Научная статья на тему 'Взаимосвязь феномена одиночества и терроризма: социально-философский анализ'

Взаимосвязь феномена одиночества и терроризма: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / GLOBALISEERUMISE SOCIETY / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ДЕСТРУКЦИЯ / DESTRUCTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лященко Максим Николаевич

В данной статье автор делает попытку осмысления феномена одиночества и его связи с терроризмом. Автор прослеживает общие основания этих двух социокультурных феноменов, и приходит к выводу, что в абсолютном типе одиночества разрушается высший уровень духовной структуры личности нравственность, которая является сдерживающим механизмом проявления агрессии и деструкции. С ее разрушением человек становиться проводником агрессии и деструкции в мир, а также объектом для манипулирования террористическими идеологиями.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author makes an attempt to understand the phenomenon of loneliness and its relationship to terrorism. The author traces the common ground of these two socio-cultural phenomena, and comes to the conclusion that an absolute type of solitude is destroyed the highest level of spiritual structure of the person morality, which is the limiting mechanism of aggression and destruction. With its destruction man becomes a conductor of aggression and destruction in the world, and is also subject to manipulation by terrorist ideologies.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь феномена одиночества и терроризма: социально-философский анализ»

Однако на современном этапе развития в России не развит трансдисциплинарный коммуникативный диалог, в котором участвуют политики федерального уровня, эксперты из среды технических и гуманитарных наук, а также общество (рядовые граждане). В этой связи нужно усилить «политическую» составляющую (ТА как инструмент демократизации общества).

ГУ.Немецкая модель TA как трехчленная модель участия (политики, эксперты, общество). На сегодняшний момент немецкая модель ТА является в какой-то мере образцовой, воплощая в себе сильные стороны всех вышеперечисленных кейсов. Во-первых, немецкая модель ТА (как и российская) тесно связана с академической средой. Так, немецкие философы техники внесли существенный вклад в разработку теоретических вопросов ТА. Во-вторых, Бюро оценки техники в Германском Бундестаге был создан по образцу американского Офиса оценки техники при Конгрессе США. В-третьих, с китайской моделью немецкую практику ТА/ИШ роднит эффективное сотрудничество с государством.

Слабые стороны немецкой модели ТА: чрезмерное давление со стороны некомпетентной, но активной общественности. Вызовы техногенной цивилизации требуют беспрецедентного уровня осведомленности не только политиков, но и простых граждан в вопросах, разработка которых ранее были исключительно делом узкого круга специалистов и экспертов (техноэлиты). Так, анализируя немецкую программу отказа от ядерной энергетики (Atomausstieg), мы увидели неготовность немецкого обывателя участвовать в ответственном диалоге для решения сложных задач «социальной инженерии». В гражданском обществе возникает реальная угроза отторжения прорывных технологических проектов: эмоциональные лозунги, популистские политические заявления, фобии, беспочвенные ожидания некомпетентной общественности могут заглушить голоса инженеров и экспертов. В этой связи стоит не только проблема «гуманитаризации» технического образования, но

и «технизации» общественного мнения. Ответственность не только сверху, но и снизу. В гражданском обществе стейкхолдеры как потенциальные «агенты перемен» и «моральные редакторы» инновационных технологий должны быть также компетентными и ответственными. В этой связи в Германии сегодня говорят об «устойчивом участии» (sustainable participatory).

В свете предпринятого анализа национальных моделей TA можно сформулировать три основных вызова, которые стоят сегодня перед Россией:

1.Техно-гуманитарный синтез и преодоление технократизма (развитие среды доверия между инженерами и представителями гуманитарных и общественных наук).

2.Развитие диалога между экспертным сообществом и политиками.

3. Развитие трансдисциплинарного диалогового пространства (реализация на практике трехчленной партисипативной модели TA, формирование «новой архитектоники участия»).

Список литературы:

1. Grunwald A. Responsible innovation: Bringing together technology assessment, applied ethics, and STS research // Enterprise and Work Innovation Studies, 2011, №7, pp. 9-31.

