Научная статья на тему 'Связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями коллектива'

Связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE ORIENTATIONS / ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА / PRIMARY GROUP / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Елена Алексеевна, Максимова Наталия Леонидовна

Рассмотрено современное состояние изучения проблемы смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии. Раскрыты социально-психологические особенности первичной группы (коллектива). Выявлена связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями коллектива. Результаты исследования могут быть использованы психологами и руководителями для более эффективной организации профессиональной деятельности сотрудников организации и развития личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афанасьева Елена Алексеевна, Максимова Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of life-meaningful orientations of the employees of the organization socio-psychological characteristics of the group

The article considers the current state of the study of the problem of life orientations in domestic and foreign psychology. Social and psychological features of the primary group (collective) are revealed. Identified the relationship of life-meaningful orientations of the employees of the organization socio-psychological characteristics of the group. The results of the study can be used by psychologists and managers for more effective organization of professional activities of the organization and the development of professional personality.

Текст научной работы на тему «Связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями коллектива»

ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

PERSONNEL MANAGEMENT AND HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

УДК 159.9.07 ББК 88.8

СВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КОЛЛЕКТИВА

Е. А. Афанасьева1, Н. Л. Максимова2

1 ООО «Меркатус», Москва, Россия

2 Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары, Россия

Рассмотрено современное состояние изучения проблемы смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии. Раскрыты социально-психологические особенности первичной группы (коллектива). Выявлена связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями коллектива. Результаты исследования могут быть использованы психологами и руководителями для более эффективной организации профессиональной деятельности сотрудников организации и развития личности профессионала.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, первичная группа, социально-психологические особенности коллектива.

THE RELATIONSHIP OF LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS

OF THE EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION SOCIO-PSYCHOLOGICAL

CHARACTERISTICS OF THE GROUP

Ye.A. Afanas'yeva1, N.L. Maksimova2

1 Mercatus LLC, Moscow, Russian

2 Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

The article considers the current state of the study of the problem of life orientations in domestic and foreign psychology. Social and psychological features of the primary group (collective) are revealed. Identified the relationship of life-meaningful orientations of the employees of the organization socio-psychological characteristics of the group. The results of the study can be used by psychologists and managers for more effective organization of professional activities of the organization and the development of professional personality.

Keywords: life orientations, primary group, social and psychological peculiarities of the collective.

Проблема поиска смысла жизни является одной из вечных экзистенциальных проблем человечества. «Процессы обретения личностью смысла своего бытия, влияние этого фактора на жизнь человека являются актуальным предметом изучения психологической науки» [9]. Фактически смысл жизни представляет выверенный, осознанный и обобщенный принцип жизни человека, его сконцентрированную жизненную цель, сформулированную его жизненную концепцию. «Идея о смысле жизни является детерминантой формирования смысложизненных ориентаций как подчинённых мотивационных тенденций в смысловой сфере психологии личности» [2]. Смысложизненные ориентации как важнейшие компоненты структуры личности и регуляторы активности человека формируются и развиваются в условиях непосредственного влияния социальной среды, и реализуется личностью в различных сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности.

Основы изучения смысложизненных ориентаций с точки зрения их психологического содержания заложены в концепциях смысла жизни таких исследователей прошлого, как Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, Н. О. Лосский, Б. П. Вышеславцев, В. Розанов, С. Франк, и многих других представителей различных школ и направлений философии.

Отечественные психологи рассматривали понятие «смысл жизни» в нескольких ракурсах. Начиная с Л. С. Выготского, а затем такие ученые-психологи, как А. Н. Леонтьев. С. Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов, Б. Ф. Ломов и др., понятие «смысл жизни» анализировали как одну из основных категорий психологии. Как центральная направленность личности смысл жизни представлен в работах таких исследователей, как В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев; как жизненная стратегия — в трудах К. А. Абульхановой-Славской, В. В. Столина, М. Кальвиньо, В. П. Зинченко, Ю. М. Забродина, М. К. Мамардашвили, Б. А. Сосновского. Д. Н. Узнадзе рассматривал смысл жизни как установку, а вот И. С. Кон, Б. С. Братусь, В. Г. Асеев данную категорию классифицировали как потребности личности.

