Научная статья на тему 'Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента'

Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1209
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ОРНАМЕНТА / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / ПЛЕТЕНКА / ЭПИГРАФИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / КУБАЧИНСКИЙ ДЕКОР / КАРТИНА МИРА / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ДЕФИЛЕ РЕЛИГИЙ / ORNAMENT / GEOMETRICAL ORNAMENT / POINT OF VIEW / MENTALITY / RELIGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Магамедова Аминад Ахмеднуриевна

Орнамент изначально использовался в различных видах декоративно-прикладного искусства Дагестана. Под влиянием зороастризма были популярны языческие символы различного рода солярные знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. С принятием ислама, начиная с XVI века в искусстве Кубачи и Дагестана, в целом, наблюдается вытеснение изобразительных сюжетов и усиление орнаментализма. Значительную роль в формировании дагестанского орнамента сыграло освоение классической арабо-мусульманской культуры, своеобразный «ренессанс средневековой арабской культуры». Дагестанский орнамент представляет собой стилизованный растительный, с множеством листьев, бутонов и цветочных головок. Выделяются три его этнотерриториальные разновидности: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Основные орнаментальные композиции кубачинского декора: «тутта», «мархарай»; «тамга». Средневековое наследие Дагестана представлено архитектурными сооружениями, мемориальными памятниками и изделиями прикладного искусства, декорированные эпиграфическим орнаментом. Большинство надписей сделано в стиле поздний куфи, встречаются надписи, выполненные почерком сульс. С конца XV века широко используется почерк насх в сочетании с растительным орнаментом. Орнамент отражает происходящие в социуме изменения и декларирует в стилизованной форме легитимизированную картину мира. Вытеснение адаптационно-деятельностых моделей сопровождается графическим подкреплением новой картины мира и декларированием новых черт ментальности. Наслоение мотивов затрудняет проследить последовательность развития символа и пути его распространения. С другой стороны, смена стилей позволяет судить о развитии сознания, о восхождении от мифологического уровня сознания до абстрактного уровня. Осуществляется пластическое воплощение слова и придание ему пространственного объема. Орнамент в виде графем того или иного рода отражали и отражают религиозные верования и собственно картину мира этноса. Моделируя мир в символических формах, этнос разрабатывает деятельностные модели по его освоению и присвоению, фиксирует и передает в графемах обобщенный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural History of Symbolic Forms: The Genesis of Daghestan Ornament

This article deals with the historical circumstances of the cultural genesis of Daghestan ornament. The text shows the transformation of meanings and symbols of the visual world, depending on the dominant point of view of the local ethnoses.

Текст научной работы на тему «Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента»

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна / Aminad MAGAMEDOVA

Россия, Санкт-Петербург. Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии.

Руководитель сектора, кандидат философских наук

Russia, St. Petersburg.

St. Petersburg Branch of the Russian Institute for Cultural Research.

Head of Department. PhD in philosophy.

aminadm&mail.ru

КУЛЬТОРОГЕНЕЗ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ: ФОРМИРОВАНИЕ ДАГЕСТАНСКОГО ОРНАМЕНТА

Орнамент изначально использовался в различных видах декоративно-прикладного искусства Дагестана. Под влиянием зороастризма были популярны языческие символы — различного рода солярные знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. С принятием ислама, начиная с XVI века в искусстве Кубачи и Дагестана, в целом, наблюдается вытеснение изобразительных сюжетов и усиление орнаментализма. Значительную роль в формировании дагестанского орнамента сыграло освоение классической арабо-мусуль-манской культуры, своеобразный «ренессанс средневековой арабской культуры».

Дагестанский орнамент представляет собой стилизованный растительный, с множеством листьев, бутонов и цветочных головок. Выделяются три его этнотерриториальные разновидности: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Основные орнаментальные композиции кубачинского декора: «тутта», «мархарай»; «тамга».

