REFERENCES
1. Aringazina, A.M., Olzhayev, S.T. and Khegay, B.S. (2019), "Rehabilitation in oncology", ProfilakticheskayaMeditsina, No. 22(5), pp. 131 135.
2. Kondratieva, K.O., Vagaitseva, M.V., and Semiglazova, T.Yu. (2019), "The role of a medical psychologist in a multidisciplinary team for the rehabilitation of oncological patients", Pharmateka, No. 26(7), pp. 79-81.
3. Kulagina, I.Yu. and Senkevich, L.V. (2015), "Rehabilitation Potential of Personality in Various Chronic Conditions", Cultural-historical psychology, Vol. 11, No. 1, pp. 50-60.
4. Katarzyna Cieslak (2013), "Professional psychological support and psychotherapy methods for oncology patients. Basic concepts and issues", Reports of Practical Oncology and Radiotherapy, No. 18 (3), pp. 121-126.
5. Gregurek R., Bras M., Dordevic V., et al. (2010), "Psychological problems of patients with cancer", Psychiatria Danubina, Vol. 22(2), No. 2, pp. 227-300.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2022
УДК 159.9.075
РЕСУРСЫ И РИСКИ БЛАГОПОЛУЧИЯ ТРЕНЕРОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ ВОЗРАСТНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СПОРТСМЕНОВ
Лидия Михайловна Довжик, кандидат психологических наук, доцент младший научный сотрудник, Константин Алексеевич Бочавер, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией, Московский институт психоанализа, Москва
Аннотация
Целью представленной статьи является изучение ресурсов и рисков благополучия спортивных тренеров. В качестве переменных рассмотрены показатели психологического благополучия (общий балл и дополнительные переменные), самоконтроля, самоэффективности, аутентичности, перфекционизма и особенности взаимоотношений тренера и спортсмена. В ходе исследования были выделены две группы тренеров (детские тренеры и тренеры, работающие со всеми возрастными категориями). В результате сравнительного анализа были обнаружено, что тренеры, работающие с детским возрастом, демонстрируют значимо более низкие показатели в области Нормального перфекционизма, Общего благополучия и его аспектах (Позитивные эмоции, Достижение, Здоровье), Самоконтроле, также детские тренеры демонстрируют значимо более низкие показатели в таких аспектах взаимоотношений со спортсменами как Близость и Дополняемость.
Ключевые слова: психология спорта, тренеры, психологическое благополучие, аутентичность, самоэффективность, самоконтроль, взаимоотношения тренер-спортсмен.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p645-650
RESOURCES AND WELL-BEING RISKS OF COACHES WORKING WITH DIFFERENT AGE CATEGORIES OF ATHLETES
Lydia Mikhaylovna Dovzhik, the candidate of psychological sciences, research associate, Konstantin Alekseevich Bochaver, the candidate ofpsychological sciences, head of laboratory, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow
Abstract
The study of the resources and risks associated with the well-being of sports coaches was purpose of this article. Such variables as indicators of psychological well-being (total score and additional variables), self-control, self-efficacy, authenticity, perfectionism and features of the relationship between a coach and an athlete were considered. In the course of the study, there were identified two groups of coaches (children's coaches and coaches working with all age categories). As a result of the comparative analysis, it was found that coaches working with children demonstrate significantly lower indicators in the
field of normal perfectionism, general well-being and its aspects (positive emotions, achievements, health), self-control, as well as children's coaches demonstrate significantly lower indicators in such aspects of relationships with athletes as closeness and complementarity.
Keywords: sport psychology, coaches, psychological well-being, authenticity, self-efficacy, self-control, coach-athlete relationship.
ВВЕДЕНИЕ
Работа спортивного тренера, относясь к категории помогающих профессий, отличается высокой непосредственной ответственностью, поскольку в отличие от взаимодействия школьного учителя с учеником или социального работника с подопечным, происходит в условиях значительной двигательной ответственности, потенциально травмоопасной и рискованной. Таким образом, тренер, отвечая за результат работы -успешность воспитанников, также несет непосредственную и личную ответственность за их жизнь и здоровье, что формирует определенный уровень профессионального стресса.
