_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7. 03
Базиева Гульфия Джамаловна
кандид. филос. наук, снс, КБИГИ, г. Нальчик, РФ.
E-mail: [email protected]
МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
Аннотация
В статье рассматривается значение мусульманской художественной эстетики в современных художественных текстах. В частности, автор анализирует изобразительные тексты в культуре северокавказских народов, непосредственно или опосредованно связанные с традициями мусульманского искусства.
Ключевые слова:
мусульманское искусство, художественные традиции, орнаменталистика, символика цвета, Северный
Кавказ.
Конфессиональная терминология в определении типологии искусств начинает формироваться достаточно рано («христианское искусство», «буддийское искусство», «мусульманское искусство» и др.). Так, термин «мусульманское искусство» применительно к странам Среднего и Ближнего Востока употребляется со времен арабских завоеваний (VII-VIII вв.). Влияние арабской культуры на искусство народов Северного Кавказа проявляется в VIII - IX вв.: под мощным воздействием арабской архитектуры в Дагестане строятся мечети, а спустя два века (в XI- начале XII вв.) начинает развиваться дагестанская литература, искусство миниатюры и др.
В целом, влияние культурно-религиозных традиций мусульманского Востока на быт и культуру народов Северного Кавказа было достаточно разносторонним и проявлялось не только в распространении и изучении религиозной литературы, но и в проникновении мусульманской художественно-эстетической системы во все виды народного искусства. Как известно, религия оказала влияние на развитие искусства практически во всех мировых культурах, обусловив эволюцию искусства, определяя ту или иную предпочтительность жанров и видов, характер форм, сюжетов и т.д. Так, существовавший у мусульманских народов запрет на изображение всего живого способствовал слабому развитию предметной живописи и скульптуры, но стимулировал развитие поэзии, музыки, орнаменталистики.
В исламский период изобразительное искусство было исключено из сферы ислама, так как силу своего воздействия ислам основывал на слове, а не на изображении живых существ. Орнамент - « музыка для глаз» становится для художников главной сферой приложения творческих сил и искусством высокой поэтической образности. Большое значение в мусульманском искусстве, в частности в искусстве орнамента, имел цвет, который, также как и в других религиях, носил символическое значение. Наибольшую смысловую нагрузку в мусульманской религии несут - зеленый, золотой, белый, черный и голубой (синий), отражающие духовные миры, поэтому они используются главным образом в сакральных зонах и текстах, а также в ритуальной одежде.
Касаясь темы влияния мусульманских эстетических и художественных традиций на современное изобразительное искусство, можно отметить как непосредственное, так и опосредованное влияние. В первом случае, это всевозможные модификации мусульманского искусства (миниатюра, каллиграфическое письмо, архитектура и декор мечетей, мусульманские сюжеты в искусстве), во втором - это своеобразное преломление традиций мусульманского искусства (орнамент, символика, колорит и т.д.) в европейской технике письма.
Как известно, в мусульманском искусстве использовались своеобразные типы национального орнамента и сложных орнаментальных построений, которые складывались на протяжении длительного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
времени и передавались из поколения в поколение. В творчестве многих художников республики орнаментальные традиции национального искусства получают новое осмысление и творческое использование в соответствии с общей художественной тенденцией того или иного периода.
К примеру, орнаментальная выразительность в таких полотнах В. Курданова как «Балкарский базар», «Гадание на бараньей лопатке» и др. не утрачивает своей основной изобразительной функции. Другая картина, которую можно считать знаковой в творчестве художника, «Приют спецпереселенцев» выполнена в пронзительных синих тонах. Художник использует трансцендентные свойства синего цвета, как олицетворения вселенской печали. «Высокое синее ночное небо с облаками, светящимися лунным светом, и бесконечная морская даль, уходящая за горизонт, символизируют ту даль, которая отделяет чужбину от родины, навсегда потерянной для «спецпереселенцев», нашедших под чужим небом свой последний приют»[1]. Синий цвет наряду с голубым воспринимался в мусульманском искусстве как трансцендентный, Божественный цвет (поскольку это цвет неба — обиталища бога). В силу этого высоко ценились синие и голубые драгоценные камни: например, считалось, что сапфир обладает успокаивающим и восстанавливающим силы действием, устраняет зависть и вероломство, освобождает от страха и порождает смелость и т. д.
Привлекает экспрессивной выразительностью декоративность и орнаментальная структура холстов М.Кишева «Вечная красота Кордовы», «Гордость Испании - мечеть». Холодноватый тон светло-зеленых изразцов создает общую серебристо-бирюзовую гамму. Пространство картин - преображенный цветом идеальный мир, предназначенный для сосредоточенной молитвы и божественного покоя. Художник передал красоту аркад, капителей колонн, узоров, покрывающих стены как драгоценные ткани - особый мир, пронизанный ритмом разноцветных полукружий.
Зеленый цвет играет важное значение в мусульманской культуре, это связано, прежде всего, с религиозной символикой - ангелы Аллаха одеты в зеленый шелк, шитый золотом, и сам Магомет выбрал зеленый цвет для своего знамени. По этой причине зеленую чалму имеет право носить только высшее духовное лицо. В силу отношения мусульман к зеленому цвету в средневековой культуре Ближнего Востока наибольшей ценностью обладали зеленые камни, в особенности чистых тонов и с ярким блеском.