Средневековое наследие Дагестана представлено архитектурными сооружениями, мемориальными памятниками и изделиями прикладного искусства, декорированные эпиграфическим орнаментом. Большинство надписей сделано в стиле поздний куфи, встречаются надписи, выполненные почерком сульс. С конца XV века широко используется почерк насх в сочетании с растительным орнаментом. Орнамент отражает происходящие в социуме изменения и декларирует в стилизованной форме легитимизированную картину мира. Вытеснение адаптационно-деятельностых моделей сопровождается графическим подкреплением новой картины мира и декларированием новых

черт ментальности. Наслоение мотивов затрудняет проследить последовательность развития символа и пути его распространения. С другой стороны, смена стилей позволяет судить о развитии сознания, о восхождении от мифологического уровня сознания до абстрактного уровня. Осуществляется пластическое воплощение слова и придание ему пространственного объема. Орнамент в виде графем того или иного рода отражали и отражают религиозные верования и собственно картину мира этноса. Моделируя мир в символических формах, этнос разрабатывает деятельностные модели по его освоению и присвоению, фиксирует и передает в графемах обобщенный опыт.

Ключевые слова: орнамент, этнотерриториальные разновидности орнамента, геометрический орнамент, плетенка, эпиграфический орнамент, кубачинский декор, картина мира, ментальность, дефиле религий

Cultural History of Symbolic Forms: The Genesis of Daghestan Ornament

This article deals with the historical circumstances of the cultural genesis of Daghestan ornament. The text shows the transformation of meanings and symbols of the visual world, depending on the dominant point of view of the local ethnoses.

Key words: ornament, geometrical ornament, point of view, mentality, religion

Дагестан веками подвергался политическим, идеологическим и религиозным воздействиям: нашествие Тамерлана, расцвет Хазарского каганата, арабская экспансия, правление персидского царя Хосрова I и активная экспансия миссионеров различных конфессий. Повышенный интерес к этому региону объясняется его геополитической привлекательностью. Через территорию Северного Кавказа проходили магистрали

Великого Шелкового пути, одна из магистралей которого брала свое начало в древнем Самарканде: Кавказский шелковый путь через Хорезм, огибая Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа и направлялся в Цхум. Из этого города торговые караваны отправлялись к столице Византийской империи — Константинополю. Другая магистраль шла из Нижнего Поволжья вдоль западного берега Каспийского моря через Ка-

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

Рис. 1. Треугольно-выемчатая резьба XVI-XVIII века: 1 — Дагестан; 2 — Грузия.

спийские Железные ворота — Дербент, на юг в древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового Пути. Еще один маршрут соединял Византию и Южный Казахстан через Дербент и Прикаспийские степи1. Так, под влиянием разнонаправленных политических и экономических сил, складывалась картина мира народов, населявших Дагестан.

На формирование этнической картины мира горцев повлияли, помимо прочего, религиозные верования. На территории Дагестана в I веке н. э. проповедовали христианские миссионеры. Существенное влияние на автохтонное население оказывали представители католичества, православия, монофизитства и христианских ересей. Христианские миссионеры свободно проповедовали на этой территории вплоть до XV века, и число адептов христианской религии было достаточно велико2. Средневековые источники содержат сведения о последователях зороастризма и описывают традиции и обычаи последователей маздеизма на территории Зирехгерана и Дербента3. Иудаизм был привнесен на территорию Дагестана сосланными иудеями Рима и Персии4. Арабы, сельджуки и монголы приняли активное участие в освоении северного Кавказа. В течение 15 веков осуществлялась исламизация Дагестана5, но в то же время сохранились островки христианской, иудейской веры, а также вкрапления языческих верований.

Культура горцев представляла собой «плавильный тигль», в котором автохтонная культура обогащалась привнесенными идеями и формами. В моменты исторического «вызова», гро-

1 См. Радкевич В. А. Великий шелковый путь. — М, 1990; Петров А. М. Великий шелковый путь. — М, 1995; Ахмедшин Н. Х. Тайны шелкового пути. — М., 2002.

2 Ханбабаев К. М. Христинство в Дагестане в IV — XVIII вв.// http:// www.ippk.rsu.ru/csrip/elibrary/elibrary/uro/v20/a20_21.htm

3 Маммаев М. М. Зороастризм в средневековом Дагестане// http:// dhis.dgu.ru/relig11.htm

4 Курбанов Г. Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане// http://www.gorskie.ru/istoria/ist_aspekt.htm

