ЛИТЕРАТУРА
1. Кожушко Т.В. Бесконфликтное общение тьютора в творческой деятельности / Т.В. Ко-жушко // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2021. - С. 52-57.
2. Байчорова А.М. Коммуникативная компетенция тьютора в дополнительном образовании будущих специалистов /А.М. Байчорова // Проблемы современного образования. - 2021 - № 71-2. - С. 48-51.
3. Байчорова А.М. Конфликтологическая компетентность в профессиональной деятельности./ А.М Байчорова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск, 2021. - С. 8-13.
4. Байчорова А.М. Формирование конфликтологической компетентности как составляющая психологической подготовки современного педагога / А.М. Байчорова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - № 4. - С. 162-164.
REFERENCES
1. Kozhushko, T.V. (2021), "Conflict-free communication of a tutor in creative activity", Tradition and innovation in psychology and social work. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 52-57.
2. Baychorova, A.M. (2021), "Communicative competence of a tutor in the additional education of future specialists", Problems of modern education, No. 71-2, pp. 48-51.
3. Baychorova, A.M. (2021), "Conflictological competence in professional activities", Tradition and innovation in psychology and social work. Materials of the IV All Russian Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 8-13.
4. Baychorova, A.M. (2009), "Formation of conflictological competence as a component of psychological training of a modern teacher", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No. 4, pp.162-164.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2021
УДК 159.9.075
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНА В КОНТЕКСТЕ РИСКОВ И РЕСУРСОВ ЕГО МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Константин Алексеевич Бочавер, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией, Лидия Михайловна Довжик, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Максим Евгеньевич Квасов, младший научный сотрудник, Московский Институт Психоанализа, лаборатория спортивной психологии, г. Москва; Дмитрий Владимирович Бондарев, PhD, научный сотрудник, Университет Ювяскюля, Ювяскюля,
Финляндия
Аннотация
В статье обсуждаются результаты поискового исследования, направленного на выявление связей между системой ценностей спортсмена и его ментальным здоровьем: как рисками (выгорание, кризис мотивации), так и ресурсами (аутентичность, ментальная прочность, стрессоустойчи-вость). Результаты позволяют соотнести ценности как экзистенциальную характеристику личности спортсмена с компонентами его здоровья, благополучия и профессиональной успешности. По результатам можно сказать, что ценности представляются дифференцированным положительно направленным смысловым ресурсом, которые имеют тесную связь с аутентичностью, ментальной прочностью и стрессоустойчивостью.
Ключевые слова: аутентичность, выгорание, диагностика, дух спорта, ментальная прочность, мотивация, психология спорта, система ценностей, стрессоустойчивость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p453-459
CONNECTIONS OF THE ATHLETE'S VALUE SYSTEM WITH THE RISKS AND RESOURCES OF MENTAL HEALTH
Konstantin Alekseevich Bochaver, the candidate ofpsychological sciences, head of the laboratory, Lidiya Mikhailovna Dovzhik, the candidate of psychological sciences, research associate, Maxim Evgenievich Kvasov, the junior research associate, Moscow Institute of Psychoanalysis, laboratory of sports psychology, Moscow; Dmitry Bondarev, PhD, research associate, University of Jyvaskyla, Jyvaskyla Finland
Abstract
The article discusses the results of the pilot study aimed at identifying the links between the athlete's value system and mental health, measured as both risks (burnout, motivation crisis) and resources (authenticity, mental toughness, stress resilience). The results showed that measured values are associated with authenticity, mental toughness, and stress resilience. Based on the results, we can say that values are represented with the differentiated positively directed semantic resource that is directly related to the athlete's condition.
Keywords: authenticity, burnout, diagnostics, spirit of sport, mental toughness, motivation, psychology of sport, value system, stress resilience.
