Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ТХЭКВОНДИСТЫ / ТРЕНЕР / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аликин Марк Игоревич, Лукьянченко Наталья Владимировна

Проблема и цель. Высокая значимость в спортивной подготовке взаимодействия спортсмена с тренером требует изучения его аспектов, обеспечивающих результативность деятельности спортсмена и качество самого взаимодействия. Данный вопрос актуализирует рассмотрение субъективного восприятия различных аспектов спортивной деятельности и его связи с характеристиками активности спортсмена во взаимодействии с тренером. Методология исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход, предполагающий рассмотрение интра- и интерпсихических феноменов в их взаимосвязи. В исследовании использовались: Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда; анкета анализа причин успешности и неуспешности в ситуациях тренировки, общения с тренером, соревнования; проективная методика «Рисунок лесной спортивной школы»; анкета оценки активности юных спортсменов во взаимодействии. Для математической обработки использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Респонденты: воспитанники Красноярской детско-юношеской спортивной школы по видам единоборств младшего подросткового возраста (N=51). Результаты. Школьники-единоборцы, проявляющие большую инициативу и большую направленность на тренерское воздействие в процессе спортивной подготовки, в сравнении со спортсменами, в меньшей степени проявляющими эти важные качества, выше оценивают свой вклад в результативность тренировок и свою значимость в ситуациях спортивной подготовки, полагая при этом, что неуспешность в спортивной деятельности - нередкое явление. Более инициативные также сравнительно больше ответственности за проблемы взаимопонимания приписывают тренеру. Показатель степени требуемого тренерского воздействия связан с выраженностью локуса Я в объяснении неуспехов в соревнованиях. Заключение. Результаты исследования противоречат представлениям о продуктивной роли приписывания низкой стабильности причинам неуспеха, но могут объясняться действием механизмов мотивации преодоления; могут быть использованы в определении траекторий дальнейших исследований взаимодействия в спортивной подготовке и в программах повышения психологической компетентности тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аликин Марк Игоревич, Лукьянченко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN CHARACTERISTICS OF SUBJECTIVE PERCEPTION AND INTERACTION ACTIVITY AMONG TAEKWONDO SPORTSMEN OF EARLY ADOLESCENCE

Statement of the problem and purpose of the article. The high importance of the interaction between an athlete and a coach in sports training requires the study of its aspects that ensure the effectiveness of the athlete’s activity and the quality of the interaction itself. This question actualizes consideration of the subjective perception of various aspects of sports activity and its connection with the characteristics of an athlete’s activity in interaction with a coach. Methodology of the research. The methodological basis of the research was a systematic approach that involves consideration of intra- and inter-psychic phenomena in their interrelation. The study used: Color Relationship Test (CRT) developed by A.M. Etkind; a questionnaire for analyzing the reasons for success and failure in situations of training, communication with a coach, competition; projective technique “Drawing of a Forest Sports School”; questionnaire for assessing the interactive activity of young athletes. Correlation analysis (Spearman’s coefficient) was used for mathematical processing. Respondents: students of the Krasnoyarsk children’s and youth sports school in martial arts of younger adolescence (N=51). Research results. Martial arts students who show great initiative and a greater focus on coaching in the process of sports training, in comparison with athletes who show these important qualities to a lesser extent: they estimate their contribution to the effectiveness of training and their importance in situations of sports training higher, believing, at the same time, that failure in sports activities is not uncommon. More initiative ones also attribute relatively more responsibility for problems of mutual understanding to a coach. The indicator of the degree of the required coaching influence is associated only with the severity of the locus I in explaining the failure in competitions. Conclusion. The results of the study contradict ideas about a productive role of attributing low stability to the causes of failure, but can be explained by the action of coping motivation mechanisms, can be used in determining the trajectories of further research on interaction in sports training and in programs to improve psychological competence of coaches.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.922