За рубежом доминировала практика психологических исследований смысла в основном в рамках психоаналитического и гуманистического подходах (А. Адлер, К. Юнг, В. Франкл, К. Хорни). «Смысл изучался в контексте достижения человеком состояния равновесия путем стремления к счастью, через процесс самоактуализации, свободный выбор собственных жизненных установок (А. Маслоу, Д. Оллпорт, Ш. Бюлер, Э. Фромм)» [5].

Таким образом, проблема осмысленности жизни и факторов, влияющих на ее формирование, на протяжении довольно длительного времени находится в центре внимания представителей отечественных и зарубежных психологов. В то же время неизученным остается влияние группы, в которой работает личность, и ее социально-психологических особенностей на формирование ее смысложизненных ориентаций. С учетом этого противоречия целью исследования стало выявление связи смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями первичной группы (коллектива).

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует связь смысложиз-ненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями группы, данная связь имеет гендерную обусловленность.

Факт наличия смысла есть важное, необходимое условие человеческой жизни, самого существования. «Осознание своей смертности более всего побуждает человека размышлять о смысле жизни. Осознание конечности своего существования стимулирует человека максимально использовать отведенное ему время жизни, ставит вопрос об осмысленности жизни, ответственности за ее содержание, об особой ее ценности» [5].

Понятие «смысл» относится к базовым научным категориям как в психологии, так и в философии, лингвистике, однако оно до сих пор не имеет общепринятой трактовки и единого описания [3].

Разработка проблемы смысла в философии берет свое начало еще во времена античности, однако к её окончательному решению исследователи не могут прийти до сих пор.

В психологии смысл понимается «как отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта в жизни субъекта, выделяет этот объект в образе мира, воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту» [7]. Человек, задающийся вопросом смысла своего существования, является разумным, гармоничным, способным успешно справляться с любыми жизненными трудностями.

По мнению Г. М. Андреевой, «смысложизнен-ные ориентации являются регуляторами или механизмами направленной деятельности человека как субъекта, как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (дис-позиционной) структуры личности, сформиро-

ванную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей, и являются, таким образом, субъективными составляющими феномена смысла жизни» [1].

В отечественной и зарубежной социальной психологии особое внимание уделяется изучению малых социальных групп, поскольку в таких группах осуществляется совместная групповая деятельность, взаимодействие и общение, выступающие основными факторами, непосредственно формирующими или деформирующими личность.

В социальной психологии даются самые различные определения и критерии выделения малой группы. Так, Д. Картрайт, А. Зингер, Т. Нью-ком указывают такие критерии определения и выделения малой группы, как «частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число составляющих ее членов» [2].

Г. Дикарс понимает под группой «психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга» [2].

М. и К. Шериф считают, что группа — это социальный союз, наделенный такими свойствами, которые имеют значение для поведения его членов, но при этом могут быть изменены. «К ним относятся: структура и организация, система норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам» [6].

Типичными особенностями группы, по мнению Ш. Бюлер, являются взаимоотношения, взаимовлияния членов группы; общность целей, деятельности и организации; определенность ролей, которые исполняют отдельные представители данной группы; обособление лидеров, подчиняющих себе остальных; наличие у членов группы чувства «мы», единства группы, ее сплоченность.

Х. Том и Х. Фегер в своих исследованиях отмечали, что «основной признак группы — взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малой группы являются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе» [2].

Согласно Г. Хомансу, главными характеристиками понятия «малая группа» являются частота взаимодействия, его длительность и порядок.

Общепринятым определением малой группы в отечественной социальной психологии является определение, предложенное Г. М. Андреевой: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1].