2. Grunwald A., Chernikova I., Seredkina E. New Impulses for the TA-Networking in Russia // TATuP, 2015, № 3(24), pp. 109-114.

3. Hahn J., Ladikas M. Responsible research and innovation: a global perspective // Enterprise and Work Innovation Studies, 2014, №10, pp. 9-27.

4. Hahn J., Merz C., Scherz C. Identity shaping: Challenges of advising parliaments and society - A Brief History of Parliamentary Technology Assessment // Philosophy of Science and Technology, 2015, №2 (20), pp. 164-178.

5. Jasanoff, S. Technologies of Humility: Citizen Participation in Governing Science // Minerva, 2003, vol. 41, pp. 223-244.

6. Sadowski J., Guston D. Technology Assessment in the USA: Distributed Institutional Governance // TATuP, 2015, № 1 (24), pp. 53-59.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА И ТЕРРОРИЗМА: _СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ_

Лященко Максим Николаевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор делает попытку осмысления феномена одиночества и его связи с терроризмом. Автор прослеживает общие основания этих двух социокультурных феноменов, и приходит к выводу, что в абсолютном типе одиночества разрушается высший уровень духовной структуры личности - нравственность, которая является сдерживающим механизмом проявления агрессии и деструкции. С ее разрушением человек становиться проводником агрессии и деструкции в мир, а также объектом для манипулирования террористическими идеологиями.

Ключевые слова: одиночество; терроризм; глобализирующее общество; агрессия; деструкция.

ABSTRACT

In this article the author makes an attempt to understand the phenomenon of loneliness and its relationship to terrorism. The author traces the common ground of these two socio-cultural phenomena, and comes to the conclusion that an absolute type of solitude is destroyed the highest level of spiritual structure of the person - morality,

which is the limiting mechanism of aggression and destruction. With its destruction man becomes a conductor of aggression and destruction in the world, and is also subject to manipulation by terrorist ideologies. Key words: loneliness; terrorism; globaliseerumise society; aggression; destruction.

Проблема взаимосвязи одиночества и терроризма в глобализирующемся обществе представляет особый интерес для исследователей. Однако познавательная ситуация сложившаяся в научном мире вокруг такой постановке проблемы убедительно говорит о недостаточности изученности и теоретической проработки данного вопроса. Поэтому исследовательской задачей данной статьи является не только проследить связь между одиночеством и терроризмом, но установить общие основания сближающие одиночество и терроризм.

Обращаясь к рассмотрению взаимосвязи одиночества и терроризма, следует исходить из положения, что в одиночестве разрушается духовно-нравственная основа бытия личности, особенно в абсолютном типе одиночества, в котором жизнь как первичная и важная ценность сама по себе обесценивается. Зачастую в абсолютном одиночестве для человека обесценивается прежде всего его собственная духовная и индивидуально-витальная жизнь, может также жизнь окружающих, и в целом всего живого. О социальной или культурной жизни вообще не приходиться говорить, их ценность понижается до максимально низкого уровня в одиночестве. Иная картина представлена в уединении и самоизоляции, в которых социальная и культурная жизнь имеет смысл для индивида, который раскрывая свое творческое «Я», расширяет их жизненные пределы. По сути, с этой целью он уединяется и самоизолируется.

Думается, что ценность самой жизни, если так будет корректно выразиться, у одинокого человека, в целом находится на достаточно низком уровне. Значимость ее в абсолютном типе одиночества может падать до максимального низкого ценностного значения, тогда человек переводиться в социально деструктивный тип своего существования - некрофильский (по терминологии Э. Фромма) [4; 5], в котором культивируется любовь ко всему мертвому и неживому. Отсюда, корни животной и ничем «не мотивированной» агрессии, насилия и деструктив-ности в социальном бытии, от которых во многом зависит рост социального зла в обществе.

Акцентируя внимание на важности социальной активности субъекта в процессе жизнедеятельности, следует согласиться с точкой зрения К.А. Абульханова-Славской, определяющей ее как систему поступков и результатов, обусловленную ценностной мотивацией и оказывающей влияние на изменение дальнейших ценностных установок и ориентаций в сознании личности [1, с. 15]. Следует отметить, что ценностно-смысловые структуры личности, образующие ее ценностные предпочтения и ориентации, лежат в основе социальной активности. От того какая цель будет поставлена будет завесить характер, направленность и интенсивность социальной активности и сила, проявляющейся в ней, т.е. «нравственной воли».