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

М.И. Аликин (Красноярск, Россия) Н.В. Лукьянченко (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Высокая значимость в спортивной подготовке взаимодействия спортсмена с тренером требует изучения его аспектов, обеспечивающих результативность деятельности спортсмена и качество самого взаимодействия. Данный вопрос актуализирует рассмотрение субъективного восприятия различных аспектов спортивной деятельности и его связи с характеристиками активности спортсмена во взаимодействии с тренером.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход, предполагающий рассмотрение интра- и интерпсихических феноменов в их взаимосвязи. В исследовании использовались: Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда; анкета анализа причин успешности и неуспешности в ситуациях тренировки, общения с тренером, соревнования; проективная методика «Рисунок лесной спортивной школы»; анкета оценки активности юных спортсменов во взаимодействии. Для математической обработки использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Респонденты: воспитанники Красноярской детско-юношеской спортивной школы по видам единоборств младшего подросткового возраста (N=51).

Результаты. Школьники-единоборцы, проявляющие большую инициативу и большую направленность на тренерское воздействие в процессе спортивной подготовки, в сравнении со спортсменами, в меньшей степени проявляющими эти важные качества, выше оценивают свой вклад в результативность тренировок и свою значимость в ситуациях спортивной подготовки, полагая при этом, что неуспешность в спортивной деятельности - нередкое явление. Более инициативные также сравнительно больше ответственности за проблемы взаимопонимания приписывают тренеру. Показатель степени требуемого тренерского воздействия связан с выраженностью локуса Я в объяснении неуспехов в соревнованиях.

Заключение. Результаты исследования противоречат представлениям о продуктивной роли приписывания низкой стабильности причинам неуспеха, но могут объясняться действием механизмов мотивации преодоления; могут быть использованы в определении траекторий дальнейших исследований взаимодействия в спортивной подготовке и в программах повышения психологической компетентности тренеров.

Ключевые слова: младшие подростки, тхэквондисты, тренер, спортивная деятельность, субъективное восприятие, взаимодействие, каузальная атрибуция, эмоциональная значимость.

Аликин Марк Игоревич - аспирант кафедры психологии и педагогики института социального инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (Красноярск); Scopus Author ID 57218956484; ORCID ID 0000-0003-0737-4454; e-mail: pm2486@mail.ru

Лукьянченко Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики института социального инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (Красноярск); Scopus Author ID 57218951114; ORCID ID 0000-0003-2813-9461; e-mail: Luk.nv@mail.ru

Постановка проблемы. Спорт сегодня - неоспоримо значимая составляющая жизни общества, а для подрастающего поколения - это один из институтов социализации, на который проецируется множество ожиданий и одновременно проблемати-

заций взрослого социума, осмысленных недостаточно. Психологические аспекты спортивной подготовки обсуждаются в русле мотивацион-ных детерминант высокой спортивной результативности [Веракса и др., 2021; Маланов, Субае-ва, 2021; Barcza-Renner et al., 2016; Gould et al.,

2002; Hill, Grugan, 2019; Madigan et al., 2019] и предотвращения деструктивных психоэмоциональных состояний субъектов тренировочного процесса [Бочавер и др., 2022; Довжик и др., 2021; Зязина, Николаева, 2016; Goodger et al. 2007; Gustafsson et al., 2016; Hegarty et al., 2018; Kegelaers et al. 2021; Olusoga et al., 2019; Smith, 2018]. Однако все большее внимание обращается на спортивную подготовку как процесс тесного взаимодействия спортсменов с тренером и своего рода школу сотрудничества [Бочавер и др., 2022; Светлова, 2013; 2014]. Фокусы исследовательского внимания при этом могут не только локализоваться в проблематике значения отношений тренер - спортсмен для результативности деятельности спортсмена [Светлова, 2013; 2014], но и смещаться «от прагматических позиций по отношению к субъекту соревновательной деятельности как "человеку-машине" к экзистенциально-гуманистическому наполнению внутреннего мира спортсмена и наставника» [Бочавер и др., 2022, с. 182].

