Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ'

СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / МЕТАКОГНИТИВНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ НАВЫКА / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якушина Анастасия Александровна, Леонов Сергей Владимирович, Невмержицкая Екатерина Васильевна

Для достижения высоких целей в спорте важны не только двигательные, но и когнитивные навыки. Однако на формирование когнитивных компонентов спортивной деятельности могут оказывать влияние особенности личности, например такая многомерная черта, как перфекционизм. Цель исследования - изучение взаимосвязи различных параметров перфекционизма и когнитивного компонента навыка в спорте. Выборку составили 311 спортсменов от 14 до 32 лет (M = 19,5; SD = 2,03). Для диагностики перфекционизма применялись многомерная шкала перфекционизма в спорте и трехфакторный опросник перфекционизма; для диагностики метакогнитивной включенности - опросник метакогнитивной включенности в деятельность; частота использования мысленных образов определялась с помощью опросника мысленных образов в спорте. Показано, что спортсмены с более выраженным перфекционизмом способны лучше осознавать и оценивать свою деятельность, они могут точнее замечать ошибки и чаще использовать мысленные образы в процессе тренировки. Проведение серии регрессионных анализов продемонстрировало, что такие параметры перфекционизма, как «высокие личностные стандарты» и «организация режима», влияют на частоту использования когнитивных и мотивационных образов, а также на метакогнитивную включенность в деятельность у спортсменов. Таким образом, перфекционизм имеет значимое влияние на различные параметры когнитивного компонента сформированности навыка, что в свою очередь может оказывать влияние на результативность спортсмена на тренировках и соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якушина Анастасия Александровна, Леонов Сергей Владимирович, Невмержицкая Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PERFECTIONISM AND COGNITIVE COMPONENTS OF SPORTSMEN’S PROFESSIONAL SKILLS

To achieve high results in sports, both motor and cognitive skills are important. However, the formation of cognitive components of sports activity can be influenced by personality traits, for example, such a multidimensional trait as perfectionism. The aim of the research was to determine the relationship between various parameters of perfectionism and the cognitive component of skill in sports. The study involved 311 athletes aged 14 to 32 years (M = 19.5; SD = 2.03). The following instruments were used in the study: The Sport Multidimensional Perfectionism Scale 2 and The Three-Factor Questionnaire of Perfectionism (for diagnosing perfectionism); Questionnaire of Metacognitive Involvement in Activities (for diagnosing metacognitive involvement); and The Mental Image Inventory in Sports (to determine the frequency of using mental images). It has been shown that the athletes with more pronounced perfectionism are able to better understand and evaluate their performance; they can more accurately notice mistakes and more often use mental images in the training process. Also, as a result of a series of regression analyzes, it has been found that such parameters of perfectionism as “high personal standards” and “regime organization” affect the frequency of using cognitive and motivational images, as well as metacognitive involvement in the activities of the athletes who took part in the study. Thus, perfectionism has a significant impact on various parameters of the cognitive component of skill development, which in turn can affect the performance of an athlete in training and competition.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СПОРТСМЕНОВ»

RUDN Journal of Psychology and Pedagogics ISSN 2313-1683 (Prin4; ISSN 2313-1705 (OnNne)

2023 Vol. 20 No. 1 87-104

Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика http://joumals.rudn.ru/psychology-pedagogics

DOI 10.22363/2313-1683-2023-20-1-87-104 EDN: EFBYKY УДК 159.9.07

Исследовательская статья

Связь показателей перфекционизма и когнитивных компонентов профессиональных навыков спортсменов

А.А. Якушина1'2 , C.B. Леонов1 , Е.В. Невмержицкая3

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1 2Психологический институт РАО, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 3Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Российская Федерация, 420010, Казань, тер. Деревня Универсиады, д. 35 ^ anastasia.ya.au@yandex.ru

Аннотация. Для достижения высоких целей в спорте важны не только двигательные, но и когнитивные навыки. Однако на формирование когнитивных компонентов спортивной деятельности могут оказывать влияние особенности личности, например такая многомерная черта, как перфекционизм. Цель исследования - изучение взаимосвязи различных параметров перфекционизма и когнитивного компонента навыка в спорте. Выборку составили 311 спортсменов от 14 до 32 лет (M = 19,5; SD = 2,03). Для диагностики перфекционизма применялись многомерная шкала перфекционизма в спорте и трехфакторный опросник перфекционизма; для диагностики метакогнитивной включенности - опросник метакогнитивной включенности в деятельность; частота использования мысленных образов определялась с помощью опросника мысленных образов в спорте. Показано, что спортсмены с более выраженным перфекционизмом способны лучше осознавать и оценивать свою деятельность, они могут точнее замечать ошибки и чаще использовать мысленные образы в процессе тренировки. Проведение серии регрессионных анализов продемонстрировало, что такие параметры перфекционизма, как «высокие личностные стандарты» и «организация режима», влияют на частоту использования когнитивных и мотивационных образов, а также на метакогнитивную включенность в деятельность у спортсменов. Таким образом, перфекционизм имеет значимое влияние на различные параметры когнитивного компонента сформирован-ности навыка, что в свою очередь может оказывать влияние на результативность спортсмена на тренировках и соревнованиях.

Ключевые слова: психология спорта, перфекционизм, метакогнитивная включенность, мысленные образы, когнитивный компонент навыка, спортсмены

Благодарности и финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-78-10134.

© Якушина А.А., Леонов С.В., Невмержицкая Е.В., 2023

lice) I work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ЬсаИЗЖГШ https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Введение

В спортивной деятельности важную роль играют не только двигательные навыки, которыми владеет спортсмен, но и его способность к использованию различных когнитивных компонентов при формировании данных навыков (Driskell et al., 1994; MacIntyre, Moran, 2010; Sakalidis et al., 2021). Многие исследования говорят о том, что успешные спортсмены характеризуются более сформированными когнитивными способностями, например способностью к саморегуляции, самоконтролю и использованию мысленных образов (Родионова и др., 2019; McCardle et al., 2017; Simon, Bjork, 2001). В то же время часть авторов отмечает, что в спорте достаточно редко целенаправленно занимаются развитием когнитивных способностей, чаще всего у спортсменов они формируются спонтанно в ситуациях, не связанных со спортивной деятельностью, но несмотря на это, они оказывают положительное действие и повышают эффективность выступлений (Kitsantas, Zimmerman, 2006; Sakalidis et al., 2021; Taylor et al., 2018). Именно поэтому в спорте, как и в любом ином виде деятельности, где необходимо постоянное обучение, развитие мастерства и достижение высоких результатов, когнитивный компонент играет значительную роль. В данной работе под когнитивным компонентом навыка мы понимаем способность человека к осознанию своей деятельности, планированию, саморегуляции - то есть метакогнитивную включенность (Карпов, Скитяева, 2005), и возможности использования различных стратегий для повышения своего мастерства, в частности мысленных образов (Карпов, Скитяева, 2005; Burns, 2022).

