Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ ОТТАВСКОГО ТЕСТА МЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ OMSAT'

АПРОБАЦИЯ ОТТАВСКОГО ТЕСТА МЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ OMSAT Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
481
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / МЕНТАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС / СПОРТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / DIAGNOSTICS / MENTAL SKILLS / SPORT PSYCHOLOGY / COMPETITIVE STRESS / ATHLETES' LONGEVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочавер Константин Алексеевич, Довжик Лидия Михайловна, Балакшина Мария Дмитриевна

В статье предлагаются результаты апробации нового для российской науки и практики диагностического опросника OMSAT, определяющего степень развития ментальных навыков в профессиональном спорте; анализируется наличие и характер связей психологической подготовки спортсмена и его навыков преодоления стресса, особенностей переживания соревновательного стресса и тревоги, а также спортивной мотивации. Результаты апробации подтверждают предварительное представление о высокой надежности и валидности, а также практической значимости «Оттавского теста ментальных навыков» в рамках психологического сопровождения спортсменов и подготовки исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бочавер Константин Алексеевич, Довжик Лидия Михайловна, Балакшина Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF THE OTTAWA MENTAL SKILLS TEST OMSAT

The article offers the results of testing a new for Russian science and practice diagnostic questionnaire OMSAT, which determines the degree of development of mental skills in professional sports; it analyzes the presence and nature of relations between the psychological training of an athlete and his or her coping skills, the characteristics of experiencing competitive stress and anxiety, as well as sport motivation. The results of testing confirm the preliminary idea of high reliability and validity, as well as the practical significance of the "Ottawa mental skills test" in the framework of psychological support of athletes and research preparation.

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ ОТТАВСКОГО ТЕСТА МЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ OMSAT»

искателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. -2017. - № 1. - С. 188-195.

3. Тлиш, Е.В. Особенности взаимосвязи перфекционизма спортсменов-подростков и воспринимаемого ими отношения социального окружения / Е.В. Тлиш, И.В. Харитонова // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. - С. 342-343.

REFERENCES

1. Bosenko Yu.M. and Raspopova A.S. (2019), "Personal characteristics as a resource of professional self-realization of athletes", Materials of the XV International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports "Rudikov Readings", Moscow, pp. 71-75.

2. Gladilina, L.A. and Gorskaya, G.B. (2018), "Features of perfectionism and personal maturity in professional and non-professional athletes, as well as those who are not engaged in sports", Materials of the annual report scientific conference of graduate students and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Vol. 1, No. 1-1, pp. 188-195.

3. Tlish, E.V. and Haritonova, I.V. (2019), "Peculiarities of the relationship between the perfectionism of teenage athletes and their perceived relationship of the social environment", Athletes competitiveness resources: theory and practice of implementation, No. 1, рp. 342-343.

Контактная информация: berilovanew@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.08.2020

УДК 159.9.075

АПРОБАЦИЯ ОТТАВСКОГО ТЕСТА МЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ OMSAT

Константин Алексеевич Бочавер, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией, Лидия Михайловна Довжик, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Мария Дмитриевна Балакшина, младший научный сотрудник, Московский

Институт Психоанализа

Аннотация

В статье предлагаются результаты апробации нового для российской науки и практики диагностического опросника OMSAT, определяющего степень развития ментальных навыков в профессиональном спорте; анализируется наличие и характер связей психологической подготовки спортсмена и его навыков преодоления стресса, особенностей переживания соревновательного стресса и тревоги, а также спортивной мотивации. Результаты апробации подтверждают предварительное представление о высокой надежности и валидности, а также практической значимости «Оттавского теста ментальных навыков» в рамках психологического сопровождения спортсменов и подготовки исследований.