Совмещение этих двух ракурсов, на наш взгляд, возможно при рассмотрении социально-перцептивного аспекта взаимодействия и его связи с характеристиками активности во взаимодействии [Андреева, 2000; Лукьянченко и др., 2022; Панферов, 2009; Реан, Коновалов, 2018].

В соответствии с вышесказанным было проведено исследование связи характеристик субъективного восприятия и активности взаимодействия в спортивной деятельности школьников-единоборцев, занимающихся тхэквондо.

Методическое обеспечение и база исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход, предполагающий рассмотрение интра- и интерпсихических феноменов в их взаимосвязи.

Методическое обеспечение исследования составили следующие методики.

1. Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эт-кинда [Бажин, Эткинд, 1985], предназначенный для выявления эмоциональной значимости оцениваемых объектов (в данном исследовании: Я, тренировка, тренер, одногруппники, друзья, родители, успех, неуспех, школа, учителя).

2. Анкета анализа причин успешности и неуспешности в ситуациях тренировки, общения с тренером, соревнования. Оценивалось: насколько причина зависит от самого респондента (параметр локус Я), насколько от тренера (параметр локус тренера) и насколько часто она будет повторяться в будущем (параметр стабильность). Для оценки использовались шкалы с диапазоном от -3 до 3 [Аликин, 2022].

3. Проективная методика «Рисунок лесной спортивной школы» - модифицированный вариант методики С. Панченко «Школа зверей». В инструкции респондентам предлагалось нарисовать спортсмену себя в виде зверька в лесной спортивной школе для зверей [Микляева, Румянцева, 2004].

4. Анкета оценки активности юных спортсменов во взаимодействии, в которой выступающий в качестве эксперта тренер оценивал три ее параметра: инициативность в общении, ориентированность на тренера (насколько внимательно воспринимает и реализует указания тренера), степень достаточного для обеспечения тренировочного тонуса воздействия тренера (сколько необходимо прилагать тренеру усилий, чтобы ученик выполнял тренировочные упражнения в соответствии с требованиями). Для оценки использовалась 4-балльная шкала.

В исследовании приняли участие занимающиеся тхэквондо воспитанники Красноярской детско-юношеской спортивной школы по видам единоборств младшего подросткового возраста, 51 респондент: 30 мальчиков и 21 девочка.

Для математической обработки использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Устанавливалось наличие связей между показателями Цветового теста отношений, анкеты анализа причин, проективного рисунка с показателями анкеты оценки интерактивной активности.

Результаты исследования. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке. Все значимые корреляционные связи оказались положительными. Пунктирной линией обозначены корреляционные связи со значимостью р<0,05, сплошной линией - связи со значимостью р<0,01.

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

Инициативность Ориентированность Воздействие

Анкета оценки интерактивной активности

Рис. Значимые корреляционные связи показателей субъективного восприятия и активности

взаимодействия в спортивной деятельности юных спортсменов-тхэквондистов Fig. Significant correlations between the indicators of subjective perception and the interaction activity among taekwondo athletes of young adolescence

Наибольшее количество связей имеет параметр активности взаимодействия «инициативность». Две из них - с данными Цветового теста отношений: с показателями эмоциональной значимости одногруппников по спортивной школе и школьных педагогов. Поскольку в методике ЦТО большей эмоциональной значимости соответствуют меньшие цифровые значения, можно говорить, что в системе эмоциональных значимостей проявляющих на тренировке большую инициативность юных тхэквонистов одно-группники и учителя имеют относительно низкую представленность.

Проявления инициативности в тренировочном процессе также положительно связаны с такими характеристиками причинного анализа, как выраженность локуса Я в объяснении причин успехов на тренировке; приписывание стабильности неуспеху на тренировке; выраженность локуса тренера в объяснении неудачных исходов общения тренер - спортсмен; выраженность локуса Я в общей тенденции объяснения успеха и приписывание стабильности в общей тенденции объяснения неуспеха.

Показатель инициативности также связан с такой характеристикой проективного рисунка «Лесная спортивная школа», как представленность в нем фигуры самого респондента. Последнее трактуется как чувство собственной значимости в отражаемой на рисунке ситуации, в данном случае - в тренировочном процессе.