Результаты исследований, рассматривающих связь различных параметров метакогнитивной включенности (в частности, саморегуляции, планирования и оценки своей деятельности) с эффективностью в спорте, демонстрируют положительное влияние компонентов саморегуляции на успешность спортсменов (MacIntyre, Moran, 2007; MacIntyre et al., 2014; Toering et al., 2012; Cleary, Zimmerman, 2001; Kirschenbaum, 1987; Popa et al., 2020). При этом более успешные спортсмены демонстрируют способность различать свою текущую подготовленность с той, которая должна быть для достижения необходимого результата (Chen, Singer, 1992). Спортсмены, которые умеют хорошо регулировать свои действия, могут улучшить свои показатели быстрее, что дает им возможность перейти в спорт высоких достижений и стать там успешными (Cleary, Zimmerman, 2001; Brown, Fletcher, 2017). Основатель модели саморегуляции обучения Циммерман отмечает, саморегуляция обучения определяется как осведомленность и контроль своих мыслей, действий, эмоции и мотиваций при достижении целей (Winne, 2014; Zimmerman, 1986). Данная модель представляет собой объединение процессов, связанных с планированием, мониторингом, оценкой и адаптацией (то есть различными элементами метакогнитивной включенности). Несмотря на то, что изначально данная модель рассматривалась как модель эффективного обучения в академической среде, со временем возросло количество исследований, которые применяют данную модель в спорте.

В исследовании T. Toering и коллег произведено сравнение эффективности профессиональных футболистов (n = 159) и любителей (n = 285) под-

росткового возраста в зависимости от уровня саморегуляции, которая определялась как феномен, состоящий из аспектов планирования, самоконтроля, оценки, рефлексии, количества усилий и самоэффективности (Toering et al., 2009). Было показано, что аспекты рефлексии и усилий были связаны с высокими показателями эффективности. Более высокие показатели по этим аспектам указывал на большую вероятность принадлежности игроков к профессиональной группе. Таким образом, профессиональные футболисты могут быть более осведомлены о своих предыдущих действиях, что позволяет им учиться на них и улучшать свои навыки (Zimmerman, 1986). Профессиональные игроки постоянно адаптируются к тому, как они используют и обрабатывают информацию, что помогает им получить больший контроль над аспектами эффективности, которые считаются релевантными. Эти инструменты помогают спортсменам достичь более высокого уровня мастерства и постоянно улучшать свои показатели во время тренировок и соревнований (Ericsson, 2003; Прохоров, Чернов, 2022). Полученные данные свидетельствуют о том, что профессионалы могут лучше осознавать свои сильные и слабые стороны, а также успешнее воплощают это осознание в действие. Кроме того, профессиональные футболисты в большей степени готовы вкладывать усилия на тренировках и соревнованиях. Предполагается, что более развитые навыки саморегуляции могут привести к созданию более эффективной среды обучения и в итоге - к повышению мастерства у профессиональных игроков по сравнению с их сверстниками-любителями (Toe-ring et al., 2009).

Еще одним важным когнитивным компонентом, способствующим успешности спортсменов, является образное представление различных компонентов навыка и тренировочного процесса. Результаты многих исследований подтверждают, что регулярное мысленное повторение как отдельных элементов, так и законченных игровых ситуаций улучшает реальные навыки и приводит к повышению спортивного мастерства (Brouziyne, Molinaro, 2005; Simonsmeier, Buecker, 2017; Di Corrado et al., 2020; Simonsmeier et al., 2020). Стоит отметить, что комбинирование физической нагрузки и мысленного представления способствует более эффективному выполнению движений, чем их простая мышечная отработка (Malouin et al., 2009).

Таким образом, развитие саморегуляции, навыков планирования и оценки своих действий, а также регулярное мысленное представление своей спортивной деятельности способствуют совершенствованию навыков и повышению мастерства спортсменов.

Однако стоит отметить, что на развитие когнитивных способностей оказывают влияние устойчивые личностные черты (Кретти, 1978). Одной из таких устойчивых характеристик, которая формирует определенные особенности когнитивной и эмоциональной сферы, является перфекцио-низм (Mahasneh et al., 2020; Шевелева и др., 2021). В клинической практике существует достаточное количество исследований, демонстрирующих влияние перфекционизма на когнитивную сферу, в частности, на формирование особого паттерна мышления, называемого «перфекционистское мышление», которое особенно характерно для людей, страдающих обсессивно-компульсивным и тревожно-депрессивным расстройствами (Frost, Steketee, 1997; Myers, Wells,

2013; Grotte et al., 2014; Гаранян, Юдеева, 2009; Smith et al., 2017; Dorevitch et al., 2020).

В то же время в области спортивной психологии на данный момент практически отсутствуют исследования, демонстрирующие взаимосвязь перфекционизма с когнитивными особенностями спортсменов, несмотря на выделение перфекционизма как одного из важнейших факторов успешности спортсменов и актуальности его исследования в спортивной практике (Hill et al., 2018; Stoeber et al., 2009; Madigan et al., 2017). В связи с этим нам представляется важным и актуальным изучение взаимосвязи компонентов перфекционизма с различными когнитивными способностями атлетов. Несмотря на то, что каждый вид спорта отличается своей системой подготовки и двигательными паттернами, которые необходимо освоить, важной задачей спортсменов является осознанная включенность в спортивную деятельность. В связи с этим в данной работе рассматривается метакогнитивная включенность в различных видах спорта с целью анализа ее представленности в спортивной среде.

Основными гипотезами нашего исследования выступали следующие предположения:

1. В зависимости от уровня выраженности перфекционизма у спортсменов будет различаться степень выраженности метакогнитивной включенности и образных компонентов навыка.

2. Адаптивные параметры перфекционизма (высокие личностные стандарты и организация режима) вносят значимый вклад в частоту использования мысленных образов спортсменами.

Процедура и методы исследования

Участники. В исследовании приняли участие 311 спортсменов (163 мужчин и 148 женщин) из Москвы, Московской области, Казани и Якутии в возрасте от 14 до 32 лет (M = 19,5; SD = 2,03), представители следующих видов спорта: академическая гребля (6), акробатический рок-н-ролл (5), бадминтон (15), баскетбол (29), бокс (15), вольная борьба (44), велосипедный спорт (3), волейбол (58), гандбол (5), дзюдо (5), легкая атлетика (16), лыжные гонки (5), плавание (21), регби (4), самбо (2), стрельба из лука (7), спортивная гимнастика (9), теннис (14), тхэквондо (4), фигурное катание (7), футбол (4), хоккей (16), художественная гимнастика (17).

Методики. Диагностика различных параметров перфекционизма проводилась с использованием методики «Многомерная шкала перфекционизма в спорте», которая является адаптированным на российской выборке вариантом методики The Sport Multidimensional Perfectionism Scale 2 (Якушина и др., 2021; Gotwals, Dunn, 2009). Методика состоит из 34 вопросов, которые объединяются в 5 шкал, рассматривающих следующие параметры перфек-ционизма:

- высокие личностные стандарты и организация режима (склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты в сочетании с чрезмерной важностью соответствия этим стандартам, а также убежденность в важности порядка и организованности);

- озабоченность ошибками (негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче);

- высокие родительские ожидания (восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания);

- высокие тренерские ожидания (восприятие тренера как делегирующего очень высокие ожидания);

- сомнения в собственных действиях (постоянные сомнения относительно качества выполнения деятельности);

Также для диагностики перфекционизма был использован «Трех-факторный опросник перфекционизма» (Гаранян и др., 2018). Он состоит из 18 вопросов, которые распределены по 3 шкалам:

- озабоченность оценками со стороны других при неблагоприятных сравнениях с ними;

- высокие стандарты и требования к себе;

- негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве.

