Научная статья на тему 'Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы'

Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
689
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации личности / Социально-психологический климат / Сплоченность группы / стадия развития малой группы / life meaning orientation of personality / socio-psychological climate / group cohesion / group developmental stage

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены психологический климат, сплоченность, и стадия развития группы как основные социально-психологические особенности группы. Приведены результаты исследования взаимосвязи формирования смысложизненных ориентаций студентов и старшеклассников с социально-психологическими особенностями их учебной группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Некрасова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the psychological climate, group cohesion and developmental stage as the main sociopsychological particularities of the group. The results of the research of correlation between formation of life meaning orientation in students and schoolchildren and socio-psychological particularities of their study group are presented

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ГРУППЫ

© Е. В. Некрасова

Некрасова

Екатерина Владимировна

аспирант кафедры обшей и социальной психологии Самарская

гуманитарная академия ка!еппа [email protected]

В статье рассмотрены психологический климат, сплоченность и сталия развития группы как основные социально-психологические особенности группы. Приведены результаты исследования взаимосвязи формирования смысложизненных ориентаций студентов и старшеклассников с социально-психологическими особенностями их учебной группы.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации личности, социально-психологический климат, сплоченность группы, стадия развития малой группы.

Проблема осмысленности жизни и факторов, влияющих на ее формирование, на протяжении довольно длительного времени находится в центре внимания представителей отечественных и зарубежных психологов.

Разрушение прежних идеалов, ценностных ориентаций, а также социальное расслоение общества ведут к потере смысловой направленности у большинства населения, к разрушению чувства общности, кризису идентичности. При этом человек не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним должна быть перспектива более отдаленных идеальных целей, задающих перспективу всей его жизни, которые определяются сообществом, социальной группой, принадлежность к которой чувствует личность. Отсюда проистекает особое значение для человека смысла жизни [6].

Проблема поиска смысла жизни, пишет Г. А. Вайзер, актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение

она приобретает в период «двойного кризиса» — возрастного и социального. Современное состояние нашего общества характеризуется ломкой его устоев. Потому не случайно отечественные психологи обращают пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях общественного бытия [3, с. 3].

Изучая фазы жизненного пути, Б. Г. Ананьев показал, что их особенности определяются не только социальными факторами, но и смыслом жизни [1, с. 67]. С этих позиций он проанализировал так называемый «парадокс завершения человеческой жизни», суть которого в том, что «умирание»форм человеческого существования наступает нередко раньше, чем «физическое одряхление »от старости. В условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Научные знания о долгожителях подтверждают сохранность личности, когда человек сопротивляется условиям, благоприятствующим такой изоляции [1, с. 72].

Социальный кризис в юношеском возрасте описывает Э. Эриксон [8], который считает, что для юности характерна боязнь диффузности идентичности. Молодых людей одолевают сомнения относительно своего места в обществе, своей принадлежности к тем или иным социальным группам, своих возможностей и перспектив. Переживание опасности не найти свою идентичность, стремление к самоопределению, поиски желаемой социальной среды часто вызывают нетерпимость, отвержение мнений, вкусов, норм «чужих»групп, повышенную агрессивность в поведении. Фактически все это — «защитные» механизмы, скрывающие повышенную уязвимость и ранимость периода юношеского кризиса идентичности [8].

Опираясь на «двойной кризис»в жизни человека — возрастной и социальный, можно выявить множество факторов, влияющих на формирование смысложизненных ориентаций, ранее уже исследовавшихся отечественными психологами. Такими факторами могут быть: пример родителей, общение со сверстниками, общение с педагогами, собственный жизненный опыт, влияние средств массовой информации, чтение литературы и т. д. [3]. Не изученным остается влияние группы и ее социально-психологических особенностей, в которой обучается или работает личность, на формирование ее смысложизненных ориентаций.

Социальная группа — это устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями совместной деятельности и соответствующей групповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

В отечественной социальной психологии общепринятым определением группы является определение, данное Г. А. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [2].