Показатель ориентированности на тренера, как и показатель инициативности, положительным образом связан с выраженностью ло-куса Я в причинном объяснении успехов на тренировке и в общей тенденции объяснения успехов в спортивной деятельности, а также с представленностью на проективном рисунке лесной спортивной школы фигуры респондента. Эта характеристика взаимодействия юного единоборца находится в прямой связи с тем, насколько стабильными он считает неуспехи в общении тренер - спортсмен.

Иными словами, школьники-единоборцы, проявляющие большую инициативу и большую направленность на тренерское воздействие в процессе спортивной подготовки, в сравнении с товарищами, в меньшей степени прояв-

ляющими эти важные качества, выше оценива- действия в спорте. В частности, выявление,

ют свой вклад в результативность тренировок и можно сказать, стимулирующей роли приписы-

свою значимость в ситуациях спортивной под- вания определенной степени стабильности неу-

готовки, полагая при этом, что неуспешность в спехам для проявления продуктивных характе-

спортивной деятельности - нередкое явление. ристик взаимодействия в спортивной деятель-

Более инициативные также сравнительно боль- ности в некоторой степени противоречит усто-

ше ответственности за проблемы взаимопони- явшимся в психологии представлениям о бес-

мания приписывают тренеру. спорно положительном значении показателя

Показатель степени требуемого тренерско- нестабильности в каузальном анализе неудач.

го воздействия связан только с выраженностью Но при обращении к богатому арсеналу экспе-

локуса Я в объяснении неуспехов в соревно- риментальтики известного специалиста с обла-

ваниях. сти мотивации Кэрол Дуэк [2022] можно обна-

Заключение. Проведенное исследование по- ружить возможности интерпретации результа-

казало, что важные для продуктивности спортив- тов исследования через механизмы актуализа-

ной подготовки характеристики взаимодействия ции мотивов преодоления. Результаты иссле-

школьников-единоборцев связаны с особенно- дования могут быть использованы как в опре-

стями их субъективного восприятия различных делении траекторий дальнейших исследований

аспектов этой деятельности. Следует отметить, взаимодействия в спортивной подготовке, так

что полученные результаты вносят вклад в по- и в программах повышения психологической <;

PQ

нимание детерминант продуктивности взаимо- компетентности тренеров. И

а

1. Аликин М.И. Каузальная атрибуция успешности спортивной деятельности школьников, занима- шлющихся тхэквондо // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. Т. 59, № 1. С. 128-136. DOI: https:// «

doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-323 Р s

о <J

2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе- щ н ний. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с. wg

3. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений: метод. рекомендации. Л.: Ленингр. науч.- н рц исслед. психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 1985. 18 с. ^ S

4. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Бондарев Д.В., Резниченко С.И. Проблема субъективного благопо- ®

О ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лучия спортивного тренера // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 4. С. 181-194. DOI: о О 10.17759/exppsy.2022150412 О §

Библиографический список

у

5. Веракса А.Н., Якушина А.А., Семенов Ю.И. Роль перфекционизма в деятельности спортсменов: Й м

Я

диагностика и связь с тревожностью, мысленными образами и спортивной мотивацией // Вест- £ к

ьч 1—1

ник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 3. С. 202-221. DOI: 10.21638/ О О spbui6.2021.301 ^ ^

6. Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Выгорание спортивного тренера: ^ д угроза профессиональной успешности, ментальному здоровью и благополучию [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 24-47. DOI: 10.17759/ cpse.2021100402

7. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 304 с.

8. Зязина Н.А., Николаева Н.О. Девушки в спорте и балете: пищевое поведение, отношение к ^Н своему телу, межличностное взаимодействие и личностная компетентность [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 56-68. DOI: 10.17759/ cpse.2016050304

S

к

и

w

PQ

9. Лукьянченко Н. В., Захарова Л.С., Аликин М.И. Представления подростков о критериях нормативного оценивания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. Т. 61, № 3. С. 109-124. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-61-3-356

10. Маланов С.В., Субаева А.С. Мотивация, воля, целеполагание и рост спортивного мастерства у бегунов на средние и длинные дистанции // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 168-182. DOI: 10.17759/exppsy.2021140312

11. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.