Для диагностики развития метакогнитивного компонента была использована методика «Опросник метакогнитивной включенности в деятельность» в адаптации А.В. Карпова (Карпов, Скитяева, 2005). Методика состоит из 52 вопросов, которые объединяются в 8 шкал:

- декларируемые знания (знание своих умений, интеллектуальных ресурсов и способностей);

- процедурные знания (применение знаний для целей реализации процесса в различных ситуациях);

- условные знания (знание о том, когда и почему использовать учебные ситуации; применение декларируемых и процедурных знаний с определенными условиями);

- планирование (выбор целей и распределение ресурсов обучения);

- стратегии управления информацией (организация, разработка, обобщение, выборочная фокусировка);

- контроль компонентов (оценка использования обучения или стратегии);

- структура исправления ошибок (стратегии исправления ошибок понимания и реализации);

- оценка (анализ эффективности стратегии после учебного эпизода).

Сумма баллов по всем вопросам методики дает информацию об общем

уровне развития метакогнитивного компонента.

Диагностика частоты использования образной репрезентации спортсменами была проведена с помощью методики «Опросник образной репрезентации в спорте» в адаптации А.Н. Вераксы и коллег (Веракса и др., 2014). Методика состоит из 31 вопроса и направлена на исследование использования следующих типов мысленного представления:

- когнитивный общий образ (связан с формированием программы двигательных навыков и выбором стратегий);

- когнитивный специальный образ (связан с процессом формирования и совершенствования конкретного навыка);

- мотивационный общий активирующий образ (связан со способностью регулировать эмоциональное состояние и физиологическое возбуждение/расслабление);

- мотивационный общий регулирующий образ (связан с репрезентацией совладания с трудными ситуациями);

- мотивационный специальный образ (связан с образом цели и деятельностью, направленной на ее достижение).

Для обработки эмпирических данных использовались программы SPSS Statistics 22. Применение критерия Колмогорова - Смирнова показало, что распределение носит смешанный характер, поэтому далее для проверки гипотез были применены непараметрические методы обработки данных.

Результаты

Проверка первой гипотезы о том, что спортсмены с различным уровнем перфекционизма будут значимо различаться по развитию когнитивных параметров, происходила в несколько этапов.

На первом этапе с помощью кластерного анализа данные были поделены на три группы (спортсмены с высоким, средним и низким уровнем перфек-ционизма). При этом в группу с высокими показателями перфекционизмом вошли результаты, которые по всем параметрам выше, чем в двух других группах. В группу спортсменов со средним уровнем перфекционизма вошли показатели со средними значениями по всем параметрам, кроме «Сомнения в собственных действиях», «Озабоченность ошибками» и «Негативное се-лектирование», по ним показатели были ниже. Соответственно, в группе с низким уровнем перфекционизма представлены показатели с низкими значениями, за исключением описанных выше.

В связи с тем, что уровень значимости каждого параметра в кластерном анализе был достоверным (табл. 1), в дальнейшем был проведено сравнение этих групп.

Далее с помощью критерия НЗР было показано, что значимые различия наблюдаются при сравнении групп спортсменов с высоким и низким уровнем перфекционизма, а также при сравнении групп с низким и средним уровнем. Между группами с высоким и средним уровнем перфекционизма различий выявлено не было. То есть у спортсменов с высоким уровнем пер-фекционизма в большей степени проявляются такие параметры, как наличие различного рода знаний о своих когнитивных процессах и возможности управлять и модифицировать когнитивные процессы, по сравнению со спортсменами с низким уровнем перфекционизма.

Аналогичным образом было произведено сравнение средних частот использования мысленных образов спортсменами в зависимости от уровня перфекционизма. Были выявлены значимые различия в частоте использования как когнитивных, так и мотивационных образов в зависимости от уровня перфекционизма. Результаты демонстрируют, что спортсмены с более высоким уровнем перфекционизма значимо чаще используют все типы мысленных образов, по сравнению со спортсменами с низким уровнем перфек-ционизма. При этом стоит обратить внимание, что частота использования когнитивного образа значимо отличается у спортсменов высоким уровнем, в отличие от спортсменов со средним уровнем, по сравнению с частотой использования всех остальных образов, то есть спортсмены с высоким уровнем перфекционизма чаще представляют моменты совершенствования и отработки упражнений, по сравнению с другими группами.

Таблица 1 / Table 1

Кластерный анализ - уровни перфекционизма/ Cluster analysis - levels of perfectionism

Шкала / Scale Уровни перфекционизма / Levels of perfectionism Достоверность различий (Н-критерий Краскелла -Уоллеса, уровень значимости) / Significance of differences (Kruskal - Wallis Н test, significance level)

Высокий/ High (N = 141) Средний/ Medium (N = 141) Низкий/ Low (N = 83)

Организация режима и высокие личностные стандарты / Regime organization and high personal standards 39,27 38,22 26,14 Н = 142,972; p < 0,001

Сомнения в собственных действиях/ Doubts about one's own actions 18,30 12,74 14,08 Н = 78,334; р < 0,001

Родительские ожидания / Parental expectations 23,24 15,19 13,27 Н = 103,792; р < 0,001

Тренерские ожидания / Coach's expectations 9,82 8,60 6,89 Н = 47,309; р < 0,001

Озабоченность ошибками / Concerns over mistakes 18,30 12,74 14,08 Н = 78,334; р < 0,001

Озабоченность оценками со стороны других / Concerns over assessments by others 22,94 9,41 17,54 Н = 188,049; р < 0,001

Высокие стандарты / High standards 14,61 12,79 11,46 Н = 33,621; р < 0,001

Негативное селектирование / Negative selection 15,37 7,03 11,36 Н = 143,255; р < 0,001

Для проверки второй гипотезы о том, что адаптивные параметры перфекционизма значимо влияют на метакогнитивный компонент навыка спортсменов, была проведена серия регрессионных анализов.

Результаты проведенного регрессионного анализа демонстрируют значимый вклад (19,6 %) таких параметров перфекционизма, как «Организация режима и высокие личностные стандарты» и «Высокие стандарты» в общий уровень метакогнитивной включенности спортсменов, то есть если спортсмен стремится к достижению высоких результатов и четко следует поставленному режиму, то это положительно влияет на его способности в оценке и моделировании своей деятельности в спорте (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Результаты регрессионного анализа вклада перфекционизма в общий параметр метакогнитивной включенности / Results of regression analysis of the impact of perfectionism to the overall parameter of metacognitive involvement

Показатели перфекционизма/ Perfectionism dimensions Общий показатель метакогниций / General metacognition score

Коэффициент регрессии/ Regression coefficient R2 Критерий Дурбина - Уотсона/ Durbin - Watson test

Организация режима и высокие личностные стандарты / Regime organization and high personal standards B = 1,485; р = 0,000 0,196 2,023

Высокие стандарты / High standards B = 0,828; р = 0,033

Кроме того, было выявлено, что показатель перфекционизма «Организация режима и высокие личностные стандарты» значимо вносит вклад в частоту использования все типов когнитивных и мотивационных мысленных образов (табл. 3). Наибольший вклад данный параметр перфекционизма вносит в такие показатели мысленных образов, как «Когнитивный специальный образ» (21,7 %), «Когнитивный общий образ» (24,8 %), «Мотивационный специальный образ» (24,3 %) и «Мотивационный общий регулирующий образ» (19,8 %). Наименьший - в «Мотивационный общий активирующий образ» (4,8 %).