Ключевые слова: диагностика, ментальные навыки, психология спорта, соревновательный стресс, спортивное долголетие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p343-349

APPROBATION OF THE OTTAWA MENTAL SKILLS TEST OMSAT

Konstantin Alekseevich Bochaver, the candidate of psychological sciences, laboratory chairman, Lydia Mikhaylovna Dovzhik, the candidate of psychological sciences,, research fellow, Maria Dmitrievna Balakshina, the junior researcher, Moscow Institute of Psychoanalysis

Abstract

The article offers the results of testing a new for Russian science and practice diagnostic questionnaire OMSAT, which determines the degree of development of mental skills in professional sports; it analyzes the presence and nature of relations between the psychological training of an athlete and his or her coping skills, the characteristics of experiencing competitive stress and anxiety, as well as sport motivation. The results of testing confirm the preliminary idea of high reliability and validity, as well as the prac-

tical significance of the "Ottawa mental skills test" in the framework of psychological support of athletes and research preparation.

Keywords: diagnostics, mental skills, sport psychology, competitive stress, athletes' longevity.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая подготовка в профессиональном спорте динамична, и в настоящее время ее приоритеты стали более дифференцированы, чем раньше. От моделей преодоления соревновательного стресса, таких как модели оптимального боевого состояния А.В. Алексеева [1], индивидуальной зоны оптимального функционирования Ю.Л. Ханина [8], модели катастроф Л. Харди [7], психологи-практики переходят к идее репертуара навыков, что отражено в фундаментальных работах Дж. Лесика («In pursuit of excellence»), Т. Орлика («Nine mental skills») и других авторов, также имеющих непосредственный опыт как исследований, так и практической работы в элитном спорте [9; 10]. В России предпринимались попытки подойти к дифференцированной диагностике ментальных навыков спортсмена (например, модель КОМПАС В.Н. Касаткина), однако задачи сравнительного анализа эффективности отдельных интервенций в международной науке и практике обусловили актуальность перевода и апробации с дальнейшей адаптацией теста, ставшего «золотым стандартом» за рубежом [4]. Таким образом, основной задачей настоящего исследования стало выявление и оценка психометрических особенностей и потенциала Оттавского теста ментальных навыков в работе с российской выборкой [5].

МЕТОДЫ И ВЫБОРКА

Для комплексной оценки преимуществ и недостатков нового теста была сформирована батарея валидных спортивно-психологических опросников, зарекомендовавших себя в исследованиях. Помимо 1) Оттавского теста ментальных навыков (OMSAT, Ottawa Mental Skills Assessment Tool, 48 пунктов, 12 шкал), респонденты заполняли 2) Тест ко-пинг-навыков спортсмена (ACSI-28, The Athletic Coping Skills Inventory, 28 пунктов, 8 шкал), 3) Шкалу спортивной мотивации (SMS, Sport Motivation Scale, 28 пунктов, 7 шкал), 4) Тест состояния соревновательной тревожности (CSAI-2, Competitive State Anxiety Inventory-2, 27 пунктов, 3 шкалы). Таким образом, в корреляционном анализе участвовали 30 переменных, отражающих различные аспекты психологической подготовленности спортсмена [2; 3; 5; 6; 11; 12].

Выборку для чистоты апробации составила однородная группа из 103 представителей спортивных единоборств, мужчин (с равным распределением по видам: бокс, смешанные единоборства, самбо, дзюдо, вольная борьба), разделенная на 4 поделенные согласно возрастной типологии Г. Крайг когорты:

1) Подростковый возраст: 13-17 лет, N=25, по уровню мастерства первый, второй, третий юношеские разряды и КМС;

2) Юношеский возраст: 18-22 года, N=21, первый разряд, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса, в том числе чемпион мира и обладатель кубка мира;

3) Ранняя зрелость: 23-30 лет, N=37, первый разряд, КМС, МС, МСМК, ЗМС, в том числе чемпион континента;

4) Зрелость: 31-45 лет, N=20, МС, МСМК, ЗМС, в том числе 3 чемпиона мира.