ВВЕДЕНИЕ
В фокусе прикладной психологии спорта относительно редко оказываются не прямые аспекты ментальной подготовки спортсмена, а его взгляды, установки, ценности. На данный момент не решен вопрос, как отношение спортсмена к жизни, миру, спорту, связано с его профессиональной успешностью, преодолением стресса, подготовленностью и надежностью в трудных ситуациях. К проблеме спортивных ценностей, как правило, подходят с нескольких позиций. Одна из них связана с установкой на победу, то есть совокупностью отношений спортсмена к себе, результату и сопернику. Наиболее ярко этот ракурс представлен в работах по спортивной ориентации, или соревновательности как «духу соперничества» в интерпретации Д. Джилл и Т. Дитера [5]. Другая позиция - это исследование ценностей в контексте «чистого спорта», где идентичность «чистого спортсмена» рассматривается как фактор избегания допинга и неспортивного поведения [4, 6]. Так, например, исследование Вулвей и соавторов (2021) среди спортсменов из Греции, Германии, Италии, Великобритании и Российской федерации показало, что ценностные приоритеты различаются у спортсменов из этих стран [13]. Третья позиция рассматривает ценности как один из компонентов командной сплоченности: чем сильнее выражено то, как разделяют ценности члены команды, тем выше их «командный дух» [3]. Существуют и работы, выполненные в общепсихологических концепциях М. Рокича и Ш. Шварца, изучающие ценности той или иной когорты спортсменов, чаще всего, качественными методами. Так, в исследовании М. Ли и М. Кокмана [7] были на основе интервью сформулированы следующие ценности, разделяемые спортсменами (таблица 1).
Таблица 1 - Ценности, разделяемые спортсменами, согласно исследованию М. Ли и М. Кокмана [7]_
1 Достижения 10 Забота о здоровье
2 Забота 11 Послушание в общении со старшими
3 Дружба 12 Важность публичного имиджа
4 Соблюдение правил 13 Спортивное мастерство
5 Добросовестность 14 Самореализаци
6 Выполнение условий контракта 15 Демонстрация мастерства
7 Радость от спорта 16 Сплоченность команды
8 Справедливость и честность 17 Терпимость
9 Качественное выступление 18 Значимость победы
Подобных репрезентаций спортивно-специфических ценностей существует достаточно много. Так, примерное содержание системы ценностей российских спортсменов было изучено авторами ранее методом интервью [1]. В данном исследовании мы ориентировались на измеримость ценностей, то есть количественную методологию, что было необходимо для реализации поставленных задач. Новизна исследования определяется тем, что ценности спортсмена впервые рассматриваются в фокусе ментального здоровья спортсмена для того, чтобы найти наличие связей между разделяемыми ценностями спортсмена и тем, что помогает ему - ментальной прочностью, стрессоустойчивостью, аутентичностью как свободой от внутренних конфликтов, а также тем, что выступает рисками досрочного завершения карьеры - спортивным выгоранием и кризисом мотивации. Возможно, формирование определенных ценностей на этапе детско-юношеского спорта способно значимо поддержать спортсмена в будущем.
Цель исследования: изучить, как связаны ценности, разделяемые спортсменом, с рисками и ресурсами его ментального здоровья.
МЕТОДЫ И ВЫБОРКА
Для комплексной оценки связей системы ценностей спортсмена с рисками и ресурсами его ментального здоровья была сформирована батарея валидных спортивно-психологических опросников, зарекомендовавших себя в исследованиях [2, 8, 9, 10, 11, 12]. Диагностическая батарея включала в себя следующие валидные и надежные тесты:
1. «Дух спорта» - 11 пунктов, 11 субшкал-ценностей, опросник, разработанный Дж. Мазанов в контексте концепции чистого спорта WADA;
2. «Шкала спортивного выгорания» - 15 пунктов, 3 субшкалы, опросник разработан Т. Рэдеке как адаптация концепции К. Маслач для профессионального спорта;
3. «Шкала спортивной мотивации» - 28 пунктов, 7 субшкал, разработан Л. Пел-летье и Р. Валлерандом в русле теории самодетерминации;
4. «Тест стрессоустойчивости Коннор-Дэвидсона» - 10 пунктов, 1 субшкала, наиболее распространенный опросник измерения стрессоустойчивости;
5. «Тест ментальной прочности» - 11 пунктов, 1 субшкала, авторы Д. Джилл и Л. Мадригал;
6. «Московская шкала аутентичности» - 5 пунктов, 1 субшкала, опросник разработан С.К. Нартовой-Бочавер и соавт.;
7. Анкета с биографическими сведениями (пол, возраст, стаж, вид спорта, уровень профессионального мастерства).