Таблица 3 / Table 3

Результаты регрессионного анализа вклада параметров перфекционизма в частоту использования мысленных образов / Results of regression analysis of the impact of perfectionism parameters to the frequency of mental image use

Параметр перфекционизма / Perfectionism demension Когнитивный специальный образ/ Cognitive special image Когнитивный общий образ / Cognitive general image Мотивационный специальный образ/ Motivational special image Мотиваци-онный общий активирующий образ/ Motivational general activating image Мотиваци-онный общий регулирующий образ/ Motivational general regulatory image

Организация режима и высокие личностные стандарты / Regime organization and high personal standards B = 1,067; р = 0,000 B = 0,066; р = 0,000 B = 0,078; р = 0,000 B = 0,029; р = 0,007 B = 0,057; р = 0,000

R2 = 0,217 R2 = 0,248 R2 = 0,243 R2 = 0,048 R2 = 0,198

Критерий Дурбина -Уотсона/ Durbin - Watson test = 2,076 Критерий Дурбина -Уотсона/ Durbin - Watson test = 1,862 Критерий Дурбина -Уотсона / Durbin - Watson test = 2,056 Критерий Дурбина -Уотсона/ Durbin - Watson test = 2,042 Критерий Дурбина -Уотсона/ Durbin - Watson test = 1,822

Обсуждение результатов

В ходе данного исследования был изучен вклад личностных характеристик, в частности перфекционизма, в когнитивный компонент профессиональных навыков спортсменов.

Гипотеза о наличии различий в сформированности когнитивного компонента навыка в зависимости от уровня перфекционизма была подтверждена. Результаты продемонстрировали, что спортсмены с более высоким уровнем перфекционизма имеют более устойчивые представления о тех действиях, которые они выполняют, способны анализировать их и корректировать в зависимости от требований ситуации. В связи с этим можно предположить, что те спортсмены, которые в большей степени стремятся к достижению целей, правильно организовывают свой режим и переживают за результат могут более осознанно анализировать происходящее на тренировках и соревнованиях, точнее замечать свои ошибки и тем самым более эффективно осуществлять свою спортивную деятельность для повышения мастерства. Данные результаты согласуются с результатами более ранних исследований о том, что лучшее представление о своей деятельности способствует большей вовлеченности в нее и повышает продуктивность ее выполнения (Popa et al., 2020; Buhlmayer et al., 2017; Hodge et al., 2009; Isoard-Gautheur et al., 2016; Моро-санова, 2020).

Кроме того, было показано, что спортсмены с более высоким уровнем перфекционизма чаще остальных использует мысленные образы для формирования стратегии, регуляции эмоционального состояния и ведения целенаправленной деятельности. Использование образов в свою очередь может привести к повышению уровня мастерства спортсменов, так как мысленные тренировки значимо влияют на результативность атлетов различных видов спорта (Веракса и др., 2016; Björkstrand, Jern, 2013; Cumming, Ramsey, 2009; Simonsmeier, Buecker, 2017).

Гипотеза о влиянии адаптивных параметров перфекционизма на сфор-мированность когнитивного компонента навыка была подтверждена. Результаты продемонстрировали значимый вклад таких параметров перфекционизма, как высокие личностные стандарты и организация режима в формирование у спортсменов когнитивного компонента деятельности и использование всех типов когнитивных и мотивационных мысленных образов. Можно предположить, что адаптивные параметры перфекционизма могут опосредованно через когнитивный компонент навыка оказывать положительное влияние на результативность спортсменов. Однако стоит отметить, что результаты более ранних исследований указывают на противоречивое отношение к перфекци-онизму как к характеристике, способствующей повышению продуктивности в спорте. Это связано с наличием большого количества переживаний, связанных с сомнениями в себе, своей несостоятельностью и страхом негативной оценки, которые сопровождают личность с высоким уровнем перфекцио-низма (Sellars et al., 2016; Török et al., 2022; Lizmore et al., 2017). Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта адаптивных проявлений перфекционизма на спортивную деятельность, необходимо учитывать роль неадаптивных параметров, которые могут проявляться в разной степени и снижать эффективность деятельности.

В качестве ограничений исследования можно отметить, что в данном исследовании не были учтены спортивные этапы и мастерство спортсменов. Тренировочный этап, на котором находится спортсмен, может оказывать влияние на организацию деятельности и постановку целей. Кроме того, на начальном этапе становления профессионального мастерства от спортсмена требуется большая когнитивная включенность и контроль. Также в нашем исследовании не была учтена специфика видов спорта, однако в каждом виде спорте необходим разный уровень метакогнитивной включенности в деятельность и разная частота использования мысленных образов. Также поскольку целью нашего исследования было изучение представленности когнитивного компонента навыка в спорте, то наша выборка носит неоднородный характер по возрасту, полу, стажу и квалификации. Это дает возможность делать лишь обобщенные выводы, которые могут быть перенесены на конкретные виды спорта только с учетом особенностей этого вида спорта. В качестве дальнейших направлений исследования планируется рассмотрение процесса формирования когнитивного компонента навыка у спортсменов в момент обучения новым элементам и влияние на этот процесс перфекционизма.

Заключение

Показано, что у спортсменов с более высоким уровнем перфекционизма в большей степени сформированы представления о выполняемой деятельности. Они способны точнее анализировать свои действия и корректировать их при необходимости, также спортсмены с высоким уровнем перфекционизма чаще использует мысленные образы в тренировочном процессе. Кроме того, адаптивные параметры перфекционизма (высокие личностные стандарты и организация режима) значимо вносят вклад в процесс формирования мета-когнитивной включенности в спортивную деятельность и частоту использования образных представлений, что в свою очередь может оказывать влияние на эффективность спортивной деятельности.

Список литературы

Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И., Баянова Л.Ф., Галиуллина М.Ш., Галявиева Д.Г. Адаптация опросника The Sport Imagery Questionnaire (SIQ) на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2014. T. 35. № 1. С. 120-129. Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И., Леонов С.В. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена. М.: Спорт, 2016. 208 с. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 8-32. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260302 Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 6. С. 93-102.

Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт психологии РАН, 2005. 344 с. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: Физическая культура и спорт, 1978. 224 с.