Профессиональная мотивация специалиста поддерживается обратной связью в виде достижения поставленных целей, вознаграждения, благодарности. Тренеры, работающие в детско-юношеском спорте, зачастую имеют возможность получить лишь отсроченную обратную связь, когда их воспитанники добиваются высоких результатов спустя годы после начала занятий спортом. В мировой практике этот момент подробно регламентирован: миссия детского тренера - подготовить спортсмена к переходу в профессиональный спорт, сохранив его здоровье, развив навыки, подкрепив мотивацию. Собственно результаты спортивной конкуренции и победы на соревнованиях вторичны для зарубежной практики, в то время как в России премирование, профессиональный рост и заслуги тренера, даже детского, напрямую зависят от результатов его спортсменов.
Таким образом, в детско-юношеском спорте тренер зачастую сталкивается с определенными рисками, снижающими его благополучие, профессиональную мотивацию и даже само ментальное здоровье [1]. Это обусловило актуальность исследования: проверить в сравнении, действительно ли психологические характеристики спортивных тренеров в детско-юношеском и профессиональном спорте достоверно отличаются. Если эта гипотеза подтвердится, то результаты смогут указать на приоритетные направления профилактической работы, обучения и развития навыков самопомощи у детских тренеров.
Цель исследования: изучить различия в компонентах благополучия, а также сопутствующих ему характеристиках, направленных на его укрепление или снижение, среди спортивных тренеров, работающих с разными возрастными группами.
МЕТОДЫ И ВЫБОРКА
Для комплексной оценки связей системы ценностей спортсмена с рисками и ресурсами его ментального здоровья была сформирована батарея валидных спортивно-психологических опросников. Диагностическая батарея включала в себя следующие валидные и надежные тесты:
1. Краткая версия Дифференциального теста перфекционизма - 2 субшкалы, 14 пунктов, оценивающих нормальный и патологический перфекционизм [4].
2. Шкала общей самоэффективности - 10 пунктов, 1 шкала [7].
3. Краткая версия Шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург - 1 субшкала, 7 пунктов [9].
4. Опросник благополучия PERMA-Profiler - 23 пункта, 10 субшкал, позволяющие оценить эмоциональное, психологическое и социальное благополучие [5].
5. «Московская шкала аутентичности» - 5 пунктов, 1 субшкала, [6].
6. Шкала самоконтроля - 13 пунктов, 1 субшкала, оценивающая самоконтроль как мотивационно-личностный ресурс [3].
7. Опросник взаимоотношений тренера и спортсмена CARTQ - 11 пунктов, 3 субшкалы, позволяющие оценить такие аспекты взаимоотношение тренера с учениками
как: самоотдача, близость, дополняемость [8].
В выборку вошли 200 спортивных тренеров, 111 мужчин, 89 женщин, Мвозраст=39,2. Согласно логике исследования тренеры были разделены на три группы: работающие с детьми и подростками (N=98), работающие только с юношеским возрастом и взрослыми спортсменами(№61), а также тренеры, работающие со всеми возрастными категориями (N=41).