Одними из самых наиболее часто диагностируемых и имеющих наиболее надежные и валидные методики исследования являются следующие параметры группы: психологический климат группы, групповая сплоченность и уровень группового развития или стадия развития группы.

С точки зрения психологии управления, одним из наиболее общих признаков группы можно считать микроклимат (психологический климат группы). Сошлемся, в частности, на высказывание известного отечественного психолога К. К. Платонова, по мнению которого социально-психологиче-ский климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Согласно представлениям американских исследователей сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, групповая сплоченность является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее.

Уровень группового развития — качественная характеристика процесса группообразования, которая определяется степенью сформированности, зрелости межличностных отношений в конкретном сообществе. В мировой социальной психологии существует достаточно большое число самых разных подходов, с позиции которых уровень группового развития определяется на основе многообразных параметров внутригруппового взаимодействия. К такого рода критериям, с помощью которых определяется уровень группового развития, относятся частота контактов членов сообщества, степень взаимности эмоциональных и «деловых» выборов в группе, продолжительность ее существования, мера структурированности отношений в системе «власть — подчинение», наличие или отсутствие ярко выраженных неформальных лидеров и т. д.

В данном исследовании мы проследим взаимосвязь между формированием смысложизненных ориентаций личности и социально-психологических особенностей группы, в которой она обучается.

Объект исследования — смысложизненные ориентации личности учащихся школы и студентов.

Предмет исследования — взаимосвязь социально-психологических особенностей группы и смысложизненных ориентаций личности учащихся школы и студентов.

Гипотеза: существует взаимосвязь между социально-психологически-ми особенностями группы и смысложизненными ориентациями личности.

Методика исследования

Исследование проводилось среди учащихся школы и студентов г. Тольятти Самарской области. Испытуемыми являлись учащиеся средней школы (10 класс, п = 18 чел.), студенты педагогического института (2 курс, 18 лет, п = 8 чел.), студенты педагогического института (5 курс 21 год, п = 28 чел.).

Для диагностики смысложизненных ориентаций использовался тест СЖО [4]; для диагностики социально-психологических особенностей использовались методики:

• диагностика уровня развития малой группы — методика дает возможность членам группы оценить уровень развития их группы [5, с. 220—222];

• изучение психологического климата в учебной группе — методика позволяет определить уровень психологического климата в учебной группе [5, с. 197—198];

• экспертная оценка сплоченности учебной группы — методика позволяет определить уровень групповой сплоченности ученических коллективов [5, с. 182—183].

После первичной обработки результатов исследования для доказательства гипотезы применялся регрессионный анализ. Все вычисления производились с использованием пакета StatSoft БТАТЛБИСА 6,0.

Результаты исследования

Определим степень влияния смысложизненных ориентаций личности испытуемых на восприятие ими социально-психологических особенностей группы.

При подсчете коэффициентов регрессии обнаружилось, что взаимосвязь между социально-психологическими особенностями группы и формированием смысложизненных ориентаций у студентов 5 курса статистически не значима. Видимо, в связи с тем, что на данном возрастном этапе развития личности большее влияние на формирование смысложизненных ориентаций оказывают другие факторы.

Таблица 1

Коэффициенты регрессии факторов социально-психологических

особенностей группы выборки студентов 2 курса (при р < 0,05)

Социально-психологические Цели Процесс Результат ож

особенности группы Beta Beta Beta Beta

Стадия развития группы -0,23 0,37 -0,3 -0,11

Психологический климат 0,71 0,48 0,3 0,49

Групповая сплоченность 0,48 -0,08 0,53 0,42

У данной выборки, согласно Таблице 1, наблюдается статистически значимое влияние жизненных целей личности испытуемых на восприятие ими психологического климата учебной группы.