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 1. С. 77-95. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05 Прохоров А.О., Чернов А.В. Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 1. С. 101-121. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-101-121

РодионоваМ.Х., Барчукова Г.В., Романина Е.В. Выявление значимых показателей, способствующих формированию индивидуального стиля деятельности на контингенте юных игроков в настольный теннис // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. C. 186-199. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.186 Шевелева М.С. Золотарева А.А., Руднова Н.А. Феномен самозванца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 96-104. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0308 Якушина А.А., Леонов С.В., Асланова М.С. Проверка надежности и валидности диагностической модели перфекционизма в спорте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 241-264. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.10 Björkstrand S., Jern P. Evaluation of an imagery intervention to improve penalty taking ability in soccer: a study of two junior girls' teams // Nordic Psychology. 2013. Vol. 65. No 4. Pp. 290-305. https://doi.org/10.1080/19012276.2013.851444

Brouziyne M., Molinaro C. Mental imagery combined with physical practice of approach shots for golf beginners // Perceptual and Motor Skills. 2005. Vol. 101. No 1. Pp. 203-211. https://doi.org/10.2466/pms.10LL203-211 Brown D.J., Fletcher D. Effects of psychological and psychosocial interventions on sport performance: a meta-analysis // Sports Medicine. 2017. Vol. 47. No 1. Pp. 77-99. https://doi.org/10.1007/s40279-016-0552-7 Buhlmayer L., Birrer D., Rothlin P., Faude O., Donath L. Effects of mindfulness practice on performance-relevant parameters and performance outcomes in sports: a meta-analytical review // Sports Medicine. 2017. Vol. 47. No 11. Pp. 2309-2321. https://doi.org/10.1007/s40279-017-0752-9 Burns H. Imagining imagination: towards cognitive and metacognitive models // Pedagogy,

Culture & Society. 2022. https://doi.org/10.1080/14681366.2022.2059547 Chen D., Singer R.N. Self-regulation and cognitive strategies in sport participation // International Journal of Sport Psychology. 1992. Vol. 23. No 4. Pp. 277-300. Cleary T.J., Zimmerman B.J. Self-regulation differences during athletic practice by experts, non-experts, and novices // Journal of Applied Sport Psychology. 2001. Vol. 13. No 2. Pp. 185-206. https://doi.org/10.1080/104132001753149883 Cumming J., Ramsey R. Imagery interventions in sport // Advances in Applied Sport Psychology: A Review / ed. by S.D. Mellalieu, S. Hanton. London: Routledge, 2009. Pp. 5-36. http://doi.org/10.13140/2.1.2619.2322 Di Corrado D., Guarnera M., Guerrera C.S., Maldonato N.M., Di Nuovo S., Castellano S., Coco M. Mental imagery skills in competitive young athletes and non-athletes // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 633. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00633 Dorevitch B., Buck K., Fuller-Tyszkiewicz M., Phillips L., Krug I. Maladaptive perfectionism and depression: testing the mediating role of self-esteem and internalized shame in an Australian domestic and Asian international university sample // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01272 Driskell J.E., Copper C., Moran A. Does mental practice enhance performance? // Journal of Applied

Psychology. 1994. Vol. 79. No 4. Pp. 481-492. https://doi.org/10.1037/0021-9010.79A481 Ericsson K.A. How the expert performance approach differs from traditional approaches to expertise in sport: in search of a shared theoretical framework for studying // Expert Performance in Sports: Advances in Research on Sport Expertise / ed. by J.L. Starkes, K.A. Ericsson. Champaign: Human Kinetics, 2003. Pp. 371-402. https://doi.org/10.5040/9781492596257.ch-015 Frost R.O., Steketee G. Perfectionism in obsessive - compulsive disorder patients // Behaviour Research and Therapy. 1997. Vol. 35. No 4. Pp. 291-296. https://doi.org/10.1016/s0005-7967(96)00108-8 Gotwals J.K., Dunn J.G.H. A multi-method multi-analytic approach to establishing internal construct validity evidence: The Sport Multidimensional Perfectionism Scale 2 // Measurement in Physical Education and Exercise Science. 2009. Vol. 13. No 2. Pp. 71-92. https://doi.org/10.1080/10913670902812663 Grotte T., Solem S., Vogel P.A., Guzey I.C., Hansen B., Myers S.G. Metacognition, responsibility, and perfectionism in obsessive-compulsive disorder // Cognitive Therapy and Research. 2014. Vol. 39. No 1. Pp. 41-50. https://doi.org/10.1007/s10608-014-9635-7 Hill A.P., Mallinson-Howard S.H., Jowett G.E. Multidimensional perfectionism in sport: a meta-analytical review // Sport, Exercise, and Performance Psychology. 2018. Vol. 7. No 3. Pp. 235-270. https://doi.org/10.1037/spy0000125 Hodge K., Lonsdale C., Jackson S.A. Athlete engagement in elite sport: An exploratory investigation of antecedents and consequences // The Sport Psychologist. 2009. Vol. 23. No 2. Pp. 186-202. https://doi.org/10.1123/tsp.23.2.186 Isoard-Gautheur S., Guillet-Descas E., Gustafsson H. Athlete burnout and the risk of dropout among young elite handball players // The Sport Psychologist. 2016. Vol. 30. No 2. Pp. 123-130. https://doi.org/10.1123/tsp.2014-0140

Kirschenbaum D.S. Self-regulation of sport performance // Medicine & Science in Sports & Exercise. 1987. Vol. 19. No 5. Pp. 106-113. https://doi.org/10.1249/00005768-198710001-00003

Kitsantas A., Zimmerman B.J. Enhancing self-regulation of practice: the influence of graphing and self-evaluative standards // Metacognition and Learning. 2006. Vol. 1. No 3. Pp. 201-212. https://doi.org/10.1007/s11409-006-9000-7 Lizmore M.R., Dunn J.G.H., Causgrove Dunn J. Perfectionistic strivings, perfectionistic concerns, and reactions to poor personal performances among intercollegiate athletes // Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 33. Pp. 75-84. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2017.07.010 Maclntyre T., Moran A. Meta-imagery processes among elite sports performers // The Neurophysiological Foundations of Mental and Motor Imagery / ed. by A. Guillot, C. Collet. Oxford: Oxford University Press, 2010. Pp. 227-244. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199546251.003.0016 Maclntyre T.E., Igou E.R., CampbellM.J., Moran A.P., Matthews J. Metacognition and action: a new pathway to understanding social and cognitive aspects of expertise in sport // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01155 MacIntyre T.E., Moran A.P. A qualitative investigation of imagery use and meta-imagery processes among elite canoe-slalom competitors // Journal of Imagery Research in Sport and Physical Activity. 2007. Vol. 2. No 1. P. 3. https://doi.org/10.2202/1932-0191.1009

Madigan D.J., Stoeber J., Passfield L. Perfectionism and achievement goals revisited the 3*2 achievement goal framework // Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 28. Pp. 120-124. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.10.008 Mahasneh A.M., Alwan A.F., Al-Rawwad T.M. The level of multidimensional perfectionism and motivational orientation among undergraduate students // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 12. No 2. Pp. 94-114. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0208 Malouin F., Richards C., Durand A., Doyon J. Added value of mental practice combined with a small amount of physical practice on the relearning of rising and sitting post-stroke: a pilot study // Journal of Neurologic Physical Therapy. 2009. Vol. 33. No 4. Pp. 195-202. https://doi.org/10.1097/npt.0b013e3181c2112b McCardle L., Young B. W., Baker J. Self-regulated learning and expertise development in sport: current status, challenges, and future opportunities // International Review of Sport and Exercise Psychology. 2017. Vol. 12. No 1. Pp. 112-138. https://doi.org/10.1080/1750984x.2017.1381141 Myers S.G., Wells A. An experimental manipulation of metacognition: a test of the meta-cognitive model of obsessive-compulsive symptoms // Behaviour Research and Therapy. 2013. Vol. 51. No 4-5. Pp. 177-184. https://doi.org/10.1016/j.brat.2013.01.007 Popa D., Mindrescu V., Iconomescu T.-M., Talaghir L.-G. Mindfulness and self-regulation strategies predict performance of Romanian handball players // Sustainability. 2020. Vol. 12. No 9. https://doi.org/10.3390/su12093667 Sakalidis K.E., Burns J., Van Biese D., Dreegia W., Hettinga F.J. The impact of cognitive functions and intellectual impairment on pacing and performance in sports // Psychology of Sport and Exercise. 2021. Vol. 52. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101840 Sellars P.A., Evans L., Thomas O. The effects of perfectionism in elite sport: experiences of unhealthy perfectionists // The Sport Psychologist. 2016. Vol. 30. No 3. Pp. 219-230. https://doi.org/10.1123/tsp.2014-0072 Simon D.A., Bjork R.A. Metacognition in motor learning // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2001. Vol. 27. No 4. Pp. 907-912. https://doi.org/10.1037/0278-7393.27A907 Simonsmeier B.A., Androniea M., Buecker S., Frank C. The effects of imagery interventions in sports: a meta-analysis // International Review of Sport and Exercise Psychology. 2020. Vol. 14. No 1. Pp. 186-207. https://doi.org/10.1080/1750984x.2020.1780627