Исследование проводилось добровольно и конфиденциально с соблюдением всех

требований научной этики. Для обработки данных использовано ПО MS Excel и Statistica.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

А) На первом этапе обработки данных была проанализирована внутренняя согласованность пунктов всех шкал использованных опросников. Значения альфы Кронбаха

для 7 субшкал Шкалы спортивной мотивации варьируют от 0,72 до 0,78 («достаточное» значение), для 3 шкал Теста состояния соревновательной тревожности от 0,74 до 0,88 («хорошее»), для 7 шкал Теста копинг-навыков спортсмена от 0,67 до 0,72 («достаточное», в двух случаях «сомнительное», что можно объяснить объемом выборки). Апробированный впервые Оттавский тест ментальных навыков (далее в тексте - ОМЕАТ) показал следующие значения:

1. Целеустремленность (Определение спортсменом своих целей, которые дают мотивацию к достижению результата) - 0,71, пример пункта: «Ежедневно я ставлю тренировочные цели»;

2. Трудолюбие (Настойчивость и интенсивность работы, которую спортсмен выполняет ради достижения своих целей) - 0,74, пример пункта: «Я готов пожертвовать всеми другими делами, чтобы достичь успеха в спорте»;

3. Уверенность в себе (Вера в то, что спортсмен способен достичь своих целей) -0,77, пример пункта: «Я уверен во всем, что касается моего выступления»;

4. Стрессоустойчивость (Физиологические реакции спортсмена на различные виды стресса) - 0,73, пример пункта: «Мое тело излишне напряжено во время соревнований»;

5. Управление тревогой (Способность адаптироваться к ситуациям, которые вызывают страх, тревогу или беспокойство) - 0,62, пример пункта: «Из-за страха, связанного с моим видом спорта, тренироваться непросто»;

6. Релаксация (Позволяет спортсмену произвольно расслабляться и снижать уровень возбуждения) - 0,79, пример пункта: «Я могу сознательно снизить мышечное напряжение»;

7. Мобилизация (Навык, позволяющий повышать свой уровень возбуждения) -0,7, пример пункта: «Мне легко настроиться, чтобы выступить наилучшим образом»;

8. Помехоустойчивость (Способность снова сосредоточиться при условии воздействия отвлекающих факторов) - 0,49, пример пункта: «Во время соревнований мне трудно избавиться от мыслей о чем-то, что может неожиданно случиться»;

9. Концентрация (Умение произвольно направлять и удерживать свой фокус внимания на необходимых целях и процессах) - 0,73, пример пункта: «В течение всего периода соревнований мне трудно сохранять концентрацию»;

10. Имажинация (Умение создавать и использовать четкие, подкрепленные опытом, двигательные образы) - 0,78, пример пункта: «Я могу почувствовать движение, когда представляю его»;

11. Идеомоторика (Практика повышения спортивного мастерства за счет мысленных тренировок) - 0,58, пример пункта: «Я представляю и мысленно отрабатываю самые лучшие, эталонные движения в моем виде спорта»;

12. Планирование (Разработка точного плана действий, который упорядочивает эмоциональную, мыслительную и двигательную активность во время, до и после соревнований) - 0,65, пример пункта: «У меня есть план подготовки, включающий конкретные слова, которые я скажу себе в ходе соревнований».

Результаты показали достаточно неплохую для первого использования внутреннюю согласованность пунктов субшкал для 60% опросника, при этом все же субшкалы № 5 и № 12 получили предварительно ранг «сомнительных» (на первом этапе работы мы оставили их для дальнейшего анализа), а субшкалы № 8 и № 11 - «плохих», и мы их уда -лили.

Б) Следующим шагом апробации ОМ8АТ стал подробный корреляционный анализ связей различных субшкал исследования при помощи критерия Спирмена, в первую очередь - интеркорреляций (таблица 1). Как можно увидеть, достоверных и притом сильных положительных связей достаточно много (80% от общего числа), шкалы хорошо согласованы между собой, что говорит о высокой внутренней валидности теста: он дей-

ствительно представляется однонаправленным, то есть изучающим рядоположенные явления, в данном случае, различные ментальные навыки, составляющие психологическую компетентность спортсмена.