Выборку составила группа из 186 действующих спортсменов, 92 мужчины, 94 женщины, Мвозраст=20,3 года. В выборку вошли представители циклических (велоспорт, лыжные гонки, плавание, легкая атлетика), сложно-координационных (скалолазание, прыжки на батуте, художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание), игровых видов спорта (баскетбол, футбол, гольф, теннис) и единоборств (бокс, самбо, дзюдо, карате). По уровню мастерства группу составили спортсмены юношеских (32) и взрослых (53) разрядов, кандидаты в мастера спорта (60), мастера спорта (32), МСМК и ЗМС (9).
Исследование проводилось очно, анонимно и добровольно, с соблюдением всех требований научной этики, тестирование занимало 15-20 минут. Мотивация участников подкреплялась обратной связью от исследователя (результаты тестирования и материалы по психологии спорта для самостоятельного изучения). Для обработки данных использовано ПО MS Excel и Statistica.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Описательная статистика
На первом этапе обработки данных была проанализирована обобщенная система ценностей спортсменов, вошедших в выборку (рисунок 1). Внутренняя согласованность
опросника высокая, Альфа Кронбаха = 0,95. Значения отдельных субшкал варьируют незначительно, в диапазоне 6-7. Проверка половых различий дала низкое содержание различий. Только по одной субшкале Этика женщины показали достоверно более высокое значение (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05).
Этика
Рисунок 1 - Распределение средних значений разделяемых спортсменами ценностей (тест «Дух спорта»),
N=186
По содержанию первичных результатов можно отметить, что ценности выражены не вполне равномерно. Так, наиболее важной из ценностей для представителей выборки стала Радость (от занятий спортом), условно определяющая внутреннюю спортивную мотивацию, эмоциональную вовлеченность. Наименее выраженной стала ценность Солидарности. Действительно, эта ценность транслируется преимущественно спортсменами самой высокой квалификации, мастерами спорта международного класса и заслуженными мастерами спорта, тогда как массовыми являются скорее ценности индивидуализма: Упорство и Совершенство. Солидарность в репрезентации одного из респондентов нашего прошлого исследования, многократного олимпийского чемпиона, выглядела так: «Я всегда радовался за соперников. Я считаю и всегда считал, что к сопернику надо с уважением относиться, с добротой. Если ты будешь думать про него «Сейчас порву», - то это не для меня. Я считаю, что всегда нужно корректно относиться к своему сопернику, потому что он также волнуется, также переживает, он такую же работу проделал, как и ты, за него болеют такие же родители, братья и сестры. Поэтому я всегда старался с относиться ко всем с добротой. Спортсмены - это такое братство».
2. Анализ связей
Корреляционный анализ (критерий Спирмэна, р<0,05) позволил выявить несколько закономерностей в связях системы ценностей и иных изученных параметров (таблица 2).