Исследование проводилось с помощью Google-forms, анонимно и добровольно, с соблюдением всех требований научной этики, тестирование занимало не более 25 минут. Всем респондентам по окончании тестирования были предоставлены материалы по психологии спорта и психологическим аспектам тренерства. Для обработки данных использовано ПО MS Excel и Statistica.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для начала мы изучили ответы респондентов в трех разных группах (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение средних значений показателей в группах тренеров в зависимости от возрастных группах, с которыми они работают (N=200)_
Детские тренеры Тренеры юношей/взрослых Тренеры, работающие со всеми возрастными категориями
1.1. Нормальный перфекционизм 38,39 42,12 42,39
1.2. Патологический перфекционизм 24,61 26,12 25,44
2. Самоэффективность 3,44 3,49 3,51
3. Благополучие Warvick 27,20 29,15 28,83
4.1. Позитивные эмоции 7,79 8,37 8,39
4.2. Вовлеченность 8,05 8,26 8,39
4.3. Взаимоотношения 7,72 8,37 7,87
4.4. Смысл 8,45 8,65 8,93
4.5. Достижения 8,17 8,60 8,81
4.6. Счастье 8,05 8,62 8,17
4.7. Негативные эмоции 4,96 4,41 4,94
4.8. Здоровье 7,57 8,36 8,43
4.9. Одиночество 3,10 3,04 3,06
4.10.0бщее благополучие PERMA 7,89 8,44 8,41
5. Аутентичность 22,22 22,58 22,67
6. Самоконтроль 44,15 47,19 47,06
7.1. Самоотдача тренера 18,54 18,85 18,56
7.2. Близость 26,00 27,23 27,06
7.3. Дополняемость 24,98 25,96 26,67
В ходе статистической проверки, мы обнаружили, что тренеры, работающие со старшим возрастом (группа 2), а также тренеры, работающие со всеми возрастными категориями (группа 3), не демонстрируют значимых различий. Однако, группа тренеров, работающих с младшим возрастом (группа 1), отличается от них по некоторым показателям. В виду вышеизложенного, было принято решение объединить две группа тренеров (2 и 3) в одну и сравнит их с тренерами первой группы. Таким образом, у нас получилось две группа тренеров, работающих только с детским возрастом (N=98, Мвозраст=36,8, Мстаж=10,8 лет) и тренеры, работающие с старшим возрастом/со всеми возрастами категориями (N=102, Мвозраст=41,3, Мстаж=14 лет).
Далее мы сравнили показатели по методикам в двух выделенных группах с с помощью непараметрического критерия и-Манна-Уитни (таблица 2).
В ходе анализа были обнаружены значимые различия в следующих показателях.
Показатели Нормального перфекционизма значимо выше в группе тренеров, работающих со старшими спортсменами/всеми возрастными категориями (группа 2). Как отмечают авторы опросника, данная шкала отражает адекватное стремление к совершенству, которое проявляется в установлении высоких, но при этом достижимых стандартов.
Таким образом, можно заключить, что среди детских тренеров, подобная тенденция выражена в меньшей степени, что в дальнейшем может негативно сказываться на продуктивности их работы, и как следствие - повышать риски эмоционального выгорания.
Таблица 2 - Различия между тренерами, работающими с детьми и тренерами, работающими со всеми возрастными категориями_
Показатели Тренеры, работающие только с детским возрастом Тренеры, работающие с старшим возрастом/со всеми воз- p
растными категориями
Дифференциальный тест перфекционизма
1.1. Нормальный перфекционизм 38,93 42,84 0,0076
1.2. Патологический перфекционизм 24,61 25,84 0,5314
2. Самоэффективность 3,44 3,50 0,4755
3. Благополучие Warvick 27,20 29,27 0,0078
Опросник благополучия PERMA-Profiler
4.1. Позитивные эмоции 7,79 8,52 0,0056
4.2. Вовлеченность 8,05 8,31 0,3418
4.3. Взаимоотношения 7,72 8,17 0,1866
4.4. Смысл 8,45 8,88 0,1562
4.5. Достижения 8,07 8,96 0,0032
4.6. Счастье 8,05 8,43 0,2489
4.7. Негативные эмоции 4,96 4,63 0,4332
4.8. Здоровье 7,57 8,48 0,0054
4.9. Одиночество 3,10 3,05 0,9477
4.10.0бщее благополучие PERMA 7,89 8,52 0,0034
5. Аутентичность 22,22 22,61 0,3373
6. Самоконтроль 44,15 47,91 0,0371
Опросник взаимоотношений тренера и спортсмена
7.1. Самоотдача тренера 18,54 18,73 0,3646
7.2. Близость 26,00 27,16 0,0115
7.3. Дополняемость 24,98 26,45 0,0107
Примечание: N=200, выделенные достоверны при p<0,05.
Выявлены значимые различия в показателях Общего благополучия (опросник Warvick): результаты значимо выше у тренеров второй группы. Это может быть связано с степенью вовлеченности в процесс и возможностями профессиональной реализации: во многих видах спорта роль детского тренера может оставаться недооценённой как со стороны спортивных федераций, так и, вероятно, со стороны родителей. Как было показано нами ранее, тренер для спортсмена значит гораздо больше, нежели просто инструмент для достижения результата, однако для многих, основным мерилом работы тренера остаются только спортивные показатели [2]. Таким образом, мы можем наблюдать риски для благополучия именно среди категории детских тренеров.