12. Панферов В.Н. Теоретические следствия из опыта познания человека человеком // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 3, ч. II. С. 228-237.

13. Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 60-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090205

14. Светлова А.А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6, № 3. С. 181-187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060318

15. Светлова А.А. Ролевые ожидания в педагогическом общении тренера и спортсмена как фактор спортивной результативности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Т. 5, № 2. С. 292-300. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_ n2/61388 (дата обращения: 28.02.2023).

16. Barcza-Renner K., Eklund R.C., Morin A.J. S., Habeeb C.M. Controlling coaching behaviors and athlete burnout: Investigating the mediating roles of perfectionism and motivation // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2016. Vol. 38, No. 1. P. 30-44.

17. Goodger K., Gorely T., Lavallee D. et al. Burnout in sport: A systematic review // The Sport Psychologist. 2007. Vol. 21, No. 2. P. 127-151. DOI: 10.1123/tsp.21.2.127

18. Gould D.R., Dieffenbach K., MoffettA. Psychological characteristics and their development in Olympic champions // J.Appl. Sport Psychol. 2002. Vol. 14. P. 172-204. DOI: https://doi. org/10.1080/10413200290103482

19. Gustafsson H., Hill A.P., Stenling A., Wagnsson S. Profiles of perfectionism, parental climate, and burnout among competitive junior athletes // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2016. Vol. 26 (10). P. 1256-1264.

20. Hegarty E.M., Weight E., Register-Mihalik J.K. Who is coaching the coach? Knowledge of depression and attitudes toward continuing education in coaches // BMJ Open Sport & Exercise Medicine. 2018. Vol. 4, No. 1. P. 1-7. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000339

21. Hill A.P., Grugan M. Introducing perfectionistic climate // Perspectives on early childhood psychology and education. 2019. Vol. 4, No. 2. P. 263-276.

22. Kegelaers J., Wylleman P., Bree N.A. van et al. Mental health in elite-level coaches: Prevalence rates and associated impact of coach stressors and psychological resilience // International Sport Coaching Journal. 2021. Vol. 8, No. 3. P. 338-347. DOI: 10.1123/iscj.2020-006614

23. Madigan D.J., Curran T., Stoeber J., Hill A.P., Smith M.M., Passfield L. Development of perfectionism in junior athletes: A three-sample study of coach and parental pressure // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2019. Vol. 41, No. 3. P. 167-175. URL: https://doi.org/10.1123/jsep.2018-0287

24. Olusoga P., Bentzen M., Kentta G. Coach burnout: A scoping review // International Sport Coaching Journal. 2019. Vol. 6, No. 1. P. 42-62. DOI: 10.1123/iscj.2017-009420

25. Smith A. Depression and suicide in professional sports work. In: Sport, Mental Illness, and Sociology (Research in the Sociology of Sport, Vol. 11). Bingley: Emerald Publishing Limited, 2018. P. 79-95. DOI: 10.1108/S1476-28542018000001100627

RELATIONSHIP BETWEEN CHARACTERISTICS OF SUBJECTIVE PERCEPTION AND INTERACTION ACTIVITY AMONG TAEKWONDO SPORTSMEN OF EARLY ADOLESCENCE

M.I. Alikin (Krasnoyarsk, Russia)

N.V. Lukyanchenko (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem and purpose of the article. The high importance of the interaction between an athlete and a coach in sports training requires the study of its aspects that ensure the effectiveness of the athlete's activity and the quality of the interaction itself. This question actualizes consideration of the subjective perception of various aspects of sports activity and its connection with the characteristics of an athlete's activity in interaction with a coach.