Существенным и окончательным структурообразующим элементом духовно-личностной целостности человека является нравственные ценности, позволяющие сформировать, следуя терминологии Г.Л. Тульчинского, «ценностно-нравственную программу» (ценностно-нравственное самосознание) личности. Нравственно-ценностные ориентации являются условиями духовного развития индивида, которое носит творческий характер, если говорить о подлинном духовном развитии, не загроможденного шаблона и внешними авторитетами и оставляющим место для духовного целеполагания и духовного выбора.

Кроме этого человек является органической частью этого мира, с которым выстраивает диалог посредством культуры, включаясь в его живую ткань и таким образом становясь единым целым с ним. Поэтому в одиночестве человек испытывает дефицит общения, он по природе диалогичен (Бахтин, Бубер), и актуализация пустоты и смерти в переживании одиночества, обрывают диалог человека с миром и даже с Трансценденцией (Богом). Таким образом, в безмерности пустоты, заполняющей сознание человека в абсолютном одиночестве, может утратить свое значение для него самая высшая ценностно-смысловая доминанта - Бог. Не случайно в христианстве одинокий человек приравнивался к грешнику. Хотя пустота, в какой-то степени может выступить в качестве возможности для нахождения Бога, переориентацией ценностно-смысловой стратегии личности, т.е. позволить перестроиться ценностно-смысловым структурам сознания. Но если этого не происходит в самоизоляции, уединении или неполном одиночестве, то человека поглощает пустота, наступает полное одиночество. Или, наоборот, такая коммуникация и взаимодействие невыносимы, пространство «отравлено» и человеку остается только выпасть из него, но в том и или другом случае отсутствует единая связующая система ценностей и смыслов. И как итог перевод человека в одиночество как абсолютно закрытую систему, временность которой на исходе. Коммуникация «Я» с «Другими» становится невозможной по причине разрыва духовных связей. Таким образом, одиночество - это выпадение из социально-коммуникативного пространства, потеря гармонической взаимосвязи с Богом, миром, обществом и другими людьми по причине отсутствия объединяющих и связывающих ценностей и смыслов. Как отмечает Л.Ф. Новицкая: «Коммуникация с Другим нарушена необратимым образом, а потому нарушена и коммуникация с собой» [2, с. 43].

Таким образом, нравственная составляющая личности и формирование ее нравственного самосознания базируется на ценностно-смысловых основаниях, манифестируя собой завершение складывания в человеке духовно-личностной целостности.

Нравственная составляющая человека является последним оплотом духовно-личностной «субстанции» в человеке, сдерживающим агрессию и деструкцию. С ее разрушением духовно-личностная целостность человека окончательно и бесповоротно распадается, превращая человека в очаг социальной агрессии и деструкции. В таком случае, одиночество для человека оборачивается источником агрессии и деструкции, направленным во внешнюю среду. Если в одиночестве еще не окончательно разрушена нравственная составляющая духовно-личностной целостности человека, то деструкция, скорее всего, будет направлена индивидом на самого себя. В таком случае, индивид совершит самоубийство.

Собственно вопрос об одиночестве - это, прежде всего, вопрос о том, как при глубинных разрушениях ценностно-смысловых структур духовно-личностной целостности человека, можно реанимировать его к общественной деятельности и духовной жизни, не потеряв его как члена общества, который потенциально становиться проводником агрессии и деструкции в мир.