Таким образом, в научной среде нет единого определения понятия «малая группа». Многообразие данного определения вызвано многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения формируются. Как отмечают Р. Л . Кричевский и Е. М. Дубовская, к концу ХХ в. сложилось девять зарубежных концепций, «определивших развитие групповой психологии. К ним относятся:

1. Теория поля, которая берет начало в работах К. Левина и основывается на его тезисе, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант (жизненным или социальным пространством личности). Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из теории множеств, а динамические свойства — понятиями психологических и социальных сил. Целостной теории группы в рамках этого подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой психологии: теории сплоченности, теории социальной власти, теории соперничества-сотрудничества, теории внутригруппового давления, теории групповых притязаний.

2. Интеракционистская концепция, согласно которой группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность, взаимодействие и отношение. В рамках этой теории исследуются структурные аспекты группы.

3. Теория систем. Этот подход рассматривает группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

4. Социометрическое направление, опирающееся на взгляды Д. Морено, представляет группу через анализ внутригрупповых отношений.

5. Психоаналитическая ориентация базируется на идеях З. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности. Эти идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.

6. Общепсихологический подход заключается в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения, прежде всего в анализе таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

7. Эмпирико-статистическое направление, согласно которому основные понятия груп-

повой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, таких как факторный анализ, а не формироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных в исследованиях Р. Кеттелла, предложившего одну из теорий группового поведения.

8. Формально-модельный подход базируется на формальном моделировании группового поведения с использованием математического аппарата теории моделей и теории множеств. Данные идеи отражены в исследовании В. И. Паниотто.

9. Теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно данной концепции, поведение индивидуумов в группе — функция двух переменных: вознаграждений (положительное подкрепление) и расходов или наказаний (отрицательное подкрепление) [6].

Итак, в данном исследовании первичный трудовой коллектив будем рассматривать как малую группу, состоящую из двух или более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. Основной принцип объединения людей в малую группу — единство цели; основное средство объединения — межличностное взаимодействие.

Взаимоотношения участников малой группы имеют преимущественно эмоциональный характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и конфликтности. Основными социально-психологическими особенностями, характеризующими первичную группу (коллектив), выступают социально-психологический климат, уровень групповой сплоченности и уровень развития группы.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «МГИ и С» в г. Москва. В исследовании приняли участие 40 сотрудников данной организации в возрасте от 21 до 37 лет. Из них 20 женщин и 20 мужчин.

Опираясь на результаты исследования, полученные с помощью теста «Смысложизненные ориентации» (СЖО), можно отметить следующее: в данной группе сотрудников значения выше среднего по шкалам «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Общий показатель осмысленности жизни». И значения ниже среднего по шкалам «Локус контроля — Я», «Локус контроля — Жизнь» (табл. 1).

Далее нами были выявлены социально-психологические особенности первичной группы

(коллектива), членами которой являются сотрудники ООО «МГИ и С». В качестве основных социально-психологических особенностей группы были приняты: социально-психологический климат группы, сплоченность и стадии развития группы.

Таблица 1

Средние показатели смысложизненных ориентаций сотрудников организации

Субшкалы Средний балл по группе

1. Цели в жизни 28,8

2.Процесс жизни 25,9

3. Результативность жизни 22,07

4. Локус контроля — Я 14,9

5. Локус контроля — Жизнь 22,3

6. Общий показатель ОЖ 86,35

С целью изучения восприятия социально-психологического климата в первичной группе (коллективе) нами была использована «Экспресс-методика». Результаты оценки представлены в табл. 2.

Таблица 2 Средние показатели компонентов социально-психологического климата сотрудников организации

Компоненты социально-психологического климата Среднее значение

1. Эмоциональный 0,67

2. Поведенческий 0,77

3. Когнитивный 0,77

4. Общий показатель 0,76

Полученные усредненные показатели позволяют вывести структуру отношения к коллективу у сотрудников данной организации.

Так, сотрудники оценивают социально-психологический климат коллектива как благоприятный по всем компонентам — эмоциональному, поведенческому, когнитивному.

