Научная статья на тему 'Влияние полной и неполной семьи на уровень физической агрессивности, эмпатии и успеваемости подростков'

Влияние полной и неполной семьи на уровень физической агрессивности, эмпатии и успеваемости подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1799
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Накорякова Н.Ю., Жукова С.Ю.

В статье рассматривается влияние полных и неполных семей на уровень физической агрессивности, эмпатии и успеваемости подростков среднего школьного возраста. В настоящее время наблюдается значительный рост исследований, посвященных изучению формирования личности подростков. Большое внимание при этом уделяется той роли, которую оказывает семья на особенности поведения в подростковом возрасте одном из важнейших периодов жизни ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние полной и неполной семьи на уровень физической агрессивности, эмпатии и успеваемости подростков»

Таким образом, сделаем вывод. Развитие субкультуры экстремалов возможно в обществе, в котором удовлетворены первостепенные человеческие потребности. Субкультура экстремалов стала результатом образа жизни современного общества, предлагающего человечеству комфортные, но однообразные условия жизни. Желание выйти за рамки обыденности подталкивает человека к занятиям экстремальными видами спорта. Высокая популярность экстремальных видов спорта объясняется стремлением приобрести новый опыт и умение за довольно короткий промежуток времени. Благодаря этому у индивида повышается уровень самооценки. А прыжок с парашютом вообще, в том числе и в Крыму - важное событие в жизни. После этого особо гордишься собой и по другому начинаешь смотреть на жизнь, ведь экстремали, люди которые каждый день, каждый час подвергают свою жизнь риску и опасности, но остаются одними из тех кто знает цену жизни, теме кто ее любит, все это благодаря экстриму, именно экстрим учит людей любить жизнь. Список использованной литературы:

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 2013. - 800 с.

2. Прыжки с парашютом в Крыму — каталог компаний по организации активного отдыха в Крыму. [Электронный ресурс]. URL: http://suntime.com.ua/tour.php?cat=203&cat_tn=303

3. Экстримал.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.extremal.ru/air/1139060427/articles/1145532493.htm

4. Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/subcultura-2515.html

5. Сундиев И.Ю. Экстрим и экстремизм современной России [Электронный ресурс]. URL: http://dynacon.ru/content/articles/375/.ru

6. Разумовский О С. Оптимология. Ч. 1: Общенаучные и философско-методологические основы. Новосибирск, 1999. С.235.

7. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию. СПб., 2005.

8. Теория иерархии потребностей [Электронный ресурс]. URL: http:// socyus.ru

9. Радугин А. Культурология [Электронный ресурс]. URL: http://

www.textfighter.org/raznoe/Culture/Rad/svoeobraznuyu_kontseptsiyu_kultury_razvival_krupneishii_russkii_sotsio log_sorokin_kultura.php

10.Чабан В.С. Социокультурная дифференциация россиян в досуговой сфере: путешествия и туризм в модернизирующемся обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2006. С. 9. 11.Зорин И.В., Квартальный В.А. Энциклопедия туризма. М., 2004. С. 64;SOS-экстремизм [Электронный ресурс]. URL: http://politikhall.com

© Глушаченкова О.И., 2016

УДК 159.9

Н.Ю. Накорякова

ст. преподаватель, кафедры психологии ИПиП ФГБОУ ВПО «СахГУ»

г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация

С. Ю. Жукова

студентка 3 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль

«Психология образования» ИПиП ФГБОУ ВПО «СахГУ» г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ,

ЭМПАТИИ И УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье рассматривается влияние полных и неполных семей на уровень физической агрессивности,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

эмпатии и успеваемости подростков среднего школьного возраста. В настоящее время наблюдается значительный рост исследований, посвященных изучению формирования личности подростков. Большое внимание при этом уделяется той роли, которую оказывает семья на особенности поведения в подростковом возрасте - одном из важнейших периодов жизни ребёнка.

Ключевые слова

Полная и неполная семья, агрессивность, эмпатия, успеваемость, подростки.

Семья для подростка, это отправная точка, в ней он учится любить или ненавидеть, открывать новое или оставаться безучастным к происходящему, воспринимать мир как друга или врага. Взаимоотношения с родителями, могут оказать положительное и отрицательное влияние. Вследствие этого подросток растёт либо открытым, общительным, доброжелательным, либо грубым, лицемерным, тревожным и лживым.

Главная цель воспитания подростков - это содействие всестороннему развитию его личности, которое представляется не только в физическом совершенстве, а также в моральной чистоте и духовном богатстве. Достижение этой цели в неполных семьях, весьма затруднительно, основные усилия взрослого часто направлены на элементарное - прокормить. На остальное элементарно не хватает ни времени, ни знаний, ни возможностей для осуществления полноценного развития подростка. Исследованием влияния семьи на развитие личности занимались С. Холл, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Шпрангер, Г. Салливан, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, П. П. Блонский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.

Современная социально-экономическая ситуация порождает негативные процессы, проявляющиеся особенно ярко в семейных отношениях. Многочисленные разводы, ссоры, выяснение отношений в неполных семьях, искажают условия ранней социализации, выступают фактором риска для возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуют возникновению проблем взаимоотношения подростка с социальным окружением. Данной проблемой в разные времена занимались такие учёные как Э. Клиффорд, Э. Титченер, В. В. Бойко, К. Бютнер, А.А. Реан, Л.Д. Столяренко, Р. Бэрон, Т.И. Пухова, Б.И. Кочубей и др.

