может одушевить его и привести в движение. Бог - вот «кто придает вам форму в утробах, как пожелает». Изображать же растения, вещи и геометрические фигуры ислам разрешает. Запрещение ислама изображать живые существа не означало отказ ислама вообще от искусства. В странах распространения ислама гражданские сооружения и культовые здания были украшены богатейшей резьбой, геометрическими и растительными орнаментами. Даже само «священное» писание и богословские книги имеют богатое орнаментальное оформление переплета и многочисленную орнаментовку в тексте, в выполнении которой восточные мастера достигли высокого мастерства. Запрещение ислама изображать живые существа в определенной мере пагубно сказалось на развитии изобразительного искусства в странах мусульманского Востока. Именно следствием этого запрета является то, что мы не имеем представления о том, как выглядели известные поэты, средневековые философы, правители, полководцы. В настоящее время запрета на изображение живых существ практически не существует. Как же относились к этому запрету народы, среди которых насаждался ислам, в частности народы Северного Кавказа?

Как уже выше было отмечено, ислами-зация Северного Кавказа, начавшись со второй половины VII века, заканчивается в XVIII веке. Она оказывает свое влияние на все историко-культурное развитие северокавказских народов, особенно народов Дагестана. Дагестан включается в орбиту преимущественного влияния мусульманской культуры Востока. Известно, что арабская культура, которая наряду с византийской сыграла значительную роль не только в сохранении античных традиций, но также внесла заметный вклад в общемировую цивилизацию, способствовала формированию своеобразной дагестанской средневековой культуры. Арабская культура - это не только культура арабских народов. Она вобрала в себя достижения цивилизаций Средней Азии, Кавказа, Ирана, Турции и многих других стран. Мусульманская религия способствовала распространению арабской письменности среди этих народов, у которых не было своей письменности. Это в свою очередь давало толчок развитию и распространению научных знаний, знакомству с культурой арабского Востока.

На Северном Кавказе одновременно с процессом исламизации распространяются и специфические формы искусства, присущие культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа, жесткие рамки религиозных канонов и правил в определенной степени дали толчок развитию народного декоративно-прикладного искусства, поиска народными умельцами разработки самых разнообразных орнаментальных мотивов. Вместе с тем, отступления от норм религиозных канонов и правил в искусстве, особенно в сфере народного декоративно-прикладного искусства, не были исключением, а изобразительные сюжеты и мотивы, в какую бы сложную орнаментальную связь не были облачены и опутаны, явственно проступали и в архитектурном декоре, и в художественном убранстве самых различных произведений народного искусства.

Если христианская религия и буддизм широко использовали изобразительное искусство для пропаганды и утверждения в народе своих идей и учений, то мусульманская религия отказалась от этого. Бог в исламе рассматривается как некая духовная сущность, лишенная реальных, земных качеств, не имеющая человеческих черт, единого, всемогущего, вездесущего, всезнающего, милосердного и т. д. (всего 99 атрибутов) [3, с. 5-6].

Как под влиянием различных орнаментальных композиций развивалось изобразительное творчество, наглядно показывают произведения искусства Северного Кавказа - каменные рельефы, резьба по дереву и разнообразные металлические украшения, относящиеся как к средневековью, так и более позднего периода. Ислам так и не смог осуществить на Северном Кавказе абсолютный запрет на изображение живых существ.

Для выяснения вопроса об отношении ислама к изобразительному искусству ценным и важным источником служат каменные рельефы, украшающие культовые и светские постройки аулов Северного Кавказа, особенно южных районов. Средневековые каменные рельефы с изображениями людей, различных животных, птиц, сцен охоты, состязаний, единоборства, орнаментальных и графических мотивов и т. д., хранятся в крупнейших музеях страны (Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и др.).

Многочисленные памятники камнерезного искусства и художественного брон-

зового литья с изобразительной тематикой, относящиеся к \IV-XV вв., созданы в мусульманской среде. Поэтому можно полагать, что до XV в. ислам не оказал сколько-нибудь заметного воздействия на развитие изобразительного искусства народов этого региона. Даже на каменном тимпане 1404 г., находящемся когда-то над входом в здание мусульманского учебного заведения - медресе в с. Кубачи Дагестана, имеется профильное, рельефное изображение двух львов (головы их отбиты позднее) наряду с арабской надписью.