Благоприятный СПК характеризуют: оптимизм, радость общения; доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.

Социально-психологический климат представляет важную качественную сторону межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.).

Полученные результаты изучения уровня развития группы и уровня групповой сплоченности коллектива данной организации представлены в табл.3.

Таблица 3

Средние показатели уровня развития группы и групповой сплоченности сотрудников организации

Компоненты социально-психологических особенностей коллектива Средний балл по группе

1.Уровень развития 46,6

2. Уровень сплоченности 15,25

Так, данные табл. 3 позволяют нам охарактеризовать данную группу как группу-кооперацию.

Данный уровень развития группы характеризуется четким осознанием членами группы общей цели, стремлением субъектов к сотрудничеству ради её достижения и хорошо выстроенными деловыми отношениями. В этой группе проявляются взаимопонимание и взаимная ответственность при решении целевых вопросов. Однако подлинное психологическое единство в группе отсутствует.

Данный уровень развития группы определяется А. Н. Лутошкиным как «Мерцающий маяк». «Формирующийся коллектив озабочен, чтобы

каждый шёл верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание — это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны "смотрители" маяка. Те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех».

Как видим из табл. 3, при изучении уровня групповой сплоченности в данной группе сотрудников был выявлен высокий уровень групповой сплоченности.

Групповая сплоченность является чрезвычайно важным параметром функционирования группы, показывающим степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.

С целью выявления связи смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями первичной группы (коллектива), а также степени влияния смысложизненных ориентаций личности испытуемых на восприятие ими социально-психологических особенностей группы нами был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции г-Пирсона. Полученные результаты представлены в табл. 4.

При подсчете коэффициента корреляции в группе сотрудников была выявлена положительная корреляционная связь между целями жизни и уровнем развития группы (г = 0,645; р < 0,05).

То есть уровень развития первичной группы (коллектива) влияет на постановку жизненных целей сотрудников данной организации. Чем выше уровень развития группы, тем в большей степени сотрудникам присуща целеустремленность. Наличие в жизни целей в будущем,

Таблица 4

Взаимосвязи между смысложизненными ориентациями женщин и социально-психологическими особенностями первичной группы

Субшкалы Уровень развития группы Уровень сплоченности группы Эмоциональный компонент СПК Поведенческий компонент СПК Когнитивный компонент СПК

Цели в жизни 0, 645 0,153 0,069 -0,06 -0,08

Процесс жизни -0,093 -0,088 -0,047 -0,054 -0,415

Результативность жизни 0,239 0,185 0,226 0,086 0,155

Локус контроля — я -0,032 0,024 0,071 0,059 0,112

Локус контроля — жизнь 0,04 0,038 0,04 0,040 0,042

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий показатель осмысленности жизни 0,174 0,139 0,019 0,027 0,092

придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между смыс-ложизненными ориентациями личности и социально-психологическими особенностями группы подтвердилась частично.

На втором этапе исследования с целью проверки второй гипотезы — выявления связи смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями коллектива в зависимости от гендерной принадлежности нами был проведен сравнительный анализ средних значений СЖО по группе женщин и мужчин. Полученные результаты представлены в табл. 5.

Таблица 5

Средние показатели смысложизненных ориентаций сотрудников организации в зависимости от гендерной принадлежности

Субшкалы Женщины Мужчины

Цели в жизни 25,4 32,2

Процесс жизни 26,55 25,4

Результативность жизни 21,85 22,3

Локус контроля — Я 14,75 15,05

Локус контроля — Жизнь 21,85 22,75

Общий показатель осмысленности жизни 84,45 88,25

Как видим из табл. 5, проведенный сравнительный анализ средних значений по группе испытуемых выявил некоторые различия в системе смысложизненных ориентаций женщин и мужчин.

Женщины имеют значения выше среднего по шкалам «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля — Я».

