ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ГРУППЫ
© Е. В. Некрасова
Некрасова
Екатерина Владимировна
аспирант кафедры обшей и социальной психологии Самарская
гуманитарная академия ка!еппа [email protected]
В статье рассмотрены психологический климат, сплоченность и сталия развития группы как основные социально-психологические особенности группы. Приведены результаты исследования взаимосвязи формирования смысложизненных ориентаций студентов и старшеклассников с социально-психологическими особенностями их учебной группы.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации личности, социально-психологический климат, сплоченность группы, стадия развития малой группы.
Проблема осмысленности жизни и факторов, влияющих на ее формирование, на протяжении довольно длительного времени находится в центре внимания представителей отечественных и зарубежных психологов.
Разрушение прежних идеалов, ценностных ориентаций, а также социальное расслоение общества ведут к потере смысловой направленности у большинства населения, к разрушению чувства общности, кризису идентичности. При этом человек не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним должна быть перспектива более отдаленных идеальных целей, задающих перспективу всей его жизни, которые определяются сообществом, социальной группой, принадлежность к которой чувствует личность. Отсюда проистекает особое значение для человека смысла жизни [6].
Проблема поиска смысла жизни, пишет Г. А. Вайзер, актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение
она приобретает в период «двойного кризиса» — возрастного и социального. Современное состояние нашего общества характеризуется ломкой его устоев. Потому не случайно отечественные психологи обращают пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях общественного бытия [3, с. 3].
Изучая фазы жизненного пути, Б. Г. Ананьев показал, что их особенности определяются не только социальными факторами, но и смыслом жизни [1, с. 67]. С этих позиций он проанализировал так называемый «парадокс завершения человеческой жизни», суть которого в том, что «умирание»форм человеческого существования наступает нередко раньше, чем «физическое одряхление »от старости. В условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Научные знания о долгожителях подтверждают сохранность личности, когда человек сопротивляется условиям, благоприятствующим такой изоляции [1, с. 72].
Социальный кризис в юношеском возрасте описывает Э. Эриксон [8], который считает, что для юности характерна боязнь диффузности идентичности. Молодых людей одолевают сомнения относительно своего места в обществе, своей принадлежности к тем или иным социальным группам, своих возможностей и перспектив. Переживание опасности не найти свою идентичность, стремление к самоопределению, поиски желаемой социальной среды часто вызывают нетерпимость, отвержение мнений, вкусов, норм «чужих»групп, повышенную агрессивность в поведении. Фактически все это — «защитные» механизмы, скрывающие повышенную уязвимость и ранимость периода юношеского кризиса идентичности [8].
Опираясь на «двойной кризис»в жизни человека — возрастной и социальный, можно выявить множество факторов, влияющих на формирование смысложизненных ориентаций, ранее уже исследовавшихся отечественными психологами. Такими факторами могут быть: пример родителей, общение со сверстниками, общение с педагогами, собственный жизненный опыт, влияние средств массовой информации, чтение литературы и т. д. [3]. Не изученным остается влияние группы и ее социально-психологических особенностей, в которой обучается или работает личность, на формирование ее смысложизненных ориентаций.
Социальная группа — это устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями совместной деятельности и соответствующей групповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.
В отечественной социальной психологии общепринятым определением группы является определение, данное Г. А. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [2].
Одними из самых наиболее часто диагностируемых и имеющих наиболее надежные и валидные методики исследования являются следующие параметры группы: психологический климат группы, групповая сплоченность и уровень группового развития или стадия развития группы.
С точки зрения психологии управления, одним из наиболее общих признаков группы можно считать микроклимат (психологический климат группы). Сошлемся, в частности, на высказывание известного отечественного психолога К. К. Платонова, по мнению которого социально-психологиче-ский климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.
Согласно представлениям американских исследователей сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, групповая сплоченность является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее.
Уровень группового развития — качественная характеристика процесса группообразования, которая определяется степенью сформированности, зрелости межличностных отношений в конкретном сообществе. В мировой социальной психологии существует достаточно большое число самых разных подходов, с позиции которых уровень группового развития определяется на основе многообразных параметров внутригруппового взаимодействия. К такого рода критериям, с помощью которых определяется уровень группового развития, относятся частота контактов членов сообщества, степень взаимности эмоциональных и «деловых» выборов в группе, продолжительность ее существования, мера структурированности отношений в системе «власть — подчинение», наличие или отсутствие ярко выраженных неформальных лидеров и т. д.
В данном исследовании мы проследим взаимосвязь между формированием смысложизненных ориентаций личности и социально-психологических особенностей группы, в которой она обучается.
Объект исследования — смысложизненные ориентации личности учащихся школы и студентов.
Предмет исследования — взаимосвязь социально-психологических особенностей группы и смысложизненных ориентаций личности учащихся школы и студентов.
Гипотеза: существует взаимосвязь между социально-психологически-ми особенностями группы и смысложизненными ориентациями личности.
Методика исследования
Исследование проводилось среди учащихся школы и студентов г. Тольятти Самарской области. Испытуемыми являлись учащиеся средней школы (10 класс, п = 18 чел.), студенты педагогического института (2 курс, 18 лет, п = 8 чел.), студенты педагогического института (5 курс 21 год, п = 28 чел.).
Для диагностики смысложизненных ориентаций использовался тест СЖО [4]; для диагностики социально-психологических особенностей использовались методики:
• диагностика уровня развития малой группы — методика дает возможность членам группы оценить уровень развития их группы [5, с. 220—222];
• изучение психологического климата в учебной группе — методика позволяет определить уровень психологического климата в учебной группе [5, с. 197—198];
• экспертная оценка сплоченности учебной группы — методика позволяет определить уровень групповой сплоченности ученических коллективов [5, с. 182—183].