В картине «Освобождение веры» М. Кишева (1999) в нескончаемом черно- белом ряду людей, обращающихся к Богу, отражено противопоставление добра и зла, света и тьмы, всего того, что составляет основу веры и жизни. Черный — цвет чернил, «которыми пишут слова Аллаха», цвет священного камня в храме Кааба, посланного первочеловеку Адаму с Неба, хранящегося в центральном мусульманском святилище. По поверью, этот камень был сначала белым, но затем почернел от человеческих грехов. Поэтому священные письмена в мечетях выполнялись черным цветом. Белый также считается священным цветом, знаком Божественной чистоты и духовности. Он олицетворяет все благое, светлое, доброе. Красота белого цвета всячески воспевалась в поэзии и лирике Востока, поскольку он являлся синонимом Света и лучше всех цветов передавал его сияние. Серебро, жемчуг и хрусталь - носители белого цвета являются главными украшениями в раю.
В создании образа-настроения современный художник может прибегать к различным изобразительным и выразительным средствам: в мусульманской культуре огромное значение, как известно, имела арабская вязь -несущий богатую культурную, эстетическую и духовную традицию феномен (не случайно, искусство каллиграфии на Востоке было особенно почитаемым). Так, З.Х. Бгажнокову принадлежит оригинальная художественная обработка фотографии К.Б. Мечиева. Графическая стройность арабской вязи, вписанная в формат листа, подчеркивает особенное значение слова в мусульманской культуре, целенаправленно разрабатывающей поэтику и эстетизацию каллиграфии. Каллиграфическое письмо выражает органическое единство поэта с окружающей природой, с родным народом, и тем самым преодолевает временные барьеры, создает эффект особой духовной общности, единения вне времени и пространства.
В этом плане, достаточно интересен мир художественных поисков балкарских художников Х.Теппеева, Б. Гуданаева и Л.Ахматова. Актуальной для их творчества становится потребность освоить традиции собственной культуры в их глубинном, ценностном срезе. Благодаря традиционной для Востока позиции созерцательности, несущей в себе зерно философского раздумья, художники добиваются ярко
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
выраженной психологичности и эмоциональности в таких полотнах как «Кавказский пейзаж лицом на север» и «Мост Сийрат» (Х.Теппеев), «Дорога» и «Затмение» (Л.Ахматов) и др. В 2000 году балкарские художники Б. Гуданаев и Х. Теппеев пишут в контексте исследуемой проблематики программные полотна под единым названием «Видение бога». На полотне Х. Теппеева изображен турецкий крестьянин, сгребший «в охапку» мечети, минареты, священнослужителей и простой люд, свободно расположившийся на его руках, плечах, голове. Бог Х. Теппеева - это уставший благодетель, уверенный в спасении своих детей. Бог Б. Гуданаева, напротив, умен, равнодушен, циничен, он - тактик и стратег, которому подвластны и мечи, и стрелы, и жертвы, и палачи...
Для современных художников, работающих в европейской технике письма, тема религии, также как и религиозность в целом, лишены сакрального значения, актуален сам факт обращения к данной тематике, рассматриваемой в интеллектуальном плане для осмысления духовного и культурного развития человечества, нации, отдельного индивидуума. Особенное значение в современных художественных текстах приобретают знаки, символы, «архетипы» этнического самосознания, в том числе и религиозного, которые подвергаются определенной трансформации.
В настоящий период художественные тексты становятся менее сакральными, все большее влияние на визуальную культуру начинает оказывать западная эстетика с постмодернистскими тенденциями акцентирования на «языческой» этничности. Как справедливо отмечает С.Червонная, «наиболее мощный пласт современного исламского искусства в России - это вполне модернизованная, европеизированная, впитавшая в себя весь опыт мировой культуры, прежде всего, западной цивилизации, по формальным признакам ничем не отличающаяся от искусства, получившего развитие в христианском мире, живопись, графика, архитектура и другие пластические искусства, в которые исламское начало внедряется как тема, как фабула, как комплекс исторических или современных мотивов, наконец, как нравственное и философское содержание, соответствующее нормам мусульманской этики и религиозного мировоззрения» [2].
Обращение к мифологическому и религиозному сознанию является одной из важных характеристик современного культурного процесса. Это объясняется тем, что коды мифологического и религиозного сознания наиболее сильно сохраняются в генетической памяти народа, так как являются источником ее формирования. В современном искусстве Кабардино-Балкарии религиозная традиция понимается прежде всего как способ национальной самоидентификации и социального самовыражения. Безусловно, в современном художественном процессе не следует искать прямого отражения теологических и мистических категорий религиозного искусства, очевидно другое - философизация творчества, повышение роли созерцательных форм мышления и детализации в национальной эстетике, столь характерные для мусульманского искусства, в целом.
Список использованной литературы
1. Червонная С.М. Карачаево-балкарское искусство перед лицом национальных потрясений и трагедий далекого и близкого прошлого // Ас-алан. Вып.1. М., 1998. С. 438.
2. Червонная С.М. Этические и эстетические концепции ислама в современном искусстве тюрко-мусульманских народов России // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире / Сост. С.М.Червонная. Под ред. М.Н.Губогло. М., 1998. С. 381.
© Базиева Г.Д., 2016