Наше исследование посвящено изучению влияния полноты семьи на уровень физической агрессивности, эмпатии и успеваемости подростков в среднем школьном возрасте. Исследованием агрессивности занимались А. Бандура, Е.П. Ильин, А. А. Реан и др. Стоит отметить, что агрессия и агрессивность, разные понятия. Агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессивность - это свойство личности, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность, это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Существует несколько видов агрессивности: физическая, вербальная, прямая, косвенная, внешняя агрессия, аутоагрессия, защитная, провоцирующая, здоровая (обоснованная), необоснованная (деструктивная), враждебная и инструментальная.

В своей работе, изучая эмпатию, за основу мы взяли понятие, предложенное Н. Е. Вераксом, который считал, что эмпатия проявляется в активности по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения, размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого. Изучением данного вопроса также занимались Е.М. Томас, Д.И. Фельдштейн, Д.Я. Райгородский, Ф. Раис, Т.И Пашукова.

Немалую роль в жизни подростка занимает учебная деятельность. Критерием данной деятельности является успеваемость. Успеваемость включает в себя степень усвоения объема знаний, умений, навыков, определенных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. В подростковом возрасте снижение успеваемости может быть следствием разных причин, это и незначительные пробелы в знаниях, и уменьшение работоспособности, связанное с возрастной перестройкой организма, также это может быть и нарушение общения со сверстниками, и семейные проблемы.

В статье представлены результаты эмпирического исслдеования по изучению влияния полноты семьи на уровень агрессивности, эмпатии и успеваемости детей. Мы предполагаем, что у детей из неполной семьи уровень агрессивности будет выше, а уровни эмпатии и успеваемости ниже, чем у детей из полной семьи. Испытуемыми выступили 24 подростка среднего возраста (12-13 лет), 12 из полных семей и 12 из неполных семей. Из них 13 мальчиков, и 11 девочек.

В качестве методов исследования использовались следующие:

- анализ анкеты учащихся;

- исследования агрессивности при помощи методики Басса-Дарки;

- методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

- анализ школьной документации (журнал успеваемости);

- метод математической статистики и- критерия Манна-Уитни.

По результатам исследования, было установлено, что испытуемые из полной семьи имеют следующие показатели развития эмпатии: очень высокий уровень - 8% испытуемых; средний - 59%, заниженный - 25%; очень низкий 8%. В свою очередь испытуемые из неполной семьи имеют в большей степери средний уровень развития эмпатии - 67%, заниженный - 25% и очень низкий 8% подростков (рис. 1).

Рисунок 1 - Сводная диаграмма уровня развития эмпатии испытуемых Анализ уровня успеваемости испытуемых представлен в сводной диаграмме (рис. 2).

Рисунок 2 - Сводная диаграмма уровня успеваемости испытуемых

Диагностика агрессивности показала, что подростки из неполных семей по уровню физической агрессивности превзошли подростков из полных семей.

Обработка данных методом математической статистики показала, что уровень эмпатии испытуемых из полной семьи выше уровня эмпатии испытуемых из неполной семьи. Математический анализ показал, что уровень успеваемости испытуемых из неполной семьи ниже уровня успеваемости испытуемых из полной семьи. В данной группе испытуемых полнота семьи оказала влияние на уровень агрессивности, эмпатии и успеваемости. Таким образом выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью.

В целях изменения данной ситуации родителям необходимо помнить о том, что важно не количество совместно проведенного времени, а его качество. Стоит также отказаться от сравнения своего ребенка с другими подростками, необходимо дать ему возможность почувствовать себя сильным, удачливым, создать

условия для его успеха.

Список использованной литературы:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. М., 1999.512 с.

2. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. 325 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. 175 с.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста, 2005.336 с.

© Накорякова Н.Ю., Жукова С.Ю., 2016

УДК 159.9

Д.И. Идрисова

студентка 2 курса, направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» ИПиП ФГБОУ ВПО «СахГУ» г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь аддиктивных форм поведения в частности интернет-зависимости и проявления невротизации у лиц юношеского возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования со студентами вуза.

Ключевые слова

Невротизация, интернет-зависимость, студенты, юноши.

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что интернет перестал быть просто системой хранения и передачи информации, он стал принципиально новым слоем нашей социальной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.

В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества, стала актуальной проблема патологического использования интернета, обозначенная в зарубежной литературе Иваном Голдбергом и Кимберли Янг в конце 80-х годов прошлого столетия. В отечественных исследованиях проблема зависимости от сети интернет еще недостаточно изучена. Она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала Интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший Интернет-зависимость, и многих других.

В самом общем виде интернет-зависимость определяется, как «нехимическая зависимость от пользования интернетом» [4]. Поведенчески интернет-зависимость заключается в том, что люди настолько предпочитают жизнь в сети интернет, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя немыслимое количество часов в день в виртуальной реальности. Другое определение интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.