То есть им присущи такие особенности, как целеустремленность, эмоциональная насыщен-

ность жизни, полнота и удовлетворенность самореализацией, уверенность в своих силах.

Наличие целей в будущем является важной составляющей самоактуализации личности. Именно цели придают жизни осмысленность, направленность и имеют временную перспективу.

Процесс жизни воспринимается испытуемыми данной выборки как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, когда «единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить», и является показателем в целом удовлетворенности жизнью.

Женщины отмечают результативность своей жизни и удовлетворенность самореализацией. Пройденный отрезок жизни наполнен ощущением продуктивности и осмысленности прожитой части жизни.

Они имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Женщины уверены в своих силах и в возможности контролировать события собственной жизни.

В тоже время по шкале «Локус контроля — жизнь» у женщин данной выборки были выявлены показатели ниже среднего. То есть у них отсутствует убеждение в том, что человеку дана возможность контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Им присуща такая особенность, как фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Данный показатель на фоне вышеперечисленных, по нашему мнению, может быть связан с серьезным кризисом, затронувшим все сферы жизнедеятельности российского общества и обусловленный проведением непоследовательной, неэффективной внутренней и внешней политикой государства. В результате

у людей отсутствуют стабильность в жизни и уверенность в завтрашнем дне, несмотря на все прилагаемые усилия.

Мужчины имеют значения выше среднего по шкалам «Цели», «Результативность жизни».

Им, также как и женщинам, присуще наличие целей в будущем, осмысленность жизни и временная жизненная перспектива.

Свою прожитую часть жизни мужчины оценивают, как осмысленную и продуктивную.

В тоже время у мужчин были выявлены показатели ниже среднего по таким шкалам, как «Процесс жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — жизнь».

Мужчины отмечают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, отсутствие ощущения полноты и эмоциональной насыщенности.

Они не верят в свои силы и отмечают невозможность контролировать события собственной жизни.

Мужчин данной выборки с женщинами сближает фатализм и отсутствие уверенности в завтрашнем дне, неверие в то, что человек способен влиять на жизнь и управлять ею.

Проведенный далее сравнительный анализ средних значений по группе испытуемых выявил как сходство, так и некоторые различия в восприятии социально-психологических особенностей первичной группы (коллектива) сотрудников организации в зависимости от гендерной принадлежности. Полученные результаты представлены в табл. 6.

Как женщины, так и мужчины положительно оценивают социально-психологический климат первичной группы (коллектива) как в целом, так и по составляющим его компонентам — эмоциональному, поведенческому, когнитивному.

В то же время при оценке уровня развития группы и групповой сплоченности у мужчин и женщин были выявлены некоторые различия.

Так, женщины оценивают уровень групповой сплоченности несколько выше, чем мужчины.

Таблица 7

Взаимосвязи между смысложизненными ориентациями женщин и социально-психологическими особенностями первичной группы (коллектива)

Субшкалы Уровень развития группы Уровень сплоченности группы Эмоциональный компонент СПК Поведенческий компонент СПК Когнитивный компонент СПК

Цели в жизни 0,734 0,190 0,019 -0,028 -0,050

Процесс жизни -0,402 -0,342 -0,180 -0,080 -0,802

Результативность жизни 0,573 0,439 0,236 0,145 0,093

Локус контроля — я -0,144 -0,035 -0,019 -0,005 0,008

Локус контроля — жизнь -0,006 -0,007 -0,004 0,0063 0,0125

Общий показатель осмысленности жизни 0,088 0,0887 0,0526 0,0215 -0,0056

Женщины отмечают наличие высокого уровня групповой сплоченности, мужчины — выше среднего.

При этом мужчины оценивают уровень развития группы несколько выше, чем женщины. Мужчины оценивают данную группу как группу-автономию. Данный уровень развития группы определяется А. Н. Лутошкиным как «Алый парус».

Женщины оценивают группу как группу-кооперацию.

Далее с целью выявления связи смысложиз-ненных ориентаций сотрудников организации (женщин и мужчин) с социально-психологическими особенностями первичной группы (коллектива) нами был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции г-Пирсона. Полученные результаты представлены в табл. 7.