Рельефные изображения животных и птиц имеются и на резных деревянных дверях, хранящихся ныне в Дагестанском объединенном историко-архитектурном музее. На восточных двухстворчатых дверях, на их левой створке показаны размещенные крест-накрест, обращенные головами в противоположные стороны, обобщенно трактованные львы с элементами растительного орнамента. На правой створке имеется масштабно более крупное изображение двух орнаментально трактованных львов в геральдической композиции с обращенными к зрителю головами.

Резные деревянные двери калакорей-шской мечети, наряду с каменным саркофагом с изображениями животных, птиц и орнаментов, воочию показывают, что ислам не прибегал к изобразительному искусству как средству пропаганды, привития и утверждения в массах своего вероучения и догматических предписаний. Более того, он негативно относился к нему, а то и прямо отвергал его. Тем не менее, на многих произведениях искусства народов Северного Кавказа, как и на произведениях искусства мусульманских стран Востока, на различных памятниках художественной резьбы по камню и дереву, даже на тех, которые непосредственно связаны с культовыми зданиями (мечети, медресе, мавзолеи), на памятниках, связанных с культовыми поклонениями (надмогильные памятники типа описанного выше каменного саркофага из Калакорейша), довольно часто воспроизводили изображения живых существ.

Таким образом, запрещение изображать живые существа, несомненно, связано со становлением ислама как монотеистической религией. Единобожие развивалось в жесточайшей борьбе с идолопоклонством и язычеством. Этот процесс принес огромный вред развитию изобразительного искусства и

эстетическому воспитанию народов, принявших ислам. Мусульманская религия нанесла определенный ущерб национальной культуре народов Северного Кавказа, сдерживая и унифицируя согласно канонам ее самобытные сюжеты.

Нельзя согласиться с утверждениями, которые в категорической форме отмечают, что ислам отрицательно относился вообще к искусству. Несомненно, мусульманская религия тормозила развитие самобытной культуры народов Северного Кавказа, а с другой стороны - она способствовала распространению арабской письменности среди этих народов, у которых не было своей письменности. Это в свою очередь давало толчок развитию и распространению научных знаний, знакомству с культурой арабского Востока.

Вопреки запретам ислама искусство народов Северного Кавказа развивалось. Это объективный процесс в истории любого народа. Мусульманская религия не смогла до конца внедрить эти запреты среди горских народов. Даже на мусульманских культовых зданиях и на памятниках культового искусства, как выше отмечено, встречаются разного рода изображения живых существ. Их исполняли на самых различных изделиях декоративно-прикладного искусства: на металлических изделиях, на керамической посуде, на резном дереве и т. д.

В настоящее время служителями культа делаются усиленные попытки доказать, что изображение живого существа никогда не было полностью запрещено шариатом. Более того, в современных условиях для верующих мусульман настолько обычными стали рисунки живых существ, портреты и т. д., что мусульманские проповедники всячески оправдывают, освящают естественное стремление человека наслаждаться искусством [1, с. 119-121].

Вопреки религиозному запрету в прошлом, значительное развитие получили на Северном Кавказе народная музыка, фольклор, архитектура, а также различные виды декоративно-прикладного искусства, в которых отразились лучшие устремления народа, его светлые думы и чаяния, высокий талант и художественное дарование.

Во второй половине XIX века на Северном Кавказе наметились известные прогрессивные интенсивные перемены в развитии народной архитектуры, зодчества,

формируются крупные очаги строительства и архитектурной резьбы. Хотя многонацио-нальность, особенности образа жизни разных народов и многие другие факторы влияли на общий культурно-исторический процесс, которым и определяется многообразие культуры и исключительное богатство локальных отличий мотивов и форм в искусстве, но в своей основе культура северокавказских народов, особенно дагестанских, в наиболее существенных и определяющих признаках составляет единую художественную систему, культурные особенности отдельных районов не всегда обусловлены этническими различиями. В народной архитектуре, зодчестве эти особенности являются следствием специфики природно-географических зон расселения. Зачастую они обусловлены изначальными художественными традициями, наличием сырья, материалов, способом ведения хозяйства и занятости населения.