5 Шихсаидов А. Р. Распространение ислама в Дагестане// http://

kalmykia.kavkaz-uzel.ru/articles/50067

зящего распадом этнической культуры и гибелью этноса, его выживаемость обеспечивалась гибкостью сознания горцев и способностью к переструктурированию картины мира, к умению формировать новые адаптационно-ценностные модели освоения реальности. Официальные письменные источники отражали значимые события: военные походы, сражения, миссионерскую деятельность. Процессы, которые непосредственно касались повседневной жизни, напротив, не находили своего отражения. Трансформацию и значимые для повседневного опыта процессы мы можем проследить, в частности, по художественной деятельности человека. Для Дагестана одним из наиболее значимых художественных феноменов является орнамент.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, значимый элемент символического пространства культуры. Предположительно, орнамент возник около Х^Х тыс.лет до н. э. и представлял собой сочетание геометрических форм в различных комбинациях, дополняемое зигзагами, штрихами, полосками. Через графему человек впервые выразил свое восприятие окружающего мира, моделируя его в символических формах, осваивая и присваивая его6. Орнамент демонстрировал спонтанное отношение человека к бытию и одновременно содержательность форм сознания. Графемы на протяжении тысячелетий проявляли завидную устойчивость начертания. Ариэль Голан считает, что орнамент выступает в качестве дописьменного способа фиксации понятий и представлений, что он формирует символическое пространство культуры7.

«В символе всегда есть что-то архаическое. Каждая культура нуждается в пласте текстов, выполняющих функцию архаики. Сгущение символов здесь обычно особенно заметно. Такое восприятие символов не случайно: стержневая группа их, действительно, имеет глубоко архаическую природу и восходит к дописьменной эпохе, когда определенные (и как правило, эле-

6 См. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. — Ереван, 1980. С. 143.

7 Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. С. 7.

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

ментарные в начертательном отношении) знаки представляли собой свернутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранившихся в устной памяти коллектива»8.

Графемы не были однородны по своей природе. Среди них различали те, которые указывали на право собственности, и те, которые выполняли магическую функцию оберега. Графемы, призванные оказывать определенное воздействие на окружающий мир, со временем превратились в орнамент. Самый древний пласт автохтонной культуры региона представлен геометрическим орнаментом, который имел широкое распространение в горах Большого Кавказа.

Данный вид орнамента встречается на изделиях из керамики, резных деревянных изделиях, в архитектуре. Со II тыс. до н. э. до начала XX века геометрический орнамент господствовал в труднодоступных горных районах, так называемом Внутреннем Дагестане. Этот вид орнамента располагали на фасадах и архитектурных деталях жилого этажа дома для того, чтобы защитить обитателей этого дома. «Часть сюжетов, украшений и элементов орнамента явно магического заклина-тельного характера выполняла в свое время роль заговоров на благоденствие или оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости рождалось чувство красивого»9.

Ощущение защищенности формировала эстетическую радость приятия, которую в последствии, вероятно, вытеснило осознание сакрального и приобщения к миру горнему. Геометрический орнамент по сей день беспокоит заключенной в себе значимой для этноса символикой, поэтому и в наши дни используется для украшения фасадов домов и керамических изделий.

«Образцы искони местного, самобытного стиля архитектурного орнамента Дагестана настолько характерны, что сразу распознаются среди других примеров. Его отличительные черты: нерегулярность общей композиции; геометричность рисунка; крупные, четкие элементы, фигурирующие каждый раздельно, не будучи связанным, сплетенным с другими; глубокая, сочная резьба на плоскости. Одна из характерных черт этой орнаментации — отсутствие раппорта, т. е. ритмического расположения одинаковых элементов. В горнодагестанском орнаменте изображение состоит из фигур, композиционно самостоятельных не только по своему рисунку, но и по положению. Композиции составлены из разных мотивов, причем расположенных свободно отношению друг к другу. Орнамент состоит из набора простых фигур: розеток, квадратов, треугольников, крестов, зигзагов, спиралей и т. п.»10.

Для жителя труднодоступного горного района симметрия выглядела нарочитой и не отражала его мировоззренческих установок. В картине мира горца доминировали естественность и эмоциональность. Особенности архаического орнамента сохранились на стенах мечети с. Цнал, постройки в с. Кваланда и т. д. Востребованность геометрического орнамента именно во Внутреннем Дагестане объясняется, во-первых, тем,

что селения Внутреннего Дагестана не подвергались такому мощному влиянию культуры Передней Азии, как приморские районы; во-вторых, тем, что основными потребителями были автохтонные народы; в-третьих, тем, что из-за относительной географической изолированности, орнамент продолжал восприниматься как инструмент воздействия, как магическое орудие. Геометрический орнамент в демонстративной асимметрии и свободе расположения элементов созвучен неолитической культуре Европы и Передней Азии и собственно ареал геометрического орнамента совпадает с ареалом комплекса древней культовой символики.