Были обнаружены значимые различия в трех показателях опросника благополучия PERMA-Profiler, а также в его общем балле. Такие аспекты благополучия как Позитивные эмоции, Достижение, Здоровье - значимо выше во второй группе тренеров, что вновь свидетельствует об их большей психологической устойчивости, наличии ресурсов и гармоничном эмоциональном состоянии. Как отмечают авторы опросника, Позитивные эмоции отражают способность сохранять оптимистичный настрой и оценивать все временные перспективы (прошлое, настоящее, будущее) в позитивном ключе. Такой взгляд крайне важен для работы тренера, который в любом случае сталкивается в своей работе с разными ситуациями (напр. поражения, уход спортсменов). Показатели Достижения связаны с чувством выполненного долга, умением строить цели и двигаться в сторону их достижения, что также является крайне важным навыком и показателем продуктивности в профессиональной деятельности. Здоровье связано с ощущением жизненной силы и физическим самочувствием. Как отмечают исследователи, показатели Здоровья положительно коррелируют с психологическим благополучием. В данном случае сложно указать причинно-следственный аспект, однако подобные связи могут работать в обе стороны.
Нас же в большей степени интересует вероятность соматизации: при неудовлетворённости профессиональной деятельностью, вероятно, может ухудшаться и восприятие своего общего физического тонуса, возникать повышенная усталость, сонливость. Однако эти выводы требуют дальнейших исследований и уточнений.
Крайне интересным, на наш взгляд являются различия в показателях Самоконтроля. Под данной чертой понимается способность к управлению своим поведением, эмоциями, желаниями и умение продумывать свои действия в противоположность импульсивному поведению. Мы видим, что данные особенности поведения в большей степени характерны для тренеров, работающих со взрослыми спортсменами или всеми возрастными категориями. Данный вывод крайне важен, так как именно детским тренерам, на наш взгляд, необходимо обладать более высокими навыками самоконтроля, нежели остальным категория тренеров. Однако наши данные демонстрируют обратную картину, что может негативно сказываться в первую очередь на психологическом климате в команде, эмоциональном благополучии воспитанников, и, в конечном счете, на их результативности и мотивации дальнейшего продолжения карьеры.
В заключение, стоит отметить значимые различия во взаимодействии тренеров со спортсменами: детские тренеры демонстрируют значимо более низкие показатели в таких аспектах как Близость и Дополняемость, отражающих отношение к самим спортсменам (доверие, уважение, радость от работы с ними) и к своей работе (максимальное количество прилагаемых усилий со своей стороны, а также уверенность в таком отношении и со стороны спортсменов). В целом, данные показатели характеризуют степень доверия между тренером и спортсменов, взаимоуважение и близость отношений. На наш взгляд, крайне важно организовать подобную гармоничную среду в самом начале профессионального пути спортсмена.
ВЫВОДЫ
Поставленный в начале нашего исследования вопрос, о наличии достоверных различий в психологических характеристиках спортивных тренеров в детско-юношеском и профессиональном спорте нашел подтверждение. Тренеры, работающие с детским возрастом, демонстрируют значимо более низкие показатели в области Нормального пер-фекционизма, Общего благополучия и его аспектах (Позитивные эмоции, Достижение, Здоровье), Самоконтроле, а также значимо более низкие показатели в таких аспектах взаимоотношений со спортсменами как Близость и Дополняемость. Полученные в исследовании данные ярко демонстрируют аспекты уязвимости и риски благополучия детских тренеров, которые напрямую связаны с ментальным здоровьем их юных воспитанников.
Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации «МК-6241.2021.2 Профессиональная траектория и ресурсы психологического благополучия спортивных тренеров».