Если одиночество охватывает индивида в раннем возрасте или в юношестве, то не сформированные ценностно-смысловые структуры, а тем более нравственные, могут окончательно деформироваться в сторону необратимой переориентации индивида на деструктивную социальную активность, которая может перерасти в деструктивную деятельность как жизненную стратегическую установку, нацеленную на абсолютное уничтожение и разрушения всего (убийство, терроризм и т.д.). История знает немало подобных примеров. Не случайно, что в опыте переживания человеком одиночества он сталкивается со страхом смерти. С одной стороны, это обстоятельство может привести к глубокой трансформации жизненных приоритетов и переосмыслению предыдущего жизненного опыта. Тогда человек в одиночестве может прийти к осознанию и пониманию высшей ценности не только жизни, а жизни, сопричастной с другими, жизни совместной с кем-либо, в которой только и может сложиться полная и целостная духовная личность, но исход такого развития событий возможен только в неполном одиночестве. Вместе с тем, в одиночестве страшно умирать особенно тем, кто еще не испытал счастливых мгновений жизни, общения, любви, и совсем не страшно тем, кто уже это потерял, а вместе с ними потерял и себя.

Распад ценностно-смысловых структур может происходить не только во внутреннем мире человека, но и в самом обществе в результате аномиче-ских процессов, приводящих к одиночеству. Психологами отмечается тот факт, что в состоянии одиночества человек ощущает опустошение и бессодержательность своего внутреннего мира. В таком образе предстают для одинокого человека и все его окружение - Бог, мир, общество, другие люди. В связи с этим складывается парадоксальная ситуация, одинокий человек в мире, в обществе, т.е. в них, но не с ними, так как субъекты взаимодействия, связи и отношения в обществе перестают

быть значимыми, представлять какую-либо ценность. Естественно, что одинокий человек потенциально агрессивен, и может дать выйти этой агрессии во внешнюю среду, выразившись в деструктивных общественных актах (терроризм, убийства и т.д.), либо направить вовнутрь себя - на саморазрушение (самоубийство). Так, в «Социологической энциклопедии» указывается на тот факт, что одним из факторов деструктивной агрессии является одиночество [3, с. 104]. Естественно, что если все уже и так мертво, в том числе и сам человек как социально-культурный субъект (личность), то ничего не стоит все окончательно уничтожить. В данном случае можно констатировать и нравственное разложение человека, который окончательно и необратимо лишается нравственных оснований в социуме и бытие. Таким образом, в одиночестве преобладают отношения «человек в мире», игнорирующие ценностно-мировоззренческие аспекты бытия человека и заменяющие отношения «мир-в-человеке», в которых нечто внешнее стало достоянием и ценностью внутреннего мира человека.

С другой стороны, переживание одиночества, сопряженное с отрицательной ценностной рефлексией, выступает в качестве показателя не принятия и отрицания или социальной, или природной, или трансцендентной реальности, или всех их разом (абсолютное одиночество). Все это подрывает всестороннюю и всецелую индивидуально-личную идентификацию индивида (социальную, культурную, этническую, духовную), а значит и его самоопределение. Естественно, что одиночество служит своеобразным показателем «выпадения» социального субъекта как носителя определенных ценностей и смыслов из космической, социальной, культурной или этнической действительности, или только одной из них, как, например, в неполном одиночестве. Поэтому корреляция одиночества со смертью, страхом и отчаянием очень важна и социальной точки зрения, обуславливая опыт восприятия разрушающейся окружающей действительности и соответствующего ему социально деструктивного поведение индивида.

Таким образом, можно заключить:

- одиночество связано с разрушением ценностно-смысловых основ внутреннего мира человека, распадом духовно-личностной целостности и понижением в бытие его субъективности, устойчивости и автономности;

- общим основанием одиночества и терроризма является то, что они отрицают в корне саму жизнь и самого человека в качестве духовно-нравственной личности и социального субъекта, умаляя ценность индивидуально бытия и всего окружающего;

- умаление ценности жизни в одиночестве и разрушение нравственной доминанты индивидуального бытия обуславливают агрессию, насилие, враждебность и деструкцию, проводником которых становится одинокий человек, который может стать террористом или «средством», которое используют террористические организации.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. С. 10-31.

2. Новицкая Л.Ф. Проблема нравственного самообретения в пространстве интерсубъективности. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 128 с.

3. Социологическая энциклопедия: В2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Издательство Мысль, 2003. 863 с.

4. Фромм Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии. 1991. N 9. С. 69-160.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. пер. с нем. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ, 2015. 618 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.