Таблица 1. - Интеркорреляции субшкал ОМ8ЛТ

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №9 №10 №12

№1 1,00 0,53* 0,71* 0,18 0,19 0,45* 0,54* 0,27* 0,48* 0,57*

№2 0,53* 1,00 0,47* -0,07 -0,08 0,15 0,20* -0,01 0,24* 0,40*

№3 0,71* 0,47* 1,00 0,41* 0,33* 0,55* 0,57* 0,42* 0,55* 0,48*

№4 0,18 -0,07 0,41* 1,00 0,61* 0,44* 0,34* 0,69* 0,32* 0,04

№5 0,19 -0,08 0,33* 0,61* 1,00 0,36* 0,32* 0,69* 0,37* -0,01

№6 0,45* 0,15* 0,55* 0,44* 0,36* 1,00 0,70* 0,41* 0,69* 0,38*

№7 0,54* 0,20* 0,57* 0,34* 0,32* 0,70* 1,00 0,37* 0,59* 0,44*

№9 0,27* -0,01 0,42* 0,69* 0,69* 0,41* 0,37* 1,00 0,39* 0,03

№10 0,48* 0,24* 0,55* 0,32* 0,37* 0,69* 0,59* 0,39* 1,00 0,28*

№12 0,57* 0,40* 0,48* 0,04 -0,01 0,38* 0,44* 0,03 0,28* 1,00

Примечание:

а) Для сокращения таблицы отражены только номера субшкал (1. Целеустремленность, 2. Трудолюбие, 3. Уверенность в себе, 4. Стрессоустойчивость, 5. Управление тревогой, 6. Релаксация, 7. Мобилизация, 9. Концентрация, 10. Имажинация, 12. Планирование);

б) Отмеченные * коэффициенты значимы при р<0,05.

В) Таким образом, мы подошли к сравнительному корреляционному анализу субшкал ОМ8ЛТ с субшкалами других опросников, раскрывающих репертуар спортивной мотивации, особенности преодоления стресса, соревновательной тревоги (таблица 2). Таблица 2 - Корреляционный анализ субшкал ОМ8ЛТ с субшкалами копинг-теста ЛС81-

28

ЛС81 ЛС81 ЛС81 ЛС81 ЛС81 ЛС81 ЛС81 ЛС81

С.с.н. Об. Конц. Ув.в.с. Ц. В.дост. Св.от. н.п. Общий балл

№1 0,30* -0,02 0,32* 0,45* 0,56* 0,34* 0,08 0,44*

№2 -0,03 0,05 0,11 0,25* 0,28* 0,01 0,11 0,18

№3 0,40* 0,17 0,44* 0,59* 0,51* 0,41* 0,24* 0,62*

№4 0,42* 0,09 0,26* 0,37* 0,42* 0,40* 0,30* 0,54*

№5 0,39* 0,14 0,30* 0,32* 0,19 0,34* 0,45* 0,51*

№6 0,56* 0,21* 0,59* 0,47* 0,26* 0,46* 0,14 0,64*

№7 0,46* 0,12 0,51* 0,47* 0,39* 0,47* 0,10 0,60*

№9 0,48* 0,15 0,45* 0,39* 0,36* 0,44* 0,23* 0,60*

№10 0,51* 0,25* 0,64* 0,46* 0,29* 0,50* 0,16 0,66*

№12 0,18 0,05 0,18 0,26* 0,45* 0,22* -0,04 0,30*

Примечание:

а) Для сокращения таблицы отражены только номера субшкал ОМ8ЛТ (1. Целеустремленность, 2. Трудолюбие, 3. Уверенность в себе, 4. Стрессоустойчивость, 5. Управление тревогой, 6. Релаксация, 7. Мобилизация, 9. Концентрация, 10. Имажинация, 12. Планирование) и сокращенные названия субшкал ЛС81-28 (Со-владание с неприятностями, Обучаемость, Концентрация, Уверенность в себе, Постановка цели, Высшее достижение под действием стресса, Свобода от негативных переживаний, Общий балл);

б) Отмеченные * коэффициенты значимы при р <0,05.