Simonsmeier B.A., Buecker S. Interrelations of imagery use, imagery ability, and performance in young athletes // Journal of Applied Sport Psychology. 2017. Vol. 29. No 1. Pp. 32-43. https://doi.org/10.1080/10413200.2016.1187686 Smith M.M., Saklofske D.H., Yan G., Sherry S.B. Does perfectionism predict depression, anxiety, stress, and life satisfaction after controlling for neuroticism? // Journal of Individual Differences. 2017. Vol. 38. No 2. Pp. 63-70. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000223 Stoeber J., Uphill M.A., Hotham S. Predicting race performance in triathlon: the role of perfectionism, achievement goals, and personal goal setting // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2009. Vol. 31. No 2. Pp. 211-245. https://doi.org/10.1123/jsep.3L2.211 Taylor I.M., Boat R., Murphy S.L. Integrating theories of self-control and motivation to advance endurance performance // International Review of Sport and Exercise Psychology. 2018. Vol. 13. No 1. Pp. 1-20. https://doi.org/10.1080/1750984x.2018.1480050 Toering T., Elferink-Gemser M.T., Jordet G., Pepping G.J., Visscher C. Self-regulation of learning and performance level of elite youth soccer players // International Journal of Sport Psychology. 2012. Vol. 43. No 4. Pp. 312-325. Toering T.T., Elferink-Gemser M.T., Jordet G., Visscher C. Self-regulation and performance level of elite and non-elite youth soccer players // Journal of Sports Sciences. Vol. 27. No 14. Pp. 1509-1517. https://doi.org/10.1080/02640410903369919 Torok L., Szabo Z.P., Orosz G. Elite athletes' perfectionistic striving vs. concerns as opposing predictors of self-handicapping with the mediating role of attributional style // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.862122 Vogt S., Di Rienzo F.D., Collet C., Collins A., Guillot A. Multiple roles of motor imagery during action observation // Frontiers in Human Neuroscience. 2013. Vol. 7. P. 807. https://doi.org/10.3389/fnhum.2013.00807 Winne P.H. Issues in researching self-regulated learning as patterns of events // Metacognition and Learning. 2014. Vol. 9. No 2. Pp. 229-237. https://doi.org/10.1007/s11409-014-9113-3

Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: which are the key subprocesses? // Contemporary Educational Psychology. 1986. Vol. 11. No 4. Pp. 307-313. https://doi.org/10.! 016/03 61 -476x(86)90027-5

История статьи:

Поступила в редакцию 24 ноября 2022 г. Принята к печати 20 января 2023 г.

Для цитирования:

Якушина А.А., Леонов С.В., Невмержицкая Е.В. Связь показателей перфекционизма и когнитивных компонентов профессиональных навыков спортсменов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 87-104. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-87-104

Вклад авторов:

А.А. Якушина - концепция и дизайн исследования, анализ полученных данных, написание текста, окончательное утверждение версии для публикации. С. В. Леонов - администрирование проекта, концепция и дизайн исследования, окончательное утверждение версии для публикации. Е.В. Невмержицкая - сбор и обработка материалов, окончательное утверждение версии для публикации.

Заявление о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах:

Якушина Анастасия Александровна, преподаватель кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия); младший научный сотрудник, лаборатория психологии информационной безопасности подростков, Психологический институт, Российская академия образования (Москва, Россия). ORCID: 0000-0003-4968-336X, eLIBRARY SPIN-код: 5842-9962. E-mail: anastsia.ya.au@yandex.ru

Леонов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия). ORCID: 0000-0002-8883-9649, eLIBRARY SPIN-код: 2840-1360. E-mail: svleonov@gmail.com

Невмержицкая Екатерина Васильевна, старший преподаватель кафедры теории и методики волейбола и баскетбола, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Казань, Россия). ORCID: 0000-0003-1715-7285, eLIBRARY SPIN-код: 9018-0055. E-mail: lahaim85@yandex.ru

DOI 10.22363/2313-1683-2023-20-1-87-104 EDN: EFBYKY UDC 159.9.07

Research article

Relationship between Perfectionism

and Cognitive Components of Sportsmen's Professional Skills

Anastasia A. Yakushina1'2 , Sergey V. Leonov1 , Ekaterina V. Nevmerzhitskaya3

:Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Russian Federation 2Psychological Institute of the Russian Academy of Education, 9 Mokhovaya St, bldg 4, Moscow, 125009, Russian Federation 3Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, 35 Universiade Village, Kazan, 420010, Russian Federation ^ anastasia.ya.au@yandex.ru

Abstract. To achieve high results in sports, both motor and cognitive skills are important. However, the formation of cognitive components of sports activity can be influenced by personality traits, for example, such a multidimensional trait as perfectionism. The aim of the research was to determine the relationship between various parameters of perfectionism and the cognitive component of skill in sports. The study involved 311 athletes aged 14 to 32 years (M = 19.5; SD = 2.03). The following instruments were used in the study: The Sport Multidimensional Perfectionism Scale 2 and The Three-Factor Questionnaire of Perfectionism (for diagnosing perfectionism); Questionnaire of Metacognitive Involvement in Activities (for diagnosing metacognitive involvement); and The Mental Image Inventory in Sports (to determine the frequency of using mental images). It has been shown that the athletes with more pronounced perfectionism are able to better understand and evaluate their performance; they can more accurately notice mistakes and more often use mental images in the training process. Also, as a result of a series of regression analyzes, it has been

found that such parameters of perfectionism as "high personal standards" and "regime organization" affect the frequency of using cognitive and motivational images, as well as meta-cognitive involvement in the activities of the athletes who took part in the study. Thus, perfectionism has a significant impact on various parameters of the cognitive component of skill development, which in turn can affect the performance of an athlete in training and competition.

Key words: sports psychology, perfectionism, metacognitive involvement, mental images, athletes

Acknowledgements and Funding. The research was supported by the Russian Science Foundation grant No. 19-78-10134.

