Научная статья на тему 'Взаимосвязь интернет-зависимости и уровня невротизации в юношеском возрасте'

Взаимосвязь интернет-зависимости и уровня невротизации в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЮНОШИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Идрисова Д.И.

В статье рассматривается взаимосвязь аддиктивных форм поведения в частности интернетзависимости и проявления невротизации у лиц юношеского возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования со студентами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь интернет-зависимости и уровня невротизации в юношеском возрасте»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

условия для его успеха.

Список использованной литературы:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. М., 1999.512 с.

2. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. 325 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. 175 с.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста, 2005.336 с.

© Накорякова Н.Ю., Жукова С.Ю., 2016

УДК 159.9

Д.И. Идрисова

студентка 2 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» ИПиП ФГБОУ ВПО «СахГУ» г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь аддиктивных форм поведения в частности интернет-зависимости и проявления невротизации у лиц юношеского возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования со студентами вуза.

Ключевые слова

Невротизация, интернет-зависимость, студенты, юноши.

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что интернет перестал быть просто системой хранения и передачи информации, он стал принципиально новым слоем нашей социальной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.

В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества, стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе Иваном Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия. В отечественных исследованиях проблема зависимости от сети интернет еще недостаточно изучена. Она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала Интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший Интернет-зависимость, и многих других.

В самом общем виде интернет-зависимость определяется, как «нехимическая зависимость от пользования интернетом» [4]. Поведенчески интернет-зависимость заключается в том, что люди настолько предпочитают жизнь в сети интернет, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя немыслимое количество часов в день в виртуальной реальности. Другое определение интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

интернета, будучи on-line» [6].

Можно сказать, что интернет-зависимость - это не химическая зависимость, не приводящая к прямому физическому разрушению организма, по воздействию на него она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для интернет-зависимости этот срок резко сокращается. Несмотря на это, интернет-зависимость имеет свои негативные последствия на личность: появление неврозов и психозов, приступов страха, проблемы со сном, депрессии, сбои в сердечно-сосудистой системе и др.

С целью изучения взаимосвязи интернет-зависимости и уровня невротизации у лиц юношеского возраста нами было проведено эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», Институт психологии и педагогики, Технический нефтегазовый институт и Институт востоковедения сервиса и туризма. Полагаясь на теоретический анализ литературы, мы сформулировали гипотезу: между интернет-зависимостью и уровнем невротизации существует взаимосвязь: чем выше интернет-зависимость, тем выше уровень личностной невротизации в юношеском возрасте.

Для доказательства гипотезы, применялись следующие методики: «Диагностика Интернет-зависимости» (автор Кимберли Янг), методика «Диагностика уровня личностной невротизации» (автор В.В. Бойко) и методы математической статистики.

Диагностика Интернет-зависимости показала, что большинство испытуемых (26 человек, 70%) имеет средний уровень проявления интернет-зависимости, т.е. у них есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. У 8 человек (22%) проявляется высокий уровень интернет-зависимости, у 3 человек (8%) наблюдается низкий уровень интернет-зависимости, т.е. зависимость от сети интернет отсутствует.

Диагностика уровня личностной невротизации показала, что большинство испытуемых (20 человек, 54%) имеет средний уровень личностной невротизации. У 12 человек (32,4%) наблюдается низкий уровень личностной невротизации, это свидетельствует об эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чувстве собственного достоинства; независимости; социальной смелости; о легкости в общении. У 5 человек (13,5%) проявляется высокий уровень личностной невротизации, это говорит о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости.

Математическая статистика данных позволила установить, что между показателями уровня интернет-зависимости и личной невротизации у студентов существует прямая корреляционная связь. Можно сказать о том, что чем выше показатели Интернет-зависимости, тем выше показатели личностной невротизации. Полученные результаты говорят о том, что гипотеза исследования подтвердилась полностью.

Благодаря анализу литературы по теме исследования, мы обнаружили, что основным источником аддиктивного поведения является дисфункциональные взаимоотношения в семье, поэтому в рамках профилактических мер, следует уделять огромное внимание семейному досугу, традициям проводить вместе выходные и свободное время. В качестве рекомендаций по профилактике интернет-зависимости студентов, следует указать на расширение сфер общения в реальной жизни, посещение секций и кружков по интересам, а также формирование уверенного поведения, адекватной самооценки и ассертивности молодых людей.

Список использованной литературы:

1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 165 с.

2. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. С. 251-253.

3. Гиляровский В.А. Психиатрия. Учение о галлюцинациях. М.: Классика и современность, 2003. 240 с.

4. Гриффитс М. Поведенческие аддикции: Проблема для всех. Journal of Workplace Learning: Volume 8,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

Issue 3. C. 9-25.

5. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. 190 с.

6. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М.: Дашков и Ко, 2004. 27 с.

© Идрисова Д.И., 2016

УДК 316.013:334.027

Т.Н. Ключникова,

кандидат психологических наук, доцент Кафедра социологии и психологии управления Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте

г. Орел, Российская Федерация О,О. Комаревцева, аспирант 1 курса направление подготовки «Экономика» Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте

г. Орел, Российская Федерация

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ИНВЕСТОРОВ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ О КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ В ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию экономических и психологических факторов в деятельности инвесторов при принятии решении об инвестировании в образовательную среду. В качестве основных критериев по мнению авторов выступает определение точечного прогноза развития образовательного учреждения, профессиональные и личностные компетенции, сдерживающие аспекты принятия решения.

Ключевые слова

Образовательные учреждения, инвестор, психологические факторы

На сегодняшний день инвестиционная деятельность является основой экономического развития любого образовательного учреждения, представляя собой сложный многогранный процесс, на который влияет множество факторов, в особенности психологических и экономических. В целом данный аспект можно назвать ценностным ориентирование при принятии инвестиционных решений. Рассмотрим, какие критерии психологической и экономической ориентации позволяют инвестору принять наиболее правильное решение.

Критерии экономической и психологической ориентации инвестиционной деятельности - это совокупность психологических составляющих и экономических особенностей, проявляющихся в деятельности инвестора связанной с капитальными вложениями в финансовые активы на основе учета компонентов риска (неопределенности) и различных индивидуальных процессов образовательного субъекта.

Экономические ориентация - это материальные критерии, связанные с получением достоверной информации об объекте, для последующей реализации экономических выгод от финансовых вложений. По нашему мнению, в качестве основных экономических ориентаций выступают определение точечного прогноза развития и получение последующих выгод.

На сегодняшний день прогноз о развитии общеобразовательного учреждения можно получить по средствам анализа статистических данных Федеральной службы государственной статистики или же от консалтинговых компаний, занимающихся маркетинговой деятельности, связанной с исследованием образовательной среды. В качестве, основы данной методики могла бы выступить программа PASW Statistics, позволяющая провести корреляционно-регрессионный анализ по трем основным критериям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.