Methodology of the research. The methodological basis of the research was a systematic approach that involves consideration of intra- and inter-psychic phenomena in their interrelation. The study used: Color Relationship Test (CRT) developed by A.M. Etkind; a questionnaire for analyzing the reasons for success and failure in situations of training, communication with a coach, competition; projective technique "Drawing of a Forest Sports School"; questionnaire for assessing the interactive activity of young athletes. Correlation analysis (Spearman's coefficient) was used for mathematical processing. Respondents: students of the Krasnoyarsk children's and youth sports school in martial arts of younger adolescence (N=51).

Research results. Martial arts students who show great initiative and a greater focus on coaching in the process <; of sports training, in comparison with athletes who show these important qualities to a lesser extent: they estimate ® their contribution to the effectiveness of training and their importance in situations of sports training higher, believ- ¡gi ing, at the same time, that failure in sports activities is not uncommon. More initiative ones also attribute relatively more responsibility for problems of mutual understanding to a coach. The indicator of the degree of the required ^ coaching influence is associated only with the severity of the locus I in explaining the failure in competitions. g

Conclusion. The results of the study contradict ideas about a productive role of attributing low stability to the W causes of failure, but can be explained by the action of coping motivation mechanisms, can be used in determining o H the trajectories of further research on interaction in sports training and in programs to improve psychological com- o ^ petence of coaches. ® W

Keywords: early adolescence, taekwondo sportsmen, coach, sports activities, subjective perception, interaction, § S causal attribution, emotional significance. ^ p^

ft <

Alikin Mark I. - PhD Candidate, Department of Psychology and Pedagogy, Institute of Social Engineering, Reshetnev >> ^

Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia); Scopus Author ID 57218956484; ORCID ID o O

0000-0003-0737-4454; e-mail: pm2486@mail.ru ¡T fe

W

Lukyanchenko Natalya V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Institute ^ Q

of Social Engineering, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia); Scopus ^ ^

Author ID 57218951114; ORCID ID 0000-0003-2813-9461; e-mail: Luk.nv@mail.ru ^ S

IS

Reference ^ g.

1. Alikin M.I. Causal attribution of success in sports activities of schoolchildren involved in taekwondo // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev). 2022. Vol. 59, No. 1. P. 128-136. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-323

2. Andreeva G.M. Psychology of social cognition: Textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Aspekt Press, 2000. 288 p.

3. Bazhin E.F., Etkind A.M. Color test of relationships (Guidelines). Leningrad: Leningrad Research Psychoneurological Institute named after V.M. Bekhterev, 1985. 18 p. ^H

4. Bochaver K.A., Dovzhik L.M., Bondarev D.V., Reznichenko S.I. The problem of subjective well-being of a sports coach // Eksperimentalnaya psikhologiya (Experimental Psychology). 2022. Vol. 15, No. 4. P. 181-194. DOI: 10.17759/exppsy.2022150412

« S

к

и

w

PQ

5. Veraksa A.N., Yakushina A.A., Semenov Yu.I. The role of perfectionism in the activities of athletes: diagnostics and connection with anxiety, mental images and sports motivation // Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta. Psikhologiya (Bulletin of St. Petersburg University. Psychology). 2021. Vol. 11, No. 3. P. 202-221. DOI: 10.21638/spbu16.2021.301

6. Dovzhik L.M., Bochaver K.A., Reznichenko S.I., Bondarev D.V. Sports coach burnout: a threat to professional success, mental health and well-being // Clinical and Special Psychology. 2021. Vol. 10, No. 4. P. 24-47. DOI: 10.17759/cpse.2021100402

7. Dweck C. Flexible consciousness. A new look at the psychology of the development of adults and children. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2022. 304 p.