References

Bjorkstrand, S., & Jern, P. (2013). Evaluation of an imagery intervention to improve penalty taking ability in soccer: A study of two junior girls teams. Nordic Psychology, 65(4), 290-305. https://doi.org/10.1080/19012276.2013.851444 Brouziyne, M., & Molinaro, C. (2005). Mental imagery combined with physical practice of approach shots for golf beginners. Perceptual and Motor Skills, 101(1), 203-211. https://doi.org/10.2466/pms.101.L203-211 Brown, D.J., & Fletcher, D. (2017). Effects of psychological and psychosocial interventions on sport performance: A meta-analysis. Sports Medicine, 47(1), 77-99. https://doi.org/10.1007/s40279-016-0552-7 Buhlmayer, L., Birrer, D., Rothlin, P., Faude, O., & Donath, L. (2017). Effects of mindfulness practice on performance-relevant parameters and performance outcomes in sports: A meta-analy-tical review. Sports Medicine, 47(11), 2309-2321. https://doi.org/10.1007/s40279-017-0752-9 Burns, H. (2022). Imagining imagination: Towards cognitive and metacognitive models.

Pedagogy, Culture & Society. https://doi.org/10.1080/14681366.2022.2059547 Chen, D., & Singer, R.N. (1992). Self-regulation and cognitive strategies in sport participation. International Journal of Sport Psychology, 23(4), 277-300. Cleary, T.J., & Zimmerman, B.J. (2001). Self-regulation differences during athletic practice by experts, non-experts, and novices. Journal of Applied Sport Psychology, 13(2), 185-206. https://doi.org/10.1080/104132001753149883 Cratty, B.J. (1978). Psychology in Contemporary Sport. Moscow: Fizicheskaya Kul'tura i Sport Publ. (In Russ.)

Cumming, J., & Ramsey, R. (2009). Imagery interventions in sport. In S.D. Mellalieu & S. Hanton (Eds.), Advances in Applied Sport Psychology: A Review (pp. 5-36). London: Routledge. http://doi.org/10.13140Z2.L2619.2322 Di Corrado, D., Guarnera, M., Guerrera, C.S., Maldonato, N.M., Di Nuovo, S., Castellano, S., & Coco, M. (2020). Mental imagery skills in competitive young athletes and non-athletes. Frontiers in Psychology, 11, 633. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00633 Dorevitch, B., Buck, K., Fuller-Tyszkiewicz, M., Phillips, L., & Krug, I. (2020). Maladaptive perfectionism and depression: Testing the mediating role of self-esteem and internalized shame in an Australian domestic and Asian international university sample. Frontiers in Psychology, 11, 1272. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01272 Driskell, J.E., Copper, C., & Moran, A. (1994). Does mental practice enhance performance?

Journal of Applied Psychology, 79(4), 481-492. https://doi.org/10.1037/0021-9010.79A481 Ericsson, K.A. (2003). How the expert performance approach differs from traditional approaches to expertise in sport: In search of a shared theoretical framework for studying. In J.L. Starkes & K.A. Ericsson (Eds.), Expert Performance in Sports: Advances in Research on Sport Expertise (pp. 371-402). Champaign: Human Kinetics. https://doi.org/10.5040/9781492596257.ch-015 Frost, R.O., & Steketee, G. (1997). Perfectionism in obsessive-compulsive disorder patients. Behaviour Research and Therapy, 35(4), 291-296. https://doi.org/10.1016/s0005-7967(96)00108-8

Garanyan, N.G., & Yudeeva, T.Yu. (2009). The structure of perfectionism in depressive and

anxious patients. Psikhologicheskii Zhurnal, 30(6), 93-102. (In Russ.) Garanyan, N.G., Kholmogorova, A.B., & Yudeeva, T.Yu. (2018). Factor structure and psychometric properties of perfectionism inventory: developing 3-factor version. Counseling Psychology and Psychotherapy, 26(3), 8-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpp.2018260302 Gotwals, J.K., & Dunn, J.G.H. (2009). A multi-method multi-analytic approach to establishing internal construct validity evidence: The Sport Multidimensional Perfectionism Scale 2. Measurement in Physical Education and Exercise Science, 13(2), 71-92. https://doi.org/10.1080/10913670902812663 Grette, T., Solem, S., Vogel, P.A., Guzey, I.C., Hansen, B., & Myers, S.G. (2014). Metacog-nition, responsibility, and perfectionism in obsessive - compulsive disorder. Cognitive Therapy and Research, 39(1), 41-50. https://doi.org/10.1007/s10608-014-9635-7 Hill, A.P., Mallinson-Howard, S.H., & Jowett, G.E. (2018). Multidimensional perfectionism in sport: A meta-analytical review. Sport, Exercise, and Performance Psychology, 7(3), 235-270. https://doi.org/10.1037/spy0000125 Hodge, K., Lonsdale, C., & Jackson, S.A. (2009). Athlete engagement in elite sport: An exploratory investigation of antecedents and consequences. The Sport Psychologist, 23(2), 186-202. https://doi.org/10.1123/tsp.23.2.186 Isoard-Gautheur, S., Guillet-Descas, E., & Gustafsson, H. (2016). Athlete burnout and the risk of dropout among young elite handball players. The Sport Psychologist, 30(2), 123-130. https://doi.org/10.1123/tsp.2014-0140 Karpov, A.V., & Skityaeva, I.M. (2005). Psychology of metacognitive processes of personality.

Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences. (In Russ.) Kirschenbaum, D.S. (1987). Self-regulation of sport performance. Medicine & Science in Sports & Exercise, 19(5), 106-113. https://doi.org/10.1249/00005768-198710001-00003 Kitsantas, A., & Zimmerman, B.J. (2006). Enhancing self-regulation of practice: The influence of graphing and self-evaluative standards. Metacognition and Learning, 1(3), 201-212. https://doi.org/10.1007/s11409-006-9000-7 Lizmore, M.R., Dunn, J.G.H., & Causgrove Dunn, J. (2017). Perfectionistic strivings, perfectionistic concerns, and reactions to poor personal performances among intercollegiate athletes. Psychology of Sport and Exercise, 33, 75-84. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2017.07.010 MacIntyre, T., & Moran, A. (2010). Meta-imagery processes among elite sports performers. In A. Guillot, & C. Collet (Eds.). The Neurophysiological Foundations of Mental and Motor Imagery, (pp. 227-244). Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199546251.003.0016 MacIntyre, T.E., & Moran, A.P. (2007). A qualitative investigation of imagery use and meta-imagery processes among elite canoe-slalom competitors. Journal of Imagery Research in Sport and Physical Activity, 2(1), 3. https://doi.org/10.2202/1932-0191.1009 MacIntyre, T.E., Igou, E.R., Campbell, M.J., Moran, A.P., & Matthews, J. (2014). Metacogni-tion and action: A new pathway to understanding social and cognitive aspects of expertise in sport. Frontiers in Psychology, 5, 1155. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01155 Madigan, D.J., Stoeber, J., & Passfield, L. (2017). Perfectionism and achievement goals revisited: The 3*2 achievement goal framework. Psychology of Sport and Exercise, 28, 120-124. https://doi.org/10.10167j.psychsport.2016.10.008 Mahasneh, A.M., Alwan, A.F., & Al-Rawwad, T.M. (2020). The level of multidimensional perfectionism and motivational orientation among undergraduate students. Psychology in Russia: State of the Art, 12(2), 94-114. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0208 Malouin, F., Richards, C.L., Durand, A., & Doyon, J. (2009). Added value of mental practice combined with a small amount of physical practice on the relearning of rising and sitting post-stroke: A pilot study. Journal of Neurologic Physical Therapy, 33(4), 195-202. https://doi.org/10.1097/npt.0b013e3181c2112b McCardle, L., Young, B.W., & Baker, J. (2017). Self-regulated learning and expertise development in sport: Current status, challenges, and future opportunities. International Review of Sport and Exercise Psychology, 12(1), 112-138. https://doi.org/10.1080/1750984x.2017.1381141