8 Лотман Ю. М. Символ в системе культуры// Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту, 1987. С. 11.

9 Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура// История культуры Древней Руси. Т. 2. М.-Л., 1951. С. 399.

10 Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. С. 240.

Рис. 2. Резной камень в кладке стены. С. Мачада, Дагестан.

«... в стиле архитектурного орнамента Дагестана проявляются два разных истока: техника его выполнения относится к художественным традициям древних индоевропейцев, тогда как в принципах композиции продолжается почти повсеместно угасшая линия, восходящая к эстетике иного культурного пласта, к духовному миру земледельцев эпохи неолита. Декоративное искусство Дагестана композиционно действительно представляет собой последний феномен эстетики неолита. Наиболее яркие примеры этой эстетики, искусство культуры Триполье-Кукутень и искусство Древнего Крита»11.

К архаическому орнаменту относится и плетенка. Плетенка в виде плоской двухплановой резьбы чаще всего использовалась для декора архитектурных деталей. Рисунок образуется за счет переплетения лент, расположенных в форме кругов, квадратов, ромбов, зигзагов, полос. Резьбой типа «плетенка» покрывали фасадные плоскости окон и дверей, опорные столбы с трапециевидной капителью, намогильные стелы. Так же как и геометрический орнамент, «плетенка» играет роль «оберега» и, может быть, демонстративно явлен или укрыт от посторонних глаз. Локализация плетенки охватывает Табасаран, Агул, южную часть Кайтага, Гидатль. Определить время появления этого вида орнамента на территории Дагестана сложно. Популярный в Византии, он появился в Дагестане в готовом виде и был воспринят из культуры Закавказья приблизительно в XII веке. Именно XII веком датируются резные деревянные

http://simvolznak.ru

173

| 4(5). 2011 |

11

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

столбы мечети с. Ричи12. Сопоставление кайтагско-табасаран-ского орнамента с грузинским и армянским демонстрирует поразительное сходство в однотипности построения композиции и в деталях рисунка.

Рис. 3. Резьба «плетенка» в Дагестане: 1 — обычный тип оконной рамы в Табасаране; 2 — фрагмент резной перегородки в Гидатле.

Появление растительного орнамента на территории Дагестана связывают с трансляцией мусульманской культуры на горный регион. Этот вид орнамента характеризуется изображением стилизованных растительных форм. Орнаменталист видоизменяет природные формы растения, сообразуя их с законами симметрии. Наиболее распространенные формы растительного орнамента: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ и т. п. Растительный орнамент сформировался в Месопотамии и Иране в эпоху бронзы, и оказал существенное влияние на прикладное искусство Европы и Кавказа. Распространяясь с XVI века на территории Дагестана, растительный орнамент вытеснил геометрический. Первыми ближневосточную традицию восприняли кубачинские мастера. Значительную роль в формировании дагестанского

12 См. Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1993. С. 240.

174 | 4(5). 2011 |

растительного орнамента сыграло освоение классической ара-бо-мусульманской культуры, своеобразный «ренессанс средневековой арабской культуры».

Выделяют три этнотерриториальные разновидности дагестанского растительного орнамента: кубачинский, лакский и аварский. Кубачинский декор отличается высокой техникой исполнения, разнообразием приемов и сложной, тонко разработанной орнаментацией. Основные орнаментальные композиции кубачинского декора: «тутта», «мархарай», «тамга».

«Тутта» в переводе с даргинского означает ветка или дерево и представляет собой симметричное, обычно вертикальное построение, ось которого делит украшаемую поверхность на две равные половины. Основу композиции составляет стебель с симметричными боковыми листочками, где пары могут различаться длиной и степенью изогнутости. Основа покрывается густой сетью цветочных головок, листочков и т. д. В ряде композиционных построений «тутты» ось угадывается благодаря симметрично расположенному орнаментальному оформлению. Этот вид декора считается наиболее сложным типом орнамента13.

а

Рис. 4. Кубачинская орнаментика: а) композиция «тутта»; б) композиция «мархарай».

По мнению П.М. Дебирова, динамичный декор «тутта» создается за счет контрастного движения двух пар завитков. «Первая пара образует спиралевидное движение, вторая же пара движется навстречу первой и образует движением сердцевидную фигуру, обращенную острием вниз»14.