После первичной обработки результатов исследования для доказательства гипотезы применялся регрессионный анализ. Все вычисления производились с использованием пакета StatSoft БТАТЛБИСА 6,0.
Результаты исследования
Определим степень влияния смысложизненных ориентаций личности испытуемых на восприятие ими социально-психологических особенностей группы.
При подсчете коэффициентов регрессии обнаружилось, что взаимосвязь между социально-психологическими особенностями группы и формированием смысложизненных ориентаций у студентов 5 курса статистически не значима. Видимо, в связи с тем, что на данном возрастном этапе развития личности большее влияние на формирование смысложизненных ориентаций оказывают другие факторы.
Таблица 1
Коэффициенты регрессии факторов социально-психологических
особенностей группы выборки студентов 2 курса (при р < 0,05)
Социально-психологические Цели Процесс Результат ож
особенности группы Beta Beta Beta Beta
Стадия развития группы -0,23 0,37 -0,3 -0,11
Психологический климат 0,71 0,48 0,3 0,49
Групповая сплоченность 0,48 -0,08 0,53 0,42
У данной выборки, согласно Таблице 1, наблюдается статистически значимое влияние жизненных целей личности испытуемых на восприятие ими психологического климата учебной группы.
Таблица 2
Коэффициенты регрессии факторов социально-психологических особенностей группы выборки учащихся 10 класса (при р < 0,05)
Социально-психологические Цели Процесс Результат ОЖ
особенности группы Beta Beta Beta Beta
Стадия развития группы -0,21 -0,44 -0,29 -0,34
Психологический климат 0,02 0,1 0,09 0,23
Групповая сплоченность 0,68 0,66 0,69 0,65
У учащихся 10 класса, согласно Таблице 2, смысложизненные ориентации учащихся оказывают влияние на их оценку групповой сплоченности.
Для того чтобы проследить взаимосвязь социально-психологических особенностей группы и смысложизненных ориентаций, мы также провели регрессионный анализ, показывающий степень влияния социально-пси-хологических особенностей группы на формирование смысложизненных ориентаций личности.
Таблица 3
Коэффициенты регрессии факторов смысложизненных ориентаций выборки студентов 2 курса (при р < 0,05)
Смысложизненные ориентации личности Стадия развития группы Beta Психологический климат Beta Г рупповая сплоченность Beta
Цели -1,06 2,06 -0,35
Процесс 0Д1 0,47 -0,61
Результат -0,17 -0,38 0,06
ОЖ 0,79 -1,32 1,01
Согласно Таблице 1 и Таблице 3, подтверждается взаимосвязь между формированием жизненных целей личности и психологическим климатом учебной группы. То есть у студентов 2 курса большое значение при постановке жизненных целей приобретает психологическая атмосфера в учебной группе.
Таблица 4
Коэффициенты регрессии факторов смысложизненных ориентаций выборки учащихся 10 класса (при р < 0,05)
Смысложизненные ориентации личности Стадия развития группы Beta Психологический климат Beta Г рупповая сплоченность Beta
Цели -0,35 -1,31 0,36
Процесс -1,06 -1,30 -0,13
Результат 0,44 0,20 0,43
ОЖ 0,97 2,42 -0,03
Результаты, согласно Таблице 4, показывают, что психологический климат учебной группы оказывает статистически значимое влияние на жизненный процесс и общую осмысленность жизни учащихся. Согласно полученным данным в Таблице 2 и Таблице 4, для того чтобы выявить у данной выборки достаточно достоверные закономерности взаимосвязи социально-психологических особенностей группы и формирования смысложизненных ориентаций, необходимо исследовать большее количество испытуемых.
Выводы
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) социально-психологические особенности группы взаимосвязаны с формированием смысложизненных ориентаций личности;
2) наличие взаимосвязи социально-психологических особенностей
группы и формирования смысложизненных ориентаций определяется показателями возраста, что подтверждает результаты, полученные в исследовании Г. А. Вайзер [3];
3) установлено, что психологический климат учебной группы взаимосвязан с формированием жизненных целей у студентов и учащихся, так как благоприятная психологическая атмосфера в группе, где они обучаются, является на данном этапе развития личности одним из основных факторов, влияющих на формирование смысложизненных ориентаций;
4) установлено, что у студентов 5 курса не отмечается взаимосвязь между социально-психологическими особенностями группы и формированием смысложизненных ориентаций в связи с особенностями возрастного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев,Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика, 1980. Т. 1.
2. Андреева,Г. М. Социальная психология. М., 2006.
3. Вайзер,Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. Том 19. № 5. 1998. С. 3—6.
4. ЛеонтьевД. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : Смысл, 2002.
5. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2005. 490 с.
6. Франкл,В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
7. Чудновский,В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего»» и «внутреннего»» // Психологический журнал. 1995. Том 16. С. 15—26.
8. Эриксон,Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
correlation between formation of life meaning orientation in students and schoolchildren and socio-psychological particularities of their study group
E. Nekrasova
The article deals with the psychological climate, group cohesion and developmental stage as the main socio- psychological particularities of the group. The results of the research of correlation between formation of life meaning orientation in students and schoolchildren and socio-psychological particularities of their study group are presented.
Key words: life meaning orientation of personality, socio-psychological climate, group cohesion, group developmental stage.