Большая часть связей между показателями ментальных навыков (ОМ8ЛТ) и ко-пинг-навыков спортсмена (ЛС81-28) сильна и достоверна. Отдельно можно отметить связи однонаправленных шкал: Концентрация представлена в двух опросниках и связана на уровне 0,45; Целеустремленность и Постановка цели 0,56; Уверенность в себе 0,59 и т.д. Таким образом, при наличии разной теоретической базы двух тестов мы видим, что одни и те же навыки могут расцениваться как компоненты общей психологической подготовки спортсмена, равно как и навыки совладания со стрессом. Можно говорить о предварительной высокой конвергентной валидности теста ОМ8ЛТ, поскольку основа психологической подготовки спортсмена как раз тесно связана с успешным преодолением стресса.

Г) Далее рассмотрим связи с переживанием соревновательной тревоги, согласно модели Л. Харди, разделенной на два отрицательных фактора - когнитивную и соматическую тревогу, и один положительный - ресурс уверенности в себе (таблица 3).

Таблица 3 - Корреляционный анализ субшкал OMSAT с тестом CSAI-2

CSAI Когнитивная тревога CSAI Соматическая тревога CSAI Уверенность в себе

№1 -0,17 -0,22* 0,47*

№2 0,03 -0,01 0,28*

№3 -0,35* -0,45* 0,67*

№4 -0,61* -0,70* 0,51*

№5 -0,63* -0,60* 0,35*

№6 -0,33* -0,55* 0,64*

№7 -0,27* -0,38* 0,57*

№9 -0,49* -0,66* 0,40*

№10 -0,38* -0,42* 0,51*

№12 0,04 -0,04 0,28*

Примечание: отмеченные * коэффициенты значимы при p<0,05.

И в данном случае связей много, заметна достоверная отрицательная связь большинства ментальных навыков с когнитивной и соматической тревогой. Положительные достоверные связи наблюдаются у всех ментальных навыков с уверенностью в себе. Это подтверждает высокую дивергентную и конвергентную валидность теста ОМЕАТ.

Д) Последняя проверка связана с корреляциями между ОМ8АТ и данными о спортивной мотивации вошедших в выборку представителей единоборств (таблица 4).

Таблица 4. Корреляционный анализ субшкал OMSAT с тестом SMS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SMS Узн. SMS Сам. SMS Эм. SMS См.цели SMS Долг SMS Соц. од. SMS Демот.

№1 0,55* 0,48* 0,43* 0,43* 0,34* 0,28* -0,30*

№2 0,36* 0,40* 0,39* 0,36* 0,25* 0,39* -0,21*

№3 0,44* 0,40* 0,48* 0,22* 0,17 0,13 -0,39*

№4 0,16 0,10 0,16 -0,06 -0,05 -0,16 -0,37*

№5 0,12 0,01 0,06 -0,10 -0,01 -0,33* -0,46*

№6 0,39* 0,35* 0,33* 0,33* 0,17 0,16 -0,28*

№7 0,36* 0,37* 0,33* 0,40* 0,27* 0,18 -0,19*

№9 0,21* 0,10 0,16 -0,02 0,04 -0,09 -0,40*

№10 0,44* 0,34* 0,37* 0,29* 0,13 0,11 -0,30*

№12 0,34* 0,36* 0,28* 0,29* 0,28* 0,30* -0,17

Примечание:

а) Для сокращения таблицы отражены только номера субшкал OMSAT и сокращенные названия субшкал SMS (Узнавание нового, Саморазвитие, Эмоциональная стимуляция, Смещение цели, Долженствование, Социальное одобрение, Демотивация);

б) Отмеченные * коэффициенты значимы при p<0,05.