Декор «мархарай», переводимый с даргинского языка как заросль, композиционно не симметричен и может развиваться в любом направлении, заполняя собой пространство любой формы. «Основа пышно и густо уснащается зарастающими из сложной ритмической сети стеблей «головками», создающими очень равномерно насыщенную орнаментальную ткань. В ней часто нет ни верха, ни низа, ни начала, ни конца, она может

13 Аствацатурян Э. Оружие народов Кавказа. История оружия. — М., 1995. С. 72.

14 Дебиров П. М. Истоки орнамента растительного стиля// Народное

декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность. — Махачкала, 1979. С. 40.

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

Рис. 5. Набор серебряной посуды. Композиция «мархарай». Кубачи. Вторая половина ХХ в.

расти и развиваться в разном направлении»15. Пластичность «мархарая» позволяет заполнить декором пространство любой формы. Довольно часто декор «мархарай» используют в сочетании с «туттой».

«Тамга» представляет собой крупный медальон с замкнутым контуром. В зависимости от формы изделия может приближаться к кругу, овалу, ромбу, квадрату, прямоугольнику. Внутреннее поле тамги обычно заполняется мелкими завитками, головками, листочками растений в декоре тутта или мар-харай.

Растительный орнамент как новое направление декорирования поверхности формируется и развивается одновременно в разных регионах: Закавказье, Средней Азии, мусульманских странах Ближнего Востока и на Северном Кавказе, обогащаясь автохтонной культурой. «Растительный орнамент, как важный составной элемент художественной культуры, столь же органически присущ исламскому искусству Дагестана, сколь он характерен для искусства народов Ближнего и Среднего Востока. В разработку орнаментальных мотивов растительного стиля, как, впрочем, и эпиграфического, ленточного, геометрического и других типов узора, дагестанские мастера внесли свой вклад. На протяжении многих столетий этот вид орнамента совершенствовался, обогащался и оттачивался многими поколениями мастеров. Орнамент при этом приобретал присущий для той или иной исторической эпохи «почерк», т. е. особенности стиля и этнического своеобразия. За многие века сложи-

15 Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. М.- Л., 1949. С. 107.

лись местные особенности растительного орнамента — куба-чинского, лакского, аварского и т. д. Растительный орнамент во всем его неисчерпаемом многообразии мотивов и композиционных построений находил и ныне находит широкое применение в самых различных видах декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства Дагестана»16.

Другая разновидность дагестанского растительного орнамента — лакский орнамент. Казикумухскому периоду (до 70-х гг. XIX в.) присущ орнамент, рисунок которого представляет собой симметрично расходящиеся в разные стороны стебли с розетками, остроконечные лепестки с листьями, бутонами, завитками весьма причудливого рисунка. В растительную основу лакского орнамента вплетались стилизованные птичьи головки. В период, когда лакские мастера стали покидать пределы Дагестана, они начали использовать орнаментальные композиции «курадар», «мурх-накъич», которые стилистически были очень близки кубачинским декорам «тутта» и «мархарай». Композиция «курадар» представляет собой заплетенные спиралью и пересекающиеся стебли, чьи лепестки и листья обращены внутрь спирали. Этот вид орнамента выполнялся в технике глубокой гравировки с вкраплениями розеток, лепестков и листьев. «Мурхар» представлял собой симметрично расположенный рисунок в центре которого находился стержень из небольших розеток или бутонов, выполненных чернью с белым рисунком. По обе стороны от стрежня располагались спираль-

16 Маммаев М. М. Исламское искусство Дагестана: формирование и

характерные черты// Ислам и исламская культура в Дагестане. —

М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001. С. 91.

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

Рис. 6. Серебряный сервиз. Композиция «тамга». Кубачи. 1980 г.

но закрученные стебли с обращенными внутрь спирали лепестками и листьями17.

Третья разновидность дагестанского орнамента, аварский орнамент, схож с кубачинским и лакским. Аварский растительный орнамент отличается двумя особенностями: во-первых, очень глубокой выборкой фона, благодаря которой орнамент выделялся на темном фоне, во-вторых, тем, что многие элементы заканчивались завитком с маленьким кружочком на кон-це18.

Растительным орнаментом украшали оружие, украшения и детали декора. Растительный орнамент, также как другие виды орнамента, выполнял четыре главные функции, которые сформулировал Йозеф Выдра:

- конструктивную, поддерживающую тектонику предмета и влияющую на его пространственное восприятие;

- эксплуатационную, облегчающей пользование предметом;

- репрезентационную, увеличивающую впечатление ценности предмета;

17 См. Габиев Д.-М. С. Металлообработка у лаков. — Учение записки Дагестанского филиала АН СССР. НИЯЛ им. Цадасы. Т. IV. — Махачкала, 1958.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 См. Кильческая Э. В. Аварское ювелирное искусство. Искусство Дагестана.- Махачкала, 1965.