Таблица 2 - Кор] реляции ценностей с рисками и ресурсами ментального здоровья
Ценности Демотива-ция Аутентичность Снижение самореализации Истощение Обесценивание Стрессо-устойчивость Ментальная прочность
Этика -0,10 0,22* -0,12 -0,06 -0,10 0,14 0,08
Здоровье -0,20* 0,15* -0,17* -0,16* -0,16* 0,14 0,22*
Совершенство -0,31* 0,14 -0,21* -0,23* -0,25* 0,15* 0,21*
Воспитание -0,13 0,15* -0,19* 0,01 -0,13 0,26* 0,17*
Радость -0,16* 0,28* -0,07 -0,14 -0,03 0,19* 0,10
Командная работа -0,07 0,17 -0,14 -0,16* -0,12 0,04 0,17*
Упорство -0,07 0,04 0,00 -0,03 -0,04 0,08 0,10
Правила -0,10 0,14* -0,13 -0,05 -0,06 0,21* 0,22*
Уважение -0,18* 0,24* -0,20* -0,09 -0,13 0,22* 0,26*
Смелость -0,10 0,18* -0,02 -0,04 0,04 0,20* 0,19*
Солидарность -0,08 0,18* -0,17* -0,13 -0,11 0,15* 0,28*
Примечание: N=186; * - достоверны при р<0,05.
По результатам корреляционного анализа можно сделать ряд выводов:
A. Во-первых, 10 из 11 изучаемых ценностей (кроме Упорства) достоверно связаны с отдельными компонентами ментального здоровья спортсмена. Естественно, сила корреляций относительно невысока, поскольку изучаемые феномены не однонаправлен-ны. Так, если Ментальной прочности и Стрессоустойчивости превышает 0,6, то ценностный репертуар связан с компонентами ментального здоровья на уровне до 0,3. Тем не менее, наличие большого количества достоверных связей подтверждает гипотезу о том, что ментальное здоровье различается у спортсменов с разной системой ценностей.
Б. Во-вторых, ценности, объединенные в Дух спорта, положительно связаны с феноменами, определяющими ментальное здоровье спортсмена. Аутентичность спортсмена, Ментальная прочность и Стрессоустойчивость достоверно и положительно связаны соответственно с 8, 7 и 8 ценностями спортсмена. Наиболее сильны взаимосвязи Аутентичности и Радости (понимающий себя и свои принципы спортсмен с любовью и энтузиазмом продолжает заниматься спортом, получая от этого удовольствие), Солидарности и Ментальной прочности (понимающий важность чувствовать «плечо товарища» легче переживает трудности, возможно, получая и оказывая поддержку), Воспитания и Стрессо-устойчивости, Уважения и Ментальной прочности.
B. В-третьих, явления, несущие риск кризиса и досрочного окончания карьеры спортсменом, достоверно и отрицательно связаны с 7 из 11 ценностей. Только Этика, Упорство, Правила и Смелость спортсмена не имеют связей с Выгоранием и Демотива-цией. Остальные ценности связаны с ними. Наиболее сильна взаимосвязь ценности Совершенства, показывающей необходимость раздвигать собственные границы и расти над собой, с Демотивацией, Истощением, Обесцениванием и Снижением самореализации. Иными словами, тенденция к самосовершенствованию снижена у спортсменов, переживающих выгорание как снижение мотивации, накопленную усталость и экзистенциальный кризис с непониманием своей цели и возможностей.
Общую композицию изученных параметров можно графически представить следующим образом (рисунок 2).
Ресурсы
Рисунок 2 - Композиция корреляционных связей ценностей спортсмена и параметров его ментального здоровья
(N=186, критерий Пирсона, p<0,05)
Часть состояний (ситуативные риски) и личностных качеств (стабильные ресурсы) спортсмена представляют собой два своеобразных полюса на континууме его ментального здоровья. Оно снижается при возникновении кризиса мотивации и выгорания, но повышается благодаря аутентичности, ментальной прочности и стрессоустойчивости. Эти два кластера связаны между собой достоверно и отрицательно (от -0,2 до -0,5).