Morosanovа, V.I., Kondratyuk, N.G., & Gaidamashko, I.V. (2020). Reliability of self-regulation as a resource for goal achievement in high-risk occupations. Moscow University Psychology Bulletin, (1), 77-95. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05 Myers, S.G., & Wells, A. (2013). An experimental manipulation of metacognition: A test of the metacognitive model of obsessive-compulsive symptoms. Behaviour Research and Therapy, 51(4-5), 177-184. https://doi.org/10.1016/j.brat.2013.0L007 Popa, D., Mindrescu, V., Iconomescu, T.-M., & Talaghir, L.-G. (2020). Mindfulness and self-regulation strategies predict performance of Romanian handball players. Sustainability, 12(9), 3667. https://doi.org/10.3390/su12093667 Prokhorov, A.O., & Chernov, A.V. (2022). Maturation of students' mental states regulation system during their university studies. Theoretical and Experimental Psychology, 15(1), 101-121. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-101-121 Rodionova, M.Kh., Barchukova, G.V., & Romanina, E.V. (2019). Identification of significant indicators that contribute to the formation of an individual style of activity on the contingent of young table tennis players. Moscow University Psychology Bulletin, (4), 186-199. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.186 Sakalidis, K.E., Burns, J., Van Biesen, D., Dreegia, W., & Hettinga, F.J. (2021). The impact of cognitive functions and intellectual impairment on pacing and performance in sports. Psychology of Sport and Exercise, 52, 101840. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101840 Sellars, P.A., Evans, L., & Thomas, O. (2016). The effects of perfectionism in elite sport: Experiences of unhealthy perfectionists. The Sport Psychologist, 30(3), 219-230. https://doi.org/10.1123/tsp.2014-0072 Sheveleva, M.S., Zolotareva, A.A., & Rudnova, N.A. (2021). The imposter phenomenon in the work context: the role of motivation and perfectionism. National Psychological Journal, (3), 96-104. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2021.0308 Simon, D.A., & Bjork, R.A. (2001). Metacognition in motor learning. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 27(4), 907-912. https://doi.org/10.1037/0278-7393.27A907 Simonsmeier, B.A., & Buecker, S. (2017). Interrelations of imagery use, imagery ability, and performance in young athletes. Journal of Applied Sport Psychology, 29(1), 32-43. https://doi.org/10.1080/10413200.2016.1187686 Simonsmeier, B.A., Andronie, M., Buecker, S., & Frank, C. (2020). The effects of imagery interventions in sports: a meta-analysis. International Review of Sport and Exercise Psychology, 14(1), 186-207. https://doi.org/10.1080/1750984x.2020.1780627 Smith, M.M., Saklofske, D.H., Yan, G., & Sherry, S.B. (2017). Does perfectionism predict depression, anxiety, stress, and life satisfaction after controlling for neuroticism? Journal of Individual Differences, 38(2), 63-70. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000223 Stoeber, J., Uphill, M.A., & Hotham, S. (2009). Predicting race performance in triathlon: The role of perfectionism, achievement goals, and personal goal setting. Journal of Sport and Exercise Psychology, 31(2), 211-245. https://doi.org/10.1123/jsep.3L2.211 Taylor, I.M., Boat, R., & Murphy, S.L. (2018). Integrating theories of self-control and motivation to advance endurance performance. International Review of Sport and Exercise Psychology, 13(1), 1-20. https://doi.org/10.1080/1750984x.2018.1480050 Toering, T., Elferink-Gemser, M.T., Jordet, G., Pepping, G.J., & Visscher, C. (2012). Self-regulation of learning and performance level of elite youth soccer players. International Journal of Sport Psychology, 43(4), 312-325. Toering, T.T., Elferink-Gemser, M.T., Jordet, G., & Visscher, C. (2009). Self-regulation and performance level of elite and non-elite youth soccer players. Journal of Sports Sciences, 27(14), 1509-1517. https://doi.org/10.1080/02640410903369919 Torek, L., Szabo, Z.P., & Orosz, G. (2022). Elite athletes' perfectionistic striving vs. concerns as opposing predictors of self-handicapping with the mediating role of attributional style. Frontiers in Psychology, 13, 862122. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.862122 Veraksa, A.N., Gorovaya, A.E., Grushko, A.I., & Leonov, S.V. (2016). Mental training in the psychological preparation of an athlete. Moscow: Sport Publ. (In Russ.)

Veraksa, A.N., Gorovaya, A.E., Grushko, A.I., Bayanova, L.F., Galliulina, M.Sh., & Galyavieva, D.G. (2014). Adaptation of the Russian version of "The sport imagery questionnaire". Psikhologicheskii Zhurnal, 35(1), 120-129. (In Russ.) Vogt, S., Rienzo, F.D., Collet, C., Collins, A., & Guillot, A. (2013). Multiple roles of motor imagery during action observation. Frontiers in Human Neuroscience, 7, 807. https://doi.org/10.3389/fnhum.2013.00807 Winne, P.H. (2014). Issues in researching self-regulated learning as patterns of events.

Metacognition and Learning, 9(2), 229-237. https://doi.org/10.1007/s11409-014-9113-3 Yakushina, A.A., Leonov, S.V., & Aslanova M.S. (2021). Establishing the reliability and validity of the diagnostics model of perfectionism in sport. Bulletin of the Moscow University,, (1), 241-264. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.10 Zimmerman, B.J. (1986). Becoming a self-regulated learner: Which are the key subprocesses? Contemporary Educational Psychology, 11(4), 307-313. https://doi.org/10.1016/0361-476x(86)90027-5

Article history:

Received 24 November 2022 Revised 18 January 2023 Accepted 20 January 2023

For citation:

Yakushina, A.A., Leonov, S.V., & Nevmerzhitskaya, E.V. (2023). Relationship between perfectionism and cognitive components of sportsmen's professional skills. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(1), 87-104. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-87-104

Author's contribution:

Anastasia A. Yakushina - concept and design of the research, data analysis, approval of the final version of the article. Sergey V. Leonov - project administration, concept and design of the research, approval of the final version of the article. Ekaterina V. Nevmerzhitskaya -data collection and processing, approval of the final version of the article.

Conflicts of interest:

The authors declare that there is no conflict of interest. Bio notes:

Anastasia A. Yakushina, Lecturer, Department of Educational Psychology and Pedagogy, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University (Russia); Junior Researcher, Psychology of Information Security of Adolescents Laboratory, Psychological Institute, Russian Academy of Education (Moscow, Russia). ORCID: 0000-0003-4968-336X, eLIBRARY SPIN-code: 5842-9962. E-mail: anastsia.ya.au@yandex.ru

Sergey V. Leonov, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology Methodology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University (Russia). ORCID: 0000-0002-8883-9649, eLIBRARY SPIN-code: 2840-1360. E-mail: svleonov@gmail.com

Ekaterina V. Nevmerzhitskaya, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Volleyball and Basketball, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Russia). ORCID: 0000-0003-1715-7285, eLIBRARY SPIN-code: 9018-0055. E-mail: lahaim85@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.