8. Zyazina N.A., Nikolaeva N.O. Girls in sports and ballet: eating behavior, attitude to one's body, interpersonal interaction and personal competence // Clinical and Special Psychology. 2016. Vol. 5, No. 3. P. 56-68. DOI: 10.17759/cpse.2016050304

9. Lukyanchenko N. V., Zakharova L. S., Alikin M. I. Teenagers' ideas about the criteria for normative assessment // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev). 2022. Vol. 61, No. 3. P. 109-124. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-61-3-356

10. Malanov S.V., Subaeva A.S. Motivation, will, goal-setting and the growth of sportsmanship among runners for medium and long distances // Eksperimentalnaya psikhologiya (Experimental Psychology). 2021. Vol. 14, No. 3. P. 168-182. DOI: 10.17759/exppsy.2021140312

11. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. School anxiety: diagnosis, prevention, and correction. St. Petersburg: Rech, 2004. 248 p.

12. Panferov V.N. Theoretical implications from the experience of human cognition by humans // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12 (Bulletin of St. Petersburg University. Series 12). 2009. Is. 3, part 2. P. 228-237.

13. Rean A.A., Konovalov I.A. Socio-perceptual image of various social groups in the minds of adolescents // Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo (Social Psychology and Society). 2018. Vol. 9, No. 2. P. 60-80. DOI: 10.17759/sps.2018090205

14. Svetlova A.A. The relationship between an athlete and a coach as a factor in the success of sports activities // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education psyedu.ru). 2014. Vol. 6, No. 3. P. 181-187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060318

15. Svetlova A.A. Role expectations in pedagogical communication between a coach and an athlete as a factor in sports performance // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education psyedu.ru). 2013. Vol. 5, No. 2. P. 292-300. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/ archive/2013_n2/61388 (access date: 28.02.2023).

16. Barcza-Renner K., Eklund R.C., Morin A.J. S., Habeeb C.M. Controlling coaching behaviors and athlete burnout: Investigating the mediating roles of perfectionism and motivation // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2016. Vol. 38, No. 1. P. 30-44.

17. Goodger K., Gorely T., Lavallee D. et al. Burnout in sport: A systematic review // The Sport Psychologist. 2007. Vol. 21, No. 2. P. 127-151. DOI: 10.1123/tsp.21.2.127

18. Gould D.R., Dieffenbach K., MoffettA. Psychological characteristics and their development in Olympic champions // J.Appl. Sport Psychol. 2002. Vol. 14. P. 172-204. DOI: https://doi. org/10.1080/10413200290103482

19. Gustafsson H., Hill A.P., Stenling A., Wagnsson S. Profiles of perfectionism, parental climate, and burnout among competitive junior athletes // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2016. Vol. 26 (10). P. 1256-1264.

20. Hegarty E.M., Weight E., Register-Mihalik J.K. Who is coaching the coach? Knowledge of depression and attitudes toward continuing education in coaches // BMJ Open Sport & Exercise Medicine. 2018. Vol. 4, No. 1. P. 1-7. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000339

21. Hill A.P., Grugan M. Introducing perfectionistic climate // Perspectives on early childhood psychology and education. 2019. Vol. 4, No. 2. P. 263-276.

22. Kegelaers J., Wylleman P., van Bree N.A. et al. Mental health in elite-level coaches: Prevalence rates and associated impact of coach stressors and psychological resilience // International Sport Coaching Journal. 2021. Vol. 8. No. 3. P. 338-347. DOI: 10.1123/iscj.2020-006614

23. Madigan D.J., Curran T., Stoeber J., Hill A.P., Smith M.M., Passfield L. Development of perfectionism in junior athletes: A three-sample study of coach and parental pressure // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2019. Vol. 41, No. 3. P. 167-175. URL: https://doi.org/10.1123/jsep.2018-0287

24. Olusoga P., Bentzen M., Kentta G. Coach burnout: A scoping review // International Sport Coaching Journal. 2019. Vol. 6, No. 1. P. 42-62. DOI: 10.1123/iscj.2017-009420

25. Smith A. Depression and suicide in professional sports work. In: Sport, Mental Illness, and Sociology (Research in the Sociology of Sport, Vol. 11). Bingley: Emerald Publishing Limited, 2018. P. 79-95. DOI: 10.1108/S1476-28542018000001100627

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.