Таблица 6

Средние показатели

социально-психологических особенностей первичной группы в зависимости от гендерной принадлежности

Компоненты

социально-психологических особенностей Женщины Мужчины

коллектива

1. СПК 0,93 0,86

• эмоциональный компонент 0,8 0,8

• поведенческий компонент 1 0,8

• когнитивный компо- 1 1

нент

2. Уровень развития 42,05 51,2

3. Уровень сплоченности 16,35 14,15

При подсчете коэффициента корреляции в группе женщин были выявлены положительные

корреляционные связи между целями жизни и уровнем развития группы (г = 0,734; р < 0,05); результативностью жизни и уровнем развития группы (г = 0,573; р < 0,05), а также отрицательная корреляционная связь между процессом жизни и когнитивным компонентом социально-психологического климата группы (г = -0,802; р < 0,05).

То есть у женщин уровень развития первичной группы (коллектива) влияет на постановку жизненных целей и на результативность жизни. Чем выше уровень развития группы, тем в большей степени им присущи такие особенности, как целеустремленность, эмоциональная насыщенность жизни, полнота и удовлетворенность самореализацией, уверенность в своих силах, осмысленность, направленность и временная перспектива, удовлетворенность результативностью своей жизни и прожитой ее частью.

Чем выше и положительнее оценивается процесс жизни женщинами, тем меньше женщины знают и стремятся узнать других членов своего коллектива, и наоборот, чем ниже и отрицательнее оценивается процесс своей жизни, тем больше женщины стремятся узнать членов своего коллектива.

Взаимосвязи между смысложизненными ориентациями мужчин и социально-психологическими особенностями первичной группы (коллектива) сотрудников организации представлены в табл. 8.

При подсчете коэффициента корреляции в группе мужчин была выявлена одна положительная корреляционная связь между целями жизни и уровнем развития группы (г = 0,559; р < 0,05). По остальным шкалам корреляционные связи между смысложизненными ориентациями мужчин и социально-психологическими особенностями группы выявлены не были. Очевидно, полученный результат можно объяснить тем, что для мужчин большее влияние на формирование смысложиз-ненных ориентаций оказывают другие факторы.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями группы имеет гендер-ную обусловленность, подтвердилась.

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.

1. Анализ проблемы показывает, что смысл жизни — это избираемая личностью наивысшая ценность или главенствующая идея, служению которой человек готов посвятить свою жизнь. Обретение смысла жизни становится результирующей и направляющей идеей сознательной деятельности личности. Эта идея формируется в процессе развития личности под воздействием множества факторов, среди которых выделяются индивидуально-личностные и социально обусловленные детерминанты.

Смысложизненная ориентация представляет собой состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение. Одной из социальных детерминант формирования смысложизненных ориентаций может выступать первичная трудовая группа (коллектив) и ее социально-психологические особенности, такие как уровень развития группы, уровень сплоченности группы и социально-психологический климат в группе.

В ходе эмпирического исследования нами были выявлены следующие особенности:

— Выдвинутая нами первая гипотеза о том, что существует связь между социально-психологическими особенностями группы и смысложизненными ориентациями сотрудников, подтвердилась частично.

— Сотрудники организации имеют значения выше среднего по шкалам «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Общий показатель осмысленности жизни». Их

Таблица8

Взаимосвязи между смысложизненными ориентациями мужчин и социально-психологическими особенностями первичной группы (коллектива)

Субшкалы Уровень развития группы Уровень сплоченности группы Эмоциональный компонент СПК Поведенческий компонент СПК Когнитивный компонент СПК

Цели в жизни 0,559 0,116 -0,034 -0,092 -0,122

Процесс жизни 0,216 0,165 0,085 -0,028 -0,012

Результативность жизни -0,094 -0,068 -0,013 0,028 0,062

Локус контроля — я 0,078 0,080 0,178 0,124 0,217

Локус контроля — жизнь 0,086 0,084 0,080 0,075 0,071

Общий показатель осмысленности жизни 0,261 0,190 -0,013 0,034 0,098

отличает целеустремленность, удовлетворенность процессом жизни, общая осмысленность жизни.