- психическую, обеспечивающую символическое воздействие19.

В средневековом Дагестане, вслед за странами Ближнего и Среднего Востока, распространенным видом декорирования поверхности становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства Востока справедливо отмечают, что «высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство и занимала среди других его видов почетное место. Достигнув необычной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья»20.

Эпиграфический орнамент получил широкое распространение в виде афоризмов, изречений из Корана, благопожеланий, надписей исторического содержания, нанесенных на керамику, изделия из металла, резного дерева, камня и кости, художественные ткани и ковры, оружие, а также культовые и гражданские архитектурные сооружения. Надписи из затейливой

19 См. Ворончихин Н. С., Емшанова Н. А. Орнаменты, стили, мотивы.-Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2004. С. 17.

20 Каптерева Т. П., Виноградова Н. Л. Искусство средневекового Вос-

тока. М., 1989. С. 14.

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

вязи арабских букв, вплетенные в орнаментальные композиции, использовались для художественной отделки мемориальных памятников в виде вертикально поставленных каменных плит. Одним из основных видов декоративного почерка служил поздний куфи. На территории Дагестана встречаются надписи выполненные почерком сульс, а с XV века наиболее востребованным становится почерк насх в сочетании с растительным орнаментом21.

Рис. 7. Надмогильный памятник из селения Калакорейш. Сочетание эпиграфического и растительного орнаментов. 783/1381-1382 г.

Обзор видов орнаментов, известных и распространенных на территории Дагестана, будет неполным, если не упомянуть зооморфный стиль. Несмотря на вытеснение исламской идеологией изображения живых существ, мастера, творившие в средние века, обогащали изображениями животных, птиц и фантастических существ эпиграфические композиции. «Нередко в декор надмогильных памятников включались и доисламские, очень долго бытовавшие в народном художественном творчестве языческие символы — различного рода солярные

21 См.Маммаев М. М. Исламское искусство Дагестана: формирование и характерные черты// Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001. С. 93; Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. С. 346-347; Гамзатов Г. Г. Дагестан: историко-литературный процесс. — Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990. С. 226.

знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. На мужских надгробиях высекались еще изображения холодного и огнестрельного оружия, газырей, обуви, кувшина для омовения, а на женских — расчесок, ножниц, различных украшений и т. п.»22.

В качестве примеров изделий, сохранивших зооморфный стиль, можно привести кубачинские каменные рельефы XIV-XVвв., на которых высечены изображения живых существ — животных, людей или птиц вместе с арабскими надписями и растительным орнаментом; хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже тимпан двухпролетного окна XIV в. с изображением льва, напавшего на кабана; каменное надгробие в виде полуцилиндрического или «сундукообразного» саркофага XIII — начала XIV в. с различными изобразительными сюжетами из селения Калакорейш; резные двери калокорейшской мечети XII- XIII вв. и другие. Несмотря на то, что, начиная с XVI в., под влиянием ислама развитие искусства Дагестана шло по линии усиления орнаментализма и постепенного вытеснения изобразительных сюжетов, следуют отметить, что каждый последующий орнамент не вытесняет полностью предыдущий. Например, балхарский керамический сосуд начала ХХ века содержит архаические графемы, которые отсылают к символическому ряду архаической культуры. Наличие архаической символики на сосуде ХХ века объясняется тем, что в Балхаре изготовление керамики является прерогативой женщин, выступающих в качестве хранительниц традиции и стремящихся сохранить символическое пространство повседневности.

Большой двуручный сосуд «каква» формован на гончарном круге и украшен ангобной росписью белого и красного цветов. На сосуд нанесен орнамент, имеющий древние корни и выполняющий роль оберега. Роспись сосуда демонстрирует сосуществование привнесенной техники росписи с доминированием изящного растительного орнамента и архаичной, в которой господствует геометрический орнамент в сочетании солярных знаков, каймы, ромбов, зигзагов и т. д.