Система ценностей - «Дух спорта» - имеет большое число связей с компонентами ментального здоровья спортсмена. Она достоверно и отрицательно связана с Демотивацией и Выгоранием, достоверно и положительно - с Ментальной прочностью, Стрессоустойчивостью и Аутентичностью.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Действующие спортсмены разделяют ценности в разной мере, но преобладают индивидуалистические ценности: Радость (от спорта), Упорство, Здоровье. Практически все ценности имеют достоверные разнонаправленные связи с компонентами ментального здоровья спортсмена. 10 из 11 изучаемых ценностей (кроме Упорства) достоверно связаны с отдельными компонентами ментального здоровья спортсмена. Ценности положительно связаны с феноменами, определяющими ментальное здоровье спортсмена. Явления, несущие риск кризиса и досрочного окончания карьеры спортсменом, достоверно и отрицательно связаны с 7 из 11 ценностей. Эти результаты говорят о том, что психологическая подготовка спортсмена, по всей видимости, не должна исчерпываться ситуативной тренировкой ментальных навыков, но может простираться шире, вовлекая таких референтных персон как тренеры, друзья, партнеры, родители. Поисковое исследование дало достаточно результатов для дальнейшего уточнения характера связей ментального здоровья и ценностей. Вполне вероятно, выраженность тех или иных ценностей выступит предиктором сопротивления выгоранию и демотивации и формирования ментальной прочности, стрессоустойчивости и аутентичности. Самым важным выводом представляется то, что феномены разного происхождения (вопреки позиции «ценности - одно, а то, как спортсмен себя чувствует - другое») оказались достоверно связаны, что еще сильнее подчеркивает значимость воспитания и культурных детерминант спортивной успешности.
Подготовлено при поддержке гранта РФФИ 20-013-00695 «Трансляция и формирование ценностей в профессиогенезе спортсмена».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочавер К. А. Перенос системы ценностей от тренера к воспитаннику в спорте: пилотное исследование / К.А. Ьочавер, Л.М. Довжик, Д.В. Бондарев // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности. Сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции. -Москва, 2020. -С. 29-32.
2. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» / К.А. Бочавер, И.Т. Выходец, В.Н. Касаткин, А.В. Квитчастый // Спортивный психолог. - 2012. - № 1 (25). - С. 38-43.
3. Савинкина А.О. Методика диагностики сплоченности спортивной команды (на примере футбола) / А.О. Савинкина // Спортивный психолог. - 2015. - №. 4. - С. 69-75.
4. Whistleblowing against doping in sport: A cross-national study on the effects of motivation and sports person ship orientations on whistleblowing intentions / V. Barkoukis, , D. Bondarev, L Lazuras, [et al.] // Journal of Sports Sciences. - 2021. - Т. 39, №. 10. - С. 1164-1173.
5. Gill D. L., Deeter T. E. Development of the sport orientation questionnaire / D. L. Gill, T. E. Deeter // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 1988. - Т. 59, №. 3. - С. 191-202.
6. Lazuras L. Whistleblowing against Doping Misconduct in Sport: A Reasoned Action Perspective with a Focus on Affective and Normative Processes / L. Lazuras // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2021. - Vol. 43, № 4. - C. 285-289.
7. Lee M.J. Values in Children's Sport: Spontaneously Expressed Values Among Young Athletes / M.J. Lee, M. Cockman // International Review for the Sociology of Sport, 1995. - Vol. 30 (3-4). - P. 337-350.
8. Madrigal L. Mind over matter: The development of the Mental Toughness Scale (MTS) / L. Madrigal, S. Hamill, D.L. Gill // The Sport Psychologist. - 2013. - Vol. 27(1). - P. 62-77.
9. Mazanov J., Huybers T., Connor J. Prioritising health in anti-doping: what Australians think //Journal of science and medicine in sport. - 2012. - Т. 15, №. 5. - С. 381-385.
10. Nartova-Bochaver S. Validation of the 10-Item Connor-Davidson Resilience Scale: The Case of Russian Youth / S. Nartova-Bochaver, A. Korneev, K. Bochaver // Frontiers in Psychiatry. - 2021. - Т. 12. - С. 11.