— Значения ниже среднего по шкалам «Локус контроля — Я», «Локус контроля — Жизнь». Отсутствует ощущение возможности контроля своей жизни и свободы в принятии жизненных решений.

— Сотрудники данной организации оценивают социально-психологический климат коллектива как благоприятный по всем компонентам — эмоциональному, поведенческому, когнитивному. Уровень развития группы определяют, как кооперация и отмечают высокий уровень групповой сплоченности.

— При подсчете коэффициента корреляции в группе сотрудников была выявлена положительная корреляционная связь между целями жизни и уровнем развития группы (г = 0,645; р < 0,05), то есть уровень развития первичной группы (коллектива) влияет на постановку жизненных целей сотрудников данной организации. Чем выше уровень развития группы, тем в большей степени сотрудникам присуща целеустремленность. Наличие в жизни целей в будущем придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

— Выдвинутая нами вторая гипотеза о том, что связь смысложизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями группы имеет гендерную обусловленность, подтвердилась.

— Женщины имеют значения выше среднего по шкалам «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля — Я». Им присущи целеустремленность, эмоциональная насыщенность жизни, полнота и удовлетворенность самореализацией, уверенность в своих силах.

— По шкале «Локус контроля — жизнь» у женщин были выявлены показатели ниже среднего. У них отсутствует убеждение в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

— Мужчины имеют значения выше среднего по шкалам «Цели», «Результативность жизни».

— Мужчинам так же, как и женщинам, присуще наличие целей в будущем, осмысленность жизни и временная жизненная перспектива.

— По шкалам «Процесс жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — жизнь» у мужчин были выявлены показатели ниже среднего.

— Мужчины отмечают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, отсутствие

ощущения полноты и эмоциональной насыщенности. Они не верят в свои силы и отмечают невозможность контролировать события собственной жизни.

— Мужчин данной выборки с женщинами сближает фатализм и отсутствие уверенности в завтрашнем дне, неверие в то, что человек способен влиять на жизнь и управлять ею.

— Сравнительный анализ средних значений по группе испытуемых выявил как сходство, так и некоторые различия в восприятии социально-психологических особенностей первичной группы (коллектива) сотрудников организации в зависимости от гендерной принадлежности.

— Как женщины, так и мужчины положительно оценивают социально-психологический климат первичной группы (коллектива) как в целом, так и по составляющим его компонентам — эмоциональному, поведенческому, когнитивному.

2. При оценке уровня развития группы и групповой сплоченности у мужчин и женщин были выявлены некоторые различия.

— Женщины оценивают уровень групповой сплоченности несколько выше, чем мужчины. Женщины отмечают наличие высокого уровня групповой сплоченности, мужчины — выше среднего.

— Мужчины оценивают уровень развития группы несколько выше, чем женщины. Мужчины оценивают данную группу как группу — автономию. Женщины оценивают группу как группу — кооперацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Смысложизненные ориентации женщин и мужчин связаны с социально-психологическими особенностями группы.

— У женщин отмечается положительная корреляционная связь уровня развития первичной группы (коллектива) с формированием жизненных целей и результатов жизни и отрицательная связь между процессом жизни и когнитивным компонентом социально-психологического климата коллектива.

— У мужчин была выявлена положительная корреляционная связь между целями жизни и уровнем развития группы (г = 0,559; р < 0,05).

3. Результаты проведенного исследования раскрывают важные аспекты связи смысло-жизненных ориентаций сотрудников организации с социально-психологическими особенностями группы, имеют прикладное значение и могут быть использованы психологами в практической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 363 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М. : АСТ : АСТ-Москва ; СПБ. : Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с.