Таблица 2

Коэффициенты регрессии факторов социально-психологических особенностей группы выборки учащихся 10 класса (при р < 0,05)

Социально-психологические Цели Процесс Результат ОЖ

особенности группы Beta Beta Beta Beta

Стадия развития группы -0,21 -0,44 -0,29 -0,34

Психологический климат 0,02 0,1 0,09 0,23

Групповая сплоченность 0,68 0,66 0,69 0,65

У учащихся 10 класса, согласно Таблице 2, смысложизненные ориентации учащихся оказывают влияние на их оценку групповой сплоченности.

Для того чтобы проследить взаимосвязь социально-психологических особенностей группы и смысложизненных ориентаций, мы также провели регрессионный анализ, показывающий степень влияния социально-пси-хологических особенностей группы на формирование смысложизненных ориентаций личности.

Таблица 3

Коэффициенты регрессии факторов смысложизненных ориентаций выборки студентов 2 курса (при р < 0,05)

Смысложизненные ориентации личности Стадия развития группы Beta Психологический климат Beta Г рупповая сплоченность Beta

Цели -1,06 2,06 -0,35

Процесс 0Д1 0,47 -0,61

Результат -0,17 -0,38 0,06

ОЖ 0,79 -1,32 1,01

Согласно Таблице 1 и Таблице 3, подтверждается взаимосвязь между формированием жизненных целей личности и психологическим климатом учебной группы. То есть у студентов 2 курса большое значение при постановке жизненных целей приобретает психологическая атмосфера в учебной группе.

Таблица 4

Коэффициенты регрессии факторов смысложизненных ориентаций выборки учащихся 10 класса (при р < 0,05)

Смысложизненные ориентации личности Стадия развития группы Beta Психологический климат Beta Г рупповая сплоченность Beta

Цели -0,35 -1,31 0,36

Процесс -1,06 -1,30 -0,13

Результат 0,44 0,20 0,43

ОЖ 0,97 2,42 -0,03

Результаты, согласно Таблице 4, показывают, что психологический климат учебной группы оказывает статистически значимое влияние на жизненный процесс и общую осмысленность жизни учащихся. Согласно полученным данным в Таблице 2 и Таблице 4, для того чтобы выявить у данной выборки достаточно достоверные закономерности взаимосвязи социально-психологических особенностей группы и формирования смысложизненных ориентаций, необходимо исследовать большее количество испытуемых.

Выводы

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) социально-психологические особенности группы взаимосвязаны с формированием смысложизненных ориентаций личности;

2) наличие взаимосвязи социально-психологических особенностей

группы и формирования смысложизненных ориентаций определяется показателями возраста, что подтверждает результаты, полученные в исследовании Г. А. Вайзер [3];

3) установлено, что психологический климат учебной группы взаимосвязан с формированием жизненных целей у студентов и учащихся, так как благоприятная психологическая атмосфера в группе, где они обучаются, является на данном этапе развития личности одним из основных факторов, влияющих на формирование смысложизненных ориентаций;

4) установлено, что у студентов 5 курса не отмечается взаимосвязь между социально-психологическими особенностями группы и формированием смысложизненных ориентаций в связи с особенностями возрастного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев,Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика, 1980. Т. 1.

2. Андреева,Г. М. Социальная психология. М., 2006.

3. Вайзер,Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. Том 19. № 5. 1998. С. 3—6.

4. ЛеонтьевД. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : Смысл, 2002.

5. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2005. 490 с.

6. Франкл,В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

7. Чудновский,В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего»» и «внутреннего»» // Психологический журнал. 1995. Том 16. С. 15—26.

8. Эриксон,Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

correlation between formation of life meaning orientation in students and schoolchildren and socio-psychological particularities of their study group

E. Nekrasova

The article deals with the psychological climate, group cohesion and developmental stage as the main socio- psychological particularities of the group. The results of the research of correlation between formation of life meaning orientation in students and schoolchildren and socio-psychological particularities of their study group are presented.

Key words: life meaning orientation of personality, socio-psychological climate, group cohesion, group developmental stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.