Как выше было отмечено, мусульманская религия не оказала какого-либо существенного влияния на развитие народной архитектуры. Но она широко использовала эстетические средства в религиозном культе. В целях эмоционального воздействия на верующего и утверждения своих принципов ислам не отказался от использования эстетических способов и средств пропаганды.

Таким образом, эстетическое отражение действительности у народов Северного Кавказа, как у любого народа, возникает на ранних ступенях их развития. Оно складывалось и развивалось, как и мировоззрение в целом, на основе и в зависимости от уровня материального производства, социально-политических отношений и от географических условий на базе древнего синкретического мышления, мифологического сознания. И структура его соответственно выражалась в конкретных исторических формах. Эстетические представления северокавказских народов в древности не были зафиксированы в памятниках духовной культуры ввиду отсутствия собственной письменности.

Развитие эстетической культуры любого народа - это объективный процесс. Оно развивалась и в период проникновения и укрепления исламской религии на Северном Кавказе. Ислам проникает во все сферы жизни северокавказских народов, вносит свои коррективы в их жизнедеятельность, особенно в

семейно-бытовые отношения, и выполняет в первую очередь свою регулятивную функцию. Эта религия оказывает сильное эмоциональное воздействие на верующих, постепенно формирует у них свой эстетический идеал -веру во всемогущего и всесильного Аллаха, стремление к нему и почитание священной книги мусульман Корана. Под влиянием ислама у северокавказских народов постепенно

действительности, особое мусульманское мировосприятие. Источником красоты и добра в сознании у них выступает Аллах. При этом в сознании мусульманских народов переплетались нравственные и эстетические категории. Правда, нравственные и эстетические категории проявлялись в сознании северокавказских народов в единстве и до принятия ими исламской религии. Но ислам еще больше укрепил это единство.

формируются представления об окружающей

Литература

1. Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь: Кн. изд., 1973.

2. Айдемиров Н. Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа. - Ставрополь: ГП «Ставропольская краевая типография», 1999.

3. Ислам. Краткий справочник. - М.: Наука, 1983.

4. Искусство Дагестана (исторический очерк). - М., 1984.

5. Климович Л. Ислам в царской России. - М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1936.

6. Колосовская Т. А. Идеи и проекты военной администрации в контексте интеграции Северного Кавказа в состав Российского государства (конец XVIII - начало XIX вв.) // Гуманитарные и юридические исследования. - 2014. - №1.

УДК 908

Д. В. Пикалов

ЗОРОАСТРИЗМ И ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СКИФОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Уникальный храмовый комплекс скифского времени у хутора Красное Знамя Ставропольского края, построенный по канонам зороастрийской храмовой архитектуры, до сих пор является объектом острой научной дискуссии. С одной стороны, влияние зороастризма на само появление храмового ком-

плекса не вызывает сомнений, с другой - само расположение храма близ места погребения, факт возведения его скифами-кочевниками противоречит зороастрийским канонам.

Ключевые слова: скифы, храмовая архитектура, зороастризм.

D. V. Picalov

ZOROASTRIANISM AND TEMPLE ARCHITECTURE OF SCYTHIANS OF THE NORTH CAUCASUS

The unique temple complex of the Scythian period by the farm of Krasnoe Znamya in Stavropol Krai, which was built in accordance with the canons of Zoroastrian temple architecture, has been an object of heated scientific debate. On the one hand, the influence of Zoroastrianism on the origin of the temple На сегодняшний день науке практически неизвестны храмовые комплексы скифов,

complex seems undoubted. On the other hand, the location of the temple near a burial place, as well as the fact that it was constructed by Scythian nomads contradicts Zoroastrian canons.

Key words: Scythians, temple architecture, Zoroastrianism.

за исключением культового сооружения у хутора Красное Знамя (Александровский район

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.