Самая выпуклая часть тулова украшена ромбом. Центр композиции можно толковать двояко: либо как вписанный в ромб солярный знак — символ солнца, огня, тепла, жизни, либо как символ объекта, нуждающегося в дожде. С одной стороны, ему приписывают роль оберега, гарантирующего качественный обжиг, с другой, декларирует картину мира.

Ромб в сочетании с завитками, а также ряд аналогичных завитков, расходящихся поясом от центра, образует основную орнаментальную композицию — Древо жизни. Священное древо жизни символизирует источник жизненной силы и плодородия. Под ромбом расположен типичный для всего «Старого Балхара» элемент — «баба». Смысловая нагрузка орнамента традиционна — оберег содержимого и самого сосуда.

Основной рисунок сверху и снизу обрамлен орнаментальными поясами, в совокупности образующими четкое деление по вертикали на три орнаментальные зоны. Плечики и горло сосуда украшены легким волнистым бордюром белоангобной росписи. Тулово декорировано трехчастной композицией, на-

22 Маммаев М. М. Исламское искусство Дагестана: формирование и характерные черты// Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001. С. 91.

177

| 4(5). 2011 |

МАГАМЕДОВА Аминад Ахмеднуриевна /Aminad MAGAMEDOVA

| Культорогенез символических форм: формирование дагестанского орнамента |

КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY

Рис. 8. Двуручный сосуд «каква». Селение Балхар. Начало ХХ в.

несенной ангобом двух цветов, — белым и красным. Верхний орнаментальный пояс содержит графему дождя. На данном сосуде знак дождя включен в облако, декларируя не просто символ облака, а дождевое облако, которое должно излиться на землю и напоить его. Со времен неолита знак облака считается символом богини неба23. В процессе упрощения рисунка полуовалы трансформировались в треугольники, а зигзагообразные и волнистые линии были заменены штриховкой. Следовательно, нижний пояс балхарского сосуда, также как и верхний пояс, содержит символику богини неба. Трехчастное деление, используемое в балхарской керамике, имеет древние корни и отражает картину мира наших предков: мир состоит из трех частей: небесного мира, наземный мира и подземного царства. Основание тулова украшено широким поясом, состоящим из двух орнаментальных полос, с косой штриховкой и волнистой линией24.

Попытка прочтения графем, нанесенных на данный сосуд, позволяет сделать следующие выводы:

23 Голан А. Миф и символ.- М.: Русслит, 1993. С. 16.

24 См. http://keramika.peterlife.ru/keramikahistory/keramika_history-32.

html

- наслоение различных орнаментальных стилей;

- сохранение архаического пласта сознания;

- декларирование этнических констант в предметах быта, которые изготавливают женщины;

- сохранение и трансляция этнической картины мира в повседневности.

«...сакральная сфера всегда консервативнее профаниче-ской. Этим увеличивается то внутреннее разнообразие, которое является законом существования культуры. Символы представляют собой один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума. Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают распасться на изолированные хронологические пласты. Единство основного набора доминирующих символов и длительность их культурной жизни в значительной мере определяют национальные и ареальные границы культур»25.

В заключение следует отметить, что орнамент отражает происходящие в социуме изменения и визуализирует в стилизованной форме легитимизированную картину мира. Вытеснение архаических видов орнамента совпадает с историческим процессом вытеснения охотничьей цивилизации цивилизацией земледельческой культуры. Символы охотников вытесняются символами земледельцев, а они в свою очередь — символикой скотоводов. Вытеснение адаптационно-деятельностых моделей сопровождается графическим подкреплением новой картины мира и декларированием новых черт ментальности. Наслоение мотивов затрудняет изучение последовательности развития символа и пути его распространения.

С другой стороны, смена стилей позволяет судить о развитии сознания, о восхождении от мифологического до абстрактного уровня. Геометрический орнамент и плетенка, архаические стили орнамента, отражают мифологический уровень сознания. Растительный орнамент, привнесенный в средние века вместе с идеологией ислама, демонстрирует формирование религиозного мировоззрения. Появление и повсеместное распространение эпиграфического стиля производит герменевтический поворот, выражающийся в абстрагировании ключевых понятий. Осуществляется пластическое воплощение слова и придание ему пространственного объема. Орнамент в виде графем того или иного рода отражал и отражает религиозные верования и собственно картину мира этноса. Моделируя мир в символических формах, этнос разрабатывает деятель-ностные модели по его освоению и присвоению, фиксирует и передает в графемах обобщенный опыт.

25 Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту, 1987. С. 12.

178

| 4(5). 2011 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.