3. Григорьева, Н. В. Экспериментальное изучение уровня развития профессиональных качеств персонала / Н. В. Григорьева, О. Н. Ефимова, Е. М. Литвинова // Регулирование развития экономики региона в условиях нестабильности : сб. науч. ст. — Чебоксары : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2017. — С. 81—87.

4. Кочеткова, Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением / Т. Н. Кочеткова // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2010. — № 2. — С. 118—123.

5. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 139 с.

6. Максимова, Н. Л. К вопросу коммуникативной компетентности менеджеров по продажам / Н. Л. Максимова // Информационное пространство региона: история, современность и актуальные проблемы : сб. науч. ст. / отв. ред. Е. А. Ильина. — Чебоксары : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева, 2015. — С. 58—64.

7. Максимова, Н. Л. Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Л. Максимова. — Чебоксары, 2006. — 22 с.

8. Сахарова, Т. Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т. Н. Сахарова // Вестн. ун-та. — 2012. — Т. 1, № 13. — С. 311—317.

9. Султанбеков В. И., Тимофеев А. И. Ценностные ориентации как элемент в структуре личности будущего офицера // Сибир. пед. журн. — 2010. — № 3. — С. 181—186.

10. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Афанасьева Елена Алексеевна — психолог ООО «Меркатус». psichej@mail.ru

Максимова Наталия Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова». Neli13@mail.ru

REFERENCES

1. Andreeva G.M. Social'naya psixologiya [Social psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2008, 363 p. (In Russ.).

2. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P., ed. Bol'shoj psixologicheskij slovar' [Great psychological dictionary]. Moscow, AST Publ., AST-Moscow Publ., St. Petersburg, Prime Euroznak Publ., 2009, 816 p. (In Russ.).

3. Grigorieva N.I. Eksperimental'noe izuchenie urovnya razvitiya professional'ny'x kachestv personala [Experimental study of level of development of professional qualities of the personnel]. Regulirovanie razvitiya e'konomiki regiona v usloviyax nestabil'nosti [Regulation of development of economy of region in conditions of instability]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Publ., 2017. Pp. 81—87. (In Russ.).

4. Kochetkova T. N. Smy'slozhiznenny'e orientacii licz s razny'm samootnosheniem [Life-meaning orientations of persons with different self-attitude]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2010, по. 2, pp. 118—123. (In Russ.).

5. Krichevsky R. L. Psixologiya maloj gruppy': Teoreticheskij i prikladnoj aspekty' [The Psychology of small group: Theoretical and applied aspects]. Moscow, Lomonosov State University, 1991. 139 p. (In Russ.).

6. Maksimova N. L. K voprosu kommunikativnoj kompetentnosti menedzherov po prodazham [To the question of communicative competence of sales managers]. Informacionnoe prostranstvo regiona: istori-ya, sovremennost' i aktual'ny'e problemy' [Information space of the region: history, modernity and actual problems]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev Publ., 2015. Pp. 58—64. (In Russ.).

7. Maksimova N.L. E'tnopedagogika chuvashskogo naroda v sisteme formirovaniya nravstvennoj kul'tury' budushhix social'ny'x rabotnikov [Pedagogy of the Chuvash people in the system of formation of moral culture of future social workers]. Abstract of thesis. Cheboksary, 2006. 22 p. (In Russ.).

8. Sakharova T. N. Soderzhanie i napravlennost' smy'slozhiznenny'x orientacij lichnosti v zrelom vozraste [The content and direction of life-meaning orientations of the person in adulthood]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University], 2012, vol. 1, no. 13, pp. 311—317. (In Russ.).

9. Sultanbekov V. I., Timofeev A. I. Cennostny'e orientacii kak e'lement v strukture lichnosti budushhego oficera [Value orientations as an element in the structure of the future officer's personality]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal, 2010, no. 3, pp. 181—186. (In Russ.).

10. Frankl V. Chelovek v poiskax smysla [Man's search for meaning]. Moscow, Progress Publ., 1990. 368 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.