11. Raedeke T.D. Development and preliminary validation of an athlete burnout measure / T.D. Raedeke, A.L. Smith // Journal of sport and exercise psychology. - 2001. - Т. 23, №. 4. - С. 281-306.
12. Reznichenko S.R, Nartova-Bochaver S.K., Irkhin B.D. Do Authentic People Care about the Environment? A View from Two Paradigms. Psychology in Russia: State of the Art. - 2021. - Vol. 14, No. 3. - P. 81-102..
13. One Does Not Fit All: European Study Shows Significant Differences in Value-Priorities in Clean Sport / T. Woolway. A.M. Elbe, V. Barkoukis [et al.] // Frontiers in Sports and Active Living. -2021. - Vol. 3. - C. 99.
REFERENCES
1. Bochaver, K.A., Dovzhik, L.M., Bondarev, D.V. (2020), "Transfer of the system of values from coach to pupil in sports: a pilot study", Teenager in a metropolis: inequality and opportunities. Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 29-32.
2. Bochaver, K.A., Kasatkin, V.N., Vyhodec, I.T., and Kvitchastyj, A.V. (2012). "On the diagnosis of sports motivation: adaptation of the "Sport motivation scale" questionnaire", Sports psychologist, No. 1 (25), - pp. 38-43.
3. Savinkina, A.O. (2015), "Methods of diagnosing the cohesion of a sports team (on the example of football)", Sports psychologist, No. 4,, pp. 69-75.
4. Barkoukis, V., Bondarev, D., Lazuras, L., Shakverdieva, S., Ourda, D., Bochaver, K., Robson, A. (2021), "Whistleblowing against doping in sport: A cross-national study on the effects of motivation and sportspersonship orientations on whistleblowing intentions", Journal of Sports Sciences, Vol.39, No. 10, pp. 1164-1173.
5. Gill, D.L. and Deeter T.E. (1988), "Development of the sport orientation questionnaire", Research Quarterly for Exercise and Sport, Vol. 59, No. 3, pp. 191-202.
6. Lazuras, L., Barkoukis, V., Bondarev, D., Ntovolis, Y., Bochaver, K., Theodorou, N., Bingham, K. (2021), "Whistleblowing Against Doping Misconduct in Sport: A Reasoned Action Perspective With a Focus on Affective and Normative Processes", Journal of Sport and Exercise Psychology, Vol. 43, № 4, pp. 285-289.
7. Lee, M. J. and Cockman, M. (1995), "Values in children's sport: Spontaneously expressed values among young athletes", International Review for the Sociology of Sport, Vol. 30(3-4), pp. 337-350.
8. Madrigal, L., Hamill, S., Gill, D. L. (2013), "Mind over matter: The development of the Mental Toughness Scale (MTS)", The Sport Psychologist, Vol. 27(1), pp. 62-77.
9. Mazanov, J., Huybers, T. and Connor, J. (2012). "Prioritising health in anti-doping: what Australians think", Journal of science and medicine in sport, Vol. 15(5), pp. 381-385.
10. Nartova-Bochaver, S., Korneev, A., \nd Bochaver, K. (2021), "Validation of the 10-Item Connor-Davidson Resilience Scale: The Case of Russian Youth", Frontiers in Psychiatry, No. 12, pp. 11.
11. Raedeke, T. D. and Smith, A. L. (2001), "Development and preliminary validation of an athlete burnout measure", Journal of sport and exercise psychology, Vol. 23(4), pp. 281-306.
12. Reznichenko S.R, Nartova-Bochaver S.K. and Irkhin B.D. (2021), "Do Authentic People Care about the Environment? A View from Two Paradigms", Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 14. No. 3, pp. 81-102.
13. Woolway, T., Elbe, A. M., Barkoukis, V., Bingham, K., Bochaver, K., Bondarev, D., et al (2021), One does not fit all: European study shows significant differences in value-priorities in clean sport. Frontiers in sports and active living, Vol. 3, pp. 99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2021