ЛИТЕРАТУРА
1. Выгорание спортивного тренера: угроза профессиональной успешности, ментальному здоровью и благополучию / Л.М. Довжик, К.А. Бочавер, С.И. Резниченко, Д.В. Бондарев // Клиническая и специальная психология. - 2021. -Том 10, № 4. - С. 24-47.
2. Бочавер К.А. Тренер и его роль в жизни юного спортсмена / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик // Психология детско-юношеского спорта. - Москва, Спорт, 2021. - С. 81-101.
3. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Д.Д. Сучков, Т.Ю. Иванова, О.А. Сычев, В.В. Бобров // Культурно-историческая психология. - 2016. Т. 12. № 2. - С. 46-58.
4. Золотарева А.А. Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик / А.А. Золотарева // Культурно-историческая психология. - 2018. - Том 14, № 1. - С. 107-115.
5. Исаева О.М. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии / О.М. Исаева, А.Ю. Акимова, Е.Н. Волкова // Социальная психология и общество. - 2022. -Том 13. № 3. - С. 116-133.
6. Нартова-Бочавер, С.К. Диспозициональная аутентичность во внутриличностном пространстве / С. К. Нартова-Бочавер, Б. Д. Ирхин, С. И. Резниченко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. Т. 17, № 3. - С. 500-519.
7. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. - 1996. - Том 7. - С. 1-76.
8. Fletcher D. Psychological stress in sports coaches: A review of concepts, research, and practice / D. Fletcher, M. Scott // Journal of Sports Sciences. - 2010. - Vol. 28, No. 2. pp. 127-137.
9. Kidman L. The coaching process: A practical guide to becoming an effective sports coach / L. Kidman, S. J. Hanrahan. - Routledge, 2010. - 280 p.
REFERENCES
1. Dovzhik, L.M., Bochaver, K.A., Reznichenko, S.I. and Bondarev, D.V. (2021), "Sport Coaches Burnout as a Threat to Professional Success, Mental Health and Well-Being", Clinical Psychology and Special Education, Vol. 10, No. 4, pp. 24-47.
2. Bochaver, K.A. and Dovzhik, L.M. (2021), "Coach and his role in the life of a young athlete", Psychology of youth sports, Sport, Moscow, pp. 81-101
3. Gordeeva, T.O., Osin, E.N., Suchkov, D.D., Ivanova, T.Yu., Sychev, O.A. and Bobrov V.V. (2016), "Self-Control as a Personality Resource: Assessment and Associations with Performance, Persistence and Well-Being", Cultural-historical psychology, Vol. 12, No. 2, pp. 46-58.
4. Zolotareva, A.A. (2018), "Brief Differential Perfectionism Inventory: Checking Cross-Cultural Stability of the Factor Structure and Psychometric Characteristics", Cultural-historical psychology, Vol. 14, No. 1, pp. 107-115.
5. Isaeva, O.M., Akimova, A.Yu. and Volkova, E.N. (2022), "PERMA-Profiler: the Approbation of the Russian Version", Social psychology and society, Vol. 13, No. 3, pp. 116-133.
6. Nartova-Bochaver, S.K. Irkhin B.D. and Reznichenko, S.I. (2020), "Trait Authenticity in the Intrapersonal Space", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, Vol. 17, No. 3, pp. 500519.
7. Shvartser, R., Erusalem, M. and Romek, V. (1996), "Russian version of the scale of general self-efficacy by R. Schwarzer and M. Jerusalem", Foreign Philosophy, Vol. 7, pp. 71-76.
8. Fletcher, D. and Scott, M. (2010), "Psychological stress in sports coaches: A review of concepts, research, and practice", Journal of Sports Sciences, Vol. 28, No. 2, pp. 127-137.
9. Kidman, L. and Hanrahan, S. J. (2010), The coaching process: A practical guide to becoming an effective sports coach, Routledge.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2022
УДК 159.9.072
ПРОФЕССИОГРАММА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иван Владимирович Елохов, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, Пермь; Дмитрий Александрович Зубков, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский
Аннотация
В статье рассматривается вопрос и критерии создания профессиограммы сотрудника уголовно-исполнительной системы ориентированная на профессиональную деятельность, которая связана с риском для жизни и вероятным применением огнестрельного оружия, специальных средств и