Интересно, что такие субшкалы как Стрессоустойчивость и Управление тревогой практически не связаны с мотивацией. Это можно объяснить двояко: при нехватке умений справляться с трудностями спортсмен может быть мотивирован к дальнейшему развитию и освоению нового, но если дефицитарность совладания со стрессом приобретает хронический характер и не исправляется, то можно, напротив, ожидать снижение мотивации вплоть до ухода из спорта. Детально характер этих связей будет раскрыт в дальнейшем на больших выборках, которые позволить уточнить причинно-следственные отношения. Остальные субшкалы достоверно связаны с мотивацией, и все - положительно: чем сильнее разит навык - тем сильнее спортивная мотивация, и наоборот. В наличии ожидаемые обратные связи с последней шкалой демотивации: чем слабее развиты навыки, тем сильнее сомнения в целесообразности продолжения спортивной карьеры.

ВЫВОДЫ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, несмотря на определенные трудности, связанные с культурной спецификой выборки и, как следствие, неполной адекватностью дословных переводов, большая часть пунктов нового опросника находится в согласованной позиции и работает.

Во-вторых, даже на ограниченной выборке предварительно были показаны признаки высокой валидности теста OMSAT; он действительно позволяет дифференцирован-

но определять и оценивать меру развития ментальных навыков спортсмена. Высокий потенциал психологической подготовки, что согласуется с научной литературой, способен выступать сильнейшим ресурсом спортивного долголетия, буквально оберегая спортсмена от рисков как со стороны стрессовых ситуаций и проблем саморегуляции, так и в моменты мотивационных и даже экзистенциальных кризисов.

В-третьих, данный тест после прохождения окончательной валидизации позволит достоверно оценивать успешность выбранных психологами-практиками интервенций, показывая, насколько сформировались новые навыки и привычки у спортсменов, получивших психологическую помощь.

Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-2938.2019.6).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя. Психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Москва : Феникс, 2006. - 370 с.

2. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» / К.А. Бочавер, И.Т. Выходец, В.Н. Касаткин, А.В. Квитчастый // Спортивный психолог. - 2012. - № 1 (25). - С. 38-43.

3. Бочавер, К. А. Совладание профессиональных спортсменов со стрессом и апробация «Теста копинг-навыков спортсмена ACSI-28» / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик, А.А. Кукшина // Спортивный психолог. - 2014. - № 2 (33). - С. 80-85.

4. Касаткин, В.Н. Двухуровневое обследование ментальной подготовленности спортсменов / В.Н. Касаткин, К.Ш. Ахмерова, А.И. Грушко // Спортивный психолог. - 2014. - №. 2 (33). - С. 11-17.

5. Bota, J.D. Development of the Ottawa Mental Skills Assessment Tool (OMSAT) / J.D. Bota. -University of Ottawa, 1993. - 104 p.

6. Cox, R.H. Measuring anxiety in athletics: the revised competitive state anxiety inventory-2 / R.H. Cox, M.P. Martens, W.D. Russell // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2003. - № 4 (25). -P. 519-533.

7. Jones, E.S. Measurement and validation of a three factor hierarchical model of competitive anxiety / E.S. Jones, R. Mullen, L. Hardy // Psychology of Sport and Exercise. - 2019. - № 43. - P. 34-44.

8. Kamata, A. Individual zone of optimal functioning (IZOF): A probabilistic estimation / A. Kamata, G. Tenenbaum, Y.L. Hanin, // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2002. - № 2 (24). - P. 189-208.

9. Lesyk, J.J. The nine mental skills of successful athletes / J.J. Lesyk // Annual Conference of the Association for the Advancement of Applied Sport Psychology, Hyannis. MA. - 1998. - P. 1-13.

10. Orlick, T., Partington, J. Mental links to excellence / T. Orlick, J. Partington // The sport psychologist. - 1988. - № 2 (2). - P. 105-130.

11. Toward a new measure of intrinsic motivation, extrinsic motivation, and amotivation in sports: The Sport Motivation Scale (SMS) / L.G. Pelletier, K.M. Tuson, M.S. Fortier, R.J. Vallerand, N.M. Briere, M.R. Blais // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 1995. - № 17. - P. 35-53.

12. Development and validation of a multidimensional measure of sport-specific psychological skills: The Athletic Coping Skills Inventory-28 / R.E. Smith, R. Schutz, F. Smoll, J. Ptacek // Journal of sport and exercise psychology. - 1995. - № 17. - P. 379-398.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (2006), Get over yourself. Psychological training in sport, Phoenix, Moscow:

2. Bochaver, K.A., Kasatkin, V.N., Vyhodec, I.T., and Kvitchastyj, A.V. (2012), "On the diagnosis of sports motivation: adaptation of the questionnaire "Sport motivation scale"", Sports psychologist, No. 1 (25), pp. 38-43.

3. Bochaver, K.A., Dovzhik, L.M., and Kukshina, A.A. (2014), "Coping of professional athletes with stress and approbation of the "Athlete Coping Skills Test ACSI-28"", Sports psychologist, No. 2 (33), pp. 80-85.

4. Kasatkin, V.N., Ahmerova, K.Sh., and Grushko, A.I. (2014), "Two-level examination of the mental fitness of athletes", Sports psychologist, No. 2 (33), pp. 11-17.

5. Bota, J.D. (1993), Development of the Ottawa Mental Skills Assessment Tool (OMSAT), University of Ottawa (Canada).

6. Cox, R.H., Martens, M.P. and Russell, W.D. (2003), "Measuring anxiety in athletics: the revised competitive state anxiety inventory-2", Journal of Sport and Exercise Psychology, No. 4 (25), pp. 519-533.

7. Jones, E. S., Mullen, R., and Hardy, L. (2019), "Measurement and validation of a three factor hierarchical model of competitive anxiety", Psychology of Sport and Exercise, No. 43, pp. 34-44.

8. Kamata, A., Tenenbaum, G. and Hanin, Y.L. (2002), "Individual zone of optimal functioning (IZOF): A probabilistic estimation", Journal of Sport and Exercise Psychology, No. 2 (24), pp. 189-208.

9. Lesyk, J.J. (1998), "The nine mental skills of successful athletes", Annual Conference of the Association for the Advancement of Applied Sport Psychology, Hyannis, MA, pp. 1-13.

10. Orlick, T., and Partington, J. (1988), "Mental links to excellence", The sport psychologist, No. 2 (2), pp. 105-130.

11. Pelletier, L.G., Tuson, K.M., Fortier, M.S., Vallerand, R.J., Briere, N.M. and Blais, M. R. (1995), "Toward a new measure of intrinsic motivation, extrinsic motivation, and amotivation in sports: The Sport Motivation Scale (SMS)", Journal of sport and Exercise Psychology, No. 17, pp. 35-53.

12. Smith, R.E., Schutz, R.W., Smoll, F.L. and Ptacek, J.T. (1995), "Development and validation of a multidimensional measure of sport-specific psychological skills: The Athletic Coping Skills Invento-ry-28", Journal of sport and exercise psychology, No. 17, pp. 379-398.

Контактная информация: konstantin.bochaver@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.08.2020

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск; Александр Викторович Чумичев, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск

Аннотация

В настоящее время конфликтология рассматривается не просто как область научного исследования, но как фундаментальная проблема психологической науки. В рамках разрешения конфликтных ситуаций определены стили поведения в соответствии с характерологическими особенностями личности. В статье обосновывается возможность рассмотрения стратегий взаимодействия человека как стилей поведения в конфликтных ситуациях, представлены особенности проявления стилей поведения в конфликтных ситуациях девушек и юношей студенческого возраста. Проанализированы данные описательной статистики выборок девушек и юношей в проявлении таких стратегий как сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание и приспособление. Выявленные тенденции сопоставлены с особенностями студенческого возраста. Определено, что в студенческом возрасте и у юношей и у девушек в большей степени проявлена стратегия компромисса, что позволяет рекомендовать педагогам ориентироваться на сотрудничество во взаимодействии. Ключевые слова: стратегии поведения, конфликтные ситуации, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p349-353

RESEARCH OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS OF YOUNG MEN AND

GIRLS OF STUDENT AGE

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Alexander Viktorovich Chumichev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Transport University,

Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.